Архетип матери по юнгу: Архетип матери

Архетип матери

Общее понятие об архетипе матери

Данный архетип был описан Карлом Юнгом в рамках раскрытия им содержания структуры личности человека в аналитической психологии.

Проявления данного архетипа совершенно различны. С позиции психологической науки материнской фигурой в качестве архетипа могут выступать непосредственно мать, бабушка, свекровь, воспитательница и любая женщина, которая демонстрирует специфический тип поведения.

Данный архетип может раскрываться как в позитивных аспектах, так и с негативной стороны. В жизни любой женщины присутствуют обе эти стороны, в связи с тем, что практически невозможно себе представить, что мать может быть идеально хорошей или исключительно плохой

При позитивном варианте развития событий и действий матери, она взывает ассоциации с:

  • сочувствием,
  • заботой,
  • чувством защищенности и нужности,
  • спокойствием и мудростью.

Для негативного аспекта характерны ассоциации:

  • тьмы,
  • поглощения,
  • безразличия,
  • смерти,
  • загадки,
  • неизбежности.

Замечание 1

Чаще всего архетип Матери связан с изобилием, кормлением младенца, заботой, поддержкой, рождением на свет, мягкостью, безусловной любовью, желанием защитить и «взять под крыло».

Восприятие архетипа Матери мужчинами и женщинами

Для мужчин наряду со всеми вышеперечисленными ассоциациями образ матери также ассоциируется с чем-то странным, пугающим и чуждым. Такие образы не всегда отслеживаются сознанием, но иногда выныривают из глубин бессознательного, например, в сновидениях. В связи с тем, что мужчина не способен произвести на свет ребенка, этот процесс навсегда остается для него тайной, притягательной и одновременно очень пугающей.

Не имея возможности быть матерью и имея определенный опыт восприятия материнской заботы или будучи лишённым её в детстве и в связи с этим испытывающий постоянную потребность в ней, мужчина на уровне бессознательного может одновременно идеализировать Мать и ненавидеть ее.

На физиологическом неосознанном уровне «помня» себя в материнском лоне он подчас удерживает в себе и иногда сталкивается с неосознанным страхом быть изгнанным женщиной, на которую проецируется потом соответствующий образ.

Женщины воспринимают образ Матери несколько иначе. В связи с тем, что каждая из представительниц прекрасного пола осознает собственную возможность в будущем стать матерью, в соответствии с этим она соотносит себя символически с потенциально рождающей, как с Матерью-Землёй. Для женщины Мать выступает в качестве материального символа продолжения рода и реализации себя как женщины, матери, продолжательницы рода.

Характеристика архетипа Матери по Карлу Юнгу

Замечание 2

Согласно теории Юнга, для женщины обладающей архетипом матери свойственно подсознательное желание устроить окружающее пространство таким образом, чтобы оно было удобным и комфортным для воспитания будущего потомства.

Обычно она любит готовить, чтобы вкусно накормить близких, а во многих случаях и принимать гостей.

Женщина с ярко выраженным архетипом Матери характеризуется высокими стремлениями помощи и поддержки ближайшего окружения. На первый взгляд это стремление является абсолютно бескорыстным, при этом женщина и сама может быть в этом абсолютно уверена.

Она думает о том, что даже жертвуя чем-то важным, она не ждёт вознаграждения или благодарности. Это является центральной особенностью проявления данного архетипа.

Однако в процессе роста и развития ребенка и полной и беззаветной отдачи ему всех сил и времени женщина на подсознательном уровне идет по пути инфантилизации ребенка и полного и тотального подчинения его себе, при этом полностью забывая о собственном развитии. Этот процесс может способствовать полному растворению женщины в окружающих ее близких, заботе о которых она себя посвятила и здесь возможны два варианта развития событий:

  1. Женщина останавливается в своем развитии и становится совершенно не интересна ни выросшими со временем детям, ни мужу, ни самой себе. В следствие этого возможно развитее депрессивных расстройств личности.
  2. Женщина считает, что в связи с тем, что она полностью посвятила свою жизнь ребенку или мужу они обязаны ей подчинятся, и превращается в домашнего тарана, которые стремится к полному контролю жизни близких.

Женщина с ярко выраженным архетипом Матери на подсознательном уровне выбирает себе в спутники жизни мужчину, который будет способен стать хорошим отцом для детей, или на том, кто легко принимает её заботу и жертвенность.

Она зачастую мечтает о крепкой семье с несколькими детьми, удовлетворяя тем самым свою большую потребность заботиться и дарить свое время и свою любовь.

Женщина с сильным архетипом Матери нередко оказывается в партнёрских отношениях с мужчиной, много моложе её или значительно менее образованным, или с тем, кто серьёзно ниже её по социальному статусу.

Это женщина, которая постоянно находится в состоянии дарения: своего времени, любви, ласки. Она умеет слушать и слышать окружающих людей. Такая женщина создана для брака и материнства. Ей присущи терпение и терпеливость и бескорыстная жертвенность. Мужчина для такой женщины хозяин, опора и поддержка во всем.

Теневой стороной архетипа Матери является Деспот или Ужасная мать, демонстрирующая всепоглощающую любовь, которая полностью подчиняет себе всю деятельность объекта любви и заботы.

Такая Мать ведёт себя так, будто только она знает, как надо любить и заботиться. В тяжёлых случаях она может ограждать дочь от замужества. Жена её сына всегда оказывается в позиции никчёмной замарашки, а муж – в роли безвольного и ни к чему не приспособленного существа.

Проявления теневой стороны могут быть выражены в двух направлениях:

  • либо это женщина, которая ни на шаг не отпускает от себя своих близких и «душит» из своей опекой;
  • либо это жестокая мать, которая полностью игнорирует своих детей и обвиняет всех вокруг в неблагодарности и отсутствии достаточного внимания к ней.

Помощь студентам в учёбе от Людмилы Фирмаль

Здравствуйте!

Я, Людмила Анатольевна Фирмаль, бывший преподаватель математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института со стажем работы более 17 лет. На данный момент занимаюсь онлайн обучением и помощью по любыми предметам. У меня своя команда грамотных, сильных бывших преподавателей ВУЗов. Мы справимся с любой поставленной перед нами работой технического и гуманитарного плана. И не важно: она по объёму на две формулы или огромная сложно структурированная на 125 страниц! Нам по силам всё, поэтому не стесняйтесь, присылайте.

Срок выполнения разный: возможно онлайн (сразу пишите и сразу помогаю), а если у Вас что-то сложное – то от двух до пяти дней.

Для качественного оформления работы обязательно нужны методические указания и, желательно, лекции. Также я провожу онлайн-занятия и занятия в аудитории для студентов, чтобы дать им более качественные знания.


Моё видео:



Вам нужно написать сообщение в Telegram . После этого я оценю Ваш заказ и укажу срок выполнения. Если условия Вас устроят, Вы оплатите, и преподаватель, который ответственен за заказ, начнёт выполнение и в согласованный срок или, возможно, раньше срока Вы получите файл заказа в личные сообщения.

Сколько может стоить заказ?

Стоимость заказа зависит от задания и требований Вашего учебного заведения. На цену влияют: сложность, количество заданий и срок выполнения. Поэтому для оценки стоимости заказа максимально качественно сфотографируйте или пришлите файл задания, при необходимости загружайте поясняющие фотографии лекций, файлы методичек, указывайте свой вариант.

Какой срок выполнения заказа?

Минимальный срок выполнения заказа составляет 2-4 дня, но помните, срочные задания оцениваются дороже.

Как оплатить заказ?

Сначала пришлите задание, я оценю, после вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.

Какие гарантии и вы исправляете ошибки?

В течение 1 года с момента получения Вами заказа действует гарантия. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.


Качественно сфотографируйте задание, или если у вас файлы, то прикрепите методички, лекции, примеры решения, и в сообщении напишите дополнительные пояснения, для того, чтобы я сразу поняла, что требуется и не уточняла у вас. Присланное качественное задание моментально изучается и оценивается.

Теперь напишите мне в Telegram или почту и прикрепите задания, методички и лекции с примерами решения, и укажите сроки выполнения. Я и моя команда изучим внимательно задание и сообщим цену.

Если цена Вас устроит, то я вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.

Мы приступим к выполнению, соблюдая указанные сроки и требования. 80% заказов сдаются раньше срока.

После выполнения отправлю Вам заказ в чат, если у Вас будут вопросы по заказу – подробно объясню. Гарантия 1 год. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.

















Можете смело обращаться к нам, мы вас не подведем. Ошибки бывают у всех, мы готовы дорабатывать бесплатно и в сжатые сроки, а если у вас появятся вопросы, готовы на них ответить.

В заключение хочу сказать: если Вы выберете меня для помощи на учебно-образовательном пути, у вас останутся только приятные впечатления от работы и от полученного результата!

Жду ваших заказов!

С уважением

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности


Помощь студентам в учёбе от Людмилы Фирмаль

Здравствуйте!

Я, Людмила Анатольевна Фирмаль, бывший преподаватель математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института со стажем работы более 17 лет. На данный момент занимаюсь онлайн обучением и помощью по любыми предметам. У меня своя команда грамотных, сильных бывших преподавателей ВУЗов. Мы справимся с любой поставленной перед нами работой технического и гуманитарного плана. И не важно: она по объёму на две формулы или огромная сложно структурированная на 125 страниц! Нам по силам всё, поэтому не стесняйтесь, присылайте.

Срок выполнения разный: возможно онлайн (сразу пишите и сразу помогаю), а если у Вас что-то сложное – то от двух до пяти дней.

Для качественного оформления работы обязательно нужны методические указания и, желательно, лекции. Также я провожу онлайн-занятия и занятия в аудитории для студентов, чтобы дать им более качественные знания.


Моё видео:



Вам нужно написать сообщение в Telegram . После этого я оценю Ваш заказ и укажу срок выполнения. Если условия Вас устроят, Вы оплатите, и преподаватель, который ответственен за заказ, начнёт выполнение и в согласованный срок или, возможно, раньше срока Вы получите файл заказа в личные сообщения.

Сколько может стоить заказ?

Стоимость заказа зависит от задания и требований Вашего учебного заведения. На цену влияют: сложность, количество заданий и срок выполнения. Поэтому для оценки стоимости заказа максимально качественно сфотографируйте или пришлите файл задания, при необходимости загружайте поясняющие фотографии лекций, файлы методичек, указывайте свой вариант.

Какой срок выполнения заказа?

Минимальный срок выполнения заказа составляет 2-4 дня, но помните, срочные задания оцениваются дороже.

Как оплатить заказ?

Сначала пришлите задание, я оценю, после вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.

Какие гарантии и вы исправляете ошибки?

В течение 1 года с момента получения Вами заказа действует гарантия. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.


Качественно сфотографируйте задание, или если у вас файлы, то прикрепите методички, лекции, примеры решения, и в сообщении напишите дополнительные пояснения, для того, чтобы я сразу поняла, что требуется и не уточняла у вас. Присланное качественное задание моментально изучается и оценивается.

Теперь напишите мне в Telegram или почту и прикрепите задания, методички и лекции с примерами решения, и укажите сроки выполнения. Я и моя команда изучим внимательно задание и сообщим цену.

Если цена Вас устроит, то я вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.

Мы приступим к выполнению, соблюдая указанные сроки и требования. 80% заказов сдаются раньше срока.

После выполнения отправлю Вам заказ в чат, если у Вас будут вопросы по заказу – подробно объясню.

Гарантия 1 год. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.

















Можете смело обращаться к нам, мы вас не подведем. Ошибки бывают у всех, мы готовы дорабатывать бесплатно и в сжатые сроки, а если у вас появятся вопросы, готовы на них ответить.

В заключение хочу сказать: если Вы выберете меня для помощи на учебно-образовательном пути, у вас останутся только приятные впечатления от работы и от полученного результата!

Жду ваших заказов!

С уважением

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности


Архетип Матери – Глубинная психология Карла Юнга

Четыре архетипа: Мать, Возрождение, Дух, Трикстер (классика Рутледжа)

Архетип Матери:

аспекты.

Я упомяну здесь лишь некоторые из наиболее характерных.

Первыми по значимости являются личные мать и бабушка, мачеха и свекровь; затем любая женщина, с которой существуют отношения, например, медсестра, гувернантка или, возможно, отдаленная прародительница. Затем есть то, что можно было бы назвать матерями в переносном смысле.

К этой категории относятся богини, и особенно Богородица, Богородица и София. Мифология предлагает множество вариаций материнского архетипа, например, мать, которая снова появляется как дева в мифе о Деметре и Коре; или мать, которая также является возлюбленной, как в мифе о Кибеле-Аттисе.

Другие символы матери в переносном смысле проявляются в вещах, представляющих цель нашего стремления к искуплению, таких как Рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим.

Многие вещи, вызывающие благоговение или чувство благоговения, как, например, церковь, университет, город или страна, небо, земля, леса, море или любые тихие воды, даже материя, подземный мир и луна, могут быть матерью- символы.

Архетип часто ассоциируется с вещами и местами, символизирующими плодородие и плодородие: рог изобилия, пашня, сад.

Его можно прикрепить к скале, пещере, дереву, роднику, глубокому колодцу или к различным сосудам, таким как купель для крещения, или к цветам в форме сосуда, таким как роза или лотос.

Из-за предполагаемой защиты магический круг или мандала может быть формой материнского архетипа.

Полые предметы, такие как печи и сосуды для приготовления пищи, ассоциируются с архетипом матери и, конечно же, с маткой, йони и чем-то подобным. К этому списку добавлено много животных, таких как корова, заяц и вообще полезные животные.

Все эти символы могут иметь положительное, благоприятное значение или отрицательное, злое значение. Амбивалентный аспект наблюдается у богинь судьбы (Мойры, Греи, Норны).

Злые символы — ведьма, дракон (или любое пожирающее и обвивающее животное, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокая вода, смерть, кошмары и призраки (Эмпуза, Лилит и т. д.) . Этот список, конечно, не полон; в нем представлены только самые важные черты материнского архетипа.

Качества, связанные с ним: материнская забота и сочувствие; магический авторитет женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящие разум; любой полезный инстинкт или импульс; все доброе, все, что лелеет и поддерживает, что способствует росту и плодородию.

Местом волшебного превращения и возрождения вместе с подземным миром и его обитателями руководит мать.

С отрицательной стороны архетип матери может означать что-то тайное, скрытое, темное; бездна, мир мертвых, все, что пожирает, соблазняет и отравляет, что страшно и неизбежно, как судьба.

Все эти атрибуты материнского архетипа были полностью описаны и задокументированы в моей книге «Символы трансформации».

Там я сформулировал амбивалентность этих атрибутов как «любящая и ужасная мать». Пожалуй, самым знакомым нам историческим примером двойственной природы матери является Дева Мария, материнским архетипом которой является не только мать Господа, но и, согласно средневековым аллегориям, его крест.

В Индии «любящая и ужасная мать» — это парадоксальная Кали. Философия санкхьи превратила архетип матери в понятие пракрити (материи) и приписала ему три гуны, или фундаментальные атрибуты: саттва, раджас, тамас: благость, страсть и тьма.

Это три основных аспекта матери: ее лелеющая и питающая доброта, ее оргиастическая эмоциональность и ее стигийские глубины.

Особенность философского мифа, изображающего Пракрити, танцующую перед Пурушей, чтобы напомнить ему о «различающем знании», принадлежит не архетипу матери, а архетипу анимы, который неизменно проявляется в психологии человека, сначала смешанный с образом матери.

Хотя фигура матери в фольклоре более или менее универсальна, этот образ заметно меняется, когда появляется в индивидуальной психике. При лечении пациентов сначала впечатляет и даже останавливает кажущаяся значимость личной матери.

Эта фигура личной матери настолько велика во всех персоналистических психологиях, что, как мы знаем, они никогда не выходили за ее пределы, даже теоретически, до других важных этиологических факторов. Моя собственная точка зрения отличается от взглядов других медико-психологических теорий главным образом тем, что я придаю личной матери лишь ограниченное этиологическое значение.

Другими словами, все те влияния, которые в литературе описываются как оказываемые на детей, исходят не от самой матери, а скорее от спроецированного на нее архетипа, который придает ей мифологический фон и придает ей авторитет и сверхъестественное. . Этиологические и травматические воздействия со стороны матери следует разделить на две группы:

(1) те, которые соответствуют чертам характера или установкам, действительно присутствующим у матери, и (2) те, которые относятся к чертам, которыми мать только кажется обладает, причем реальность состоит из более или менее фантастических (то есть архетипических) проекций со стороны ребенка.

Сам Фрейд уже видел, что истинная этиология неврозов лежит не в травматических последствиях, как он сначала подозревал, а в своеобразном развитии инфантильных фантазий.

Это не отрицает, что такое развитие можно проследить до беспокоящих влияний, исходящих от матери.

Сам я взял за правило искать сначала причину детских неврозов у ​​матери, так как по опыту знаю, что ребенок скорее развивается нормально, чем невротически, и что в огромном большинстве случаев определенные причины нарушения могут быть обнаружены у родителей, особенно у матери.

Содержание ненормальных фантазий ребенка может быть отнесено к личной матери лишь частично, так как они часто содержат ясные и безошибочные аллюзии, которые никак не могут относиться к человеческим существам.

Это особенно верно, когда речь идет о определенно мифологических продуктах, как это часто бывает при детских фобиях, когда мать может предстать в образе дикого зверя, ведьмы, призрака, людоеда, гермафродита и т. д.

Следует, однако, иметь в виду, что такие фантазии не всегда имеют безошибочно мифологическое происхождение, а даже если и так, то они не всегда коренятся в бессознательном архетипе, а могут быть вызваны сказками или случайными замечаниями.

Поэтому в каждом случае показано тщательное расследование. По практическим соображениям такое исследование не может быть произведено с такой легкостью у детей, как у взрослых, которые почти всегда во время лечения переносят свои фантазии на врача, или, точнее, фантазии проецируются на него автоматически.

Когда это происходит, отбрасывание их как нелепых ничего не дает, ибо архетипы являются одним из неотъемлемых активов каждой психики.

Они образуют «сокровище в царстве призрачных мыслей», о котором говорил Кант и о котором мы имеем достаточно доказательств материнского архетипа в бесчисленных мотивах сокровищ мифологии.

Архетип ни в коем случае не является раздражающим предрассудком; он становится таковым только тогда, когда он находится не в том месте.

Сами по себе архетипические образы относятся к высшим ценностям человеческой психики; они населяли небеса всеми расами с незапамятных времен.

Отбросить их как бесполезные было бы явной потерей. Поэтому наша задача не в том, чтобы отрицать архетип, а в том, чтобы растворить проекции, чтобы вернуть их содержание индивидууму, который невольно утратил их, проецируя их вне себя. ~ Карл Юнг; Четыре архетипа: Мать, Возрождение, Дух, Трикстер

Нравится:

Нравится Загрузка…

Карл Юнг — Архетипы и коллективное бессознательное

Архетипы и коллективное бессознательное
(1968)
Карл Юнг

Почему первобытный человек зашел так далеко, чтобы описать и интерпретировать явления в мире природы, например, восход и заход солнца, фазы луны, времен года? Карл Юнг считал, что явления природы не просто помещаются в сказки и мифы, чтобы объяснить их физически. Скорее, внешний мир использовался для придания смысла внутреннему.

В наше время, отметил Юнг, этот богатый кладезь символов — искусства, религии, мифологии — который на протяжении тысячелетий помогал людям понять тайны жизни, был заполнен и заменен наукой психологией. По иронии судьбы, учитывая заимствование древнегреческого термина, психологии не хватало понимания psyche,  или самости в самом широком смысле.

Для Юнга цель жизни состояла в том, чтобы увидеть «индивидуализацию» этого «я», своего рода объединение сознательного и бессознательного разума человека, чтобы их первоначальное уникальное обещание могло быть выполнено. Это более широкое представление о себе также было основано на идее, что люди являются выражением более глубокого слоя универсальное сознание. Чтобы понять уникальность каждого человека, как это ни парадоксально, нам пришлось выйти за пределы личного «я», чтобы понять работу этой более глубокой коллективной мудрости.

Коллективное бессознательное

Юнг признавал, что идея коллективного бессознательного «принадлежит к тому классу идей, которые люди сначала находят странными, но вскоре овладевают ими и используют их как привычные концепции». Ему пришлось защищать его от обвинений в мистицизме. Тем не менее, он также отметил, что идея бессознательного сама по себе считалась фантастической, пока Фрейд не указал на его существование, и она стала частью нашего понимания того, почему люди думают и действуют именно так, а не иначе. Фрейд полагал, что бессознательное — это нечто личное, содержащееся внутри индивидуума. Юнг, с другой стороны, рассматривал личное бессознательное как лежащее на гораздо более глубоком универсальном слое сознания, коллективное  бессознательное – унаследованная часть человеческой психики, не развившаяся из личного опыта.

Коллективное бессознательное выражалось через «архетипы», универсальные мыслеформы или ментальные образы, которые влияли на чувства и действия человека. Опыт архетипов часто мало учитывал традиции или культурные правила, что предполагает, что они являются врожденными проекциями. Новорожденный ребенок — это не чистый лист, он готов к восприятию определенных архетипических паттернов и символов. Юнг полагал, что именно поэтому дети так много фантазируют: они недостаточно пережили реальность, чтобы свести на нет удовольствие их разума от архетипических образов.

Архетипы выражались в мифах и сказках, а на личном уровне — в снах и видениях. В мифологии они называются «мотивами», в антропологии — « представлениями коллективов ». Немецкий этнолог Адольф Бастиан называл их «элементарными» или «изначальными» мыслями, которые он снова и снова выражал в культурах племенных и народных народов. Но они представляют не просто антропологический интерес; обычно, сами того не зная, архетипы формируют отношения, которые имеют значение в нашей жизни.

Архетипы и комплексы

Юнг выделил ряд архетипов, включая «аниму», «мать», «тень», «ребенка», «мудрого старика», «духов» сказок. , и фигура «обманщика», встречающаяся в мифах и истории. Мы смотрим на два ниже.

Анима

Анима  означает душу в женской форме. В мифологии она выражается в виде сирены, русалки, лесной нимфы или любой другой формы, которая «сводит молодых людей с ума и высасывает из них жизнь». В древние времена анима представлялась либо богиней, либо ведьмой, то есть аспектами женщины, которые были вне контроля мужчин.

Когда мужчина «проецирует» женский аспект своей психики на настоящую женщину, эта женщина приобретает преувеличенное значение. Архетип присутствует в жизни мужчины либо путем страстного увлечения, либо идеализации, либо увлечения женщинами. Сама женщина на самом деле не оправдывает эти реакции, а выступает мишенью, на которую переносится его анима. Вот почему потеря отношений может быть настолько разрушительной для мужчины. Это потеря той его стороны, которую он сохранил внешней.

Каждый раз, когда возникает крайняя любовь, или фантазия, или запутанность, анима действует на обоих полов. Она не заботится о упорядоченной жизни, но хочет интенсивности опыта — жизни в любой форме. Анима, как и все архетипы, может прийти к нам, как судьба. Она может войти в нашу жизнь как нечто прекрасное или как что-то ужасное — в любом случае ее цель — разбудить нас. Признать аниму означает отказаться от наших рациональных представлений о том, как следует жить, и вместо этого признать, как выразился Юнг, что «жизнь безумна и осмысленна одновременно».

Анима глубоко иррациональна, но при этом обладает великой мудростью. Когда она входит в вашу жизнь, это может показаться хаосом, но только позже мы можем угадать ее цель.

Мать

Архетип Матери принимает форму личной матери, бабушки, мачехи, свекрови, няни, гувернантки. Это может быть выполнено в образных Матерях, таких как Мария Богородица, София или Мать, которая снова становится девой в мифе о Деметре и Коре. Другие символы Матери включают Церковь, страну, Землю, лес, море, сад, пашню, родник или колодец. Положительным аспектом архетипа является Материнская любовь и тепло, столь воспетые в искусстве и поэзии, которые дают нам нашу первую идентичность в мире. Но может иметь и негативное значение – любящая мать или ужасная мать или богиня судьбы. Юнг считал Мать самым важным архетипом, потому что она, казалось, заключала в себе все остальное.

Когда в человеке происходит дисбаланс архетипа, мы видим «комплекс» Матери. У мужчин комплекс может породить «донжуанизм», который может сделать мужчину зацикленным на том, чтобы угодить всем женщинам. Однако мужчина с материнским комплексом может обладать и революционным духом: жестким, настойчивым, чрезвычайно амбициозным.

У женщин комплекс может вылиться в преувеличение материнского инстинкта, когда женщина живет ради детей, жертвуя своей индивидуальностью. Ее муж становится просто частью мебели. Мужчин могут изначально привлекать женщины с материнским комплексом, потому что они являются воплощением женственности и невинности. Однако они также являются экранами, на которые мужчина может проецировать или экстериоризировать свою аниму, и только позже он обнаруживает настоящую женщину, на которой женился.

В других формах архетипа женщина пойдет на все, чтобы не быть похожей на свою биологическую мать. Она может создать свою собственную сферу, например, стать интеллектуалом, чтобы показать необразованность своей матери. Выбор партнера по браку может заключаться в том, чтобы противостоять матери и отдалиться от нее. Другие женщины во власти архетипа могут иметь бессознательные кровосмесительные отношения с биологическим отцом и ревность к матери. Они могут заинтересоваться женатыми мужчинами или романтическими приключениями.

* * * *

Юнг отмечал, что с точки зрения эволюции бессознательное появилось задолго до развития сознательного мышления. Тем не менее, в своем юношеском энтузиазме сознательный ум чувствует, что может бросить вызов своему более глубокому аналогу или отвергнуть его; оно всемогуще, в то время как бессознательное кажется туманной неуместностью. И все же он считал, что «самый страшный грех человека — бессознательность». Мы проецируем на мир все, что внутренне не любим или не можем принять, чтобы воевать вместо того, чтобы изучать себя. Это случай «чего угодно, только не самопознания», но в конце концов мы платим цену, индивидуально или коллективно.

Духовные архетипы

Почему психология как наука так молода? Юнг предполагает, что это произошло потому, что на протяжении большей части истории человечества в этом просто не было необходимости. Чудесные образы и мифология религий смогли идеально выразить вечные архетипы. Люди чувствуют потребность останавливаться на идеях и образах, связанных с перерождением и трансформацией, и религии в изобилии предлагают их для каждого аспекта психики. Странные идеи католической церкви о девственном зачатии и Троице — это не причудливые образы, а наполненные смыслом, писал Юнг, архетипы защиты и исцеления, которые устраняют любые трещины в умах верующих.

Протестантская Реформация отреагировала на все это. Богатые католические образы и догмы стали ничем иным, как «суеверием», и, по мнению Юнга, такое отношение уступило место бесплодию современной жизни. Подлинная духовность должна задействовать как бессознательный, так и сознательный разум, как глубины, так и высоты.

Юнг наблюдал тенденцию людей на Западе стекаться к восточной духовности, но чувствовал, что это вряд ли необходимо, учитывая глубину смысла, заложенную в христианской традиции. Другим результатом стало то, что людей привлекают политические и социальные идеи, которые «отличались своей духовной мрачностью».

У людей есть религиозный инстинкт, считал Юнг, будь то вера в Бога или в какую-то светскую веру, такую ​​как коммунизм или атеизм. «Никто не может избежать предрассудков быть человеком», — заметил он.

Индивидуация

«Индивидуация» была термином Юнга для точки, когда человек, наконец, способен интегрировать в себе противоположности — свой сознательный и бессознательный разум. Индивидуация просто означает стать тем, чем вы всегда были в potentia , выполнить свое уникальное обещание. Результатом является личность в истинном смысле этого слова, цельное и нерушимое «я», которое больше не может быть захвачено расколотыми аспектами или комплексами.

Но эта реинтеграция не происходит, если думать об этом рационально. Это путешествие с неожиданными поворотами. Многие мифы показывают, что нам нужно идти по пути, превосходящему разум, чтобы реализовать себя в жизни. Юнг приложил немало усилий, чтобы определить самость. Он понял, что это нечто отличное от эго; на самом деле «я» включало в себя эго, «точно так же, как большой круг заключает в себе меньший». В то время как эго относится к сознательному разуму, самость принадлежит личному и коллективному бессознательному.

Исцеляющая мандала

Юнг включил в Архетипы и коллективное бессознательное множество репродукций мандал, абстрактных узорчатых изображений, название которых на санскрите означает «круг». Он считал, что когда человек рисует или раскрашивает мандалу, бессознательные склонности или желания выражаются в ее узорах, символах и формах.

В своей терапевтической практике Юнг обнаружил, что мандалы обладают «магическим» эффектом, уменьшая путаницу в психике до порядка и часто воздействуя на человека способами, которые стали очевидны позже. Они сработали, потому что бессознательному дали свободу действий; то, что было заметено, выходит на поверхность. Такие мотивы, как форма яйца, цветок лотоса, звезда или солнце, змея, замки, города, глаза и т. д., создаются без видимой причины, но отражают или вытягивают процессы, происходящие глубоко под сознанием этого человека. Юнг заметил, что когда человек смог осмысленно интерпретировать изображения, это обычно было началом психологического исцеления. Это был один шаг в процессе индивидуации.

Заключительные комментарии

Мы думаем, что мы современные и цивилизованные со всеми нашими технологиями и знаниями, но внутри, как говорит Юнг, мы все еще «примитивы». Однажды он наблюдал в Швейцарии, как Штрудель , местный знахарь, снимал заклятие с конюшни — в тени железнодорожной линии, по которой с грохотом проносилось несколько трансъевропейских экспрессов.

Современность не избавляет нас от необходимости обращать внимание на наше бессознательное. Если мы пренебрегаем этой частью нас самих, архетипы просто ищут новые формы выражения, в процессе пуская под откос наши тщательно разработанные планы. Обычно бессознательное поддерживает наши сознательные решения, но когда появляется пробел, архетипы выражаются странными и сильными способами; мы можем попасть в засаду из-за отсутствия самопознания.

Вселенная древних символов, которую мы когда-то использовали для расшифровки жизненных изменений и большего смысла, была заменена наукой – психологией, которая никогда не предназначалась для понимания души и обслуживания ее. Описывая научное мышление в целом, Юнг писал: «Небеса стали для нас космическим пространством физиков… Но «сердце пылает», и тайное беспокойство гложет корни нашего существа». Современный мужчина или женщина живет с духовной пустотой, которую когда-то легко заполняла религия или мифология. Только новый тип психологии, действительно познавший глубину psyche сможет подавить это тайное волнение.

Когда кажется, что вы беспомощны перед проблемами, следует помнить, что этот более глубокий разум несет в себе всю совокупность человеческого опыта, огромный запас объективной мудрости и совершенных решений. Его нужно только распознать и получить к нему доступ.

«Понимает он их или нет, но человек должен оставаться сознающим мир архетипов, ибо в нем он все еще часть Природы и связан со своими корнями. Мировоззрение или общественный строй, отсекающие его от первичных образов жизни, не только не есть вовсе культура, но во все большей степени есть тюрьма или конюшня».

К. Г. Юнг

Карл Густав Юнг родился в Кесвиле, Швейцария, в 1875 году в семье протестантского священника.

В 1895 году он поступил в Базельский университет, чтобы изучать медицину, а когда в следующем году умер его отец, ему пришлось занимать деньги, чтобы остаться студентом. Он начал специализироваться в психиатрии и с 1900 года работал в клинике Бургхольцли в Цюрихе под руководством новаторского психиатра Ойгена Блейлера. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах, богатой швейцарской наследнице. По швейцарским законам Юнг имел доступ к ее состоянию, и они построили большой дом в Кюснахте для своей молодой семьи.

В 1905 году Юнг стал лектором психиатрии в Цюрихском университете, а в последующие годы развил успешную частную практику. В 1912 году он порвал с Фрейдом, а через два года вышел из Международного психоаналитического общества. Фрейд считал Юнга своим наследником психоаналитической теории, поэтому раскол стал крупным событием в истории психологии. Раскол позволил Юнгу разветвиться и исследовать такие понятия, как синхронистичность, индивидуация и теория психологических типов (см. Изабель Бриггс Майерс).

Другие книги включают Психология бессознательного (1911-12), Символы трансформации (1912),
Психологические типы (1921), Психология и религия (1937), Психология и Алхейс 0102 92020202020202020102 (1937). (1944) и Неоткрытое Я (1957). Архетипы и коллективное бессознательное  на самом деле является частью I девятого тома Собрания сочинений Юнга .

После Второй мировой войны его обвинили в симпатиях к нацистам, но убедительных доказательств не было. Он проводил время с коренными народами Америки и Африки и проявлял большой интерес к этнологии и антропологии. Юнг умер в 1961 в Швейцарии.

Источник: 50 Классика психологии: быстрый доступ к наиболее важным идеям о разуме, личности и человеческой природе Том Батлер-Боудон (Лондон и Бостон: Николас Брили)

Нажмите, чтобы увидеть мнения читателей или купить

Купить Амазон

Купить Amazon Великобритания

​Также доступно в формате Kindle и Audio.

Вернуться к списку классики

Что такое архетип Матери? (с картинками)

`;

Марк Уоллакотт

Архетип матери — это идеализированная или выдуманная версия матери, которая в большинстве случаев должна быть более или менее универсальной. Архетипы обычно служат составными или стандартизированными шаблонами того, чем является или, наоборот, должна быть определенная роль или личность. Когда дело доходит до матерей, их обычно делят на несколько категорий, каждая из которых обладает повышенными или улучшенными качествами. Архетипический воспитатель, например, может демонстрировать все лучшие элементы заботы и самоотверженности, тогда как изображение матери, бросающей своего ребенка, вероятно, преувеличивает недостатки и комплексы. Архетипическая мать обычно используется как драматический элемент в повествовании, мифологии и знаниях, а также играет важную роль в психологии. Психологи Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, в частности, много писали о том, как люди создают свои собственные архетипы материнства и что это означает как для человеческого развития, так и для общества в целом.

Общее понимание архетипов

Вообще говоря, архетип — это репрезентативная модель или универсальный пример чего-либо. Их часто рассматривают как элементы коллективного бессознательного. Это означает, что они часто являются символами туманных духовных потребностей, которые проецируются на других людей, чтобы помочь людям понять мир, в котором они живут. Это создает персонажей, похожих на воплощения и стереотипы. Каждому даны характеристики, которые удовлетворяют эти потребности, даже если реальный человек совершенно другой.

Постоянные характеристики

Архетип матери представляет собой идеализированную версию матери, а это означает, что он обычно представляет то, чего люди хотят от матери, точно так же, как другие архетипы представляют такие ценности, как герой или злодей. Есть много элементов, которые представляют различные аспекты материнства, но некоторые характеристики более или менее постоянны. В большинстве случаев эти фигуры воспринимаются как настойчивые, упрямые, заботливые и терпеливые. Кроме того, между матерью и ребенком почти всегда существует тесная связь.

Юнгианские перспективы

Психолог Карл Юнг провел много времени, рассматривая фигуру матери и то, что она представляет для растущих детей. Он считал, что архетип матери существует в ребенке с младенчества. Согласно его теории, младенцы проецируют свои собственные материнские идеалы на человека, которого они считают своим главным воспитателем. Заменитель, такой как няня, бабушка или работник детского сада, может быть наполнен теми же ценностями, что и настоящая мать в глазах ребенка, если этот человек выполняет большую часть заботы.

Архетип по Фрейду

У Зигмунда Фрейда был несколько иной подход. Он предположил, что архетип развивался слоями с течением времени, что некоторые сравнивают с приготовлением пиццы. Следуя этой аналогии, ребенок сначала чувствует голод и хочет есть. Затем ребенок понимает, что ему или ей хочется определенного вида еды, в данном примере пиццы. Затем это перерастает в более специализированные потребности, такие как пицца с салями, сыром, беконом и множеством других начинок. В отношении матери это означает общую потребность в воспитателе, которая перерастает в потребность в специфических материнских качествах, уникальных для ситуации ребенка.

Матери в мифологии и преданиях

В мифологии архетипические матери часто связаны с идеей Великой Матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *