Арт терапия для женщин: Арт-терапия для прекрасного пола «Моя внутренняя вселенная»

Содержание

Арт-терапия для женщин — LiveJournal

Я стала чаще задавать себе вопросы. Если не ставить себе цель быть художником, зачем тогда нужно творчество в нашей жизни? Зачем рисовать, что-то вылепливать, ловить сачком образы, чтобы потом их отпечатать красками, линиями, пятнами или строчками записок и стихов? Для чего все это? Почему душа так стремиться выразить себя, обозначить свой полет?

Я спрашиваю себя, что есть творчество? И отвечаю вопросом на вопрос. Разве это целенаправленный акт копирования видимого мира? А может, это духовная практика, способ разделить свою любовь с миром? Цветы и плоды нашего мироощущения? Связь с нутром, с интуицией? Иной общий язык, на котором говорят и понимают все люди? Внутренний проявленный голос? Что?

Спрашивайте и отвечайте себе, как можете. Но не молчите, доверяя тем, кто за вас уже ответил. Не бойтесь размышлять и делать шаги. Не пасуйте перед опытом других, они тоже с чего-то начинали. Не бойтесь ошибок, они хорошие учителя. .. Иначе хотеть творчества в бездействии — разрешать времени утекать сквозь пальцы.

И здесь тоже спрашивайте. Задавайте любые вопросы, касающиеся творчества. Диалог открыт

Потрясающе, арт-терапия работает. Скорее, не арт-терапия (звучит официально), а некое погружение в свои мысли, чувства и вывод их на поверхность, даже посредством синей шариковой ручки и вырванного из тетради листа в клеточку. Пусть неумелыми штрихами и линиями, и даже если образ будет далек от внутреннего ориентира на совершенство.

Никакой магии. Это разговор с собой, узнавание неявных контуров во внутреннем темном шкафу, открыть дверцу и закончить игру в прятки о, я узнал тебя, себя узнал, выходи! Это не инструмент манипуляции с окружающими. Это разговор с собой, желательно по чесноку. Честность с собой признается окружающими (впрочем, как и самообман), они не явно меняют общение с тобой. Загогулины в самоюлении выравниваются, выравниваются внешние отношения. Ведь каждый обман и закрытые глаза на явное — булыжник на дороге, который каждый раз обоюдно приходится обходить, запинаясь, теряясь. Такие мысли, идущие из образа… Расскажите, а у вас как бывает?

Дорогие сообщницы! Может быть кто-нибудь из вас знает, где в Москве обучают на арт-терапевта? (с нуля, у меня нет профессионального психологического образования).
Буду благодарна за советы

© Ольга Культенко, Солнце внутри, 2013

Сопоставляя интуитивное рисование (оно же правополушарное, как теперь принято говорить) с изменениями психики женщины во время ожидания малыша прихожу к тому (даже не логически, а покалыванием в пальцах), насколько образное мышление близко женщине в этот период в отличие от логических словесных цепочек или умозаключений. Конечно, женщина в этот период в общем-то мыслит, действует разумно, работает за двоих и пашет как лошадь, но гормоны творят свое, и лабильность, эмоциональная чувствительность, импульсивность, некоторая отстраненность от внешнего мира гораздо ближе беременному состоянию. Именно это потом позволяет маме совершенно естественно и без явного осознания БЫТЬ с ребенком в его раннем возрасте.. Ну да, левое полушарие на это время успокаивается, уступая место правому, женщине легче понять свои ощущения через образы, нежели через поиск слов, объясняющих то или иное психологическое напряжение, тем более неявное чувствование подсознательных тревог, а их во период беременности хватает сполна. Как она относится к себе, как ей относится к будущему ребенку, к своим близким, как другие относятся к ней, чего ждать.. что вообще она чувствует. Конечно, умозаключительно женщина в силах определить свое внутреннее состояние. Но наша природа такова, что свой пережитый опыт, чувства и эмоции мы сначала обрабатываем в виде зрительных образов, а затем уже в виде мысленно проговариваемых слов. Тело в первую очередь отвечает на зримые образы мыслей или идей, а затем уже на слова, которые излагают эту же мысль или идею.. Если эмоции поступают в нас как образы, то они значительно быстрее, чем слова, находят путь, который позволяет войти в контакт с этими болезненными эмоциями, чтобы затем выпустить их наружу — и образы и эмоции — с помощью средств изобразительного искусства. . Конечно, это справедливо для всех, но именно в период беременности образность ближе к поверхности, нежели логика. Да, по опыту своему и других женщин.

Все это кудряво звучит на словах, но на деле — явно. Мне очень близка эта тема, через призму искусства и доулы в едином ключе. И тема эта для меня ощущается не как психологическая, а шире, как открытие внутреннего потенциала, благодаря чему и наболевшее и новое рядом.

ps: сейчас, после разговора с одной женщиной по телефону, подумалось, насколько все-таки важны творческие занятия «Мама и малыш». Важны скорее не для малышей-карандашей, а для мам, которые пребывают в некоторой растерянности, потому что элементарно не знают, как пребывать и со-творить со своим маленьким ребенком. Закрыто право на творчество из интуиции, но только оно знает, как настроиться на волну с ребенком и помогать ему открывать мир через оставление цветных следов. Прямо даже не по себе, мамы звонят, спрашивают про группу, а я ее только через год хочу возобновлять, а то и позже.

ps2: ну да, ну да.. в перинатальной психологии, как я узнала позже, про беременную женщину так и говорят — существо правополушарное :)))

Нужны ли условия для того, чтобы просто рисовать? ПРОСТО РИСОВАТЬ?

..просто взять лист, краски, которые есть под рукой, любую кисть
..настроиться на себя.. просто настроиться, без зацепок на настроение
..просто быть, и от этого начать накладывать мазки.. да, можно руками
..без страха, что это кто-то увидит и осудит
..не думая о конкеретике, не думая об абстрактном
..не думая про правильность мазков и теории цвета
..как в спонтанном танце, который нам всем так знаком
..или как в спонтанном пении в душе, на которое мы не настраиваемся
..просто быть, позволяя рукам оставлять следы на бумаге
..точно так же, как мы оставляем следы на снегу или песке

Для вдохновения видео о том, как творит одна художница Флора Боули

Flora Bowley * Brave Intuitive Painting from Zipporah on Vimeo.

Впечатляет, вдохновляет, придает смелость отойти от страхов и условностей.
Для большего вдохновения ее авторский сайт Flora Bowley / Brave Intuitive Painting

Если вам что-то мешает для того, чтобы войти в спонтанный творческий процесс,
говорите, спрашивайте, не стесняйтесь 🙂

11.08.2013, Такие разные…

Спешу сообщить, что наша первая Арт-встреча прошла плодотворно. По моим ощущениям ))) Для меня — еще и неожиданно, из-за отсутствия больших ожиданий. Ожидания ожиданиями, но реальная жизнь более удивительна и непредсказуема. Приятно помнить об этом, не предаваясь самообману, что процессом руководишь только ты… Встреча состоялась в Егорьевске. Конечно, от Москвы — расстояние не маленькое. Но у Кати такое прекрасное пространство Дом йоги и творчества, что приехав туда, уезжать не хочется. И Катя, хозяйка радушная, позаботится о гостях, если им захочется остаться — оставит с ночевкой, позволив никуда не торопиться, заодно и прогуляться по этому уютному городу. Катя, спасибо тебе за все!

Вернусь к встрече. Нас было 10 человек, включая ведущих, посиделочный круг получился уютным. У девушек были свои ожидания. У меня ответными — помочь ответить самим на свои вопросы. Между делом получилось погрузиться в арт-терапевтический процесс и самой, тоже порисовала — хотелось быть в круге, не в стороне. Для себя я сделала открытия, удивив саму себя. И какая же радость была от того, когда подобные открытия я услышала от других участниц. Это лучшая благодарность, отдача, активный ответ. Живые отклики, живой опыт, который случался прямо сейчас. Разной глубины. Слишком глубокой потрясал. Но было радостно и за тех, кто лишь прикоснулся к тому, что мешало дышать полной грудью, не допускалось к осознанию. Я очень благодарна всем участницам за их живое присутствие, за их вовлеченность в процесс на протяжении всей встречи.

Мы шли от тела. Потому что связь с подсознанием, своим закрытым, идет через тело. Мы учились прислушиваться к своим ощущениям, чувствам. Искали их внутри себя. Облекали в образы и выталкивали на свет. Учились смотреть на знакомые тревоги с другой стороны, менять ракурс своего внутреннего зрения. А когда работа была сделана, подарили себе чистое творчество. Я показала, как можно рисовать руками… Программа была насыщенная, но успели сделать практически все, что было задумано. Что-то дополнительное не вместилось, а значит, было в этот раз не так важно. Не все сразу ))) Я не буду озвучивать личные истории и открытия, покажу лишь некоторые картинки. Из второй творческой части. Арт-терапевтическую оставлю за кадром, я думаю, это слишком личное.

( моменты процесса…….Collapse )

© Albena Vatcheva, слева Blanche, справа Страна чудес

Зачастую встречаются свидетельства творчества, мимо которых трудно пройти, равнодушно перелистнув страницу. Этими находками всегда хочется делиться. Как, например, вот эта художница из Франции… Очень женственные образы, чувственность, оттенки востока, светящийся цвет, магия, любовь и мир, согласие и гармония. Маслом на холсте.

( Легенды, вынесенные из детства…….Collapse )

© Густав Климт, Ожидание II

В том, что беременность обращает нас к творчеству, я думаю, есть обоснованная закономерность, зашитая в нас с древнейших времен. В народе жили традиции, благодаря которым будущая мать занималась рукоделием, пением в период ожидания малыша, не редко в окружении других женщин. Красота, гармония звуков и красок — народная мудрость материнства всегда вырастала из этих начал. При этом народное творчество было в принципе частью обыденной жизни женщины… Благодаря этому таяли женские тревоги, а женщина настраивалась на свое материнство, общение с ребенком. Вышивание оберегов для малыша, рукоделие в целом несомненно способствуют установлению связи с ребенком еще до рождения. Как начало строительства моста от себя к нему, как закладка фундамента. Так зарождается забота о нем, вьется общение. Настрой через творчество на покровительство о ребенке, настрой на его позитивную судьбу. Что влияет и на позитивный настрой самой женщины. Правда сейчас, в такое наше нервное время, акцент идет больше на то, чтобы разгладить состояние самой мамы, только тогда ей проще устанавливать связь с будущим ребенком, начать обращаться к нему. Не в состоянии нервности, когда мир начинает вертеться вокруг тебя и трудно подумать о чем-то другом, а в состоянии штиля и спокойствия. Когда самой плавно дышится. И тепло на сердце.

В женщине заложен огромный творческий потенциал. В беременность и после он как никогда высвобождается, если женщина не закрыта от самой себя. Это просто выше ее сил — противостоять этому. Но забыто то, как открыться своей интуиции и как следствие, творчеству. А творчество — суть жизни… Как открыться жизни и стать руслом для ее непрекращающегося и такого меняющегося течения?

Арт-терапия стала наукой и перешла отчасти в руки психологов, в руки людей не рисующих. Я же считаю, что личностная арт-терапия, как творчество для себя в любом своем проявлении — то, что есть внутри нас. В ожидании того, чтобы мы разрешили этому проявиться и быть с нами всегда. Арт-терапия может помочь, подтолкнуть, но станет ли это постоянной нашей практикой — зависит от нас самих. Беременность же и последующие роды — прекрасная возможность, заложенная в нас природой, возродиться самой женщине, дав жизнь своему ребенку, дав новую жизнь самой себе. Это Дар природы, Дар женщине.

Мне близка точка зрения некоторых исследователей материнства, что женщины с опытом материнства имеют более подвижный образ «Я». Что материнство является своеобразной проверкой тех представлений женщины о самой себе, которые существовали у нее до беременности. Что рождение ребенка само по себе должно рассматриваться как момент критического пересмотра женщиной представлений о том, кем она является. Эти изменения идут через боль и счастье… Об этом не стоит забывать, чтобы в сложные моменты бытия из поля зрения не пропадал маяк, чтобы понимать и помнить, зачем это все, куда я плыву, откуда, а значит, и чувствование того, как выравнивать свое плавание.

Есть Человеки, которые всегда говорят с тобой в живую, даже если их уже нет. Особенно вдохновенно для нас, женщин, когда нас вдохновляют женщины. Такой невероятной личностью была Фридл Дикер-Брандейс. О ней я узнала благодаря Елене Макаровой.

30 июля исполнилось 115 лет со дня рождения Фридл Дикер-Брандейс. Имя этой выдающейся художницы, оставшейся до конца верной своему делу и заложившей основы современной арт-терапии во время занятий рисованием с детьми в концлагере, известно немногим.

Может ли художник творить в катастрофических обстоятельствах? Имеет ли смысл искусство, если оно не может никого спасти? ХХ век ставил эти вопросы перед многими, но не каждому удалось дать на экзамене жизни такой блестящий ответ как Фридл Дикер-Брандейс.

( небольшой экскурс вглубь…….Collapse )

Фридл Дикер Брандес погибла в газовой камере в Биркенау 9 октября 1944 года. Ее муж Павел Брандес, выжил. Систему, которую Фридл создала в концлагере, изучают современные педагоги и обучают по ней своих учеников, именно этот метод лег в основу современной арт-терапии.

Все чаще женщины обращаются к творчеству, как будто что-то внутри нее вопреки всему побуждает ее к этому. Что это? Откуда такая волна потребности быть в творчестве, прикасаться к нему, что-то создавать своими руками, развиваться в творческом направлении? Я связываю это с давлеющим техно. Когда жесткость и холодный рационализм окружающего мира вызывают в душе противовес. Когда усиливается потребность в иррациональном, теплом, живом, дышащем, согревающем, вечном. В ответ преходящему. Ведь чаши весов должны быть в равновесии. Такова жизнь. Иначе тупик.

Можно быть ценителем и потребителем прекрасного и этим как-то уравновешивать свое взаимодействие с миром. И здорово, когда это отчасти для мира (как, например, это сделал Третьяков, собрав свою галерею и передав ее соей стране).

Но бывает случается с нами навязчивая потребность не только получать и впитывать, но и отдавать. Как пар, который необходимо выпустить, потому что накипело. В хорошем смысле слова. Привнести свое. И градаций выпускания пара может быть множество — от профессионального для всех, и дилетантского для себя.

У творчества широкий охват. И заключать его в рамки профессионального искусства — ставить плотину на бурной реке жизни. Так же, как мы принимаем за норму искусство, мы можем с таким же основанием принимать творчество в свою жизнь как все то нелепое, непрофессиональное, которое хочется делать для себя, или с детьми, или еще как-то.

Только подумать, насколько раньше творчество было вплетено в бытовую жизнь! И оно было так естественно. Промыслы, ритуалы, мужское ремесло, женское (вышивка, шитье, плетение, ткачество, роспись). Бытовая прикладная Арт-терапия в чистом виде. Без всяких психологов. А потом все ушло под слои времени. Утонуло.

И что мы имеем сегодня? Попытки возрождения бытового творчества на его же руинах. Душа просит, сердце тоскует. И радостно от того, что женщина возвращается к творчеству для себя. И для других, если получается. Вплетают творческую мысль и зуд в руках в бисер, вышивку, скрапбукинг, вязание, шитье, декупаж, войлок, роспись по стеклу, керамике, шелку, конечно же, рисование… да много чего, не перечислишь. У мужчин все медленнее. Для себя-то ладно, но как часто мужчины снисходительно относятся к восставшей жене, идущей на курсы рисования, поступающей на второе высшее, посещающих сомнительные женские встречи-посиделки. Но пусть не понимают, может, со временем.

Радостно, что творческая река, ушедшая под землю, протекает наружу струящимися ручейками, многие из которых с опытом набирают силу и начинают сносить на своем пути предубеждения родственников, непонимание мужа, социальные установки о том, что творчество — удел неудачников и овощей.

Читать онлайн «Арт-терапия женских проблем» – ЛитРес

© «Когито-Центр», 2010

Одной из значимых тенденций развития психологии является формирование гендерно-ориентированного подхода, связанного с повышенным вниманием специалистов к психологическим особенностям мужчин и женщин, а также созданием таких методов психотерапевтической помощи, которые учитывают эти особенности. Признавая существование универсальных, свойственных обоим полам психологических феноменов, гендерно-ориентированный подход учитывает целый ряд специфических, свойственных им отличий, охватывающих физическую, эмоциональную, познавательную и поведенческую сферы.

Данный подход в той или иной степени повлиял на различные области психологических исследований, теории и практики, деятельность специалистов помогающих профессий. Не обошел он стороной и арт-терапию. К сожалению, многие вопросы, связанные с оказанием психологической, в том числе, арт-терапевтической помощи на основе данного подхода остаются недостаточно изученными и не представленными в литературе. На сегодняшний день существуют единичные издания, акцентирующие внимание на гендерной проблематике, посвященные методологии и особенностям психотерапевтической работы с женщинами (Болен, 2005; Эстес, 2001; Психотерапия женщин, 2003; Feminist approaches to art therapy, 1997; Gender issues in art therapy, 2001). Оригинальные же публикации по этой теме, подготовленные отечественными специалистами, пока отсутствуют.

Высокая практическая значимость развития гендерно-ориентированного подхода применительно к задачам обеспечения физического (в том числе, репродуктивного) и психического здоровья женщин очевидна. Она определяется их огромной ролью не только в биологическом воспроизводстве и воспитании детей, но и в возрастающем вкладе женщин в общественную жизнь и культуру. При этом уровень заболеваемости среди женщин за последние годы не только остается высоким, но по многим формам физической и психической патологии даже растет. Высокую тревогу вызывает значительное распространение среди женщин таких заболеваний, как СПИД, зависимость от психоактивных веществ, нарушения репродуктивного здоровья, а также психических расстройств, в первую очередь, невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств, нарушений пищевого поведения, аффективной патологии (депрессивных расстройств и суицидального поведения и др. ).

Все это определяет необходимость совершенствования форм и методов лечения и профилактики соответствующих заболеваний среди женщин, а также развития новых форм социальной помощи и защиты их прав и интересов. Значительная роль в сохранении физического и психического здоровья женщин принадлежит специалистам в области психического здоровья – психотерапевтам, психиатрам, практическим психологам, арт-терапевтам, работающим не только в бюджетной сфере, но и в различных частных учреждениях и общественных организациях.

Подготовка настоящего издания обусловлена необходимостью в более активной разработке и внедрении эффективных и ориентированных на решение комплекса лечебно-реабилитационных и профилактических задач методов медицинской и психологической помощи женщинам.

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии, отражающие практику работы с женщинами. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и отражает разные формы арт-терапевтической работы. В целом, проблемы женщин могут рассматриваться и решаться на следующих уровнях:

• личностном (внутриличностном), связанном с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нарушений, которые представляются в основном или исключительно как автономные от межличностного и социального контекста;

• межличностном, связанном с диагностикой и коррекцией нарушенных взаимоотношений нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;

• общинном, связанном с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями.

В рамках гендерно-ориентированного подхода психологические проблемы женщин в той или иной степени рассматриваются и решаются на всех вышеперечисленных уровнях. Однако, в зависимости от конкретных обстоятельств и профессиональной ориентации, специалисты отдают предпочтение индивидуальной и групповой работе или деятельности в масштабах целого сообщества.

Все авторы сборника в своей работе с женщинами используют методы арт-терапии. Они имеют разный социальный и культурный опыт и профессиональную подготовку и придерживаются разных теоретических взглядов, начиная с личностно-ориентированной психотерапии и заканчивая феминизмом. Однако все они солидарны в том, что учет множества факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье женщины и ее социальное благополучие, позволяет специалистам работать с ними более эффективно.

Гендерно-ориентированный подход, применяемый в психотерапевтической и арт-терапевтической работе с женщинами, интегрирует в себе представления многих научных дисциплин и школ. В Российской Федерации он «вырастает» из клинико-психиатрической традиции, психологии отношений и психологии деятельности. В то же время в последние годы на его развитие оказывают существенное влияние социальные и культурологические теории, в том числе, концепции постмодернизма и феминизма, более активно развивающиеся за рубежом. Для зарубежной гендерно-ориентированной психотерапии и арт-терапии также характерна тесная связь с психоанализом.

Примечательно, что вопросы сексуальности и половых различий оказались в центре внимания психоаналитической теории, однако характерное для Фрейда понимание особенностей женской психологии вызывало и продолжает вызывать противоречивое отношение. В процессе исторического развития психоанализа, в силу происходящих в обществе изменений многие психоаналитические позиции в отношении женской психологии были уточнены либо пересмотрены.

Так, ряд исследователей обращает внимание на то, что в ходе развития общества, приведшего к значительным изменениям семейных и полоролевых отношений, психология женщин претерпела значительную трансформацию, вызвав к жизни целый ряд актуальных проблем и изменив структуру психических расстройств и их феноменологию. Так, изменения семейных ролей привели к формированию у специалистов различных и подчас противоположных точек зрения на психологическую и культурную значимость родителей. Классический психоанализ исходил из признания главенствующей роли отца в семье. В современных условиях растет число неполных семей и даже в полных семьях семейные роли претерпевают существенные изменения. В связи с этим некоторые специалисты указывают на необходимость разделения функций биологического отца, с одной стороны, и культурных и символических репрезентаций отцовства, в том числе, осуществление отцовских функций одинокими матерями, с другой стороны.

Вместе с тем процесс социализации женщины сохраняет ряд существенных отличий, отмеченных еще в ранний период развития психоанализа. Анализируя развитие девочек в семье и особенности социализации полов, такая представительница современного психоанализа, как С. Орбах (2003) указывает на недостаточно оформленную психологическую субъективность женщин. Этот автор отмечает, что, как и раньше, уходом за ребенком и его воспитанием занимаются женщины. Это определяет психологическую структуру дочери, в том числе, ее более развитую, чем у сына, способность к установлению близких межличностных отношений, с одной стороны, и трудности в достижении психологической автономности и самореализации, с другой стороны (там же, с. 51).

В силу более длительно сохраняющейся зависимости девочки от матери и большего контроля над ее телом со стороны семьи и социума, тело женщины нередко воспринимается не как ее собственность, но как «территория» других людей – матери, отца, а затем партнера, мужа, ребенка. «Нет ничего удивительного в том, что невротические нарушения питания, кожные заболевания, половые дисфункции и самодеструктивное поведение, направленное на свое тело, более всего характерны для женщин, переживающих дистресс» (Лэнд, 2003, с. 64).

Если верить рассуждениям некоторых психоаналитиков, больший, по сравнению с мужчинами, контроль со стороны близких и социума над телом и переживаниями женщин определяет то, что у женщин образ «Я» в значительной мере зависит от того, как их воспринимают окружающие. «Женщины не только интроецируют отношение близких им людей в раннем возрасте, но и отношение к себе других женщин… Кроме того, женщины склонны делиться проекциями… Следовательно, образ „Я“ женщин представляет собой сложный феномен, составные элементы которого претерпевают весьма динамичные изменения и неодинаковы у разных женщин» (Лэнд, 2003, с. 68).

Весьма спорным является известный психоаналитический тезис о большей выраженности нарциссических защит у женщин, по сравнению с мужчинами. Данная особенность, якобы, определяет и характерную для многих из них тенденцию к формированию зависимости. Как отмечают М. Лоуренс и М. Магуир (2003, с. 11), «проходящие психотерапию женщины… часто способны признать свою склонность использовать тех, с кем они вступают в тесный психологический контакт, в качестве объектов, замещающих близких им в прошлом лиц. Воспитываясь в условиях западной культуры, мальчики, в отличие от девочек, вырабатывают в себе способность защищаться от эмоциональной зависимости путем формирования идеала абсолютной психологической независимости». Нарциссические защиты, как известно, являются следствием некоторых особенностей ранних отношений матери и ребенка (в особенности девочки) и проявляются в его «застревании» на стадии частично-объектного функционирования. В процессе нормального развития преодолевается расщепление образа матери на «хороший» и «плохой», преодолевается и формируется целостный образ «достаточно хорошей» матери (Winnicott, 1986). В некоторых же случаях отмечается тенденция к идеализации «хорошего» объекта и умалению «плохого», что препятствует формированию целостного, реалистического материнского образа. При такой психологической структуре восприятия баланс между состояниями блаженства и фрустрации нарушен. Пытаясь защититься от состояний фрустрации, ребенок начинает использовать «идеальные объекты». Непереносимые же для него состояния, связанные с переживанием отрицательных чувств, подвергаются отчуждению и затем либо бессознательно отреагируются, либо подвергаются соматизации. В результате формирования нарциссических защит могут появляться различные формы зависимого поведения, включая алкоголизм и наркоманию, а также нестабильность в межличностных отношениях, обусловленная нереалистичным стремлением обрести «идеальный объект».

 

Весьма противоречивым и пока недостаточно разработанным с точки зрения психоаналитической теории продолжает оставаться определение гендерной и сексуальной идентичности женщины. Хотя проведенное Фрейдом разделение пола и сексуальности оказалось весьма полезным для развития гендерно-ориентированного подхода, категорий психодинамики недостаточно для объяснения множества форм сексуального поведения. В связи с этим некоторые авторы (Райн, 2003, с. 89) пишут, что понятие сексуальной идентичности, в частности, лесбийской идентичности, по-прежнему сохраняет «фантасмагорический характер». Д. Райн отмечает, что понятие идентичности связано с характерными для определенной исторической эпохи рассуждениями о сексуальности, объектах желания и поле – рассуждениями, выполняющими регулирующую функцию.

Как и некоторые другие авторы, Д. Райн (2003) считает, что представление о гендерной комплиментарности, то есть, существовании лишь двух гендеров – мужского и женского, являющихся носителями взаимодополняющих биологических и психологических характеристик, некорректно и ограничивает человеческий опыт. Связанные с подобными представлениями ограничения распространяются и на женщин, ориентируя их на некую «эталонную», «природосообразную», «архетипическую» модель поведения и закрепленные в культуре женские роли. Нельзя не признать, что подобные представления о сексуальной и гендерной идентичности в значительной мере выполняли и нередко продолжают играть регулирующую роль в обществе, определяя, например, критерии «нормального» и «ненормального», «здорового» и «патологического» поведения полов. В последние десятилетия, однако, они подверглись значительному пересмотру, что в немалой степени было связано с феминистским движением и движением геев и лесбиянок.

На сегодняшний день, наряду с бинарной моделью гендерной и сексуальной идентичности находит своих приверженцев и плюралистическая модель сексуальной идентичности. Она связана с постмодернистскими представлениями и допускает гораздо большую изменчивость и пластичность сексуальной и гендерной идентичности, чем это допускалось ранее. Принятие плюралистической модели делает позицию специалиста более открытой и гибкой, когда он помогает клиенту определить свою идентичность, что больше соответствует его внутреннему опыту и, в то же время, способствует его встраиванию в социальный контекст.

Считая бинарные классификации половой идентичности некорректными, некоторые авторы (Bockting, Coleman, 1992) предлагают выделять в ней следующие четыре компонента: (1) биологический пол, (2) гендерная идентичность, (3) социальная сексуальная роль, (4) сексуальная ориентация. Все эти компоненты, по их мнению, должны рассматриваться и оцениваться как независимые.

Анализируя развитие психотерапии в XX в. в тесной связи с изменением культурного контекста, Дж. Рутан и У. Стоун (2002) обращают внимание на качественное изменение факторов, оказывающих влияние на формирование и поддержание идентичности современных людей. Они считают это следствием изменений во всех сферах жизни, приводящих к тому, что каждое новое поколение характеризуется своей собственной культурой, а также наличия у современных людей неограниченных возможностей для выбора, усиливающих у них ощущение неопределенности и противоречивости. «Принимая во внимание те глубокие изменения, которые произошли со времен Фрейда, – пишут они, – нетрудно объяснить, почему наиболее распространенные в настоящее время психические расстройства в той или иной степени связаны со способностью человека к установлению близких, устойчивых отношений с другими людьми и получением от этого удовлетворения… В связи с этим изменились основные формы и задачи психотерапии. Современные пациенты нуждаются в аутентичных человеческих отношениях и развитии навыков, необходимых для их установления и поддержания» (с. 26–27).

Постмодернистский контекст психотерапии кардинально меняет определение идентичности людей, в том числе, в таких аспектах, как гендерный и сексуальный. В то же время очевидно, что слишком динамичные изменения идентичности могут провоцировать негативные социальные процессы и появление различных эмоциональных и поведенческих нарушений. Отсюда вытекает необходимость нахождения оптимального баланса между консервативной и ориентированной на развитие личности и ее самореализацию либеральной моделью социальной жизни. В таких условиях возрастает роль личности в определении и выборе своих сексуальных и гендерных позиций и согласовании их с представителями разных социальных групп с соблюдением, насколько это возможно, общих интересов.

Идентичность современного человека, по мнению П. Уайтекер (2002), неизбежно связана с отказом от авторитарных отношений и возможностью выражения разных точек зрения.

Следует также кратко прокомментировать вклад феминистских концепций в развитие гендерно-ориентированного подхода в психологии и психотерапии. Согласно С. Каплан (Kaplan, 1975), феминистская установка характеризуется следующими основными особенностями: изучением того, как женская аудитория воспринимает женщин и продукты их творчества; полемикой с любыми направлениями общественной мысли, которые претендуют на объективность в понимании женского опыта; исследованием женских проблем; утверждением женской культурной традиции. Повышенное внимание уделяется угнетению женщин и тривиализации их опыта; деконструированию представлений о женщине, сформированных в условиях патриархальной культуры и с позиции мужских ценностей; освобождение от контроля мужчин над женской сексуальностью и использования женщин мужчинами в качестве их сексуальной собственности и т. д. Значительный интерес феминистская критика проявляет к доминирующим в обществе способам гендерной репрезентации и дискурсивным практикам. Они рассматриваются, с одной стороны, как средство контроля над женщинами и, с другой стороны, как инструмент влияния представительниц различных сегментов женского сообщества на культуру и социальные отношения.

Нередко объектом этой критики является процесс социального конструирования мировоззрения людей, в том числе, представителями различных гендерных групп. Как отмечает в предисловии к книге «Феминистские подходы к арт-терапии» Д. Лаптон, «в последние десятилетия теория культуры претерпела глубокие изменения, и на смену повышенного интереса к социальным и политическим структурам (структурализм) пришел интерес к различным видам языка и моделям семантического дискурса (постструктурализм)… Дискурс… связан не только с вербальной коммуникацией, но и визуальными образами. Дискурсивные модели формируют различные формы репрезентации и, следовательно, влияют на опыт людей и их понимание окружающего мира» (Lupton, 1997, p. 3). Благодаря этому стало понятнее то, как культура и репрезентации влияют на восприятие женщинами и мужчинами самих себя и отношений между полами.

Нельзя не согласиться с мнением Д. Лаптон о том, что «историческая роль таких дисциплин, как психиатрия, психология и консультирование, вкупе с теорией искусства и культурологией тесно связана с реализацией контекстуального подхода к пониманию человека… Арт-терапия может рассматриваться как часть более широкого процесса, связанного с развитием знаний о человеке и определением субъективности» (Lupton, 1997).

Феминистскую критику, которой, в частности, пронизаны некоторые арт-терапевтические публикации последнего времени (Feminist approaches to art therapy, 1998), можно рассматривать как одну из форм политической активности, направленную на изменение общественного сознания и системы социальных отношений. «Что касается арт-терапии, – отмечает Э. Келиш, – то вряд ли можно себе представить лечебную практику свободной от влияния системы власти и подчинения, связанной с мужским доминированием. С этой точки зрения представляется целесообразным изучение статуса женщин-специалистов и клиентов и того, какое распределение властных функций характерно для лечебной практики» (Келиш, 2002, с. 21–22).

* * *

Представленное в книге многообразие теоретических позиций и областей практической работы с женщинами обусловило ее структуру. Ряд глав книги посвящен описанию общих положений и принципов, а также конкретных приемов работы, характерных для феминистской арт-терапии. Эти главы написаны зарубежными специалистами – С. Хоган, М. Фабр-Левин и П. Макги. Статьи С. Хоган и П. Макги позволяют понять специфику работы с беременными и недавно родившими женщинами, а также женщинами, пострадавшими от сексуального насилия.

Статья О. Горбенко посвящена использованию арт-терапевтических техник в работе с беременными и парами, ожидающими ребенка. Она позволяет увидеть ряд существенных отличий от модели работы С. Хоган.

В статье Е. Жуковой описывается использование арт-терапевтических приемов в работе с молодыми женщинами в условиях группового арт-терапевтического тренинга. Показывается специфика некоторых проблем, связанных с возрастом и социальным опытом участниц занятий.

В статье О. Богачева и А. Копытина представлена арт-терапевтическая работа с женщинами, страдающими наркотической зависимостью, проводимая на базе государственного лечебного учреждения и двух некоммерческих общественных организаций.

Описанию работы с женщинами среднего возраста, страдающими психосоматическими заболеваниями, посвящена статья В. Григалюнайте-Плерпене. Она показывает, что, несмотря на ограниченные сроки арт-терапии, она может выступать важной составной частью реабилитационных программ и способствовать перестройке социальных и микросоциальных отношений женщин.

Профилактике эмоционального выгорания у женщин – сотрудниц крупной компании – посвящена глава И. Захаровой. Эта единственная статья в сборнике, отражающая использование арт-терапии в работе с персоналом. Она показывает, что определенные виды арт-терапевтической помощи могут быть максимально приближены к клиентам и ориентированы на решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью.

Б. Корт и А. Копытин обращают внимание на терапевтический потенциал, которым обладает процесс создания женщинами визуально-пластической продукции в форме талисманоподобных объектов. Авторы показывают, как подобная продукция, имеющая весьма глубокие культурные корни и связанная с различными видами типичной для женщин прикладной практики, может способствовать решению задач психологической интеграции.

В главах, написанных А. Лебедевым и А. Копытиным, представлено использование различных методов фототерапии и фото-арттерапии, показан богатый потенциал этих методов при решении задач, стоящих перед психотерапией, тренингом и социопедагогической практикой.

К сожалению, некоторые аспекты арт-терапевтической работы с женщинами не нашли своего отражения в книге. Это касается, в частности, работы с проблемами, характерными для женщин пожилого возраста и возникающими или усиливающимися при климаксе. В сборнике не представлена арт-терапия женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией и работа с сексуальной и гендерной идентичностью женщин. Надеемся, что в последующих изданиях, посвященных психотерапии и арт-терапии женщин, будет отражен более широкий спектр различных проблем их физического и психического здоровья и те возрастные группы, которые не были затронуты на страницах данной книги.

Выход в свет первого русскоязычного издания, посвященного обсуждению психологических проблем женщины и их решению средствами психотерапии и арт-терапии, является значимым событием. Эта книга отражает многообразие точек зрения, связанных с данной тематикой и, несомненно, послужит стимулом к дальнейшим дискуссиям и обмену опытом. Она наверняка поможет многим специалистам задуматься над тем, какие методы и теоретические представления они используют в своей работе с женщинами и, возможно, заставит пересмотреть некоторые из них. Она может побудить их по-новому подойти и к оценке своих отношений с клиентами, различными общественными институтами и господствующими дискурсивными моделями.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии». Поскольку женщины составляют значительную часть профессиональной группы практических психологов и арт-терапевтов (в странах Запада более 90 % арт-терапевтов – женщины), им принадлежит важная роль в развитии сети гендерно-ориентированных психологических услуг.

 

Снижение тревожности с помощью арт-терапии у женщин. Изучение регуляции стресса и исполнительного функционирования как основных нейрокогнитивных механизмов

Рандомизированное контролируемое исследование

. 3 декабря 2019 г .; 14 (12): e0225200.

doi: 10.1371/journal.pone.0225200. Электронная коллекция 2019.

Аннемари Эббинг 1 2 , Лео де Сонневиль 2 3 , Эрик Баарс 1 , Даниэль Борн 4 , Ханна Свааб 2 3

Принадлежности

  • 1 Медицинский факультет Лейденского университета прикладных наук, Лейден, Нидерланды.
  • 2 Клинические науки о развитии нервной системы, Факультет социальных наук, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды.
  • 3 Лейденский институт мозга и познания, Лейден, Нидерланды.
  • 4 Кафедра психиатрии, Университетский медицинский центр Утрехта, Утрехт, Нидерланды.
  • PMID: 31794566
  • PMCID: PMC68
  • DOI: 10.1371/журн.pone.0225200

Бесплатная статья ЧВК

Рандомизированное контролируемое исследование

Annemarie Abbing et al. ПЛОС Один. .

Бесплатная статья ЧВК

. 3 декабря 2019 г .; 14 (12): e0225200.

doi: 10.1371/journal.pone.0225200. Электронная коллекция 2019.

Авторы

Аннемари Эббинг 1 2 , Лео де Сонневиль

2 3 , Эрик Баарс 1 , Даниэль Борн 4 , Ханна Свааб 2 3

Принадлежности

  • 1 Медицинский факультет Лейденского университета прикладных наук, Лейден, Нидерланды.
  • 2 Клинические науки о развитии нервной системы, Факультет социальных наук, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды.
  • 3 Лейденский институт мозга и познания, Лейден, Нидерланды.
  • 4 Кафедра психиатрии, Университетский медицинский центр Утрехта, Утрехт, Нидерланды.
  • PMID: 31794566
  • PMCID: PMC68
  • DOI: 10.1371/журн.pone.0225200

Абстрактный

Цели: Изучить возможные рабочие механизмы снижения тревожности у женщин с тревожными расстройствами, получающих арт-терапию (АТ).

Методы: РКИ, сравнивающее состояние AT и листа ожидания (WL) по аспектам саморегуляции. Регуляция стресса (частота сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма) и исполнительные функции (повседневные поведенческие и когнитивные аспекты исполнительной функции (EF)) оценивались в пред-пост-дизайне. Участниками были женщины в возрасте 18-65 лет с умеренными и тяжелыми симптомами тревоги.

Полученные результаты: Эффективность AT по сравнению с WL была продемонстрирована в более высокой ВСР в покое после лечения, улучшении аспектов ежедневной EF (контроль эмоций, рабочая память, планирование/организация и контроль задач), но не в когнитивных характеристиках EF, реакции на стресс. и подавление стресса. Снижение уровня тревожности ассоциировалось с улучшением суточного EF, о котором сообщали сами пациенты.

Выводы: AT улучшает ВСР в покое и аспекты EF, последнее было связано со снижением тревожности, связанной с арт-терапией.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявили об отсутствии конкурирующих интересов.

Цифры

Рис. 1. Содержание задачи, вызывающей стресс.

Рис. 1. Содержание задачи, вызывающей стресс.

Рис. 1. Содержание стрессогенной задачи.

Рис. 2. Средняя ВСР.

Рис. 2. Средняя ВСР.

Рис. 2. Средняя ВСР.

Рис. 3. Среднее значение ЧСС.

Рис. 3. Среднее значение ЧСС.

Рис. 3. Среднее значение ЧСС.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Влияние обучения биологической обратной связи вариабельности сердечного ритма на стресс и тревогу: метаанализ.

    Goessl VC, Curtiss JE, Hofmann SG. Гессл В.К. и др. Психомед. 2017 ноябрь;47(15):2578-2586. дои: 10.1017/S0033291717001003. Эпаб 2017 8 мая. Психомед. 2017. PMID: 28478782

  • Интеграция аффективных и когнитивных коррелятов вариабельности сердечного ритма: подход к моделированию структурными уравнениями.

    Манн С.Л., Селби Э.А., Бейтс М.Е., Контрада Р.Дж. Манн С.Л. и соавт. Int J Психофизиол. 2015 Октябрь; 98(1):76-86. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2015.07.003. Epub 2015 10 июля. Int J Психофизиол. 2015. PMID: 26168884 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исполнительная функция смягчает связь между депрессивными симптомами и вариабельностью сердечного ритма в покое при сердечной недостаточности.

    Gathright EC, Walter FA, Hawkins MA, Spitznagel MB, Hughes JW, Gunstad J. Gathright EC и соавт. Дж. Бехав Мед. 2016 апр;39(2):192-200. doi: 10.1007/s10865-015-9684-8. Epub 2015 26 сентября. Дж. Бехав Мед. 2016. PMID: 26410167

  • Психологическое функционирование при болезни Паркинсона после глубокой стимуляции мозга: саморегуляция и исполнительное функционирование.

    Combs HL, Garcia-Willingham NE, Berry DTR, van Horne CG, Segerstrom SC. Комбс Х.Л. и др. Дж. Психосом Рез. 2018 авг;111:42-49. doi: 10.1016/j.jpsychores.2018.05.007. Эпаб 2018 21 мая. Дж. Психосом Рез. 2018. PMID: 29935753

  • Когнитивно-поведенческая терапия в Интернете при поддержке терапевта при тревожных расстройствах у взрослых.

    Olthuis JV, Watt MC, Bailey K, Hayden JA, Stewart SH. Olthuis JV и др. Cochrane Database Syst Rev. 5 марта 2015 г.; (3): CD011565. дои: 10.1002/14651858.CD011565. Кокрановская система базы данных, ред. 2015 г. PMID: 25742186 Обновлено. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние активной терапии изобразительным искусством на результаты в отношении здоровья: протокол систематического обзора рандомизированных контролируемых испытаний.

    Йошко Р., Ролл С., Виллих С.Н., Бергхофер А. Йошко Р. и соавт. Системная редакция 2022 г., 16 мая; 11 (1): 96. doi: 10.1186/s13643-022-01976-7. Системная версия 2022 г. PMID: 35578277 Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

    1. Американская психиатрическая ассоциация (2013 г.). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (пятое изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство; С. 189. ISBN 978-0-89042-555-8.
    1. Американская ассоциация тревоги и депрессии (ADAA, 2018). Об ААДА. Факты и статистика. По состоянию на 16 сентября 2018 г. https://adaa.org/about-adaa/press-room/facts-statistics.
    1. Цислер Дж. , Олатунджи Б., Фельднер М. и Форсайт Дж. (2010). Регуляция эмоций и тревожные расстройства: интегративный обзор. Журнал психопатологии и поведенческой оценки, 32 (1), 68–82. 10.1007/s10862-009-9161-1 — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Розеллини А., Бетчер Х., Браун Т. и Барлоу Д. (2015). Трансдиагностический подход профиля темперамента-фенотипа к классификации эмоциональных расстройств: обновление. Обзор психопатологии, A2(1), 110–128. — ЧВК — пабмед
    1. Бек А. и Хей Э. (2014). Достижения в когнитивной теории и терапии: общая когнитивная модель. Ежегодный обзор клинической психологии, 10 (1), 1–24. — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

    • 3
        3
          3

          Грантовая поддержка

          Это исследование было совместно профинансировано Фондом Iona (www. iona.nl), компанией Stichting AG Phoenix и Голландской ассоциацией антропософской арт-терапии (NVKToag). Эти организации не участвовали в разработке дизайна исследования, сборе и анализе данных, принятии решения о публикации или подготовке рукописи.

          Эффект арт-терапии у женщин с гинекологическим раком: систематический обзор

          На этой странице Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить влияние арт-терапии на психологический результат, качество жизни (КЖ) и связанные с раком симптомы у женщин с гинекологическим раком. Методы . Был проведен систематический поиск литературы. Были включены рандомизированные контролируемые испытания, квазиэкспериментальные исследования, отчеты о случаях и качественные исследования. Результат . Было найдено 1587 статей. В общей сложности 9 статей соответствовали критериям включения. Существующие исследования предоставили первоначальные доказательства того, что арт-терапия может принести пользу больным гинекологическим раком в отношении улучшения психологического исхода и качества жизни, снижения утомляемости, связанной с раком, и улучшения субъективного общего состояния здоровья. Однако качество имеющихся доказательств ограничивает эффективность этих выводов. Заключение . Исследований арт-терапии онкологических гинекологических больных недостаточно. Мы не можем сделать вывод, что арт-терапия приносит пользу больным гинекологическим раком в психологическом исходе, качестве жизни и симптомах, связанных с раком. Необходимы более строгие исследования.

          1. Введение

          Рак — это тяжелое испытание для пациентов [1]. Диагноз рака имеет не только очевидные физические последствия, но и вызывает психологический стресс [2]. Больные раком особенно уязвимы к депрессии и тревоге. Эти нарушения оказывают серьезное пагубное влияние на качество жизни пациентов [3]. Гинекологический рак включает любой рак женской половой системы: матки, яичников, шейки матки, вульвы, влагалища и эндометрия [2]. Эти заболевания серьезно сказываются на женском здоровье. Например, рак шейки матки является четвертым наиболее распространенным видом рака у женщин и седьмым в целом, на него приходится 7,5% всех смертей от рака среди женщин [4]. Пациентки с гинекологическим раком могут страдать от психологического стресса, усталости, нарушений сна, проблем с мочеиспусканием/кишечником, лимфедемы, симптомов менопаузы и проблем с сексуальной жизнью [5–7]. Побочные эффекты лечения, осложнения и кумулятивная органная токсичность могут изменить функцию организма пациента, нарушать повседневную деятельность, оказывать негативное влияние на качество жизни [8], а также искажать их психологическое состояние, представление о теле, осознание тела и самооценку. уважение [2]. Сообщалось, что около 90% выживших после гинекологического рака нуждаются в поддерживающей терапии [9]. Больные раком все чаще обращаются к методам дополнительной и альтернативной медицины (CAM), чтобы уменьшить симптомы, улучшить качество жизни и повысить свою способность справляться со стрессом [10]. Арт-терапия является одним из дополнительных методов лечения, используемых для облегчения симптомов рака [11].

          Арт-терапия — это общий термин для таких видов терапии, как танцевальная и двигательная терапия, музыкальная терапия и арт-терапия с использованием материалов изобразительного искусства. Это клиническое вмешательство, основанное на вере в то, что творческий процесс, связанный с созданием искусства, исцеляет и улучшает жизнь [11]. Арт-терапия может обеспечить способ невербального выражения; процесс создания искусства приносит облегчение и поддержку. В большинстве исследований арт-терапии участвовали пациенты с раком молочной железы, гематологическими злокачественными новообразованиями и опухолями головного мозга у детей [12]. Исследования предоставили обнадеживающие доказательства использования этого метода. Он становится все более популярным в ряде областей медицины и здравоохранения [10]. Больные раком, участвующие в арт-терапии, испытывают улучшение психического здоровья, качества жизни, личностного роста или позитивного социального взаимодействия [13]. Исследования показали, что арт-терапия приводит к повышению самосознания, улучшению способности справляться с симптомами, стрессом и травмирующими переживаниями [14].

          В некоторых систематических обзорах изучались эффекты арт-терапии. Например, Танг и др. [1] сообщили, что арт-терапия помогла женщинам с раком молочной железы уменьшить тревогу, депрессию и усталость. Вуд и др. [15] обнаружили положительное влияние арт-терапии на психологические симптомы и качество жизни у взрослых, больных раком. Обзор Geue et al. [13] показали, что арт-терапия приносит пользу больным раком различными способами, включая улучшение их психического здоровья. Обзор Reynolds et al. [16] показали, что три типа дизайна исследования дали схожие результаты в отношении положительных эффектов арт-терапии, но были обнаружены несоответствия. Систематический обзор [10] показал, что художественная терапия, по-видимому, положительно влияет на тревожность больных раком, но не на депрессию или качество жизни. Кроме того, пациенты с разными типами рака неоднородны по социально-демографическим факторам, симптомам, лечению и побочным эффектам [10]. Учитывая характеристики заболевания и его влияние на образ тела, фертильность и сексуальность, необходимо специально изучить арт-терапию, ориентированную на больных гинекологическим раком. Насколько нам известно, ни один обзор не был специально посвящен этой области. Этот систематический обзор направлен на оценку доказательств влияния арт-терапии на психологический исход, качество жизни и симптомы, связанные с раком, у больных гинекологическим раком.

          2. Материалы и методы
          2.1. Стратегия поиска

          Был реализован системный подход, основанный на рекомендациях PRISMA [17]. Ключевые слова арт-терапия (exp АРТ-ТЕРАПИЯ/OR exp АРТ-ТЕРАПЕВТЫ/) AND ((exp Новообразования половых органов, женщины/) или (exp Новообразования фаллопиевой трубы/) или (exp Новообразования яичников/) или (exp Опухоль Бреннера/) или (Карцинома , эндометриоид/) или (exp Лютеома/) или (карцинома, эпителиальный яичник/) или (exp Гранулезноклеточная опухоль/) или (exp Синдром Мейгса/) или (exp Опухоль клеток Сертоли-Лейдига/) или (exp Текома/) или (exp Новообразования матки/) или (exp Новообразования эндометрия/) или (exp Новообразования шейки матки/) или (exp Новообразования влагалища/) или (exp Новообразования вульвы/) были проведены в следующих базах данных: Medline, Embase, Cochrane Central Register of Контролируемые испытания (CCRCT), Китайская национальная инфраструктура знаний (CNKI), Китайская база данных биомедицинской литературы (CBM) и данные Wan Fang. Не было ограничений по времени и языку. Использовались как компьютеризированные, так и ручные методы поиска. Время поиска: 2019 г.-4-30.

          2.2. Критерии включения и исключения

          Участниками были взрослые женщины (18 лет и старше) с диагнозом гинекологический рак; Арт-терапевтическое вмешательство; Исходы включали психологический исход, качество жизни и симптомы, связанные с раком. В этот обзор были включены рандомизированные контролируемые испытания, квазиэкспериментальные исследования, отчеты о клинических случаях и качественные исследования. Критерии исключения: пациенты с психозом; образцы, состоящие из пациентов детского возраста.

          2.3. Оценка качества

          Два автора рассмотрели каждый тип исследования с помощью контрольного списка JBI Critical Appraisal Checklist [18]. Разногласия были разрешены путем обсуждения с третьим автором.

          2.4. Извлечение и анализ данных

          Два обозревателя независимо друг от друга извлекли необходимые данные, включая характеристики участников, методы исследования, вмешательства и результаты. Рандомизированные контролируемые испытания, включенные в обзор, были объединены в метаанализ с использованием программного обеспечения RevMan5.3. В описательных сравнениях обсуждались рандомизированные контролируемые испытания, квазиэкспериментальные исследования, отчеты о случаях и качественные исследования.

          3. Результат
          3.1. Идентификация исследования

          Наше исследование выявило 1587 элементов, из которых 20 были релевантными по заголовку и аннотации после удаления дубликатов. 12 предметов были исключены на основании критериев включения или исключения. 9 исследований подходили для окончательного обзора (рис. 1). Включенные исследования проводились в период с 2012 по 2019 год, включая 2 РКИ, 2 квазирандомизированных исследования, 2 качественных исследования и 3 описания случаев. Общие характеристики включенных исследований перечислены в таблице 19.0003

          3.2. Характеристики участников

          Размеры выборки варьировались от 1 до 27. Участниками трех исследований [2, 19, 20] были пациенты, получавшие лучевую терапию. Четыре исследования [12, 21–23] были посвящены пациентам, получавшим химиотерапию. У участников одного исследования [24] был впервые диагностирован гинекологический рак. Одно подходящее исследование [25] было сосредоточено на пациентах, у которых впервые был диагностирован рак и которые получили хирургическое лечение. Участники четырех исследований [19–21, 25] включали других больных раком, кроме гинекологического рака. Характеристики участников приведены в таблице 1.

          3.3. Вмешательство

          В дизайне исследований наблюдалась значительная неоднородность. Художественные вмешательства включали музыкальную терапию, оценку живописи, рисование, создание творческих произведений искусства, гравюру, мандалу, коллаж, рассказывание историй в сочетании с танцами и ремеслами, написание стихов и сочинение тона. Продолжительность интервенционных сеансов варьировала от 30 до 9.0 минут, а сеансы варьировались от одного до в среднем десяти. В шести статьях сообщалось, что арт-интервенции проводились терапевтом, а в одной статье сообщалось, что исследование проводилось при поддержке терапевта. Однако в некоторых документах не сообщалось, участвовал ли терапевт в исследовании. Конкретная информация, включая продолжительность и частоту каждого вмешательства, также не была четко описана.

          3.4. Результат

          Alcântara-Silva et al. [20] обнаружили, что индивидуальные сеансы музыкальной терапии могут быть эффективны для уменьшения симптомов депрессии и усталости, связанных с раком, а также для улучшения качества жизни женщин с гинекологическим раком, проходящих лучевую терапию. Ли и др. [21] определили, что прослушивание записанных монохордовых звуков оказывает положительное влияние на снижение тревожности и улучшение физического и психологического состояния во время химиотерапии. Согласно Wiswell et al. [12], арт-терапия, состоящая из рисования, гравюры, мандалы и коллажа, может помочь предотвратить или смягчить ухудшение качества жизни, вызванное химиотерапией, у больных гинекологическим раком. Ли и др. [19] обнаружили, что арт-терапия, основанная на признании известных картин и творческих работ, значительно уменьшила тревогу и депрессию, связанные с раком. Качественное исследование, проведенное Hammer et al. [24] указали, что рисование и более поздние интервью могут быть инструментом для понимания надежды пациентов с недавно диагностированным гинекологическим онкологическим заболеванием. Исследование La Cour et al. [25] продемонстрировали, что использование рассказывания историй, переплетенного с танцами, искусством и ремеслами, давало пациентам и их родственникам стратегии для решения проблем, связанных с раком. Исследователи [2] разработали клиническую модель танцевально-двигательной терапии для больных гинекологическим раком. Они не исследовали эффективность по отношению к переменным клинического исхода, но данные свидетельствовали о потенциальных преимуществах арт-терапии. Пациентка смогла получить представление о частях себя и выразила свою меньшую изоляцию, а также большую открытость для поддержки со стороны других. Результаты исследования, проведенного Ben-Arye et al. [23] предположили, что музыкальная терапия может облегчить неблагоприятные симптомы химиотерапии и улучшить качество жизни пациентов. Ли и др. [22] обнаружили, что музыкальная терапия помогла пациенту уменьшить негативные чувства, увеличить положительные чувства и улучшить субъективное общее состояние здоровья.

          3.5. Риск систематической ошибки и оценка качества

          Мы оценили методологическое качество исследований и возможность систематической ошибки с помощью инструментов критической оценки JBI. Девять подходящих исследований различались по дизайну и требовали разных методов оценки качества. Риск систематической ошибки и оценка качества двух РКИ показаны в таблице 2. В таблице 3 показаны риск систематической ошибки и оценка качества двух квазиэкспериментов. Оценка двух качественных исследований приведена в Таблице 4. В Таблице 5 показана оценка трех клинических случаев.

          4. Обсуждение

          Всего в этот обзор было включено девять исследований. Наблюдалась очевидная неоднородность подходящих исследований, включая дизайн исследования, конкретный метод вмешательства и оценку результатов. Например, в одних исследованиях использовался один тип художественного вмешательства, а в других — несколько видов искусства. Вмешательства проводились по-разному, в том числе в индивидуальном или групповом формате. В одном исследовании [25] участвовали родственники пациента, а в других — нет. Неоднородность затрудняла количественную оценку исследований и обобщение результатов. Следовательно, исследования были качественно описаны. Общая величина эффекта не определялась. По данным современных исследований, выявлены положительные результаты арт-терапии. Это показало, что арт-терапия приносит пользу пациентам с гинекологическим раком в отношении психологических результатов, таких как тревога, депрессия и проблемы, связанные с раком [19].–22, 25]. Отмечено также положительное влияние на КЖ [12, 20, 23]. Кроме того, были данные, свидетельствующие о том, что арт-терапия помогает уменьшить усталость, связанную с раком [20], и улучшить субъективное общее состояние здоровья [22].

          Однако методологические недостатки ограничивали эффективность этих результатов. Например, размер выборки подходящих исследований был небольшим. Априорный расчет мощности для адекватного размера выборки был неясен. Среди них только одно квазиэкспериментальное исследование, одно качественное исследование и три тематических исследования, специально посвященные гинекологическим онкологическим больным, в то время как другие исследования включали не только гинекологических больных, но и других онкологических больных. Отсутствие высококачественного рандомизированного контролируемого исследования и анализов, направленных на лечение, также препятствовали эффективности результатов. Кроме того, арт-терапевт — это тот, кто обладает обширными знаниями, включая консультирование, супружескую и семейную терапию, искусство, образование, общественную работу и творческое самовыражение, и объединяет эти области в уникальную профессию [26]. То, как воспринимается арт-терапия, зависит от того, как она передается [26]. Тем не менее, в шести из включенных исследований сообщалось, что арт-вмешательство осуществлялось терапевтом, а одно исследование было поддержано терапевтом. В двух исследованиях [24, 25] было неясно, участвовал ли в исследовании терапевт или исполнители прошли профессиональную подготовку по арт-терапии. Кроме того, хирургия является основным методом лечения гинекологических злокачественных новообразований [27]. Например, гистерэктомия является одной из самых распространенных гинекологических операций. Женщины, перенесшие эту операцию, часто испытывают негативные эмоции. Это может быть мощным стимулом для стресса и психологических проблем [28]. В настоящем обзоре мы заметили, что большинство участников получали химиотерапию или лучевую терапию. Доказательств применения арт-терапии у гинекологических пациенток с периоперационным раком было совершенно недостаточно.

          Исследование эффективности арт-терапии, в том числе в экспериментальных и контрольных группах, является относительно новым [26]. Принимая во внимание качество современных доказательств, мы считаем, что исследования арт-терапии больных гинекологическим раком недостаточны. Мы не можем сделать вывод, что арт-терапия приносит пользу больным гинекологическим раком в психологическом исходе, качестве жизни и симптомах, связанных с раком. Существует многое, что следует учитывать при продвижении арт-терапии в медицинских учреждениях, например, способность пациента двигаться, уровень вербального общения, нарушения медицинского лечения, а также ограничения медицинской среды [26]. Необходимо дальнейшее изучение возможности более эффективной интеграции арт-терапии и медицинской деятельности в интересах больных гинекологическим раком. Будущие исследования могут быть нацелены на адекватные образцы, различные формы искусства и долгосрочное наблюдение для разработки соответствующих художественных вмешательств для пациентов с гинекологическим раком, получающих различные виды лечения. Кроме того, следует принимать во внимание подробную социально-демографическую и медицинскую информацию; переменные посредника и модератора могут быть изучены дополнительно.

          Конфликт интересов

          Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

          Вклад авторов

          WF и YH внесли равный вклад в эту работу.

          Ссылки
          1. Ю. Тан, Ф. Фу, Х. Гао, Л. Шен, И. Чи и З. Бай, «Арт-терапия при тревоге, депрессии и усталости у женщин с раком молочной железы: систематический обзор», Journal of Psychosocial Oncology , vol. 37, нет. 2019. Т. 1. С. 79–95.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          2. V. H. Ginsburgs and S. W. Goodill, «Клиническая модель танцевально-двигательной терапии для женщин с гинекологическим раком, проходящих брахитерапию с высокой мощностью дозы», American Journal of Dance Therapy , vol. 31, нет. 2, стр. 136–158, 2009 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          3. Г. Бар-Села, Л. Атид, С. Данос, Н. Габай и Р. Эпельбаум, «Арт-терапия улучшила депрессию и повлияла на уровень усталости у онкологических больных, получающих химиотерапию», Психоонкология , том. 16, нет. 11, стр. 980–984, 2007 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          4. J. Ferlay, I. Soerjomataram, R. Dikshit et al., «Заболеваемость раком и смертность во всем мире: источники, методы и основные закономерности в GLOBOCAN 2012», International Journal of Cancer , vol. 136, нет. 5, стр. E359–E386, 2015.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          5. А. М. Реб и Д. Г. Коуп, «Качество жизни и потребности в поддерживающей терапии выживших после гинекологического рака», стр. 9.0295 Western Journal of Nursing Research , vol. 41, нет. 10, стр. 1385–1406, 2019.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          6. T. Mawardika, Y. Afiyanti и H. Rahmah, «Стационарные больные гинекологическим раком нуждаются в большем поддерживающем уходе, чем амбулаторные: сравнительное исследование», BMC Nursing , vol. 18, нет. Приложение_1, с. 28, 2019.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          7. Э. Гилберт, Дж. М. Ашер и Дж. Перц, «Сексуальность после гинекологического рака: обзор материальных, интрапсихических и дискурсивных аспектов лечения сексуального благополучия женщин», Maturitas , vol. 70, нет. 1, стр. 42–57, 2011 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          8. Л.-Ю. Цай, С.-К. Ли, К.-Л. Ван, С.-Л. Цай и Ж.-М. Цай, «Корреляционное исследование страха перед рецидивом рака, представлений о болезни, саморегуляции и качества жизни среди выживших после гинекологического рака на Тайване», Тайваньский журнал акушерства и гинекологии , том. 57, нет. 6, стр. 846–852, 2018 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Академия Google

          9. K. Hodgkinson, P. Butow, A. Fuchs et al., «Долгосрочная выживаемость при гинекологическом раке: психосоциальные результаты, потребности в поддерживающей терапии и положительные результаты», Gynecologic Oncology , vol. 104, нет. 2, стр. 381–389, 2007 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          10. K. Boehm, H. Cramer, T. Staroszynski и T. Ostermann, «Лечение искусством тревоги, депрессии и качества жизни у больных раком молочной железы: систематический обзор и метаанализ», Доказательная дополнительная и альтернативная медицина , vol. 2014 г., идентификатор статьи 103297, 9 страниц, 2014 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          11. Н. Найнис, Дж. А. Пэйс, Дж. Ратнер, Дж. Х. Вирт, Дж. Лай и С. Шотт, «Облегчение симптомов рака: инновационное использование арт-терапии», Journal of Pain and Symptom Management , том. 31, нет. 2, стр. 162–169, 2006 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Академия Google

          12. S. Wiswell, JG Bell, J. McHale, J. O. Elliott, K. Rath и A. Clements, «Влияние арт-терапии на качество жизни пациентов с гинекологическим раком, получающих химиотерапию», Gynecologic Oncology , том. 152, нет. 2, стр. 334–338, 2019.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          13. K. Geue, H. Goetze, M. Buttstaedt, E. Kleinert, D. Richter и S. Singer, «Обзор арт-терапевтических вмешательств для больных раком и результаты исследований», Дополнительные методы лечения в медицине , vol. 18, нет. 3–4, стр. 160–170, 2010 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          14. D. Rao, N. Nainis, L. Williams, D. Langner, A. Eisin и J. Paice, «Арт-терапия для облегчения симптомов, связанных с ВИЧ/СПИДом», AIDS Care , об. 21, нет. 1, стр. 64–69, 2009 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          15. М. Дж. М. Вуд, А. Молассиотис и С. Пейн, «Какие существуют научные данные об использовании арт-терапии для лечения симптомов рака у взрослых? систематический обзор» Психоонкология , том. 20, нет. 2, стр. 135–145, 2011 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          16. М. В. Рейнольдс, Л. Нейборс и А. Куинлан, «Эффективность арт-терапии: она работает?» Арт-терапия , том. 17, нет. 3, стр. 207–213, 2000.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          17. Д. Мохер, А. Либерати, Дж. Тецлафф, Д. Г. Альтман и PRISMA Group, «Предпочитаемые элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов: заявление PRISMA», BMJ , том. 339, нет. jul211, идентификатор статьи b2535, 2009 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          18. C. Tufanaru, «Глава 3: систематические обзоры эффективности», в Joanna Briggs Institute Reviewer’s Manual , E. Aromataris and Z. Munn, Eds., The Joanna Briggs Institute, Аделаида, Австралия, 2017 г. , https://reviewersmanual.joannabriggs.org/.

            Посмотреть по адресу:

            Google Scholar

          19. Дж. Ли, М.Ю. Чой, Ю.Б. Ким и др., «Арт-терапия, основанная на оценке известных картин и ее влиянии на дистресс у больных раком», Исследование качества жизни , vol. 26, нет. 3, стр. 707–715, 2017.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          20. T. R. Alcântara-Silva, R. d. Freitas-Junior, NMA Freitas et al., «Музыкальная терапия снижает усталость, вызванную лучевой терапией, у пациентов с раком молочной железы или гинекологическим раком: рандомизированное исследование», Integrative Cancer Therapies , vol. 17, нет. 3, стр. 628–635, 2018 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Академия Google

          21. Э.-Дж. Lee, J. Bhattacharya, C. Sohn и R. Verres, «Монохордовые звуки и прогрессивная мышечная релаксация уменьшают тревогу и улучшают расслабление во время химиотерапии: экспериментальное исследование ЭЭГ», Complementary Therapies in Medicine , vol. 20, нет. 6, стр. 409–416, 2012 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          22. С.-Х. Ли, Э. Сонг и С.-К. Ким, «Эффекты музыкальной терапии восточной медицины у пациентки с раком яичников с конституцией типа Со-Ым: клинический случай», Исследования в области интегративной медицины , vol. 4, нет. 1, стр. 48–52, 2015 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          23. E. Ben-Arye, Y. Ben-Arye и Y. Barak, «Ева между тревогой и надеждой: интеграция антропософской музыкальной терапии в поддерживающую онкологическую помощь», Health Psychology Research , vol. 3, нет. 3, с. 2199, 2015.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          24. К. Хаммер, Э. О. К. Холл и О. Могенсен, «Надежда, изображенная на рисунках женщин, у которых впервые диагностирован гинекологический рак», Уход за больными раком , vol. 36, нет. 4, стр. E42–E50, 2013 г.

            Посмотреть по адресу:

            Сайт издателя | Google Scholar

          25. К. Ла Кур, Л. Леддерер и Х. П. Хансен, «Рассказывание историй как часть реабилитации больных раком и их родственников», Journal of Psychosocial Oncology , vol.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *