Архетипы примеры – Архетип (психология) — Википедия

Содержание

Архетипы. Понятие и примеры архетипов по Юнгу

Архетип позволяет выяснить, какой тип деятельности больше подойдет человеку, а также какие сложности могут возникнуть, если слишком много внимания уделять только одному архетипу.

Определение

Архетип – это слово, которое пришло к нам из древнегреческого языка. В переводе оно означает «первообраз». Это все те общечеловеческие символы, которые положены в основу различных мифов, фольклора. Архетипы представляют собой могущественные внутренние силы, определяющие поступки и чувства человека. Например, одному для того чтобы ощущать себя счастливым, необходима супружеская верность, дети и официальный брак. Другие выше всего ценят личную независимость. Третьим постоянно нужна напряженность ощущений. А четвертые являются своеобразными «отшельниками». Вне зависимости от вероисповедания для них превыше всего духовность.

Архетип – это класс психических смыслов, которые не имеют источником жизнь отдельного индивида. Архетип представляет собой совокупность неких образов и идеалов. Они не имеют реального прототипа в виде конкретного человека. Архетип – это и есть образ, позволяющий увидеть себя, словно в отражении зеркала.

Теория Юнга

Понятие архетипа впервые было разработано известным психоаналитиком К. Г. Юнгом. Он отмечал, что психика человека заключает в себе несколько частей. Ее центр – это сознание. В своих трудах он достаточно подробно описал архетипы личности.

Если рассмотреть психику человека более подробно, можно увидеть, что она состоит из нескольких разнонаправленных частей. В первую очередь Юнг выделял Эго, а также Персону и Тень. Любые архетипы людей произошли от инстинктов. Их главная цель – выживание. Эти образы передаются из поколения в поколение.

Выделяют следующие архетипы по Юнгу: Самость, Персона, Тень, Анима и Анимус, Эго.

Данные архетипы психоаналитик считал основными. Помимо них выделял следующие архетипы личности.

  • Мать – несет покой и утешение.
  • Отец – авторитетная и властная фигура.
  • Ребенок – тоска по беззаботным детским годам, невинность.
  • Мудрец – знания, опыт.
  • Герой – спасатель, защитник слабых и обездоленных.
  • Враг – несет опасность и переживание тревоги.

Архетип Тени

Тень стремится реализовать инстинкт размножения, жажду жизни, свободы. Она является невидимой частью человеческого бессознательного, в ней заключаются все желания, недостатки, инстинкты, которые подавляются. Юнг говорил о том, что Тень может являться в сновидениях в виде чудищ, змей, монстров.

Описание Юнгом архетипа Тень как исследования других частей личности до сих пор представляет интерес для психоаналитиков. Сам Юнг полагал, что люди унаследовали его от животного мира. Именно Тень является средоточием страстных желаний, аморальных поступков, а также неприемлемых качеств характера, которые осуждаются обществом. Теневая сторона психики чаще всего подавляется и вытесняется. Нередко это доходит до того, что человек сам не видит своих недостатков.

Эго

Именно здесь, согласно Юнгу, находится точка наблюдения осознанного «Я» человека за внешним и внутренним миром. Здесь же берет начало и путь развития личности, который психоаналитик называл индивидуализацией.

Анима и Анимус

В аналитической психологии эти примеры архетипов обозначают образ противоположного пола. Юнг называл это образом души, содержащим знания поколений, рода, а также личный опыт человека в сфере взаимоотношений с противоположным полом. Анима и Анимус принимают различные архетипические формы. Например, женское начало может проявлять себя в виде нежной девы или злой колдуньи. Мужское предстает в виде благородного короля или тирана-ревнивца.

Самость

Самость представляет собой объединение сознаваемого и неосознаваемого. Нередко Юнг изображал самость в виде рисунка мандалы. Юнг считал, что достичь Самости можно, только пройдя тернистый путь принятия своей бессознательной стороны. Принятие своего теневого аспекта разрушает маску Персоны. Подобный процесс крайне болезнен. Но в конечном счете он ведет к положительным переменам в структуре личности.

Персона

Персона – это идеальное представление человека о себе, его облик перед другими людьми. В переводе с латинского слово «персона» означает «маска». Является посредником между «Я» человека и окружающим миром. С одной стороны, представляет собой светлую сторону личности. Но с другой, это всего лишь образ, выбираемый человеком, своеобразная маска. Темная сторона при этом скрывается.

Основные свойства прообразов

Архетип – это подсознательный образ, который обладает следующими свойствами.

  • Устойчивость (неизменность).
  • Встречается среди любых национальностей и временных эпох.
  • Обладает набором и положительных и негативных качеств.
  • Отражается в народных сказаниях, мифах.
  • Оказывает влияние на эмоциональную сферу человека.
  • Всегда вызывает у индивида реакцию.

Зачем нужна информация об архетипах

Для того чтобы как можно лучше узнать собственные жизненные роли – матери, дочери, супруги, начальствующего лица или же торговца, и нужны архетипы. Олимпийские боги и богини отличались силой и красотой. Это женские и мужские персонажи, которые олицетворяют человеческие страсти и устремления.

В них воплощаются поведенческие модели, которыми определяется качество и направление развития личности. Однако «слепое» следование какому-либо архетипу может пагубно сказаться на жизни. Следует учиться выходить за привычные рамки какого-либо одного образа.

Информация об архетипах – это знания, которые позволяют человеку построить более успешные отношения с людьми. Нередко выбор возлюбленного бывает связан именно с преобладанием того или иного архетипа. Психологическая работа с архетипом позволяет изменить сценарий отношений между мужчиной и женщиной в лучшую сторону.

Древние образы у мужчин и женщин

К. Г. Юнг считал, что в человеке совмещаются и мужские образы, и женские. Однако у сильного пола преобладают мужские психологические качества, женские же оттесняются в Тень (бессознательную часть психики). А у прекрасных дам женские архетипы преобладают, а мужские – вытесняются.

В каждом человеке может уживаться одновременно несколько «богинь» или «богов». Символически можно представить себе это в качестве заседания за одним столом. Восседают все боги, однако руководит застольем только один – самая сильная часть личности. Остальные «присутствующие» тоже необходимы, ведь каждый из них несет ответственность за свою сферу.

Женские образы

Основные женские архетипы, принятые в современной психологии:

  • Артемида – отвечает за женскую силу и взаимоотношения с другими женщинами. Артемида всегда стремится добиваться поставленных целей, она не терпит никаких ограничений.
  • Афина – носительница мудрости и ремесла. Это сильная женщина, которая не поддается влиянию чувств и в любой ситуации опирается на логику.
  • Гестия – отвечает за домашний уют и тепло очага. При этом Гестия самодостаточна, она уверена в себе и прекрасна.
  • Гера – взаимоотношения в браке для нее важнее всего. Однако она эмоционально нестабильна, ревнива.
  • Персефона – символизирует отношения с матерью и отцом. Она очень зависит от мнения окружающих, удобна всем людям, кроме себя самой.
  • Деметра – отношения с детьми для нее на первом месте, однако в ее сердце есть место для каждого. Деметра всегда отличается теплотой и заботой.
  • Афродита – связь с другими людьми, дружба, любовь. Афродита – творческая и нежная дама, которая воплощает собой саму суть женской природы.
  • Геба – символизирует образ «вечно молодой» дамы. Она избегает малейших признаков старения – и это ей отлично удается.
  • Тюфе (Фортуна) – этот женский архетип заключает в себе противоречивую природу. Она изо всех сил стремится все контролировать, однако отказывается прогнозировать будущие последствия.
  • Немизида – один из самых принципиальных архетипов. Для нее важнее всего является честность и совесть. Женщины с подобным архетипом неспособны простить несправедливость.
  • Геката – один из глубочайших образов, проявляющийся в потребности мистифицировать реальность. «Носительницы» образа Гекаты нередко уходят с головой в оккультные практики.

Нередко в одной женщине наблюдается сочетание нескольких (обычно 2-3) архетипов. Иногда они могут «соперничать» в ее бессознательном. При этом проявляется подобная конкуренция в том, что женщина может хотеть иметь крепкую семью, одновременно преуспевая в карьере.

Разглядеть богиню в себе

Тест на архетипы дает понять причины, которые побуждают вести себя так или иначе. Нужно ответить на каждый вопрос и поставить около буквы отметку. А в конце теста посмотреть, какие варианты ответа встречаются чаще остальных.

  • Какие сказки были вашими самыми любимыми в детские годы?

А) ”Сказка о Золушке”.

Б) ”Сонька-Богатырка”.

В) ”Дюймовочка”.

Г) ”Теремок”.

Д) ”Василиса-Прекрасная”.

Е) ”Царевна-лягушка”.

Ж) ”Волшебный горшочек”.

  • Назовите персонажа, в которого в детстве вам хотелось бы превратиться.

А) Алиса в Стране Чудес.

Б) Алеша Попович.

В) Кристина Орбакайте.

Г) Укротительница диких зверей.

Д) Английская королева.

Е) Хозяйка собственного кафе.

Ж) Учительница младших классов.

  • Любимая игрушка в детстве.

А) Плюшевый зайка.

Б) Игрушечный танк на пульте управления.

В) Барби.

Г) Соседский пес Барбос.

Д) Игрушечная посудка или домик.

Е) Краски и карандаши.

Ж) Ведро и лопатка для игры в песочнице.

  • На кого из следующих дам вам хотелось бы походить?

А) Мать Тереза.

Б) Маргарет Тэтчер.

В) Одри Хепберн.

Г) Индира Ганди.

Д) Мелания Трамп.

Е) Юлия Высоцкая.

Ж) Святая Мария.

  • Какой стиль одежды нравится вам больше остальных?

А) Нежный, романтический.

Б) Военный милитари.

В) Соблазнительный.

Г) Спортивный.

Д) Строгая классика.

Е) Американское кантри.

Ж) Нравится любая удобная одежда.

Результаты теста

Итог теста на архетип, как было указано, вычисляется по преобладанию того или иного варианта ответов.

  • А – Персефона. Нередко такие девушки слабовольны, они отличаются нерешительностью и скромностью. Им сложно повзрослеть, начать нести ответственность за собственные поступки. Даже будучи взрослой, Персефона может вести себя как ребенок. Выглядит она всегда моложе своих лет.
  • Б – Афина. По своим логическим способностям она не уступает мужчинам и способна решиться на самые неожиданные жизненные перемены. Из Афин получаются отличные бизнес-вумен, адвокаты, юристы, спортсменки. Если Афина не удовлетворит своих амбиций к зрелости, то она превратится в настоящего домашнего тирана.
  • В – Афродита. Женщина, у которой данный архетип является доминирующим, - настоящее воплощение привлекательности и эротизма. Везде, где им стоит появиться, мужчины начинают испытывать волнение и желание добиться Афродиту любой ценой. Однако заставить такую даму остаться с одним мужчиной надолго практически невозможно. Она очень влюбчива, и ее настроение меняется каждый час. Если девушка с подобным архетипом немного умерит свой пыл, то она может подтолкнуть своего мужчину к новым достижениям, стать истинной музой для художника или вдохновительницей для бизнесмена. Афродита не станет волноваться по поводу приближающейся старости – если ей удалось найти интересное творческое занятие, она посвятит ему все свободное время.
  • Г – Артемида. Эта богиня была любимицей громовержца Зевса. Только ей верховный бог позволял выбирать подарки. Ей никогда не приходилось бороться за внимание отца. В жизни Артемиды очень независимы. Их жизненный девиз очень прост – «Я сама вполне могу о себе позаботиться». Такие девушки нередко становятся общественными деятелями, политиками, вступают в ряды защитников животных. Нужно отметить, что Артемида недолюбливает мужчин и постоянно стремится с ними соперничать. К хорошему это не приводит – как правило, такие девушки не очень счастливы в браке. С жалостью у Артемид также не все в порядке. Они, скорее, будут сопереживать больной собачке, нежели человеку. Однако такие дамы очень сильны. Они умеют отыскать выход из любой сложной ситуации, ведь их ум отнюдь незауряден.
  • Д – Гера. Это повелительница Олимпа, супруга громовержца Зевса. Она была прекрасна и полна величия. Женщин-Гер отличают мстительность, жестокость. Их главный смысл жизни – супружество. Из подобных дам получаются отличные супруги президентов, ведь они привлекательны, образованны, умеют отлично организовать общественную деятельность. Гера не очень настроена на карьеру. Однако в семейной жизни такие дамы нередко страдают из-за поведения своих мужей.
  • Е – Гестия. Эта богиня отвечала за сохранение домашнего очага. Поэтому дамы, у которых преобладает данный стереотип, являются отличными домохозяйками. Их нельзя назвать очень привлекательными в сексуальном плане, однако они не отвергают интимной стороны жизни. Из Гестии получается отличная мать.
  • Ж – Деметра. Богиня плодородия, которой поклонялись все женщины, мечтающие иметь детей. Женщина-Деметра, как правило, выходит замуж очень рано. Но если брак по каким-то причинам разрушается, она не очень горюет – ведь дети остаются с ней. Таких дам часто тянет на незрелых мужчин, остающихся «вечными мальчиками». Нередко они выбирают в качестве профессии работу, связанную с воспитанием детей, – учитель, педиатр, воспитатель.

Мужские образы

Носителем архетипа является каждый человек. Одни из самых распространенных образов – это божественные персонажи. Архетипы мужчин могут нести смысловую нагрузку двух основных ролей – отцовской и сыновней.

К отцовским архетипам относят следующие:

  • Зевс – отец всех богов, является архетипом сильных людей, уверенных в своих силах. Отвечает за достижения в социуме; этот бог является лидером, руководителем.
  • Гадес – отражает внутренний, бессознательный мир. Архетип мужчин, которые доверяют своей интуиции и нередко уходят в себя. Как правило, такие люди достаточно умны, загадочны.
  • Посейдон – носители данного образа любят яркие переживания, которые нередко не принимаются обществом. Посейдоны отличаются вспыльчивостью, эмоциональностью. Отвечает также за сферу интимной жизни.

Основные архетипы мужчин, символизирующие сыновнюю позицию:

  • Аполлон – символизирует интеллект, умеренность во всем. Сознательный и рациональный мужчина. Он руководствуется здравым смыслом, логикой.
  • Гермес – легок на подъем, с радостью соглашается на новые идеи, предложения. Его сфера — торговля, умение договариваться с клиентами и партнерами по бизнесу.
  • Гефест – трудолюбивый и упорный труженик, который принял решение стать настоящим специалистом в своем деле. Однако он при этом отличается чувствительностью, уязвимостью. Сфера, за которую отвечает Гефест, — ремесло и творчество, гуманизм.
  • Арес – один из самых «реагирующих» архетипов. Он склонен поддаваться влиянию внутренних импульсов, не всегда думая о последствиях. Сфера Ареса — дружба, умение защитить себя и других.
  • Дионис – архетип, который отлично иллюстрирует фраза «мужчины, как дети». Он не вступает в конкуренцию, не любит конфликтов. Дионис – внутренний ребенок, который умеет любить и радоваться жизни.

Архетипы позволяют лучше исследовать себя, понять причин

autogear.ru

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг полагал, что каждый индивид, круг его интересов, может быть обращен к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй — экстравертами. Никто не является чистым экстравертом или интравертом. Однако каждый индивид более склонен к какой-либо одной ориентации и действует преимущественно в ее рамках. Временами интраверсия является более подходящей, временами — наоборот. Невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно.

Интроверты интересуются, прежде всего, собственными мыслями и чувствами. Опасность для них заключается в том, чтобы не потерять связь с внешним миром, слишком глубоко погрузившись в свой внутренний мир.

Экстраверты заняты внешним миром людей и вещей; они стремятся быть более социальными, лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы.

 

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Каждая функция может осуществляться экстравертированным или интровертированным способом.

Мышление занято истинностью, суждения его основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Мыслительные типы — великие составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувствование — принятие решений в соответствии с ценностными суждениями, например плохо-хорошо, правильно-неправильно. Чувствующие типы ориентированы на эмоциональные аспекты опыта. Они предпочитают сильные интенсивные эмоции нейтральному опыту.

Ощущение и интуицию Юнг называет способами получения информации, в противоположность способам принятия решения.

Интуиция — способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуитивный человек обрабатывает информацию очень быстро, доверяет собственному опыту, поступки его часто кажутся непоследовательными. Сочетание четырех функций в индивиде составляет целостный и уравновешенный подход к миру.

У человека эти функции развиты неравномерно, одна обязательно доминирует, другая, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью.

Коллективное бессознательное. Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Дева Мария, Баба Яга и др.). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Бог, Закон, Деспот и др.).

Каждая из основных структур личности — тоже архетип; среди них можно назвать Эго, персону, тень, Аниму(у мужчин), Анимуса (уженщин), самость.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип
Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог
Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир
Солнечное око

 

Символы. По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип, чем ближе символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ. Символические термины и образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. Символ представляет психическую ситуацию индивида.

Сны. Сны — важное соеденительное звено между сознательными и бессознательными процессами. По Юнгу, «основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который таким образом вновь устанавливает общий душевный баланс».

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными до тех пор, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми. Более важен факт не просто понимания сновидения, но акт самого переживания материала и серьезное к нему отношение.

Структура личности. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость.

Эго — центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона (личность) — это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность.

Тень — центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда индивид проецирует все нежелательные качества на других или оказывается во власти тени, не сознавая того. Чем более материал тени осознается, тем менее он может властвовать.

Тень — не только обратное отображение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, она может обеспечить индивиду доступ к значительному бессознательному материалу, который отвергается Эго и персоной.

Анима и Анимус — по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Таким образом, поскольку женщина определяет себя феминистически, ее Анимус объемлет все разрозненные тенденции и переживания, которые она полагает маскулинистическими. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном, — женщина. «Поскольку этот образ бессознателен, он всегда бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания». Анима и Анимус наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному и оказывают большое влияние на поведение индивида.

Самость. Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость — внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. «Индивидуация, -говорит Юнг, — означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой».

Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное.

Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния.

Третий этап — встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. Юнг «расспрашивал» свою Аниму об интерпретации снов, как анализирующийся советуется с анализирующим.

Последняя стадия процесса индивидуации — развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Это продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности.

Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, является установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг полагал, что психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг разделил на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам, а также использовал другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуру.

Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Определение и Примеры Архетипов | Архетипы Персонажей

Что такое архетип?

Определение архетипа:

общий характер, образ, символ или ситуация, которые встречаются в литературе и в жизни и считаются универсальными в большинстве культур

Примеры архетипов встречаются в окружающем нас мире каждый день: в нашей речи, наших убеждениях, средствах массовой информации, спорте, видеоиграх, психологии, искусстве и даже наших мечтах. Архетипы универсальны; то есть они встречаются во всех культурах, религиях и частях истории. Психотерапевт Карл Юнг предположил, что многие из этих идей сохраняются врожденно и исходят из нашего «коллективного бессознательного», основанного на ранних человеческих переживаниях, которые следовали за нашими видами с самого начала. Гипотеза Юнга похожа на теорию форм Платона, которая утверждает, что формы или идеи присутствуют в наших душах, и мы создаем вещи в жизни, чтобы копировать формы, которые уже существуют в наших бессмертных душах.

Доктор Кэрол С. Пирсон написала несколько книг, посвященных открытию наших собственных архетипов, и разработала руководство по поиску наших внутренних архетипов. Студентам может быть интересно найти свои внутренние архетипы на ее веб-сайте, а затем сравнить их описания с некоторыми известными вымышленными персонажами.

Краткое описание исследований Пирсона, которые могут быть использованы для описания или классификации различных литературных персонажей и их архетипов, можно найти в Межшкольной лиге Университета.

Автор Джилл Уильямсон также составила исчерпывающий список архетипов персонажей на своем веб-сайте, а также краткие описания фильмов, телевизионных или литературных персонажей, которые служат примером архетипа.

В литературе архетипы часто появляются в форме

  • Символы или мотивы
  • Ситуации или сюжетные формы
  • Темы
  • животные
  • Настройки или места
  • Персонажи

Пример архетипической ситуации или формы сюжета можно найти в «Героическом путешествии». В «Одиссее» Одиссею грозит множество опасностей в стремлении вернуться на Итаку, тема стремления вернуться домой, которая находит всеобщее признание.


Одиссея Героическое Путешествие

Пример

Общие архетипы в литературе


Распространенные Архетипические Символы

Пример


Архетипы Персонажей

Пример


Распространенные Архетипические Ситуации или Формы Сюжета

Пример

Деятельность по анализу архетипов

Во многих классических литературных произведениях используются общечеловеческие, ситуативные и символические архетипы. Отличный способ отслеживать и анализировать некоторые из этих популярных архетипов — это раскадровка! Когда студенты читают, попросите их отслеживать различные характерные, ситуативные и символические архетипы, которые появляются на протяжении всей работы. Упражнение ниже предназначено для использования с Алым письмом , но используйте шаблон, чтобы адаптировать его к любому произведению литературы, которое вы изучаете со своими учениками!



Анализ Литературного Архетипа в Алой Букве

Пример

www.storyboardthat.com

Архетипы брендов | Z&G

Термин архетип был впервые предложен Юнгом в начале ХХ века. Архетипы – составляющие коллективного бессознательного – преобразуют накопленный опыт человечества в универсальные модели поведения.

Данное понятие применимо не только к литературным персонажам, но и к брендам. Конечно, такое деление относительно и снижает важность исследований, однако знание архетипа бренда может подсказать неожиданные маркетинговые ходы, а также вдохнуть новые образы в привычную коммуникацию.

Архетипов существует множество. Мы разберем самые часто встречающиеся среди брендов (по классификации Эмили Беннет).

Архетипы порядка

«Правитель»

Этот архетип требует к себе особого внимания. Короля делает свита, поэтому смотрите на антураж. Архетип «правителя» воплощает в себе представление о верховной власти, это может быть как император, так и более современный вариант – президент. Такой образ подходит лидерам рынка. Эксклюзивность и статус – вот его кредо.

Путь силы. Фитнес-центр

«Простодушный»

 Архетип мечты об утерянном мире детства, когда все казалось удивительным, а счастье приносили самые простые вещи. Этот архетип обращается к внутреннему ребенку. Его основные ценности просты и понятны каждому – искренняя дружба, близость с родными.

Чистолесье. Пиво на лесной воде.

«Герой»

Приверженцы архетипа «героя» – сильные и волевые личности, которые не сгибаются под гнетом обстоятельств, они способны принять вызов и победить. Сильные и уверенные, они ведут мир к лучшему. «Герой» способен проиграть, но не сдаться, в следующем сражении его обязательно ждет победа. Если «искатель» сам бросает себе вызов, то «герой» зачастую вынужден действовать под влиянием внешних обстоятельств, и в этом открывается его сила.

Чкалов. Одежда.

Архетипы связи с другими

«Любовник»

Такие бренды влюбляются в потребителя, превозносят его, заставляя почувствовать себя особенным. Они чувственны и умеют соблазнять. Это не всегда женские бренды, и не всегда они относятся к высокому ценовому сегменту – идеи гедонизма и удовольствия близки многим.

Loveriz. Игристое вино

«Шут»

«Шут» бросает вызов скуке. Он беззаботный весельчак и балагур. «Шут» может сказать что угодно и кому угодно. Этот архетип часто используют подростковые и детские бренды, но и более взрослые компании могут с успехом прибегать к нему.

ЁЁ. Энергетический напиток

«Обыватель»

Такой же, как все, обычный. Знает, какие проблемы волнуют потребителя, и точно знает, как с ними справиться. Он по-соседски понимающий и непритязательный. Главными ценностями таких брендов являются простота и честность, они готовы прийти на выручку в любой момент. Радость будней, тихое счастье – вот идеал этого архетипа.

Простой выбор. Овощные консервы

zg-brand.ru

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Эго

Эгоявляется центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвалколлективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип теньпредставляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анимапредставляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время каканимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

это… Понятие и примеры архетипов по Юнгу

Архетип позволяет выяснить, какой тип деятельности больше подойдет человеку, а также какие сложности могут возникнуть, если слишком много внимания уделять только одному архетипу.

Определение

Архетип – это слово, которое пришло к нам из древнегреческого языка. В переводе оно означает «первообраз». Это все те общечеловеческие символы, которые положены в основу различных мифов, фольклора. Архетипы представляют собой могущественные внутренние силы, определяющие поступки и чувства человека. Например, одному для того чтобы ощущать себя счастливым, необходима супружеская верность, дети и официальный брак. Другие выше всего ценят личную независимость. Третьим постоянно нужна напряженность ощущений. А четвертые являются своеобразными «отшельниками». Вне зависимости от вероисповедания для них превыше всего духовность.

Архетип – это класс психических смыслов, которые не имеют источником жизнь отдельного индивида. Архетип представляет собой совокупность неких образов и идеалов. Они не имеют реального прототипа в виде конкретного человека. Архетип – это и есть образ, позволяющий увидеть себя, словно в отражении зеркала.

Теория Юнга

Понятие архетипа впервые было разработано известным психоаналитиком К. Г. Юнгом. Он отмечал, что психика человека заключает в себе несколько частей. Ее центр – это сознание. В своих трудах он достаточно подробно описал архетипы личности.

Если рассмотреть психику человека более подробно, можно увидеть, что она состоит из нескольких разнонаправленных частей. В первую очередь Юнг выделял Эго, а также Персону и Тень. Любые архетипы людей произошли от инстинктов. Их главная цель – выживание. Эти образы передаются из поколения в поколение.

Выделяют следующие архетипы по Юнгу: Самость, Персона, Тень, Анима и Анимус, Эго.

Данные архетипы психоаналитик считал основными. Помимо них выделял следующие архетипы личности.

  • Мать – несет покой и утешение.
  • Отец – авторитетная и властная фигура.
  • Ребенок – тоска по беззаботным детским годам, невинность.
  • Мудрец – знания, опыт.
  • Герой – спасатель, защитник слабых и обездоленных.
  • Враг – несет опасность и переживание тревоги.

Архетип Тени

Тень стремится реализовать инстинкт размножения, жажду жизни, свободы. Она является невидимой частью человеческого бессознательного, в ней заключаются все желания, недостатки, инстинкты, которые подавляются. Юнг говорил о том, что Тень может являться в сновидениях в виде чудищ, змей, монстров.

Описание Юнгом архетипа Тень как исследования других частей личности до сих пор представляет интерес для психоаналитиков. Сам Юнг полагал, что люди унаследовали его от животного мира. Именно Тень является средоточием страстных желаний, аморальных поступков, а также неприемлемых качеств характера, которые осуждаются обществом. Теневая сторона психики чаще всего подавляется и вытесняется. Нередко это доходит до того, что человек сам не видит своих недостатков.

Эго

Именно здесь, согласно Юнгу, находится точка наблюдения осознанного «Я» человека за внешним и внутренним миром. Здесь же берет начало и путь развития личности, который психоаналитик называл индивидуализацией.

Анима и Анимус

В аналитической психологии эти примеры архетипов обозначают образ противоположного пола. Юнг называл это образом души, содержащим знания поколений, рода, а также личный опыт человека в сфере взаимоотношений с противоположным полом. Анима и Анимус принимают различные архетипические формы. Например, женское начало может проявлять себя в виде нежной девы или злой колдуньи. Мужское предстает в виде благородного короля или тирана-ревнивца.

Самость

Самость представляет собой объединение сознаваемого и неосознаваемого. Нередко Юнг изображал самость в виде рисунка мандалы. Юнг считал, что достичь Самости можно, только пройдя тернистый путь принятия своей бессознательной стороны. Принятие своего теневого аспекта разрушает маску Персоны. Подобный процесс крайне болезнен. Но в конечном счете он ведет к положительным переменам в структуре личности.

Персона

Персона – это идеальное представление человека о себе, его облик перед другими людьми. В переводе с латинского слово «персона» означает «маска». Является посредником между «Я» человека и окружающим миром. С одной стороны, представляет собой светлую сторону личности. Но с другой, это всего лишь образ, выбираемый человеком, своеобразная маска. Темная сторона при этом скрывается.

Основные свойства прообразов

Архетип – это подсознательный образ, который обладает следующими свойствами.

  • Устойчивость (неизменность).
  • Встречается среди любых национальностей и временных эпох.
  • Обладает набором и положительных и негативных качеств.
  • Отражается в народных сказаниях, мифах.
  • Оказывает влияние на эмоциональную сферу человека.
  • Всегда вызывает у индивида реакцию.

Зачем нужна информация об архетипах

Для того чтобы как можно лучше узнать собственные жизненные роли – матери, дочери, супруги, начальствующего лица или же торговца, и нужны архетипы. Олимпийские боги и богини отличались силой и красотой. Это женские и мужские персонажи, которые олицетворяют человеческие страсти и устремления.

В них воплощаются поведенческие модели, которыми определяется качество и направление развития личности. Однако «слепое» следование какому-либо архетипу может пагубно сказаться на жизни. Следует учиться выходить за привычные рамки какого-либо одного образа.

Информация об архетипах – это знания, которые позволяют человеку построить более успешные отношения с людьми. Нередко выбор возлюбленного бывает связан именно с преобладанием того или иного архетипа. Психологическая работа с архетипом позволяет изменить сценарий отношений между мужчиной и женщиной в лучшую сторону.

Древние образы у мужчин и женщин

К. Г. Юнг считал, что в человеке совмещаются и мужские образы, и женские. Однако у сильного пола преобладают мужские психологические качества, женские же оттесняются в Тень (бессознательную часть психики). А у прекрасных дам женские архетипы преобладают, а мужские – вытесняются.

В каждом человеке может уживаться одновременно несколько «богинь» или «богов». Символически можно представить себе это в качестве заседания за одним столом. Восседают все боги, однако руководит застольем только один – самая сильная часть личности. Остальные «присутствующие» тоже необходимы, ведь каждый из них несет ответственность за свою сферу.

Женские образы

Основные женские архетипы, принятые в современной психологии:

  • Артемида – отвечает за женскую силу и взаимоотношения с другими женщинами. Артемида всегда стремится добиваться поставленных целей, она не терпит никаких ограничений.
  • Афина – носительница мудрости и ремесла. Это сильная женщина, которая не поддается влиянию чувств и в любой ситуации опирается на логику.
  • Гестия – отвечает за домашний уют и тепло очага. При этом Гестия самодостаточна, она уверена в себе и прекрасна.
  • Гера – взаимоотношения в браке для нее важнее всего. Однако она эмоционально нестабильна, ревнива.
  • Персефона – символизирует отношения с матерью и отцом. Она очень зависит от мнения окружающих, удобна всем людям, кроме себя самой.
  • Деметра – отношения с детьми для нее на первом месте, однако в ее сердце есть место для каждого. Деметра всегда отличается теплотой и заботой.
  • Афродита – связь с другими людьми, дружба, любовь. Афродита – творческая и нежная дама, которая воплощает собой саму суть женской природы.
  • Геба – символизирует образ «вечно молодой» дамы. Она избегает малейших признаков старения – и это ей отлично удается.
  • Тюфе (Фортуна) – этот женский архетип заключает в себе противоречивую природу. Она изо всех сил стремится все контролировать, однако отказывается прогнозировать будущие последствия.
  • Немизида – один из самых принципиальных архетипов. Для нее важнее всего является честность и совесть. Женщины с подобным архетипом неспособны простить несправедливость.
  • Геката – один из глубочайших образов, проявляющийся в потребности мистифицировать реальность. «Носительницы» образа Гекаты нередко уходят с головой в оккультные практики.

Нередко в одной женщине наблюдается сочетание нескольких (обычно 2-3) архетипов. Иногда они могут «соперничать» в ее бессознательном. При этом проявляется подобная конкуренция в том, что женщина может хотеть иметь крепкую семью, одновременно преуспевая в карьере.

Разглядеть богиню в себе

Тест на архетипы дает понять причины, которые побуждают вести себя так или иначе. Нужно ответить на каждый вопрос и поставить около буквы отметку. А в конце теста посмотреть, какие варианты ответа встречаются чаще остальных.

  • Какие сказки были вашими самыми любимыми в детские годы?

А) ”Сказка о Золушке”.

Б) ”Сонька-Богатырка”.

В) ”Дюймовочка”.

Г) ”Теремок”.

Д) ”Василиса-Прекрасная”.

Е) ”Царевна-лягушка”.

Ж) ”Волшебный горшочек”.

  • Назовите персонажа, в которого в детстве вам хотелось бы превратиться.

А) Алиса в Стране Чудес.

Б) Алеша Попович.

В) Кристина Орбакайте.

Г) Укротительница диких зверей.

Д) Английская королева.

Е) Хозяйка собственного кафе.

Ж) Учительница младших классов.

  • Любимая игрушка в детстве.

А) Плюшевый зайка.

Б) Игрушечный танк на пульте управления.

В) Барби.

Г) Соседский пес Барбос.

Д) Игрушечная посудка или домик.

Е) Краски и карандаши.

Ж) Ведро и лопатка для игры в песочнице.

  • На кого из следующих дам вам хотелось бы походить?

А) Мать Тереза.

Б) Маргарет Тэтчер.

В) Одри Хепберн.

Г) Индира Ганди.

Д) Мелания Трамп.

Е) Юлия Высоцкая.

Ж) Святая Мария.

  • Какой стиль одежды нравится вам больше остальных?

А) Нежный, романтический.

Б) Военный милитари.

В) Соблазнительный.

Г) Спортивный.

Д) Строгая классика.

Е) Американское кантри.

Ж) Нравится любая удобная одежда.

Результаты теста

Итог теста на архетип, как было указано, вычисляется по преобладанию того или иного варианта ответов.

  • А – Персефона. Нередко такие девушки слабовольны, они отличаются нерешительностью и скромностью. Им сложно повзрослеть, начать нести ответственность за собственные поступки. Даже будучи взрослой, Персефона может вести себя как ребенок. Выглядит она всегда моложе своих лет.
  • Б – Афина. По своим логическим способностям она не уступает мужчинам и способна решиться на самые неожиданные жизненные перемены. Из Афин получаются отличные бизнес-вумен, адвокаты, юристы, спортсменки. Если Афина не удовлетворит своих амбиций к зрелости, то она превратится в настоящего домашнего тирана.
  • В – Афродита. Женщина, у которой данный архетип является доминирующим, - настоящее воплощение привлекательности и эротизма. Везде, где им стоит появиться, мужчины начинают испытывать волнение и желание добиться Афродиту любой ценой. Однако заставить такую даму остаться с одним мужчиной надолго практически невозможно. Она очень влюбчива, и ее настроение меняется каждый час. Если девушка с подобным архетипом немного умерит свой пыл, то она может подтолкнуть своего мужчину к новым достижениям, стать истинной музой для художника или вдохновительницей для бизнесмена. Афродита не станет волноваться по поводу приближающейся старости – если ей удалось найти интересное творческое занятие, она посвятит ему все свободное время.
  • Г – Артемида. Эта богиня была любимицей громовержца Зевса. Только ей верховный бог позволял выбирать подарки. Ей никогда не приходилось бороться за внимание отца. В жизни Артемиды очень независимы. Их жизненный девиз очень прост – «Я сама вполне могу о себе позаботиться». Такие девушки нередко становятся общественными деятелями, политиками, вступают в ряды защитников животных. Нужно отметить, что Артемида недолюбливает мужчин и постоянно стремится с ними соперничать. К хорошему это не приводит – как правило, такие девушки не очень счастливы в браке. С жалостью у Артемид также не все в порядке. Они, скорее, будут сопереживать больной собачке, нежели человеку. Однако такие дамы очень сильны. Они умеют отыскать выход из любой сложной ситуации, ведь их ум отнюдь незауряден.
  • Д – Гера. Это повелительница Олимпа, супруга громовержца Зевса. Она была прекрасна и полна величия. Женщин-Гер отличают мстительность, жестокость. Их главный смысл жизни – супружество. Из подобных дам получаются отличные супруги президентов, ведь они привлекательны, образованны, умеют отлично организовать общественную деятельность. Гера не очень настроена на карьеру. Однако в семейной жизни такие дамы нередко страдают из-за поведения своих мужей.
  • Е – Гестия. Эта богиня отвечала за сохранение домашнего очага. Поэтому дамы, у которых преобладает данный стереотип, являются отличными домохозяйками. Их нельзя назвать очень привлекательными в сексуальном плане, однако они не отвергают интимной стороны жизни. Из Гестии получается отличная мать.
  • Ж – Деметра. Богиня плодородия, которой поклонялись все женщины, мечтающие иметь детей. Женщина-Деметра, как правило, выходит замуж очень рано. Но если брак по каким-то причинам разрушается, она не очень горюет – ведь дети остаются с ней. Таких дам часто тянет на незрелых мужчин, остающихся «вечными мальчиками». Нередко они выбирают в качестве профессии работу, связанную с воспитанием детей, – учитель, педиатр, воспитатель.

Мужские образы

Носителем архетипа является каждый человек. Одни из самых распространенных образов – это божественные персонажи. Архетипы мужчин могут нести смысловую нагрузку двух основных ролей – отцовской и сыновней.

К отцовским архетипам относят следующие:

  • Зевс – отец всех богов, является архетипом сильных людей, уверенных в своих силах. Отвечает за достижения в социуме; этот бог является лидером, руководителем.
  • Гадес – отражает внутренний, бессознательный мир. Архетип мужчин, которые доверяют своей интуиции и нередко уходят в себя. Как правило, такие люди достаточно умны, загадочны.
  • Посейдон – носители данного образа любят яркие переживания, которые нередко не принимаются обществом. Посейдоны отличаются вспыльчивостью, эмоциональностью. Отвечает также за сферу интимной жизни.

Основные архетипы мужчин, символизирующие сыновнюю позицию:

  • Аполлон – символизирует интеллект, умеренность во всем. Сознательный и рациональный мужчина. Он руководствуется здравым смыслом, логикой.
  • Гермес – легок на подъем, с радостью соглашается на новые идеи, предложения. Его сфера — торговля, умение договариваться с клиентами и партнерами по бизнесу.
  • Гефест – трудолюбивый и упорный труженик, который принял решение стать настоящим специалистом в своем деле. Однако он при этом отличается чувствительностью, уязвимостью. Сфера, за которую отвечает Гефест, — ремесло и творчество, гуманизм.
  • Арес – один из самых «реагирующих» архетипов. Он склонен поддаваться влиянию внутренних импульсов, не всегда думая о последствиях. Сфера Ареса — дружба, умение защитить себя и других.
  • Дионис – архетип, который отлично иллюстрирует фраза «мужчины, как дети». Он не вступает в конкуренцию, не любит конфликтов. Дионис – внутренний ребенок, который умеет любить и радоваться жизни.

Архетипы позволяют лучше исследовать себя, понять причины своих поступков. С другой стороны, они являются полезным инструментом для каждого психолога или любого человека, интересующегося личностным ростом.

fb.ru

Теория архетипов К.Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира.


Автор: Терентьева Наталья, УрГУ PR 502 гр.

Содержание
1. Понятие архетипа
2.Архетипы в предметном мире. Типология. Примеры
3.Пространство архетипов
4.Символы архетипов
5.Значение символов при создании бренда. Бренд и архетип. Дизайн и архетип

Понятие архетипа

Создание теории архетипов связано с именем швейцарского психолога и психиатра  Карла Густава Юнга (26.07.1875 – 6.06.1961).  Один из выдающихся учеников З. Фрейда, он в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию, основанную на использовании аналогий из мифологии при анализе сновидений. В результате целого ряда клинических исследований  в 20-х годах прошлого века Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.

Юнг придавал особое значение тому, что его теория архетипа устанавливает связь между индивидуальной психикой и коллективным бессознательным:

«Психическая структура это то же самое, что […] я называю «коллективным бессознательным». Индивидуальная самость есть часть, или фрагмент, или представитель, чего-то, что присутствует во всех живых существах проявлением специфического способа психологического поведения, которое варьируется от вида к виду и является врожденным в каждом из его индивидов. Врожденный способ поведения издавна известен под именем инстинкта, а для врожденного способа психического восприятия объектов я предложил термин архетип»

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. «архе» — «начало» и «типос»- «образ») — мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний.

 

Наблюдая функционирование архетипов в индивидуальном сознании, Юнг разъясняет, что идея архетипа подразумевает внутренний образ, о который сознание, так сказать, спотыкается, нехотя отклоняется от своего рационального пути и регрессирует к прелогическим формам сознания. Юнг замечает, что архетипы детерминируют способы восприятия реальности, определяют бессознательные установки, которые служат призмами, сквозь которые человек преломляет мир.

Проявляясь в человеке архетип стимулирует определенную модель поведения, делает психику восприимчивой к определенной информации. Юнг сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока. Архетипы сами по себе бессознательны, но могут представлены в сознании в виде архетипических образов, причем как позитивных, так и негативных.

Архетипы в предметном мире. Типология. Примеры. 

Юнг выделил несколько видов восприятия архетипичной информации в предметном мире: логическое (рациональное) и образное (эмоциональное), сенсорное (акцент на органы восприятия) и интуитивное (акцент на воображение). Кроме того, он ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Название установки

Символ

Описание проявления признака

Аналогии

Экстраверсия

E

Обращенность вовне, больше говорить, общаться

Излучение

Янь

Солнце

Интроверсия

I

Обращенность вовнутрь, больше слушать, пребывать наедине с собой

Поглощение

Инь

Луна

 

Название установки

Символ

Описание проявления признака

Аналогии

Логика (Thinking)

T

Объективность, анализ, ориентация на факты, рациональность

Лево- полушарное мышление

Конкретность

Рассуждение

Чувства (Feeling)

F

Субъективность, эмоции, ориентация на отношения с окружающими

Право- полушарное мышление

Образность

Переживание

 

Название установки

Символ

Описание проявления признака

Аналогии

Интуиция (iNtuitive)

N

Мечты, фантазии, романтика, высшие потребности

Интуиция

Новизна

Информация

Сенсорика (Sensitive)

S

Практичность, сила, материальные потребности

Ощущения

Контроль

Объект

В физике есть такое понятие  «резонанс» — явление сильного возрастания амплитуды колебаний (электрических, механических, звуковых и т. д.) под влиянием внешних воздействий, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой колебаний внешнего воздействия.  Подобное происходит и с восприятием человека, когда из общей массы разнообразной информации он вычленяет ту, на которую он настроен, которая им востребована.

Юнг показал, что архетипы являются отражением потребности людей в определенной “информации” (в широком смысле слова). Это позволило описать набор базовых архетипов, как сочетание видов восприятия и психологических установок.

Базовые архетипы

Функции Юнга

Описание

Потребности

Правитель

ES

Экстравертная сенсорика

Власть, статус, контроль

Герой

ET

Экстравертная логика

Победа, профессионализм, предприимчивость

Мудрец

IT

Интровертная логика

Ум, структурирование информации, объективность

Искатель

IN

Интровертная интуиция

Поиск себя, развитие, открытие тайн, индивидуальность

Ребенок

EN

Экстравертная интуиция

Радость жизни, праздник, новые возможности

Любовник

EF

Экстравертная этика

Привлекательность, сексуальность, чувственность

Славный малый

IF

Интровертная этика

Верность, этичность, душевность

Хранитель

IS

Интровертная сенсорика

Комфорт, расслабление, покой

Каждому человеку присущи все эти потребности, а значит и базовые архетипы, но их приоритет индивидуален. Вот примеры расширенного описания проявления базовых архетипов в характере и поведении людей (таким образом выражается механизм воздействия архетипов на предметный мир):

Правитель
Если у человека активизируется архетип Правителя, он с удовольствием берет на себя руководящую роль и старается максимально контролировать все происходящее. Размышления о лучшем способе организации деятельности и разработка стратегий и процедур дают ощущение совершенного владения собой и власти над миром, которое приносит огромное удовлетворение.
Люди, у которых сильно выражен архетип Правитель, склонны беспокоиться о вопросах имиджа, статуса и престижа не в силу  своей поверхностности, а потому, что они  прекрасно понимают, как важно для усиления власти внешнее воздействие. В лучших своих проявлениях Правителями движет  желание помочь миру, а в худшем  случае  это выливается в авторитаризм и тиранию.

Герой
Естественное окружение для Героя – это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий. Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и одержать победу. Этот архетип воспитывает в людях  дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.
Одежда и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути, слишком большой комфорт воспринимается им как опасность, т.к. может размягчить человека. Когда в человеке активизируется архетип Героя, в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Герои защищают тех, кого считают невинными, ранимыми и неспособными помочь себе самостоятельно. В лучших своих проявлениях они совершают великие деяния, а в худших  — страдают высокомерием, жестокостью  и вечным поиском врага.

Основные потребности человека описываются базовыми архетипами, которые содержат как позитивные, так и негативные возможности их реализации. Правитель может превратиться в тирана, Герой – в жестокого карьериста, Хранитель – в консерватора, чуждого всему новому и т.д.

Базовые архетипы проходят красной нитью через все культурное наследие человечества – в сказках, преданиях, религиях. Например, в римской и греческой мифологии архетипы проявлены в божественых персонажах: Правитель – Юпитер, Зевс; Герой – Марс, Арес; Мудрец – Минерва, Афина; Любовник – Венера, Афродита; Хранитель – Церера, Деметра. Поражает тот факт, что сходные образы присутсвуют в культурах практически всех времен и народов.

Пространство архетипов

Три измерения, согласно последним представлениям образуют пространство архетипов: экстраверсия – интроверсия, логика – этика, сенсорика – интуиция.


В плоскости “экстраверсия-интроверсия” и “логика-этика” расположены базовые архетипы, соответствующие типам  темперамента, которые относят еще ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена: Герой (сангвиник), Мудрец (флегматик), Славный малый (меланхолик), Любовник (холерик)


В плоскости “экстраверсия-интроверсия” и “сенсорика-интуиция” расположены базовые архетипы, соответствующие представлениям о “прагматиках” (Правитель, Хранитель) и “романтиках” (Ребенок, Искатель).


Плоскость “сенсорика-интуиция” и “логика-этика” образует матрицу потребностей, идентичную хорошо известной пирамиде потребностей Маслоу. Сначала потребность в достижении результатов действия (Power), затем – в самоидентификации (Identity), потом – в социализации (Community), а после этого – в развитии (Explorer). Создание брендов основано на архетипичном восприятии человека информационного сообщения. Поэтому бренды позволяют реализовать все эти потребности, последовательно осваивая соответсвующие ниши в коммуникации. Они позволяют человеку делать, быть, принадлежать, становиться лучше.

 Символы архетипов.   

Архетипы, согласно Юнгу, предстают формальными образами поведения или символическими образами, на основе которых оформляются конкретные наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Например, символом мира во всем мире является белый голубь, парящий в беззаботности с оливковой ветвью в клюве. Трактовка укоренившегося в сознании архетипа образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это, конечно, библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя. Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Значение символов при создании бренда. Бренд и архетип. Дизайн и архетип.

Таким же образом создается бренд. Он является выразителем глубинных потребностей, основанных на архетипичном восприятии человеком символа, использованного брендом. Возьмем, например, бренд спортивной одежды «Nike». Дизайнер создал модельный ряд спортивных товаров исходя из своих собственных архетипичных представлений о том, какая конкретно одежда может быть удобной и красивой одновременно, а также помогать активным и целеустремленным людям покорять новые вершины, как в спорте, так и в обычной жизни. Таким образом рождается название бренда «Nike», что означает в переводе с английского языка «Ника» — богиня победы, и рождается символ бренда  — знаменитый сейчас «штрих» ( от англ. «swoosh») — стилизованное крыло Ники – богини победы. Из чего следует вывод, что бренд «Nike» является воплощением архетипа Героя.

 

Практика показывает, что успешные бренды транслируют ценности ведущего архетипа и дополняют его вспомогательным. Coca -Cola (Все будет Coca-Cola!) – Ребенок + Славный малый, Pepsi (Бери от жизни все!) – Герой + Искатель, Shweppes (Освежает особенно) – Хранитель + Правитель.

Особенностью человека является стремление к наделению антропоморфными свойствами не только живых объектов, природных явлений, но и организаций, брендов, народов. К примеру, многие исследователи отмечают, выраженность у русских таких архетипов как Славный малый и Искатель, что во многом объясняет “загадочную русскую душу”.  Американцам же свойственен культ Героя и Правителя, а немцам близок Хранитель и Мудрец.

Каждому человеку присущи все архетипы, но «активизируются» лишь востребованные в данный момент.  Причины этого связаны с врожденными особенностями индивидуума, возрастом, полом, социальным положением и множеством других факторов, рассмотрение которых достойно отдельного исследования.

Когда дизайн транслирует ценности определенного архетипа, то тем самым «резонирует» с такими же потребностями  людей.  Архетипы проявляются в предметном мире через самого человека, со своими ценностями, комплексами и мотивами. А дизайн должен лишь давать человеку  иллюзию того, кем он хочет казаться. То есть дизайн сам по себе не является носителем архетипа, он предназначен для носителя архетипа. Носителем архетипа является человек, а дизайн дарит человеку различные маски для отождествления себя с выбранным на данный момент архетипом в предметном мире. За счет этого человек выбирает манеру поведения и внешне выглядит соответственно манере своего поведения (гармония внутренней и внешней формы достигается за счет единства оболочки и способа организации).

  Список литературы: 1. Архетип и символ / Карл Г. Юнг —  М.: Ренессанс, 19912. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипа / Марк М., Пирсон К. -СПб.:Питер, 2005
3. Теория архетипов и практика брендинга / Иващенко А. -http://www.advertology.ru/article19720.html



Карл Густав Юнг  статья «Инстинкт и бессознательное» 1919 г.

www.taby27.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *