Аскетический образ жизни это: АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины

Содержание

АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины

АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины

Что такое аскетизм?

Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.


Аскетизм

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм — отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей.

В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

См. также: Аксиология — что это такое. Учение о ценностях

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти — бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление.

Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
  5. Безбрачие и бедность.

Значение слова аскетизм

(от гр.

asketes упражняющийся, подвижник)

1)

учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия) в целях достижения морального или религиозного идеала.; в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип;

2)

религиозное подвижничество;

3)

крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.

…………

☼ (греч.

упражняющийся, применяющий усилие), установка на добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Практика А. (аскеза) в самых различных культурах включает одни и те же моменты: ограничение себя в еде (пост), воздержание от сексуальных отношений (безбрачие, или целибат), уединение, молчание, в более крайних формах — нищета, бездомность (странничество), причинение себе боли (напр., самобичевание) и т. п. При этом мотивы А. могут быть различными: некоторые из них дополняют, некоторые, напротив, исключают друг друга.

А. как источник сверхъестественных сил — представление, которое восходит к первобытной практике подготовки к шаманскому общению с духами при помощи голода, бессонницы и т. и. Этот мотив особенно характерен для индийской традиции (легенды об отшельниках, чрезвычайно изобретательных в самоистязаниях, посредством которых разжигается огненная энергия тапаса). Поиски способа контролировать космический процесс, который мыслится одним и тем же в теле человека и теле Вселенной, непосредственно продолжали установку шаманизма и позволяли без конфликта сочетать самые духовные цели с самыми земными, а порыв преодолеть человеческую природу как таковую — с изощренным культивированием чувственности. Психотехнику А., соответствующую, по индийским понятиям, плану дхармы, в плане камы дополняет эротическая методика «Кама-сутры». Типологически сходные явления имеют место в практике даосизма. Для теистических религий невозможны не только они, но и сам апофеоз человека, средствами А. навязывающего свою волю богам: мотив А. как пути к чудотворству выступает либо в преобразованном виде (христианские легенды часто говорят об аскетах, получающих дар чудотворства, но это именно дар, а не выслуженная награда и тем более не механическое следствие самого факта А.), либо на бытовой периферии религиозного сознания. Древняя мотивация А. — идея удовлетворения, приносимого за свои или чужие грехи. Самые архаические культуры знают концепцию жертвы как наиболее сильнодействующего средства обеспечить благо общине, связать силы зла и восстановить порядок мироздания, поколебленный случаями нарушения религиозно-моральных запретов. По мере того, как практика человеческих жертвоприношений вытеснялась культурным развитием, возникала потребность в некоем эквиваленте жертвоприношения, когда, напр., в древней Спарте юноши уже не умерщвлялись, но проливали свою кровь на алтарь Артемиды Ортии под бичами, и в назначении этого обряда ритуально-магический момент (перенесение боли как выкуп за общину) неотделим от морального (испытание стойкости юношей). В спиритуализированном осмыслении этот мотив мог быть без существенных изменений воспринят христианством; он характерен для католической традиции (напр., Роза из Лимы в начале XVII в. подвергала себя бичеванию три раза в день — за свои грехи, за грехи живых и умерших). Мотив соблюдения ритуальной чистоты как условия выполнения сакральных функций, часто обосно-выващий практику безбрачия, также является древним и повсеместно распространенным. Даже те религиозные традиции, для которых А. не был характерен (напр., греко-римское язычество или религия Ветхого Завета), требовали воздержания от брачных отношений перед совершением религиозных актов, когда человек «предстает» перед божеством; из этого легко было вывести, что люди, вся жизнь которых проходит в непрерывном контакте со святыней, должны оставаться безбрачными, как весталки в языческом Риме. По-видимому, таково же происхождение безбрачия ессеев: еврейский военный лагерь был местом, особо посвященным Яхве и требовавшим ритуальной чистоты, и ессеи, ожидавшие эсхатологической священной войны, распространили на всю свою жизнь обязательства, связанные с сакральным положением призванного воина. Католический священник должен быть безбрачным как постоянный совершитель таинств, прежде всего мессы. С этим мотивом тесно переплетаются некоторые другие. Один из них — отрешение индивида от своих земных интересов ради дела, понимаемого как святое (напр., проповеди веры): «Неженатый заботится о Господнем (…), а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33). Другой мотив — подготовка к мистическому переживанию, создание условий для медитации и экстаза. В теистических религиях и везде, где цель мистического пути понимается как личная встреча с Богом в любви, практика А. — еще и способ доказать свою любовь к Богу и предъявить в самой действенной форме просьбу об ответной любви. В католической мистике позднего Средневековья пафос А. приобретает черты морали рыцаря, берущего на себя намеренно трудные подвиги во славу своего короля (Христа) и своей дамы (обычно Девы Марии), у Г. Сузо — божественней Премудрости, Софии. С этим мотивом, как и с мотивом удовлетворения за свои и чужие грехи, связан мотив, специфический для христианства — стремление соучаствовать в страданиях Христа. Принимая на себя добровольные тяготы и терпеливо перенося невольные, верующий, по мистическому учению Нового Завета, «во плоти своей восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24) Это представление оттеснено в протестантизме тезисом об абсолютной исключительности единократной жертвы Христа на Голгофе (в связи с чем практика А. закономерно уходит из жизни). Сострадание Христу как бы овеществляется в стигматах Франциска Ассизского и других католических аскетов; вся жизнь христианина мыслится проходящей как бы в Гефсиманском саду, где забыться в беспечности — значит предать Христа, Который просит бодрствовать с ним. Если подражание Христу в Его бедности, характерное для русских странников и юродивых, как и для Франциска, не могло быть обязательным для всех, то Новый Завет требует от каждого христианина подражания Христу в Его отказе от своей воли — послушании «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7)

.

Общим для разных мировоззрений, как религиозных, так и философски-моралистических, является мотив А. как освобождения, господствующий, напр., в песнях буддийских монахов и монахинь («Тхе-рагатха» и «Тхеригатха»), известный греческой философии, особенно Антисфену и киникам, и находящий многочисленные отголоски в христианской традиции, позднее переосмысленный в некоторых идеологических движениях Нового и Новейшего времени. Мотив этот, однако, получает различные акценты в зависимости от вопроса — свобода от чего и для чего имеется в виду? Это может быть свобода от собственного тела, а через это — от материального мира вообще; по буддийскому изречению, «нет несчастья большего, чем тело» («Дхам-мапада» XV, 202, пер. В. Н. Топорова). Для манихейства, видящего источник зла в соединении духовного света с пленившей его «тьмой» материи, А. есть путь к желаемой диссоциации этих начал. Подобный негативизм в отношении к космосу вообще и к телу в частности мог иногда стимулировать наряду с А. допущение вольности нравов, как это было, напр., в некоторых направлениях гностицизма: если тело — «тьма», которую нельзя ни просветить, ни очистить, то безразлично, что с ним происходит, между тем как нарушение табу морали, приличий и общественного порядка — своего рода А. навыворот — желательно, поскольку обособляет «посвященного» от мира и приближает цель — конечное разрушение основ космического бытия. Поздний вариант такой установки встречается в культуре декаданса (программа систематической денормализации воображения у А. Рембо и сюрреалистов), в практике некоторых направлений оккультизма, в жизни «коммун» хиппи, соединивших элементы А. со вседозволенностью «сексуальной революции». Напротив, в христианстве уже не душа (как в платонизме или манихействе) должна быть освобождена от тела, но тело должно быть освобождено от гнездящегося в нем принципа своеволия — «плоти», чтобы стать «храмом Духа» (1 Кор. 6:19).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Виды аскетизма

Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких — благоприятную судьбу.
  2. Аскетизм тела — ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
  3. Аскетизм ума — чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.

Аскетизм в истории

Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».

В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.

Как живут аскеты?

В современном обществе аскет это — человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический — это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:

  1. Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
  2. Минимум вещей.
  3. Большое значение придается развитию внутреннего мира.
  4. Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
  5. Благотворительность.

Аскетизм — причины

Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» — это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:

  • потеря здоровья, неизлечимые болезни;
  • познание своего «Я»;
  • расширение границ сознания;
  • у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
  • достижение сверхспособностей;
  • улучшение кармы;
  • стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).

См. также: Совесть — что это. Что значит – жить по совести

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:

  • познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
  • духовному подавлению низменных желаний плоти;
  • возвышенности мыслей и поступков;
  • согласию с божественным разумом;
  • отказу от насилия.

Аскетизм — польза

Аскетизм как образ жизни подхватило сегодняшнее поколение молодежи. Люди, вставшие на путь самоограничения задаются вопросами о целесообразности аскез. Разумный аскетизм действительно приносит ощутимую пользу для человека, соответствующую смыслу ради чего аскеза совершается. Практические результаты аскетизма:

  • усиление связи со своей Душой;
  • укрепление духа и воли;
  • ясность мышления и сознания;
  • улучшение нравственных качеств личности;
  • развитие интуиции, ясновидения, предвидения;
  • избавление от болезней;
  • исполнение истинных желаний;
  • трансформация личности в целом.

Происхождение понятия аскетизма

Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.

Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.

Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации – все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.

что это в современном понимании, примеры, виды

Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.

Термины «аскетизм» и «аскеза» образованы от греческого слова ἄσκησις (аскесис), которое переводится как «упражнение», но в более узком смысле можно перевести как «тренировка ума и воли».

Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:

  • возможность полноценно утолить голод;
  • употребление любых видов алкоголя;
  • секс и другие плотские удовольствия;
  • финансовый достаток;
  • комфортные условия жизни;
  • использование инструментов, облегчающих жизнь;
  • различные развлечения и празднования.

Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.

Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Виды аскетизма

Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Религиозный аскетизм

Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:

  • Христианство. Термин «аскеза» практически не встречается в христианских писаниях. Тем не менее, огромное значение придаётся воздержанию от различных плотских удовольствий, особенно во время постов. Иисус требовал от своих учеников, чтобы те полностью отказались от имущества и прочих благ, а также постоянно соблюдали пост. В современном христианстве пост также важен, кроме того, считается, что монахи должны вести аскетичный образ жизни.
  • Ислам. Аскетизм в исламе присутствует, но умеренный (строгое самоограничение запрещено). Для его обозначения используется особое понятие – зухд. Исламские богословы практикуют зухд, считая, что он очищает душу и сердце от мирской скверны. Достойного и благочестивого человека, практикующего зухд, называют захидом (данный титул часто присутствует у исламских богословов и суфиев).
  • Буддизм. В 29 лет Будда начал практиковать строжайшую аскезу (этому эпизоду его жизни уделяется огромное внимание, он часто изображается в храмах), но после 6 лет практики был разочарован. Поэтому в буддизме поощряется умеренность во всём. Отрицается как крайний аскетизм, так и гедонизм. И всё же некоторые буддистские школы практикуют аскезу (например, японская школа Тэндай-сю).

Светский аскетизм

В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.

Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).

Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.

Заключение

Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.

Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.

Смелая простота: как аскетический образ жизни может помочь вашему ребенку полюбить Бога и мир

Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Этот пост может содержать партнерские ссылки. См. мои полные раскрытия информации, Условия использования и политику конфиденциальности на моей странице «Конфиденциальность». Я никогда не рекомендую продукт, который мне не нравится.

Из 9 стилей поклонения для детей ребенок, который склоняется к аскетическому образу жизни, скорее всего, будет очень вдумчивым ребенком, и его могут не интересовать сенсорные способы общения с Богом и Библией. Вы также можете считать этого ребенка минималистом.

Но когда прирожденные аскеты живут поразительной простотой , щедростью , жертвенностью , мир может измениться к лучшему!

Посмотрите фильм или прочитайте стенограмму (плюс несколько дополнительных идей) ниже, чтобы увидеть поразительный пример известного христианина-аскета, изменившего мир.

https://youtu.be/8gx21y3g3cEВидео не может быть загружено, так как JavaScript отключен: Перед сном Devo Mama S2E9: Помогите своему тихому ребенку поклоняться Богу (https://youtu.be/8gx21y3g3cE)

Если вам понравилось это видео, не забудьте подписаться на Youtube или поставить лайк на моей странице в Facebook (или на моей странице в Instagram!), чтобы получать уведомления о появлении новых видео! Каждый из них содержит короткие, милые, полные надежды идеи для духовного воспитания наших детей.

Несколько месяцев назад мы провели семейную церемонию омовения ног, чтобы помочь нашим мальчикам понять, что Иисус сделал на Тайной вечере. Один из наших ребят отказался участвовать. Сначала я пытался подбодрить его, но мы оба разочаровались, когда он стал более решительно отказываться от участия, а я стал более решительно добиваться его участия!

В конце концов мой муж очень нежно покачал мне головой. Нет. Так что я освободил его от участия, и его личико просветлело. Он внимательно наблюдал, но не имел желания умываться или быть умытым.

Вот почему я не заставил его

Что было бы, если бы я заставил его участвовать? Он возмутился бы опытом и учением и был бы более неохотно присоединялся бы к чему-либо в будущем.

Я всегда относился к вере этого ребенка почти так же, как к дикому животному – с осторожностью, с большой мягкостью и терпением. Я делаю это, потому что он становится очень пугливым в отношении сенсорных действий, которые любят другие мои мальчики.

Вот как выглядит аскетический образ жизни ребенка

Аскетический духовный темперамент глубоко недооценивается нашей культурой. Аскетические ценности тишина , уединение и отсутствие сенсорной стимуляции. По сути, это противоположно нашей культуре рассеянности и шума!

В то время как чувствительный ребенок любит прикасаться, слышать и видеть красоту, ребенок-аскет находит это болезненным или раздражающим, и это уводит ее от Бога, а не к нему.

Аскетический ребенок — это ребенок , у которого нет проблем с одиночеством , или молчанием . На самом деле, они могут отвлекаться на большое количество сенсорной информации или раздражаться из-за шума. Этот ребенок также может быть очень послушным , до такой степени, что он создает для себя строгие правила, которым следует следовать.

Ребенок-аскет ценит простоту и дисциплину , поскольку он учится поклоняться и общаться с Богом.

Как помочь ребенку-аскету полюбить Бога

Ребенок-аскет ценит простоту и дисциплину , поскольку он учится поклоняться и общаться с Богом.

Чтобы помочь вам в этом, вы можете создать в своем доме место, куда ваш ребенок сможет пойти помолиться. Это похоже на фильм «Комната войны», где главный герой создает комнату только для молитв. Аскет, вероятно, предпочтет пространство без украшений, но вы можете оставить детали на усмотрение своего ребенка. Вот пример детской военной комнаты.

В зависимости от вашей церкви ваш ребенок может столкнуться с сенсорной перегрузкой на служении или в служении ваших детей. Вы можете работать со своим ребенком, чтобы превратить его в процесс поклонения, позволив ему выбирает себе одежду утром, минимизирует сенсорный ввод по дороге в церковь и даже дает шумоподавляющие наушники или наушники в церкви. Я видел, как дети делали это раньше, и если это помогает, дерзайте!

Помочь ребенку-аскету полюбить других

Древние аскетические духовные дисциплины — это пост, безбрачие, бедность и молчание, которым трудно поделиться с ребенком. Но можно поделиться хотя бы некоторыми из них с помощью простых действий.

Очевидным временем года для интеграции аскетических практик является Великий пост. Вот несколько простых идей, которые вы можете использовать во время следующего Великого поста.

У меня есть для вас рекомендация книги, которая поддержит вашего ребенка-аскета, но прежде чем я расскажу вам, что это такое, я хочу рассказать вам одну историю.

Этот знаменитый подвижник изменил мир

Николай родился в очень богатой семье. Он влюбился в Бога в раннем возрасте и посвятил свою жизнь Богу. Некоторое время он жил монахом, ведя очень аскетический образ жизни.

Монахи дают обеты бедности и безбрачия, а Николас хотел этого. Он не хотел быть богатым.

К несчастью для него, его родители умерли и оставили ему много денег. Но он этого не хотел, поэтому раздал свои деньги бедным. Он не только раздавал свои деньги и имущество нуждающимся, но делал это тайно.

Позже Николай станет епископом своего города, очень важным человеком, полностью посвятившим себя Богу и служению бедным.

Несмотря на то, что Николай жил почти 1700 лет назад, мы вспоминаем его каждый год, но сейчас его зовут Святой Николай.

Святой Николай, которого иногда называют Санта-Клаусом, является прекрасным напоминанием о том, что мы можем жить посвященной аскетической жизнью и приносить огромное благословение окружающим.

Вы можете найти много детских книг о Святом Николае, но одна из них, которая больше всего соответствует реальной истории, — это «История Святого Николая» Шерил Одден, опубликованная «Голосом мучеников».

Вы можете попросить местный христианский книжный магазин принести «Историю святого Николая» или купить ее здесь, на Amazon.

Подробнее о Священных Тропах

Эта статья была конкретно о стиле поклонения Аскет и видении Бога через тишину и жертвенность, но знаете ли вы, что на самом деле существует 9 стилей поклонения для детей?

У меня есть загружаемый тест, который поможет вам определить, к какому из 9 стилей поклонения склоняется ваш ребенок. Пройдите тест здесь.

Концепция Священных Путей взята из одноименной книги Гэри Томаса. Проверьте Sacred Pathways на Amazon.

Другие Священные Пути для детей

Обзор Священных Путей

  • Традиционалистский Путь
    • Более длинная статья: Как помочь вашему ребенку расти духовно
    • Более короткая статья и видео: Один практический совет по обучению детей об Иисусе
  • Путь чувств
    • Более длинная статья: Бог дал нам 5 чувств: Вот как наши дети могут использовать их для поклонения Богу
    • Статья и видео.
      • Эта более длинная статья о 5 способах помочь интеллектуальному ребенку возрастать в вере
      • Более короткая статья и видео: Как помочь вашему интеллектуальному ребенку с Богом с помощью одного простого вопроса
    • Путь активиста
      • Эта короткая статья (с видео) о том, как помочь миру в детстве
      • Эта более длинная статья: Руководство для родителей-христиан по поощрению детской активности
        • 7

          4 Путь аскезы

          • Эта статья: Как аскетический образ жизни может помочь вашему ребенку поклоняться Богу

        Аскетизм — Wikiwand0 Asceticism

      • Etymology and meaning
      • ReligionsAbrahamic religionsBahá’í FaithChristianityEvagrius Ponticus: monastic teachingIslamJudaismIndian religionsBuddhismTheravadaMahayanaHinduismJainismMonastic practiceSikhismOther religionsInca religionTaoismZoroastrianism
      • Sociological and psychological views
      • Nietzsche’s and Epicurus’ view
      • See also
      • Notes
      • ReferencesCitationsSources
      • Further reading
      • Внешние ссылки

      Аскетизм (/əˈsɛtɪsɪzəm/; от греческого: ἄσκησις, Романизированный: áskesis , 6. áskesis , 6. ásseesis , . áskesis , .

      áskesis , . удовольствий, часто с целью достижения духовных целей.[3] Аскеты могут уйти из мира для своих практик или продолжать быть частью своего общества, но обычно ведут скромный образ жизни, характеризующийся отказом от материальных благ и физических удовольствий, а также проводят время в посте, концентрируясь на религиозной практике или размышлениях. по духовным вопросам.[4] Различные люди также пытались вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от зависимостей, некоторые из которых характерны для современной жизни, таких как деньги, алкоголь, табак, наркотики, развлечения, секс, еда и т. Д. [5]

      Стремясь к просветлению, Будда сначала практиковал суровый аскетизм, прежде чем рекомендовать умеренный Срединный путь.[1] В христианстве Франциск Ассизский и его последователи практиковали крайний аскетизм. [2]

      Аскетизм исторически наблюдался во многих религиозных традициях, включая буддизм, джайнизм, индуизм, ислам, христианство, иудаизм, стоицизм и пифагорейство, и современные практики продолжаются среди некоторых религиозных последователей.

      Практикующие эту философию отказываются от чувственных удовольствий и ведут воздержанный образ жизни в погоне за искуплением[6], спасением или духовностью[7]. Многие аскеты верят, что действие по очищению тела помогает очистить душу и, таким образом, получить более тесную связь с Божественным или обрести внутренний покой. Это может принимать форму ритуалов, отказа от удовольствия или самоуничижения. Однако аскеты утверждают, что самоограничения приносят им большую свободу в различных сферах жизни, например, повышенную ясность мысли и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям. В древних теологиях аскетизм рассматривается как путь к духовной трансформации, где достаточно простого, блаженство внутри, бережливости в изобилии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *