Аскетика что такое: Аскетика — Православный портал «Азбука веры»

Содержание

Аскетика — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Раздел «Антро­по­ло­гия и аске­тика»
  • Вве­де­ние в пра­во­слав­ную аске­тику свящ. Сергий Дер­га­лев
  • Уроки пра­во­сла­вия. Аске­тика свящ. Вале­рий Духа­нин
  • Путь аске­тов: отри­ца­ние или утвер­жде­ние? епи­скоп Кал­лист
  • Путь ко спа­се­нию. Крат­кий очерк аске­тики св. Феофан Затвор­ник
  • Пра­во­слав­ная аске­тика (по Зарину)
  • Смысл хри­сти­ан­ского подвига архиеп. Федор (Поз­де­ев­ский)
  • Древ­не­хри­сти­ан­ский аске­тизм и зарож­де­ние мона­ше­ства А.И. Сидо­ров
  • Аске­ти­чеcкие опыты Том I * Том II свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Аске­ти­че­ская про­по­ведь свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Посо­бие по аске­тике для совре­мен­ного юно­ше­ства свящ. Тимо­фей
  • Пра­во­слав­ная свя­то­оте­че­ская пси­хо­ло­гия как про­пе­дев­тика аске­тики иерей Вадим Кор­жев­ский
  • Обзор посо­бий по Аске­тике
  • Аске­тика для совре­мен­ных мирян
  • Аске­тика
  • Вве­де­ние в аске­тику прот. Лев Ших­ля­ров
  • Аске­тика
  • Аске­тика

Аске́тика – раздел пра­во­слав­ного бого­сло­вия, пред­ме­том кото­рого явля­ется изу­че­ние про­цесса воз­рож­де­ния, исце­ле­ния пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства в про­цессе осу­ществ­ле­ния хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства.

Аске­тика может быть названа наукой о сущ­но­сти хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства. Само хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство име­ну­ется аске­тиз­мом.

Как науч­ная дис­ци­плина, аске­тика имеет ряд осо­бен­но­стей.

Во-первых, аске­тика не явля­ется абстракт­ной, ото­рван­ной от духов­ной жизни наукой, но дает знания, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ваны в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина. Это свя­зано с тем, что гно­сео­ло­ги­че­ским источ­ни­ком аске­тики явля­ются живой свя­то­оте­че­ский духов­ный опыт. То есть аске­тика опи­ра­ется на знания, пере­дан­ные Церкви хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками (аске­тами), уже про­шед­шими более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния.

Многие из этих знаний зафик­си­ро­ваны в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, многие пере­да­ются устно, в рамках духов­ных тра­ди­ций, бережно сохра­ня­е­мых в мона­сты­рях.

Во-вторых, аске­тика не изу­чает внут­рен­ний мир чело­века так, как это делает пси­хо­ло­гия и антро­по­ло­гия.. В отли­чие от назван­ных наук, пред­ме­том её изу­че­ния явля­ется не «стро­е­ние» чело­века, его при­роды, души, но сред­ства и спо­собы реа­ли­за­ции чело­ве­ком своего выс­шего при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния, осу­ществ­ля­е­мого в хри­сти­ан­ском подвиге при бла­го­дат­ной помощи свыше. В этом отно­ше­нии аске­тика также явля­ется особой наукой, поскольку не огра­ни­чи­ва­ется изу­че­нием земной реаль­но­сти, но рас­кры­вает усло­вия над­ле­жа­щего вза­и­мо­дей­ствия чело­века с нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Аске­тика при­звана пока­зать синер­гий­ный смысл хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства, рас­крыть его осно­ва­ние как в чело­ве­че­ской воле, так и в Боже­ствен­ной. Она выяв­ляет выше­есте­ствен­ное содер­жа­ние хри­сти­ан­ского подвига, учит видеть в нем при­сут­ствие Бога.

Рас­смат­ри­вая хри­сти­ан­ский подвиг как живое сотруд­ни­че­ство и вза­им­ное дей­ствие Бога и чело­века, аске­тика нераз­рывно свя­зана с Бого­по­зна­нием. Бого­по­зна­ние же рас­крыто в строй­ных дог­ма­ти­че­ских фор­му­ли­ров­ках Церкви. Поэтому аске­тика тесно свя­зана с дог­ма­ти­че­ским бого­сло­вием. Она осно­вана на пра­во­слав­ном дог­ма­ти­че­ском учении о спа­се­нии, закреп­лен­ном в Пре­да­нии Церкви.

С аске­ти­кой тесно свя­зано пас­тыр­ское бого­сло­вие. Для опре­де­ле­ния норм и прин­ци­пов пас­тыр­ство­ва­ния необ­хо­димо знать путь духов­ного пре­об­ра­же­ния лич­но­сти и самому идти по нему. Именно поэтому тео­ре­ти­че­ское и осо­бенно прак­ти­че­ское изу­че­ние хри­сти­ан­ской аске­тики важно для пас­тыря церкви.

Отно­ше­ние аске­тики к другим бого­слов­ским наукам и сущ­ность аске­тизма

Как бого­слов­ский пред­мет Аске­тика свя­зана со мно­гими бого­слов­скими дис­ци­пли­нами и особая связь с раз­де­лом соте­рио­ло­гии дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия. Учение о спа­се­нии, явля­ю­ще­еся одним из основ­ных раз­де­лов Пра­во­слав­ной дог­ма­тики, и в то же время зани­мает цен­траль­ное место и в Пра­во­слав­ной аске­тике. Ведь сам аске­тизм в своих формах и про­яв­ле­ниях про­ис­хо­дит из пони­ма­ния спа­се­ния и стрем­ле­ния к спа­се­нию. Отсюда и понять аске­тизм и пра­вильно совер­шать подвиг без уяс­не­ния спа­се­ния невоз­можно. Соте­рио­ло­гия и аске­тизм имеют нераз­рыв­ное внут­рен­нее един­ство. Пости­же­ние дог­мата о спа­се­нии чело­ве­ком должно про­из­во­дить в нем глу­бо­кие внут­рен­ние изме­не­ния, не при­спо­соб­ле­ние учения под себя, а к изме­не­нию ума, пре­об­ра­зо­ва­нию души чело­века, должно делать чело­века «новым тво­ре­нием», что совер­ша­ется через подвиг, аскезу. Отсюда, аске­тика, как пред­мет, изу­чает область опыт­ного бого­сло­вия. В этом отно­ше­нии аске­тика близка и к гомиле­тике, литур­гике, кано­ни­че­скому праву, кото­рые изу­чают фор­маль­ную сто­рону пас­тыр­ства, не каса­ясь его внут­рен­ней сто­роны, и пред­мет Пас­тыр­ского бого­сло­вия, кото­рый рас­кры­вает внут­рен­нюю сто­рону и пси­хо­ло­гию пас­тыр­ства.

Цитаты об аске­тике

«Изу­че­ние зако­нов раз­ви­тия и роста хри­сти­ан­ской жизни в лич­но­сти спа­са­ю­ще­гося и состав­ляет пред­мет Аске­тики, как науки. Аске­тика в общем своем опре­де­ле­нии есть наука о подвиж­ни­че­стве или о том, как путем подвига совер­ша­ется пере­ход чело­века из цар­ства диа­вола в цар­ство Божие, с уяс­не­нием причин самого подвига и всех част­ных явле­ний в этом про­цессе пере­хода чело­века от смерти к жизни.
Аске­тика имеет «своим пред­ме­том выяс­не­ние зако­нов духов­ного подвига в его исто­ри­че­ском про­яв­ле­нии и фак­ти­че­ской дан­но­сти». Сущ­ность Аске­тизма может быть понята и опре­де­лена с точки зрения учения о спа­се­нии, учения о спо­со­бах и сред­ствах усво­е­ния спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом.

Необ­хо­ди­мость пред­мета Аске­тики в духов­ных школах выте­кает из суще­ства пас­тыр­ского дела – опытно самому пере­жи­вать рели­ги­оз­ную истину и истину спа­се­ния во Христе и глу­боко изу­чить рели­ги­оз­ный опыт духов­ной жизни. Без лич­ного подвига (аске­тизма) невоз­можно истин­ное пас­тыр­ское слу­же­ние, ибо оно пре­вра­ща­ется в про­стое тре­бо­ис­пол­не­ние и чинов­ни­че­ство.
Истина не может быть абстракт­ной идеей, создан­ной умом чело­века, истина должна быть кон­крет­ной, лич­ност­ной, должна быть Лич­но­стью».
С.М. Зарин. Пра­во­слав­ная аске­тика

«Гре­че­ское слово аске­сис (аскеза) пере­во­дится как «под­го­товка», «упраж­не­ния». В Антич­ной Греции аске­тами назы­вали атле­тов, гото­вя­щихся к Олим­пий­ским состя­за­ниям и потому под­вер­га­ю­щим себя опре­де­лен­ным огра­ни­че­ниям. Мета­фо­ри­че­ски же – на языке древ­них фило­со­фов – аскет есть упраж­ня­ю­щийся в доб­ро­де­тели, осо­бенно в обуз­да­нии нера­зум­ных поры­вов своей воли.

Смысл аскезы – как физи­че­ской, так и духов­ной – состоит в разум­ном отказе от вто­ро­сте­пен­ного ради дости­же­ния глав­ного, в пре­одо­ле­нии физи­че­ских и нрав­ствен­ных пре­пят­ствий. Награда атлету – венок лав­ро­вый, награда хри­сти­а­нину – венец спа­се­ния. И потому хри­сти­ан­ский пост-аскеза направ­лен не на «умерщ­вле­ние», но на вос­ста­нов­ле­ние внут­рен­ней сво­боды и изна­чаль­ной цель­но­сти духовно-телес­ной сущ­но­сти чело­века. Хри­сти­ан­ский аске­тизм исхо­дит не из про­ти­во­по­став­ле­ния плоти и духа (кото­рое осо­бенно сильно в буд­дизме), а из необ­хо­ди­мо­сти при­ве­сти их в состо­я­ние гар­мо­нии.
Подвиги аске­ти­че­ские – это не цель, а сред­ство, сред­ство для борьбы за «венец нетлен­ный», свер­ша­ю­щейся на «риста­лище» всей нашей жизни. Поэтому «аске­том» может быть назван каждый разум­ный хри­сти­а­нин – мона­ше­ству­ю­щий и жена­тый, клирик и миря­нин. Кон­крет­ная же форма и сте­пень его аскезы опре­де­ля­ется дан­ными им обе­тами, жиз­нен­ным при­зва­нием и сове­тами духов­ного отца».
Юрий Рубан. Из жур­нала «София» (Нов­го­род), 1997, №1

«Во всех слу­чаях, когда в хри­сти­ан­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туре гово­рится о вражде между плотью и духом (начи­ная с апо­стола Павла: «плоть желает про­тив­ного духу, а дух – про­тив­ного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о гре­хов­ной плоти как сово­куп­но­сти стра­стей и поро­ков, а не о теле вообще. И когда гово­рится об «умерщ­вле­нии плоти», име­ется в виду умерщ­вле­ние гре­хов­ных склон­но­стей и «плот­ских похо­тей», а не пре­зре­ние к телу как тако­вому. Хри­сти­ан­ский идеал не в том, чтобы уни­зить плоть, а в том, чтобы очи­стить ее и осво­бо­дить от послед­ствий гре­хо­па­де­ния, вер­нуть к пер­во­на­чаль­ной чистоте и сде­лать достой­ной упо­доб­ле­ния Богу».

еп. Ила­рион (Алфеев)

  • 23 тыс. 0

[благословение] . (Раввины предписали произносить 100 благословений ежедневно, что труднее в Йом-Кипур из-за его ограничений.) Если вы чувствуете запах специй, благословение должно быть произнесено: Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Кто создает виды ароматов.

Сексуальные отношения

Нормальное и здоровое влечение, поощряемое в Шаббат, потому что это действие, направленное на вовлечение Бога и помощь Ему в продолжающемся творении, запрещено в Йом Кипур. Опять же, это аппетит, удовлетворение которого может привести к греху.

Мытье

Очищение для удовольствия или комфорта запрещено. Соблюдающие евреи не моются, не моются и не моют руки или лица, если только они не испачканы грязью. Основное внимание в этот день уделяется внутренней, а не внешней чистоте. Вы не должны думать, что избавились от земли только потому, что нанесли на кожу мыло и воду.

Помазание

Нанесение масла на тело когда-то делалось регулярно, особенно после купания, и было частью процесса очищения. Сегодня помазание обычно относится к использованию кремов для лица и рук, которые в Йом Кипур нельзя наносить, кроме как в лечебных целях. Что касается запрета на стирку, мысли должны быть направлены на то, что нужно вычистить изнутри.

Ношение кожаных туфель

Вы можете заметить, что многие люди ходят в синагогу в кроссовках, особенно в холщовых и резиновых моделях. Это не для комфорта, хотя они, безусловно, работают таким образом, несмотря на то, что мы стоим во время служб. Ношение обуви (в библейские времена сандалий) из кожи было запрещено в святых местах, как мы узнали из опыта Моисея перед Неопалимой купиной (Исход 3:5), где он снял сандалии. Коэны [священники] сняли свою обувь, когда давали благословение священника в Храме (как Коэны делают сегодня, когда стоят перед Ковчегом перед прихожанами для духана службы, во время которой произносят благословение). Поскольку день Йом-Кипур влечет за собой переживание храмового опыта, мы также отказываемся от нашей кожаной обуви.

(Как обычно, раввины приводят другую причину: после грехопадения Адама и Евы земля, которая должна была быть святой землей, загрязнилась. Обычно мы носим обувь, чтобы избежать прямого контакта с оскверненной землей. Но на Йом-Кипур, когда мы совершаем примирение с Богом и сосредотачиваемся на достижении чистоты Творения, земля свята, и поэтому нам не нужно отделяться от нее.)

На физическом уровне кожаная обувь защищает ноги, обеспечивая комфорт, в то время как обувь из других материалов или хождение босиком — нет. В День искупления мы отказываемся от телесных удовольствий. Из-за их удобства, а также дороговизны даже в библейские времена кожаная обувь считалась роскошью (Песнь Песней 7:2) и, как считалось, вызывала у владельца чувство гордости и надменности. Поскольку Йом-Кипур и все Десять дней покаяния предназначены для того, чтобы вызвать чувство смирения, ношение кожаной обуви будет мешать правильному настроению человека. (Несмотря на предостережения чрезмерно рьяных раввинов, запрет касается именно кожаной обуви, будь то верх или подошва из кожи, а не других предметов, сделанных из шкур животных. Допускаются пальто, шляпы, ремешки для часов и т. д.)

Перепечатано с разрешения Celebrate!: The Complete Jewish Holidays Handbook , опубликовано Jason Aronson Inc.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: ETT-rahg, Происхождение: иврит, цитрон или большой желтый цитрусовый плод одного из четырех видов (остальные — ива, мирт и пальма), которые встряхивают вместе во время ритуала праздника Суккот.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: shuh-BAHT или shah-BAHT, Происхождение: иврит, суббота, от заката в пятницу до заката в субботу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *