Аскетика что такое – Аскетика

Аскетика

(23 голоса: 4.8 из 5)

 

Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.

Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Само христианское подвижничество именуется аскетизмом.

Как научная дисциплина, аскетика имеет ряд особенностей.

Во-первых, аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, но дает знания, которые могут быть востребованы в реальной практической деятельности христианина. Это связано с тем, что гносеологическим источником аскетики являются живой святоотеческий духовный опыт. То есть аскетика опирается на знания, переданные Церкви христианскими подвижниками (аскетами), уже прошедшими более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Многие из этих знаний зафиксированы в аскетической лиетратуре, многие передаются устно, в рамках духовных традиций, бережно сохраняемых в монастырях.

Во-вторых, аскетика не изучает внутренний мир человека так, как это делает психология и антропология.. В отличие от названных наук, предметом её изучения является не «строение» человека, его природы, души, но средства и способы реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, осуществляемого в христианском подвиге при благодатной помощи свыше. В этом отношении аскетика также является особой наукой, поскольку не ограничивается изучением земной реальности, но раскрывает условия надлежащего взаимодействия человека с нетварной Божественной благодатью. Аскетика призвана показать синергийный смысл христианского подвижничества, раскрыть его основание как в человеческой воле, так и в Божественной. Она выявляет вышеестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Бога.

Рассматривая христианский подвиг как живое сотрудничество и взаимное действие Бога и человека, аскетика неразрывно связана с Богопознанием. Богопознание же раскрыто в стройных догматических формулировках Церкви. Поэтому аскетика тесно связана с догматическим богословием. Она основана на православном догматическом учении о спасении, закрепленном в Предании Церкви.

С аскетикой тесно связано пастырское богословие. Для определения норм и принципов пастырствования необходимо знать путь духовного преображения личности и самому идти по нему. Именно поэтому теоретическое и особенно практическое изучение христианской аскетики важно для пастыря церкви.

 

Отношение аскетики к другим богословским наукам и сущность аскетизма.

Как богословский предмет Аскетика связана со многими богословскими дисциплинами и особая связь с разделом сотериологии догматического богословия. Учение о спасении, являющееся одним из основных разделов Православной догматики, и в то же время занимает центральное место и в Православной аскетике. Ведь сам аскетизм в своих формах и проявлениях происходит из понимания спасения и стремления к спасению. Отсюда и понять аскетизм и правильно совершать подвиг без уяснения спасения невозможно. Сотериология и аскетизм имеют неразрывное внутреннее единство. Постижение догмата о спасении человеком должно производить в нем глубокие внутренние изменения, не приспособление учения под себя, а к изменению ума, преобразованию души человека, должно делать человека «новым творением», что совершается через подвиг, аскезу. Отсюда, аскетика, как предмет, изучает область опытного богословия. В этом отношении аскетика близка и к гомилетике, литургике, каноническому праву, которые изучают формальную сторону пастырства, не касаясь его внутренней стороны, и предмет Пастырского богословия, который раскрывает внутреннюю сторону и психологию пастырства.

«Изучение законов развития и роста христианской жизни в личности спасающегося и составляет предмет Аскетики, как науки. Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни.»

Аскетика имеет «своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности». Сущность Аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о спасении, учения о способах и средствах усвоения спасения, совершенного Иисусом Христом.

Необходимость предмета Аскетики в духовных школах вытекает из существа пастырского дела – опытно самому переживать религиозную истину и истину спасения во Христе и глубоко изучить религиозный опыт духовной жизни. Без личного подвига (аскетизма) невозможно истинное пастырское служение, ибо оно превращается в простое требоисполнение и чиновничество.

Истина не может быть абстрактной идеей, созданной умом человека, истина должна быть конкретной, личностной, должна быть Личностью

Православная аскетика (Зарин С. М.)

 

Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающим себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.

Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.

Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.

(Юрий Рубан. Из журнала «София» (Новгород), 1997, №1).

Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.

Еп. Иларион (Алфеев)

azbyka.ru

АСКЕТИКА — это… Что такое АСКЕТИКА?

  • АСКЕТИКА — (этим. см. аскет). Учение о подвижничестве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТИКА часть богословия, рассматривающая вопросы об умерщвлении плоти для спасения души. Полный словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • аскетика — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аскетика — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Аскетика — или Аскетическое богословие см. Богословие …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аскетика — …   Википедия

  • аскетика — аск етика, и …   Русский орфографический словарь

  • аскетика — (грч аѕкео) наука за аскетизмот …   Macedonian dictionary

  • Аскетика —    , аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Аскетика — это… Что такое Аскетика?

  • АСКЕТИКА — (этим. см. аскет). Учение о подвижничестве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТИКА часть богословия, рассматривающая вопросы об умерщвлении плоти для спасения души. Полный словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АСКЕТИКА — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма …   Современная энциклопедия

  • аскетика — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аскетика — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Аскетика — или Аскетическое богословие см. Богословие …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • аскетика — аск етика, и …   Русский орфографический словарь

  • аскетика — (грч аѕкео) наука за аскетизмот …   Macedonian dictionary

  • Аскетика —    , аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    аскетика — это… Что такое аскетика?

  • АСКЕТИКА — (этим. см. аскет). Учение о подвижничестве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТИКА часть богословия, рассматривающая вопросы об умерщвлении плоти для спасения души. Полный словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АСКЕТИКА — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма …   Современная энциклопедия

  • аскетика — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аскетика — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Аскетика — или Аскетическое богословие см. Богословие …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аскетика — …   Википедия

  • аскетика — (грч аѕкео) наука за аскетизмот …   Macedonian dictionary

  • Аскетика —    , аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • lopatin.academic.ru

    Аскетика Википедия

    Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение»)[1], или аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, исполнении трудных обетов, порой включающих самоистязание. Слово восходит к древнегреческому глаголу ἀσκέω, означающему искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах.

    В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами.

    Авраамические религии

    Иудаизм

    В иудаизме аскетизм не занимает существенного места, кроме практики поста,[2] однако практиковался в некоторых течениях:

    Христианство

    В христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

    Христианство восприняло термин из античной культуры в значении напряжения, труда, усилия и упражнения, наполнив его новым духом и смыслом, незнакомым языческому миру.

    Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

    По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе ещё не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через её осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

    Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай своё внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.

    Христианское понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство не заключено в тварной природе человека, и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство мыслится лишь в Самом Боге, в даре Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда не становится целью; она лишь средство, лишь проявление свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, аскеза становится наукой, искусством, культурой. Как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.

    Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу втайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать, академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях святых отцов, целомудрие как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается в христианстве как аскеза.

    Античная эпоха

    Ислам

    В исламе аскетизм обозначается термином зухд (араб. زهد‎), а аскеты называются захидами[4]. В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины ниск («благочестие», «подвижничество»), кана’а («умеренность и подчинение желаний») и вара’ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»), но в VIII в. эти понятия заменил термин зухд[5].

    Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури, Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого»[5].

    Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид. Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него[5].

    Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах)[5].

    В современном в мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека[5].

    Индуизм

    В античной Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге.

    Буддизм

    Будда в аскезе — изображение в лаосском храме

    В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

    Он пришёл к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.

    Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.

    Мирской аскетизм

    Критика аскетизма

    Аскеза сама по себе не решает проблемы зла и греха, поскольку источник зла лежит не в материи, не в какой-либо «природе», но в свободной воле. Аскезу можно понять положительно и отрицательно. Отрицательная аскеза хочет подавить и уничтожить греховные страсти, не направляя их на положительное творчество.[6]

    Кроме иудаизма аскетика не занимает существенного места в религии Бахаи и Зороастризме.

    См. также

    Примечания

    Литература

    wikiredia.ru

    Аскетика — это… Что такое Аскетика?

  • АСКЕТИКА — (этим. см. аскет). Учение о подвижничестве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТИКА часть богословия, рассматривающая вопросы об умерщвлении плоти для спасения души. Полный словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АСКЕТИКА — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма …   Современная энциклопедия

  • аскетика — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аскетика — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Аскетика — …   Википедия

  • аскетика — аск етика, и …   Русский орфографический словарь

  • аскетика — (грч аѕкео) наука за аскетизмот …   Macedonian dictionary

  • Аскетика —    , аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Аскетика — это… Что такое Аскетика?

  • АСКЕТИКА — (этим. см. аскет). Учение о подвижничестве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТИКА часть богословия, рассматривающая вопросы об умерщвлении плоти для спасения души. Полный словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АСКЕТИКА — АСКЕТИКА, аскетическое богословие, богословская дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма …   Современная энциклопедия

  • аскетика — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аскетика — или Аскетическое богословие см. Богословие …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аскетика — …   Википедия

  • аскетика — аск етика, и …   Русский орфографический словарь

  • аскетика — (грч аѕкео) наука за аскетизмот …   Macedonian dictionary

  • Аскетика —    , аскетическое богословие – богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы и методы тренировки человеческого тела и воли с целью очищения души от страстей и греховных помыслов и подчинения тела человека его воле, его духу,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • illustrated_dictionary.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *