АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Автор:
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь)
Вопросы утверждения себя в социуме очень важны для подростков. Об этом свидетельствуют исследования многих зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Чтобы отвечать требованиям современного социума, школьнику нужно творческое мышление, социальная смелость, активность, твердый характер, сила воли и другие подобные свойства и качества. В связи с этим важно знать, каким образом могут сформироваться эти необходимые качества. В психологии теоретическим направлением, которое занималось особенностями поведения, был бихевиоризм – учение о психологии поведения человека, то есть о его мотивационной сфере, потребностях, запросах, интересах и жизненных установках. Именно бихевиоризм лежит в основе объяснения самоутверждающего или, по современной терминологии, ассертивного поведения.
Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права [1, c. 15]. В обыденной речи употребляется редко, но в психологической терминологии с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее – в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х гг. ХХ в., после публикации популярной книги чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь») [2]. Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [3, с. 138].
Основоположником учения об ассертивном поведении является американский психолог А. Солтер. Ассертивное поведение он рассматривал как противовес двум деструктивным стратегиям – манипуляции и агрессии. Автор исходил из того, что традиционные механизмы социализации формируют довольно уязвимую перед манипуляциями со стороны других людей личность. Человек оказывается слишком подверженным внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать.
Термин «ассертивность» – новый для педагогической науки и включает в себя комплекс свойств: утверждение себя, заявление о себе, предъявление претензий. Данный термин использовался представителями организационной теории, которые считали, что это то же самое, что актуализация и самореализация. Например, В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков утверждали, что в основе ассертивности лежит уверенность в себе, т. е. переживание человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые стоят перед ним в жизни и которые он ставит сам себе. «Ассертивность, – пишут авторы, – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям» [4, c. 45].
Таким образом, в научном обиходе ассертивность обычно трактуется как уверенность в себе, настойчивость. Ассертивным называют прямое открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Это особый тип поведения, который позволяет человеку конкретно и решительно заявлять о своих потребностях, желаниях и чувствах другим людям без ущерба их прав. В одном из психологических словарей читаем: «Ассертивность – такая особенность, которая позволяет личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую критику и решительно говорить себе и окружающим «нет», когда этого требуют обстоятельства» [5, c. 54].
Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько – кем-то навязанными установками. В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами [6, с. 47]. «Основной составляющей ассертивности, – пишет Д. Майерс, – является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Люди, недооценивающие себя, склонны недооценивать других» [7, c. 90]. Как видим, ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.
Ассертивный человек – это человек, уверенный в себе, в своих способностях, в своем предназначении. Ощущение внутренней свободы дает ему возможность адекватно оценивать происходящие вокруг него события, четко планировать действия, ясно выражать чувства, уважительно сотрудничать с партнерами, донося до них свою позицию. Но в то же время, как отмечают авторы книги «Самоутверждающее поведение» Р. Альберт и
М. Эммонс, «ассертивность – это гораздо больше, чем умение настоять на своем, высказать гнев, выразить теплое чувство или воспроизвести заранее отрепетированный ответ. Ассертивность – это то, что определяет ваше поведение и самоощущение… Приобретя достаточный опыт ассертивного поведения, человек в любой ситуации сможет без труда найти такой образ действий, который позволит ему преподнести себя с самой выгодной стороны» [8, c. 17].
Все вышеописанное позволяет создать более или менее полную схему ассертивности личности, основными компонентами (качествами) которой являются: уверенность в себе, настойчивость, актуализация, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, потребность в достижениях, успех, престиж, потребность первенства, уровень притязаний, стремление к доминированию, самовыражение. Рассмотрим более подробно наиболее важные ассертивные качества, которые необходимо формировать у подростков и которые помогут ему в успешной социальной адаптации.
Уверенность в себе. Определяется как переживание подростком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка подростка в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе.
Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у подростка адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека и, прежде всего, его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими или искажающими нормальный ход психического развития человека.
Успех в деятельности. Понятие «успех» включает в себя два основания: а) собственное ощущение удачи в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта; б) общественное признание достигнутой удачи на основе объективных показателей и общепринятых норм. На переживание успеха или неудачи влияют представления подростка о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние. Такое объяснение называется локусом контроля. Если подросток считает, что его успехи зависят от него самого – от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля. Если подросток относит свои успехи и неудачи на счет внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.
Подростки, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, кто объясняет свои успехи и неудачи внешними, не зависящими от них причинами. Внешний локус контроля ведет к тому, что при первой же неудаче подросток бросает начатое дело, поскольку твердо уверен, что у него все равно ничего не получится. Неуспех в деятельности, особенно длительный, вообще затрудняет работу, делает ее психологически для подростка еще более трудной, чем она есть на самом деле. Известно, что трудности стимулируют деятельность, но они должны быть для подростка в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и он начинает ощущать себя перед ними бессильным. Об этом должен помнить социальный педагог, формируя у подростков желание и стремление быть успешными.
Самоутверждение. Это фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Мотив самоутверждения – стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе. Роль усиливающего механизма самоутверждения выполняют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, мобилизирующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей. В самоутверждении выражается стремление к равному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. Самоутверждение – это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе социального педагога с подростками, разъяснять и демонстрировать этически оправданные цели, мотивы и способы самоутверждения.
Самооценка. Один из важнейших структурных компонентов ассертивного поведения. Определяется как ценность, значимостью которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка в деятельности – это оценка своей успешности в выполнении той или иной деятельности, своих качеств, знаний, умений, необходимых для достижения успеха в этой деятельности. На формирование самооценки подростка влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Примерно к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.
Сложившаяся у подростка самооценка может быть адекватной либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Завышенная или заниженная самооценка мешают деятельности и развитию подростка, не способствуют пониманию того, в чем причина успехов и неудач, как правильно к ним отнестись. Неадекватная самооценка ведет к поведенческим срывам, эмоциональным напряжениям, повышению уровня тревожности, межличностным и внутриличностным конфликтам, личностным деформациям. Задача социального педагога в работе с подростками – формировать устойчивую и адекватную самооценку, которые в большой степени влияют на формирование ассертивного поведения.
Уровень притязаний. Реализуется в стремлении подростка на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе. На уровень притязаний подростка оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (подросток выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. В подростковом и юношеском возрасте часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоцениваются свои способности. В результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Для таких подростков нужно создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, испытывали удовлетворенность собой и уверенность в своих силах.
Таким образом, анализ научной литературы позволяет утверждать, что сформированность ассертивного поведения значительно повышает адаптационные процессы подростков в школьной среде, благотворно влияет на их социализацию и задает вектор их социальному успеху, самоактуализации и самореализации. Однако ассертивность – свойство личности, которое формируется у подростков постепенно через освоение таких самоутверждающих характеристик поведения, как уверенность в себе, настойчивость, самореализация, самоутверждение, потребность в успехе, уровень притязаний, самооценка, самоуважение и др.
Литература:
Краткий психологический словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – 2-е изд., испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 318 с.
Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. – СПб. : Питер, 1995. – 186 с.
Коробкова, Т. А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации / Т. А. Коробкова. – Н. Новгород : Изд. ВИПИ, 2000. – 321 с.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ : Москва ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. /
А. Ребер ; пер. с англ Е. Ю. Чеботарева. – М. : Изд-во «Вече-АСТ», 2000. –
Т. 1. – 592 с.Степанов, С. Популярная психологическая энциклопедия /
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Изд-во «Питер», 1999. – 688 с.
Алберти, Р. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Р. Алберти, М. Эммонс ; пер. с англ. М. В. Горшкова. – СПб. : «Академический проект», 1998. – 190 с.
Читать книгу: «Ассертивный человек. Восхождение к себе. Очерки по психологии пассивного, агрессивного и ассертивного поведения»
© А. А. Хохлов, 2019
© А. Г. Портнова, 2019
ISBN 978-5-4496-9188-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Аннотация
Настоящие очерки направлены на развитие идей авторов работ по ассертивному поведению человека В. Каппони и Т. Новака. Ассертивность рассматривается в сравнении с двумя другими формами поведения: пассивным, когда личность не проявляет должной социальной активности, что ведёт к разрушению её отношений с внешним и внутренним миром; и с агрессивным, когда эти разрушения происходят уже по её собственной воле, намеренно.
Ассертивность рассматривается как целенаправленная социальная активность, ведущая к созиданию. Восхождение к себе – это воспитание и развитие в себе ассертивности, понимаемой не только как настойчивость в достижении целей, а и как формирование «человеческого в человеке», как его духовность и самоценность и как ценность другого человека для него.В книге рассматриваются ассертивные права и принципы, которые человек создаёт сам для себя, и правила их использования в провоцирующих социальных ситуациях. Использование ассертивных прав приносит личности пользу: повышает гибкость поведения в целом, расширяет её возможности, обеспечивает социальную защиту от манипуляций, повышает самооценку и самоуважение.
Предлагаемый в книге авторский опросник позволит читателю узнать свой индивидуальный баланс по рассматриваемым видам поведения, определить «точки невозврата» и «точки личностного роста», а именно в каких ситуациях и насколько мы бываем пассивны, агрессивны и ассертивны. Психологический практикум по формированию навыков ассертивной коммуникации послужит диагностике типичных для читателя способов восприятия и реагирования на социальные вызовы.
Книга будет полезна всем, кто испытывает интерес к собственной индивидуальности, к социально-психологическим механизмам общения, к тому, что делает их более эффективными.
В профессиональном плане она будет полезна для всех, кто имеет отношение к проблемам в системе «Человек – человек», включая её общегуманистические, психотерапевтические, педагогические и технологические стороны. Очерки будут полезны при обсуждении проблем ассертивного воспитания и развития ребёнка.
Предисловие
Памяти Льва Марковича Веккера, Учёного,
Учителя, Человека, посвящается.
Тема эффективности поведения человека как субъекта общения, познания и развития в различных социальных ситуациях сегодня не только не теряет своей актуальности, а, напротив, значительно усиливает её. Как оказывать благотворное влияние на людей, как быть убедительным и успешным на переговорах и в дискуссиях, не прибегая к манипуляциям и уловкам, а честно и открыто? Как самому не стать жертвой агрессивного манипулирования, давления и шантажа? Как стать уверенным в себе и добиваться своих целей и согласия с другими? И как вести себя в соответствии со своей совестью, честью и чувством собственного достоинства? Регулярные попытки разобраться во всём этом часто застревают в мелкотемье, в недостаточно системном взгляде на эту тему. Поэтому любая попытка систематизации данных практической и клинической психологии для нас любопытна и привлекательна. Это, в частности, относится к разработкам темы ассертивности в работах чешских психологов конца прошлого века – В. Каппони и Т. Новак, а также автора тренинга по ассертивности (АТ) А. Солтера (США, начало шестидесятых годов прошлого столетия) [11; 41].
Изначально внимание главным образом уделялось собственно ассертивности как способности к настойчивому достижению своих целей («ассертивность» в переводе с английского означает «настойчивость»), как способности добиваться своего. Затем эта тема существенно расширилась и в плане теоретических выводов и обобщений. В настоящее время ассертивность определяется как образ жизни человека; как характерное поведение в типичных социальных ситуациях; как отношение к другим и себе самому, социальный характер.
На практических занятиях А. Солтер знакомил людей с тактиками удовлетворения справедливых требований и отказа в ответ на неприемлемые притязания, но так, чтобы при этом не ущемлялись права других людей.
Он обучал подходам примирения с критикой (справедливой и несправедливой) и собственными ошибками. Обучал умению просить других об одолжении или отказывать в чём-либо, не испытывая чувства стеснения, неловкости и стыда. Он показывал, что компромисс (на переговорах) – нередко лучшая из побед. Методы А. Солтера получили своё развитие во всём мире [41].Сегодня, на фоне резкого обострения меж- и внутригосударственных общественно-политических и социально-экономических противоречий и конфликтов, актуальность темы ещё больше возросла. Беспокоит и рост разводов семей – базовой социальной основы и духовной опоры жизни. Вызывают озабоченность проблемы жизненных ценностей и общения людей, родившихся в начале девяностых, кризисных годов прошлого, двадцатого столетия, времени краха идей «развитого социализма» и строительства коммунистического общества, а за ним – краха идей «капитализма с человеческим лицом» и «честной» конкуренции.
Последователи А. Солтера, чешские психологи В. Каппони и Т. Новак, предлагают всё наше коммуникативное общественное поведение рассматривать с точки зрения трёх возможных типов внешних и внутренних реакций человека: ассертивного, агрессивного и пассивного [11; 12].
В этой работе мы взяли на себя труд расширить эти взгляды на данные типы поведения, пропустив их через призму типичных социальных ситуаций, таких как социальный обмен благами, трудовая мотивация, разрешение конфликтов и споров, деловые переговоры, бытовой эмоциональный шантаж, руководство подчинёнными и другие.
Нами была сделана попытка определить, что собой представляет ассертивное право, чем оно принципиально отличается от права конституционного, юридического и как с последним может взаимодействовать, наконец, как оно образуется. В результате список ассертивных прав (у названных авторов их десять) значительно расширился. Мы попытались показать, что большинство ассертивных прав носят взаимодополняющий и/или взаимоограничивающий характер. Так, например, ассертивное право «быть и оставаться самим собой» возможно только на основании использования прав «быть другим» и развиваться (изменяться), право «делать всё по-своему», значительно расширяя наши творческие возможности и область поиска решений, ограничивается принципом-правом «не навреди» и т.
п.Актуальность нашего труда мы видим в следующем. Если большая часть работ, посвящённых взаимодействию людей, учат нас различного рода манипуляциям и шантажу, обеспечивающим власть одного человека над другим (другими), то мы хотим научить обратному – защите от манипуляций и шантажа, именно с помощью использования ассертивных прав.
В доказательство сказанного выше приведём типичный пример: «Создайте вокруг человека, так сказать, «социальный вакуум»:
– лишите его поддержки и внимания;
– окружите ледяным безразличием;
– делайте вид, что его нет;
– вызывайте к нему брезгливость и отвращение;
– порвите ему нити знакомств, дружбы, любви;
– отберите годами нажитые связи и статус;
– погрузите его в полное «болезненное» одиночество;
– пусть он видит уже из настоящего равнодушие к себе в будущем, – и вот вывод: из человека вы получите глину, которая допускает любую из себя лепку…» [26, С.16]. Что это? «Гестаповская инструкция», как превратить человека в неодушевлённую глину с использованием садистских психологических пыток? Не проще ли, особенно не утруждая себя, вместо всего этого изощрённого набора уничтожения всего человеческого в человеке взять его покрепче за горло? И тогда он или согласится со всем, или вы его не «домяли» до нужной «глиняной» кондиции.
Так вот, для нас важно обратное – что нужно знать каждому из нас, чтобы под силой социального пресса и психологического давления не превратиться в эту «податливую глину». Как вовремя распознать циничного манипулятора и шантажиста в другом человеке (и/или в себе самом) и как с достоинством выйти из такой ситуации.
Следующий момент. Нам было также интересно сопоставить упомянутые типы социального поведения (пассивный, агрессивный и ассертивный) с типами акцентуаций характеров (по Е. Личко [16]) и сделать, на наш взгляд, важный и принципиальный вывод о том, что наследственность, тип темперамента, акцентуации характера, определяя динамику протекания всех психических процессов, не предопределяет тип поведения и что при любой акцентуации характера он может быть одним из трёх: пассивным, агрессивным или ассертивным. Но движение к большей ассертивности для каждого типа акцентуаций своеобразное и требует учёта «узких мест» при использовании ассертивных прав, что нашло отражение в соответствующих рекомендациях для каждого типа характера.
Кроме того, было для нас полезно осмыслить этот материал в системном плане взаимосвязей и взаимообусловленности в более широком диапазоне, начиная от природного ресурса ассертивности – нашего тела и здоровья и заканчивая духовной культурой и нравственностью, выходящей за возможности «натаскивания» ассертивности только в формате групповых тренингов и домашних заданий. Стало очевидным, что ассертивность – это далеко не только технические приёмы и техники поведения в определённых условиях, но, по нашему теперь глубокому убеждению, по существу духовная, нравственная категория, которая не столько тренируется (например, приёмы и методы ассертивного ведения переговоров), сколько воспитывается в определённых, описанных нами условиях семейного и школьного воспитания. Различные приёмы и техники, приобретаемые в тренингах по ассертивности, обеспечивают очень важную, но лишь техническую сторону того или иного типа поведения. При этом главным критерием типа социального поведения является отношение человека к человеку и к самому себе как к человеку. «Восхождение к себе» предполагает соответствующее воспитание и самовоспитание личности как носителя определённой системы духовных ценностей и моральных качеств, в которой эта личность достойно представлена. Начиная с определённого уровня развития самосознания, это постоянный жизненный труд души с помощью и при поддержке взрослых.
Вполне возможно, что некоторые наши выводы и представления не являются бесспорными. Что-то сформулировано в виде гипотез и предположений, а что-то даже в виде возможных направлений аналитической и практической работы.
Большое внимание в предлагаемой работе уделено знанию человеком своих ассертивных прав, что в значительной мере обеспечивает ему социальную безопасность (защиту от нечестных и корыстных манипуляций) и, самое главное, лежит в основе «биофильной», в противовес «некрофильной» (Э. Фромм), его ориентации на полноценную и радостную жизнь, всестороннее развитие и возможность нести другим людям справедливость, добро и любовь, объединяя их вокруг себя и умножая свои силы.
Ценность предлагаемой работы заключается ещё и в том, что в современном пространстве психологической и философской литературы тема ассертивности человеческого поведения почти отсутствует – по крайней мере, не выходит за рамки тренингов по настойчивости и повышению уверенности в себе, а также по преодолению депрессий [35; 36; 37]. Возьмём на себя смелость восполнить и этот пробел.
Настоящие очерки предназначены для психологов, психотерапевтов, консультантов по проблемам управления персоналом, социологов и педагогов, также для медицинских работников и врачей. Некоторые главы, где описываются проблемы поиска смысла жизни, своего места в ней (предназначения), закономерностей своего личностного роста и развития, могут вызвать интерес у молодёжи, определяющейся с жизненными ценностями и приемлемыми моделями социального поведения. Не исключено, что работа может вызвать интерес у философов.
Assertive Responses — Psychology Tools
Описание
Уверенное поведение — это межличностный навык, который помогает людям поддерживать здоровые отношения, разрешать межличностные конфликты и предотвращать подавление или подавление своих потребностей. Примеры напористого поведения включают в себя отказ от необоснованных просьб, просьбу другого человека вести себя по-другому, четкое сообщение о том, какие чувства вызвало у вас событие или ситуация (положительные и отрицательные), выражение мнения или преследование личных целей.
Напористость можно понимать как стиль отношений, который находится на среднем пути между пассивностью и агрессивностью (Linehan, 2014; Butler & Hope, 1995). Чтобы найти правильный баланс между пассивностью и агрессией, настойчивость использует в качестве руководящего принципа справедливость (Butler & Hope, 1995) как в плане справедливости по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. В 1960-х годах ассертивность рассматривалась как способ для людей заявить и получить доступ к своим личным правам, не ущемляя прав других: «защита индивидуальных прав как средство самоутверждения» (Пенева и Мавродиев, 2013). Примеры таких прав включают право сказать «нет», изменить свое мнение, выразить свое мнение или чувства или сказать «я не знаю».
Теории уверенности в себе
Психологическая теория обычно стремилась объяснить отсутствие уверенности в себе или объяснить, почему люди не могут быть уверенными в себе.
Поведенческие теории предполагают, что неуверенные реакции приобретаются в процессе развития и переносятся во взрослую жизнь: они формируются под воздействием негативных последствий агрессивного поведения. Такие негативные последствия могут включать в себя наказание, сорванные цели или отказ (Salter, 2002; Wolpe, 1990). Поведенческие подходы предполагают, что этот дефицит можно устранить с помощью специального поведенческого тренинга (Heimberg & Becker, 19).81) и что поведение, включая зрительный контакт, позу, тон голоса или конкретные вербальные ответы, можно тренировать. Эти модели поведения требуют целенаправленного обучения, поскольку они не зависят друг от друга. Например, исследования в целом подтверждают наблюдение, что обучение зрительному контакту не приводит автоматически к осанке или тону голоса (Heimberg & Becker, 1981). Ожидается, что после того, как эти модели поведения будут обучены, они будут положительно закреплены в естественной среде и, следовательно, будут поддерживаться (Heimberg & Becker, 19).81).
Когнитивные теории предполагают, что неассертивное поведение возникает из-за бесполезных убеждений, которые мешают человеку быть настойчивым в определенных ситуациях (Heimberg & Becker, 1981), и что социальные ситуации могут вызывать бесполезные убеждения и оценки. Неуверенные в себе люди могут иметь негативные убеждения в себе (например, «Я непривлекателен», «Я недостаточно хорош») и дисфункциональные предположения (например, «Если я скажу «нет», меня не полюбят», «Если я скажу то, что я хочешь, тогда я буду наказан»). Такие убеждения влияют на то, как человек оценивает ситуации, приводя к негативным автоматическим мыслям, таким как «Они собираются уйти» или «Он сердится на меня», что приводит к чувству беспокойства, неуверенности в том, как действовать, и торможению. утвердительные ответы.
Тренинг уверенности в себе
Тренинг уверенности в себе имеет долгую историю как трансдиагностическое психологическое вмешательство. Это может быть очень полезно во время клинической работы из-за связи между напористостью (или ненапористостью) и самооценкой, социальными отношениями и достижением личных целей в широком спектре клинических проявлений.
«Обучаемые навыки предназначены для максимального увеличения шансов на то, что цели человека в конкретной ситуации будут достигнуты, и в то же время не наносить ущерб ни отношениям, ни самоуважению человека» Speed, Goldstein & Goldfried (2017)
Вмешательства могут принимать форму обучения социальным навыкам, которые напрямую изменяют агрессивное поведение. Моделирование и репетиция терапевтом пассивного и агрессивного поведения может помочь закрепить то, как должен выглядеть сбалансированный, напористый ответ. Поведенческая репетиция во время ролевых игр может быть записана на аудио и видео, чтобы обеспечить прямую обратную связь.
Целевым объектом может быть конкретное физическое поведение (Linehan, Goldfried & Goldfried, 1979). Напористое невербальное общение включает в себя принятие вертикальной и уверенной позы, четкий и спокойный тон голоса и использование прямого зрительного контакта, особенно при просьбе или отказе. Принятие такого поведения ясно демонстрирует, что человек не подчиняется. Также можно тренировать использование определенных вербальных ответов, таких как утверждения «я» (Salter, 2002), отказ от извинений (Linehan, 2014) без необходимости. Используя настойчивую вербальную коммуникацию, человек может описать текущую ситуацию, выразить то, что ему нужно и чего он хочет, открыто рассмотреть точку зрения другого человека, повторно заявить о своих собственных целях и рассмотреть взаимоприемлемые компромиссы, которые могут привести к решению. В дополнение к этому, активное слушание не позволяет реляционному стилю стать агрессивным. Как минимум, активное слушание сочетает в себе обратную связь, чтобы показать, что другого человека слышат (кивание головой, минимальные словесные выражения, такие как «мм-м-м» и «ага»), а также подведение итогов и отражение того, что сказал другой человек, без вынесения суждения. («вы так чувствуете, что…», «вы объяснили, что….», «вы сказали мне…»).
Подходы к когнитивной реструктуризации направлены на устранение лежащих в основе искаженных познаний (например, социальной тревожности, низкой самооценки, высокой самокритики) и негативных убеждений, которые человек может иметь в отношении самоутверждения (Speed, Goldstein & Goldfried, 2018). Мониторинг и запись мыслей можно использовать для выявления лежащих в их основе когниций и «горячих мыслей», вызванных проблемными социальными взаимодействиями. Поведенческие и когнитивные подходы можно комбинировать, используя обучение поведенческим навыкам, которое использует репетицию и ролевую игру в качестве экспозиционной терапии для проверки лежащих в основе когниций (например, избегание социальных ситуаций и беспокойство о социальных последствиях настойчивости).
Когда использовать тренинг уверенности в себе
Лица, испытывающие эмоциональные трудности, часто не могут вести себя уверенно, и низкий уровень уверенного поведения может усилить такие проблемы. Люди, которые испытывают тревогу, могут быть покорными во время социальных взаимодействий, возможно, опасаясь последствий попытки выразить свои потребности или преследовать личные цели. Непреднамеренным последствием такого поведения может стать подавление или минимизация собственных потребностей. Неспособность действовать в собственных интересах влияет на социальные ситуации и отношения (Пенева, Мавродиев, 2013). Низкий уровень уверенности в себе связан с низкой удовлетворенностью отношениями и низкой самооценкой (Speed, Goldstein & Goldfried, 2018). Человек может заявить, что он не может удовлетворительным образом взаимодействовать с другими людьми и что он избегает социальных ситуаций. Они могут изо всех сил пытаться начать и поддерживать полноценные отношения и сообщать о проблемных или разрушительных взаимодействиях с другими людьми.
Социальная тревожность также может быть связана с гневом, агрессией и враждебностью. Человек может сообщать о разочаровании из-за невозможности удовлетворить свои потребности, о нарастании обиды на другого человека, о взрывных вспышках или спорах. Принятие напористого стиля общения может помочь уменьшить агрессию в социальных ситуациях. Было показано, что он повышает самооценку, внутренний локус контроля и снижает враждебность (Speed, Goldstein & Goldfried, 2018).
Умение уверенно общаться является важным навыком для развития и поддержания здоровых отношений и положительной самооценки. Людям с тревогой может быть особенно трудно быть напористым при взаимодействии с доминирующими или агрессивными людьми. Ключевой навык — уметь реагировать на стиль сообщения агрессора, а не на его содержание. это Настойчивые ответы Рабочий лист с упражнениями помогает клиентам научиться уверенно реагировать на агрессивные заявления.
Инструкции
Важным навыком в решительном ответе является избежание вовлечения в ответ на аргумент агрессора. Напористый ответ проводит границу, которая говорит: «Я не потерплю, чтобы со мной разговаривали таким образом».
Обучение уверенности требует репетиций и ролевых игр социальных взаимодействий. В этом упражнении терапевт и клиент (или клиент и друг) практикуются в паре. Терапевт или друг произносит одно из агрессивных утверждений, после чего клиент отвечает утвердительным утверждением.
«Ты потренируешься уверенно реагировать на агрессивно настроенного человека. В этом листе упражнений есть список неприятных и агрессивных вещей, которые люди могут сказать вам или говорили вам в прошлом. Я собираюсь притвориться агрессивным и сказать что-то из этого. Затем вы должны выбрать один из напористых ответов в качестве ответа».
Дополнительные предложения
- После нескольких пробных прогонов попросите клиента подумать о том, как он чувствовал себя напористым.
- Поощряйте клиента попробовать все различные настойчивые утверждения.
- Попросите клиента попробовать высказывания с разным тоном, более или менее напористым, и подумать о том, какие чувства они у них вызвали.
- Попросите клиента попробовать утверждения с различными положениями тела. Напористая поза – прямая, со слегка приподнятым подбородком и расслабленными плечами.
- Попросите клиента придумать свои варианты уверенных ответов. Там может быть конкретная, повторяющаяся ситуация, которую они хотят решить. Они могут обдумать и выбрать, какой из напористых ответов является наиболее подходящим.
Будьте настойчивы в развитии ваших отношений — Психологическая наука о коммуникации
Кристина Сандерс
Я думал, что некоторые люди от природы более напористы, потому что это «просто они такие». Я всегда хотел иметь возможность рассказать другим, как они влияют на меня, но я боялся, что я им не понравлюсь, если я это сделаю. Когда я узнал, что быть настойчивым — это то, чему нас нужно учить и практиковать, и что это неудобно для всех, я вздохнул. На моей последней работе я годами умалчивал о том, что действительно беспокоило меня, и в итоге это сделало меня несчастным и навредило моим рабочим отношениям.
Однажды у меня была коллега, которая говорила мне, как я должен делать свою работу по-новому каждый день, когда я был с ней в офисе. В некоторые дни я был так расстроен ее прерываниями и нежелательными исправлениями, что я был резок или игнорировал ее. Обычно это приводило к тому, что у нее было больше исправлений, о которых она могла рассказать мне, но с худшим отношением. Я действительно хотел иметь хорошие отношения с ней (и со всеми моими коллегами), но что бы я ни пытался (соглашался делать то, что она хочет, очень мило с ней разговаривал и т. д.), этого никогда не было достаточно. Шли годы, я чувствовал себя все более бессильным, разочарованным и неуверенным в себе. Только когда я начал узнавать, что значит быть настойчивым, я почувствовал, что имею некоторую власть над собой и своими отношениями.
Зачем быть напористым?
Это может улучшить наши отношения с другими людьми, учит людей взаимодействовать с вами и помогает нам чувствовать себя самовыражающимися, состоявшимися, зрелыми и профессиональными. Настойчивость дает нам возможность быть верными себе, но при этом внимательно относиться к другим. Это не означает, что ваша напористость всегда сделает всех счастливыми, но это означает, что вы относитесь к себе как к важному и даете другим возможность иметь с вами прекрасные отношения.
Настойчивость меняет наш взгляд на ситуации: Исследование, проведенное на предмет того, как студенты колледжа воспринимают импровизированную речь, показало, что те, кто более напорист, воспринимали произнесение речи как вызов. Студенты с низкой напористостью рассматривали ее как угрозу (Томака и др., 1999).
Настойчивость может привести к тому, что люди будут относиться к нам лучше: Были проведены исследования о пользе настойчивости на рабочем месте, и было обнаружено, что к людям, которые вели себя более настойчиво на работе, их руководители относились более справедливо. Также было обнаружено, что люди, которые были более напористыми, больше доверяли своим менеджерам и более позитивно относились к их оценкам (Korsgaard, 19 лет). 98).
Почему мы этого не делаем:
Ассертивному поведению учат, мы не рождаемся способными это делать. И даже когда вы научитесь это делать, вам может быть очень некомфортно! Обычно перед тем, как я собираюсь быть напористой с кем-то, мои руки потеют, а сердце начинает бешено колотиться. К счастью, чем больше вы практикуетесь, тем легче становится.
Как это сделать:
Когда вы чувствуете необходимость, выражайте свои чувства и отстаивайте свои интересы ясно и прямо, уважая при этом права и чувства других.
Прежде чем поговорить с человеком(ами):
Определите, что вы хотите. Что вы хотите, чтобы другой человек сделал? Вы хотите, чтобы они просто слушали, действовали, а не действовали? Четко объясните, какое поведение вы собираетесь запрашивать. Со своей коллегой я хотел, чтобы она перестала комментировать, как я делаю свою работу. Если она беспокоилась о моей работе, я хотел, чтобы она сообщила об этом нашему боссу, и мы могли обсудить это вместе.
Практика! Если вы нервничаете из-за самоутверждения перед кем-то или даже если вы не нервничаете, сначала потренируйтесь с другом. Мне нравится записывать то, что я собираюсь сказать, а затем снова смотреть на это на следующий день, чтобы убедиться, что это звучит правильно.
Когда вы разговариваете с человеком(ами):
Проверьте язык тела. Уверенное (не агрессивное) и спокойное выражение лица, открытая осанка, сидячее или стоячее положение.
Проверьте свой тон голоса и скорость вашей речи. Хотите говорить спокойным тоном, говорите медленнее.
Укажите на их поведение, а не на вашу интерпретацию их поведения. Пример поведения: «Пожалуйста, не комментируйте мою работу». Пример интерпретации: «Пожалуйста, не беспокойте меня тем, что я работаю не так, как вы» («беспокоить» и «работать так, как вы» — это интерпретации, а не поведение).
Поймите, что они могут воспринять это не так, как вы хотите. Мы не можем контролировать мысли, действия или чувства других людей. Не все будут уважать ваши границы. Составьте план того, как вы будете поступать, если ваши границы не соблюдаются. С моей коллегой, когда она продолжала комментировать мою работу, я уходил работать в другое здание (мне повезло, что я мог), или я давал ей знать, что собираюсь сосредоточиться на работе и не могу ответить ей. некоторое время.
Обратитесь к нему как можно скорее. Как только вы поймете, что вам нужно сказать, сделайте так, чтобы это произошло. Это зависит от вас, чтобы это произошло. Не ждите идеального момента. Расскажите другим людям, что нужно сделать, чтобы относиться к вам как к важной персоне, которой вы являетесь, проявляя напористость. Когда другие увидят, как вы относитесь к себе и к ним с уважением, они будут более склонны уважать вас.
Ссылки
Tomaka, J., Palacios, R.