Ассертивность это – Ассертивность — Википедия

Содержание

Ассертивность – это… Определение, принципы формирования, теория и практика ассертивности

Ассертивность – это очень важное понятие в психологической науке. Но о нем должны знать не только специалисты. Если поближе ознакомиться с данным термином, то он поможет в повседневной жизни. В этом особенно нуждаются те люди, которые постоянно чувствует себя раздраженными или виноватыми после разговора с другим человеком.

Крайности общения

Иногда в общении люди кидаются в крайности, выбирая роль агрессора или жертвы. Зачастую это делается неосознанно. Подобные крайности способствуют паразитарному взаимодействию, которое нельзя назвать эффективным.

Позиция жертвы – это слабая сторона, которая не желает принимать решения и перекладывает ответственность на собеседника. При этой крайности человек относит себя к разряду слабых, считая, что им все должны помогать. Кроме того, жертва постоянно жалуется и обвиняет в неудачах любых окружающих людей, но только не себя.

В книгах об ассертивности описывается и другая крайность – агрессор, который является полной противоположностью жертвы. Для этой позиции характерна открытая или завуалированная манипуляция другими людьми. Агрессор придерживается принципа: «Все должны делать то, что я скажу, потому что я всегда прав». Такие люди чувствуют себя сильными и потому уверенно подавляют собеседников во время разговора.

Что примечательно, если в диалоге один человек принимает позицию агрессора или жертвы, то второй собеседник непроизвольно начинает играть противоположную роль. Естественно, конструктивного обмена мыслями не получится. Общение, построение на ассертивности, призвано исключить подобные ситуации.

Что такое ассертивность?

Если заглянуть в психологические словари, то можно увидеть, что ассертивностью называют способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. То есть, это открытое, прямое поведение, которое не имеет цели причинить вред другим людям.

Казалось бы, с точки зрения успешности такую позицию нельзя назвать приемлемой и эффективной в отношении себя. Однако если брать во внимание долгосрочную перспективу, то результаты будут ошеломлять. Ведь ассертивность представляет собой умение добиваться желаемого с расчетом на дальнейшую взаимопомощь и сотрудничество.

Ассертивность в психологии

Ученые-психологи отмечают, что у всех людей разные темпераменты и характеры. Поэтому абсолютно нормально, если кто-то от природы не умеет терпеливо выслушивать собеседника и ненавязчиво доносить свою точку зрения. Для формирования необходимых навыков специалисты давно разработали специальные методики. Прежде всего, они направлены на развитие уверенности в себе. Человеку будет намного легче убедить окружающих, если он сам тверд в своих суждениях. При этом не должно быть криков и ссор, как и манипуляции. Все спорные вопросы необходимо решать в дружелюбной атмосфере.

Бывает, что человек внешне спокоен, а внутри происходят сильные душевные терзания. Ассертивность же позволяет быть уравновешенным и в том, и в другом случае. Это очень поможет в общении, ведь никакого негатива к другому человеку не будет возникать.

Необязательно в корне менять мировоззрение, чтобы освоить ассертивность. Достаточно пересмотреть способы восприятия и понять, как достичь целей без конфронтации.

Основные принципы

Чтобы усвоить суть правильной манеры взаимодействия, для начала следует изучить основные принципы. О них подробно говорится в книге психотерапевта Г. Линденфилда «Теория и практика ассертивности». Далее будут рассмотрены только самые важные принципы. Если им следовать, то можно постепенно развить у себя ассертивность.

Принятие ответственности

В первую очередь следует уяснить, что необходимо честно признавать собственные ошибки и отвечать за свои поступки. Если человек перекладывает ответственность на других, то это характеризует его не с лучшей стороны. Окружающие начинают думать, что он инфантилен и перестают воспринимать его всерьез.

Самоуважение и уважение

Основной составляющей ассертивности является самоуважение. Его следует, не стесняясь, демонстрировать другим, не позволяя к себе неподобающего отношения. Также важно уважительно себя вести с окружающими, ведь они тоже имеют право на подобное обращение с собой.

Умение слушать и слышать

Ассертивность – это в какой-то степени эмпатия, то есть, умение воспринимать и понимать чужие эмоции. Важно научиться слушать собеседника. Его нельзя перебивать и путать в мыслях, иначе это будет проявлением неуважения, что нарушает предыдущий принцип. Если необходимо вставить в чужой монолог фразу, то делать это нужно очень аккуратно, не вызывая раздражения.

Также важно не просто слушать, но и слышать собеседника. Для этого нужно вникать в суть разговора и стараться его понять.

Результативность общения

Чтобы диалог прошел конструктивно, а не как пустое сотрясание воздуха, следует проявлять открытость и честность. Все формулировки должны быть прямыми, без витиеватых оборотов, фраз и понятными для собеседника. Ведь важно, чтобы оппонент не только согласился с мнением, но и остался необиженным.

Уверенность в себе

Ассертивность – это способность отстаивать собственное мнение, не сомневаясь в своей правоте. Но здесь речь идет не о слепой самоуверенности, которая основана только на завышенном самомнении. Важно отлично знать предмет, о котором идет речь, и четко понимать степень своего профессионализма. Этим и объясняется непоколебимость позиций.

Позитивный настрой

Это нормально, когда человек перед важной беседой продумывает вероятные споры и неудачи. Но не стоит заранее настраиваться на конфликты и конкуренцию. Только позитивный настрой поможет расслабиться самому и получить признательность со стороны окружающих.

Типичные ошибки

Самая первая ошибка, которая совершается, состоит в том, что родители не учат своих детей ассертивности. Эту способность лучше осваивать в раннем возрасте, тогда и во взрослой жизни будет намного проще.

Вторая ошибка заключается в том, что люди после прочтения книг или прохождения занятий по ассертивности начинают выходить за рамки. Они считают, что научились управлять людьми, и начинают пробовать манипулировать ими. Однако это неправильно. Проблемы следует решать вместе с другими, а не за их счет.

Третья ошибка состоит в том, что даже после обучения ассертивности человек позволяет окружающим проявлять негативные реакции по отношению к себе. Более того, новое поведение может восприняться знакомыми в отрицательном ключе. Ассертивная личность должна понимать мотивы недовольства и адекватно на них реагировать. Ничего хорошего не выйдет, если просто отмалчиваться и делать вид, что все как раньше.

Техники ассертивного поведения

Ассертивный человек умеет без вины и обмана отказывать, защищаться от нахальных требований и навязчивых предложений. Для этого иногда приходится изменить свои привычные модели поведения. Далее будет предложено несколько техник, которые могут стать своеобразным тренингом ассертивности.

Сама невозмутимость

Эта техника дает наибольшую эффективность в тех ситуациях, когда собеседник начинает раздражаться, и в его голосе слышны агрессивные нотки. Ее смысл состоит не в нападении, а в обороне, спокойном отстаивании позиции.

Психологи рекомендуют постепенно снижать скорость и громкость речи, то есть, нужно говорить еще медленнее и тише. Тогда конфликтер «перейдет на ту же волну». Значит, ссоры не будет, и появится шанс решить возникшую проблему. В то время как повышение голоса только накалит страсти. Ведь агрессия порождает агрессию.

Уход от ответа

Ассертивность – это умение с улыбкой защитить собственные границы. Эту способность можно применить в случае, когда кто-то делает грубое замечание или пытается укорить.

Например, начальник агрессивно сообщает: «В вашем отчете есть ошибки! Как вы могли их допустить?! Неужели исходных данных было недостаточно?!» Здесь лучше не пытаться оправдаться, а тем более, не отвечать в резкой форме. Самый оптимальный вариант – это максимально вежливый и витиеватый уход. Например, начальнику можно сказать так: «Я все перепроверю. Покажите, где именно я допустил ошибки». Человеку ничего не останется, как согласиться с предложением.

Эта техника хороша тем, что не создает открытого противостояния, но в то же время не придется прямо признавать свою вину. Психологи отмечают, что иногда на работе лучше вообще не отвечать на замечания, а просто пристально посмотреть и молча удалиться.

Заезженная пластинка

Также развитие ассертивности поможет в том случае, когда собеседник слишком настойчив, и никакие аргументы не заставляют его перестать давить. Таких личностей лучше не пытаться убедить в чем-либо. В случае с ними будет эффективна тактика заезженной пластинки. Ее суть состоит в повторении одной и той же фразы, причем ее конструкцию менять нельзя.

Например, знакомый просит дать в долг. Пожалуй, ситуация знакома многим. На просьбу можно ответить так: «Я бы дал, но денег нет». На все остальные доводы знакомого нужно отвечать той же самой фразой. «Я бы дал, но денег нет». Чем дальше зайдет такой диалог, тем быстрее собеседник поймет, что здесь его проблему не решат.

Правильный ответ на нескромный вопрос

Иногда встречаются настолько невоспитанные люди, что у них хватает наглости задавать неуместные и бестактные вопросы. И здесь агрессия оппонента вполне очевидна. Однако существуют конструктивные методы борьбы «с хамами» – это ассертивность.

Здесь можно пойти несколькими путями. Как вариант – ответить вопросом на вопрос. Можно просто его проигнорировать, если позволяет ситуация. Особо бестактным людям следует спокойно объяснить, что это их не касается, поэтому беседы по этой проблеме не будет. Если имеется желание продолжить диалог, то нужно как можно скорее перейти на другую тему.

Как повысить ассертивность?

Как уже говорилось, формирование ассертивности включает в себя развитие уверенности в себе. Поэтому, чтобы быть более твердым в своих суждениях, следует постараться реализоваться в жизни. Только применение на практике своих способностей позволяет в полной мере почувствовать собственную значимость. Самоутверждение как раз является действенным способом получить значимое положение в обществе. Только это следует делать без ущерба для окружающих. При ассертивности недопустимо вредить или кого-то подставлять ради достижения цели. К ней нужно двигаться сознательно и постепенно. Рано или поздно результат станет удовлетворительным.

Также ассертивность подразумевает, что человек будет оставаться невозмутимым практически в любых ситуациях. Поэтому важно развивать в себе чувство спокойствия и уравновешенность. Конечно, иногда окружающие могут раздражать и вывести из себя, и это нормально. Главное – не распылять понапрасну эмоции и не терять равновесие. Внешнее и внутреннее спокойствие будет способствовать сохранению энергии, которая просто необходима для поддержания хорошего настроения и физического самочувствия.

Итак, в публикации было представлено, что такое ассертивность. Это важнейшая черта характера, при наличии которой жизнь становится намного счастливее и проще. Это способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. Стоит заметить, что ассертивность является приобретенным, а не врожденным качеством. Поэтому при правильной работе над собой можно достичь прекрасных результатов. Только заниматься нужно регулярно и с верой в себя, чтобы все получилось. Также в формировании этого полезного качества могут помочь специальные техники ассертивного поведения, которые были рассмотрены в статье.

www.nastroy.net

Ассертивность в психологии — что это?

Ассертивность в психологии – понятие, которое вошло в обиход примерно в 60-е годы прошлого века. В это время во всем мире начались изменения в обществе, сместившие акценты с «общественного» на «частное». Все больше внимания уделялось отдельной личности, на первое место вышли принципы гуманизма. Ученые отслеживали и наблюдали эти явления, и вскоре появился термин «ассертивность» в психологии, с помощью которого можно было описать новые принципы построения взаимоотношений между людьми, а также дать определение самодостаточной личности. Было доказано, что человек с ассертивным поведением имеет гораздо больше шансов добиться успеха в любой сфере деятельности и сохранить психическое здоровье даже в самых сложных, кризисных ситуациях.

Что такое «ассертивность»

Можно встретить разные определения этого термина. Суть их сводится к тому, что за понятием «ассертивность» кроются способность человека иметь свою точку зрения и умение отстаивать ее в любых условиях, причем так, чтобы при этом не было нанесено никакого ущерба окружающим.

Такие люди есть в каждом коллективе. Замечательно, если их большинство, и к этому большинству принадлежит руководство, принимающее и поощряющее ассертивный стиль поведения (многие называют его демократичным).

Личность, которую в психологии называют ассертивной, не испытывает патологической зависимости от окружающих. Она способна принимать самостоятельные решения, готова отвечать за собственные слова и поступки, не пытаясь свалить ответственность на других. Такой человек уверен в себе, эмоционально стабилен, мало подвержен перепадам настроения, у него крайне редко случаются приступы паники и депрессивные состояния. Источник своей силы и уверенности он находит не в окружении, а в самом себе.

 

Пассивность и агрессия – два полюса на равном расстоянии от ассертивности

Конечно, каждому хочется обрести уверенность в себе и завоевать уважение родственников, коллег и друзей. Однако часто этому мешают внушенные с детства либо приобретенные благодаря негативному жизненному опыту установки, в результате принятия которых человек теряет способность контактировать с окружающими на равных и становится агрессором или, напротив, сживается с ролью жертвы.

Проявляя агрессивность, человек как будто демонстрирует уверенность в себе, даже самоуверенность. Он пытается подавить волю всех, кто оказывает ему сопротивление. Характерные признаки агрессора:

  • постоянные попытки вторжения в чужое личное пространство;
  • разговоры, ведущиеся излишне громким голосом;
  • склонность перебивать собеседника, доказывая ему, что его точка зрения неверна;
  • часто проскальзывающие фразы наподобие следующих: «Ты совершенно не умеешь…», «Помолчи, я тебе сейчас объясню…», «Ты тратишь мое время на свои глупости…».

Агрессор внешне выглядит очень уверенным в себе человеком. Его цель – заставить остальных «стушеваться», покориться, принять его точку зрения как единственно верную. Между тем истинной причиной чрезмерной агрессивности часто становится неуверенность в своих силах и боязнь обнаружить эту неуверенность.

Противоположный полюс ассертивности – пассивность, жертвенность. Человек позволяет собой манипулировать. Он чувствует себя настолько слабым, настолько зависит от мнения окружающих, что согласен на попрание любых своих принципов, лишь бы его одобрили и взяли под защиту.

Его «любимые» фразы:

  • «Вы совершенно правы»;
  • «Простите, что побеспокоил Вас»;
  • «Я, наверное, опять ошибся»;
  • «Ой, я не подумал, надо было сделать, как Вы советовали»;
  • «Я не знаю…».

Такому человеку становится легче, если кто-то берет на себя ответственность за все происходящее. Да, все идет не так, как хотелось бы, но зато можно ни за что не отвечать: пусть это возьмет на себя кто-то более сильный и смелый. Таковы выгоды добровольно принимаемой позиции жертвы.

Оба варианта поведения не позволяют выстроить равноправные партнерские взаимоотношения, а потому люди, их придерживающиеся, вряд ли станут успешными и счастливыми.

Учимся ассертивному поведению: руководство к действию

Человек, обладающий ассертивностью, контролирует ситуацию и себя в ней. Если вы хотите стать самодостаточной личностью, необходимо стараться соблюдать следующие правила.

  1. Научитесь мыслить критически, активно, не идите за толпой, а всегда вырабатывайте собственное мнение.
  2. Не бойтесь говорить то, что думаете.
  3. Озвучивайте свои чувства и эмоции, если считаете, что это уместно в данный момент.
  4. Свободно говорите «нет», если в душе вы уверены в своей правоте, что бы ни ответили вам на это окружающие.
  5. Смело давайте отпор манипулятору. Для этого нужно научиться распознавать манипулятивные приемы и отражать их.
  6. Никогда не вините себя за то или иное решение, даже если впоследствии оказалось, что оно было неправильным. Помните, что на тот момент это было единственно верное решение для вас, если бы существовало другое, более верное, вы бы сразу приняли его.
  7. Не бойтесь менять свое мнение.
  8. Научитесь не только слушать, но и слышать людей.
  9. Развивайте в себе эмпатию и эмоциональный интеллект.
  10. Учитесь вставать на позицию оппонента, но не для того, чтобы безоговорочно принять ее, а для того, чтобы понять мотивы поведения вашего собеседника.
  11. Стремитесь к компромиссному решению, которое принесло бы максимальную пользу всем участникам переговоров.
  12. Не бойтесь быть таким, какой вы есть, отстаивайте свое право на убеждения, сомнения, ошибки.

 

Разберем каждый из этих пунктов подробнее.

Умение критически мыслить защитит вас от поползновений манипуляторов разрешить ситуацию удобным для них способом. Легче всего управлять толпой. Умные лидеры понимают это и с помощью некоторых приемов «вбивают» в людей нужные им мысли, превращая их в единую массу, исполняющую волю того, кто возвышается над ними. Пример – любые революционные выступления. Если бы все люди умели вести себя согласно принципам ассертивного поведения, скольких кровопролитий удалось бы избежать! Однако в толпе ассертивное мышление невозможно, поэтому старайтесь всегда отделять себя от толпы и уметь думать самостоятельно. В противном случае всегда найдется тот, кто подменит ваши цели своими.

Вы родились свободным человеком. Поэтому имеете полное право высказывать свое мнение. Говорите, даже если кому-то ваша мысль покажется абсурдной. Во-первых, в споре как таковом нет ничего плохого, пусть вам возражают, если найдут разумные и логичные доводы. Во-вторых, вы никогда не обретете уважение окружающих, если не будете уважать себя. Поэтому отбросьте сомнения: ваша точка зрения имеет право на существования, как и точка зрения вашего оппонента. Высказывайте ее.

Не скрывайте своих эмоций. Вы имеете полное право гневаться, если что-то вас разозлило, улыбаться, если вы подходите к делу с юмором, грустить, если в душе у вас поселилась печаль. Никто не обязывает вас превращаться в этакого биоробота, всегда бодрого, жизнерадостного, позитивного. Показывайте себя настоящего, и люди начнут испытывать к вам доверие, потому что увидят, что вы не идеальны и не пытаетесь скрыть это.

Вы имеете право на отказ – помните об этом. Если вас о чем-то просят, но вы не можете или не хотите выполнять просьбу, говорите «нет». Помните: откликнуться на просьбу – в вашей доброй воле. Это не ваша обязанность. Ваш судья в такой ситуации – только ваша совесть, а не окружающие, которые тоже, что называется, не безгрешны. Не оправдывайтесь, не объясняйте мотивы отказа – просто твердо и однозначно, но вежливо откажите.

Следующий пункт очень важен. Вокруг нас много манипуляторов – людей, которые пытаются самоутверждаться за счет других. Они могут при этом прикрываться самыми благородными целями, говоря:

  • «Я же желаю тебе только добра»;
  • «Сделай как я говорю — это для твоей же пользы»;
  • «Я же прошу вас оставаться на работе вторую неделю сверхурочно без оплаты только для блага организации, ведь только вы можете спасти положение».

Иногда манипулятор ловко подстраивается под роль жертвы:

  • «Помоги мне, пожалуйста, сделать этот отчет, останься вечером на работе вместо меня, а то у меня ребенок и муж дома голодные, а я так устала»;
  • «Я столько сил трачу на эту дачу, у меня болит спина, а вы, неблагодарные дети, не хотите помогать»;
  • «Не оставляй меня, без тебя я не смогу жить, ты – моя вселенная. Без тебя у меня случатся гипертонический криз и инфаркт миокарда, так и знай».

Манипулятора необходимо немедленно обезвредить. Человек, владеющий ассертивным поведением, не позволит кому-то распоряжаться своей жизнью, какими бы предлогами манипулятор ни пытался прикрыть собственные цели и выгоды. В подобных ситуациях необходим четкий, но вежливо высказанный отказ.

Не обвиняйте себя за любое решение, даже если по прошествии времени вам покажется, что можно было сделать лучше. Если в тот момент вы не увидели иного выхода – значит, ваше решение было единственно верным. И не терзайте себя мыслями о том, что уже нельзя изменить.

Раньше считалось, что человек должен иметь твердое, раз навсегда устоявшееся мнение. Но это не так: жизнь учит нас быть гибкими, в противном случае мы можем либо отстать от происходящего, либо сломаться. Вы развиваетесь, растете, взрослеете – ваше мнение тоже меняется вместе с вами. Это нормально.

Еще один признак личности, обладающей ассертивным поведением, – умение слышать своего оппонента. Всем нам кажется, будто мы хорошие слушатели. Но приглядитесь повнимательнее: большинство из нас прислушивается к словам собеседника, дожидаясь момента, когда можно будет «вставить свои 5 копеек», дать совет, высказать свое мнение, даже если об этом пока не просят. Умение слышать собеседника – это умение понять мотивы его поведения, распознать причины, почему он отстаивает ту или иную позицию. Вам нужно мысленно переместиться из своего положения в его положение. Есть даже специальное упражнение, помогающее научиться это делать. Для этого, мысленно беседуя с кем-либо, нужно сесть на один стул, а рядом поставить второй. И, проговаривая доводы собеседника, пересаживаться на его стул.

Здесь мы вплотную подошли к вопросу об эмпатии. Ассертивность невозможна без эмпатии. Но важно не перегибать палку: надо прочувствовать своего оппонента, однако не принимать его позицию целиком и безоговорочно, забывая о себе. В этом случае легко стать жертвой, а ваша цель – не выполнить все требования собеседника, а добиться «мирного соглашения», компромисса.

Error!

Здесь стоит сказать, что у сторонников ассертивного поведения немало критиков. И эта критика вполне обоснована: очень уж легко, взявшись за следование описанным правилам, стать не гармонично развитой личностью, а натуральным эгоистом. Особенно, если игнорировать аспекты, связанные с уважением к другим людям.

Предложенные выше методы ведут к принятию компромиссного решения, которое устраивало бы обе стороны. Итак, человек с ассертивным поведением самодостаточен: он уверен в себе, имеет определенные цели в жизни, при этом настроен на принятие других и  понимает, что мнение и цели окружающих могут не совпадать с его собственными. Такой человек не боится выглядеть в глазах собеседников малопривлекательно, не боится совершать ошибки (и признавать их). Он открыт для мира, он излучает спокойствие и уверенность, которые основаны на принципах самоуважения. Он всегда прислушивается к мнению окружающих, считает, что все люди обладают равными правами по умолчанию. Каждый волен распоряжаться собой и своей жизнью, но так, чтобы это не ущемляло прав и интересов других.

Если вы научитесь ассертивному поведению, весь мир будет открыт вам. Гораздо проще будет подняться по карьерной лестнице, наладить взаимовыгодные контакты с партнерами по бизнесу, сблизиться с ребенком, вступившим в подростковый возраст, найти свою любовь и не дать отношениям разрушиться.

Пожалуй, стоит стремиться к тому, чтобы ассертивное поведение стало нормой в обществе. Выходя «в люди», не стоит бояться показывать окружающим: «Вот я такой», но при этом обязательно искренне интересоваться: «А какие вы?».

Можно ли этому научиться? Можно. Как и всякая учеба, это труд, требующий приложения усилий. Однако в данном случае цель оправдывает средства: человеку с ассертивным мышлением жизнь дает намного больше возможностей добиться желаемого и всегда оставаться в мире с самим собой и близкими.

www.pravdaonline.ru

Что такое ассертивность

Очень часто в жизни приходится поступать так, как не хочется. Зависимость от чужого мнения портит нашу собственную жизнь. Согласитесь, никому не понравится, когда посторонние люди советуют, как поступать, что надевать, как разговаривать. Часто мы не можем деликатно отказаться и идем на поводу у других. Это ограничивает свободу личности и нарушает наши права.

Поведение человека сводится к двум крайностям — агрессия и пассивность. В первом случае человек старается выиграть, манипулируя другими людьми, доминируя над ними и навязывая им свои интересы. Во втором варианте человек, наоборот, проигрывает более сильным личностям из-за страха потерять стабильность.

Человеком руководит неуверенность в своей правоте и страх потерять уже нажитое. Как же в таком большом мире оставаться уверенной личностью, способной отстаивать свои права, но не ущемлять права других людей и не принижать их мнение?

Рекомендуем: Каузальная атрибуция в психологии

Существует промежуточное состояние поведения — ассертивность — это способность человека отстаивать свои интересы, желания, принципы и установки и пресекать стремление других людей навязать ему свое мнение. Это умение говорить «нет» тогда, когда не хочется говорить «да» по многим причинам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

При этом для отстаивания своих интересов не нужно прибегать к агрессии. Главное в этом вопросе — уважение к оппоненту, способность с достоинством отстаивать свою точку зрения, не пренебрегая правами собеседника. Ассертивность заключается в самоутверждении без завышения собственной значимости. Человек способен отстаивать свои интересы, принимая во внимание и точку зрения оппонента.

Расшифровка понятия из психологии

Ассертивное поведение предполагает открытое поведение, при котором нет умысла причинить какой-либо вред другому человеку. Для развития ассертивности разработаны специальные программы и тренинги, способные повысить уровень самооценки и уверенности в себе. При этом методы нацелены на развитие у человека твердости в отстаивании своих принципов, уверенности, способности применять ассертивный отказ, но при этом оставаться дружелюбным с другими.

Термин ассертивность происходит от английского assert, что значит «отстаивать свое право, утверждать и настаивать на своем». Под ним понимается позитивное поведение человека, уважающего не только собственные интересы, но и интересы других людей. Человеческая личность становится независимой от попыток регулировать ее поведение. Данный тип поведения предполагает решение ситуации в спокойной манере и поиск лучшего пути для достижения компромисса.

Рекомендуем: Определение понятия абулия

Концепция ассертивности описывает наиболее выгодный способ взаимодействия личностей без применения агрессии и манипуляции. Человек испытывает влияние других людей, они пользуются его слабыми сторонами для достижения своей цели.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Человек начинает поддаваться чужому влиянию вопреки собственным желаниям, он боится высказать собственное мнение, отстоять свою позицию. Такое поведение человека может перерасти в агрессию как один из вариантов собственной защиты.

Даже на справедливую критику он реагирует агрессивно. Для человека это становится своего рода небольшим достижением, он не понимает, что такая тактика не возвысит его в глазах других, а лишь принесет ему самому душевный дискомфорт.

Ассертивное поведение предлагает человеку пересмотреть свои принципы и установки для того, чтобы в дальнейшем их отстаивать. Если в своей жизни нас что-то не устраивает, всегда есть шанс все изменить. Основное положение тренингов по ассертивности предполагает замену неприемлемых жизненных позиций на новые, которые человек принимает для себя.

Адекватное восприятие себя и осознанность поведения

Человек, обладающий ассертивностью, не испытывает агрессии. Иногда индивид может быть спокоен внешне — его мимика не отражает истинных чувств, а внутри него бушует настоящий ураган.

Ассертивный же человек должен быть спокоен и внешне, и внутреннее. Адекватно воспринимать себя и окружающих — характеристика ассертивного поведения. Важно понимать: когда на человека нацелены провокации, он обязательно скажет об этом своему оппоненту, не предъявляя к нему каких-либо требований. Но и по отношению к себе человек не берет полной ответственности за, возможно, неприятное общение с партнером.

Рекомендуем: Авторитарность — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ассертивность подразумевает не только отстаивание своих целей, но и постоянную, а главное, правильную оценку собственных действий. Важно понимать свои ошибки и вероятность эффективности поступков. Ассертивный человек способен разработать полный план поведения и действий, но после анализа может отказаться от задуманного в свою пользу, несмотря на то, какое мнение сформируется у окружающих.

Избегать конфликта — одна из важных особенностей ассертивности. Многие считают, что отстаивание своего мнения связано с конфликтом, так как происходит борьба двух противоположностей.

Но что такое конфликт? Это сильное эмоциональное столкновение интересов людей, сопровождающееся, вероятно, какой-то долей агрессии. Следует знать, что это полностью противоречит определению ассертивности. Пока человек не ввязался в конфликт, он остается ассертивным. Это довольно трудно сделать, особенно когда кто-то намеренно пытается вовлечь вас в ссору, скандал или конфликт.

Для того чтобы научиться контролировать свое эмоциональное состояние и уметь отстаивать свою точку зрения, существует некоторая модель самоутверждения человека. Исследование правил ассертивности позволило выделить несколько основных принципов:

  • Полное право высказать свое мнение.
  • Право в любой момент поменять свое мнение.
  • Человек может самостоятельно обдумать решение какой-то проблемы.
  • Самостоятельное принятие решений также относится к принципу ассертивности.
  • Человек самостоятельно отвечает за совершенные ошибки.
  • Человек может не объяснять собеседнику принятых решений и собственного поведения.
  • Человек может самостоятельно оценивать свои мысли, поведение, эмоции – следовательно, отвечать за возможные последствия.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В деловых переговорах ассертивность является одной из важных составляющих для достижения плодотворного результата. Она служит не только проявлением уважения к себе и собеседникам, но и залогом достижения обоюдного компромисса.

Общение сводится к открытой демонстрации честности и прямоты, а также к пониманию собеседника. В деловом разговоре это умение проявляется в возможности продемонстрировать свой профессионализм в какой-то сфере. В разговоре с партнером важно четко обозначить собственную позицию.

Ассертивность нацелена на поиск компромисса, возможность отстаивать свое мнение. Развитие этой способности означает умение реагировать на ситуации. Таким образом, человек начинает жить в гармонии с собой и окружающими людьми. Плыть по течению, ничего не решая самостоятельно, – значит, стать жертвой более сильных людей, которые могут навязать любую прихоть.

Рекомендуем: Как стать уверенной в себе?

Помимо участия в тренингах, ассертивные навыки надо вырабатывать и оттачивать. Одним из способов является представление себя человеком, который никому ничего не должен и не обязан, в компании таких же людей. Они делают то, что хотят, решают проблемы самостоятельно, тем самым вызывая друг у друга взаимный интерес.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как сказать «нет» собеседнику

Как часто происходят ситуации, когда в глубине души мы хотим сказать «нет», но говорим «да», вызывая этим бурю негативных эмоций в душе. Для отстаивания своих интересов, поиска самоуважения важно научиться отказывать.

Еще одно определение ассертивности — это умение сказать твердое «нет» в какой-то ситуации

. Рассмотрим некоторые принципы отказной ассертивности, которые помогут научиться правильно говорить «нет» и не мучиться угрызениями совести:

  • Краткость — старайтесь не объяснять причину, если вас не спросили напрямую. Объяснения в данном случае будут похожи на оправдания.
  • Честность — не оправдывайтесь, а честно скажите, что вы думаете.
  • Твердость — если собеседник пытается на вас надавить, чтобы вы поддались и приняли его сторону, несколько раз повторите «нет», чтобы дать понять оппоненту, что его мнение и решение вам не интересно. Ваши действия должны быть четкими.
  • Забота о себе — это самое первое, чем вы должны руководствоваться при отказе. Важно ваше собственное душевное состояние.
  • Часто мы боимся обидеть человека отказом и неуверенно отвечаем «не знаю», боясь потерять его благосклонность. Но четко формулировать слово «нет» намного лучше, чем напрасно обнадеживать человека неопределенностью.
  • Чувство вины — не стоит акцентировать внимание на сожалении о собственном отказе. Если вы не в состоянии ответить «да» на какую-то просьбу, не надо извиняться за это.
  • Уважение — отказывая, не пренебрегайте уважением к собеседнику.

Многие люди не знают, обладают ли они свойством ассертивности. На сегодняшний день существует множество тестов, пройдя которые можно узнать, есть ли у вас склонность к подобному свойству характера. Кроме того, определиться помогут специалисты или личное наблюдение за собственным поведением.

Это наиболее распространенный способ, важно отслеживать свое поведение с другими людьми: умеете ли вы говорить «нет» тогда, когда действительно не желаете что-либо делать; появляется ли агрессия по отношению к собеседнику. Но никто не скажет о вашем поведении лучше, чем близкий человек, который видит ваше отношение к другим, замечает проявления агрессии и ваше состояние при отказе.

Рекомендуем: Как научиться ценить себя?

Развитие ассертивности играет важную роль в раскрытии человека как полноценной личности. Благодаря умению отстаивать свои интересы, не поддаваться влиянию мнений окружающих человек способен добиваться значительных высот в жизни. Автор: Екатерина Соколова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

это… Принцип личной ответственности. Общая психология

Зависимость от мнения людей мешает жить полноценной и яркой жизнью. Вряд ли кому-то понравится, если посторонние будут ему диктовать, как поступать, какие решения принимать, что надевать, что употреблять в пищу, как выглядеть и так далее. Но так происходит, что невольно мы каждый день подвергаем свободу своего выбора опасности быть ущемленной. Как же оставаться полноценной свободной личностью и при этом не нарушать права и свободу других людей?

Есть понятие «ассертивность» в психологии, оно очень точно описывает правильное поведение взрослой, уверенной в себе личности. Начнем с того, что ассертивность – это стиль поведения, качество характера, которое позволяет человеку без агрессивности отстаивать границы своей личности и защищать свои цели и интересы, при этом проявляя толерантность и уважение к оппоненту. Какие проявления характера и поведения свойственны ассертивным людям?

Отсутствие агрессии

Прежде всего, человек, обладающий этим качеством характера, не проявляет агрессии.
Важно отметить, что проявлять и чувствовать – разные вещи. Есть люди, умеющие хорошо контролировать свои эмоции так, что их не видно внешне. Но внешнее выражение на лице не говорит о том, что внутри у человека нет бури. Ассертивный человек и внешне и внутренне будет чувствовать себя спокойно.

Адекватное восприятие себя и окружающих

Эта характеристика также свидетельствует о наличии у человека ассертивности. Когда уверенный в себе, неагрессивный человек отвечает на различные провокации со стороны окружающих, он не предъявляет максимум требований к оппоненту, как и не снимает с него ответственность за неприятный разговор, и говорит ему об этом. Наряду с таким отношением к собеседнику, сам человек к своей роли в разговоре относится адекватно – ни в коем случае не берет всю ответственность за неприятные моменты на себя, а также не снимает с себя ее полностью.

Постоянная осознанность поведения

В эту характеристику входит принятие и осознание допущенных ошибок и отсутствие конфликтности. Ассертивность – это правильная оценка человеком своих действий. Здесь главное – осознание потраченного времени и эффективности своих действий. Исходя из этого, ассертивный человек может отказаться от задуманного плана, если даже мнение о нем испортится у окружающих.

Конфликт или ассертивность?

Ассертивность в психологии понимается еще как отсутствие конфликта. Вы можете сразу же сказать, что такого не бывает, если нет конфликта, значит, нет и отстаивания своего мнения. К сожалению, многие так и думают – свои интересы и права можно отстоять только с помощью конфликта. Тогда нужно обратиться к понятию «конфликт». Это острое и эмоциональное противоречие, столкновение противоположных интересов, целей и мнений. В этом определении важно увидеть, что столкновение, которое называется конфликтом, обязательно эмоциональное, острое и аффективное. Эти три признака полностью противоречат основным признакам ассертивности – осознанность поведения, отсутствие агрессии и адекватная оценка участников общения и ситуации в целом. Можно сказать, что ассертивным человеком вы остаетесь до тех пор, пока вас не вовлекли в конфликт. Естественно, описанное выше поведение некоторым дается с огромным трудом, здесь должна присутствовать не только личная ответственность, но и правильное воспитание с детства.

Ассертивность – это умение вовремя сказать «нет»

Очень часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда нужно сказать человеку «нет», но мы не можем этого сделать в силу разных причин, а потом сами же от этого страдаем. Чтобы научиться уважать себя, свои ценности, отстаивать свои интересы, важно уметь вовремя отказаться от чего-либо. Ассертивность — это умение говорить «нет». Например, ситуация: вы стоите в полном автобусе, с сумкой в одной руке, другой рукой держитесь за поручень. Кондуктор с одного конца маршрутки просит вас передать деньги за проезд пассажиров, находящихся в другом конце. Вы имеете право не передавать эти деньги, во-первых, потому что руки заняты и на повороте можете упасть, во-вторых, не хотели бы пачкать руки о чужие деньги. Если в этой ситуации отказаться, защищая свои интересы, вы станете плохим для пассажиров и кондуктора, а все-таки передав деньги, вы останетесь с чувством неудовлетворения и попранных интересов. Что же делать? Решать вам!

Правила, как говорить «нет»

  1. Прежде всего, нужно быть кратким. Если начинать объяснять причину в подробностях, это будет похоже на оправдание.
  2. Важно проявлять уважение к собеседнику. Можно похвалить или поддержать, не взваливая на себя груз ответственности за поступки человека.
  3. Иногда нужно просто сказать «нет». Мы часто боимся этого слова, думая, что потеряем благорасположение человека. Но твердое «нет» намного лучше и понятнее, чем вялое «не знаю».
  4. Нужно быть честным. Вы имеете право на любое решение, ведь вы тратите свое время. Не нужно придумывать оправдания.
  5. Твердость. Если попался настойчивый собеседник и он хочет склонить вас к своему решению вопроса, нужно твердо повторить «нет» несколько раз.
  6. Отсутствие чувства вины. Необязательно говорить о том, что вам неудобно или вы сожалеете о своем отказе. Если вы неспособны поднять глыбу, зачем перед ней извиняться? Так и со взваленной на себя ответственностью.
  7. Заботьтесь о себе. Прежде всего нужно думать о своем душевном и духовном состоянии. Если сказать «да» — означает растоптать свои стремления и интересы, то нужно принять противоположную позицию. Речь идет не о жертвенности. Ведь иногда ради своих близких мы жертвуем чем-то важным для себя. Здесь на первый план выходит вопрос приоритетов, личная ответственность.

Какой он – неассертивный человек?

Чтобы иметь приоритетом в своем поведении принцип личной ответственности, нужно понимать, что есть и другая сторона медали – неассертивное поведение. Его можно охарактеризовать как излишняя мягкость, возможно, лень, конформность – чрезвычайная зависимость от других. Рассмотрим ситуации, в которых может проявляться такое поведение:

— человек занимает пассивную позицию в разговоре в группе людей;

— позволяет принимать решения за него;

— наблюдается постоянный уход от ответственности по, казалось бы, веским причинам;

— боится начинать дружеские отношения, так как не хочет тратить усилия;

— проявляется заниженная самооценка – человек считает себя слабее и хуже, чем остальные;

— избегание внимания окружающих;

— медлительность в поведении, основанная на избегании проблем и ответственности;

— внешне соглашается с другими, не учитывая при этом собственных чувств и желаний;

— боится причинить неудобство другому, а себе вредит.

Человек с таким поведением в глубине души очень мучается, так как его выбор чаще всего противоречит внутренним стремлениям. В его жизни начинается так называемый негативный цикл. Что это значит? Когда неассертивный человек получает от значимого человека заниженную оценку, он начинает изнутри сам себя «съедать», мучиться в сомнениях по поводу своих возможностей, поведения, успеха в жизни, снижается ответственность за себя. Вследствие этого он как бы отрекается от себя, начинает жить двойной жизнью: с одной стороны, у него все-ещё остаются желания и интересы, с другой стороны, он не может их выразить и защитить. Все это может привести к неестественным отношениям с людьми, отсутствию истинной дружбы. Ассертивность – это эффективное взаимодействие людей без недомолвок и догадок.

Как узнать, ассертивный ли вы человек?

Проблемой изучения уверенности в себе, достижения удачи, ассертивности занимается раздел науки о душе – общая психология. Для определения этого качества в характере можно пройти небольшой тест на ассертивность, проконсультироваться у специалиста или понаблюдать за своим поведением в повседневной жизни. К слову, в психологической науке наблюдение или самонаблюдение (интроспекция) имеют большое значение, так как дают значительный объем информации о наблюдаемом объекте. Поэтому важно отслеживать, как вы говорите «нет», проявляется ли у вас агрессия к собеседнику, тяжело ли вам отстаивать свои права спокойно, без конфликтов, и так далее. Лучшим способом увидеть себя со стороны является мнение близкого человека о вашем поведении.

Что дает нам принцип ответственности за свое поведение?

Для полноценного развития личности важно быть ассертивным человеком. Ведь то, что в нас заложено природой или Богом, родителями, мы храним в течение всей жизни, добиваясь успехов и признавая поражения без чувства вины или сформированной низкой самооценки. Поступая по принципам ассертивного поведения, мы будем добиваться целей, достигать высот и иметь эффективные межличностные отношения.

fb.ru

БАЗОВЫЕ ПРАВА АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ 10 ПРАВИЛ Ч I : with_art — LiveJournal

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И 10 ПРАВИЛ

Американский психолог Андреу Саттер разработал первый тренинг ассертивности в 1949 году. Его задачей было обучить людей как открыто, честно и прямо выражать свои потребности, желания и чувства, а также умению сопротивляться.

Были определены причины, мешающие проявлению ассертивности:

— Открытость выражения своих потребностей – это эгоизм;
— Люди должны догадаться о моих потребностях;
— Запрет на открытое проявление чувств;
— Мнение должно быть постоянным;
— При отказе помочь, люди перестанут уважать;
— При открытом выражении мыслей, я потеряю друзей;
— Запрет на принятие помощи от других людей.

Так что же умеет ассертивный человек?

— Постоять за себя;
— Делать комплименты и хвалить;
— Принимать критику и комплименты;
— Вести беседу и находить взаимовыгодные решения;
— открыто говорить о своей позиции и желаниях;
— говорить «нет» при необходимости.

Термин «ассертивность» происходит от английского слова «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права. Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости.

Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушаещего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

При частичном использовании источниковo oblakokursov и andreysavenkov.3dn

with-art.livejournal.com

Ассертивность: принципы, методы, способы развития

Уверенное отстаивание своей позиции, независимо от внешнего давления и оценок – это и есть ассертивность. При этом человек самостоятельно регулирует собственное поведение и отвечает за него. То есть он не считает себя умнее или лучше окружающих, но и от них требует соответствующего отношения к себе.

Ассертивность – это способность проявлять здоровую самокритику, но без самоуничижения или излишнего восхваления себя в глазах других. В ассертивном поведении важно уважать мнение окружения, но не забывать и о собственных интересах.

ТОП-6 самых важных статей для руководителя:

Основные стили поведения человека: агрессивность, пассивность, ассертивность

Агрессивное поведение

На работе агрессивное поведение проявляется, прежде всего, в неумении дослушать до конца. Смоделируем ситуацию: на совещании выступает ваш коллега, который рассказывает о ближайших планах по развитию компании, при этом подразделению, которым вы руководите, отводится в этой новой стратегии главная роль. Но вы в корне не согласны с этим, так как считаете, что у вас и так достаточно текущей работы, поэтому распределение задач необходимо пересмотреть.

Вы тут же начинаете возражать с места, перебивая выступающего. Тому удается вас урезонить, но как только он замолкает, вы опять берете слово и весьма жестко высказываете критику и упреки в адрес того, кто все это придумал. Вы уверены, что авторы новой стратегии даже не представляют, насколько тяжело воплотить в жизнь все их замыслы.

Далее ваш монолог постепенно отходит от заданной темы, и вы переходите к общему состоянию дел в компании. В частности вы жестко высказываетесь о внедренной недавно системе мотивации, которая заставляет ваших подчиненных перерабатывать, чтобы соответствовать критериям. Логично, что выступавший ранее начинает вам отвечать, приводя свои доводы. Но вас уже не остановить, вы всем своим видом показываете: ты, товарищ, сам не знаешь, о чем говоришь. Ваша совместная перепалка продлевается и продолжается.

Не придя к консенсусу, собрание приходится заканчивать. Итоги: вы уверены, что ваше мнение никто не воспринимает, отношения с коллегами испорчены, время потрачено впустую, так как ничего в компании не изменилось.

Этот пример является типичным для агрессивного поведения. Чувство недооцененности и никакого удовлетворения от работы. Кажется, что все усилия напрасны и придется смириться с таким положением дел. А между тем вас гложет мысль: ваше подразделение приносит компании ощутимый доход, вы работаете больше остальных, но этого никто не желает замечать.

И теперь вы озадачиваетесь одним: доказать остальным, насколько вы важны и нужны. Общие задачи фирмы уходят на второй план, так как главное теперь – показная бурная деятельность для галочки, только чтобы заметили.

Пассивное поведение

Рассмотрим ту же ситуацию, но уже с позиции человека с пассивным поведением. Разумеется, перебивать вы никого не станете, а молча выслушаете все предложения, хотя в душе будете не согласны ни с одним из них. Вы считаете, что нет смысла пытаться что-то доказать, так как решение уже принято. Да, возможно было бы внести определенные коррективы для улучшения работы, но вы боитесь, что вас никто не послушает. Коллеги попросту решат, что вы надеетесь уйти от ответственности.

Когда вас напрямую спрашивают: «Согласны ли вы принять новшества?», вы неохотно соглашаетесь. Вам кажется, что при такой постановке вопроса можно на собрания вообще не ходить, ведь ваше мнение никто, по сути, не спрашивал, следовательно, время потрачено впустую.

Наоборот, вы теперь не знаете, как объяснить подчиненным, что скоро работы прибавится – руководство компании приняло решение об изменении курса развития и основные задачи придется решать вашему подразделению. Естественно, укоров не избежать и сотрудники будут возмущены.

Люди с пассивным поведением всегда стараются избегать конфликтов, предпочитая молча согласиться, чем начинать спор. Но это ведет лишь к разгоранию внутренних противоречий. Человек начинает винить себя в случившемся, так как не смог возразить и высказать свою точку зрения. Основная рабочая проблема при этом остается нерешенной: вы до конца не понимаете, как теперь строить рабочий процесс.

Пассивно-агрессивное поведение

Это некий средний вариант. На открытый конфликт вы идти боитесь, поэтому предпочитаете выкрикивать с места возгласы типа: «А может нам теперь на работу кровати принести, чтобы домой не ходить?». Выступающий сначала не понимает, в чем суть претензий, а потом начинает сбивчиво оправдываться. Вы без стеснения пользуетесь его замешательством, задавая уточняющие вопросы.

При этом окружающие уже успели оценить ваше чувство юмора, и вас это обстоятельство весьма радует, вы буквально ощущаете собственное превосходство. Но стоит оппоненту сказать напрямую: «Что конкретно вас не устраивает? Компания находится в кризисе, поэтому и необходимо менять стратегию. Да, возможно, работать придется больше, но ничего не поделаешь. Гораздо лучше трудиться и получать заработную плату, чем сидеть дома в кресле, ничего не делать, но и ни копейки не иметь!», наступает затяжное молчание.

Именно так проявляется пассивная агрессия. Вступать в отрытый конфликт – не ваш вариант. Для вас приемлемо возмущаться и показывать недовольство, отпуская едкие комментарии, вставляя несколько слов поперек. В конечном итоге вы добьетесь испорченных отношений с коллегой, который уже и так по достоинству оценил ваши высказывания. Но суть вопроса (внедрение новой системы работы) осталась до конца невыясненной.

Ассертивное поведение

Мы перешли к четвертому варианту человеческого поведения – ассертивному. Внимательно слушая выступающего, вы четко осознаете: нововведения не примет минимум половина вашего коллектива, более того, объяснять им что-то будет бессмысленно, так как все они напишут заявление об уходе. Кроме того, такая стратегия в определенных моментах в корне не подходит компании. Вырисовываются не лучшие перспективы.

В то время, пока докладчик говорил, вы уже нарисовали себе в голове иную модель работы. Молча дождавшись конца выступления, вы берете слово. При этом никого не перебиваете и не ставите в неудобное положение. Спокойным и вдумчивым тоном вы излагаете собравшимся свою точку зрения, при этом приводите весомые аргументы в свою пользу. Говорите, что большинство сотрудников уволится, а найти других с такой же квалификацией очень сложно, поэтому систему необходимо доработать. Да, сейчас кризис и приходится перестраиваться, но кардинально менять направление деятельности – не выход.

С произнесенными вами доводами соглашаются не все, поэтому во избежание возможных конфликтов и потери время на бессмысленные перепалки, вы предлагаете доработать нововведения с учетом всех нюансов. Уточняя период, который для этого необходим, устанавливаете дату следующего собрания, для более быстрой работы предлагаете помощь своего подразделения.

Подобная ассертивность поведения дала положительный результат: коллеги поняли, что ваше подразделение действительно важно для компании и начинать работать по-новому пока рано, разумнее будет немного перестроиться, учитывая изменения рынка. Вас услышали и восприняли (без скандалов).

Понятие ассертивности как раз и включает в себя умение доказать окружающим собственную правоту, при этом избежать столкновений, которые в дальнейшем выливаются в открытую неприязнь. Ваша цель на данном собрании – не продемонстрировать свою исключительность и высочайшую значимость для компании, а лишь улучшить работу фирмы.

Ассертивность с точки зрения психологии

Ассертивность в психологии  (англ. assert — утверждать, доказывать) – это умение отстаивать собственные права, не затрагивая интересы других людей. Естественно, что у всех разные характеры и темпераменты и не каждому от природы дано умение терпеливо выслушать оппонента или донести свою точку зрения аккуратно и ненавязчиво. Для формирования подобных навыков психологи разработали специальные программы по воспитанию ассертивности.

Данные методики направлены на развитие уверенности в себе. Человек должен быть тверд в своих убеждениях, тогда ему намного проще убедить окружающих пойти за собой. При этом нельзя забывать и о другой стороне вопроса – уважительном отношении к людям.

Тренинг по ассертивности, регулярные упражнения делают человека самодостаточным, способным отстаивать собственные интересы, при этом окружающие уже не будут способны влиять на поведение ассертивной личности. Такой стиль общения не предполагает ссор и криков, все спорные вопросы решаются в дружелюбной атмосфере. Ассертивность полностью исключает агрессию или манипуляции.

Ситуации, когда человек испытывает на себе давление и вынужден подчиняться чужому мнению, всегда приводят к конфликтам. Агрессия здесь – лишь способ защититься. В итоге такой сотрудник даже уместную критику собственной деятельности воспринимает неадекватно.

Чтобы овладеть ассертивным поведением, совсем не обязательно полностью менять мировоззрение. Достаточно лишь слегка пересмотреть способ восприятия действительности и понять: как достигать своих целей без постоянных конфронтаций. Главное, помнить – неразрешимых ситуаций не бывает.

В психологии есть правило: ассертивность проявляется без агрессии. Внешнее спокойствие вовсе не означает, что человек не испытывает внутреннего волнения. Не исключено, что его душевные терзания гораздо сильнее, чем кажется с виду. Ассертивность позволяет быть действительно спокойным как внешне, так и внутренне.

Адекватное восприятие окружающей действительности также является частью ассертивности. Ассертивный человек грамотно интерпретирует происходящее, верно оценивает собственные силы и действия, то есть в состоянии анализировать возможные ошибки, исходя из поступков. При этом мнение окружающих в расчет не принимается.

Основные принципы ассертивности

  1. Человек всегда несет полную ответственность за собственные действия и слова: максимальная личная ответственность показывает и высокий уровень ассертивности. Индивид воспринимает ответную реакцию окружающих через анализ своих действий. Человек не перекладывает вину на других, убеждая себя в том, что его просто неправильно поняли.
  2. Самоуважение – основная составляющая ассертивности. Причем его необходимо демонстрировать другим, не позволяя относиться к себе неподобающим образом. Однако нельзя пренебрежительно вести себя с окружающими, так как и они требуют к себе уважительного отношения.
  3. Результативное общение. Чтобы диалог оказался конструктивным (а не пустым сотрясанием воздуха), необходимо проявлять честность и открытость, а формулировки беседы должны быть прямыми и понятными, без витиеватых фраз. Смысл – донести до собеседника свои мысли таким образом, чтобы он не только согласился с ними, но и не почувствовал себя обиженным.
  4. Уверенность в себе и положительный настрой. Твердое убеждение в своей правоте – половина успеха. Но здесь речь не идет о слепой самоуверенности, основанной лишь на завышенном самомнении. В ассертивности уверенность в себе – это всегда четкое понимание собственного профессионализма и отличного знания дела, которым занимаешься. Именно этим и обуславливается непоколебимость позиций.
  5. Когда ведешь диалог, важно не слушать собеседника, а слышать его, уважительно относиться к мнению каждого в коллективе, даже если оно в корне отличается от собственного. Те, кто уверен, что умеет слушать, на деле не в состоянии воспроизвести основную мысль, которую до него хотел донести собеседник. Мы часто перебиваем друг друга, стараясь как можно быстрее высказаться. Правила ассертивности исключают подобные моменты, так как они противоречат одной из основных задач ассертивности: уважать окружающих и их позицию.
  6. Ассертивность поведения – это работа без конфликтов. Стремление достичь консенсуса в отношениях с сослуживцами всегда продуктивнее вражды или споров по каждому из текущих вопросов.

Какие методы используют ассертивные личности

«Сама невозмутимость»

Чаще всего к нему прибегают в моменты, когда ваш собеседник явно начинает выходить из себя, в его голосе уже звучат агрессивные нотки. Здесь лучшая защита вовсе не нападение, а наоборот – спокойное отстаивание своей позиции (оборона). Ответная агрессия только распалит оппонента. Если вы не станете повышать голос, а начнете говорить тише и медленнее, то потенциальный агрессор незаметно для себя перейдет «на вашу волну». Следовательно, конфликта не будет и еще останется шанс решить возникший вопрос.

«Заезженная пластинка»

Некоторые люди совершенно не желают слышать окружающих, причем им не важны доводы и аргументы, которые те приводят в свою пользу. Они буквально не реагируют на них, продолжая упорно стоять на своем. Таких личностей убедить в чем-либо довольно трудно, но возможно.

Здесь подходит тактика повторения: вы начинаете произносить одну и ту же фразу, причем менять ее конструкцию нельзя, а говорить надо постоянно. Возможно, с виду покажется, что у вас «заела пластинка», но чем дольше вы будете ее повторять, тем быстрее собеседник поймет: вы не свернете со своего пути и мнения не измените.

Скажем, на предложение: «Пойдем в кино?» лучше всего отвечать: «Уже поздно, мне завтра рано вставать». И как бы человек ни уговаривал вас (говоря, что и фильм хороший, и билеты недорогие), слыша от вас одну и ту же фразу, он в итоге сдастся, а у вас появится возможность выспаться.

Уход от прямого ответа

В ответ на укор или грубое замечание, например: «Как вы могли допустить просчеты в вашем отчете? Исходных данных было более чем предостаточно?!», лучше не пытаться сразу оправдываться или резко отвечать, что никаких исходных данных не было вообще, пришлось все искать самостоятельно. Подходящий вариант – это витиеватый и максимально вежливый ответ: «Я уточню и все перепроверю. Укажите – где именно есть недочеты?». Тогда человеку ничего не остается, как согласиться с этим предложением. Отрытого противостояния не было, но и вы не признали за собой прямой вины.

Порой и отвечать на некоторые замечания по работе не стоит, достаточно пристально посмотреть и удалиться.

Ответы правильные, вопросы – нет

Формулировка верных вопросов – особое искусство, которым владеет меньшинство. Большинство же предпочитает спрашивать обо всем, причем особо не задумываясь об уместности и такте. Казалось бы, адекватная реакция на наглое поведение – агрессия. Но это очень простой вариант, но далеко не самый действенный.

Лучшим будет не отвечать вовсе. Ваше молчание поразит сильнее любого крепкого словца. Ведь ответы на неприличные и неуместные вопросы не входят в ваши обязанности, следовательно, вы вольны проигнорировать спрашивающего.

Развитие ассертивности

Хорошее развитие ассертивности дает возможность продуктивно вести деловые переговоры. Логично, что людям намного больше нравятся не замкнутые молчуны или агрессивные крикуны, а благодарные слушатели, адекватно воспринимающие приведенные аргументы.

Ассертивный человек найдет компромиссное решение, устраивающее всех участников. Ассертивность поведения – это, прежде всего, открытость и искренность. Безусловно, такая манера общения привлекает окружающих. Но в то же время индивида никто не воспринимает как «простачка», которого легко обмануть, ведь выдвинутые им предложения хороши и своевременны. Подобное поведение в общении с людьми невозможно без эмоциональной уравновешенности. Владение ассертивностью позволяет не навязывать свою волю окружающим путем давления, а мягко убеждать их в собственной правоте.

Специалисты по человеческой психологии уверены: ассертивность делает жизнь гармоничнее и спокойнее. Развитие в себе этого качества дает возможность личности не следовать слепо за другими и быть жертвой обстоятельств, а самостоятельно выбирать путь.

Имеются специально разработанные технологии по развитию ассертивности, эффективность которых доказана:

  1. «Заезженная пластинка» – спокойное, где-то монотонное повторение в диалоге верной фразы. Это позволяет исключить вариант с возможной манипуляцией со стороны кого бы то ни было.
  2. «Игра во мглу» – умение реагировать на критику. Зачастую нам трудно адекватно воспринимать негативные отзывы о своей работе, пусть даже они будут справедливы. «Игра» дает возможность уйти от прямого столкновения, где-то промолчать. Ты вроде бы согласен, что допустил ошибку, но в то же время твоя реакция спокойна, нет агрессии и ненужных оправданий. Ты сделаешь определенные выводы и в следующий раз не ошибешься.
  3. «Беглые данные» – помогают найти в словах собеседника суть, рациональное зерно.
  4. Технология признания собственных ошибок. Подобный вариант общения вынуждает оппонента искать точки соприкосновения, при этом с его стороны нет попыток манипуляции.
  5. «Здоровая самокритика» – умение адекватно оценивать собственные возможности, признавать недостатки. Когда ты сам понимаешь, что не идеален, лучше воспринимаешь окружающих, осознаешь, почему они относятся к тебе так, а не иначе.
  6. «Обоюдное решение» – готовность найти компромисс, не ущемляя свои интересы и чувства.

Все методы и технологии разработаны таким образом, чтобы их четкое выполнение вело к положительным изменениям личности. Результат, чаще всего, достигается довольно быстро.

Типичные ошибки формирования ассертивности

Вы выходите за рамки дозволенного.

Как ни странно, но большинство людей, пройдя тренинг развития ассертивности, начинают слегка выходить за рамки дозволенного, считая, что теперь умеют управлять людьми. Всегда необходимо понимать: вы решаете свои проблемы не за счет других, а вместе с ними. Следовательно, результат должен устраивать всех. Для того чтобы вы смогли адекватно оценивать свое новое поведение, попросите хороших друзей составить небольшой отзыв о вас, как им видится ваша манера общения. Главное – не торопиться с выводами.

Вы разрешаете окружающим проявлять негативную реакцию по отношению к вам, как ассертивной личности.

Ваши друзья привыкли видеть вас одним человеком, поэтому произошедшие изменения могут их не устроить и даже разочаровать. Ваша ассертивность поначалу может восприниматься ими с неверной точки зрения. Возможно, они будут выражать недовольство. Вам же, как ассертивной личности, необходимо понимать мотив этих высказываний и стараться адекватно реагировать. Молчать, делая вид, что вы не понимаете, о чем речь – не выход.

Расскажите приятелям, как для вас важны перемены. Настоящие друзья в итоге поймут вас и перестанут укорять. В том случае, когда все попытки объясниться ни к чему не привели, имеет смысл хорошо подумать: насколько общество таких людей важно для вас? Не лучше ли будет отказаться от него?

Вы попали в ситуацию, которую невозможно спрогнозировать и все вышло из-под контроля.

Во-первых, никогда не занимайтесь самоуничижением и самообвинением за произошедшую ситуацию.

Во-вторых, постарайтесь сделать определенные выводы из случившегося.

www.gd.ru

Ассертивность

Ассертивность

Ассертивность — способность человека самостоятельно управлять собственным поведением, не завися от оценки окружения и различных не слишком разумных и не слишком осознанных моделей поведения в обществе.

В обществе сложились две модели поведения в ходе общения, которые уводят далеко от ассертивности.

Первая модель — это своеобразное «прибеднение», принижение себя, дабы выглядеть человеком, которого нужно пожалеть и все для него сделать.

Вторая модель — это агрессивное поведение, сразу задающее тон «чтобы боялись».

К примеру, мама с ребенком идет к врачу. Она может общаться с врачом слегка заискивающе, чтобы тот «смилостивился» и сделал все, как надо.

Либо мама изначально и на повышенных тонах демонстрирует врачу свою осведомленность во всяких медицинских делах, чтобы врач понял, что ее не проведешь неграмотным назначением.

Ассертивное поведение предполагает партнерство, общение на равных. Без «прибеднения» и без агрессивности.

В последнее время мы с клиентами много занимаемся развитием ассертивности. Берем модель ассертивного поведения Мануэля Смита с его ассертивными правами и негативными убеждениями, не позволяющими реализовать ассертивность — и трансформируем эти убеждения, параллельно вырабатывая новые модели поведения.

Я считаю работу по ассертивности очень важным пунктом в ходе долгосрочной терапии. Дело в том, что не-ассертивное поведение предполагает расходование большого количества энергии, а ассертивное поведение — это баланс, это истинное удовольствие от общения в любом его виде (с родственниками, с начальством, с друзьями, со всеми службами и т.д.)

Давайте рассмотрим ассертивные права Мануэля Смита и подумаем, насколько важно их сделать частью своей картины мира.

1) Я имею право самостоятельно оценивать свои мысли, эмоции и поведение и отвечать за то, что за ними последует. 

Казалось бы, большинство подумают, что так оно и есть. Тогда давайте посмотрим, так ли это, выяснив, есть ли параллельно с вышеуказанным следующее убеждение (Смит называл их манипулятивными, блокирующими ассертивные права). Потому что если оно есть, то надо определиться все же, какое из них действительно имеет место:

Я не должен независимо от других оценивать свое поведение. Существуют люди, которые в определенных вопросах имеют больший авторитет, вот они и могут оценивать меня.

Люди, у которых превалирует это убеждение, очень ярко демонстрируют это на всяких интернет-площадках. Например, я пишу какую-нибудь статью по психосоматике, а мне задают вопросы: «А кто это доказал в научных трудах, а кто сказал, что это так и есть, а почему вы так уверены в своих словах?» Вот действительно. Если кто-то сказал, то это мудро, а если я сказал, то здесь нужно ссылочку на авторитет. Ассертивный человек не испугается подобных манипуляций. «Я сказал, я подумал, я сделал — и этого достаточно». И здесь речь не о выпячивающейся глупости, а о простом уважении к себе, к своим проявлениям. Да, я ценен, да я умею оценивать себя. Делаю это правильно и мудро. Точка.

2) Я имею право не извиняться, не отчитываться за свое поведение, не объяснять его мотивы кому бы то ни было.

Убеждение, мешающее данному ассертивному праву:

Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, хорошо было бы объяснять им, почему я сделал так или иначе и желательно продемонстрировать извинение (тоном или словами) за свои поступки.

Представьте себе ситуацию: в одном классе учится мальчик, который немножко походя побивает всех учеников. Многочисленные обращения к родителям мальчика со стороны учителя и родителей не дают эффекта. После чего родительский комитет решает не иметь дел с мамой мальчика, и на совместные поездки, например, на экскурсии, мальчика не приглашают.

Мама искренне обижается и пытается выразить претензии через общую группу в мессенджере, а также выразить свое «фе» главе родительского комитета. Мама из родительского комитета знакома с ассертивным поведением, она отвечает коротко: «Мы так решили». Без объяснений, без извинений. Возможно, кому-то покажется это жестким. Но мама из родительского комитета следит за гармонией в своей душе, и ей ее собственное душевное спокойствие важнее любых выяснений отношений.

3) Я имею право решить, отвечаю ли я за решение проблем других людей (полностью или частично).

Мои обязательства по отношению к другим выше, нежели обязательства по отношению к себе. Желательно приспособиться к потребностям общества, пусть и пожертвовав своим достоинством.

Я думаю, что многие поймут, куда клонит манипулятивное убеждение: «я должен обществу, партии, маме, мужу, детям и т.д.» А если вдруг будешь жить, как удобно (не мешая, кстати, другим!), то ты эгоист, отщепенец, лентяй и т.п.

Типичное требование поставить интересы другого выше своих — это требование матери у одного ребенка заботиться об интересах другого ребенка, хотя тот, о котором требуют заботиться уже давно должен заботиться о себе сам хотя бы в силу возраста .

4) Я имею право изменить свое мнение. 

Да, я имею право. И тысячу раз. И право продемонстрировать это изменение мнения тысячу раз.

В случае, если я хоть раз высказал свое мнение, то я должен придерживаться его. Если я хочу его поменять, то я должен извиниться за то, что в прошлый раз я ошибался и признать свою некомпетентность в данном вопросе в прошлый раз.

Ну что тут можно добавить. Век живи — век учись. Я меняюсь, и это норма жизни. Так что все нормально. Я изменил свое мнение, и всё.

5) Я имею право ошибаться, признавать свои ошибки и отвечать за свои ошибки.

Мне не положено ошибаться, а если я ошибся, то я должен испытывать вину за свою ошибку.

Когда я слышу, что человек сильно переживает за допущенную им ошибку, то мы делаем обычно две основные вещи:

а) смотрим, в каких случаях он испытывал подобное чувство вины в детстве, трансформируем это чувство вины в прошлом во что-то адекватное (в противовес ужасной подавленности от ошибки или, к примеру, паники, ведь мама накажет!), и в настоящем человек испытывает уже новые ощущения чувства вины, которые, скорее, созидательны (как это и должно быть!), нежели травмирующие.

б) создаем убеждение (параллельно убирая негативное) о том, что любая ошибка — это возможность роста и возрастающего благополучия (а не наоборот).

6) Я имею право сказать «я не знаю» при ответе на любой вопрос.

Я обязан дать ответ на любой вопрос.

Это все от программы перфекционизма, заданной в детстве. Я точно знаю, что она трансформируется. Особенно если убрать страх за ошибку, как мы делали выше. Либо если дело не столько в страхе, а в не совсем комфортном стремлении сделать мир лучше, то мы работаем с тем, чтобы появилось убеждение, что мир уже достаточно хорош.

7) Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.

Это важно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили.

Интересно, что человек, который демонстрирует ассертивность, ощущает, что ему сполна дали любви в детстве. Это намного, намного более уверенный в себе человек, нежели те, кто такой любви получил недостаточно. Это, кстати, не приговор. Наполнить себя безусловной любовью и принятием вполне возможно, используя определенные психотехнологии.

8) Я имею право принимать нелогичные решения.

Я должен быть логичен, потому что разумно лишь то, что логично.

Может, и так. Но честное слово, какое это блаженство — не бояться принимать нелогичные решения.

9) Я имею право сказать, что я тебя не понимаю (совсем не понимаю, не совсем понимаю и т.д.)

Я должен понимать других людей, желательно с полуслова, я должен быть к ним внимательным, лучше я вообще не буду говорить, что мне что-то непонятно или странно в поведении и словах других людей, а иначе меня сочтут невоспитанным грубым человеком, и со мной не будут общаться и не будут меня любить.

И снова страх, что ошибусь и меня не будут любить. На самом деле будут, и как раз тогда, когда вы будете спокойно, без внутренней истерии, с чувством собственного достоинства и уважением к себе (а значит, все вышеперечисленное вы будете видеть в других людях) доносить любую точку зрения собеседнику, в том числе и факт, что вы его не понимаете.

10) Я имею право сказать «меня это не интересует».

Я должен эмоционально относиться ко всему, что случается вокруг меня. Если мне это плохо удается, то я безразличный человек.

Помню, я вела речь с одним человеком насчет того, какие события происходят в мире. Он очень сильно переживал по этому поводу, и было видно, что это негативно влияет на его здоровье. Тогда я не выдержала и включила психотерапевта, сказав: «А какую проблему лично для вас составляют эти события?» Он замолчал, слегка, казалось, ошарашенный таким подходом. Но потом вдруг резко ответил: «Вы безответственная».

Пожалуй. Мне хватает ответственности в других сферах жизни. А есть вещи, которые меня просто не интересуют. Это мой осознанный выбор. Правда, мне пришлось его сделать не от хорошей жизни, а потому, что меня сильно впечатляли любые негативные события, о которых я просто слышала или читала, не говоря уже о тех, которые происходили в непосредственной близости от меня.

Ассертивность — это не роскошь, это абсолютная необходимость для человека творческого, для человека, любящего жизнь. Как можно было заметить, приведенные выше манипулятивные убеждения, характерные для нашего общества — это источники постоянного напряжения, источники больших психических, а то и физических, и при этом абсолютно бесполезных затрат. Если хочется жить свободно и тратить время и силы на свое развитие, а также на развитие тех, за кого ты ответственен по-настоящему, например своих детей — ассертивность — необходимое для этого условие.

Успехов и до встречи))

Семинары Satori Healing https://elenaguskova.ru/kursy/

Вебинары Satori Healing https://elenaguskova.ru/vebinary/

elenaguskova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *