Ассимиляция обществознание: Ассимиляция — что это такое? Определение, значение, перевод

Ассимиляция и диссимиляция в процессе метаболизма (9 класс) > 6 пчел


Процесс превращения внешних веществ в энергию и совокупность реакций, в результате которых образуются сложные органические вещества, необходимые для жизнедеятельности организма, называется метаболизмом или обменом веществ. Основные процессы метаболизма – ассимиляция и диссимиляция, тесно взаимосвязанные между собой.

Метаболизм

Обмен веществ происходит на клеточном уровне, но начинается с процесса пищеварения и дыхания. В обмене веществ участвуют органические соединения и кислород.

Питательные вещества поступают с пищей в желудочно-кишечный тpaкт, и уже в ротовой полости начинают расщепляться. В результате пищеварения молекулы веществ попадают через кишечные ворсинкxи в кровь и разносятся каждой клетке. Кислород поступает в лёгкие при дыхании и также разносится кровяным потоком.

Ассимиляция и диссимиляция в метаболизме – два взаимосвязанных процесса, идущих параллельно:

  • ассимиляция или анаболизм – совокупность процессов синтеза органических веществ с затратой энергии;
  • диссимиляция или катаболизм – процесс распада или окисления, в результате которого образуются более простые органические вещества и энергия.

Диссимиляция называется энергетическим обменом, т.к. главная цель процесса – получение энергии. Ассимиляция называется пластическим обменом, т.к. высвободившаяся в результате диссимиляции энергия идёт на постройку организма.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Метаболизм
  • 2. Автотрофы и гетеротрофы
  • 3. Обмен веществ и превращение энергии
  • 4. Обмен веществ — пластический и энергетический

Клеточный обмен

Происходящие в клетке процессы ассимиляции и диссимиляции веществ играют важную роль для всего организма. Получение энергии из поступающих веществ происходит в митохондриях или цитоплазме. В ходе диссимиляции образуются молекулы АТФ (аденозинтрифосфат). Это универсальный источник энергии, который участвует в дальнейших процессах обмена веществ. Ход катаболизма на примере расщепления крахмала описан в таблице.

Диссимиляция

Где происходит

Результат

Подготовительный

Пищеварительный тpaкт

Расщепление поступивших в организм белков, жиров, углеводов до более простых соединений:

– белки – до аминокислот;

– жиры – до жирных кислот и глицерина;

– сложные углеводы (крахмал) – до глюкозы

Гликолиз

В цитоплазме

Бескислородное расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты с образованием энергии. Большая часть (60 %) энергии рассеивается в виде тепла, оставшаяся часть (40 %) используется для образования двух молекул АТФ. В дальнейшем без доступа кислорода пировиноградная кислота превращается в молочную кислоту

Внутриклеточное дыхание

В митохондриях

Расщепление молочной кислоты с участием кислорода. Образуется углекислый газ – конечный продукт распада

В состав АТФ входят:

  • аденин – азотистое основание;
  • рибоза – моносахарид;
  • три остатка фосфорной кислоты.

Рис. 1. Формула АТФ.

АТФ является макроэргическим соединением и при гидролизе (взаимодействии с водой) высвобождает значительное количество энергии, которая идёт на восстановление и развитие организма, поддержание температуры тела, а также участвует в химических реакциях в процессе ассимиляции. Из более простых веществ в ходе анаболизма синтезируются сложные вещества, хаpaктерные для данного организма.

Примеры ассимиляции:

  • рост клеток;
  • обновление тканей;
  • формирование мышц;
  • заживление ран.

Рис. 2. Процесс метаболизма.

Процессы обмена веществ регулируются гормонами. Например, адреналин сдвигает обмен веществ в сторону диссимиляции, а инсулин – в сторону ассимиляции.

Автотрофы и гетеротрофы

Все живые организмы в зависимости от способа питания делятся на автотрофов и гетеротрофов. К автотрофам относятся растения и некоторые бактерии, которые синтезируют органические вещества из неорганических. Такие организмы самостоятельно создают все необходимые для жизнедеятельности вещества.

В растениях процесс ассимиляции называется фотосинтезом. В качестве источника энергии для синтеза органических веществ используется солнечный свет, а не АТФ.

Гетеротрофы – организмы, использующие для получения энергии и поддержания жизнедеятельности готовые органические соединения. К гетеротрофам относятся все животные, грибы, большинство бактерий и растения-паразиты. Органические вещества с пищей поступают в организм, где начинаются процессы анаболизма и катаболизма для высвобождения энергии и получения необходимых веществ.

Рис. 3. Сравнение автотрофов и гетеротрофов.

Что мы узнали?

Из урока 9 класса биологии узнали о главных процессах, составляющих метаболизм, – ассимиляции (анаболизме) и диссимиляции (катаболизме). В результате катаболизма образуются простые органические вещества, из которых в процессе ассимиляции синтезируются сложные вещества, необходимые организму.

Черная металлургия – особенности в России (география 9 класс)

Черные металлы продолжают удерживать пальму первенства среди других металлов, поскольку они являются главными конструкционными материалами…

25 10 2022 2:27:40

Самая краткая биография Даниэля Дефо

Родился Дефо в Криплгeйте примерно в 1660 году…

24 10 2022 16:40:42

Отличие тела члeнистоногих от кольчатых червей – в чем разница

В этой статье вы узнаете, так ли это на самом деле и на каких признаках основывается данная версия. ..

23 10 2022 8:30:23

Самая краткая биография Грига

Родился Эдвард Григ 15 июня 1843 года в норвежском городе Берген в купеческой семье…

22 10 2022 17:45:32

Почему происходит смена природных зон по поверхности Земли

На Земле существует несколько таких зон, которые плавно переходят одна в другую…

21 10 2022 11:33:39

Центральный экономический район России – хаpaктеристика, состав, площадь и отрасли специализации

Несмотря на то, что запасы сырья в нем незначительны, район занимает одну из ведущих позиций в экономике страны благодаря своему географическому положению…

20 10 2022 12:28:35

Спряжение причастий – правило и примеры

Спряжение причастий выражает их способность меняться по числам и лицам…

19 10 2022 21:48:57

Первая российская революция: участники, кратко о событиях 1905-1907 гг

Так кто же являлся организатором этой революционной борьбы? Разберемся ниже. ..

18 10 2022 2:19:16

Муслим Магомаев история музыкальной группы

17 10 2022 6:40:46

Особенности строения и жизнедеятельности клеток, основные проявления процесса

В этой статье мы подробнее расскажем об особенностях строения и жизнедеятельности клеток, познакомим с их химическим составом и разновидностями…

16 10 2022 6:24:24

Природные зоны Индии – основные особенности

Площадь страны – более 3 млн…

15 10 2022 0:16:52

Авраам Руссо краткая биография певца

14 10 2022 5:14:36

Химическая промышленность России – центры и предприятия

Поясняет важность отрасли в экономике страны…

13 10 2022 15:25:54

Андрей Михалков-Кончаловский краткая биография

12 10 2022 3:27:54

Краткая биография Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича и творчество писателя

. ..

11 10 2022 14:59:55

Томас Коул (Thomas Cole) краткая биография художника

10 10 2022 23:42:29

Природно-хозяйственные зоны России – хозяйственная детельность людей, карта

Её природа отличается разнообразием…

09 10 2022 3:38:31

Правописание е и в суффиксах причастий с примерами

Грамотное употрeбление в них Е и И зависит от нескольких факторов, которые подробно описаны в этой статье…

08 10 2022 9:18:55

Исаак Ньютон биография кратко, открытия ученого

) – выдающийся английский ученый, один из создателей классической физики…

07 10 2022 21:45:37

Черная металлургия – особенности в России (география 9 класс)

Черные металлы продолжают удерживать пальму первенства среди других металлов, поскольку они являются главными конструкционными материалами. ..

06 10 2022 3:12:52

Каким члeном предложения является числительное

В большинстве случаев на это влияет разряд самого числительного…

05 10 2022 3:52:32

Склонение количественных числительных – таблица с примерами

Схемы склонений числительных разнообразны…

04 10 2022 10:12:31

Горы Африки – самая высокая точка (вершина)

Содержит факты о ее особенностях, которые связаны с уникальным географическим положением…

03 10 2022 18:40:48

Природные зоны Южной Америки – список с таблицей для урока в 7 классе

Хотя большая часть его находится в экваториальном и тропическом поясах…

02 10 2022 23:18:42

Потребности человека – виды (обществознание, 8 класс)

Учебник за 8 класс предлагает рассмотреть понятия, необходимые для дальнейшего проникновения в дисциплину.

..

01 10 2022 11:28:33

Томас Кун биография историка кратко

30 09 2022 15:31:50

Фредерик Эдвин Чёрч (Frederick Edwin Church) краткая биография художника

29 09 2022 14:19:38

Подзолистые почвы – для какой природной зоны хаpaктерны дерново-подзолистые типы

Для какой территории хаpaктерен такой тип почвы и какими особенностями она обладает? …

28 09 2022 6:12:55

Анника Соренстам (Annika Sorenstam) краткая биография гольфиста

Известна как легенда швейцарского гольфа, пять раз названная лучшим игроком года Женской Ассоциации Профессионального Гольфа…

27 09 2022 5:30:12

Римская империя – годы существования, начало и конец, территория

Воссоздать баланс в управлении провинциями можно было лишь в условиях империи…

26 09 2022 19:25:14

Критерии вида – морфологический, экологический, физиологический (биология, 11 класс)

Обычно используют от шести до десяти критериев определения вида. ..

25 09 2022 0:29:58

Самая краткая биография Гиппократа

460 – между 377 и 356 гг…

24 09 2022 21:17:24

Субъекты мирового хозяйства и основные объекты – чем являются

Главными являются: сами государства, ТНК и различные объединения для регулирования экономических отношений – НАФТА, МВФ…

23 09 2022 15:31:23

Краткая биография Абай Кунанбаев Композиторы, Писатели

22 09 2022 21:26:36

Губки – значение и строение (7 класс, биология)

Однако некоторые учёные относят их к сложным колониям простейших…

21 09 2022 8:30:36

Природные зоны Урала (южного и северного) и уральских гор

Длина его превышает 2,5 тысячи километров…

20 09 2022 16:56:15

Когда изобрели велосипед? (1 класс, окружающий мир)

Оно дарит чувство свободы, позволяет быстро передвигаться и не загрязнять воздух выхлопными газами, как делают это автомобили. ..

19 09 2022 2:46:29

Краткая биография Джеймс Мэтью Барри ( James Matthew Barrie) Писатели

Знаменит благодаря пьесе «Питер Пэн» (Peter Pan, 1904), – сверхъестественной фантазии о мальчике, который отказывался расти…

18 09 2022 5:35:13

Опopно-двигательная система птиц – таблица (7 класс)

По строению птицы схожи с пресмыкающимися…

17 09 2022 3:12:22

Разряды наречий по значению в русском языке, таблица с примерами видов наречий

В данной статье в таблице приведены основные виды наречий с вопросами и примерами…

16 09 2022 7:46:24

Алексий II краткая биография

15 09 2022 6:47:58

Елена Проклова краткая биография актрисы

14 09 2022 3:55:14

Климат Северной Америки (7 класс) – ветер и климатообразующие факторы

Климат имеет важное значение для развития страны, ведь именно природные условия определяют, какими животными и растениями будет населена та или иная территория. ..

13 09 2022 1:31:45

Поволжский экономический район – специализация, хаpaктеристика и население

Он является одним из крупнейших районов страны, входящим в ось «Центр-Урал-Поволжье»…

12 09 2022 4:25:14

Южная Америка – открытие и исследование, путешественники и исследователи (7 класс)

Именно благодаря ему мир узнал о новых, ранее неизведанных землях…

11 09 2022 7:33:50

Особенности природных зон материков и океанов, каковы особенности размещения

Как следствие, были сформированы природные зоны материков, отличающиеся между собой по составу почвы, климатическим условиям, растительному и животному миру…

10 09 2022 1:57:25

В какой природной зоне расположена Беларусь, где находится Белоруссия

09 09 2022 13:22:38

Причины Великой Отечественной войны 1941-1945 – повод и предпосылки начала

После нападения Германии в войну вступил СССР, развернув самый обширный Восточный фронт боевых действий. ..

08 09 2022 8:37:27

Вечный город и его жители (5 класс)

Этот вечный город и его жители дали миру многое из того, чем люди пользуются до сих пор…

07 09 2022 6:24:58

Сейсмические пояса Земли – названия на контурной карте и образование

Почему так происходит? Почему землетрясения чаще происходят в горной местности и очень редко в пустынях? Почему в Тихом океане землетрясения происходят постоянно, порождая цунами различной степени опасности, а вот о землетрясениях в Северном Ледовитом океане мы почти ничего не слышали…

06 09 2022 5:25:47

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::

Межнациональные отношения презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Слайд 2
Текст слайда:

ПЛАН

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
А) ПОНЯТИЕ
Б) РАЗНОВИДНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
МЕЖДУ РАЗНЫМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ ВНУТРИ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА
МЕЖДУ РАЗНЫМИ НАЦИЯМИ‑ГОСУДАРСТВАМИ
В) ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
МИРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАЦИЙ: МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

3. ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
МИРНЫЕ:
ЭТНИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АККУЛЬТУРАЦИЯ
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
КОНФЛИКТНЫЕ:
НАЦИОНАЛИЗМ
ШОВИНИЗМ
ДИСКРИМИНАЦИЯ ( АПАРТЕИД, ГЕНОЦИД, ХОЛОКОСТ, СЕГРЕГАЦИЯ)
ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: ИРРЕДЕНТИЗМ
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: СЕПАРАТИЗМ

4. СПОСОБЫ МИРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА:
ЭТНИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ
ЭТНИЧЕСКОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ (АССИМИЛЯЦИЯ)
СОЗДАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ)

5. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ)
А) ПОНЯТИЕ
Б) ПОДХОДЫ: СУЩНОСТНЫЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
В) ФАКТОРЫ:
УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
НАЛИЧИЕ В ОБЩЕСТВЕ «КРИТИЧЕСКОЙ» МАССЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
НАЛИЧИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
Г) ТИПЫ:
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЙ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН (Э. ПАИН И А.А. ПОПОВ)
КОНФЛИКТ СТЕРЕОТИПОВ, ИДЕЙ, ДЕЙСТВИЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ КОНФЛИКТОВ (Л.М. ДРОБИЖЕВА)
СТАТУСНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ, ПЕРЕРОСШИЕ В БОРЬБУ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

СТАТУСНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИКАХ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЯХ, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ БОРЬБЫ ЗА ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ ИЛИ ЕГО ПОЛУЧЕНИЕ

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, МЕЖГРУППОВЫЕ

Д) ПРИЧИНЫ:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВЫЕ
КУЛЬТУРНЫЕ
ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

6. ПРОФИЛАКТИКА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
ДЕКОНСОЛИДАЦИЯ СИЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В КОНФЛИКТЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ШИРОКОГО СПЕКТРА САНКЦИЙ
ПЕРЕРЫВ КОНФЛИКТА
ПРАГМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА

7. ПОДХОДЫ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ


Слайд 3
Текст слайда:

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТНОСАМИ (НАРОДАМИ), ОХВАТЫВАЮЩИЕ ВСЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗНЫМИ НАЦИЯМИ‑ГОСУДАРСТВАМИ

РАЗНОВИДНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗНЫМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ ВНУТРИ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА

ФОРМЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МИРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
(ОТ ЛАТ. CONFLICTUS – СТОЛКНОВЕНИЕ).


Слайд 4
Текст слайда:

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАЦИЙ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ПРОЦЕСС ПОСТЕПЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ, НАРОДОВ, НАЦИЙ ЧЕРЕЗ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ПРОЦЕСС РАЗЪЕДИНЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ПРОТИВОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ, НАРОДОВ, НАЦИЙ

ФОРМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ (ЕВРОСОЮЗ),
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ,
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ,
ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ, КУЛЬТУР, ЦЕННОСТЕЙ.

САМОИЗОЛЯЦИЯ,
ПРОТЕКЦИОНИЗМ В ЭКОНОМИКЕ,
НАЦИОНАЛИЗМ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ В ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ,
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ,
ЭКСТРЕМИЗМ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — ЭТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ НАЦИЙ И НАРОДОВ, МЕЖДУ КОТОРЫМИ ПОСТЕПЕННО СТИРАЮТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ГРАНИЦЫ, И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЕДИНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ


Слайд 5
Текст слайда:

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


ЭТНИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ


АССИМИЛЯЦИЯ

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

мирные

конфликтные

НАЦИОНАЛИЗМ


ШОВИНИЗМ

ДИСКРИМИНАЦИЯ

АПАРТЕИД

ГЕНОЦИД

ХОЛОКОСТ

СЕГРЕГАЦИЯ

объединительные

 ИРРЕДЕНТИЗМ

разъединительные

СЕПАРАТИЗМ


АККУЛЬТУРАЦИЯ


Слайд 6
Текст слайда:

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СМЕШИВАНИЕ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО ЭТНОСА


ЭТНИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ


АССИМИЛЯЦИЯ

ПОЛНОЕ РАСТВОРЕНИЕ ОДНОГО НАРОДА (ИНОГДА НЕСКОЛЬКИХ НАРОДОВ) В ДРУГОМ


АККУЛЬТУРАЦИЯ

ВЗАИМНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЭТИХ КУЛЬТУР, В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРИ ДОМИНИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДА, В ОБЩЕСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ БОЛЕЕ ВЫСОКОРАЗВИТОГО

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ И В МИРЕ В ЦЕЛОМ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ, И ОБОСНОВЫВАЮЩАЯ ТАКУЮ ПОЛИТИКУ ТЕОРИЯ ИЛИ ИДЕОЛОГИЯ

НАЦИОНАЛИЗМ

ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБОСОБЛЕНИЯ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ОДНОЙ НАЦИИ ДРУГИМ, ПРОПАГАНДА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОЙ НАЦИИ.

ВИДЫ НАЦИОНАЛИЗМА:
ЭТНИЧЕСКИЙ;
ДЕРЖАВНО‑ГОСУДАРСТВЕННЫЙ;
БЫТОВОЙ


Слайд 7
Текст слайда:

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


ШОВИНИЗМ

ДИСКРИМИНАЦИЯ

АПАРТЕИД

ГЕНОЦИД

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ И ДЕЙСТВИЙ, ВНЕДРЯЮЩАЯ В СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ НЕПРИЯЗНЬ, А ЗАЧАСТУЮ И НЕНАВИСТЬ К ДРУГИМ НАРОДАМ, КОТОРАЯ РАЗЖИГАЕТ ВРАЖДУ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; КРАЙНЯЯ, АГРЕССИВНАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛИЗМА

УМАЛЕНИЕ (ФАКТИЧЕСКИ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИ) ПРАВ КАКОЙ‑ЛИБО ГРУППЫ ГРАЖДАН ПО МОТИВАМ ИХ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, РАСЫ, ПОЛА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И Т. П.

КРАЙНЯЯ ФОРМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ, ОЗНАЧАЕТ ЛИШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО‑ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ, ВПЛОТЬ ДО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПО РАСОВЫМ, НАЦИОНАЛЬНЫМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫМ ПРИЗНАКАМ, А ТАКЖЕ УМЫШЛЕННОЕ СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЙ, РАССЧИТАННЫХ НА ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЭТИХ ГРУПП


Слайд 8
Текст слайда:

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СЕПАРАТИЗМ

СЕГРЕГАЦИЯ

ХОЛОКОСТ

СТРЕМЛЕНИЕ К ОТДЕЛЕНИЮ, ОБОСОБЛЕНИЮ; ДВИЖЕНИЕ ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВА И СОЗДАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СИКХИ, БАСКИ, ТАМИЛЫ) ИЛИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ СТРАНЫ АВТОНОМИИ

ПОЛИТИКА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО РАСОВОМУ ИЛИ ЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ, ОДНА ИЗ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

ГИБЕЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЫ (СВ. 6 МЛН. ЧЕЛОВЕК, СВ. 60%) В ХОДЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ЕГО НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ В ГЕРМАНИИ И НА ЗАХВАЧЕННЫХ ЕЮ ТЕРРИТОРИЯХ В 1933-45.

 ИРРЕДЕНТИЗМ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ПАРТИИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ НАРОДА, НАЦИИ, ЭТНОСА В РАМКАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (ИРЛАНДЦЫ В ОЛЬСТЕРЕ)


Слайд 9
Текст слайда:

СПОСОБЫ МИРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ЭТНИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ


ЭТНИЧЕСКОЕ
ПОГЛОЩЕНИЕ
(АССИМИЛЯЦИЯ)

СОЗДАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ)

(в Бельгии – французский, датский и немецкий,
в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

примеры

современные народы Латинской Америки

Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них

европейцы + индейцы = метисы

европейцы + негры =мулаты

индейцы + негры = самбо

негроиды+ монголоиды = мальгаши


Слайд 10
Текст слайда:

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) КОНФЛИКТ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – ОДНА ИЗ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОБЩНОСТЯМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ СОСТОЯНИЕМ ВЗАИМНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ, ОТКРЫТЫМ ПРОТИВОСТОЯНИЕМ ЭТНОСОВ, НАРОДОВ И НАЦИЙ ДРУГ ДРУГУ, ИМЕЮЩИМ ТЕНДЕНЦИЮ К НАРАСТАНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВПЛОТЬ ДО ВООРУЖЕННЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ, ОТКРЫТЫХ ВОЙН

СВЯЗЬ МЕЖДУ КОНФЛИКТОМ И ЭТНИЧНОСТЬЮ СУГУБО ФУНКЦИОНАЛЬНА (ЭТНИЧНОСТЬ НЕ СОЗДАЕТ КОНФЛИКТЫ, А ВЫСТУПАЕТ ФОРМОЙ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ)

2 ПОДХОДА

СУЩНОСТНЫЙ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

СВЯЗЬ МЕЖДУ КОНФЛИКТОМ И ФЕНОМЕНОМ ЭТНИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩНОСТНОЙ (ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТОВ ЯВЛЯЮТСЯ ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ)

ФАКТОРЫ

уровень национального самосознания
(адекватный, заниженный, завышенный)

наличие в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия

наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора


Слайд 11
Текст слайда:

ТИПЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ (ЭТНИЧЕСКИХ) КОНФЛИКТОВ

этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа»

выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики)

КОНФЛИКТ
ИДЕЙ

митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения
(Франция –мигранты)

КОНФЛИКТ
ДЕЙСТВИЙ

КОНФЛИКТ
СТЕРЕОТИПОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ
ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЙ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН
(Э. ПАИН И А.А. ПОПОВ)


Слайд 12
Текст слайда:

ТИПЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ (ЭТНИЧЕСКИХ) КОНФЛИКТОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ
ПО СОДЕРЖАНИЮ КОНФЛИКТОВ
(Л.М. ДРОБИЖЕВА)

СТАТУСНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ, ПЕРЕРОСШИЕ В БОРЬБУ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

СТАТУСНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИКАХ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЯХ, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ БОРЬБЫ ЗА ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ ИЛИ ЕГО ПОЛУЧЕНИЕ

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

МЕЖГРУППОВЫЕ (МЕЖОБЩИННЫЕ)

примеры

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЭСТОНИИ, ЛИТВЕ, ЛАТВИИ, АРМЕНИИ, НА УКРАИНЕ, В ГРУЗИИ, МОЛДОВЕ

В ЯКУТИИ (1986 Г.), В ТУВЕ (1990 Г.)

КАЛМЫКИЯ, ПОТЕРЯВШЕЙ В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ КАКУЮ-ТО ЧАСТЬ СВОИХ ТЕРРИТОРИЙ

РОССИЯ И ТАТАРСТАН


Слайд 13
Текст слайда:

ПРИЧИНЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ (ЭТНИЧЕСКИХ) КОНФЛИКТОВ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти

КУЛЬТУРНО-
ЯЗЫКОВЫЕ

недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов

ИСТОРИЧЕСКИЕ

прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства‑подчинения и т. д

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ
Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона

из‑за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения

КУЛЬТУРНЫЕ

от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения


Слайд 14
Текст слайда:

ПРОФИЛАКТИКА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам. Важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы)

ДЕКОНСОЛИДАЦИЯ СИЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В КОНФЛИКТЕ

ПРИМЕНЕНИЕ
ШИРОКОГО СПЕКТРА САНКЦИЙ

вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека

ПЕРЕРЫВ КОНФЛИКТА

меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе

ПРАГМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА

сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам


Слайд 15
Текст слайда:

ПОДХОДЫ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ

СОЗДАНИЕ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСОБОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ. ОНА ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ ИНСТИТУТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЕЙ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ

СОЧЕТАНИЕ КОНКРЕТНЫХ МЕР, ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. СРЕДИ НИХ ВЫДЕЛЯЮТ ТАКТИЧЕСКИЕ, ОПЕРАТИВНЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса

ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

разовые действия, направленные на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков») или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев).

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

предупреждение кризисов на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем


АССИМИЛЯЦИЯ (Социальные науки)

Ассимиляция – это процесс, посредством которого отдельных лиц или групп усваивают (добровольно или принудительно) язык и культурные нормы и ценности другой группы. В большинстве случаев ожидается, что группа меньшинства будет соответствовать нормативной практике и идеалам, связанным с группой большинства. Кроме того, вопрос ассимиляции часто является вопросом расового превосходства. То есть, кому позволено ассимилироваться в доминирующую культуру, во многом зависит от того, будет ли эта группа соответствовать политическим, социальным и экономическим желаниям доминирующей группы, группы, которая исторически состояла (и продолжает состоять) из европейцев. белые этнические группы. В Соединенных Штатах, например, коренные американцы, афроамериканцы и американцы мексиканского происхождения живут в Соединенных Штатах намного дольше, чем большинство европейско-американских групп, но вместо того, чтобы рассматриваться как нормативная культура (или часть нормативной культуры), эти группы рассматриваются как «другие» вне «американской» культуры.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ГРУППЫ АССИМИЛИРУЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ

Существуют три основных фактора , которые объясняют, почему некоторые расовые и этнические группы склонны ассимилироваться быстрее, чем другие. Первое объяснение, особенно актуальное для понимания ассимиляции в Соединенных Штатах, но также и инструментальное для понимания ассимиляции в странах, столкнувшихся с европейским колониализмом, можно резюмировать как имеющее отношение к расовой дискриминации и, в частности, к превосходству белой расы. Например, хотя многие европейские этнические группы, иммигрировавшие в Соединенные Штаты в 1800-х годах, столкнулись с расовой и этнической дискриминацией и предрассудками, в конечном итоге они смогли интегрироваться в американское общество как «белые». Группы, которые не могли сойти за белых из-за цвета кожи, фенотипа или даже акцента, оставались в значительной степени исключенными из полной ассимиляции в американском обществе.


Было проведено множество исследований взаимосвязи между размером группы меньшинств и расовыми предрассудками и дискриминацией. Некоторые ученые предположили, что предполагаемая «расовая» угроза доминирующей группе со стороны группы меньшинства, даже если эта угроза необоснованна, приводит к усилению предубеждений в отношении группы меньшинства (Quillian 1995; Burr, Galle, and Fossett 1991; Fossett and Kiecolt). 1989; Блумер, 1958; Блэлок, 1967).

Второй фактор включает в себя социально-экономический статус или класс. Группы, располагающие экономическими ресурсами, как правило, быстрее ассимилируются в обществе, чем группы, располагающие небольшими или ограниченными ресурсами. Группы с большими финансовыми ресурсами могут иметь больший доступ к образованию, работе и даже политике. В Соединенных Штатах, например, кубинцы достигли более высокого уровня ассимиляции по сравнению с мексиканцами (Saenz 2004). Хотя цвет кожи является фактором, объясняющим относительно более высокий успех ассимиляции у кубинцев (они, как правило, имеют более светлый оттенок кожи по сравнению с мексиканцами), тот факт, что американцы кубинского происхождения, как правило, более обеспечены экономически, обеспечивает им большую мобильность и доступ к хорошей работе и лучшему образование.

Наконец, , третий фактор связан с историческим контекстом общества. Ряд ученых утверждают, что предубеждения против групп иммигрантов выше во время экономических спадов, чем во времена, когда экономика процветает (Becker, 1971). Во время экономических трудностей группа большинства склонна обвинять группы меньшинств в предполагаемой потере работы, экономической незащищенности и угрозе конкуренции на рабочем месте, а уровень враждебности по отношению к расовым и этническим меньшинствам имеет тенденцию к росту. Другими словами, существует обратная зависимость между экономическим процветанием общества и дискриминацией меньшинств.

Хотя все три фактора дают правдоподобные объяснения для понимания того, почему одни группы более склонны к ассимиляции, чем другие, более современный анализ ассимиляции показывает, что между расой, классом и экономикой существует сложная взаимосвязь. Однако многие ученые подчеркнуто утверждали, что раса и колоризм продолжают оставаться наиболее важными причинами, по которым многие группы меньшинств до сих пор называют «американцами через дефис» (например, афроамериканцами или американцами мексиканского происхождения), а не просто «американцами» (Бонилья-Сильва). 2001).

ТЕОРИИ РАННЕЙ АССИМИЛЯЦИИ

Роберт Эрза Парк (1864-1944), один из первых американских социологов и ученых, сосредоточившихся на этнических отношениях, считается отцом-основателем теорий ранней ассимиляции, хотя прослеживается его взгляд на ассимиляцию работам более ранних социологов, таких как Герберт Спенсер, Герман Шнайдер, Уильям Самнер, Франц Боас и Рут Бенедикт, среди прочих. Действительно, именно анализ Герберта Спенсера и объяснение того, как более крупные общества захватывают и интегрируют другие периферийные культуры и общества в свои собственные, часто заставляя их приспосабливаться к нормативному климату и ценностям более крупного и более могущественного общества, побудили Парка больше задуматься о роли раса и этническая принадлежность играли роль в более широком уравнении. Другими влиятельными учеными, которые помогли сформировать социологическое воображение Парка, были Джон Дьюи, Джордж Зиммель и Букер Т. Вашингтон.

До Парка, расовые последствия ассимиляции обсуждались в лучшем случае минимально, но были модели, сосредоточенные на культурных или национальных уровнях ассимиляции. Например, Герман Шнайдер в своем двухтомнике «Мировые цивилизации» (1931) разработал (хотя и на очень макроуровне) одну из самых ранних моделей ассимиляции, хотя никогда не использовал этот термин. По словам Шнайдера, по мере технологического развития цивилизации они становятся больше и начинают включать другие культуры в трехэтапный процесс. На первом этапе цивилизации развиваются путем миграции, вторжения или завоевания. На втором этапе происходит период смешения рас и слияния, когда две культуры физически смешиваются друг с другом. Наконец, третья стадия порождает период внутреннего конфликта, в котором происходит перераспределение классовой динамики и воссоздание новых культурных символов в форме искусства, музыки, литературы. Шнайдер никогда не рассматривал этот процесс как линейный, а скорее как цикл, который повторяется каждый раз, когда развивается цивилизация.

Теория ассимиляции Парка, широко известная как «цикл расовых отношений», была одной из первых, в которой термин «ассимиляция» был включен в модель. Парк предположил, что иммигранты включаются в данное общество в четыре этапа: контакт, конфликт, аккультурация и ассимиляция. Его теория заключалась в том, что все иммигранты изначально сталкиваются с враждебностью и борьбой, но постепенно они способны избавиться от своей этнической идентичности и приспособиться к нормативному климату доминирующей группы в обществе. В конце концов группа сливается с доминирующей группой (т. е. А + В = А). В то время, когда Пак концептуализировал свой цикл теории расовых отношений, огромное количество иммигрантов из европейских стран (например, ирландцев, итальянцев, евреев) медленно интегрировалось в социальную, экономическую и политическую сферы Соединенных Штатов. Однако оставалось неясным, смогут ли афроамериканцы и другие неевропейские группы сделать то же самое. Парк предполагал, что со временем неевропейские группы смогут ассимилироваться с доминирующей культурой так же, как это уже делали европейские группы.

Теория Парка получила широкое признание (Duncan and Duncan 1955; Burgess 1928), но не все согласились с простотой его модели. Например, Эмори Богардус разработал свою собственную модель, в которой он предложил семь шагов к ассимиляции, включая любопытство коренного населения к иммигрантам, за которым следует экономическое гостеприимство, затем конкуренция, законодательный антагонизм, честная игра, молчание и, наконец, частичное второе и третье. -генерационная ассимиляция (Богардус 1930). Последний этап модели Богардуса заслуживает внимания, потому что он никогда не утверждал, что иммигранты смогут полностью ассимилироваться в принимающем обществе, а скорее что второе и последующие поколения будут приняты частично, но все же иногда подвергаться тщательной проверке в зависимости от страны их происхождения (т. е. А + В = А + б). Здесь маленькая буква b представляет частичное принятие некоторых иммигрантов во втором и третьем поколении и их культур. Это отличается от концепции культурного плюрализма или «теории салатницы», которая предполагает, что обе культуры остаются нетронутыми и ладят друг с другом. У модели Богардуса есть некоторые из тех же проблем, что и у Парка, в том, что он сделал слишком много предположений, особенно в отношении первоначального принятия иммигрантов как в основном благоприятных. Богардус более известен своей шкалой социальной дистанции («шкала Богардуса»), используемой для измерения предпочтительного расстояния между двумя группами людей. Хотя модель ассимиляции Богардуса оставалась относительно неизвестной, особенно по сравнению с работами других исследователей ассимиляции того времени, его шкала социальной дистанции получила широкое распространение в качестве инструмента измерения расовых и этнических отношений и уровней близости между группами. из этих факторов были использованы в качестве индикаторов ассимиляции.

Милтон Гордон кардинально переработал и расширил теорию Парка в 1960-х, добавив более сложную модель двух основных стадий преимущественно линейного пути к ассимиляции: аккультурация и социальная ассимиляция. Первый этап, аккультурация, касается первоначальных контактов и конфликтов, с которыми сталкиваются иммигранты, вступающие в другое общество. Второй этап, социальная ассимиляция, представляет собой взаимодействие и медленный процесс развития друзей, социальных сетей и смешанных браков в рамках доминирующей культуры, что в конечном итоге приводит к полной ассимиляции, которая разбита на семь подэтапов: культурный (аккультурация), структурный (участие в образовании). , церковь и т. д.), супружеские (слияние), идентификационные (самоидентификация и избавление от этнического происхождения), поведенческие изменения (предрассудки), поведенческие изменения (дискриминация) и, наконец, гражданская ассимиляция.

По мере того, как группы меньшинств проходили эти этапы, Гордон теоретизировал три возможных результата ассимиляции: англо-конформизм, культурный плюрализм и плавильный котел. Англо-конформность, которую Гордон рассматривал в книге «Ассимиляция в американской жизни: роль расы, религии и национального происхождения» (1964), относится к идее о том, что ассимиляция группы меньшинства группой большинства (т. утрата норм, ценностей, языка и культуры группы меньшинства (т. е. A + B =

А). Второй результат, культурный плюрализм (также называемый «теорией салатницы» или «мультикультурализмом»), относится к идее о том, что группы меньшинств способны ассимилироваться в социальные структуры доминирующих групп (например, школы), продолжая при этом сохранять свои собственные культуры, традиции и языки (т. е. А + В = А + В). Наконец, понятие Гордона о теории плавильного котла относится к идее о том, что культура общества меняется по мере того, как элементы групп меньшинств берутся и включаются в ценности, нормы и институты доминирующей группы (т. е. А + В = С).

РОЛЬ АССИМИЛЯЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Теоретики ассимиляции потерпели поражение в 1960-х и 1970-х годах от ученых, которые утверждали, что многие расовые и этнические группы остались неассимилированными в Соединенных Штатах, хотя в некоторых случаях они находились в стране в течение поколений (Глейзер и Мойнихан, 1963; Новак, 1972). Однако, начиная с середины-конца 1980-х и продолжаясь в начале двадцать первого века, исследования ассимиляции были подхвачены и расширены совершенно новой группой ученых. Изменив представление о том, что значит быть ассимилированным с доминирующей культурой, такие ученые, как Лиза Нейдерт и Рейнольдс Фарли (1985) утверждал, что, хотя они и не достигли ассимиляции, как это определено Паком в его модели цикла расовых отношений, новые группы иммигрантов в Соединенных Штатах достигли определенного уровня социально-экономического успеха. Эдвард Мургуиа (1975) предположил, что антиангло-конформистская практика, например, инициированная движением чикано в 1960-х годах, также может иметь серьезные последствия для мексиканцев и других иммигрантов, которых считали нарушителями спокойствия и подвергали дискриминации из-за их культуры и наследство. Новаторская статья Ричарда Альбы и Виктора Ни (1997) предложил стойкий контраргумент ученым, критикующим концепцию ассимиляции. Их основной аргумент заключался в том, что нет необходимости отказываться от концепции ассимиляции в пользу новой терминологии, особенно с учетом того, что модель ассимиляции все еще полезна при изучении современной иммиграции в Соединенных Штатах.

Одной из самых известных теорий ассимиляции, , представленной в начале 1990-х годов Алехандро Портесом и Мин Чжоу (1993), была сегментированная ассимиляция. Сегментированная ассимиляция относится к идее о том, что существует несколько путей ассимиляции и что эти пути не обязательно являются положительными по своим результатам. В зависимости от их национального происхождения, богатства, цвета кожи, фенотипа, акцента, социальных сетей и возможностей некоторые группы могут ассимилироваться быстрее или легче, чем другие группы. Исторически сложилось так, что иммигранты из Западной Европы и другие иммигранты со светлой кожей более успешно ассимилировались в основное американское общество по сравнению с их более темнокожими коллегами. Черные личности Мэри Уотерс (1999) потряс теоретиков ассимиляции, до сих пор использующих методы, заимствованные у Парка и Гордона, предположив, что есть некоторые иммигранты (например, англоязычные выходцы из Карибского бассейна), у которых дела обстоят лучше, чем у коренных американцев. Другие авторы, такие как Портес и Рубен Румбо (1996), предположили, что некоторые иммигранты во втором и третьем поколении из-за утраты своей культурной самобытности живут хуже по сравнению со своими родителями, бабушками и дедушками, которых считают, например, усердно работающие.

Хотя модель ассимиляции Парка оказалась неудачной при предсказании ассимиляции таких групп, как афроамериканцы или американцы мексиканского происхождения, остается спорным вопрос о том, изжили ли теории ассимиляции свою полезность в социальных науках. Тем не менее, для многих экспертов по иммиграции, таких как Ричард Альба и Рейнольдс Фарли, модели ассимиляции по-прежнему являются хорошим предсказателем будущих результатов, потому что многие социологи предсказывают, что однажды в Соединенных Штатах будет «большинство меньшинства», что изменит модель поведения. того, кто ассимилируется в систему, а кто нет.

Ассимиляция как понятие и как процесс – этническая принадлежность

Раздел III: Слияние, аккультурация, ассимиляция

Уолтер Хирш

Целью этой статьи является сравнение концепций ассимиляции, определенных несколькими американскими социологами в последние два десятилетия, с реальным процессом ассимиляции. Предполагается, что референт концепта должен быть дескриптивно и операционально конгруэнтным процессу.

Этот анализ будет включать обсуждение трех основных моментов, касающихся ассимиляции: (1) различия в определениях понятия; (2) различия в определениях родственных понятий, а именно, аккомодация, аккультурация, адаптация, приспособление и слияние, и последующее влияние на определение ассимиляции; 3) различия между определениями понятия и действительным процессом усвоения.

Ассимиляция как понятие

A. Двадцать лет назад Сара Э. Саймонс считала ассимиляцию «процессом приспособления и приспособления, который происходит между представителями разных рас, если их контакт продолжительный и если присутствуют необходимые психические условия. Результатом является групповая однородность в большей или меньшей степени. Образно говоря, это процесс, посредством которого совокупность народов превращается из простой механической смеси в химическое соединение». [1]

B. По мнению Роберта Э. Парка и Эрнеста У. Берджесса, ассимиляция является одной из четырех основных категорий социального поведения, наряду с конфликтом, конкуренцией и приспособлением. Это «процесс взаимопроникновения и слияния, в котором люди и группы приобретают воспоминания, чувства и взгляды других людей или групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь». [2]

Ч. Кимбалл Янг принимает предыдущее определение, но предваряет его дополнительным определением, согласно которому ассимиляция — это «общее разделение и слияние народных обычаев и нравов, законов и всех других черт двух или более самобытных культур людьми, пришедшими в непосредственные отношения друг с другом». [3]

D. Наконец, Г. Дж. Дункан определяет ассимиляцию следующим образом: «процесс, по большей части сознательный, посредством которого у индивидов и групп появляются чувства и установки, сходные с теми, которых придерживаются другие люди или группы в отношении определенной ценности в определенный момент времени». данное время.» [4]

Эти четыре определения были выбраны потому, что каждое из них содержит особый акцент, требующий дальнейшего анализа. Теперь мы должны поставить вопрос о том, являются ли различия в определениях главным образом семантическими, т. е. обусловленными употреблением различных словесных символов для обозначения одного и того же процесса, или же они являются результатом описания совершенно различных процессов. В связи с этим можно отметить, что эти определения в высокой степени описывают не только один процесс, но и ряд процессов, механизмов и конечных результатов.

Обратимся теперь к анализу определений.
1. Неясно, имеют ли Пак и Берджесс в виду «взаимопроникновение и слияние» людей или культурные элементы, или и то, и другое. Во всяком случае, эти термины нуждаются в дальнейшем определении. «Слияние» (или слияние) обычно используется для описания биологического процесса, т. е. скрещивания представителей разных расовых групп. Фактическое физическое слияние личностей, очевидно, невозможно, за исключением того, что реализуется в их потомстве. Другая возможность заключается в том, что Парк и Берджесс используют слияние в отношении элементов культуры, как это делает Янг. Это будет более подробно обсуждаться в № 4 ниже.

«Приспособление» и «приспособление» имеют специфические коннотации, которых у них не было в то время, когда их использовал Саймонс. Адаптация — это общий термин, относящийся к «приспособлению организма к социальной среде». [5] «Аккомодация относится к функциональным изменениям, происходящим в привычках и обычаях отдельных лиц и групп и передающимся скорее социально, чем биологически». [6] Для Парка и Берджесса аккомодация — это более быстрое и революционное изменение, часто «социальная мутация», примером которой является обращение, в то время как ассимиляция — это постепенный процесс. Янг различает их следующим образом: «Если люди или группы заключают перемирие, но не вступают в смешанные браки и не сливают свои культуры, мы называем это приспособлением. Если они вступают в брак и сливают свои культуры, мы говорим об этом как о биологическом слиянии и культурной ассимиляции». [7]

2. Агенты в этом процессе являются либо людьми, либо группами. Последние более конкретно определяются Янгом как культуры и Саймонсом как расы. [8] Определение Парка и Берджесса достаточно гибко, чтобы представить себе ассимиляцию как происходящую внутри группы. Таким образом, этот термин может относиться к социализации ребенка. [9] Однако, судя по предложенному описательному материалу, под ассимиляцией понимается взаимодействие между представителями двух различных национальных или культурных групп, чаще первой.

3. Ассимиляция является «по большей части сознательной » для Дункана, но Парк и Берджесс рассматривают ее как «результат нерефлексивных реакций на серию новых переживаний», [10] , в отличие от аккомодации. Похоже, что один и тот же процесс Дункан называет «ассимиляцией», а Парк и Берджесс — «аккомодацией» — факт, который будет подтвержден последующим обсуждением.

4. Каковы механизмы ассимиляции? По мнению всех, кроме Дункана, ассимиляция включает в себя «разделение», «приобретение» и «слияние» воспоминаний, чувств, отношений, истории и опыта других. Неясно, через какие психологические процессы
можно поделиться воспоминаниями или получить историю человека или группы с совершенно другим жизненным опытом. Дункан более осторожен и кажется более реалистичным, говоря о приобретении «настроений и установок , подобных тем, которые существуют у других в отношении определенной ценности в данное время ». Для Дункана полная ассимиляция невозможна в пределах одного поколения.

5. результат этого процесса Саймонс описывает как изменение скопления людей из «просто механической смеси в химическое соединение». Это неудачная аналогия, но мы должны помнить, что Саймонс писал более двадцати лет назад. Тем не менее, Парк делает несколько чрезвычайно ценных замечаний в своем обсуждении «однородности в космополитических группах. Это «поверхностное единообразие, однородность манер и моды, связанная с относительно глубокими различиями в индивидуальных мнениях, чувствах и убеждениях». [11] Если мы можем классифицировать наше общество как космополитическое, то оказывается, что ассимиляция, как она определялась ранее теми же авторами, не может иметь место в нашем обществе! Ибо, согласно Парку и Берджессу, основой солидарности сегодня является не единомыслие, а «одновременное действие», как выразился Самнер. Это кажется непреднамеренным признанием того, что определение ассимиляции Парка и Берджесса действует in vacuo в том, что касается нашего общества. Парк идет еще дальше и делает ассимиляцию чисто объективным состоянием, называя ее «функцией видимости»: как только иммигрант больше не проявляет признаков, идентифицирующих его как члена чуждой группы, он тем самым приобретает действительное, если не фактическое. правовой статус коренного жителя». [12] Что случилось с обменом чувствами и приобретением воспоминаний других?»

Таким образом, мы находим любопытное противоречие даже в концепции одного исследователя проблемы. Это неудивительно. Определение ассимиляции бессознательно связано с концепцией сообщества как функции единомыслия в умах Парка и Берджесса. Тем временем они выдвинули новую концепцию сообщества, но концепция ассимиляции отстает от новой концепции сообщества. Если общинная солидарность основана не на однородности единиц, а на функциональной интеграции разнородных единиц, т. е. на modus vivendi , теория ассимиляции в результате обмена воспоминаниями и отношениями не работает. Его нельзя применить к обществу, где существует дифференциация с социальной мобильностью, поскольку это потребовало бы, чтобы все социальные группы имели одинаковые установки и чувства. Таким образом, такая группа меньшинства, как негры, должна будет относиться к себе так же, как к ним относятся социально превосходящие белые. Такая ситуация может существовать в кастовом обществе. Подобные квазимазохистские настроения иногда встречаются среди групп меньшинств в нашем обществе, но они являются скорее исключением, чем правилом.

Таким образом, согласно наблюдениям Парка и Берджесса, релятивистская позиция Дункана была бы единственно правильной. Ассимиляция означает приобретение не одних и тех же, а 90 115 сходных 90 116 установок, и только по отношению к определенной ценности в данное время. Короче говоря, ассимиляция относится не к одному процессу, а к ряду процессов, связанных с становлением членом сообщества . Эти процессы бесконечно различаются в зависимости от природы конкретного сообщества, тех, кто должен быть ассимилирован, и различных других факторов, которые будут обсуждаться в разделе II.

Если мы определим ассимиляцию вольно и условно как процесс вхождения в сообщество, то проблема определения вновь встанет остро. Общину мы определим как совокупность людей, поставленных в зависимость друг от друга общими материальными и психологическими потребностями и сознающих свою взаимозависимость.

С этой точки зрения ассимиляция является вопросом социальной этики и социальной политики. Ассимиляция как объективное понятие в настоящее время отсутствует; скорее это отражение различных представлений об «американизации». Таким образом, у Парка и Берджесса мы находим переход от квазипринудительного понятия «сходства мнений» к либеральному понятию культурных вариаций. Генри П. Фэирчайлд, у которого другое представление об американизации, определяет ассимиляцию как гибкий процесс, посредством которого национальность сохраняет свое единство, допуская при этом представителей других национальностей». [13] Саймонс различает два «метода» ассимиляции: «принудительно-аристократический», практиковавшийся в царской России, и «толерантно-демократический», встречавшийся в США. Этот последний является «подлинным» методом ассимиляции. [14] Некоторая снисходительность проявляется в отношении к иммигрантам не только со стороны профессиональных американизаторов, но и социологов. «Мы должны поступать так, как мудрый врач обращается с больными душой людьми, за беды которых мы не несем ответственности, но которые стали неотъемлемой частью нашей жизни», — говорит Х.А. Миллер». [15]

В Fine ассимиляция определяется не как то, что существует, а как то, что должно или не должно существовать. Этический императив интегрально связан с понятием ассимиляции в случаях анализируемых писателей.

Сделав эти выводы, на нас ложится бремя исследования реальных процессов, связанных с тем, что мы определили как ассимиляцию в эвристических целях.

Ассимиляция как процесс

«Факторы», участвующие в ассимиляции, можно схематически изобразить следующим образом:

A. Мир переживаний ассимилянта.

  1. Культурное кондиционирование.
  2. Личностно-социальная обусловленность. [16]

B. Ситуация перехода.

  1. Объективные характеристики ассимилянта и его семьи (возраст, род занятий, доход, образование, состояние здоровья и т. д.) на момент перехода между двумя общинами.
  2. Отношения.
    а. По поводу его миграции.
    б. Классовое или групповое сознание.
    с. Жизненные цели.
  3.  Возможные факторы: травматические или эйфорические переживания.

C. Природа нового сообщества.

  1. Размер и функция: является ли сообщество реальным или
    псевдосообществом?
  2.  Отношение к приезжим вообще и к
    конкретным классам приезжих (профессиональным, этническим).
  3. Наличие вертикальной подвижности.
    а. Экономические возможности.
    б. Возможности для социальных контактов и участия.

Эти «факторы» не могут быть количественно измерены, и нельзя обобщать их качественную силу в полевых условиях. Определенный «фактор» может работать как за, так и против ассимиляции, в зависимости от обстоятельств. Обобщение и предсказание еще больше усложняются тем фактом, что личностная, субкультурная обусловленность часто превосходит культурную обусловленность . Это утверждение нуждается в уточнении.

Типы личности часто отождествляли с культурными и национальными группами, и эти сомнительные с научной точки зрения классификации все еще практикуются. Так, Пак писал в 1928 году: «Большинство, если не все, характеристики еврея, определенно его выдающееся положение как торговца и его острый интеллектуальный интерес, его утонченность, его идеализм и отсутствие исторического чувства, являются характеристиками города. человек, человек, умеющий действовать мудро, живет предпочтительно в гостинице, короче говоря, космополит». [17]

Пак написал это, пытаясь представить эмансипированного еврея идеальным типом «маргинального человека», который сам по себе является еще одним идеальным типом. Похоже, что это определение было взято со страниц книги Вернера Зомбарта Die Juden und das Wirtschaftsleben [18] , о которой коллега Зомбарта Лухо Брентано сказал, что это «один из самых обескураживающих результатов немецких научных исследований». Идеальный тип «незнакомца» Зиммеля обладает сходными характеристиками. Он обладает объективностью, уверенностью, свободой от условностей. Отношения, в которые он вступает, «абстрактны», т. е. основаны на конкретных материальных интересах, а не на чувствах общности сознания рода. [19] Этот тип чужака, как и маргинал, характерен только для определенного слоя чужаков или мигрантов. Совершенно очевидно, что целая этническая группа не может быть отнесена к идеальному типу идеального типа чужака.

Второй вопрос, который мы должны задать: что такое культурная группа? Ответ можно довольно легко найти в первобытном обществе, хотя гомогенность первобытных обществ сильно преувеличена. В современном «космополитическом» обществе проблема гораздо сложнее. Ни один человек не участвует в полной мере во всех аспектах культуры, культуры, которая, кроме того, полна амбивалентностей и противоречивых моделей. Линтон выделяет следующие категории элементов культуры: « Универсалии , общие для всех здравомыслящих, взрослых членов общества; специальности , общие для представителей определенных социально признанных категорий лиц, но не общие для всего населения; и альтернатив , которые являются общими для определенных индивидуумов, но которые не являются общими для всех членов общества или даже для всех членов общества или даже для всех членов социально признанных категорий». [20]

Таким образом, говоря о «культурных группах», мы должны опасаться предположения об однородности. Любопытно, что этот факт был признан писателем Людвигом Льюисоном до того, как многие социологи признали его важность. Он писал: «Само существование движения американизации… показывает… разлад, преждевременность… Американизация означает, конечно, ассимиляцию. Но это пустая концепция, просто крик ярости и тирании, пока не будет дан ответ на вопрос, который никогда бы не был задан, если бы ответ созрел: ассимиляция чего? К какой гомогенной культуре?» [21]

Следующая «полевая ситуация» является примером однородности. Летом 1939 года писатель провел четыре недели в добровольном трудовом лагере, где находились американцы и европейцы-беженцы обоего пола в возрасте от 16 до 22 лет. В основном это были студенты из высшего среднего класса. Лагерем управляли директор (беженец), персонал (преимущественно американец) и выборный совет отдыхающих (смешанный). Возникло несколько интересных ситуаций.

Несколько решений, принятых советником группой в целом, например, введение комендантского часа, были проигнорированы как туземцами, так и беженцами. Участие в обсуждении этих решений и поднятых ими проблем было чрезвычайно активным. Наиболее обсуждаемой проблемой была проблема установочных упражнений. По этому вопросу лагерь разделился на две части, которые автор назовет «утилитарной» и «коммунальной». Первая группа утверждала так: «Польза от подготовительных упражнений носит исключительно личный характер. Группа в целом не пострадает от отсутствия отдельных лиц в этой деятельности, и, следовательно, участие должно быть факультативным».

Вторая, или «общинная», группа рассуждала следующим образом: «Одна из главных функций этой деятельности заключается в ее общинном характере. Материальные выгоды, получаемые каждым человеком, несущественны и неуместны; тот факт, что группа начинает день вместе, является наиболее важным. Поэтому деятельность должна быть обязательной».

В конце концов вопрос был скомпрометирован в пользу факультативных упражнений, поскольку обе стороны согласились, что бесполезно узаконивать чувство общности, если оно не может возникнуть спонтанно.

Что касается нашей проблемы, важно, что членство в этих двух противоборствующих группах было примерно поровну разделено между туземцами и беженцами. Навскидку можно предположить, что большинство американцев принадлежало бы к утилитарно-анархической школе, а большинство европейцев — к общинно-компульсивной. На самом деле такого раскола не было. Некоторые американцы находились под влиянием философии трудового лагеря, зародившейся в Европе и, следовательно, подчеркивавшей важность коллективных действий. Некоторые беженцы, с другой стороны, сознательно восставали против любого принуждения, даже если оно было демократическим, утверждая, что Соединенные Штаты должны быть «свободной страной». Другие мотивы, несомненно, носили в основном личный характер и основывались на неприязни к проводившему упражнения, чувстве физической неполноценности, лени. Однако здесь важна не мотивация, а то, как она была рационализирована.

Хотя этот «эксперимент» ничего окончательно не доказывает, он содержит данные о том, что по крайней мере в одной конкретной жизненной ситуации «особые связи», «альтернативы» и личностно-социальная обусловленность пересекают культурные «универсалии» в поведении достаточно однородного человека. группа. Можно возразить, что противодействие некоторых беженцев принуждению было прямой реакцией на их европейский опыт, примером иррадиации. Эта гипотеза не подтверждается наблюдениями автора. Г.В. Олпорт и его коллеги приходят к аналогичным выводам в своем исследовании беженцев, основанном на интервью и анализе автобиографий. Эти авторы подчеркивают «притяжение знакомого» в опыте беженцев, когда они сталкиваются с новыми ситуациями, а также «устойчивую постоянство личности». «Выдающимися являются приверженность жертвы знакомым сценам и действиям и их настойчивость в достижении поставленных целей». [22]

В анализируемых нами определениях ассимиляции не упоминается базовая структура личности как фактор ассимиляции. В некоторых отношениях эта структура личности может быть прямым продуктом универсальной модели культуры, но, как указывает Линтон, «необходимо четко помнить, что базовая структура личности является абстракцией и производным от культуры. От использования такого понятия в культурных исследованиях до приравнивания базовой структуры личности любого общества к личному характеру индивидуумов, составляющих это общество, очень далеко». [23]

Выводы

В статье сделана попытка указать на отсутствие объективного понятия ассимиляции, условно установить ассимиляцию как процесс вхождения в сообщество и проанализировать этот процесс. Авторское определение ассимиляции, конечно, расплывчато и условно, может быть, даже тавтологично. Но автор придерживается мнения, что предпочтительнее развивать концепцию от анализа действующего процесса к созданию концепции, основанной на суждениях о том, как должен происходить процесс. Если объективность необходима для разумного социального действия, то социолога, несомненно, должны интересовать способы, которыми действуют люди, независимо от того, можно ли отнести их действия к той или иной категории.

Взято из Общественных сил , 21 (октябрь 1942 г.), 35-39. Воспроизведено с разрешения автора и издателя.


  1. «Социальная ассимиляция», American Journal of Sociology , VI, 791. ↵
  2. Introduction to the Science of Sociology (Chicago: University of Chicago Press, 1924), p. 735. ↵
  3. Introductory Sociology (Нью-Йорк: American Book Co., 1939), с. 495. ↵
  4. «Исследование в процессе ассимиляции», Публикации Американского социологического общества, XXIII, 184-7. ↵
  5. Кимбалл Янг, «Приспособление», Энциклопедия социальных наук , I, 438-9. ↵
  6. E.W. Burgess, «Accommodation», ibid ., стр. 403-4. ↵
  7. Введение в социологию , с. 452. ↵
  8. Под «расами» Саймонс подразумевает этнические группы вслед за Гумпловичем. ↵
  9. Некоторые авторы используют это понятие именно в этом смысле. См. Огберн и Нимкофф, Социология (Бостон: Houghton Mifflin, 1940), с. 383. ↵
  10. Оп. цит. ., с. 736. ↵
  11. Там же ., с. 758. ↵
  12. «Assimllation», Encyclopaedia of the Social Sciences , I, 281-3. ↵
  13. Ошибка плавильного котла (Нью-Йорк: Little, Brown, 1926), с. 136. ↵
  14. Мест. соч. ., стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *