Ассоциативное запоминание – Как развить свою ассоциативную память, как она влияет на человека?

Ассоциативный метод запоминания. Другие методики.

Ассоциативный метод запоминания основан на связывании уже известной информации с новой с добавлением движения и эмоций. Для запоминания новой информации её необходимо связать с уже существующей. Чтобы отпечаток в памяти был более сильным в процесс запоминания добавляем движение (например: самолет летит, собака лает) и эмоции (чем сильнее эмоция тем белее запоминается то или иное действие, объект; например: самолет падает, горит; собака больно кусает; также используется дисгармоничность, абсурд, например: самолет лает на собаку).

Этот метод успешно используется в сочетании с другими. Ассоциативный метод применяется для запоминания текстов: текст разбивается на части, в которых можно выделить основную мысль, эту мысль нужно связать со словом-образом. Так текст будет представлять для вас набор образов, которые и будут тянуть цепочку информации связанной с ними. Чем удачней выбран образ, тем больше вы сможете вспомнить. Давайте посмотрим как запомнить речь с помощью ассоциаций. Также как и с текстом необходимо выделять суть, главные мысли, затем в воображении рисуем картинки для каждой мысли, последовательность картинок и будет представлять речь.

По началу это кажется неудобным: сколько времени же займет составление этих образов? На то она и техника – её сначала нужно освоить, потом вы будете делать это не сознательно, то есть не задумываясь. Со временем качество и скорость запоминания будут расти.

Важно отметить: во многих книгах пишут, что при запоминании текста необходимо его перечитывать пока не разберете его “по полочкам”. Но это не естественный процесс работы мозга, в природе нет повторов, каждый случай уникален и может быть последним. Приучайте свой мозг к быстрому (моментальному) фиксированию информации (он это может!), я сейчас не говорю о понимании, для этого действительно нужно время. Начните с малозначимых вещей, где ошибиться не страшно и можно что-то забыть. Попробуйте не записывать, например, продукты за которыми пошли в магазин и т.п. Запомните ненужный вам номер. И запомните память можно и нужно тренировать. Для этого надо знать Что такое Память.

www.braintools.ru

Ассоциативный метод. Наедине с памятью

Ассоциативный метод

Одним из самых блестящих ораторов в мировой истории был знаменитый государственный деятель Римской республики Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Приводя в своих выступлениях множество фактов, он никогда не пользовался записями.

Современники поражались его феноменальной памяти, но секрет его ораторского искусства был не только в редких способностях, но и в умении использовать при запоминании технические приёмы. Перед своими выступлениями в римском сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел своей речи с определённым уголком своего дома. Затем при произнесении речи, в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести всю речь, не прибегая ни к каким записям. Принцип, на котором основывалась техника памяти Цицерона, сходен с методом-ключевых слов.

Цепочка ключевых слов в данном случае представляет собой различные уголки дома, и новая информация связывается при напоминании с каждым из них. Метод Цицерона предполагает наличие в сознании некоторой условной, прочно запечатлённой в памяти схемы, с элементами которой ассоциируются сведения, подлежащие запоминанию.

Метод ассоциаций основан на том, что каждый, кто захочет им воспользоваться, должен прочно заучить список, например, из 20 или более слов вместе с их порядковыми номерами. Это список ассоциаций. Повторяем: он должен быть заучен, как таблица умножения. Так, чтобы его можно было вспомнить в любое время и с любого места внутри списка. Откуда появится у вас такой список? Если среди читателей этой книги встретятся те, кто в своё время знакомился с циклом статей «Узелок на память», публиковавшимся в «Неделе», то они, вероятно, вспомнят список, который предлагался там для запоминания. Обычный список слов — и всё. В этой книге вам предлагается более совершенная модификация ассоциативного метода, в этом варианте слова для списка функциональны. Поэтому для начала ознакомьтесь с основными приёмами составления словесно-числового списка. Прежде всего вам необходимо запомнить таблицу цифро-буквенного кода.

Цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Буквы г д к ч п ш с в р н
ж т х щ б л з ф ц м

Это легко сделать, если обратить внимание на то, что, как правило, буквы либо созвучны с цифрами, с которыми они сочетаются 2 (два) — д, т; 5 (пять) — п, б; 4 (четыре) ч; 6 (шесть) — ш; 7 (семь) — с, з; 0 (нуль) — н, либо сходны написанию. Так, 1 сходна по написанию с г, к состоит из да палочек и одновременно созвучна х. 9 — это перевёрнутое р. Г и ж в латинском алфавите обозначаются одной в той же буквой. Специального запоминания требуют буквы щ, л, ц, м, и, м.

Теперь можно составить список ив 100 слов, включающих в себя те согласные, которые определяют порядковый номер слова.

Предлагаем вам возможное начало такого списка. 1—ёж; 2 — яд; 3 — ухо; 4— щи; 5 — Обь; 6 — аул; 7— усы; 8— ива; 9 — яйцо; 10 — огонь; 11 — гагара; 12 — год; 13—гайка; 14 — гуща; 15 — губа; 16 — галка; 17— гусак; 18 — гвоздь; 19 — гора; 20 — дом и т. д.

Необходимо отметить, что для слов с порядковыми номерами от 1 до 9 значимая буква — единственная согласная в слове, для слов с двузначными порядковыми номерами — это первая и вторая согласные.

На основе цифро-буквенного кода составьте для себя список из 100 слов. Например: 43— чайка; 87 — овёс; 46— чашка; 99 — царь; 30 — конь; 40 — щенок; 77 — сазан; 100 — Жанна и т. п. При этом крайне важно, чтобы выбранные вами слова имели конкретный, наглядно-образный характер, чтобы их можно было представить себе зрительно. При запоминании новых слов с помощью составленной вами сетки вы также должны устанавливать образные связи, причём чем более необычна эта связь, тем лучше.

Понятно, что вам придётся потрудиться при составлении словесно-числового списка, а также при его запоминании, но эти затраты с лихвой окупаются, о чём свидетельствуют письма читателей «Недели».

Прежде чем перейти к подробному описанию ассоциативного метода запоминания информации, мы должны сказать, что описанные здесь основные принципы составления словесно-числового списка и цифро-буквенный код были изложены в письмах читателей «Недели» С. С. Блинкина из Харькова и П. А. Скобелева из Челябинска. Откликаясь на публикацию уроков по тренировке памяти, эти читатели сообщили, что в течение не одного десятка лет они хранят в памяти сетку слов, составленную ими, и успешно применяют её для запоминания.

Теперь, когда у вас есть не произвольный, а вами созданный и творчески осмысленный список слов, можно любые факты и слова, подлежащие запоминанию, связать со словом из списка ассоциаций.

Предположим, вам нужно запомнить слова: 1 — вор; 2 — сосна; 3 — универсам; 4 — роза; 5 — автомобиль и т. д. Словесно-числовой список может подсказать вам такие ассоциации, как «вор», схвативший в темноте «ежа»; «универсам», расположенный на «ухе»; «автомобиль», плывущий по «Оби».

Что такое словесно-числовой список вообще? В известном смысле, он представляет собой цепочку «ключевых слов, с помощью которых можно запоминать и воспроизводить любые запоминаемые факты, события, перечни и т. д. Преимущество списка ассоциативных слов в противоположность методу цепочки ключевых слов заключается в том, что вы можете пользоваться одним и тем же списком для запоминания всё новых и новых сведений. Главное, хорошо запомнить список ассоциативных слов, вы сможете пользоваться им всю жизнь.

Список ассоциативных слов очень легко применять на практике. Важно уметь образно представлять слова, входящие в список ассоциаций. Эти образы должны ясно и отчётливо укорениться в вашей памяти, с тем чтобы вы могли в любое время связать информацию, которую хотели бы запомнить, со списком ассоциативных слов.

Столкнувшись с задачей, например, запомнить список слов, вы просто должны по порядку связывать каждое из слов предложенного вам списка с соответствующим ему словом из списка ассоциаций. Примеры связи слов ассоциативного списка с запоминаемой информацией были предложены выше. Из примеров ясно, что никаких ограничений на создание образной связи нет. Важно лишь, чтобы вы создавали свои собственные ассоциации.

Положим, вы связали все предложенные вам слова с ассоциативным списком. Теперь хорошо запомните эти ассоциации. Повторите их несколько раз. Сделав это, вы будете в состоянии все слова списка в любой требуемый момент воспроизвести. Кроме того, вы знаете, какой порядковый номер имеет каждый образ ассоциативного списка, — и поэтому можете определить порядковый номер каждого запоминаемого слова. Проверьте, сможете ли вы вспомнить данные слова через два-три дня. Если нет, то это значит, что список ассоциаций вы запомнили недостаточно образно и глубоко.

Вместо упражнения. В ассоциативном методе вы сможете потренироваться, организовав для развлечения, к примеру, своих гостей что-то вроде игры. Запишите на бумагу в ряд 20 слов (с их порядковым номером). Условие задачи: запомнить 20 слов с их порядковыми номерами. Время запоминания — 2–3 секунды на каждое слово. Кто запомнит большее количество слов вместе с их порядковыми номерами, тот является победителем. Можно сказать твёрдо, что, если вы будете единственным, кто владеет ассоциативным методом, вам гарантирована победа.

Иногда приходится слышать вопрос о том, чего больше в проявлениях выдающейся памяти, чуда природы или методики.

Феноменальную память некоторых людей часто связывают с какими-то трюками и фокусами. Но это не совсем так. Такие люди, кроме неординарных способностей к запоминанию, обладают, например, навыком сильной концентрации внимания, ярко выраженным (и тренированным) ассоциативным мышлением и более или менее сознательно выработанной техникой запоминания.

Предлагаемые нами технические приёмы помогут вам при- обрести навыки подобного запоминания.

На предыдущих страницах мы предложили вам начало словесно-числового списка, содержащего 20 слов с их порядковыми номерами, но этот список может быть значительно длиннее, достигая, скажем, 100 слов. Если твёрдо заучить эти слова и порядок их следования, можно легко устанавливать связи между словами списка и запоминаемым новым материалом.

Да, создание и запоминание списка ассоциаций — это работа. И немалая. Но представьте себе, что вам предлагают после беглого просмотра запомнить 100 каких-либо единиц информации. Нет сомнения, что в обычных условиях такое требование показалось бы вам чрезмерным или несерьёзным. Однако, располагая хорошо заученным рядом из 100 ассоциативных слов, вы не только сможете запомнить содержание, но и указать, на каком по порядку месте находятся эти единицы информации. Повторное применение ассоциативного метода закрепляет слова в вашей памяти, усилия же, которые требуются для запоминания списка, окупаются пользой, которую этот метод принесёт.

Овладение ассоциативным методом оказывает на память и общеразвивающее действие, причём не только в случае здоровой нервной системы, но и тогда, когда функция памяти имеет какой-либо дефект. Так, эффективность ассоциативного метода с использованием зрительных образов при формировании связей между информацией, которую требуется запомнить, и опорным списком слов, подтверждается исследованиями по восстановлению памяти у больных, перенёсших травму или операцию на мозге. В комплексе методик, включающих и лекарственные воздействия, успешно используется ассоциативный метод для компенсации трудностей, возникающих у больных при запоминании словесной информации, воспринимаемой на слух.

Ассоциативный метод можно применять при запоминании самого разнообразного материала. Вот некоторые из вариантов использования этого метода.

1. Допустим, на следующий день или на предстоящей неделе вас ожидает множество заданий. Составьте список из них и свяжите их в заданной последовательности со словами ассоциативного списка. (Не забывайте, что сила метода в образности связей.) Вы увидите, что запоминание окажется более надёжным.

2. Запоминание сведений, не связанных логически друг с другом: фамилии, распоряжения, статистические факты, сроки. Для этого составляется один или несколько списков такой информации, связанной с различными точками ассоциативного списка.

3. Вам нужно запомнить важную беседу, не прибегая к записям. Постарайтесь во время разговора связать информацию в логической последовательности с ассоциативным списком. Беседа не только сохранится в памяти, но и в случае необходимости может быть позднее записана при „считывании“ её по памяти.

4. Подготовка к экзамену требует, как правило, запоминания обширного материала, который также можно связать в необходимой последовательности с ассоциативным списком. Это даёт возможность не только воспроизводить материал в его логической последовательности, но и перескочить, выпустив какую-то часть, забежать вперёд или вернуться назад, не теряя при этом нити повествования.

5. Особо можно отметить эффективность этого метода при запоминании цифр. Цифры трудно запоминать, mm» что неясно, как их представить образно. Но это возможно помощью ассоциативного списка. Ниже приводится пример запоминания цифр с использованием приведённых нами слов списка.

1 — 18: ёж ассоциируется с гвоздём (например, ёж воображается с гвоздями вместо колючек).

2 — 13: яд — с гайкой (поместите гайку в хрустальный фужер с ядом).

3 — 17: ухо — с гусаком.

4 — 8: щи — с ивой.

5 — 11: Обь — с гагарой.

Для образного запоминания двузначных чисел, больше чем 20, используются остальные из 100 слов ассоциативного списка, а для запоминания чисел больших, чем 100, необходимо разбивать их на группы, каждой из которых будет соответствовать слово из ассоциативного списка.

6. Можно привести и различные другие области, где применим ассоциативный метод. Но постарайтесь определить как, где и когда вы сможете рационально его использовать, например, при большом количестве покупок.

Почему мы придаём ассоциативному методу такое большое значение? Потому что, как нам представляется, он в наибольшей мере отвечает основному замыслу книги. Действительно, ассоциации при этом вы создаёте сами, исходя не только из своего словарного запаса, но и выбирая из него наиболее близкие вам слова. Создание ассоциаций — процесс по-настоящему активный. Не надо смущаться, если ассоциации носят иногда, скажем, вычурный характер. Важно другое. Вы творите их — и не случайно при этом они выглядят подчас как подлинные произведения искусства. Примерно то же происходит и с человеческой мыслью, погружённой в источник нашей памяти, в насыщенную среду ассоциаций. Мысль превращается в произведение искусства.

Можно взять любой пример ассоциаций. При этом надо помнить, что у каждого из нас ассоциации связаны с его жизнью, биографией, его воспоминаниями. Поэтому ассоциации одного человека могут быть совершенно чужды другому…

Простейший пример ассоциации приводит Ломоносов в своей «Риторике». Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевнее дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее».

Если теперь взять первое и последнее слово этой цепочки ассоциаций «корабль — камни», может показаться, что никакой связи между ними нет.

Собственно, метод, о котором говорится в этом разделе, и направлен на то, чтобы научить устанавливать связь между таким вот «кораблём» и «камнем» и активно использовать такого рода связи при запоминании информации.

И последнее. Ассоциативный список нужно, по возможности, создавать таким, чтобы ассоциации в нём при всей их образности были однозначны и, если так можно выразиться, одного звена. Последнее означает, что каждой позиции в списке должна соответствовать только одна ассоциативная связь, но ни в коем случае не ряд сцепленных ассоциаций. В противном случае мнемотехника может подвести вас так же, как это случилось с одним машинистом из «Похождений бравого солдата Швейка» Я. Гашека, Машинист искал и не нашёл нужный ему паровоз, потому что лавина мнемотехнических уловок, предложенных ему начальником дистанции для запоминания номера поезда, была столь сложна и состояла из такого количества связей, что с её применением и собственное имя можно было забыть. Этот комический эпизод и процитировать-то невозможно, так как он занимает более двух страниц текста, посвящённого методу запоминания номера паровоза 4268.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Запоминание длинных списков предметов методом связанных ассоциаций

Метод связанных ассоциаций – мощный инструмент для запоминания списков дел, вещей и тому подобное Освоение этого метода дает очень большой стартовый рывок в развитии памяти.

Чтобы запомнить ряд слов методом связных ассоциаций, вам понадобится какой-нибудь уже заученный ряд слов. Он станет базой. Можно придумать свой ряд или взять этот:

Дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь.

Каждое слово выученного ряда вы должны связать со словом нового ряда (первое с первым, второе со вторым и так далее). Такой метод позволяет сэкономить свое время и силы, так как не придется запоминать ряд заново.

Связывать слова между собой можно так, например: дерево и солнце. Солнце светит, а дерево тянется к солнцу. Или сметана и кошка. Кошка слизывает сметану на столе.

Поскольку вы знаете базовый ряд слов наизусть очень хорошо, то вам будет совсем не трудно воспроизвести новые слова в верной последовательности, пользуясь ассоциациями.

Например, дан ряд слов:

Трава, огурец, ананас, негр, окно, конверт, стул, бутылка, квартира, дверь.

Теперь, пользуясь выученным рядом слов, в нашем случае это будет «дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь» изобразим метод в действии.

Свяжем слово траву с соответствующим словом – дом. Перед домом растет изумрудная трава. Далее огурец и помидор. Рецепт летнего салата прост: огурец + помидор. Можем использовать связку мыло с запахом ананаса, а можно: ананас, перед подачей на стол был вымыт с мылом. Негр делает записи в тетради. Солнце слепит сквозь окно. Мышь прогрызла конверт. Мандарин разбился о стул. Коробка, заполненная бутылками. Нора – мышиная квартира. Дверь вся в огне.

Теперь попробуйте воспроизвести новый список по порядку. Как много слов вы назвали верно? Такое упражнение является великолепным тренингом для памяти и развития мозга в целом.

Данный метод можно использовать для запоминания обычных дел в быту. Можно использовать, чтобы запомнить список продуктов, которые должны купить в магазинах. Если список очень большой, то запоминание, таким образом, будет очень кстати для развития вашей памяти и ассоциации.

Упражнение на запоминание ряда слов

Запомните ряд, состоящий из 15ти слов, методом связных ассоциаций:

Верблюд, потолок, компот, книга, ракета, перец, иголка, подушка, листок, сентябрь, канава, река, воздух, канат, батон.

Также попробуйте воспроизвести не только в прямом порядке, но и в обратном. Постарайтесь допустить наименьшее количество ошибок. Если у вас они возникли, попробуйте придумать более прочные связи между словами.

Еще одной возможной причиной ваших ошибок может быть плохо выученный ряд слов, на который вы опираетесь, чтобы запомнить новый ряд.

Не поленитесь выучить длинный ряд слов, который станет вашей базой. Выучен должен быть так, чтобы вы могли без запинки и всяких сложностей рассказать его. Если вас спросить что-нибудь из таблицы умножения, то вы ответите незамедлительно (если конечно знаете ее наизусть). Поэтому выучите ряд так, чтобы, потом, не напрягаясь вспоминать. Пускай это будет список из 20 слов, чтобы всегда был запас. Для такого списка можете использовать удобные для вас и запоминания слова.

Умение правильно и верно составлять ассоциативные связи между словами – залог быстрого запоминания и качественного развития памяти.

Запоминание не связанных друг с другом слов в большом количестве методом связанных ассоциация – надежный способ для развития и поддержания в тонусе вашей памяти. Главное, заниматься регулярно.

Старайтесь как можно лучшее визуально представлять Ваш у ассоциативную связь в виде рассказа. Не спешите запоминать, тратьте столько времени на запоминание, сколько нужно именно Вам. Поначалу может получаться плохо, но с регулярными тренировками будете запоминать ассоциативные ряды все лучше и быстрей. Так же не забывайте, что нужно тренироваться по 20-30 минут и делать перерыв на 20-30 минут.

Во время перерыва нельзя читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете и так далее Мозг должен отдыхать, чтобы сформировались новые нейронные связи и навык лучше закрепился.

Задание на сегодня

Держите еще один ряд слов на запоминание:

Гора, камень, камин, снег, ветер, ковер, хлопушка, звезда, земля, огурец, клавиатура, колесо, якорь, море, мост, камера, дорога, самолет, ракета, луна, солнце, звезды.

Хорошее начало! Я рад, что мы сегодня уже прошли первый урок, главное поставить цель и идти к ней. Идти равномерно, стабильно шаг за шагом без рывков и долгих остановок. Для сравнения, чукча может голыми руками убить оленя: он просто идет за ним в одном и том же темпе до тех пор, пока олень не выдохнется и не сможет больше бежать.

Урок взят из курса: Супер-память за 30 дней

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.


Другие развивающие курсы

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.


Устный счет

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.


Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Секреты фитнеса мозга

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

cepia.ru

Рекомендации по развитию ассоциативной памяти у детей дошкольного возраста "Ассоциативная память"

Ассоциативная память (рекомендации по развитию ассоциативной памяти в дошкольном возрасте)

Проблема памяти очень актуальна, не только у взрослого человека, но и в детском возрасте. Т. Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются следующие моменты:

  • недостаточная концентрация внимания

  • несоблюдение основных законов памяти

  • сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация

  • cлаборазвитая природная память

 Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать   нужный ключ к нужной двери. И здесь на помощь может прийти мнемоника. Мнемоника - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление

человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, существуют разные виды ассоциаций: тематические (например, «Фрукты»),

где объекты связаны единой тематикой;

  • фонетические, где есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь)

  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков). С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками. Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее. Придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники - одно из условий лучшего запоминания. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать так, чтобы между зрительным образом ( предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи. В своей работе с детьми я использую следующие мнемонические приемы:

- ассоциации – установление связей по сходству ( овощи; фрукты),

-смежности (предметы, объединенные общей темой, например, все фрукты), -противоположности ( все красные - зеленые, все сладкие- кислые),

-выделение опорных пунктов «зацепок» ( напр., круглая форма).

Можно использовать приемы группировки, классификации, разбиения картинок на ряды, столбцы. Находят применение метод парных ассоциативных связей, рифмовки, загадки, короткие стишки, в том числе и придуманные детьми. При разработке рекомендаций по развитию ассоциативной зрительной памяти детей учитывала, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов, а также особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей)

Основной принцип работы -  принцип индивидуального подхода.

Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционно-развивающих занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным.

В ходе реализации процесса  коррекции ассоциативной зрительной памяти важно учитывать следующие положения:

1. Начинать  проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.

2. Излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  а также  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.

3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.

5.Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6.Направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Этапы коррекции предполагают  изложение материала от «простого к сложному».

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания, алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных

или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» посредине резко отличающихся от них, потом — посредине похожих. На следующем этапе использовала демонстрационную таблицу с изображением предметов. Предлагала запомнить их, затем нарисовать по памяти эти предметы в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть тематическими, например: «Овощи», «Фрукты»

- могут быть заполнены предметами, не связанными между собой, например: домик, сумка, банан, кресло, зонт, батон.

Объясняю ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить картинки, можно использовать такой прием: придумать историю про эти картинки. Например: «Мама пошла в магазин»

Первоначально психолог сам рассказывает эту историю, демонстрируя каждую картинку показом:

-мама пошла в магазин ,

-взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь ( показать на сумку и зонт),

-купила в магазине молоко, яблоко и вишню ( показать соответствующие картинки),

-потом отправилась домой ( показать на домик),

-пришла домой, устала мама, замерзла, села в кресло – отдохнуть (показать кресло) и погреется (показать на батарею)

Еще один вариант истории: Мама варила суп

Тему предлагает психолог, дети сами, сообща, придумывают историю. Коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

В последующем, дети сами придумывают и тему истории, и саму историю.

(примеры демонстрационных таблиц)

Вывод: использование на коррекционно-развивающих занятиях эффективных способов ассоциативного запоминания позволяет улучшить качество знаний, добиться стопроцентного запоминания предлагаемого материала, развивать познавательные интересы

Литература:

1.Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». : Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006

2. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

3.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 с 328

4.Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975. (Память: 42- 103.)  5.Эльконин,  Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1962 С. 410.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 50 Белоус А.И.

город Кемерово. 2017г.

infourok.ru

Логика мышления. Часть 13. Ассоциативная память / Habr

Этот цикл статей описывает волновую модель мозга, серьезно отличающуюся от традиционных моделей. Настоятельно рекомендую тем, кто только присоединился, начинать чтение с первой части.

В предыдущей части мы показали как может выглядеть распределенная память. Основная идея заключается в том, что общий волновой идентификатор может объединить нейроны, которые своей активностью формируют запоминаемую картину. Чтобы воспроизвести конкретное событие достаточно запустить по коре соответствующий идентификатор воспоминания. Его распространение восстановит ту же картину активности, что была на коре на момент фиксации этого воспоминания. Но главный вопрос — это как нам получить требуемый идентификатор? Ассоциативность памяти подразумевает, что по набору признаков мы можем отобрать события, в описании которых присутствовали эти признаки. То есть должен существовать нейронный механизм, который позволит по описанию в определенных признаках, получить идентификатор подходящего под эти признаки воспоминания.

Когда мы говорили о распространении нейронных волн, мы исходили из того, что нейрон хранит на внесинаптической мембране те волновые картины, участником которых он является. Встретив знакомую картину, нейрон своим спайком создает продолжение уникального узора. И тут важно, что нейрон не просто в состоянии узнать волновую картину, а то, что он сам – часть распространяющегося узора. Только будучи сам частью уникальной волны нейрон способен участвовать в ее распространении.

Чтобы не запутаться в последующих рассуждениях, еще раз повторим основные свойства волновой модели коры. Если отметить нейроны, относящиеся к одному волновому узору или – другими словами – идентификатору, то получится что-то вроде набора точек, изображенного на рисунке ниже.

Взяв любое место коры и активировав элементы идентификатора, мы получим волну, распространяющуюся от активного места, повторяющую характерный для идентификатора узор (рисунок ниже).

Проходя через каждое место коры, волна будет «высвечивать» фрагмент своего уникального узора. Так, стартовав из области 1, волна, дойдя до области 2, создаст там свой предопределенный идентификатором уникальный узор (рисунок ниже).

По уникальности узора можно в каждом месте коры определить, какие идентификаторы составляют волну.

Если мы на спокойной коре в области 2 воспроизведем уже знакомый нам узор, то он также создаст волну, которая, распространившись до области 1, создаст там все тот же паттерн, характерный именно для этого идентификатора.

Из всего этого следует, что для узнавания идентификатора достаточно в любом месте коры запомнить, какой узор именно в этом месте создает волна. Это можно запомнить либо на синапсах нейрона, либо на внесинаптической части мембраны. Запоминание на синапсах приводит к вызванной активности (пакету импульсов) при узнавании, запоминание на метаботропных рецептивных кластерах позволяет получать единичные спайки при появлении знакомой волны.

Сложнее, если нам надо воспроизвести идентификатор. Для этого нам надо активировать хотя бы единичными спайками группу близко расположенных нейронов, относящихся к требуемому идентификатору. Описывая обратную проекцию и вводя несколько медиаторов, мы как раз показывали механизм, реализующий нечто подобное.

Говоря об ассоциативности понятий, мы показали, что запрос, построенный на волнах идентификаторов, возвращает набор идентификаторов понятий, ассоциативно связанных с понятиями, содержащимися в запросе.

Чтобы показать механизм извлечения воспоминаний из ассоциативной событийной памяти нам надо показать, как волновой запрос, состоящий из понятий-признаков, может выдать уникальные гиппокамповские идентификаторы воспоминаний, подходящих под этот запрос. Если мы сможем получить такой набор идентификаторов и отобрать из них один, то, запустив этот идентификатор обратно по коре, мы получим активность нейронов-детекторов, содержащих этот идентификатор на внесинаптической мембране, а это будет равносильно восстановлению всей описательной картины требуемого воспоминания.

Напомню, про нашу упрощенность и схематичность описания. Далее я изложу возможный нейронный механизм ассоциативной памяти, не утверждая при этом, что мозг работает именно так.

Опять ненадолго обратимся к строению реальных нейронов. Тело нейрона – сома – имеет ограниченную площадь и не может обеспечить места для всех синаптических контактов. Большая часть синапсов приходится на разветвленную структуру, называемую дендритом или дендритным деревом (рисунок ниже). Количество синапсов, располагающихся на дендрите, в 10-20 раз превышает количество синапсов на соме.


Формы дендритных деревьев (Greg Stuart, ‎Nelson Spruston, ‎Michael Häusser)

Было обнаружено, что нейрон ведет себя по-разному в зависимости от того, приходят ли сигналы на синапсы на одну или на разные дендритные ветки (Shepherd G.M., Brayton R.K., Miller J.P., Segev I., Rinzel J., Rall W., 1985). Одновременный приход импульсов на синапсы одной ветки вызывает значительно более сильный ответ нейрона, чем сигнал, распределенный по разным веткам.

На основе наблюдений такого рода родилась гипотеза о том, что дендритные ветки могут играть роль детекторов совпадений (Softky, 1994). Ее суть в том, что сигналам, рождающимся в удаленных ветках дендритного дерева, для генерации спайка нейрона необходимо, чтобы были активны сегменты дендритного дерева, лежащие по дороге сигнала к соме.

Такой эффект был показан для пирамидальных нейронов (Jarsky T., Alex Roxin A., Kath W.L., Spruston N., 2005), но можно полагать, что что-то подобное свойственно и нейронам других типов.


Фазы распространения сигнала в апикальных и наклонных сегментах пирамидального нейрона гиппокампа. Сигнал возникает в апикальном пучке (красная точка) и распространяется до коллатерали Шаффера (зеленая точка). Сигнал в более близком к соме месте дендрита не позволяет далекому сигналу угаснуть и способствует возникновению спайка (Jarsky T., Alex Roxin A., Kath W.L., Spruston N., 2005)

Распространение импульса по дендриту сопровождается его значительным затуханием. По идее, влияние удаленных (дистальных) синапсов должно быть значительно меньше, чем влияние близких (проксимальных). Однако были показаны механизмы, выравнивающие вклад таких синапсов, что вылилось в концепцию «демократии синапсов» (Clifton C. Rumsey, L. F. Abbott, 2006 ). Выравнивание вклада синапсов вдоль ветки дендрита позволяет рассматривать ветки как самостоятельные логические элементы, сигналы которых каким-то образом далее обрабатываются нейроном. Это означает, что теоретически, меняя конфигурацию дендрита и реакцию сомы, можно получить нейроны с различными логическими свойствами.

Например, в популярной концепции «иерархической темпоральной памяти» Джеффа Хокинса применяются нейроны, использующие автономные элементы, работающие в режиме «или» (рисунок ниже).


Модель нейрона с набором дендритных логических автономных элементов в сопоставлении с пирамидальным нейроном (Хокинс, 2011)

Вполне уместно предположить, что и реальный мозг оперирует нейронами с существенным разнообразием свойств.

Теперь перейдем, собственно, к описанию ассоциативной событийной памяти. Предположим, что у нас есть нейроны двух типов, образующие плоскую кору. Рецептивные поля этих нейронов охватывают некую локальную область своего окружения, куда попадают нейроны обоих типов. Условно разнесем их на два слоя, помня при этом о перекрестном распределении связей.

Зададим нейроны первого типа такими, чтобы они распространяли волну информационного идентификатора. Нейроны же второго типа заставим распространять исключительно волны идентификаторов гиппокампа (рисунок ниже).


Распространение двух независимых волн на нейронах с разным типом медиатора

Для этого разведем их аксоны и внесинаптические рецепторы по используемым медиаторам (таблица ниже). Обратите внимание, что для задания волнового распространения синаптические рецепторы нам не важны.

Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 A A
Тип 2 B B
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона

При таком задании медиаторов и рецепторов волны на двух слоях никак не будут влиять друг на друга.

Теперь усложним нейроны второго типа, сделаем их дендритные деревья состоящими из двух типов веток, отличающихся внесинаптическими медиаторами. При моделировании однородные ветки можно объединить и в результате оставить два дендритных сегмента, работающих по принципу «или» (таблица ниже).

Сегмент Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 A A
Тип 2 1 B B
2 A
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона. Нейроны второго типа имеют два дендритных сегмента с рецепторами, чувствительными к медиаторам разного типа

Предположим, что пока шло обучение нейронов тому, как распространять волны идентификаторов, у нейронов второго типа был заблокирован второй сегмент, чувствительный к «чужому» медиатору. Вся информация, необходимая для формирования волн, у нейронов второго типа будет откладываться на внесинаптической памяти первого сегмента.

Если теперь мы включим вторые сегменты, то на них начнется запоминание волновых картин, распространяющихся по нейронам первого типа. Будем полагать, что внесинаптическое запоминание происходит в момент, когда нейрон генерирует спайк. При этом фиксируется не моментальная картина активности на синапсах, а накопленная за весь такт распространения волны. Накопление позволит нам запомнить фрагмент волны первого уровня, даже если фазы волн двух уровней в месте запоминания не совпадают. То есть, когда нейрон второго уровня выдаст спайк, он зафиксирует картину информационной активности, даже если она была какое-то время назад.

Предположим, что мы провели один такт такого запоминания. Все нейроны второго уровня, распространяющие волну идентификатора гиппокампа, активные в этом такте, запомнят на своих вторых сегментах фрагменты информационной волны, прошедшей по нейронам первого типа. Это значит, что если мы когда-нибудь повторим такую же волну описания, то все нейроны второго уровня, которые узнают эту картину, дадут спайк. Общая картина этих спайков воспроизведет тот самый идентификатор гиппокампа, который был на момент запоминания этого информационного образа.

Так можно запоминать различные описательные картины. При повторении соответствующих описаний нейроны второго уровня будут выдавать суммарное сочетание всех идентификаторов гиппокампа, попадающих под текущее описание.

Видно, что такое запоминание крайне расточительно. Мы запоминаем каждый образ на всех активных нейронах второго типа. Хотя для воспроизведения идентификатора нам нужен всего лишь малый локальный участок, способный запустить волну. Чтобы исправить ситуацию, будем запоминать информационную волну не на всех активных нейронах второго типа, а только на тех, которые попадают в области с высокой вызванной активностью нейронов первого типа. То есть вспомним, что информация дуалистична. Она одновременно и идентификаторная волна, и активность паттернов вызванной активности. Волна даст нам узор для запоминания, а паттерны укажут места для этого.

Самый простой способ выбора места – это воспользоваться тем же полем активности, которое мы использовали для пространственной самоорганизации паттернов. В такой конфигурации запоминание можно представить так. В местах коры, где информационная картина создает паттерны вызванной активности, формируется поле активности. Все активные нейроны второго типа, распространяющие волну гиппокампа, для которых поле активности выше определенного порога, фиксируют на внесинаптической памяти картины, описываемые информационной волной.

Подав информационную волну-запрос, мы получим активность нейронов второго типа, узнавших этот запрос. Локальные группы таких нейронов будут излучать идентификаторы гиппокампа, относящиеся ко всем воспоминаниям, ассоциативно связанным с этим запросом.

Мы показали, как могут фиксироваться и восстанавливаться уникальные идентификаторы воспоминаний. Ранее мы показали, что если на нейронах-детекторах хранить память о таких уникальных идентификаторах, то можно восстанавливать образы, соответствующие запомненным моментам. В таблице ниже приведена возможная конфигурация медиаторов для такой памяти.

Сегмент Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 1 A A
2 B
Тип 2 1 B B
2 A
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона. Двусвязная конфигурация

Задание области запоминания через поле активности – достаточно грубый инструмент. Есть вполне очевидные пути по совершенствованию конструкции. Например, можно через синаптическое обучение нейронов второго типа создать из них области, соответствующие понятиям, находящимся в этом месте коры. Используя концепцию дендритного детектора совпадений, можно сделать так, что активность понятия будет обязательным условием, как для записи, так и для обратной генерации идентификаторов воспоминаний, связанных с этим понятием.

Вообще же богатство инструментария, которое предоставляет волновая модель коры с многосекционными нейронами, позволяет реализовывать достаточно сложные и интересные конструкции. Ограничимся пока уже приведенными самыми простыми схемами, чтобы окончательно не запутать повествование.

Использованная литература

Продолжение

Предыдущие части:
Часть 1. Нейрон
Часть 2. Факторы
Часть 3. Персептрон, сверточные сети
Часть 4. Фоновая активность
Часть 5. Волны мозга
Часть 6. Система проекций
Часть 7. Интерфейс человек-компьютер
Часть 8. Выделение факторов в волновых сетях
Часть 9. Паттерны нейронов-детекторов. Обратная проекция
Часть 10. Пространственная самоорганизация
Часть 11. Динамические нейронные сети. Ассоциативность
Часть 12. Следы памяти

Алексей Редозубов (2014)

habr.com

Ассоциативная память. Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер]

Ассоциативная память

Говорят, что память держится на трех китах: ассоциациях, запечатлении, повторении. Но обязательно ли придерживаться этой модели? Догадливые читатели без труда увидят аналогию с древними представлениями о мироустройстве и о Земле, имеющей плоскую поверхность. Но обязательно ли придерживаться этой модели? Впрочем, пока старая модель вас устраивает, можно с успехом пользоваться ею в повседневной практике.

Ассоциации – это невидимые зацепки, прочно связывающие то, что мы уже хорошо помним, с тем, что требуется закрепить в памяти.

Ассоциативную память можно и нужно развивать и тренировать. При приложении сознательных усилий поиск ассоциаций будет происходить гораздо быстрее, а со временем навык может перейти на бессознательный уровень, ассоциации будут находиться сами собой и запоминать информацию станет все легче и легче.

Но хватит теории, пора переходить непосредственно к простым и совершенно необременительным упражнениям!

Итак, вы прочитали 50 слов, представляя соответствующие образы как можно ярче, в цвете и движении. А теперь постарайтесь связать все слова в один длинный рассказ или в несколько коротких: кошка, дом, машина, яблоко…

Ключ

Бело-рыжая КОШКА зашла в ДОМ из красного кирпича, прошла во встроенный гараж, села в малиновую МАШИНУ, выехала на автостраду и стала, управляя рулем левой лапой, грызть зеленое ЯБЛОКО, держа его правой лапой.

И так далее. Если попадается слово, которое никак не подходит для рассказа, вы можете либо пропустить его, либо оборвать рассказ и начать новый.

Вспоминать слова на данном этапе развития памяти нет никакой необходимости. Это вы будете делать чуть позже, причем легко и играючи. Сейчас же я не рекомендую перегружать себя сложными упражнениями. Хотите достигнуть очень высокого уровня памяти? Для большинства людей эффективнее двигаться, наращивая уровень сложности понемногу, зато регулярно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ассоциативная память. Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера

Ассоциативная память

 А теперь поговорим, как выглядит работа памяти, если описывать ее на абстрактном уровне.

 Представьте себе, что в тот момент, когда вы читаете эти строки, появляется неизвестный вам человек. Вы не знаете о нем ровным счетом ничего. У вас тут же образовывается новое понятие внутреннего языка, построенное на базе тех, которые активизировались в данный момент. Это может быть обстановка, в которой вы находитесь, или нечто, чем вы занимаетесь здесь и сейчас, внешний вид этого человека, лица, похожие на него, чувства (этот человек приятный, неприятный), даже отвлеченные мысли. Все элементы, которые образовали новое понятие,— это и есть ассоциации. Когда вы в следующий раз увидите этого человека, в вашем текущем представлении произойдет узнавание, активируется понятие, связанное с ним, и образуется еще одно новое понятие внутреннего языка. Новое понятие будет ассоциативно связано с существующим понятием «этот человек» и связано с картиной текущего представления, сопутствующей второй встрече. Каждый раз, когда вы будете встречать этого человека вновь или думать о нем, он будет включен в систему образования очередных более сложных понятий внутреннего языка.

Мы постоянно запоминаем все, что с нами происходит. Процесс запоминания — это некая фиксация текущего представления.

Зафиксированное текущее представление, соответствующее какому-либо событию, можно трактовать как самостоятельное понятие внутреннего языка.

Множество единичных воспоминаний, относящихся к одному и тому же явлению, также можно трактовать как одно понятие внутреннего языка.

Понятия внутреннего языка связаны со всеми другими, которые были активны на момент его образования (составляли текущее представление). Такие связи называются ассоциативными.

Вспомнить что-либо — это фактически восстановить то текущее представление (или последовательную смену текущих представлений), которое соответствовало вспоминаемому явлению.

 Итак, окружающий нас мир отражен в нас в виде текущего представления. Активны те понятия внутреннего языка, которые соответствуют настоящему моменту. Активность одних понятий является импульсом для активизации других, ассоциативно с ними связанных. При этом вероятность активации какого-либо ассоциативно связанного понятия, а иначе говоря, воспоминания, тем выше, чем большее количество активных ассоциативных связей задействовано.

 Чтобы понять, о чем идет речь, нам достаточно перечисления характерных признаков. Так, если мы слышим: «круглый», «вкусный», «бисквитный», то у нас сразу всплывает: «торт». Если далее мы предоставлены сами себе и у нас нет каких-то новых вводных, меняющих текущее представление, то не исключено, что мы вспомним какие-либо конкретные торты, которые мы видели в своей жизни, какие-либо истории, связанные с тортами, и так далее.

 Если какое-либо явление встречается нам достаточно часто, то количество ассоциаций, связывающих соответствующее понятие внутреннего языка с другими, постоянно увеличивается. Такое понятие легче вспомнить, оно чаще приходит в голову в ассоциации с другими. Такие понятия можно назвать стереотипами.

 Именно на этом принципе построена реклама. Ее задача — не столько проинформировать о существовании какого-либо товара, сколько сформировать стереотип, поскольку каждый раз, когда мы видим рекламу, мы, хотим того или нет, фиксируем это событие, обогащая понятие внутреннего языка, соответствующее рекламируемому предмету.

 Вся прожитая жизнь остается с нами в виде воспоминаний. Из них какие-то — яркие и детальные, какие-то — смутные и нечеткие. Однако если правильно подобрать ассоциации, то можно вспомнить о любом событии, которое было в нашей жизни. Совсем не так обстоят дела с ранними детскими воспоминаниями. Их — как будто просто нет. С какого-то возраста мы помним многое, а вот более ранний возраст оставил лишь отрывочные образы. Еще раньше — как отрезало.

 Объяснение этому феномену достаточно простое. Поскольку память — это фиксация текущего представления, а текущее представление складывается из набора понятий внутреннего языка, то у ребенка в раннем возрасте набор понятий пока еще крайне скуден. Соответственно, запоминание происходит в крайне ограниченных «терминах», при не настолько богатых, как у взрослого, ассоциативных связях, относящихся к конкретному воспоминанию. На ранних стадиях развития ребенка большинство явлений еще не распознается, и они не могут оформиться в понятия внутреннего языка. Именно поэтому ранние детские воспоминания недоступны для нас. Но это не значит, что их нет. Они просто написаны на «другом языке» — более бедном, еще не содержащем тех понятий, которыми мы будем оперировать впоследствии. Однако по мере обучения ребенок формирует все более сложный внутренний язык. Наши умения распознавать предметы, лица людей, звуки, членораздельную речь и многое другое — это и есть, по сути, наши ранние детские воспоминания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о