Ассоциация это в психологии: значение слова в психологии, виды ассоциаций

значение слова в психологии, виды ассоциаций

Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определёнными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями. Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки. Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Значение слова термина ассоциация – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов. Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению. Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми. Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

это, определение слова, понятие. Что такое Ассоциация, значение, словарь, энциклопедия

Skip to Main Content Area

Ассоциация [лат. associatio — соединение] (в социальной психологии) — группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих А. в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они, как правило, проходят путь позитивного группообразования и превращаются в общности высокого уровня социально-психологического развития. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественно направленных организации и руководства такие А. легко превращаются в корпоративные сообщества чаще всего закрытого типа.

А.В. Петровский

Ассоциация

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Ассоциация [лат. associatio — соединение] — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и…

Ассоциация

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. associatio – соединение), связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.

Ассоциация

Философский словарь

[лат. ad — при, socio — соединяю, сочетаю] — связь между элементами психики, благодаря которой появление одного из образов в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный. Физиологическую основу ассоциации составляет механизм образования временной нервной связи, т.е….

Ассоциация

Психологический словарь

(от лат. associatio — соединение) — связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии — было предложено выделять ассоциации…

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

(от лат. associatio — соединение) — возникающая в опытеиндивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление др…

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

(Association; Assoziation) — связь идей, восприятий и т. д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости.Свободная ассоциация во фрейдовском толковании сновидения: спонтанные идеи, являющиеся человеку во сне безотносительно к ситуации сна….

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

(лат. associatio — соединение). Форма связи двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и др.), выражающаяся в том, что возникновение одного из них стимулирует появление другого или нескольких. Явление ассоциативной связи между…

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. associatio — соединение. Категория. Мнемический процесс. Категория. Установление в результатеопыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и…

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

(лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Ассоциация

Психологическая энциклопедия

(от лат. associatio — соединение) — связь между двумя психическими элементами, возникшая в результатеопыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу…

Поделиться:


ассоциация | психология | Британика

ассоциация

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
теория смежности ассоциативное обучение свободная ассоциация сходство классификация

Просмотреть весь связанный контент →

ассоциация , общий психологический принцип, связанный с явлениями припоминания или памяти. Первоначально принцип гласил, что акт запоминания или припоминания какого-либо прошлого опыта также выдвигает на передний план другие события или переживания, которые стали связаны одним или несколькими конкретными способами с вспоминаемым опытом.

Со временем применение этого принципа было расширено, чтобы охватить почти все, что могло произойти в психической жизни, кроме первоначальных ощущений. В результате ассоциационизм стал теоретической точкой зрения, охватывающей всю психологию.

Понятие «ассоциация идей» впервые было использовано английским философом Джоном Локком в «Эссе о человеческом понимании» (1690). Шотландский философ Дэвид Юм утверждал в году «Трактат о человеческой природе» (1739), что основными формами ассоциации являются сходство, близость во времени или месте, а также причина и следствие.

Дополнительная информация по этой теме

юмор: ассоциативные модели

Смех или улыбка также могут быть вызваны стимулами, которые сами по себе не комичны, а являются знаками или символами, заменяющими устоявшиеся…

В The Principles of Psychology (1890) американский философ и психолог Уильям Джеймс сместил акцент с ассоциации идей на ассоциацию центральных нервных процессов, вызванных перекрывающимися или непосредственно следующими друг за другом раздражителями.

В 1903 г. русский физиолог Иван Петрович Павлов предположил, что любое поведение может быть производным от исходных и условных рефлексов.

Теории условных рефлексов и многие бихевиористские теории начала 20-го века проистекают из ассоциативной психологии поведения, а это означает, что они подвергались той же критике, что и доктрины ассоциации идей. Американский психолог Эдвард Л. Торндайк, например, показал, что простое повторение практически ничего не делает для установления связи между стимулом и реакцией. Одни исследователи утверждали прямое влияние знания результатов, другие, например, американский психолог Кларк Л. Халл (9).0019 Principles of Behavior , 1943) дал полный отчет об обучении, основанном на снижении потребности, то есть на снижении силы побуждения, связывающего стимул и реакцию в различных экспериментальных условиях.

Хотя эти мыслители не требовали отказа от ассоциативных принципов, они выступали за более консервативное применение таких принципов. Однако были и такие, как гештальт-психологи, которые призывали к полному отказу от ассоциативизма в отношении высших психических процессов.

Ассоциативные теории как всеобъемлющие объяснительные принципы в психологии подверглись серьезной критике. В настоящее время очень немногие психологи, если таковые вообще имеются, придают этим теориям тот диапазон и силу, которые когда-то им приписывались. Однако многие согласятся, что ассоциация остается важным и эффективным принципом, действующим во всех случаях обучения на основе накопленного опыта.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Ассоциация (психология) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по этому вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В психологии ассоциации — это отношения между концептуальными сущностями. Это отношения между объектами, чувствами и идеями. Человеческий мозг состоит из большой нейронной сети; эта сеть способствует ассоциативным процессам и является основой, на которой было предложено несколько моделей функции памяти. Память представляется структурированной как ассоциативная сеть, которая служит для информирования об отношениях между различными вещами. [1]

Содержание

  • 1 Обзор
    • 1.1 Память
    • 1.2 Павловское/Классическое кондиционирование
    • 1.3 Оперативное кондиционирование
    • 1.4 Неявная ассоциация
  • 2 См. также
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки

Обзор

Память

Ассоциации важны для работы мозга. Память работает как концептуальная цепочка, понятия, слова и идеи связаны между собой. Отношения существуют между объектами, такими как лицо человека, и именем, связанным с лицом. [2] [3] . Понимание взаимосвязей между различными объектами имеет основополагающее значение для эпизодической памяти, и было обнаружено, что повреждение гиппокампальной области мозга препятствует обучению ассоциациям между объектами. [4]

Павловское/классическое обусловливание

Классическое обусловливание подразумевает обучение через ассоциации. В знаменитом эксперименте Павлова кормление собаки совпало со звуками колокольчика. С помощью этой практики собака была неявно обучена ожидать еды всякий раз, когда она слышала звуки колокольчика. После обучения у собаки выделялось слюноотделение в ожидании еды, когда она слышала звонок; она сформировала ассоциацию между звонком колокольчика и подачей еды. Это называется ассоциативным обучением. [5] [6]

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание — это явное ассоциативное обучение: положительные ассоциации формируются при поощрении после выполнения задачи и отрицательные при наказании после выполнения задачи. По сути, похвала побуждает человека продолжать выполнять задачу, а наказание обескураживает. Как и в случае с классическим обусловливанием, эффект поощрения создает положительную ассоциацию с самой задачей: после обучения задача будет рассматриваться положительно или отрицательно без необходимости наказания или похвалы. [7]

Неявные ассоциации

Ассоциации можно измерить с помощью теста неявных ассоциаций, психологического теста, который измеряет неявные (подсознательные) отношения между двумя понятиями в сознании человека. Он использовался в исследованиях подсознательных расовых предубеждений. Тест измеряет ассоциации между различными идеями, такими как раса и преступность. Время реакции используется для различения ассоциаций; более быстрое время реакции является показателем более сильной ассоциации. [8]

См. также

  • Ассоциативные процессы
  • Ассоциация идей
  • Ассоциационизм
  • Понимание
  • Кондиционирование
  • Контекстные ассоциации
  • Теория двойного кодирования
  • Учебная репетиция
  • Фрагментация (шизофрения)
  • Эффект ореола
  • Законы об ассоциации
  • Пара по ассоциации
  • Память
  • Мнемоническое обучение
  • Мыслительные процессы

Ссылки

  1. ↑ Gazzaniga, Ivry & Mangun, 2009
  2. ↑ Уатье и Коллин, 2012 г.
  3. ↑ Газзанига, Иври и Мангун, 2009 г.
  4. ↑ Старк, Бэйли и Сквайр, 2002 г.
  5. ↑ Тимберлейк, 1994 г.
  6. ↑ Крисп и Тернер, 2007 г.
  7. ↑ Крисп и Тернер, 2007 г.
  8. ↑ Гринвальд, МакГи и Шварц, 1998 г.

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

  1. Crisp & Turner, R. N, R. J (2007).
    Формирование отношения. В основной социальной психологии
    , 77, SAGE.
  2. Газзанига, М.С., Иври, Р.Б., и Мангун, Г.Р. (2009). Обучение и память. В Когнитивной неврологии: биология разума , 312, В.В. Нортон.
  3. Гринвальд, А. Г., МакГи, Д. Э., и Шварц, Дж. Л. К. (1998). Измерение индивидуальных различий в неявном познании: тест на неявную ассоциацию. Journal of Personality and Social Psychology, 6 (74): 1464-1480.
  4. Старк, К. Э.Л., Бэйли, П.Дж., и Сквайр, Л.Р. (2002). Память распознавания отдельных элементов и ассоциаций также нарушается после повреждения области гиппокампа. Learning & Memory 5 (9): 238-242
  5. Тимберлейк, Вт (1994). Системы поведения, ассоциационизм и павловское обусловливание. Psychonomic Bulletin & Review 4 (1): 405-420.
  6. Ватье, Н., Коллин, К. (2012). Влияние отличительности на память и метапамять для ассоциаций имя-лицо. Память 1 (20): 73-88.

Внешние ссылки

  • Словарь истории идей : Ассоциация идей
  • Ассоциации времени: ассоциации, которые у нас есть с числами на цифровых часах
  • Сеть словесных ассоциаций: Словарь словесных ассоциаций
Психотерапия
  • Психотерапевтические подходы
  • Психотерапевтическое консультирование
  • Психотерапевтические результаты
  • Психотерапевтические процессы
  • Психотерапевтические техники
Психотерапевтические проблемы
  • Психотерапевтический прорыв
  • Психотерапевтическая нейтральность]
Другие аспекты
  • Отношение психотерапевта
  • Психотерапевты
  • Тренинг по психотерапии

В этом поле: просмотреть • поговорить • изменить

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *