Ассоцианистическая психология: 3) Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

3) Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное — бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа — только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души -рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза. Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы «Этика».

В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Надо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка. Т. Гоббс отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, «кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

Такая связь получила впоследствии название ассоциаций. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку. Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного и взрослого человека.

Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа-идеалиста и ученого Г. Лейбница. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Исследуя психику, Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слов и движения. По-иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли и Д. Юм. Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли — опыт — это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные. В своем конкретно — психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).

Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.

Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступали французские мыслители. Они объединились вокруг 35 — томной «Энциклопедии», освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии. «В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистическими были и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек — дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа». Главная практическая идея «энциклопедистов» состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо и К. Гельвеция.

4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний. Английский историк и экономист Д. Милль вернулся к представлению о том, что сознание — это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует. А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией.

Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам. Английский философ и психолог Г. Спенсер был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология. Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам, но и изучение связи сознания с внешним миром. Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию. В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души, роли бессознательного.

Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики представлений» сыграла большую роль в теории обучения. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться. Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

В итоге сложилась новая «картина организма» как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования — дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.


Обратная связь

Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Предмет, объект психологии

Выделим основные этапы развития психологии,имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.

I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.

II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя — основная научная проблема психологии на данном этапе.

III этап (XX в. ): психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.

IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.



Основной объект психологии— человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Основными задачами психологии являются:

1. Изучение законов психической жизни человека, для организации и взаимодействия людей; различных видов деятельности и оптимального формирования личности.

2. Создание достаточных условий для раскрытия личностного потенциала.

3. Исследование зависимостей психических явлений от объективных условий жизни.

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология). Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками,изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография.

Гуманитарные науки: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика.

Психология также тесно связана сестественными науками,прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

 

 

Вопрос 2. Основные этапы развития предмета психологии.

В своем развитии психология прошла несколько этапов:

1)Донаучный

2) Научный

3) Ассоцианистическая психология

4) Экспериментальная психология

5) Методологический кризис и разделение психоло­гии на отдельные школы.

6) Гуманистическая пси­хология.

7) Современный этап в развитии психологии.

Донаучный — до VII—VI вв. до н.э.

Нет научных исследований пси­хики. Представления о душе было на основе мифов, легенд, сказаний, религи­озных обычаев. Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека».
Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой. Такой взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» — душа).
Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

Научный — рубеж VII-VIвв. до н.э.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия.

Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное — бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа — только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души -рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи.

4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв..

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.
Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться. Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

В итоге сложилась новая «картина организма» как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей. Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования — дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

5)Методологический кризис и разделение психоло­гии на отдельные школы 10-30-е гг. XXв.

В начале 10-х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса:


Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется.

Гештальтпсихология— одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.
Факты полученные учеными при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

 

 

6) Гуманистическая пси­хология -1940-1960 гг.

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ З. Фрейда. Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, а также на искусство и литературу.

Говоря о психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах А. Адлера, который стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. «Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер».
Центральное содержание работ К. Юнга составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях.




Ассоциационизм | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено 29 мая 2018

Теория, утверждающая, что всю сознательную жизнь человека можно объяснить на основе ассоциативных процессов. Он учит, что разум состоит из ментальных элементов и их соединений. Когда человек воспринимает объект, у него возникает ощущение; но даже тогда, когда предмет уже действительно не присутствует, он может сохранить идею, понимая под этим слабую копию ощущения или чувственного образа. Ощущения и их копии являются единственными элементами разума, и они соединяются или синтезируются в более крупные психические структуры, такие как сложные восприятия и мысли, посредством механизма ассоциации. И наоборот, любое сложное ментальное содержание может быть сведено к его элементарным компонентам с помощью ментального анализа.

Таким образом, в основе ассоциативной психологии лежат допущения элементаризма и сенцизма. Поскольку его метод интроспективен, это форма ментализма. Ее также называют психологией содержания, потому что она занимается исключительно содержанием, пассивно воспринимаемым умом; Строго говоря, его сторонники утверждали, что нет разума вне его содержания. Иногда ассоциативизм называли «теорией кирпича и раствора», где кирпичи представляли собой чувственные впечатления и их копии, а раствор — связывающие их ассоциации.

Историческое развитие. Ассоциативистская теория, являющаяся продолжением британского эмпиризма, имеет своих предшественников Джона Локка и Дэвида Юма. Однако ее основателем был Дэвид Харли (1705–1757 гг.), врач, который дал теории физиологическое обоснование. Для него ощущения происходят параллельно с вибрациями в нервах, а идеи идут параллельно с мельчайшими вибрациями в мозгу. Когда вибратунды образуют кластеры, соответствующие простые идеи сливаются в сложные идеи посредством одновременной ассоциации.

Британские ассоциации . Джеймс Милль (1773–1836) еще больше прояснил процесс слияния: ментальные элементы связаны механическим синтезом, но остаются тем, чем они являются в ассоциативном целом. Это теория кирпича и раствора в чистом виде. Его сын, Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.), смягчил объяснение, заменив ментальную механику концепцией ментальной химии: целое есть не просто сумма его элементов, а нечто новое, подобно тому как вода есть нечто большее, чем сумма водород и кислород.

Другими британскими ассоциативистами были Александр Бейн (1818–1903), объединивший ассоциационизм с физиологической психологией, и Герберт Спенсер (1820–1903), который ввел новый класс психических элементов — чувств, — ранее считавшихся простыми атрибутами ощущений. Спенсер также учил эволюционному ассоциационизму: когда ассоциации часто повторяются, они создают наследственную предрасположенность. Последним ортодоксальным британским ассоциатором был Э. Б. Титченер (1867–1927), который принес эту теорию в США через Германию.

Немецкие ассоциаты . Выдающимся сторонником ассоциативизма в Германии был Вильгельм Вундт (1832–1920), чья доктрина психологии содержания была смягчена по сравнению с британской формой двумя способами. Во-первых, Вундт ввел понятие восприятия: в то время как ассоциация является пассивной, восприятие является активным процессом, который фокусирует внимание на определенных особенностях восприятия. Во-вторых, система Вундта порвала с менталистским методом, лежащим в основе других типов ассоциативизма. По Вундту, интроспекция и психический анализ применимы только к низшим психическим процессам, т. е. к чувственным восприятиям и чувствам; этот метод не подходит для изучения высших процессов разума, таких как мышление, рассуждение и решение проблем. Их можно изучить, только исследуя то, что Вундт называл естественной историей человечества, т. е. наблюдая, что произвели эти высшие процессы: язык; таможня; нравственные привычки; произведения науки, искусства и культуры; социальные и экономические системы; и религия. Эти культурные блага являются объективациями человеческого разума и, следовательно, раскрывают его способности. Вундт назвал эту отрасль психологии Völkerpsychologie (этническая психология).

Другие психологи, особенно Джордж Элиас Миллер (1850–1934) и его школа, продолжили ассоциативную тенденцию, но в последнее время это движение пошатнулось под нападками критиков.

Критика. Сутью ассоциативной психологии всегда была проблема смысла. Многие ассоциативисты пытались решить проблему с помощью того, что Титченер назвал теорией контекста: одно восприятие или идея не имеет значения, по крайней мере, в случае новых идей, но значение возникает из контекста связанных образов, которые собираются вокруг исходного представления. Как это произошло, так и не было удовлетворительно объяснено. Поскольку, согласно основной предпосылке ассоциативизма, другого психического механизма не существует, смысл, по-видимому, привязывается к восприятию или образу посредством ассоциации. Но если это так, то следует ли считать значение другим ментальным элементом или свободно плавающей сущностью?

Другим возражением против ассоциативной психологии была ее ограниченность. Хотя она претендовала на то, чтобы охватить всю психическую жизнь, она ограничивалась только когнитивными аспектами и не учитывала динамических, мотивационных особенностей психологии. Вюрцбургская школа, неудовлетворенная ассоциативным утверждением о том, что все сознательные данные когнитивного порядка могут быть сведены к ощущениям и образам, ввела новый вид ментального элемента, а именно безобразное мышление — позицию, резко критикуемую Титченером, который утверждал, что даже мысль процессы имеют сенсорную и воображаемую природу.

Художественная психология Ф. Брентано и его последователей была частичным возвратом к аристотелевско-схоластической психологии; она учила, что разум — это не просто своего рода вместилище, пассивно принимающее впечатления, но сам активно реагирующий на представления чувств.

Школа гештальта, которой предшествовала, если не повлияла, школа Граца с ее качествами формы, отрицала само понятие ментальных элементов и ментального анализа. Восприятие в гештальт-психологии есть не мозаика элементарных ощущений и чувств, а равнодействующая совокупного чувственного впечатления: единое целое воспринимается сразу, а не как сумма его частей. Феноменологическая психология также отвергала интроспекцию в смысле ментального анализа и настаивала на тотальном описании непосредственного опыта.

Наиболее радикальную оппозицию ассоциативной и содержательной психологии исходили от американских функционалистов, которые больше не интересовались теоретической проблемой сознания и сосредоточились на практическом вопросе его использования. Наконец, бихевиоризм нанес ассоциационизму coup de grâce , отвергнув всякий ментализм как неуместный или бесполезный и сосредоточившись исключительно на наблюдении за человеческим поведением.

Библиография: л. в. Уоррен, История ассоциации психологии (Нью-Йорк, 1921). е. г. скучно, История экспериментальной психологии (2-е изд., Нью-Йорк, 1950). ж. Деннис, изд., чтений по истории психологии (Нью-Йорк, 1948).

[Дж. час ван дер вельдт]

Ассоциационизм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


В философии сознания ассоциативизм зародился как теория о том, как идеи комбинируются в уме, и относится к идее о том, что психические процессы (например, обучение и умственное развитие) осуществляются путем ассоциации одного состояния с последующими состояниями. Эта идея впервые зафиксирована у Платона и Аристотеля, особенно в отношении последовательности воспоминаний. Эти идеи в конечном итоге приводят к объяснению обучения с точки зрения стимула и реакции.

Члены преимущественно британской «ассоциационистской школы», включая Джона Локка, Дэвида Хартли, Дэвида Хьюма, Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля, утверждали, что этот принцип применим ко всем или большинству психических процессов, предполагая, что все сознание является результатом сочетание в соответствии с законом ассоциации некоторых простых и первичных элементов, происходящих из чувственных переживаний.

Джон Локк предположил, что каждый из нас родился с tabula rasa (без каких-либо врожденных способностей) и научился формировать представления в результате опыта, а не разума.

«Экспериментальная психология», как назвал ее Дэвид Юм (1711–1776), занималась изучением разума как зеркала представлений о природе, постоянно пытаясь осмыслить мир. Иммануил Кант (1724–1804) был среди тех, кто критиковал внимание Юма к опыту, утверждая, что знание должно быть результатом либо данной Богом, либо развитой рациональности, но что природа разума делает невозможным прямое наблюдение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *