Ассоцианизм | Понятия и категории
АССОЦИАНИЗМ — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, есть продукт ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм представлялся в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. Истоки А. восходят к правилу, сформулированному Спинозой. Теперь оно называется законом ассоциации — специфической связи, устанавливаемой между идеями; так, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку.
Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии А. был преобразован. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении.
Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. В рамках А. были выработаны ценные представления, прежде всего в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для А. как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения.
Детерминистские элементы А. в трансформированном виде были восприняты И. Павловым в его учении об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.
Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 33-35.
Tags:
Психология
Понятие:
Ассоцианизм
Ассоцианизм (ассоциативная психология) | Психологическая энциклопедия 1vc0
Ассоцианизм или ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем («Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации»). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.
Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа — психики — признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
- Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
- Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
- Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
Ассоциативная психология — различные по своей научно-идейной сущности психологические направления, использующие понятие ассоциации в качестве главного объяснительного принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психических явлений и что эти сочетания имеют определенные телесные предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистической методологии на изучение психической деятельности эта идея становится научной доктриной, положившей начало ассоциативной психологии. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологические сочинения), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физических тел, и поэтому течение всех психических процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определенной целью. Тем самым была выдвинута задача, над которой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистическое представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в философском лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, которые обусловлены случаем или привычкой (Дж.
Расцвет материалистического направления ассоциативной психологии в 18 веке выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психической деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологических знаний, понимал как процесс вибрации).
Будучи механистическим материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психических явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от других сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоятельный источник идей и выводил все стороны психической деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психическими явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значительное влияние не только на психологию, но и на многие другие области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей ассоциативной психологии выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости ассоциативной психологии от материализма. Они отрицают необходимую связь психических явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установленной ассоциативной психологией фактов и зависимостей их детерминистический смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под которым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была какая-либо необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).
Английский философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистическая ассоциативная психология в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психических процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.
К середине 19 века наиболее видными представителями ассоциативной психологии были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») ассоциативной психологии своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психических явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психические состояния (ощущения), образуя более сложные психические продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно которому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).
С развитием эволюционной теории предпринимались попытки перестроить ассоциативную психологию на основе новых биологических представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести ассоциативную психологию из кризиса, так как придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, которым оно подчинено. В новой экспериментальной психологии, выделившейся в 70–80-ых годах 19 века в самостоятельную научную дисциплину, по отношению к принципам ассоциативной психологии наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания экспериментальному изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетическому акту сознания – апперцепции. Другие исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психический факт. В целом идеи ассоциативной психологии, несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов ассоциативной психологии, ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистических школ (в особенности так называемой гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны ассоциативной психологии (игнорирование системного характера психической деятельности и качественных различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистического крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психических актов и их обусловленность нервными процессами.
Циген, сторонник ассоциативной психологии, взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистические схемы ассоциативной психологии, отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 века традиционная ассоциативная психология, пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но многие ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистическую и детерминистическую трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную современной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.
Ассоциативизм и его законы в психологии, объясненные в миниатюре
Ассоциативизм в психологии — это теория, утверждающая, что все наши чувства и идеи сгруппированы в ряд ассоциаций в нашем уме, которые помогают нам в нашем умственном процессе думать, понимать и оценивать вещи. Эта теория имеет свои собственные концепции и законы, которые на протяжении многих лет разрабатывались многими психологами.
Знаете ли вы?
Изучение ассоциативизма было впервые начато Аристотелем в 350 г. до н.э.!!
С вами когда-нибудь случалось, что вы слышали какое-то слово и вам вспоминали связанный с ним инцидент? И не только это, но, возможно, в вашей голове начала промелькать серия связанных инцидентов. А если не связанные, то, может быть, вы могли бы вспомнить предыдущие и последующие события того случая или же совершенно ему противоположные.
Это потому, что когда что-то происходит, оно быстро ассоциируется в нашем сознании с уже произошедшими событиями, которые были очень похожи, и добавляется в список этого конкретного набора ассоциаций. Таким образом, в следующий раз, когда произойдет подобная ситуация или событие, вам напомнят о вашем предыдущем опыте, а текущее событие снова будет добавлено в ваш разум. Это серия вещей, происходящих в вашей жизни и хранящихся в вашем уме очень организованным образом, что также помогает вам понять вещи или удерживает вас от повторения ошибок, которые вы, возможно, совершили ранее.
Ассоциативизм в психологии
Наш умственный процесс основан на наших чувствах, представлениях и восприятиях. Эти элементы хранятся в виде различных ассоциаций, которые помогают нам связывать и понимать новые вещи в целом через то, что мы уже испытали или получили знания с помощью других средств.
Законы ассоциативизма
Аристотель
Афинская академия
Аристотель (350 г. до н.э.) греческий ученый, учившийся в платоновской академии в Афинах, вывел четыре закона ассоциативизма. Хотя говорят, что первоначальное вдохновение было взято из творчества Платона. Эти законы проясняют многие концепции, связанные с ассоциацией нашего мыслительного процесса с нашим прошлым опытом.
Закон подобия: Когда нам напоминают или вспоминают что-то из прошлого опыта, подобные случаи также будут вспоминаться.
пр. Если вы думаете о своих проказах в старших классах колледжа, на ум также приходят ваши проказы в младших классах колледжа и школы.
Закон контраста: Когда мы вспоминаем или вспоминаем вещи из прошлого опыта, также будут вспоминаться случаи, прямо противоположные им.
пр. Если вы думаете о своей лучшей работе на рабочем месте, вы также будете думать о самой плохой и самой неловкой, даже если вы этого не хотите, она просто придет вам в голову.
Закон смежности: Когда нам напоминают или вспоминают вещи из прошлого опыта, мы также вспоминаем действия или другие ассоциации с этим объектом, которые первоначально переживались вместе с этой сущностью.
пр. Если вы думаете о ручке, вы также думаете о том, чтобы писать ею.
Если вы думаете о бутылке, полной воды, вы также думаете о питье из нее.
Закон Частоты: Если ряд событий будет происходить часто, вероятность вспомнить похожие связанные случаи увеличится.
пр. Вы просыпаетесь утром и каждый день первым делом читаете почту, ассоциация будет сильной, и вы будете продолжать это делать.
После Аристотеля теория ассоциативизма почти исчезла из общей психологии, пока Джон Локк и Дэвид Юм не представили свои аргументы в пользу этой теории и не возродили ее.
Джон Локк
► Джон Локк сказал, что любая новая идея, которая приходит нам в голову, не является врожденной, а является результатом ассоциации одной идеи с другой и появления новой.
Дэвид Хьюм
► Дэвид Хьюм заявил, что любой из наших переживаний не имеет за собой никакой реальной реальности, и вся логика и мышление, которые приходят после него, основаны на этих трех простых ассоциативных законах.
Закон подобия – (подобие).
Закон смежности.
Закон причины и следствия -(смежность во времени).
► Именно Дэвид Хартли, английский врач, сделал теорию ассоциативизма популярной благодаря своей книге «Наблюдения за человеком».
Таким образом, эта идея, известная как ассоциативизм, успешно объясняет весь наш источник психической деятельности.
Ассоциационизм – гештальт-психология, идеи и принципы
Мнение, что психические процессы можно объяснить с точки зрения ассоциации идей.
Ассоциационизм, выдвинутый в первую очередь чередой британских философов 18-го и 19-го веков, во многом предвосхитил развитие современной психологии. В своем первоначальном эмпирическом контексте это была реакция на платоновскую философию врожденных идей, которые определяли, а не вытекали из опыта. Вместо этого ассоциативисты предположили, что идеи возникают в результате опыта, проникая в разум через органы чувств и подвергаясь определенным ассоциативным операциям.
Философ Джон Локк (1632-1704) ввел термин «ассоциация идей» в четвертом издании своего «Эссе о человеческом понимании» (1700), где он описал его как вредное для рационального мышления. Джордж Беркли (1685–1753), ирландский епископ, применил ассоциативные принципы к зрительному восприятию глубины , утверждая, что способность видеть вещи в трех измерениях является результатом обучения, а не врожденной способности . Британский врач Дэвид Хартли (1705–1757) также занимался биологическими последствиями ассоциативизма, сформулировав нейрофизиологическую теорию о передаче идей, а также описав физическую активность с точки зрения ассоциации (концепция, которая предвосхитила последующие принципы кондиционирование ). Хартли также разработал комплексную теорию ассоциативизма, которая включала память , воображение , сны и мораль. Шотландский философ Дэвид Юм (1711-1776) предложил принципы сходства и смежности, утверждая, что сходные или переживаемые одновременно (или в быстрой последовательности) идеи становятся связанными друг с другом.
Джеймс и Джон Стюарт Милль (отец и сын-философы) продолжали исследовать ассоциационизм в XIX веке. век. Старший Милль предложил механистическую теорию, которая связывала идеи в «составные соединения», в частности, посредством принципа смежности. Младший Милль, чьей определяющей метафорой ассоциации идей была «ментальная химия», отличался от своего отца тем, что утверждал, что разум играет активную, а не пассивную роль в формировании ассоциаций. Он также предположил, что идея в целом может представлять собой нечто большее, чем сумма ее частей, концепция, аналогичная той, которую позже отстаивали психологи школы гештальта. Другое 19Среди деятелей 19-го века, известных своими ассоциативными идеями, были Томас Браун, предложивший несколько вторичных законов ассоциации, и Александр Бейн (1818–1903), сформулировавший всеобъемлющую психологическую систему, основанную на ассоциации.
Помимо сходства и смежности, были предложены и другие руководящие принципы для объяснения того, как идеи связываются друг с другом. К ним относятся временная смежность (идеи или ощущения, сформированные близко друг к другу во времени), повторение (идеи, которые повторяются вместе неоднократно), новизна (ассоциации, возникшие недавно, легче всего запоминаются) и яркость (наиболее яркие переживания образуют самые прочные ассоциативные связи).