Ассоциация в психологии это: Ассоциация это

Вербальная ассоциация . Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник

Ассоциация – это некая связь между психическими явлениями, возникающая при определенных условиях. О ней говорят в тех случаях, когда одно событие влечет за собой другое. Термин «ассоциация» был предложен в 1690 г. Дж. Локком (Мартинович, 1997). Поскольку явления и объекты окружающего мира связаны в нашем сознании, то подобные связи существуют и между словами, их обозначающими. Каждое слово не просто существует в сознании, но оно включено в речевую сеть, в которой сотнями нитей оно тянется к другим словам языка. В этой ассоциативно-вербальной сети представлена речевая готовность носителя языка (Караулов, 1999).

Из-за ассоциативной связи слова всегда являются членами речевых гнезд или систем гнезд (Крушевский, 1883). Это обусловлено тем, что они классифицируются в нашем сознании так же, как и обозначаемые ими вещи. Слова походят друг на друга тем или иным своим аспектом, что позволяет нам группировать их. Вербальная сеть является оперативным пространством, в рамках которого происходит речевая активность. С этой позиции, вербальная сеть – это стабильно поддерживаемая мозгом обширная структура, фиксирующая значение каждого слова усвоенного языка и множественные межсловесные связи разной степени «близости» или «удаленности» (Ушакова, 2003; 2004).

Для вербальной ассоциации стимулом не обязательно должно быть слово. Им может быть и часть слова, и структуры, большие, чем слово (например, словосочетание). Подобные связи Ю. Н. Караулов (1999) назвал построением «ассоциативной грамматики». Предполагается, что в психике человека не записана отдельно лексика и грамматика в виде правил лексической и грамматической сочетаемости. Вся речевая система функционирует одновременно. В этом случае частота определенных ассоциативных пар демонстрирует актуализацию владения не только семантикой, но и грамматикой.

Вербальная ассоциация может отражать как реальную связь между явлениями или объектами, так и связь, возникшую в результате субъективного опыта человека.

Этот опыт может быть как сугубо личным, так и опытом окружения, с которым связан человек. Например, в нашей стране белый цвет ассоциируется с торжественными событиями, тогда как в Японии он считается цветом траура (Фрумкина, 2001).

Таким образом, характер ассоциаций определяется целым комплексом факторов: индивидуальным опытом испытуемых, особенностью культуры, конкретной политической структурой, в которой они проживают, состоянием, в котором находятся, возрастом.

Индивидуальный опыт человека проявляется в оригинальности или типичности создаваемых ассоциаций. Это обусловлено как генетическими его особенностями, формирующими определенный психологический тип, так и богатством или бедностью на события обстоятельств его жизни.

Особенность культуры, в которой развивается человек, обнаруживается в характере формирующихся ассоциативных гнезд. Р. М. Фрумкина (2001) провела сравнительный анализ ассоциаций на сему «Сыр», создаваемых испытуемыми, проживающими в разных странах Европы.

Для русскоязычных наиболее частыми оказались ассоциации: голландский, вкусный, желтый, масло. Для болгар типичны ассоциации: овца, белый, соленый. Для англоязычных испытуемых: крекеры, мыши, хлеб; для немецкоязычных: масло, хлеб, молоко. Подобный культурный аспект представлен в ассоциативных словарях, отражающих культурную «норму», то есть типичные языковые связи для данного народа.

Конкретные общественно-политические ситуации могут изменить эту норму. Так у молодых людей, проживающих в России и Польше, отмечаются существенные различия в ассоциациях на наиболее одиозные слова из набора «Политика», «Бог», «Добро», «Семья». Анализ ассоциаций выявляет больше негативизма у польских студентов к словам, относящимся к сфере «Политика». В ответах на слова, связанные с темой «Мораль», у польских респондентов прослеживается связь между «вечными» и религиозными ценностями, что не наблюдается у русских (Фрумкина, 2001).

Но и особенности времени, в котором живет человек, отражаются на отношении человека к слову и ассоциации на него. Например, в конце 80-х годов, когда проводилось наше ассоциативное исследование, одним из наиболее эмоциональных было слово «джинсы», тогда как слово «игла» рассматривалось группой экспертов как нейтральное. Более того, испытуемые реагировали на него также, как на нейтральное. Это вполне объяснимое явление. Качественные джинсы в то время можно было приобрести с большим трудом, а наркомания не затрагивала широкие слои населения. Возможно, что исследование, проведенное в настоящее время (начало 21 века), выявит существенные изменения в выборе слов в качестве эмоциональных, и слово «джинсы» будет оцениваться как нейтральное, а «игла» – как эмоциональное (Николаева, 2005).

Состояние, в котором находится испытуемый (здоровье, болезнь, стресс, и т. д.), также меняет качество ассоциаций. Например, человек в остром стрессе порождает большое число инвертированных ассоциаций, то есть ассоциаций, имеющих знак эмоциональной окраски, противоположный слову-стимулу (дружба – вражда, поцелуй – укус и т.  д.) (Леутин, Николаева, 1988).

На качество ассоциативного процесса влияет возраст. Показано, что у детей преобладают синтагматические ассоциации (лампа – горит, стул – сижу и т. д.), что, по-видимому, связано с воспроизведением ими фрагментов запомненных фраз. В дальнейшем все чаще встречаются парадигматические ассоциации (лампа – люстра; стол – стул), что обусловлено, возможно, освоением ими понятийной структуры языка (Ушакова, 2004).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ассоциация практических психологов и коучей / Обо мне / Армине Воронова

Образование

Партнеры

АППК

  • Главная
  • Обо мне
  • Ассоциация практических психологов и коучей

    Ассоциация практических психологов и коучей

    Ассоциация практических психологов и коучей

     

    Являясь вице-президентом Ассоциации Практических Психологов и коучей, членом Экспертного совета, я отвечаю за раздел «Практическая психология».

    Данная Ассоциация создана с целью объединить профессиональных практических психологов, создать площадку для обмена опытом. Ассоциация дает возможность всем, кто интересуется психологией, найти полезную и актуальную информацию о современных направлениях в сфере оказания психологической помощи, найти высококвалифицированных специалистов.

    Все желающие могут посещать мероприятия Ассоциации и задать вопросы практикующим психологам.

    Члены Ассоциации проходят специальную подготовку и дополнительное обучение в рамках Ассоциации, дающие им право заниматься психологическим консультированием. В группах супервизии каждый специалист подтверждает свой профессиональный уровень. Члены Ассоциации — как сотрудники организаций, так и специалисты, практикующие частным образом, — имеют возможность включиться в профессиональное сообщество, расширить свой инструментарий, узнать о новых тенденциях в современной практике психолога, поделиться своими наработками и получить обратную связь от высококвалифицированных специалистов.

    Такое объединение повышает качество работы практических психологов, развивает профессиональные и личностные компетенции специалистов.

    Таким образом, важнейшие составляющие успешной работы психолога — качество и профессионализм — подтверждаются Экспертным советом Ассоциации.

    Практические психологи помогают в решении следующих вопросов:

    • Повышение самооценки, уверенности в себе
    • Профилактика эмоционального выгорания и развитие навыков стрессоустойчивости
    • Оптимизация межличностных отношений, коммуникаций
    • Эффективные способы для преодоления страхов, тревоги, депрессивных состояний
    • Экзистенциальные проблемы, принятие данностей существования
    • Методы построения психологических границ личности, умение отстаивать свою позицию, точку зрения и своего жизненного пути
    • Психологические приемы преодоления конфликтных ситуаций
    • Внутренние ресурсы личности и умение управлять ими

    В Ассоциации раздел «Практическая психология» представлен тремя направлениями:

    • Детская психология
    • Семейная психология
    • Индивидуальное консультирование

    Работа практического психолога — это индивидуальный подход и подбор определенного комплекса методов, которые будут наиболее продуктивными для данного случая.

    Практическая психология — это комплекс методов, опирающихся на научные исследования в психологии, направленные на оказание помощи для решения проблем в эмоциональной сфере, в области межличностных отношений, а также вопросов роста и развития личности.

    Нейрокоучинг — современный метод, включающий в себя достижения нейропсихологии и коучинговый подход, оптимизирующий процесс развития личности. Нейрокоучинг повышает эффективность личности, способствует саморазвитию и создает условия для развития других.

     

    Сайт  Ассоциации практических психологов и коучей

    Онлайн-консультирование

    Подробнее

    Ассоциация школьной психологии штата Кентукки

    Ассоциация школьной психологии штата Кентукки является профессиональной ассоциацией школьных психологов штата Кентукки. Мы являемся членами Национальной ассоциации школьных психологов, Психологической ассоциации Кентукки, Ассоциации школьных администраторов Кентукки и Центра школьной безопасности Кентукки.

    БОЛЬШЕ О KAPS

    Ознакомьтесь с победителями премии KAPS на вкладке «Ресурсы», чтобы узнать о наших последних победителях в номинации «Региональный психолог», «Школьный психолог года» и «Дженни Эвальд» в 2020 году.

    Новые тренинги PREPaRE добавлены на страницу событий. Будьте уверены, чтобы проверить их. Каждая двухдневная сессия стоит 150 долларов для членов KAPS.

    Вкладка «Реагирование на кризис» была добавлена ​​на страницу «Психологические ресурсы» вместе с информацией о том, как связаться с руководителями группы реагирования на кризис KAPS.

    Адвокация

    KAPS предлагает нашим членам адвоката по связям с правительством и политическими властями в области школьной психологии.

    База данных КНР

    Члены нашей организации имеют доступ к профессиональному списку школьных психологов Кентукки и официальному справочнику школьных психологов KAPS.

    Интернет-ресурсы

    В качестве члена вы получите доступ к нашему профессиональному веб-сайту с актуальной информацией о тренингах, текущих проблемах и ресурсах;

    Ежегодная конференция

    Наши участники получают эксклюзивные приглашения на нашу профессиональную государственную конференцию со скидкой для членов, а также на региональные тренинги и мероприятия KAPS.

    Этический совет

    Наши участники имеют доступ к текущим консультациям по вопросам этики через кафедру этики KAPS.

    Представление

    Наших членов поддерживают представители KAPS в различных организациях, выступающих за включение и рассмотрение школьной психологии в государственные программы и инициативы.

    Предстоящие тренинги PREPaRE

    Мероприятия, Безопасность / Кризис

    Центр школьной безопасности Кентукки в партнерстве с Ассоциацией школьной психологии Кентукки (KAPS) предлагает тренинг по реагированию на кризисы для школьных специалистов в области психического здоровья ПОДГОТОВКА! Ссылка для регистрации в Хопкинсвилле: https://forms. gle/FdEthbbCJFPL8kWA9.Ссылка для регистрации в Лексингтоне:  https://forms.gle/WgMZt2h3nPDvUCYy7 Обратите внимание: – Доступно только 40 слотов на тренировку, поэтому в порядке живой очереди! –После регистрации…

    Подробнее