Автономная личность — не просто независимая
В наше время быть независимым от чего-либо просто невозможно. Мы зависим от родителей, общества, различных предметов и т.д. В психологии есть такое понятие как автономная личность — это способность человека быть ответственным за себя, свои решения и поступки, чувства и действия, умение принимать решения, пользоваться свободой выбора, определять свою судьбу, владеть высоким уровнем самоконтроля.
И не редко возникает вопрос: возможно ли вообще быть в современном мире независимой личностью?
Автономная личность — не просто независимая
Личность, обладающая автономностью, способна принимать сознательные решения, вне зависимости от окружающего мира.
Но никто не застрахован от иллюзорной автономии личности. Определяя свое поведение собственным независимым решением, человек может находиться в плену у неосознанных чувств, мнения общества или влияния родителей. К примеру, чувство протеста, под влиянием которого человек выбирает поведение в корне противоположное устоям общества.
Эрик Бэрн считает, что настоящая автономная личность проявляет осознание, спонтанность и искренность.
Осознание – это субъективное состояние, которое выражается в способности воспринимать не искаженную реальность, понимать и принимать происходящее таким, каково оно есть, а также способность осознавать самого себя.
Такой человек обязательно прислушается к сигналам своего тела, поймет, когда он раздражен или спокоен, возбужден или расслаблен. Осознанная личность слушает и слышит других людей, потому что при общении, ощущает другого человека и не сосредоточена на личных проблемах.
Человек с высоким уровнем осознания живет «здесь и сейчас», реально воспринимает ситуацию, адекватно оценивает уместность поведения в различных ситуациях.
Спонтанность — это возможность свободного выбора желаемого, определенного поведения, независимо от мнения окружающих.
Спонтанная личность не связана нормами и стереотипами, ее действия гибкие и уместные. Такой человек способен сам решать, как действовать в той или иной ситуации, при этом возлагая ответственность за свое поведение только на самого себя. Также спонтанная личность легко обучается и адаптируется, постоянно обогащает свой репертуар действий.
Искренность — это способность быть естественным, самим собой. Искренний человек не стесняется самого себя, своих чувств и желаний, своего внутреннего мира.
Быть искренним означает не скрываться под маской, быть открытым. То, что и как говорит искренняя личность, какие чувства при этом испытывает, — все в ней находится в гармонии и согласии.
Т.е. автономная личность – это не просто независимая личность, это постоянно развивающийся, искренний, спонтанный, осознающий свои действия человек. И пусть это идеальный образ, но стремление к нему того стоит!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:sosed-domosed.ru
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ?
- АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ
— обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.
Юридическая психология: словарь терминов. 2010.
Смотреть что такое «АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:
АВТОНОМИЯ — (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как … Большая психологическая энциклопедия
Автономия — (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность – это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием… … Политология. Словарь.
АВТОНОМИЯ — (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка
автономия — и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой л. национально территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС 2. Автономия с уплатой дани. Дело Востока… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОНОМИЯ — (греч. autos собственный и nomos закон) понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как… … История Философии: Энциклопедия
АВТОНОМИЯ — (греч. autos сам и nomos закон) наличие у объекта или явления имманентных собственных закономерностей существования и развития. Можно говорить об А. органической жизни по отношению к неорганической, об этической А., т.е. этическом самоопределении … Новейший философский словарь
Автономия — индивидуальная свобода действия; самостоятельность. Содержание 1 Философия 2 Право 3 Кибернетика 4 См. т … Википедия
автономия — и; ж. [греч. autos сам и nomos закон]. 1. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Добиться автономии. Получить автономию. 2. В этике: способность личности к самостоятельным ответственным… … Энциклопедический словарь
автономия — и, ж. 1) только ед. Форма правления, при которой какой л. части государства предоставлено право самостоятельно решать свои внутренние дела. Право национальных регионов на автономию. При нем страна вновь получила автономию. Ирод покрыл ее… … Популярный словарь русского языка
АВТОНОМИЯ — (греч. autonorma независимость, от autos сам и nomos закон) в психологии, способность личности к самоопределению на основе собств. убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета др. личности, группы или социального… … Российская педагогическая энциклопедия
Книги
- Эго-психология и проблемы адаптации личности, Хайнц Хартманн. Эта работа, написанная в 1937 г., явилась поворотным пунктом в развитии современной психоаналитической теории. Здесь были впервые представлены такие концепции, как недифференцированная фаза… Подробнее Купить за 1116 грн (только Украина)
- Лекции по философии права. Избранные произведения, Павел Иванович Новгородцев. В настоящем издании представлены сочинения П. И. Новгородцева, юриста-философа, основателя «идеалистической школы права». Соотношения права и нравственности, нравственная автономия личности,… Подробнее Купить за 689 руб электронная книга
- Автономия и ригидная личность, Шапиро Д.. В книге подробно рассмотрены общая психология автономии человека и развитие патологии ригидной личности. Рассматривается характерологическая шкала невротической ригидности: навязчивая… Подробнее Купить за 379 руб
juridical_psychology.academic.ru
Автономия личности | PSYERA
Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние.
Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).
Подлинная автономия личности — это личность, которая, по Э. Берну осуществляет «проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности, искренности.»
Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем, воспринимать происходящее без искажений. Это способность находиться в контакте с самим собой, знание своего внутреннего мира. Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям собственного тела, он понимает, когда он напряжен или расслаблен, утомлен или возбужден. Осознающая личность умеет слушать других, потому что общаясь чувствует другого человека, а не погружена в собственные проблемы. Такой человек находится в настоящем, живет «здесь и теперь», чувствует ситуацию, отдает отчет в возникающих у себя чувствах, способен оценить уместность или неуместность того или иного способа поведения.
Спонтанность — это свобода выбора из возможного репертуара поведения. Спонтанная личность не привязана слепо к роли, нормативу или привычке, ее поведение гибко и адекватно ситуации. Она способна принимать независимые решения относительно своих действий и нести ответственность за принятое решение. Кроме того, спонтанная личность способна к обучению и адаптации: она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.
Искренность (конгруэнтность, аутентичность) -это проявление естественности, умения быть самим собой. Быть искренним — это значит не стесняться своего внутреннего мира, своих чувств, желаний, быть открытым. Искренний человек не станет прикрываться маской; то что он говорит, как он это говорит, что при этом чувствует, находится в согласии, в гармонии.
Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.
psyera.ru
главная цель сценарной терапии личности, понятие и пример осознанности, разбор термина
Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние.
Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).
Подлинная автономия личности — это личность, которая, по Э. Берну осуществляет «проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности, искренности.»
Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем, воспринимать происходящее без искажений. Это способность находиться в контакте с самим собой, знание своего внутреннего мира.
Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям собственного тела, он понимает, когда он напряжен или расслаблен, утомлен или возбужден. Осознающая личность умеет слушать других, потому что общаясь чувствует другого человека, а не погружена в собственные проблемы.
Такой человек находится в настоящем, живет «здесь и теперь», чувствует ситуацию, отдает отчет в возникающих у себя чувствах, способен оценить уместность или неуместность того или иного способа поведения.
Спонтанность — это свобода выбора из возможного репертуара поведения. Спонтанная личность не привязана слепо к роли, нормативу или привычке, ее поведение гибко и адекватно ситуации.
Она способна принимать независимые решения относительно своих действий и нести ответственность за принятое решение.
Кроме того, спонтанная личность способна к обучению и адаптации: она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.
Искренность (конгруэнтность, аутентичность) -это проявление естественности, умения быть самим собой. Быть искренним — это значит не стесняться своего внутреннего мира, своих чувств, желаний, быть открытым. Искренний человек не станет прикрываться маской; то что он говорит, как он это говорит, что при этом яув-ствует, находится в согласии, в гармонии.
Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.
Источник: https://psyera.ru/4923/avtonomiya-lichnosti
Созависимость и психологическая автономия. Какая связь?
Созависимость и психологическая автономия. Какая связь?
Все мы, люди, примерно одинаковы, вне зависимости от пола, культуры, национальности и т.д. Почему же одни становятся созависимыми, а другие нет…
В свое время, мне выпала удача поближе познакомиться с датской школой телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), основанной Лизбет Марчер – бодинамикой. Бодинамика изучает тело в динамике.
Лизбет Марчер и ее коллегам удалось найти и исследовать взаимосвязь между мышцами и их психологическим содержанием.
Было замечена интересная особенность, что при воздействии на определенные мышцы в процессе психотерапевтической сессии, клиент начинал рассказывать о проблемах, психологически связанных с этими мышцами.
Было установлено, что каждая отдельная мышца, и группы связанных мышц соответствуют определенным этапам развития ребенка, а также определенным функциям Эго. Каждая мышца на каждой стадии развития связана с определенной психологической функцией. Отклонения, произошедшие в развитии конкретных групп мышц, соответствуют определённым схемам поведения человека.
В результате была создана бодинамическая модель структур характеров – теория личности, основанная на психомоторном развитии ребенка. Согласно этой модели, развитие личности начинается еще до ее рождения и продолжается до возраста 12-13 лет. На каждой стадии психомоторного развития ребенок осваивает новые стороны жизни и приобретает соответствующие моторные навыки.
На мой взгляд, бодинамикой разработана одна из самая лучших типологий характеров, отвечающая на вопросы в каком возрасте, по каким причинам формируется тот или иной характер, как особенности характера отражены в теле, и какие ресурсы (сильные стороны), защиты, есть у человека для решения его жизненных проблем, а также возможные проблемы (слабые стороны), которые могут возникнуть у человека.
В процессе взросления, человек приобретает свой собственный способ взаимодействия с внешним миром.
На основе этого опыта соответствующие мышцы и группы мышц приобретают свой способ реагирования на различные жизненные ситуации.
При этом, чтобы приспособиться к внешнему воздействию, в одном случае мышцы напрягаются, а в другом — могут стать очень расслабленными, слабыми. В норме, между этими крайними состояниями должен соблюдаться баланс.
При этом, различают три возможных позиции, которые выделяются для каждой структуры характера с ее главной темой и их формирование зависит от особенностей взаимодействия ребенка и родителей.
Для того чтобы ребенок мог быть «собой истинным», родительское воспитание должно быть адекватным. Хорошее воспитание и социальное окружение обеспечивают ребенку способность устанавливать глубокую взаимосвязь с собой и другими. При этом ребенок сможет развить навыки, соответствующие каждому этапу развития и будет здоровым.
Согласно бодинамики все мы осваиваем 7 базовых этапов развития личности: психологически и телесно, причем каждый этап – в определенном возрасте. Если в этом возрасте при освоении темы что-то пошло не так – возникает фиксация, так называемое застревание. Тело словно запоминает этот возраст, и какая-то часть души остается в этом нежном возрасте, в этих переживаниях.
Если есть тяжелые или ранние нарушения в течение определенного этапа, ребенок с большой вероятностью откажется от импульсов к действию и чувствованию в том виде, в котором они соответствуют данному этапу.
Действия и чувства будут иметь тенденцию к «невыражению», будут оставаться не замеченными или удерживаться. Во взрослом возрасте они будут предсознательными или пребывать вне осознания. Эту позицию в бодинамике называют «Ранней».
Это начало психологического смирения (отчаяния, покорности, сдачи).
Если на определенном этапе нарушения менее тяжелые или они случились не в начале данного возрастного периода, у человека будет наблюдаться тенденция сдерживать импульсы к действию или к выражению чувств, или же действия и чувства будут подчинены шаблону. Эту позицию называют «Поздней» — это начало психологических защит (часто называется ригидностью).
И ранняя и поздняя позиции влекут за собой нарушения личности и отношений.
На мой взгляд, одним из вариантов возникновения созависимости является результат непрохождения ребенком стадии развития психологической автономии.
Ребенок рождается беспомощным и полностью зависимым от матери. Между ними устанавливается очень тесная физическая и эмоциональная связь.
Если этот период проходит благополучно, ребенок чувствует себя в безопасности, у него развивается базовое доверие к окружающему миру. В этом случае к 2-3 годам он готов самостоятельно исследовать окружающий мир.
Это возраст психологического рождения, когда ребенок уже может быть относительно независим от матери. Он может самостоятельно передвигаться, развивается речь, появляется ощущение своего Я.
Стадию психологической автономии ребенок проходит в период от 8 месяцев до 2,5 лет. Основные темы развития в этом периоде – любопытство и активное исследование мира, обучение различению чувств и действий. Ребенок в этом возрасте учится быть автономным, т.е.
активно отделяется от мамы, формирует свои психологические границы, учится самостоятельности. У ребенка формируются телесные импульсы (тянуться за чем-то, ползти, вставать, вертеть головой, рассматривать, приближаться, убегать, изучать мир любым способом и т.д.
), возникают потребность иметь свои желания (хочу идти, хочу стоять, хочу кушать) и потребность быть при этом в безопасности, быть принятым с этими импульсами в теле и желаниями, какие бы они не были.
В этот период очень важно, чтобы мама разрешала ребенку следовать своим импульсам и оставалась при этом с ним в контакте, а при необходимости могла оказать ребенку и поддержку.
При «ранней позиции» ребенок отказывается от своей самостоятельности во имя мамы, т.к. такое освоение оказывается слишком трудным. Часто мамы удерживают при себе ребенка до самой старости, препятствуя сепарации не прямо, а путем намеков, никак не давая ребенку повзрослеть.
Например, если ты туда пойдешь, мама уйдет (заболеет…). А спустя 40 лет все искренне удивляются: почему он(а) так и не вступил(а) в брак и живет с мамой? Например, в этом возрасте ребенок должен научиться говорить «нет», уметь отказать.
И ребенок, тренируясь, начинает говорить это самое «нет» по поводу и без. Психологи называют этот возраст закономерной стадией автономии, а родители запоминают этот возраст как «повышенная вредность». Если «нет» ребенка не принимается его окружением, он может сдаться и стать «соглашателем».
Дети с «ранней позицией», а потом и выросшие в смысле возраста, но неповзрослевшие имеют много импульсов, но не могут назвать их словами. При этом их собственные желания исчезают. И тогда они ждут, когда кто-то, кто их увлечет, будет вести и направлять их.
Эти люди плохо чувствуют, ощущают себя и свои желания. Но при этом, они очень чувствительны к контролю, власти и манипуляции. И такие люди часто становятся созависимыми.
При «поздней позиции» ребенок борется за автономию до умопомрачения, когда уже и бороться-то не надо.
Думаю, у каждого из нас среди знакомых есть некто, постоянно говорящий «нет», чтобы ему не предложили, по поводу и без…Такие люди любят лидировать и избегают вмешательства других в свою деятельность.
Они хорошо видит манипуляции других, берет на себя инициативу и успешно меняют ситуацию. При этом помощи они практически не просят, потому что ощущают, что для того, чтобы получить помощь придется подчиниться другому человеку, поэтому предпочитают все делать сами.
Многие характеристики созависимого человека сходны с чертами ребенка, который психологически еще не отделился от матери. Он зависим от ее чувств, не знает, что для него хорошо и что плохо, полагается на маму, предоставляет ей заботиться о нем.
Но в созависимости видны черты не просто очень маленького, но и сильно травмированного ребенка. Чтобы выжить, ребенку надо было приспосабливаться: забыть о своих чувствах и ловить настроение окружающих, манипулировать ими, становясь в позицию Жертвы (Мученик, Бунтарь, Шут и т.д.).
Такой ребенок боится отделиться от матери, потому что это означает ужас одиночества и беспомощности. Но он не может чувствовать и близость к матери, потому что боится, что она его поглотит, он не будет существовать как самостоятельная личность.
Эти противоречивые чувства проявляются потом и в отношениях с зависимым человеком.
Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, успешно прошедшие стадию автономии в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими.
У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность.
Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют.
Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.
В основных характеристиках созависимой личности можно обнаружить типичную модель поведения, более характерную для ребенка, чем для взрослого человека.
Таким образом, одним из условий того, чтобы ребенок не стал во взрослом возрасте созависимым, необходимо, чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно.
Однако, для прохождения ребенком «второго рождения» родителям необходимо прежде всего самим иметь хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку своевременно и в полной мере отделиться, выражая ему понимание и поддержку в процессе отделения.
Когда люди понимают основные причины созависимости, имеют в своем распоряжении необходимые средства и получают поддержку, в которой нуждаются, они могут излечиться и устранить отрицательное влияние созависимости на свою жизнь.
Источник: http://www.gestaltism.ru/sozavisimost-avtonomiya/
АВТОНОМИЯ
Состояние саморегулируемости и независимости. Термин введен Гартманном и с тех пор применяется в психоаналитической литературе для обозначения относительной свободы функций Я от влияний влечений и последующего конфликта.
Некоторые функции относительно устойчивы по отношению к инстинктивным силам, среди них восприятие, движение (ходьба, использование рук и т.п.), намерение (планы, предвидение, выбор целей], интеллект, мышление, речь. Об этих функциях говорят, что они обладают первичной автономией.
Их развитие относительно независимо от мощного влияния сексуальности и агрессивности, чего нельзя сказать о таких функциях, как объектные отношения, защиты и т.п. Но необходимо подчеркнуть относительность такой автономии.
Современные исследования показали, например, что понимание процессов восприятия сильно обедняется без учета инстинктивных импульсов и защитных действий:
реальность, данная в восприятии, не является простым отрожением фиксированной внешней реальности.
Вторичной автономией обладают формы поведения, возникающие как защита против инстинктивных влечений, но в ходе развития освобождающиеся от их влияния.
В качестве примера можно привести индивида, восстающего против авторитарного отца (которому он бессознательно стремится подчиниться), но в процессе развития трансформирующего свой протест в конструктивную социальную критику.
В конечном итоге его протест полностью освобождается от пассивности и реактивных образований, в которых он был выпестован.
Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000
от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А.
рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.
Считается, что понятие автономии было введено в психоаналитическую литературу Х.
Хартманном (1894–1970), который в работе «Психология Я и проблема адаптации» (1939) сформулировал теоретические положения, согласно которым некоторые состояния и функции Я могут быть автономными и независимыми от непосредственного влияния бессознательных влечений человека. Высказанная им точка зрения вызвала необходимость в переосмыслении представлений З. Фрейда о несчастном Я, находящемся в постоянной зависимости от притязаний со стороны внешнего мира, бессознательных влечений человека (Оно) и внутренней совести (Сверх-Я).
Действительно, в работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд не только рассмотрел связи и отношения Я с внешним миром и внутренними силами, но и показал его незавидную участь.
Вместе с тем он говорил как о слабостях, так и о силе Я, которому доверены важные функции устанавливать последовательность психических процессов и подвергать проверке их на реальность.
Другое дело, что в «Я и Оно» основной акцент был сделан на раскрытии слабостей Я, что не могло не сказаться на последующих психоаналитических исследованиях. Однако в таких работах, как «Конечный и бесконечный анализ» (1937) и «Очерк о психоанализе» (1938, опубликован в 1940 г.), З.
Фрейд писал об изменениях Я и его возможной автономии. Так, в «Очерках о психоанализе» он замечал, что «задача Я – встречать требования, выдвигаемые по трем его связям – с реальностью, с Оно и с Сверх-Я, и вместе с тем одновременно сохранять свою собственную организацию и автономию».
При невротических заболеваниях Я человека ослаблено и лишено автономии. Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить душевный порядок, довести психические процессы в его Я до нормального уровня и обеспечить его автономное функционирование.
Если З. Фрейд лишь обратил внимание на возможность автономного функционирования Я, то Х. Хартманн выделил первичную и вторичную автономию функций Я.
Первичная автономия функций Я связана с процессами физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния.
Вторичная автономия – с защитными механизмами, возникающими и действующими в качестве реакции человека на внешнее воздействие.
Исследование первичной и вторичной автономии функций Я осуществлялось Х. Хартманном с точки зрения раскрытия специфики дифференциации и интеграции самих функций и возможностей адаптации человека к существующим условиям жизни.
Последующие психоаналитики сконцентрировали внимание на изучении адаптационных способностей человека, нарушении или снижении степени его адаптивности в случае психического расстройства и задачах аналитической терапии по восстановлению и усилению адаптационных возможностей Я.
В рамках подобной ориентации возникло направление, получившее название психологии Я (эго-психологии).
независимость, способность человека вести себя вполне самостоятельно и принимать решения, соответствующие его взглядам и убеждениям.
от греч. autos — сам, nomos — закон) – 1. независимость от внешних влияний, существование в зависимости от воздействия преимущественно внутренних причин; 2. самостоятельный, не подверженный влиянию извне..
Независимость. Нейтрализатор лидерства. Если участникам группы свойствен высокий уровень автономии, то они меньше нуждаются в указаниях лидера.
Источник: https://vocabulary.ru/termin/avtonomija.html
Автономность личности. Выход из сценария жизни
Автономность личности — это выход из сценария, это свобода от бессознательного плана жизни. Автономность предполагает восстановление 3-х качеств свободной личности: осознаность, спонтанность и интимность.
Автономность — главная цель сценарной терапии личности
Эрик Берн считал, что достижение личностью автономности в процессе сценарного анализа — это признак хорошей работы клиента и терапевта.
Автономость характеризуется восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Посмотрите видео-отрывок передачи Александра Гордона «Наука о душе» и его гостьей сценарным аналитиком Ириной Летовой о транзактном анализе и автономии.
Обратите внимание, что в данном контексте термины «близость» и «интимность» — это синонимы.
3 свойства автономности личности
Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности, как это бывает под действием сценария жизни.
«Решение проблем» — это не только мышление с целью решение проблемы, но и предполагает эффективное действие направленное на осуществление поставленной задачи, сопровождаемое аутентичными чувствами.
Осознанность и автономия
Осознанность — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.
При этом он находится в тесном и прямом контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.
В процессе развития нас систематически учат тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к вещам и оценочному отношению к себе и другим личностям.
Пример осознанности.
Представьте: Вы сидите на концерте симфонической музыки.
Во время игры музыкантов Вы можете проигрывать такой внутренний монолог: «Эта вещь написана кажется в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотела бы я знать когда все это закончится? Сегодня надо бы пораньше лечь спать, завтра много работы…».
Если Вы позволите себе осознать что происходит, то выключите этот внутренний голос, будете слушать только музыку и получать от нее чувственное наслаждение.
Спонтанность и автономия
Спонтанность — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.
Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния личности. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый человек, используя эго-состояние Взрослый.
При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детстве.
Он так же может прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у парентальных фигур своего детства.
Главное, что спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.
Пример спонтанности.
Допустим: Вы едете в автобусе на работу.
Вы задумались о чем-то своем и вдруг на вас резко наваливается грузный мужчина, который потерял равновесие.
Вы можете следуя Родительскому приказанию, прописанному в Вашем Дитя пытаться сохранить равновесие и «терпеть, надеясь на понимание людей». А затем, когда силы «терпеть» закончились разразиться громкой тирадой о несправедливости мира из своего Критического Родителя в минусе, реализуя жизненую позицию «Я+, Ты-«.
А можете из Взрослого мгновенно и спонтанно сформировать намерение и пользуясь энергией Свободного Ребенка с силой оттолкнуть мужчину, и восстановив статус-кво, вновь перейти к спокойным размышлениям.
Интимность и автономия
Интимность или близость — это открытое выражение чувств и желаний между Вами и другим человеком.
Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.
Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурировать время.
Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/avtonomnost-lichnosti-vyxod-iz-scenariya-zhizni/
Автономия (Духовная автономность)
Автономия — не предполагает независимости.
Автономия (Духовная автономность) как качество личности – способность жить своим разумом, обладать некоторой независимостью, определённой степенью самостоятельности.
Российская писательница, драматург, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения Мария Ивановна Арбатова встала утром, села в автомобиль, собранный и придуманный мужчинами из металла, вылитого мужчинами из руды добытой мужчинами, налила бензин из нефти добытой мужчинами, переработанной мужчинами, поехала по дороге построенной мужчинами, зашла в дом, построенный мужчинами из бетона залитого мужчинами и кирпича положенного мужчинами, отапливаемого котельной построенной мужчинами, топливом добытого мужчинами, поднялась на лифте смонтированного мужчинами, включила свет по сети проложенной мужчинами от электростанции генерирующей электричество мужчинами, залила кипятком подогретой на газе добытого мужчинами, водопроводу проложенному мужчинами, кофе, привезённого самолётом мужчинами из плантаций обрабатываемых мужчинами, с булочкой из пшеницы посаженной мужчинами и собранной мужчинами, привезённые мужчинами в магазины построенными мужчинами, нажала на кнопку компьютера собранного мужчинами, изобретённого мужчинами, открыла программы созданные мужчинами, зашла в интернет созданного мужчинами и написала буквами из алфавита созданного мужчинами первые строки будущей книги — «Я автономная, независимая женщина, зачем мне эти алкоголики?»
Придти к Абсолютной Истине автономно, независимо от других людей, невозможно. Всегда нужен Духовный Учитель, который знает дорогу самосовершенствования и личностного роста. Наличие Духовного Учителя – это прочная духовная платформа для развития потенциала своей личности. Но рано или поздно человек «созреет» и разовьет в себе своего рода автономность, духовную автономность.
Духовная автономность – временный отказ от пользования чужим знанием и полный уход в себя, к своей душе и разуму.
Зададимся вопросом: ко всем ли приходит вдохновение? Или сначала надо подготовить для оного «посадочную полосу»? Необходимым условием для «посадки» вдохновения служит наш профессионализм, наши знания в той сфере жизни, где мы способны реализовать потенциал вдохновения. К примеру, вы пишите диссертацию.
Перед ее написанием вы получили соответствующее образование в школе, университете, а затем в аспирантуре. По своей тематике вы прочитали огромное количество книг, «перелопатили» массу фактического материала, возможно, изучили вашу тему на практике. Словом, по свое тематике вы обогатили свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Все, финиш.
Если вы и дальше пойдете по пути расширения своих знаний, значит, вы ещё ученик.
На платформе ученичества нужно находиться всю жизнь, но когда хочешь написать диссертацию, книгу, нужно отложить в сторону учебники, превратиться в автономность и начать создавать своё принципиально новое знание.
При этом, как подчёркивает психолог А.Г. Хакимов, эта духовная автономность не означает, что вы перестаете быть слугой духовного учителя. Разум человеку дан для того, чтобы он мог автономно, самостоятельно придти к Богу.
То есть, Бог рассчитывает, что человек воспользуется сам собственным разумом и придёт к нему автономно. Разум – это последний духовный учитель для нас. Есть много разных форм гуру, разум – последний из них.
Он также необходим, чтобы придти к Абсолютной Истине.Итак, это автономность.
Когда мы говорим «духовная автономия», это не означает независимость, не означает, что мы больше не являемся слугами духовного учителя. Автономию нужно правильно понять.
Например, Бог Рамачандра посылает Ханумана и обезьян искать Ситу. Они действуют автономно, но не независимо. Они действуют как слуги. И, когда Хануман добрался до города, где прятали Ситу, он увидел, что город очень хорошо охраняется. Его цель была – найти Ситу. Просто обнаружить Ситу. И сказать об этом Господу Рамачандре.
Но, когда он прилетел, он понял, что это трудно сделать. Что, если только его заметят, весь план провалится тут же. Если он неправильно как-то поступит, не использует свой разум, план сразу провалится, он не сможет достичь результата. Ситу он не увидит. Это автономия.
И он начал думать, как применить собственный разум, чтобы не провалить свой план служения Богу.
Духовная автономия – это не разорвать, не разрушить, не уйти, а сначала соединиться с тем, от кого зависим, принять и согласиться с его определённым влиянием на нашу жизнь. Простой пример приводит Д.Г.Пшонко: — Обращаясь к маме, мы говорим: «Дорогая мама, мамочка, я принимаю тебя как свою маму. Как свою мать.
И я принадлежу тебе как ребенок. Я принимаю жизнь по той цене, которую тебе пришлось заплатить, какой тебе это стоило и стоит мне. И я непременно сделаю в своей жизни что-то большое. Ты большая, ты взрослая, я маленький. Ты даешь — я принимаю. Милая мама, спасибо, что выбрала мне отца. Вы — те родители, которые нужны мне.
Мне других не надо. А я тот ребенок, который нужен вам. Спасибо тебе». Вы можете поклониться матери. Когда мы склоняемся — мы говорим: «Я един с тобой». А когда выпрямляемся — мы говорим «Я — это я, а ты — это ты». Когда мы склоняемся — мы признаем свое единство, когда выпрямляемся — говорим о своей автономии и различии.
Источник: https://podskazki.info/avtonomiya-duxovnaya-avtonomnost/
Автономия и самодетерминация как объект психологической диагностики
В современных условиях, когда под влиянием внешних обстоятельств человек часто теряет возможность выбора или попросту отказывается от него, особенно актуально понимание того, в какой степени возможно сохранять устойчивость к этому давлению, самостоятельно выбирать и направлять собственную активность.
Столь модное два-три десятилетия тому назад понятие адаптации, не утрачивая своего значения, обнаруживает свою ограниченность: успешность жизни в современном мире определяется не только приспособлением к данностям окружающего мира, но и возможностью целенаправленно воздействовать на него в своих интересах, а также делать выбор и гибко переключаться между этими двумя модусами отношений к миру. Комплекс функций личностной саморегуляции, охватывающий все эти аспекты, наряду с другими получил в последнее время разработку в контексте проблемы личностного потенциала (Леонтьев, 2006; Леонтьев и др., 2007). Личностный потенциал — это системная организация индивидуально- психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, производящим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств с гибким реагированием на изменения внешней и внутренней ситуации.
Стержнем личностного потенциала выступает комплексная личностная характеристика, которую в последнее время чаще всего обозначают терминами «личностная автономия», «самодетерминация» или «субъектность» (agency).
Высокий уровень проявления личностной автономии давно признан одним из критериев психологической успешности и психического здоровья человека, а дефицит этого качества — сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.
На сегодняшний день существует целый набор англоязычных методик для измерения уровня психологической автономии человека: «Шкала автономии» Уортингтона, методика «Список прилагательных» Гох и Хельбурн, «Форма исследования личности» Джексона, «Личностный опросник Хогана», «Опросник межличностной зависимости», «Шкала социотропии—автономии» Бека (Hmel, Pincus, 2002). Отечественная психодиагностика, к сожалению, не может похвастаться наличием большого арсенала психодиагностических средств, направленных на определение этой психологической переменной, как и многих других «вершинных» характеристик личности. Актуален вопрос разработки русскоязычного инструмента для диагностики личностной автономии.
В качестве основы для этого была выбрана методика, созданная известными американскими психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном и опирающаяся на принадлежащую им теорию самодетерминации (Self-Determination Theory — SDT) (Deci, 1980; Deci, Ryan, 1985а, b, 1986, 1991, 2002а, b; Ryan, 1993). Будучи одним из самых популярных и признанных современных подходов к мотивации и регуляции действия (его авторы считаются на Западе «живыми классиками»), в нашей стране он пока нашел отражение лишь в единичных публикациях (Гордеева, 2005; Дергачева, 2002, 2003; Леонтьев, 2000а).
В контексте данного подхода самодетерминация, или автономия, рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов.
Деси и Райан понимают самодетерминацию одновременно и как врожденную склонность организма к вовлечению в интересующее поведение. Это не означает ее генетической предопределенности.
Скорее, отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое определяется авторами как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды, и на основе процессов, происходящих внутри личности.
Помимо понятия воли, с термином «самодетерминация» авторы связывают такие психологические функции человека, как эмоции и внутренняя мотивация.
Внутренняя мотивация понимается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.
Авторы рассматривают самодетерминацию в контексте процесса развития. Они считают, что уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве.
Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира. Развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.
Различные стадии этого процесса и уровни проявления автономии могут быть представлены в виде континуума.
В соответствии с особенностями развития мотивации у человека формируется индивидуальный локус каузальности. Понятие ло- куса каузальности отражает, на что ориентируется человек в своем поведении.
Если поведение основывается на собственном автономном выборе, это внутренний локус каузальности, если на внешних требованиях или ожидаемой награде, это внешний локус, если оно исходит из невозможности достижения желаемого результата каким-либо путем и носит случайный, хаотичный характер, налицо безличный локус каузальности. Каждому типу локуса каузальности соответствует мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации.
Тип мотивационной подсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками определяется авторами как каузальная ориентация, которая может быть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной (Deci, 1980).
Люди с автономной каузальной ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. У них проявляются тенденции воспринимать локус каузальности как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности.
Налицо высокая степень осознания базовых потребностей и четкое использование информации для принятия решений о поведении, вследствие чего развито чувство компетентности и высокий уровень самодетерминации.
Такой человек способен обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное, перепрограммировать его или управлять им по своему усмотрению. Ему не свойственно самообвинение в случае неудачи, он обладает гибким поведением и чувствительностью к изменениям среды.
Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и, стремясь достичь успеха, находятся в поиске его внешних признаков.
В основе этой личностной ориентации лежит недостаток самодетерминации. Такой человек в основном оперирует внешней моти- вационной субсистемой, что ведет к негибкости в поведенческих реакциях и в переработке информации.
При совершении выбора его решения базируются не на внутренних потребностях, а на внешних импульсах и критериях. Мотивы чрезмерно определяются внешними обстоятельствами. Деси считает, что такие люди утратили связь с основными органическими потребностями.
Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне.
У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку они научаются на своем опыте тому, что среда не реагирует на их действия (Deci, 1980). Такой человек демонстрирует минимум самодетерминации. У него доминирует амотивирующая субсистема с некоторыми проявлениями внешней мотивирующей, что реализуется в автоматическом и беспомощном поведении.
Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют ориентации всех трех типов, а индивидуальные различия выражаются в их пропорциях. Понятие каузальных ориентаций можно рассматривать как более дифференцированную и разработанную версию такого более раннего и хорошо известного понятия, как локус контроля (Дж. Роттер).
Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=729
obu4ayka.ru
Автономность личности. Выход из сценария жизни.
Автономность личности — это выход из сценария, это свобода от бессознательного плана жизни. Автономность предполагает восстановление 3-х качеств свободной личности: осознаность, спонтанность и интимность.
Автономность — главная цель сценарной терапии личности.
Эрик Берн считал, что достижение личностью автономности в процессе сценарного анализа — это признак хорошей работы клиента и терапевта.
Автономия личности — это поведение, мысли и чувста, которые являются реакцией на «здесь и теперь», а не бессознательные сценарные убеждения.
Автономость характеризуется восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Видео с Гордоном о сценарном анализе и автономности.
Посмотрите видео-отрывок передачи Александра Гордона «Наука о душе» и его гостьей сценарным аналитиком Ириной Летовой о транзактном анализе и автономии.
Ирина рассказывает простыми словами о методе трансформации сценария жизни, который она назвала «Перерождением».
Обратите внимание, что в данном контексте термины «близость» и «интимность» — это синонимы.
3 свойства автономности личности.
Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности, как это бывает под действием сценария жизни.
Автономность — это проактивная жизненная позиция, основанная на спонтанности, осознанности и интимности.
«Решение проблем» — это не только мышление с целью решение проблемы, но и предполагает эффективное действие направленное на осуществление поставленной задачи, сопровождаемое аутентичными чувствами.
Осознанность и автономия.
Осознанность — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.
Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определение Родителя.
При этом он находится в тесном и прямом контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.
В процессе развития нас систематически учат тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к вещам и оценочному отношению к себе и другим личностям.
Пример осознанности.
Представьте: Вы сидите на концерте симфонической музыки.
Во время игры музыкантов Вы можете проигрывать такой внутренний монолог: «Эта вещь написана кажется в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотела бы я знать когда все это закончится? Сегодня надо бы пораньше лечь спать, завтра много работы…».
Если Вы позволите себе осознать что происходит, то выключите этот внутренний голос, будете слушать только музыку и получать от нее чувственное наслаждение.
Спонтанность и автономия.
Спонтанность — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.
Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая их в угоду Родительским предписаниям и определениям.
Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния личности. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый человек, используя эго-состояние Взрослый.
При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детстве.
Он так же может прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у парентальных фигур своего детства.
Главное, что спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.
Пример спонтанности.
Допустим: Вы едете в автобусе на работу.
Вы задумались о чем-то своем и вдруг на вас резко наваливается грузный мужчина, который потерял равновесие.
Вы можете следуя Родительскому приказанию, прописанному в Вашем Дитя пытаться сохранить равновесие и «терпеть, надеясь на понимание людей». А затем, когда силы «терпеть» закончились разразиться громкой тирадой о несправедливости мира из своего Критического Родителя в минусе, реализуя жизненую позицию «Я+, Ты-«.
А можете из Взрослого мгновенно и спонтанно сформировать намерение и пользуясь энергией Свободного Ребенка с силой оттолкнуть мужчину, и восстановив статус-кво, вновь перейти к спокойным размышлениям.
Интимность и автономия.
Интимность или близость — это открытое выражение чувств и желаний между Вами и другим человеком.
При этом высказываемые чувства являются аутеничными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и психологических игр.
Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.
Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурировать время.
Пример интимности.
Приведите самостоятельно пример интимности в комментариях к этой статье.
Опрос «МОЯ АВТОНОМНОСТЬ».
Загрузка …Выход из сценария и автономность.
Вы не сможете достичь автономности, не осознав сперва, а затем и изменив свой сценарий жизни.
Под действием каких предписаний Вы живете?
Как Вы поняли из видео в этой статье, осознание родительских предписаний и приказов — важная часть работы над сценарием.
Приглашаю Вас принять участие в групповой веб-работе над этой задачей 30 июня с 10600 до 12:00 по Мск.
Запишитесь на вебинар:
«Колдовство негативных проклятий детства»
Исцеление Души
Поделитесь автономностью с друзями.
Напишите в комментариях, в которой из 3-х областей автономности у Вас наибольший пробел и почему.
Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!
psymanblog.ru
Сущностные характеристики автономности личности Текст научной статьи по специальности «Психология»
44
Проблемы управления, самоуправления, саморазвития личности
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОНОМНОСТИ ЛИЧНОСТИ А.Н. Кришталюк
Человечеству на протяжении всего своего развития приходилось постоянно преодолевать трудности. Будь-то голод, война, эпидемия, нехватка природных ресурсов, тяжёлые климатические условия, трудности в общении с себеподобными и мн. др. Преодолевая испытание за испытанием человечество, а в частности каждый человек, как единица целого, вырабатывали в себе свойства выживания, приспособляемости, независимости и т.п. Все эти свойства можно определить одним словом — автономность. То есть именно развитие автономности позволяет в постоянно меняющемся мире выживать цивилизациям и личности.
Несмотря на стремительное развитие современного общества, и даже вопреки тому, постоянно идёт так называемый естественный отбор, общество и государство, вне зависимости от его географического положения и социального устройства неизбежно сталкивается с рядом трудностей, способных оказать на них критическое воздействие. Те, кто не сумел войти в ритм, не смог усвоить правила выживания в развивающемся обществе, остаётся на обочине жизни. Те же, кто обладает качествами, необходимыми для выживания в условиях любых изменений, справляется с трудностями и становится успешным. То есть, автономность человека — является его жизненной необходимостью.
В условиях кризиса создалась ситуация когда многие хорошие специалисты находятся без работы, в результате чего компании намереваются использовать это и пересмотреть свой кадровый потенциал, чтобы заменить их на более успешных, более эффективных. В таких условиях способность человека к автономности выходит на первый план. Ведь способность человека проявить себя, доказать свою компетентность и незаменимость, если необходимо пройти профессиональную переподготовку, создают для него условия преодоления экономического кризиса. Но сила человека проявляется тогда, когда он силён во всём: физически, духом, умом…
Понятие «автономности» мало изучено и не существует его однозначного определения. Анализ литературных источников позволяет дать несколько определений данному понятию.
Так в трактовке С.В. Кульневича «автономия» — это «способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов» [1].
С позиции философии Р.Ю. Кравченко понимает этот термин как «гармоничное отношение личности к миру, органично сочетающее в себе зависимость и независимость».
В работе Е.В. Пупыревой дается определение этому понятию как «умелость и компетентность, как способность к инициативе и целеполаганию, как произвольная саморегуляция, как процесс осознания своей индивидуальности, как независимость в эмоциональных отношениях (в противоположность общности и эмоциональной связи), как поведение вопреки действию или мнению другого человека, как способность решать жизненные задачи своим уникальным способом, как принятие ответственности на себя, как необходимый атрибут взрослости, личностной зрелостир» [2].
С точки зрения политологии «автономия» — это право самостоятельного осуществления некоторых функций государственной власти, которое конституция государства предоставляет какой-либо его части.
В целом «автономность» рассматривается с позиций психологии, философии, политологии, социологии.
Таким образом, представленная категория — это сложное динамическое состояние человека, поэтому мы будем рассматривать его комплексно. На этапе теоретического анализа нами принята следующая рабочая структурная схема автономности (рис.1).
Автономность личности — 2010 — №1(1)
45
Рис. 1. — Структурная схема автономности
Как видно из рисунка, автономность — всеохватывающее понятие, определяющее сущность личности. Попытаемся рассмотреть отдельно каждый элемент.
Выживание. Согласно иерархической системе потребностей человека, предложенной известным американским психологом Абрахамом Маслоу, основными являются физиологические потребности человека и его безопасность. Одним словом их можно назвать «выживание». Это необходимое условие, без него не имеют значения все остальные. Известны школы выживания человека в природной среде В.Г. Воловича, А.А. Ильина и многих других, которые опираются на воздействия экстремальных условий внешней среды (дикая природа, повышенная и пониженная температура, отсутствие воды, природные катаклизмы и др.).
Психологическая устойчивость. Сумев выжить, прежде всего, человеку необходимо найти гармонию с самим собой. Сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость личности. Существуют методы психологической диагностики свойств личности, например 16-факторный опросник Р. Кеттела, опросник К. Леон-гарда и др. Также в практике используется большой спектр всевозможных тренингов и семинаров по улучшению и профилактике психологической устойчивости.
Цельность духовно-культурных убеждений. Внутренняя гармония невозможна без цельности духовно-культурных убеждений. Человеку необходимо иметь способность не поддаваться влиянию внешнего информационного воздействия, иметь свои собственные ценности и убеждения, а также иметь свою жизненную позицию. На формирование и развитие этого навыка направлена работа всевозможных духовных и религиозных, культурнопросветительских и прочих организаций, а также воспитание в семье и самовоспитание по средствам чтения и анализа прочитанного, общения и взаимодействия в социо-культурной среде.
Интеллектуальная компетентность. В своей жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, решать задачи из различных областей знаний. Интеллектуальная ком
46
Проблемы управления, самоуправления, саморазвития личности
петентность даёт возможность человеку быть автономным, даёт экономическую, правовую, социальную независимость и т.д.
Е.Ю. Савин в своей работе «Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности» говорит о двух трактовках интеллектуальной компетентности. Во-первых, студент в процессе обучения получает «некоторую совокупность знаний, умений, когнитивных схем, позволяющих решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области». А во-вторых, «компетентность может быть рассмотрена в более широком смысле как метаспособность[3]. Здесь, фактически, ставится и решается вопрос: что еще изменяется в опыте субъекта под влиянием профессиональной деятельности, кроме приобретения некоторых узкоспециализированных знаний и навыков»? Можно сделать вывод, что ВУЗ даёт возможность студенту повысить интелектуальную компетентность не только в каком-то узком направлении знаний, но и гораздо шире, а также даёт студенту стимул и мотивацию для самостоятельного повышения интеллектуальной компетенции. Несомненно, что интеллектуальная компетентность будет рости на протяжении всей жизни человека.
Социальная взаимозависимость. Имея все условия автономности, о которых мы сказали выше, человек становится независимой личностью. Он перестаёт зависеть от обстоятельств, а напротив, подчиняет обстоятельства себе. Он способен противостоять вредоносному влиянию извне, способен мыслить и анализировать, имеет спектр знаний, необходимый для существования в обществе, имеет духовную и психологическую гармонию, свой круг ценностей и принципов, по которым живёт, имеет уверенность в себе. Но человек находится в социокультурной среде, и поэтому социальной независимости недостаточно для успешного существования в ней. Американский учёный и писатель Стивен Р. Кови называет это взаимозависимостью. «Мы все более отчетливо осознаем, что в природе все взаимозависимо, что существует некая экологическая система, которая управляет природой, и в том числе человеческим обществом. Затем мы обнаруживаем, что самые высокие наши достижения невозможны без взаимоотношений с окружающими, — и значит, человеческой жизни также присуща взаимозависимость»[4]. Человек взаимозависим с другими людьми и обществом в целом. Человек с рождения попадает в общество других людей, он адаптируется, учится, приспосабливается. Но не всем удается гармонично вписаться в социум. Многие люди испытывают определенные трудности при общении и взаимодействии с окружающими их людьми. И, к сожалению, этот случай довольно распространен. В связи с этим, существуют разнообразные методики психологической помощи, тренинги эффективной коммуникации и т.д., которые помогают стать взаимозависимыми — способными строить богатые, надежные, высокоэффективные отношения с другими людьми.
Эффективность. Способность ставить перед собой цели и достигать их. Давать обещания и их выполнять. Видеть истину происходящего, а не своё отношение к нему. Человек не может быть в полной мере автономным, если он не эффективен. Эффективный человек видит цель своей жизни, он руководствуется своими внутренними ценностями и принципами, ему не важно, что о нём думают и говорят, у него есть своя «внутренняя погода» на которую он опирается, не зависящая от внешних обстоятельств, а подчинённая неизменной основе своей личности. Эффективный человек идет дальше независимости, он становится в полной мере взаимозависимым! Он уважает себя и других. Он понимает, что вместе с другими он сможет достичь большего, сложив лучшее, достигается то, к чему в одиночку никогда бы не пришли. Если он знает свою основную и единственную цель в жизни, цель, которая гармонирует с его действительными ценностями, то его уже не беспокоят волнения по поводу карьерного роста, реализации своих возможностей и мнения о нем окружающих. Просто каждый шаг, каждое действие ведёт к достижению этой главной цели, она впереди. Быть эффективным во всём, а главное в жизни, очень трудная задача, поэтому эффективность является верхней ступенькой развития автономности личности человека. Существует огромное разнообразие тренингов и курсов повышения личной эффективности. Суть их сводится к использованию достаточно простой технологии, которая лежит в основе всех базовых методик психотерапии. Осознание того, что существует истина, и существует индивидуальный для каждого
Автономия личности — 2010 — №1(1)
47
взгляд на неё, но истина от этого не меняется. Чтобы быть эффективным человеком, нужно понимать это.
И так как автономность это комплексное понятие, то, её нужно развивать на этапах становления личности. Заканчивая ВУЗ, студент вступает в такой жизненный этап, который характеризуется непредсказуемостью, несправедливостью, а часто опасностью и жестокостью. К этому времени у него должны сложиться определенные способности и черты характера. В нем должны быть развиты все навыки автономности. ВУЗ, как социальный институт, частично берёт на себя эту функцию. Студент получает комплексные знания и умения и становится специалистом в конкретной области. Главным образом, он развивает в себе интеллектуальную компетентность. Но, к сожалению, университет не может дать студенту в полной мере тех умений и знаний законов общества, которые являются основополагающими и дают возможность человеку быть полностью автономным.
Литература
1. Бондаревская, Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — М.: -Ростов н/Д, 1999. -560 с.
2. Пупырева, Е.В. Духовное Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. / Е.В. Пупырева. — Москва, 2007 150с.
3. Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. /Е.Ю. Савин. — Москва, 2002 162 с.
4. Стивен Р. Кови, Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 habits of highly effective people. — 4. — М.: «Альпина Паблишерз», 2010. — С. 374.
cyberleninka.ru
АВТОНОМИЯ — это… Что такое АВТОНОМИЯ?
Автономия — (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность – это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием… … Политология. Словарь.
АВТОНОМИЯ — (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка
Автономия — Автономия ♦ Autonomie Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая… … Философский словарь Спонвиля
АВТОНОМИЯ — (гр. autonomia самоуправление, от autos сам и nomos закон) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ — (гр. autonomia от autos сам и nomos закон, т.е. самоуправление) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридическая энциклопедия
автономия — самоуправление, независимость, суверенность, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация, гомруль. Ant. колониализм, колония,… … Словарь синонимов
автономия — и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой л. национально территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС 2. Автономия с уплатой дани. Дело Востока… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Автономия — от греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную… … Словарь бизнес-терминов
АВТОНОМИЯ — (от авто… и греческого nomos закон), 1) собственно закономерность, определяемость какого либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии гетерономия. 2) В праве самоуправление, самостоятельность. В конституционном праве право … Современная энциклопедия
АВТОНОМИЯ — 1) в конституцинном праве право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией.2) Самостоятельность какого либо научного или учебного учреждения напр., университетская автономия … Большой Энциклопедический словарь
psychology.academic.ru