Авторитет это определение в обществознании – Авторитет — Википедия

Социология-словарь по обществознанию — авторитет

Авторитет

авторитет

— тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема введена в социологию М. Вебером, который различал три типа А., обеспечивающихся различными способами: Легально-рациональный А. основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, на вере в их законность. Традиционный А. основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы). Харизматический А. основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам. А. может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т. п.

См. в других словарях

1.

  влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств [24. – С. 435].   …

Социология

2.

  от лат. autoritas-влияние, власть) 1) наличие у лица (группы) или организации (социального института) неоспоримых, общепризнанных достоинств, позволяющих оказывать неформальное влияние, основанное на знаниях, опыте, силе нравственного примера; 2) признание за кем-либо права принимать решения; одна из форм осуществления власти. (А. закона, какой-либо социальной нормы, учреждения, должности и т. д.). Понятие А. не всегда соотносится с представлением о власти. Авторитетом может обладать личность и не наделенная властными полномочиями, но обладающая высокой степенью референтности для окружающих («экспертной властью»). Подчеркивая необходимость А. для любых форм социальной жизни, марксизм отвергает «суеверное преклонение», культ личности. Выделяют: 1) А. той или иной общественной ценности, нормы, которые стимулируют деятельность даже тогда, когда отсутствуют какие-либо иные формы стимулирования; 2) А. формальный, проистекающий из занимаемой должности, «по штату»; 3) личный А., связанный с нравственным, политическим, профессиональным достоинством человека. Для того чтобы руководитель завоевал высокий А., каждый из аспектов его…

Социологический справочник

3.

  (от лат. auctoritas власть, влияние) общепризнанное влияние какого-либо лица, организации, нормы в определенной области культуры. Оно базируется на доверии и уважении к ним со стороны членов сообщества. В Древней Греции при помощи понятия «авторитет» обозначалась власть отдельной личности или группы лиц, которая основывалась не на законе, праве, а на реальном влиянии, которым они обладали. Авторитет обеспечивал более высокое их положение по отношению к другим в данном сообществе лицам. Современное представление об авторитете связано со способностью авторитетных лиц направлять действия, поступки, мысли других людей, не пробегая к насилию или принуждению. Само существование авторитета связано с тем, что общественная жизнь носит многосложный и противоречивый характер. В ее хитросплетениях разобраться человеку очень трудно. Поэтому при возникновении различного рода сложных проблем, люди нередко обращаются к авторитету. Мысли, идеи, высказывания носителя авторитета принимаются, как правило, на веру. При этом предполагается, что носитель авторитета способен, в случае необходимости, объяснить и обосновать свои выводы. …

Человек и общество

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

авторитет — это… Что такое авторитет?

  • АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д …   Философская энциклопедия

  • авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АВТОРИТЕТ — (фр. autorite, от лат. auctoritas власть). 1) мнение знающего человека, принимаемое на слово. 2) почет, сила и особенное влияние, которым пользуются могущество, мудрость, знание, добродетель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • авторитет — Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток. Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток. . См. знаток, ученый… Словарь русских синонимов и сходных по… …   Словарь синонимов

  • АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ, авторитета, муж. (от лат. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый… …   Толковый словарь Ушакова

  • Авторитет — (от лат. auctoritas власть, влияние) в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип… …   Политология. Словарь.

  • авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на …   Большая психологическая энциклопедия

  • Авторитет — (лат.) в обширном смысле: значение и основанная назначении или с ним соединенная власть; в тесном влияние умственное,возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признаннойвласти или выдающейся и признанной мудрости, знания,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • авторитет —     АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит     АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый     АВТОРИТЕТНО, разг. весомо …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Авторитет —  Авторитет  ♦ Autorité    Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов.    см. Апелляция к авторитету …   Философский словарь Спонвиля

  • Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas власть, влияние А. Признанное влияние какого либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма… …   Словарь бизнес-терминов

  • dic.academic.ru

    Что такое авторитет в обществознании: научное определение

    Авторитет (Дизайн Человека)

    В одном интервью Ра был задан вопрос: «Принимая важные решения в жизни, люди часто теряются. Они отчаянно пытаются научиться принимать правильные решения. Может Дизайн Человека как-то помочь в этом?»

    «Астрология определяет их Авторитет, — ответил он. — Авторитет означает, что у Вас внутри есть место, которое может в момент принятия решения дать Вам ответ, на который Вы сможете положиться. Механика Дизайна Человека помогает человеку освободиться. Освобождение означает, что Вы можете принимать надёжные решения. Самое важное в жизни человека — это уметь принимать решения, на которые он может положиться. Это как раз то, что делает Дизайн Человека. Он дает способ, который позволяет нам понять на уровне механики, где искать это надёжное решение внутри себя».


    «Согласно вашему устройству, у вас есть свой способ принятия решений, который является ключом к тому, чтобы жить корректно в согласии с собой. Внутренний Авторитет — это то место в нас, которому мы можем доверять процесс принятия решений.»

    1. Около 51%, большинство жителей нашей планеты — люди с Эмоциональным Внутренним Авторитетом (Solar Plexus). Если у вас определен центр Эмоций, то к какому бы типу вы не относились — это ваш Внутренний Авторитет. И ваш способ принятия решений — ничего не решать в момент эмоций, ждать выхода из волны и момента ясности.

    2. Второй по распространенности Внутренний Авторитет — Сакральный Центр (Sacral), около 33%. Сакральный авторитет откликается жизни.

    3. Тем, у кого Внутренний Авторитет Селезенка (Spleen), важно доверять спонтанной осознанности интуиции, инстинкту или вкусу.

    4. 0, 99% — Эго Манифестируемый Авторитет (Ego).

    5. 2, 5% — Само Проецируемый Авторитет (G) Self Projected. Здесь нужно слушать самого себя во время разговора с другими, что и как ты говоришь.

    6. 0,5% — Эго Проецируемый (Ego Projected) — авторитет, определенный каналом 25-51, соединяющим центры Эго и G.

    7. 2, 66 % — Нет внутреннего авторитета (None). Это Ментальный Проектор и Рефлектор. И здесь 2 совершенно различные стратегии. У Ментального Проектора решение приходит при общении в своем окружении, слушайте себя, что вы говорите и как.

    8. У Рефлектора — Лунный Авторитет. Рефлекторам не нужно спешить с принятием важного решения (новая работа, отношения, место жительства), и пожить с ним, меняясь в течение лунного цикла, делясь своими ощущениями с окружающими.

    Доступ ко внутреннему авторитету мы получаем через стратегию.

    О том же самом более упорядоченно:

    В анализе сознания человека можно выделить два вида авторитета:

    Внутренний Авторитет — это реакция человека как целостного существа, включая тело и самоотражающее сознание, которая определяется на основе реакции всего этого комплекса. Только Внутренний авторитет может дать адекватную реакцию на ситуацию.

    Внешний авторитет — это совокупность информации о законах природы, человеческого сообщества, религиозные, идеологические, семейные и прочие ментальные установки, усвоенные человеком в процессе жизни. Центр Аджна оперирует как раз этим внешним авторитетом. Учитывая сложность мира и сложность самого человека, внешний авторитет (Ум) никогда не может дать правильного решения для жизненно важных вопросов. Он может быть очень полезен, когда дело касается решения технических проблем, для которых уже есть научно-техническая база знаний.

    В зависимости от особенностей дизайна, у каждого человека может быть один из возможных Внутренних Авторитетов со своим уникальным определением:

    Эмоциональный Авторитет (Солнечное Сплетение) – Нет правды в настоящем моменте, правда приходит со временем.
    Вам нельзя принимать решения на волне эмоций (не важно какая это волна верхняя или нижняя). Необходимо подождать 1-2 дня пока пройдёт волна.

    Сакральный Авторитет (Сакрал) – Правда в Отклике.
    Принимать решения согласно отклика от Сакрального центра. Он всегда знает, что, когда, где и с кем Вам лучше делать, и есть ли у вас силы на то, что вы задумали. Если есть замешательство то на настоящий момент это «Нет» или «Не знаю».

    Селезёночный Авторитет (Селезёнка) – Правда в Моменте. Нужно слушать внутренний голос/интуицию и действовать, исходя из этого, независимо от последствий. Этот голос никогда не повторяет дважды и говорит очень тихо, у Вас есть только один шанс принимать решения и действовать на его основе.

    Эго (Сердечный) Авторитет – Правда в направлении Сердца (следовать своей Воле). Должен быть эгостичен и спрашивать себя «Чего Я хочу?», «Что в этом для меня?»

    Два вида Эго авторитета:

    — Манифестируемый — соединение Эго Центра с Горловым Центром. Используйте свою личную волю, чтобы решать, что манифестировать.

    — Проецируемый — соединение Эго Центра с Центром Джи. Обращайте внимание на заявления своего «Я».

    Авторитет Идентичности или Джи (Джи Центр) — когда определён этот центр без других выше указанных центров авторитета, то вы следует тому, что делает вас счастливым. Спрашивает: «Сделает ли это меня счастливым?» и «Принесёт ли мне это удовлетворение?». Необходимо обсуждать свои решения с другими, чтобы услышать себя, то что вы говорите об этом. Именно благодаря такому обсуждению вы будете знать. «Слушайте, то что вы говорите».

    В отдельных случаях в «Дизайне Человека» может не быть Внутреннего Авторитета или Авторитетом может являться лунный цикл с необходимостью ждать и обдумывать решение не менее 28,5 дней.

    Внешний Авторитет – Когда не определены центры ниже горла, то вы получаете направление от своего окружения и благодаря обсуждению своего потенциального решения. Необходимо помнить, что «Когда вы в правильном месте, то рядом будут правильные люди». Вам нужно «слушать то, что вы говорите».

    Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

    Авторитет с точки зрения психологии

    Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

    В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.

    В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

    Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

    Авторитет как инструмент власти

    Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

    Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

    Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

    Авторитет лидера

    Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

    • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
    • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
    • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
    • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
    • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

    Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

    Авторитет руководителя

    Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

    Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

    Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.

    Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

    Виды авторитета

    Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

    Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

    Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

    Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

    Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

    Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

    Рациональный и иррациональный авторитет

    Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

    Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

    Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

    Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

    Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

    Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

    Как завоевать авторитет

    Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:

    • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
    • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
    • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
    • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

    Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

    • открытость и честность;
    • естественность поведения;
    • позитивный настрой;
    • трудолюбие и отзывчивость;
    • умение уважать других и прощать их ошибки.

    Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

    Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

    Авторитет личности

    Авторитет личности- это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «х аризма » «милость», «божественный дар», «слепая вера»). Это влияние примера.

    Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

    Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

    • Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;

    • Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

    • Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

    • Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

    • Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;

    • Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

    Руководитель, располагающий личностным авторитетом, всегда имеет свое лицо.

    Авторитет специалиста- это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.

    Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить

    им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

    Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

    Разумная вера объясняет, почему специалисты могут оказать действенное влияние в фирме, даже если они не обладают формальными линейными полномочиями. Если когда-то специалист оказался прав, линейный руководитель потом, как правило, будет прислушиваться к его мнению, не возражая ему.

    Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

    Разумная вера менее устойчива, чем слепая вера.

    Если специалист однажды окажется неправ, тогда руководитель не будет больше разумно следовать его совету. Разумная вера и действует медленнее. Специалисты иногда годами пытаются завоевать авторитет у руководителя, чтобы их мнение принималось ими безоговорочно. Однако это не означает, что разумная вера слабее, чем другие формы влияния.

    В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

    eg-nsk.ru

    АВТОРИТЕТ это что такое АВТОРИТЕТ: определение — Философия.НЭС

    АВТОРИТЕТ

    лат. auctoritas — власть, влияние) — значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А.

    С.Ю. Солодовников

    Оцените определение:

    Источник: Новейший философский словарь

    АВТОРИТЕТ

    от лат. auctoritas власть) — значение или влияние, которое могут иметь люди, вещи, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об авторитете религиозном, политическом, научном и т. д.

    Оцените определение:

    Источник: Философский энциклопедический словарь

    Авторитет

    достоинство, сила, власть, общепризнанное неформальное значение, влияние, компетентность, которыми наделяются и пользуются люди, идеи, системы взглядов, организации, общественные институты в силу определенных качеств и функций. Авторитет выражается в способности его носителей (индивида, социальной группы, общественного института) направить, не прибегая к принуждению, поступки и мысли других людей.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    АВТОРИТЕТ

    — практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и полноты веры. Это создает питательную почву для авторитаризма. «Внешняя авторитарность в религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и личная мистика» (о. С.Булгаков).

    Оцените определение:

    Источник: Краткий религиозн

    terme.ru

    АВТОРИТЕТ — это… Что такое АВТОРИТЕТ?

        АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — суждение, совет, власть, образец)—в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства. Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом. Тексты Библии являлись носителями Истины и потому использовались как средство верификации любых философско-теологических учений и как собрание примеров для правильной жизни. Авторитетами полагались также святые и лица, чьи писания были санкционированы для изучения, комментирования и воспитания (жития святых, трактаты, послания, молитвословия отцов церкви). Это означает, что помимо Писания авторитетом считалось и Предание. Понимание Предания в разных конфессиях неодинаково (в католицизме оно включает в себя святоотеческое наследие до Иоанна Дамаскина, в православии оно не ограничено временными рамками). К числу почитаемых текстов относились также и мирские авторитеты—поэтические, логические, философские сочинения древних языческих авторов, которые были признаны предвестниками христианского вероисповедания. В их число входили Платон (прежде всего “Тимей”), Аристотель (изначально “Категории”, “Об истолковании”, с 13 в.—“Физика” и “Метафизика”), Вергилий, Овидий и пр.     Установка на авторитет тесно связана с историческими (генеалогическими, хронологическими), комментаторскими установками средневекового верующего разума, основная задача которого состояла в причащении Божественной истине. Такое отношение к авторитету было связано с тем, что в первые века христианства возник особый строй мысли, ориентированный на древность, святость и правильность, а потому авторитетность. Ранние отцы церкви (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарл Смирнский) вслед за апостолами начали создавать сыгравший большую роль в Средние века жанр посланий в форме назиданий, увещаний, притч, в которых формулировались этические максимы в связи с идеей спасения, определялись способы приобщения человека к правильной жизни, ставшие впоследствии церковными таинствами крещения, евхаристии, исповеди и молитвы. Необходимость этих тщательно прописанных процедур не доказывалась, а показывалась, что собственно и обосновывало их авторитетность. Любые доказательства, основанные на умозаключениях, перед лицом, неисповедимости истины суть ненадежный источник для познания Бога. Надежным является, как полагал Тертуляиая, лишь тот источник, на который можно сослаться как на “свидетельство относительно смысла, происхождения, преемства и доказательства суждений” (Тертуляиан. О свидетельстве души.—В кн.: Он же. Избр. соч. М., 1994, с. 83). Таковым является традиция, поскольку она не может быть вымышленной одним человеком, но есть нечто, принадлежащее всем. Хранитель традиции— душа обладающего речью человека. Душа дозволяет нерефлексированное употребление слов обыденного языка типа “что Бог даст”, “если Бог захочет”, “Бог рассудит”. Высказывания такого рода превращают любую душу в свидетеля ее божественного происхождения, поскольку она открыто и свободно указывает на имя Бога. Понятая таким образом душа позволяет судить и об авторстве. В этом смысле она—пророчица, толковательница знамений, провидица событий. Она—первая авторитетная ступень познания, дарованного человеку Богом. Все последующие ступени опосредованы ею. Авторитетность души “говорит” в любом сочинении. Поскольку же в нем говорит душа, по природе близкая Богу, то необходимо доверять и своим, и тем более божественным сочинениям, ибо Писание хронологически возникло ранее других творений. Опора на авторитет не является следствием слепой веры в догматы или иные церковные предписания. Напротив, с его помощью предполагалась возможность найти разумный ответ. Поскольку истина полагалась данной и возвещенной, то христианский ум изначально, как говорил Августин, к ней “льнул”, был ей причащен. Человеческий разум был верующим в разумную божественную реальность, а вера была разумной. Для средневековых интеллектуалов авторитеты были способом проверки собственного разума на правильность своих построений, суждений, умозаключений, которые могли, помимо прочего, оспаривать, критиковать сами авторитеты. Это обстоятельство нисколько не умаляло идеи авторитета, исходящей из коренящейся в душе традиционности мышления и действования.     Крушение “авторитетной” мысли началось с 13 в., когда с влиянием аверрочзма и аристотелизма произошло раздвоение истины на истины разума и истины веры. Разум с этого времени начинает утрачивать свое определение верующего, а вера перестает претендовать на звание разумной.     Авторитет в современном смысле предполагает уважение, достоинство, значимость в любой области жизнедеятельности.     Лит.: Карсавин Д. П. Культура средних веков. Пг., 1924; Гуревчч А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1979; БиЦилли П. М. Элементы средневековой культуры. М., 1995; Де Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада, М., 1992; Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Gilson E. Christianisme et Philosophie. P., 1949; Idem. Introduction à la philosophie chrétienne. P., 1960; Idem. L’Esprit de la philosophie médiéval. P., 1978.

        С. С. Неретина

        АВТОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ-в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. В узком — одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование. Авторитет—комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета). Он обусловлен признанием со стороны других лиц и ограниченностью возможностей рациональной оценки и обоснования ими возникающих альтернатив. Авторитет основан на доверии к качествам и достоинствам его носителя. Авторитет приобретается, зависит от эффективности выполнения субъектом своих социальных функций и не сохраняется, если не подкрепляется последующей деятельностью. Эффективность авторитета во многом определяется взаимодействием его с другими формами осуществления власти. Авторитет связан со способностью лица или группы лиц направить деятельность и поведение человека, не прибегая к принуждению, насилию и т. д. В отличие от внешнего принуждения, опирающегося на постоянную возможность прямого применения силы (насилия), власть авторитета поддерживается моральными основаниями (нравственными качествами субъекта), рационально обоснованной системой правовых норм, обеспечивающей законность, а также харизмой политического лидера, наделяемого экстраординарными качествами (святости, мудрости и др.). Если следовать классификации М. Вебера, в первом случае возникает традиционный способ закрепления авторитета, во втором—рационально-легальный, в третьем — харизматический. Легитимации подлежат все основные элементы механизма образования авторитета: институты, через которые он осуществляется, авторитетные роли носителя авторитета и способ провозглашения и структура самих авторитетных требований и распоряжений. Американский социолог Э. Шилз, развивая концепции Вебера о легитимации авторитета, подчеркнул, что авторитет—это способ принятия субъектами определенных обязательств, а провозглашаемые авторитетные нормы, распоряжения носителей авторитета принимаются на веру и на основе доверия. Речь идет о вере в некую прямую или косвенную связь с высшей “легитимирующей властью”, которой может считаться воля бога, “завет” основателей государства или общества, “воля народа”, “естественное право” и т. д. Т. о., не только харизматический (как полагал Вебер), но и традиционный и рационально-легальный способы легитимации авторитета, по Э. Шилзу, также покоятся на “вере в некую связь” со священным (харизматическим) источником, хотя эта связь опосредована. В современной социологии легитимация охватывает не только носителей авторитета, но и исполнителей обращенных к ним распоряжений. Характеристика и оценка социальной функции авторитета различаются в зависимости от того, какой из выделенных М. Вебером “идеальных типов” принимается за основной и наиболее адекватный самому “принципу” авторитета. Те социологи, кто таковым считают харизматический вторитета от политического насилия, необходимость развенчания всех и всяческих авторитетов как “идеологического камуфляжа” тоталитаризма с целью создания “общества без авторитетов”, каковым они считают “подлинно демократическое” общество. Те социологи, кто отстаивают антилиберальные ценности, усматривают в авторитете необходимый инструмент “воли к власти”. Те социологи, политики, кто исходит из “модели” рационально-легального авторитета, видят в нем необходимый элемент либерально-конституционной власти. Социологи и политологи, которые ориентируются на традиционный авторитет как основополагающую форму осуществления власти, расходятся в оценке его социальных функций в зависимости от того, тяготеют ли они к консервативным или радикально политическим взглядам. Если для представителей консервативных взглядов “традиционность” авторитета является условием его “стабилизирующей” функции в обществе, то для защитников радикализма традиционность авторитета—тормоз на пути “общественного прогресса”.     Лит.: Технологии политической власти, Киев, 1994; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; РайхВ. Психология масс и фашизм. СПб., 1997; Политические элиты России. М., 1998; Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Sozial und Wirtschaftsgeschichte. Tub.. 1924; Lasswell u. Power and Personality. N. Y„ 1948; Sirohal R. Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft. FreibuKg-W., 1955; Eckstein ff. and Gurr T. R. Patterns of Authority. A Structural Basis for Political Inquiry. L., 1975; Will E. U. Authority. L., 1982; Wer A. Powershift. N. Y., 1990.

        Г. Ю. Семигин

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    dic.academic.ru

    АВТОРИТЕТ — Новая философская энциклопедия

    АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – суждение, совет, власть, образец) – в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства. Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом. Тексты Библии являлись носителями Истины и потому использовались как средство верификации любых философско-теологичс-ских учений и как собрание примеров для правильной жизни. Авторитетами полагались также святые и лица, чьи писания были санкционированы для изучения, комментирования и воспитания (жития святых, трактаты, послания, молитвословия отцов церкви). Это означает, что помимо Писания авторитетом считалось и Предание. Понимание Предания в разных конфессиях неодинаково (в католицизме оно включает в себя святоотеческое наследие до Иоанна Дамаскина [ИОАНН ДАМАСКИН], в православии оно не ограничено временными рамками). К числу почитаемых текстов относились также и мирские авторитеты – поэтические, логические, философские сочинения древних языческих авторов, которые были признаны предвестниками христианского вероисповедания. В их число входили Платон [ПЛАТОН](прежде всего «Тимей»), Аристотель [АРИСТОТЕЛЬ](изначально «Категории», «Об истолковании», с 13 в.  – «Физика» и «Метафизика»), Вергилий, Овидий и пр.

    Установка на авторитет тесно связана с историческими (генеалогическими, хронологическими), комментаторскими установками средневекового верующего разума, основная задача которого состояла в причащении Божественной истине. Такое отношение к авторитету было связано с тем, что в первые века христианства возник особый строй мысли, ориентированный на древность, святость и правильность, а потому авторитетность. Ранние отцы церкви (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский) вслед за апостолами начали создавать сыгравший большую роль в Средние века жанр посланий в форме назиданий, увещаний, притч, в которых формулировались этические максимы в связи с идеей спасения, определялись способы приобщения человека к правильной жизни, ставшие впоследствии церковными таинствами крещения, евхаристии, исповеди и молитвы. Необходимость этих тщательно прописанных процедур не доказывалась, а показывалась, что собственно и обосновывало их авторитетность. Любые доказательства, основанные на умозаключениях, перед лицом, неисповедимости истины суть ненадежный источник для познания Бога. Надежным является, как полагал Тертуллиан [ТЕРТУЛЛИАН], лишь тот источник, на который можно сослаться как на «свидетельство относительно смысла, происхождения, преемства и доказательства суждений» (Тертуллиан. О свидетельстве души.  – В кн.: Он же. Избр. соч. М., 1994, с. 83). Таковым является традиция, поскольку она не может быть вымышленной одним человеком, но есть нечто, принадлежащее всем. Хранитель традиции – душа обладающего речью человека. Душа дозволяет нерефлексированное употребление слов обыденного языка типа «что Бог даст», «если Бог захочет», «Бог рассудит». Высказывания такого рода превращают любую душу в свидетеля ее божественного происхождения, поскольку она открыто и свободно указывает на имя Бога. Понятая таким образом душа позволяет судить и об авторстве. В этом смысле она – пророчица, толковательница знамений, провидица событий. Она – первая авторитетная ступень познания, дарованного человеку Богом. Все последующие ступени опосредованы ею. Авторитетность души «говорит» в любом сочинении. Поскольку же в нем говорит душа, по природе близкая Богу, то необходимо доверять и своим, и тем более божественным сочинениям, ибо Писание хронологически возникло ранее других творений.

    Опора на авторитет не является следствием слепой веры в догматы или иные церковные предписания. Напротив, с его помощью предполагалась возможность найти разумный ответ. Поскольку истина полагалась данной и возвещенной, то христианский ум изначально, как говорил Августин [АВГУСТИН], к ней «льнул», был ей причащен. Человеческий разум был верующим в разумную божественную реальность, а вера была разумной. Для средневековых интеллектуалов авторитеты были способом проверки собственного разума на правильность своих построений, суждений, умозаключений, которые могли, помимо прочего, оспаривать, критиковать сами авторитеты. Это обстоятельство нисколько не умаляло идеи авторитета, исходящей из коренящейся в душе традиционности мышления и действования.

    Крушение «авторитетной» мысли началось с 13 в., когда с влиянием аверроизма [АВЕРРОИЗМ]и аристотелизма произошло раздвоение истины на истины разума и истины веры. Разум с этого времени начинает утрачивать свое определение верующего, а вера перестает претендовать на звание разумной.

    Авторитет в современном смысле предполагает уважение, достоинство, значимость в любой области жизнедеятельности.

    Литература:

    1. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Пг., 1924;

    2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979;

    3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995;

    4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада, М., 1992;

    5. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

    6. Gilson Ε. Christianisme et Philosophie. P., 1949;

    7. Idem. Introduction à la philosophie chrétienne, P., 1960;

    8. Idem. L’Esprit de la philosophie médiéval. P., 1978.

    С.С.Неретина

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    Социология — авторитет

    Авторитет

    авторитет

    влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств [24. – С. 435].  

    См. в других словарях

    1.

      от лат. autoritas-влияние, власть) 1) наличие у лица (группы) или организации (социального института) неоспоримых, общепризнанных достоинств, позволяющих оказывать неформальное влияние, основанное на знаниях, опыте, силе нравственного примера; 2) признание за кем-либо права принимать решения; одна из форм осуществления власти. (А. закона, какой-либо социальной нормы, учреждения, должности и т. д.). Понятие А. не всегда соотносится с представлением о власти. Авторитетом может обладать личность и не наделенная властными полномочиями, но обладающая высокой степенью референтности для окружающих («экспертной властью»). Подчеркивая необходимость А. для любых форм социальной жизни, марксизм отвергает «суеверное преклонение», культ личности. Выделяют: 1) А. той или иной общественной ценности, нормы, которые стимулируют деятельность даже тогда, когда отсутствуют какие-либо иные формы стимулирования; 2) А. формальный, проистекающий из занимаемой должности, «по штату»; 3) личный А., связанный с нравственным, политическим, профессиональным достоинством человека. Для того чтобы руководитель завоевал высокий А., каждый из аспектов его…

    Социологический справочник

    2.

      — тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема введена в социологию М. Вебером, который различал три типа А., обеспечивающихся различными способами: Легально-рациональный А. основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, на вере в их законность. Традиционный А. основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы). Харизматический А. основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам. А. может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т. п. …

    Социология-словарь по обществознанию

    3.

      (от лат. auctoritas власть, влияние) общепризнанное влияние какого-либо лица, организации, нормы в определенной области культуры. Оно базируется на доверии и уважении к ним со стороны членов сообщества. В Древней Греции при помощи понятия «авторитет» обозначалась власть отдельной личности или группы лиц, которая основывалась не на законе, праве, а на реальном влиянии, которым они обладали. Авторитет обеспечивал более высокое их положение по отношению к другим в данном сообществе лицам. Современное представление об авторитете связано со способностью авторитетных лиц направлять действия, поступки, мысли других людей, не пробегая к насилию или принуждению. Само существование авторитета связано с тем, что общественная жизнь носит многосложный и противоречивый характер. В ее хитросплетениях разобраться человеку очень трудно. Поэтому при возникновении различного рода сложных проблем, люди нередко обращаются к авторитету. Мысли, идеи, высказывания носителя авторитета принимаются, как правило, на веру. При этом предполагается, что носитель авторитета способен, в случае необходимости, объяснить и обосновать свои выводы. …

    Человек и общество

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *