особенности речевого поведения в разных типах беседы
В жанре беседы существует множество отдельных видов, среди которых различают беседы:
- непринужденные, дружеские;
- проблемные и ознакомительные;
- светские или салонные; деловые и информационные;
- застольные.
Во всех этих беседах выделяют две основные стратегии речевого поведения: эгоистическую и альтруистическую.
В эгоистической стратегии собеседники превращают диалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает только себя, преследуя речевую цель выговориться, заявить о себе или повластвовать. Эгоистическая стратегия заключена в желании или просто самоутвердиться (похвастаться, выставив на обозрение свои заслуги в их подлинном или завышенном размере), или же самоутвердиться ценой принижения других.
В альтруистической стратегии монолог уступает место подлинному диалогу. Проявляются уважение к собеседнику, желание понять партнера, узнать его мысли, умение слушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу, отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний.
Сформированное в беседе впечатление от речевого поведения человека распространяется и на личность в целом. Лучший способ узнать человека, пока он не успел проявить себя в деле — это побеседовать с ним. Собеседование при приеме на работу, традиционная беседа родителей невесты с женихом — это речевые пробы, призванные не столько дополнить данные письменной анкеты или опыт личного знакомства, сколько определить характер человека, и, прежде всего, его отношение к другим людям через исследование общей стратегии его речевого поведения. При этом вскрываются два пласта психологических качеств собеседника:
- То, что он(а) расскажет без всякого нажима с вашей стороны.Подвергнув этот слой беседы риторическому анализу, можно получить психологический автопортрет собеседника. Если он(а) тараторит без умолку, не давая вам вставить ни слова (одна из типичных форм эгоистической стратегии), не досадуйте, а послушайте человека повнимательнее: ваш собеседник откроется перед вами во всей полноте как того, что хотел сказать, так и того, что хотел утаить. «Слово — серебро, молчание — золото». Не всякий раз имеет смысл обрывать самозабвенного говоруна: толкуя даже о пустяках, он рассказывает о себе.
- То, что выявляется в ходе вопросов и ответов, т.е. целенаправленного, сфокусированного воздействия на сознание собеседника. Если исследование первого рода называют наблюдением, то второе — экспериментом. Последний всегда предполагает некое воздействие на объект, что неизбежно нарушает его исходное состояние.
Точно так же не в меру откровенные вопросы могут насторожить собеседника и побудить его к неискренности. Поэтому для составления возможно более точного психологического портрета собеседника следует вначале дать ему выговориться, не перебивая его, демонстрируя лишь общепринятые знаки внимания («да-да», «ну-ну», «угу», «очень интересно», «понятно» и т.п.). Только потом следует перейти к вопросам, вначале нейтральным, общим, а затем более конкретным. Чтобы беседа при этом не напоминала допрос, следует придерживаться принципа взаимности (вспомним римскую поговорку do ut des — даю, чтобы ты дал).
Разумеется, эти правила имеют практический смысл отнюдь не во всех видах беседы, но в беседах ознакомительных, деловых и информационных они приносят ощутимую пользу, позволяя отстаивать не только формально выдвинутые позиции, но и открыто не декларируемые интересы сторон.
1. Особенности речевого поведения в непринужденной дружеской беседе
Непринужденная дружеская беседа важна не столько своим содержанием (разменом мыслей, по В.И. Далю), сколько созданием атмосферы общего душевного комфорта (разменом чувств). Обмен информацией — лишь повод для погружения в эту атмосферу. Более того, избыток конкретной, требующей напряженного осмысления информации, а тем более любые тревожные сообщения мгновенно разрушают эту атмосферу.
Дружеская беседа по своей сути является эмоциональной речью со всеми характерными чертами этого жанра — ориентацией на психологию, а не на логику и факты, на дедуктивную подачу информации, заведомо некритичное восприятие материала. В дружеской беседе иногда возможно использование элементов художественного стиля и практически всегда — разговорно-бытового, нередко вплоть до стиля утрированно-просторечного.
2. Специфика проблемной беседы
Проблемная беседа — это разговор о делах насущных, нахождение ответов на вопросы «Что делать?», «Как поступить наилучшим образом для решения конкретных задач?» Это чаще всего своего рода совещание или дискуссия на конкретную жизненную тему, «мозговой штурм», обмен опытом или предложениями, а также просьбы о помощи.
Привязка к конкретике — вот главная черта всех заседаний, совещаний, собраний, семейных советов и иных проблемных бесед. Истинность их решений проверяется практикой. Если есть время рассуждать, можно применить и индукцию, и дедукцию, смотря по степени согласия аудитории с утверждениями оратора.
3. Ознакомительная или «выпытывающая» беседа
Ознакомительная, или разведочная беседа представляет собой, прежде всего, размен информации: что вы хотите узнать о незнакомце и что готовы сообщить ему о себе.
Начинают обычно с исходных (анкетных) данных. Далее — сфера интересов собеседника. Важно почувствовать запретные темы, которые могут нанести ущерб ему или вам — натолкнувшись на такую тему, сразу же сверните на другой путь. При малейшем сомнении лучше промолчать.Следует быть не более откровенным с незнакомцем, чем он(а) с вами. Люди не любят, когда им «лезут в душу». Если собеседник поступает подобным образом, ему нужно дать словесный отпор. При необходимости объясните напрямик, почему вы не откровенны.
Чем рискованнее разговор, тем учтивее он должен быть по форме. В острых и сомнительных ситуациях главная, а подчас единственная цель — не попасть в беду. Хороший язык нередко спасает здесь своего обладателя.
4. Светская беседа
Светская, или салонная беседа — во многом вынужденный разговорный жанр: здесь неплохую услугу оказывает альтруистическая стратегия. Главное — создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневной суеты.
Если в компании есть близкие друзья, то у них светская беседа практически сразу же переходит в дружескую, к которой посторонним нелегко присоединиться. В итоге общество дробится на мелкие группы, чему не всегда есть смысл препятствовать. Однако если хозяева считают необходимым «разговорить» всех, тут светские правила должны вступить в полную силу. Ключевым принципом в этих условиях должна стать альтруистическая стратегия в своем минимальном варианте — учтивость, такт, уважение к собеседнику, хотя бы простейшее внимание к нему, а дальше зоны взаимных интересов определятся сами собой.
В светской беседе особое место занимает выбор темы — задача для других видов речевого действия не актуальная. Темы диктует жизнь, и в большинстве случаев думать приходится лишь о том, что и как сказать в рамках данной темы. Выбором темы в лучшем случае озаботятся гостеприимные хозяева, начинающие разговор сами или предлагающие сделать это кому-либо из владеющих словом гостей: «Иван Андреевич, расскажите нам, пожалуйста, о вашем путешествии по Бермудскому треугольнику.
Как вам удалось вернуться оттуда целым и невредимым?»В светской беседе часто проявляются несовершенные модели диалога. Одни сплетничают об общих знакомых. Другие травят бесконечные анекдоты или случаи из своей жизни. Третьи впадают в судорожную говорливость, перескакивают с темы на тему, лишь бы не молчать. Вспомним гоголевского Манилова: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Лучше всего поступают такие собеседники, которые, заводя разговор на абстрактную, никого не задевающую, но потенциально интересную тему (древние цивилизации, народная медицина, НЛО и т.п.), по реакции собеседников уточняют ее и вводят беседу в приятное для всех русло.
5. Деловая беседа
Деловая беседа, по своей сути, представляет собой форму переговоров: торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы — выявить это общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора. В этом вице беседы необходимо:
- захватить и удержать инициативу: для этого следует атаковать собеседника вопросами, учитывая при этом, что они обнажают ваши собственные интересы;
- иметь в виду, что зачастую риторический вопрос — это мягкое утверждение или предложение: «а не лучше ли нам…?»;
- выяснить с максимальной точностью подлинное состояние дел собеседника, не полагаясь на его радужные слова;
- предложить партнеру несколько альтернатив, в любом случае выгодных для вас;
- суметь обменять несколько несущественных уступок на одну существенную;
- быть тем мягче по форме, чем жестче приходится быть по сути;
- четко оговорить и юридически закрепить условия и гарантии выполнения сделки.
6. Информационная беседа
Информационная беседа ведется с целью узнать определенную информацию. Интервью, опрос, экзамен — это разновидности информационной беседы.
Типичная структура информационной беседы — серия прямых вопросов и ответов.
В определенной ситуации информационная беседа может носить мягкий, неназойливый характер, маскируясь под беседу дружескую или салонную, а порою быть нарочито эмоциональной, отвлекающей внимание собеседника от главного замысла.
В информационной беседе любого характера важно подчинить все частные речевые цели конечной. Все вопросы и ответы, а также все контрвопросы и реплики, лирические отступления, «цветы красноречия», жесты и т.п. должны быть подчинены единой задаче получения необходимой информации, а при необходимости — и сокрытия своей.
7. Застольная беседа
Застольная беседа — это специфичная форма дружеской беседы. Не останавливаясь на риторических особенностях тостов, отметим важнейшие особенности речевого поведения в данном случае:
- Алкоголь снижает способность к самоконтролю — снимает фильтры сознания, смещает критерии оценки чужих и своих собственных слов из рационально-логической сферы в эмоциональную. В результате нередко банальные мысли кажутся перлами остроумия, невинные высказывания — смертельной обидой, бесхитростные изречения — ядовитыми намеками. Говорящий излагает не то, что сказал бы трезвым, и слушающий слушает не так. Последствия такого общения нередко далеки от оптимальных.
- Застолье развязывает уста: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. В итоге выигрывает тот, кто способен превратить застольную беседу в информационную.
- В застольном общении легко даются обещания и делаются предложения. На следующий день они могут предстать в совершенном ином свете.
- Многие норовят в застольной беседе блеснуть остроумием. Это сугубо индивидуальное качество, равно как и способность оценивать его. В застольной беседе, однако, имеет смысл не столько стимулировать остроумие, сколько контролировать его, ибо эмоции и ораторов, и слушателей в застолье непредсказуемы.
Для большинства людей произнесение монолога — редкое событие. Беседы же — это ежедневное, привычное дело. Тем не менее, беседа беседе рознь, и держаться в различных видах беседы риторически и психологически следует по-разному.
Самораскрытие: определение, примеры и советы
Самораскрытие: определение, примеры и советыЧики Дэвис, Массачусетс, доктор философии Что такое самораскрытие и каковы преимущества этого? Здесь мы поговорим о науке, лежащей в основе самораскрытия, и предложим несколько советов, которые помогут вам эффективно раскрывать себя в собственной жизни.
Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Самораскрытие — это аспект общения, который включает в себя намеренный обмен личной информацией о себе с другим человеком — информацией, которую другие обычно не могли бы узнать, если бы мы не поделились ею. Технически, любая форма общения раскрывает что-то о нас самих: темы, которые мы выбираем для обсуждения, уверенность в себе в голосе, ясность или легкомыслие в нашем повествовании — все это сообщает другим что-то о нас. Интенсивность и частота, с которой мы раскрываем личные подробности, определяют типы наших отношений с людьми в нашей жизни — нашей семьей, друзьями, коллегами и другими сообществами (Greene, Derlega, & Mathews, 2006). Например, если мы практически ничего не раскрываем, людям часто бывает трудно с нами связаться — они на самом деле не знают, кто мы такие. Если мы раскрываем слишком много и слишком часто, другие могут чувствовать себя ошеломленными или обремененными содержанием нашего самораскрытия. Вот почему я считаю самораскрытие инструментом Златовласки. Не слишком мало, не слишком много, а именно то, к чему мы стремимся. Особенности сообщений о самораскрытии
В дополнение к этим функциям важно помнить, что самораскрытие — это транзакционный процесс, который происходит с течением времени. Давайте возьмем пример Шайка и Мелинды, которые являются хорошими друзьями. Пока они знакомились друг с другом, Шайк раскрыл некоторую информацию о своей семье и о том, какой была его жизнь в детстве. Затем Мелинда сделала то же самое. Эти самораскрытия прошли хорошо — оба собеседника поддерживали и чувствовали себя в безопасности, делясь своими секретами. Поэтому позже в их дружбе Мелинда чувствовала себя комфортно, разговаривая с Шейком, когда у нее были проблемы со своим парнем. Все прошло хорошо, поэтому Шейк позже чувствовал себя комфортно, рассказывая Мелинде о своей матери, у которой начали проявляться признаки слабоумия. Оба партнера обрели доверенное лицо и стали чувствовать все большую связь друг с другом. В этом примере каждый партнер раскрывал себя понемногу. Интенсивность (или интимность) их самораскрытия увеличивалась по мере того, как они добивались успеха в более простых и менее напряженных темах. Именно так самораскрытие обычно работает в реальной жизни — оно укрепляет отношения между двумя людьми, создавая более близкие и интимные отношения. Каждый человек полагается на сигналы других, чтобы определить, насколько самораскрытие уместно в данных отношениях. Верно и обратное. То есть самораскрытие уменьшается по широте и глубине по мере ухудшения отношений (Greene, Derlega, & Mathews, 2006). Что мешает нам раскрыть себя? Если самораскрытие так полезно для наших отношений и эмоций, что удерживает нас от раскрытия? Вот некоторые распространенные причины:
Межличностные преимущества самораскрытия Считается, что самораскрытие полезно (и, возможно, даже необходимо) для установления тесных, интимных социальных связей. Три вещи, кажется, объясняют, почему это так:
Таким образом самораскрытие не только строится на самом себе, но и порождает восходящие циклы самораскрытия, которые помогают строить крепкие, близкие отношения. Внутриличностные преимущества самораскрытия В дополнение к inter личные выгоды от самораскрытия, мы часто получаем внутренние личные выгоды — или внутренние (психическое здоровье) выгоды. Например, самораскрытие может помочь нам достичь чувства катарсиса, прояснить тему и увеличить социальную поддержку (что приятно; Greene, Derlega, & Mathews, 2006). Напротив, исследования показывают, что сокрытие личных мыслей и чувств — или их нераскрытие — может вызывать стресс у организма, наносить ущерб иммунитету и даже, возможно, привести к болезни. Раскрытие этой подавленной или замалчиваемой информации может помочь облегчить этот стресс и улучшить здоровье (Greene, Derlega, & Mathews, 2006). В целом самораскрытие считается полезным для психического здоровья. Конечно, польза во многом зависит от реакции человека, слушающего самораскрытие. Если ответ отрицательный, преимуществ нет. Как реагировать на самораскрытие других Учитывая все, о чем мы говорили до сих пор, у вас, вероятно, есть предчувствие, что то, как человек реагирует на самораскрытие, оказывает большое влияние на его успех. Хотя мы не можем контролировать, как другие реагируют на наше самораскрытие, мы можем контролировать то, как мы реагируем на самораскрытие других. Наша реакция может повлиять на их самооценку и связь с нами (их реакция может повлиять на нас таким же образом). Поэтому обдумывание того, как мы реагируем, необходимо для здоровых счастливых социальных и романтических отношений (Greene, Derlega, & Mathews, 2006). Как раскрыть себя Есть несколько различных способов использовать самораскрытие в общении. Для начала может быть полезно решить, хотите ли вы раскрыть информацию лично, в письме, в телефонном звонке, через видео или через другое средство массовой информации. Средство, которое вы выберете для самораскрытия, может изменить его эффективность или помочь вам справиться с некоторыми из наиболее сложных частей самораскрытия. Например, самораскрытие в письме или по телефону может позволить вам поделиться содержанием самораскрытия, не показывая телесных сигналов, таких как отведенный взгляд, сгорбленная поза или даже слезы — вещи, которые многим людям неудобно раскрывать перед другие. Написание письма может также позволить вам получить пользу от катарсиса, не беспокоясь о потенциально негативном ответе. Например, если вы предвидите отрицательный ответ, но чувствуете, что вам нужно чем-то поделиться, письмо иногда может помочь вам преодолеть горб и поделиться тем, чем вам нужно поделиться. Где раскрыть себя Когда раскрывать себя Вот почему часто бывает полезно запланировать самораскрытие в середине разговора. Таким образом, вы сможете определить, насколько другой человек готов услышать то, что вы хотите сказать. Вы также можете попытаться оценить их настроение, чтобы определить, соответствует ли оно тому, что вы хотите сказать. Имейте в виду, что раскрытие информации в конце разговора может расстроить или дезориентировать слушателя, если у него недостаточно времени, чтобы обработать информацию или отреагировать так, как он хотел (Greene, Derlega, & Mathews, 2006). Советы по раскрытию информацииУчитывая, насколько важно самораскрытие для психического здоровья и удовлетворенности отношениями, давайте поговорим о некоторых дополнительных способах начать развивать этот навык. Самораскрытие через выразительное письмо
Самораскрытие с помощью заглавных букв Еще один хороший способ самораскрытия — использование заглавных букв, или обмен положительными событиями с другими (Gable, Reis, Impett, & Asher, 2004). Личные выгоды, связанные с капитализацией, включают усиление положительных эмоций, субъективное благополучие и самооценку, а также снижение чувства одиночества. Преимущества отношений, связанные с процессами капитализации, включают удовлетворение, близость, приверженность, доверие, симпатию, близость и стабильность (Gable & Reis, 2010). Примеры самораскрытия Хотя в этой статье мы уже представили несколько примеров самораскрытия, мы подумали, что список примеров самораскрытия может помочь вам обдумать все способы самораскрытия в повседневной жизни. Вот они:
Есть миллион примеров самораскрытия. Вот лишь некоторые из них, которые показывают вам немного диапазона. Делясь этими личными вещами о себе, мы помогаем людям лучше понять себя и свое происхождение. Видео: Опасность скрывать, кто ты есть Самораскрытие в терапии Еще одна область исследований, которая, по-видимому, почти полностью отделена от ранее обсуждавшихся исследований, касается самораскрытия в контексте терапии или консультирования, в частности, самораскрытия самого консультанта. Самораскрытие терапевта предполагает обмен личной информацией с клиентом. Самораскрытие терапевта может включать факты (например, я получил степень в таком-то и таком-то учебном заведении), чувства (например, в ситуациях, подобных той, что вы переживаете, я злился), инсайты (например, я понял, что суждение мои эмоции усугубляют их) и стратегии (например, когда я чувствую сильный стресс, мне полезно пойти на пробежку). Теории самораскрытия Мы относимся к этому лагерю в Институте благополучия Беркли, то есть мы стремимся по мере возможности рассказывать о соответствующих примерах, опыте и знаниях. На самом деле, мы рассматриваем это как одно из наших главных преимуществ. Самораскрытие терапевта помогает клиентам чувствовать себя более уверенно и нормально, а также служит примером для моделирования позитивного поведения в будущем. Несмотря на преимущества самораскрытия и тот факт, что клиенты оценивают самораскрытие терапевта как более полезное, большинство терапевтов не используют этот подход (Hill & Knox, 2001). Вероятно, поэтому люди говорят нам, что наш подход к благополучию очень актуален, полезен и аутентичен по сравнению с другими доступными ресурсами в области психического здоровья. Если вам это подходит, подпишитесь на нашу рассылку новостей. Другие статьи, связанные с самораскрытиемНаучиться делиться своим истинным «я» не всегда легко. Вот еще несколько статей, которые могут помочь.
книг, которые помогут вам укрепить мышцы самораскрытияХотите продолжать узнавать о самораскрытии? Вот несколько книг для изучения:
Последние мысли о самораскрытии Раскрыть себя или поделиться сокровенными подробностями о себе не всегда легко. Не всегда очевидно, почему вы должны даже пытаться. Но когда мы смотрим на исследования, мы видим, что быть нашим подлинным «я» и делиться этим подлинным «я» с другими может быть просто ключом к благополучию. Надеюсь, вы узнали несколько советов, которые вдохновят вас и помогут раскрыть себя таким образом, который поможет вам улучшить свою жизнь и отношения. Не забудьте взять нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивайте свой оздоровительный бизнес! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Анализ разговоров
Анализ разговора — это особая форма исследования или расследования. Разговор означает, что два или более человека разговаривают друг с другом просто ради разговора. Это форма общительности, отражающая способность и желание человека взаимодействовать с другими. На базовом уровне анализ разговора рассматривается как изучение разговора. В широком смысле анализ разговора может относиться к изучению разговоров людей, устному общению или даже изучению использования языка.
Фотоклуб Syda Productions/dollar
Вклад Харви Сакса
Социолог Харви Сакс из Калифорнийского университета пропагандировал метод анализа разговоров. Он разработал его как средство понимания уровней социального порядка, которые раскрываются в повседневных разговорах. По его мнению, разговоры — это структурно организованное явление, имеющее определенный порядок. После его смерти его работу в этой области продолжили Эмануэль Шеглофф, Гейл Джефферсон и другие исследователи.
Определение анализа разговоров
Анализ разговоров — это систематический анализ разговоров, возникающих в результате обычных повседневных взаимодействий. Этот разговор называется «разговор во взаимодействии». Анализ разговора относится к изучению порядков разговора во взаимодействии, которое происходит с любым человеком и в любой обстановке. Этими настройками могут быть как самые обычные, так и самые рутинные бытовые ситуации. Согласно этому подходу, социальные действия имеют определенное значение для тех, кто их инициирует. Они организованы естественным образом, и это можно обнаружить при внимательном рассмотрении. Таким образом, анализ разговора пытается понять скрытые правила, значения или структуры, которые создают такой порядок в разговоре.
Целью анализа разговора является определение того, как участники естественного разговора понимают и реагируют друг на друга, когда приходит их очередь говорить. Основное внимание уделяется тому, как генерируются эти последовательности действий. Он не изучает структуру используемого языка, а скорее фокусируется на том, как язык используется в форме просьб, жалоб, предложений или обвинений.
Анализ разговоров — это исследовательский подход, который анализирует социальное взаимодействие. Целью этого анализа является выявление связей, существующих между особенностями, обнаруживаемыми в деталях человеческой деятельности, и общими чертами, которые могут быть получены из общих организационных проблем и ресурсов.
В настоящее время практикуются два типа анализа бесед. В первом типе институт взаимодействия рассматривается как самостоятельная сущность. Во втором типе исследования сосредоточены на изучении того, как социальные институты управляются во взаимодействии.
Преимущества разговорного анализа
По сравнению с другими аналитическими подходами, разговорный анализ использует гораздо более подробный подход. Он не использует обобщенные или закодированные представления, а вместо этого анализирует подробные записи интерактивных действий и подробные стенограммы. Это позволяет выявить различные аспекты и тонкости во взаимодействии, которые в противном случае не были бы распознаны другими аналитическими подходами.