Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии
- формат doc
- размер 137.86 КБ
- добавлен 13 мая 2009 г.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных
заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.:
Смысл, 1999. — 222 с.
В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические
проблемы метода беседы в психологии приводятся варианты конкретных
заданий для практического курса. Реализуется подход к
психологической беседе как совместной деятельности, благодаря
которой происходят прогрессивные трансформации личности.
Психологическая беседа рассматривается как метод исследования,
метод диагностики и психологической помощи.
Учебное пособие предназначено для студентов психологических
факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Методология и история психологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Новое в психолого-педагогических исследованиях
Смотрите также
- формат pdf
- размер 12. 78 МБ
- добавлен 13 августа 2010 г.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: — МГУ им. М. В. Ломоносова. — Смысл, — 1999. – 222 стр. (Тир. 2000 экз. ). Рецензенты: Братусь Б. С., доктор психологических наук, Ениколопов С. Н., кандидат психологических наук. В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных з…
- формат doc
- размер 674.82 КБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…
Контрольная работа
- формат doc
- размер 70 КБ
- добавлен 24 ноября 2011 г.
АмГУ, г.Благовещенск, 2011г., 12 стр., Метод интервью (виды интервью, этапы построения вопросника, процесс интервьюирования,регистрация данных) Метод беседы (виды бесед,кассификации типов вопросов,стили ведения беседы).
- формат doc
- размер 1.01 МБ
- добавлен 02 декабря 2010 г.
Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие ISBN 9965-12-002-1 Издательство © «Казак университетi», Алматы, 2001. Объем страниц: 176 (в оригинале)/ 126 (в электронном варианте) Аннотация Впервые в отечественной психологии учебное пособие посвящается психобиографическому (биографическому) методу психологии, направленному на изучение личности как субъекта жизнедеятельности на жизненном пути, а также н…
- формат doc
- размер 41.5 КБ
- добавлен 01 декабря 2009 г.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств РЕФЕРАТ на тему: «Метод наблюдения в психологических исследованиях» Краснодар, 2006. 7с Содержание: Понятие наблюдения Виды наблюдения Модификацией метода включенного наблюдения Ошибки наблюдения Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.
Практикум
- формат ppt
- размер 114.08 КБ
- добавлен 09 июля 2011 г.
Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 030301 – Психология Содержание: 1. Методология психологии как отрасль науки 2. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии 3. Психофизическая проблема 4. Кризис методологических основ психологии 5. Законы и принципы психологии 6. Категориальная система психологии 7. Проблема объективности научного знания в психологии
Шпаргалка
- формат doc
- размер 683. 5 КБ
- добавлен 11 января 2011 г.
МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор — Асмолов А. Г, 2006 г. Содержание: Образы психологии в истории науки и культуры Образ психологии в когнитивных науках Образ психологии в бихевиоральных науках Образ психологии в социальных науках Психология как наука о мотивации Проблема сознания в психологии Проблема поведения в психологии Проблема культуры в психологии. Культура и про…
Презентация
- формат ppt
- размер 209.5 КБ
- добавлен 07 мая 2011 г.
Херсон, — ИПИС ХГУ. — 2011. Аннотация. В 44-х слайдах наглядно и последовательно представлены основные проблемы методологии психологии: исторический аспект, современное состояние методологии психологии как науки, пути развития научного знания в психологии. Содержание. Методология психологии как отрасль науки. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии. Психофизическая проблема. Кризис методологических основ псих…
Реферат
- формат docx
- размер 30.06 КБ
- добавлен 20 декабря 2011 г.
КемГУ, г.Кемерово, 2011, 8стр, 7ист Описание особенностей наблюдения в детской психологии, плюсы и минусы его.
Статья
- формат pdf
- размер 129.5 КБ
- добавлен 10 сентября 2011 г.
Статья. Журнал «Методология и история психологии». 2007. Том 2. Выпуск 1. стр.130 -150. Статья представляет собой анализ истории, принципов, трактовок и способов использования феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии. Дан анализ классических феноменологических исследований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепций, образующих современную феноменологическую психологию как направление….
Беседа в психологии ребенка » Психология
— Детская психология (Автор: Психолог)
Беседа в детской психологии
Будучи методом исследования, беседа должна четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно.
Беседа — метод получения информации посредством словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов и психология общения, характеризующих те личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.).
Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людей и их поступки, о себе.
Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме. Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечает на один из них. Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, вызывающих негативное или позитивное отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно делают плохие поступки?») Вопросы также не должны внушать ребенку определенные ответы и создавать выводы.Как правило, вопрос продумывают заранее и формулируют детям в определенной последовательности или изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с не шаблонным использованием вопросов значительно продуктивнее, поскольку позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка.
Беседу должен проводить подготовленный исследователь (тактичный, приветливый, способный чувствовать индивидуальность ребенка). Ведь, как показывает опыт, ответ ребенка зависит не только от содержания вопросов, но и от ее отношения к исследователю, осознание значимости темы разговора.
Продолжительность беседы должно охватывать не более 10-15 мин. Во время разговора с ребенком следует вызвать у нее интерес к теме беседы ее результаты подробно записывают или «фотографически» фиксируют в протоколе.
Во время массовых исследований, результаты которых подвергают статистической обработке, используют стандартизированные беседы с целенаправленно сформулированными вопросами.
Правильно спланированная беседа (опрос) обеспечивает достоверность полученных результатов, возможность обрабатывать их статистически.
прочитали статью 5 944 раз(а) и оставили 0 комментариев.
Другие статьи о психологии
Комментарии о Беседа в психологии ребенка
Анализ разговора
Анализ разговора — это особая форма расследования или расследования. Разговор означает, что два или более человека разговаривают друг с другом просто ради разговора. Это форма общительности, отражающая способность и желание человека взаимодействовать с другими. На базовом уровне анализ разговора рассматривается как изучение разговора. В широком смысле анализ разговора может относиться к изучению разговоров людей, устному общению или даже изучению использования языка.
Фотоклуб Syda Productions/dollar
Пожертвование Харви Сакса
Социолог Харви Сакс из Калифорнийского университета пропагандировал метод анализа разговоров. Он разработал его как средство понимания уровней социального порядка, которые раскрываются в повседневных разговорах. По его мнению, разговоры — это структурно организованное явление, имеющее определенный порядок. После его смерти его работу в этой области продолжили Эмануэль Шеглофф, Гейл Джефферсон и другие исследователи.
Определение анализа разговоров
Анализ разговоров — это систематический анализ разговоров, возникающих в результате обычных повседневных взаимодействий. Этот разговор называется «разговор во взаимодействии». Анализ разговора относится к изучению порядков разговора во взаимодействии, которое происходит с любым человеком и в любой обстановке. Этими настройками могут быть как самые обычные, так и самые рутинные бытовые ситуации. Согласно этому подходу, социальные действия имеют определенное значение для тех, кто их инициирует. Они организованы естественным образом, и это можно обнаружить при внимательном рассмотрении. Таким образом, анализ разговора пытается понять скрытые правила, значения или структуры, которые создают такой порядок в разговоре.
Целью анализа разговора является определение того, как участники естественного разговора понимают и реагируют друг на друга, когда приходит их очередь говорить. Основное внимание уделяется тому, как генерируются эти последовательности действий. Он не изучает структуру используемого языка, а скорее фокусируется на том, как язык используется в форме просьб, жалоб, предложений или обвинений.
Анализ разговоров — это исследовательский подход, который анализирует социальное взаимодействие. Целью этого анализа является выявление связей, существующих между особенностями, обнаруживаемыми в деталях человеческой деятельности, и общими чертами, которые могут быть получены из общих организационных проблем и ресурсов.
В настоящее время практикуются два типа анализа разговоров. В первом типе институт взаимодействия рассматривается как самостоятельная сущность. Во втором типе исследования сосредоточены на изучении того, как социальные институты управляются во взаимодействии.
Преимущества разговорного анализа
По сравнению с другими аналитическими подходами, разговорный анализ использует гораздо более подробный подход. Он не использует обобщенные или закодированные представления, а вместо этого анализирует подробные записи интерактивных действий и подробные стенограммы. Это позволяет выявить различные аспекты и тонкости во взаимодействии, которые в противном случае не были бы распознаны другими аналитическими подходами.
Анализ разговоров фокусируется на естественных данных, а не на разговорах, которыми манипулируют в лаборатории. Этот подход изучает, как устная речь используется во время естественного взаимодействия. Он пытается объяснить, как люди ведут себя во время разговора. Весь разговор рассматривается как единое событие.
Проведение анализа разговоров
Специалист, занимающийся анализом разговоров, должен проявлять глубокий интерес к человеческому поведению и проявлять любопытство, чтобы понять, что люди делают. Анализ разговоров отнимает много времени и поэтому требует большого терпения и самоотверженности, чтобы просмотреть многочисленные и длинные стенограммы разговоров. Требуется как конкретное понимание, так и абстрактное рассуждение. Чтобы анализ был успешным, предвзятые мысли и идеи должны быть сведены к минимуму.
Неврология разговоров | Psychology Today
Никлас Бальбоа и Ричард Д. Глейзер, доктор философии.
В память о Джудит Э. Глейзер, которая умерла в ноябре 2018 года после трехлетней борьбы с метастатическим раком поджелудочной железы.
«Ключ к улучшению здоровья — лучше понять наш мозг. Понимая, как мозг функционирует, общается и реагирует на окружающую среду, мы можем полностью раскрыть свой потенциал. Мозг не говорит по-французски или по-английски, он говорит на нейронауках», — Джудит Э. Глейзер 9.0003
Разговоры — это не просто способ обмена информацией; они на самом деле вызывают физические и эмоциональные изменения в мозгу, которые либо открывают вас для здоровых, доверительных разговоров, либо закрывают вас, так что вы говорите из страха, осторожности и беспокойства. Разговоры способны изменить мозг, стимулируя выработку гормонов и нейротрансмиттеров, которые стимулируют системы организма и нервные пути, изменяя химический состав нашего тела не на мгновение, а, возможно, на всю жизнь.
Когда мы общаемся, наш мозг запускает нейрохимический коктейль, который заставляет нас чувствовать себя либо хорошо, либо плохо, и мы переводим этот внутренний опыт в слова, предложения и истории. Разговоры о хорошем самочувствии вызывают более высокий уровень дофамина, окситоцина, эндорфинов и других биохимических веществ, которые дают нам чувство благополучия.
Миллионы ежеминутных нейрохимических реакций в нашем мозгу управляют нашим состоянием ума. Эти состояния ума формируют наши отношения каждый день, влияя на то, как мы общаемся, чтобы построить доверительные отношения с другими. Разговорный интеллект® (C-IQ) дает нам возможность влиять на нашу нейрохимию и нейрохимию тех, с кем мы общаемся, даже в данный момент. C-IQ позволяет нам выражать друг другу наши сокровенные мысли и чувства таким образом, чтобы укреплять отношения и добиваться успеха. По мере того, как мы приходим к пониманию силы разговоров в регулировании того, что мы чувствуем каждый день, и роли, которую язык играет в способности мозга расширять перспективы и создавать «хорошее самочувствие», мы можем научиться формировать наш мир более глубоким и здоровым образом. способы.
Многомерность бесед
Беседы многомерны. Понимание того, как получить доступ к правильному измерению ситуации, — это искусство разговора. Существует три уровня разговоров, каждый из которых представляет собой способ взаимодействия с другими.
Уровень I: Транзакционные беседы
Транзакционные беседы включают динамику взаимодействия, такую как вопросы и рассказы. Такие разговоры подтверждают то, что мы знаем, и дают людям платформу для предоставления и получения информации.
Уровень II: Позиционные беседы
Позиционные беседы включают динамику взаимодействия, такую как отстаивание интересов и вопросы. Эти разговоры позволяют нам защищать то, что мы знаем; они дают людям платформу для выражения твердого мнения о чем-либо. В этих разговорах мы менее открыты для влияния и больше заинтересованы в продаже наших идей.
Уровень III: Трансформационные беседы
Трансформационные беседы, также называемые совместными беседами, включают динамику взаимодействия, такую как совместное использование и обнаружение. Это означает задавать вопросы, на которые у вас нет ответов, слушать коллектив, делать открытия и делиться идеями и мудростью. Этот генеративный способ общения приводит к более инновационным идеям и более глубокому слушанию, чтобы соединиться с точками зрения других.
Wired for Trust
Наш мозг устроен так, чтобы определять доверие и недоверие в наших повседневных разговорах. Эта аппаратная проводка создавалась миллионы лет. Доверие — это первый сигнал, который мы ищем, чтобы определить, можем ли мы открыться или нам нужно закрыться. Доверие — это чувство «Я в безопасности, и я знаю, что ты прикроешь мою спину». Это связано с высвобождением нейротрансмиттера окситоцина, который связан с любовью, привязанностью и сотрудничеством. Когда мы чувствуем себя в безопасности, мы подавляем активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что снижает нашу реакцию на стресс, и активизируем наши системы социальной активности за счет выработки окситоцина и других просоциальных гормонов (Porges 2009).).
Безопасное пространство позволяет нам участвовать в совместных беседах с другими, поскольку мы активируем наши сети доверия одновременно с нашей способностью стратегически мыслить и нашей способностью сопереживать и проявлять сострадание к другим, и это увеличивает нашу способность видеть в будущего или предвидения. Эти невероятные способности активируются только при наличии доверия. С другой стороны, недоверие связано с выбросом гормонов стресса кортизола, адреналина и норадреналина. Доверие и недоверие опосредуются двумя отдельными областями мозга: доверие префронтальной корой и недоверие миндалевидным телом (Dimoka 2010).
Миндалевидное тело
Миндалевидное тело представляет собой небольшую структуру в мозге, встроенную на двусторонней основе в лимбическую систему, которая классически рассматривается как наш центр обработки эмоций. Этот маленький миндаль в нашем мозгу можно представить как авиадиспетчер, просеивающий важную информацию и классифицирующий ее как приятную или угрожающую. Если мы определяем стимул как угрожающий, миндалевидное тело вызывает реакцию на стресс: драться, бежать или замереть (Dimoka 2010).
Миндалевидное тело может защищать нас, но оно становится сверхактивным, когда сталкивается с хроническим стрессом. Когда мы сталкиваемся с хроническим стрессом, в нашем организме вырабатывается более высокий уровень кортизола, гормона, который отключает нашу префронтальную кору — мыслительный центр нашего мозга — и активирует неприятие конфликтов и защитное поведение (МакЮэн, телеинтервью WE-IQ с Джудит Э. Глейзер). , 25 апреля 2018 г.). Мы также становимся более реактивными и чувствительными и можем воспринимать больше негатива, чем существует. Эти эффекты могут длиться в течение нескольких дней, запечатлевая взаимодействие в нашей памяти и усиливая их влияние на наше поведение в будущем. Кортизол действует как таблетка пролонгированного действия: чем больше мы размышляем о страхе, тем дольше воздействие. Эта триггерная реакция не является мгновенной — она сохраняется в течение периода полувыведения 13 часов или полного существования 26 часов. Когда кортизол правит нашим телом, мы не можем взаимодействовать и общаться, замыкая разговоры на уровне I.
Префронтальная кора
Посредством совместных разговоров, посвященных тому, как мы можем совместно решать проблемы, мы активируем оценочное мышление, меняя нашу нейрохимию. Мы отключаем сообщения об угрозах от миндалевидного тела и включаем мозговые связи, которые поступают в префронтальную кору. Преобразуя текущую информацию, импульсы и нашу биохимию, префронтальная кора помогает нам выносить суждения, проявлять сочувствие и сострадание и предвидеть будущее. Это предвидение — это способность успешно предсказывать, что будет разворачиваться, на основе понимания закономерностей, которые ждут нас впереди, и синтеза их значений. Когда мы обнаруживаем положительные модели взаимодействия, мы можем использовать важнейший катализатор природы, окситоцин, для усиления связи. Окситоцин является нейротрансмиттером и гормоном, вырабатываемым в головном мозге гипоталамусом, регулирующим нейроэндокринные функции и секретируемым в кровоток через заднюю долю гипофиза. Высвобождение окситоцина в кровоток зависит от возбуждения нейронов в гипоталамусе.
В недавнем интервью профессор Брюс Макьюэн из Рокфеллеровского университета обсуждает многие функции окситоцина, показывая его роль в доверии, защите от стресса, росте новых клеток (нейрогенез) и чувствительности к эмоциональным стимулам (Макьюен, телеинтервью WE-IQ TV). с Джудит Э. Глейзер, 25 апреля 2018 г.). Рецепторы окситоцина проецируются в гиппокамп, наш центр долговременной памяти и пространственного положения, где они способствуют нейрогенезу и защищают память от неконтролируемого стресса (Lee 2015 & Lin 2017). Окситоцин называют «гормоном любви», и он действительно оправдывает свое название, поскольку его рецепторы простираются до самого сердца, где он играет роль в лечении и защите от стресса. (Картер и Порджес, 2012 г.). Когда присутствуют доверие и окситоцин, мы можем ослабить нашу бдительность и начать общаться с другими, строя прочные отношения взаимного доверия и творчества.
На разговоры уровня II указывает периодический выброс окситоцина и кортизола. Пока мы проявляем условное доверие в этом состоянии, мы слушаем, чтобы принять или отвергнуть, а не установить связь. С присутствием окситоцина мы можем начать сближаться, однако баланс обоих гормонов является ключом к тому, чтобы прорваться через дверь к разговорам Уровня III.
Совместная регуляция
Совместная регуляция основана на биологической потребности млекопитающих в связи, которая представляет собой способность взаимно регулировать физиологические и поведенческие состояния (Porges 2015). Понимание того, как уровни окситоцина и кортизола меняются во время взаимодействия, и как регулировать эту нейрохимию в режиме реального времени с другими, является важным катализатором для повышения вашего C-IQ. Чтобы построить доверие, партнеры должны иметь возможность прозрачно «читать» намерения друг друга и определять, является ли доверие взаимным (Dimoka 2010). Совместная регуляция — это поддерживающий процесс, при котором активация положительной и полезной обратной связи между людьми происходит чаще и более последовательно. Как только людям станет легко давать обратную связь, и они поймут, что это приводит к позитивным изменениям в их взаимодействии с другими, они интегрируют ее в свою повседневную жизнь.
Благодаря 30-летнему опыту корпоративных организационных коммуникаций Институт MakingWE разработал набор инструментов, которые создают метод совместного регулирования для продвижения социальных обязательств. Инструменты катализатора C-IQ представляют собой мощный набор измерительных инструментов, которые анализируют частоту отрицательного поведения, вырабатывающего кортизол, по сравнению с положительным поведением, вырабатывающим окситоцин, которое происходит во время разговоров на современных рабочих местах. С помощью субъективного наблюдения они измеряют, как часто люди проявляют как положительное, так и отрицательное поведение, и оценивают частоту такого поведения по шкале Лайкерта от 1 (почти никогда) до 5 (почти всегда).
C-IQ Catalyst Tool™
Источник: Roxanne Panero/CreatingWE
Физически близкие люди влияют на нервную систему друг друга, осознают они это или нет. Мы можем создать эмоциональную заразу, например, положительных или разрушительных чувств, которые могут быстро переходить от одного человека к другому (Barsade 2002). Положительное эмоциональное заражение ведет к успешному общению и сотрудничеству.
Когда мы совместно регулируем, мы используем этот резонанс, чтобы двигаться к большему пониманию, сотрудничеству, доверию и состраданию. Когда кто-то начинает защищаться или становится «я-центричным», мы можем оставаться открытыми и оставаться «мы-центричными», используя совместное регулирование, чтобы помочь ему изменить свою химию. Регулируя поведение, ориентированное на нас, например, подготавливая диалоговое пространство к доверию и задавая уточняющие вопросы, мы можем повысить вовлеченность и уровень доверия.
Как только вы поймете динамику вовлечения и регулирования системы социальной активности и подавления реакции на стресс, вы будете готовы перейти к следующей динамике разговора, уровню III.
Танец двух мозгов
Два мозга в действии отличаются от одного. Гипотеза интерактивного мозга, как объяснила Джой Хирш, профессор неврологии в Йельской школе медицины, предполагает, что, когда мы обмениваемся информацией во время разговоров, наш мозг вызывает нейронную активность, уникальную для диадного или парного общения. Люди и животные склонны имитировать жесты и синхронизировать эмоциональные выражения других, чтобы лучше общаться. Работа профессора Хирша демонстрирует, как соответствие между жестами и вербальной коммуникацией может улучшить понимание, в то время как несоответствие между жестами и разговорной речью может служить предупреждающим социальным сигналом, активируя области социального понимания в мозгу, такие как височно-теменной переход (Hirsch 2017). Переход к конгруэнтной схеме общения является сигналом для остальной части нашего тела, что мы можем доверять и быть открытыми. Чтобы общаться с другими посредством мимикрии и синхронизации, нам нужно уметь слушать.
Хороший слушатель вовлекается физически и умственно, поддерживает зрительный контакт и использует позитивные утверждения, чтобы показать, что он внимательно слушает. Когда мы слушаем, чтобы соединиться, мы активируем зону Вернике: часть мозга, которая позволяет нам понимать устную речь. (Хирш, телеинтервью WE-IQ с Джудит Э. Глейзер, 1 мая 2018 г.). Чем крепче отношения между говорящим и слушающим, тем крепче и успешнее будет разговор.
Нейронная связь, или синхронность между говорящими и слушающими, предсказывает успех разговора. Исследование Принстонского университета, использующее фМРТ для записи мозговой активности говорящих и слушающих во время естественного вербального общения, показывает, как мозговая активность говорящего сочетается с мозговой активностью слушателя во время успешного общения (Стивенс, 2010).