Беседа самоконтроль и требовательность к себе – Конспект внеклассного занятия на тему: «Самоконтроль и требовательность»

Конспект внеклассного занятия на тему: «Самоконтроль и требовательность»

Беседа на тему: «Сила воли и характер»

Цель: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей.

Ход беседы

Сегодня речь пойдет об одном из важнейших качеств характера человека – силе воли. Но прежде мне бы хотелось сказать о моральном климате в нашем классе. Ребята, вы ответственные, вы болеете, друг за друга, есть у вас свои лидеры, которые могут повести за собой. Но некоторые почему-то учатся не в меру своих способностей, откладывают на завтра то, что можно делать сегодня, говорят, что мол, еще есть время… Но, как мне кажется, у каждого стоящего человека должно быть важное качество: он знает слово «надо» и, конечно, он умеет владеть собой. Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый должен задуматься и сделать определенные выводы для себя.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои второстепенные желания и стремления).

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?

Воля состоит из таких качеств как: энергичность, терпение, выдержка, смелость.

Проблемный блок.

На доске написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера, которые зафиксированы в этих высказываниях и доказать их значимость.

Человек с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их (целеустремленность).

Отклад не идет в лад (нерешительность, лень).

Упорство – есть мозг государственного человека, меч воина, секрет изобретателя, магическое слово ученого (Леббок). (Настойчивость)

Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно (Л.Н. Толстой). (Терпеливость)

Чтобы реализовать в себе эти черты, надо выработать в себе характер.

Характер не есть что-то навсегда данное. Он формируется и изменяется в течении всей жизни.

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу,
(У. Тенкерей)

Чтобы выработать хорошую привычку надо приложить максимум усилий над собой. А это уже значит надо выработать в себе силу – воли. Воля – это власть человека над самим собой. Как сказал Конфуций – все победы в жизни начинаются с победы над собой.

А как вы проявляете силу воли?

Ответы детей.

Блок анализа.

Приведите примеры волевого усилия человека, известные вам из литературных произведений, жизни своей семьи.

Как развивать силу воли?

  • Успешный человек невозможен без силы воли. Поэтому многих интересует, как развить силу воли? Есть и или нет у вас силы воли, насколько она развита, можно узнать анализируя различные ситуации. Посмотрите, сколько вы можете предпринять шагов в сложной обстановке, как долго вы сможете действовать?

  • Если у вас хорошо развита сила воли, то вы будете легко преодолевать препятствия. Это достаточно сильный стимул, для того, чтобы начать развивать в себе силу воли.

Способ развития силы воли:

Отыщите стимул, он должен быть достаточно весомым, чтобы удерживать вас на пути. Этот стимул должен мотивировать вас постоянно. Всегда думайте о том, что будет, когда вы достигнете намеченной цели.

Если ваша цель – накачать мышцы, то думайте о том, как вы себя будете чувствовать, когда ваше тело станет как у атлета. На вас будут смотреть с завистью. Эти мысли укрепят вашу силу воли.

Пожелание:

Пообещал — сдержи слово!

Умей добиваться поставленной цели.

Умей отстоять свою точку зрения.

Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.

Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.

infourok.ru

Индивидуальное занятие на тему: «Самоконтроль поведения».

Индивидуальное занятие на тему:

«Самоконтроль поведения».

Тема мероприятия:

индивидуальное занятие на тему «Самоконтроль поведения».

Цель: Познакомить ребенка с понятием самоконтроль, выявить особенности самоконтроля у данного ребенка, объяснить важность самоконтроля поведения.

Задачи:

1.Сформировать правильно отношение ребенка к воле и самоконтролю.

2.Выявить самоконтроль ребенка.

3.Мотивировать ребенка на самостоятельное развитие самоконтроля.

Оборудование: Листочки, ручки.

Оформление: Плакаты, рисунки.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап.

  2. Проведение занятия:

  • Введение.

  • Беседа: Характеристика воли.

  • Волевые качества личности.

  • Тест на самоконтроль.

  • Заключение.

3.Заключмтельный этап.

Анализ

1.Введение.

рекомендации:

  1. Направленная этическая работа, обязательно проводимая преподавателем на фоне обучения психической саморегуляции, должна закладывать в учащихся основы нравственности.

  1. Возможны варианты комплектования групп, как только из детей, или подростков, так и совместно с их родителями. В последнем случае программа строится в расчёте на младших, но родители охотно участвуют в таких занятиях. Одним из плюсов второго варианта работы является появление общих интересов в семье и преодоление её разобщённости.

  1. Без особых медицинских показаний не следует проводить с детьми и подростками упражнения с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы (за исключением простейших упражнений с анахатой). Причина в том, что эти упражнения несовместимы с принятием алкоголя во время и после курса занятий.

  1. Акцент в работе должен делаться не на получении высоких результатов, а именно на расширение кругозора, на широкое информирование учащихся, чтобы помочь им в выборе жизненного пути, когда они повзрослеют.

Обогащайте занятия эстетикой и спортом!

1.Можно дополнить их хореографией, музыкой, фотографией, живописью, туризмом, закаливанием, экологией, литературоведением, философией — в зависимости от сферы компетентности преподавателя.

2. Возможно, использование упражнений с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы и других подобных приёмов специально подготовленными врачами для лечения некоторых детских неврологических и психических заболеваний.

3. Наиболее легко дети и подростки осваивают упражнения с образными представлениями. Труднее им обычно даётся овладение концентрацией

4. Интересный положительный эффект даёт присутствие (но не участие на равных правах) детей при загородных занятиях групп, где учатся их родители. При ненавязчивом к ним отношении, у детей включается важный механизм обучения — подражание.

Проблема ВОЛИ, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных.

Известно, что поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны — это, безусловно-рефлекторные, и условно-рефлекторные механизмы, а с другой — произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние — и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная деятельность.

На начальном этапе школьного образования учебная деятельность занимает одно из центральных мест в жизни и личностном развитии детей, она является ведущим типом деятельности. Психика ребёнка, развитие его волевых качеств не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Однако в процессе учебной деятельности не только формируется волевая сфера ученика, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость школьников. Вопрос влияния волевого развития на учёбу и успеваемость школьников является одним из актуальных вопросов современной педагогической психологии.

2.Характеристика воли.

В психологической науке воля определяется, как свойство человеческой психики, которое проявляется в активной самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. Человек может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить её. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать противоположные. Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием, т.е. особым состоянием нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Природа воли человека. Волевые действия определяются внешними объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдалёнными и косвенными и, вследствие этого, не всегда осознаются, что иногда создаёт иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий. Свобода воли заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов общественного развития, а в, основанной на познании этих законов, возможности пользоваться ими для определённых целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внешним обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки. Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот, же поступок в зависимости от этого может иметь различную нравственную характеристику.

Воля человека характеризуется различными качествами: целеустремлённостью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. Воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

3.Волевые качества личности.

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности.

В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Терпеливость понимается в психологии как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном — физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность и чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение.

Упорство и упрямство. Упорство понимается психологами как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментное, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость, по определению известного учёного В.К. Калина, — эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному.

Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность определяется, как способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за поступки других. Самостоятельность как волевая черта присуща уже дошкольниками, однако, мотивы её проявления у детей разного возраста различные.

Инициативность проявляется в таких действиях школьников или их групп, которые послужили началом нового движения или изменения форм деятельности. В моральном плане инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за совершаемое действие.

Дисциплинированность и организованность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведённого порядка, организованность, выдержанность. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

Старательность — это стремление выполнить какую-либо работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание школьника выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т.п.

Энергичность определяется, как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм и мужество.

Принципиальность является свойством личности, которое представляется отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твёрдо (строго) и осознанно придерживающийся каких-либо принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Базой для такой твёрдости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного порядка.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности).

Для исправления недисциплинированности педагогом могут быть приняты следующие меры:

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конкретного ученика.

2. Представление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в недисциплинированных учащихся веры в свои собственные силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности школьника. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем или учителем совместно с учениками. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самостоятельного планирования деятельности. На четвёртом этапе появляется творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

4.Тест на самоконтроль.

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова.

Инструкция:

Сейчас я зачитаю тебе (вам) ряд вопросов, на которые тебе необходимо будет ответить. Здесь не может быть правильных или не правильных ответов. Люди различны, и каждый может высказать своё мнение. В верхней части листа укажите свой класс, возраст, пол, имя и начальную букву фамилии. Отвечая на каждый вопрос, вы должны будете выбрать один из трёх предлагаемых вам ответов, тот который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам и поступкам. Если тебе что-нибудь не ясно, спроси.

1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

2. Старайтесь не прибегать к слишком часто к промежуточным ответам типа: «не знаю», «нечто среднее», выбирая при этом наиболее подходящий вам вариант.

3. Обязательно отвечайте на вопросы подряд, ничего не пропуская.

4. Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, (ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который знаем только мы, при чем ответы на каждый вопрос вообще не будут рассматриваться, на интересуют только общие показатели), они (ваши ответы) должны соответствовать действительности, этим вы очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим вас за помощь.

Тестовый материал:

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2).

2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:

а) в любом случае (2)

б) иногда (1)

в) только если на этом настаивают (0).

3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0).

4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я:

а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) уточняю неясности уже по ходу дела (0)

5. Я проверяю свои действия во время работы:

а) постоянно (2)

б) от случая к случаю (1)

в) редко (0)

6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав:

а) всегда (2)

б) обычно (1)

в) только если целесообразно (0)

7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде:

а) согласен (2)

б) отчасти (1)

в) не согласен (0)

8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению:

а) да (2)

б) не всегда (1)

в) нет (0)

9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

10. Если я краснею, я всегда чувствую это:

а) да (2)

б) иногда (1)

в) нет (0)

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:

а) всегда (2)

б) от случая к случаю (1)

в) только когда уверен, что допустил ошибки (0)

12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я:

а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0)

13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:

а) да (2)

б) не уверен (1)

в) нет (0)

16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

17. Если при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности, то я:

а) не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше (0)

б) поступаю так иногда (1)

в) пытаюсь в них разобраться (2)

18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:

а) да (0)

б) иногда (1)

в) нет (2)

19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:

а) всегда следую этому правилу (2)

б) иногда следую этому правилу (1)

в) редко следую этому правилу (0)

20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять:

а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0)

б) нечто среднее (1)

в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2)

21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:

а) почти всегда (0)

б) иногда (1)

в) редко (2)

22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:

а) согласен (0)

б) не уверен (1)

в) не согласен (2)

27. В общении я:

а) свободно проявляю свои чувства (0)

б) нечто среднее (1)

в) не выражаю своих чувств (2)

28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:

а) да (0)

б) нечто среднее (1)

в) нет (2)

29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2)

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой:

а) верно (0)

б) отчасти (1)

в) неверно (2)

34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие:

а) правильно (0)

б) не уверен (1)

в) неправильно (2)

35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:

а) правильно (2)

б) нечто среднее (1)

в) неправильно (0)

36. При разговоре я предпочитаю:

а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0)

б) нечто среднее (1)

в) сначала сформулировать мысль получше (2).

Интерпретация:

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности: 4,5,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При этом 4,12,25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля, а 5, 11, 23 – текущего, т.е. самоконтроля, включенного уже в процесс Д.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю поведения: 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу – от 0 до 2).

Социальный самоконтроль – это совокупность эмоционального, коммуникативного, поведенческого и деятельностного (самоконтроля в деятельности) самоконтроля.

Самоконтроля в эмоциональной сфереэто способность человека держать эмоции под контролем и сдерживать негативные действия при встрече с сопротивлением или враждебностью со стороны окружающих или при работе в стрессовых условиях. Эмоциональный самоконтроль рассматривается как компонент конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности — адаптивности (приспособляемости)

Самоконтроля в деятельности — склонность к организаторской деятельности и достижение успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем. Высокая дисциплинированность, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Самоконтроля в поведении – если человек смог изменить своё поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это — ситуативное изменение собственного поведения. Если же он изменил своё поведение в целом, принципиально, и это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, то говорится уже о самоконтроле поведения.

Поведение индивида с выраженной способностью к самоконтролю характеризуется следующими особенностями.

– Умение поддерживать спокойное состояние, ровные сдержанные социальные отношения и спокойную обстановку при решении любых, даже сложных проблем.

– Способность эффективно управлять своими эмоциями.

– Умение эффективно управлять эмоциями других.

5.Заключение.

Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т.н. волевым усилием

Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).

Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

Литература.

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов н./Дону: Феникс, 2006. — 542 с.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.

3. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 447 с.

infourok.ru

Классный час (7 класс) на тему: «Путь к себе» кл-час

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час — это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление: 

  1. написать тему, эпиграфы;
  2. для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы — в тексте сценария;

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость

Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства

Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость

Как правильно оценить себя? 

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует — ваш друг.
  4. Критикует один — задумайтесь.
    Критикуют два — проанализируйте свое поведение.
    Критикуют три — переделывайте себя.
  5. Строго относитесь к себе и мягко — к другим.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа — с завышенной, вторая — с заниженной и третья — с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие — обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.

Я тоже постараюсь быть объективной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

— Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

— Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить? «

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа — самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске — «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

— Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

— Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

— Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе — снисходительно.

— Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

— Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. — Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели:

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели — что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

— Богатство, слава, власть.

— Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

— Быть просто хорошим человеком, любить людей.

— Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

— Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

— Принести пользу людям, жить для людей.

— Найти свою любовь.

— Жить для удовольствия, наслаждения.

— Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

— Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы — это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку — волк» (закон джунглей) «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас — хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство — веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам — значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы.

Классный руководитель. Идеал — совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю! «

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература 

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

nsportal.ru

Беседа с учащимися «Самоконтроль и требовательность к себе»


Беседа с учащимися «Самоконтроль и требовательность к себе»
1
Самый главный, фундаментальный принцип – если вы хотите укрепить силу воли, то вам нужно всегда заглядывать в будущее, просчитывать всё на шаг вперёд. Если вы что-то делаете сейчас, то обязательно подумайте, чем это может обернуться для вас через некоторое время. Например, перед тем как кушать не очень полезную для организма еду, представьте, что вы можете набрать лишний вес или заболеть. И через некоторое время ваше желание утихнет.
Если же жить одним днём и не думать о последствиях, то сдерживать себя вы не сможете. И каждый раз будете потакать своим желаниям, а затем жалеть, что вовремя не смогли отказаться. Поэтому, продумывайте всё заранее, и тогда вы с лёгкостью сможете остановиться в нужный момент.
2
Не поддавайтесь никаким манипуляциям. Никогда не оправдывайте себя за проявленную слабость, ведь она освобождает от ответственности за содеянное. Тогда вместо того, чтобы ругать себя, вы каждый раз будете придумывать отговорки по типу «Та, от одного кусочка тортика ничего не будет», или «Да разве ж я этого не заслуживаю» и т.д.
Поэтому, когда придёт момент, что вы снова будете искать себе оправдания, ни в коем случае не поддавайтесь этим манипуляциям! Научитесь их игнорировать.
3
Стратегия, которая не работает – это когда вы пытаетесь предостеречь себя от того, что может вас соблазнить. Например, чтобы не кушать конфеты, вы просто их не приобретаете или прячете куда-то подальше, чтоб не видеть. Так всегда делают те, кто заранее знает, что не сможет себя контролировать
Но, как не странно, эта стратегия не работает. Вы никогда не сможете отказать себе, если у вас не будет никаких сдерживающих мотивов и конкретных планов. Попросту говоря, если у вас нет силы воли, то вы ничего не добьётесь. Это то же самое, что обещание себе бросить курить с понедельника, или сесть на диету. Только вот в какой понедельник – это уже второй вопрос.
4
Наблюдайте за собой. Заведите специальный дневник Самоконтроля, в который вы будете записывать те моменты, когда вы теряете к

univerfiles.com

Классный час «Как научиться управлять собой» (урок самовоспитания)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Классный час для старшеклассников

( урок самовоспитания)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Подготовила

КУЗЬМЕНКО НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

учитель немецкого языка высшей категории

МАОУ-СОШ №1 им.В.И.Фадеева

станицы Калининской Калининского района

Краснодарского края

2012 г.

Как научиться управлять собой

( урок самовоспитания)

Цель: убедить учащихся в важности самовоспитания для успешного решения

жизненных вопросов.

Задачи: воспитать чувство самоуважения, веры в себя, желание добиваться

поставленной цели.

Ход классного часа.

Каждый из нас, естественно, хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе.

По словам главного раввина России Берла Лазара «Сильный не тот, кто поднимет больше, прыгнет дальше, а тот, кто может стать хозяином своих начинаний, своих желаний, кто умеет владеть собой, не ищет оправдания своим плохим поступкам, а предотвращает их.»

Умейте управлять собой

Во всем ищите доброе начало

И, споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать с начала…

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять!

Управлять своими чувствами, психическим состоянием, поступками, поведением можно используя самоодобрение, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку.

Самоодобрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.

При этом используются такие приемы самоуспокоения: самоуспокоение (дело посильное и я его выполню):

— внушение уверенности в себе (я могу)

— равнение на любимого героя ( а ему было каково? Как бы он поступил?)

— упрек в свой адрес (ну, что раскис? Нельзя быть размазней!)

Самоубеждение – убеждение себя в чем-либо путем соответствующих доводов и аргументов.

Самоприказ – приказ самому себе. Это действенный прием, позволяющий не терять самообладание и управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу, мобилизовать свои силы и волю в трудную минуту.

Для размышления предлагаю вам отрывок из книги Ю Рагозина

«Фехтование на нервах»

Человек может много, может все и еще столько же».

Гигантский лайнер лениво рассекал океанские волны. Время шло к обеду. Мо­лодой человек, стоящий на корме, оглядел­ся и, убедившись, что за ним никто не наблюдает, не торопясь перелез через ог­раждение; ему хотелось пощекотать свои нервы. Одно неосторожное движение — и с высоты шестого этажа он полетел в во­ду. Когда вынырнул, принялся кричать изо всех сил. На корабле по-прежнему игра­ла музыка…

Молодой человек был весьма посред­ственным пловцом. Обессилевший от кри­ка, он с ужасом понял, что на корабле его не услышат; надежды на спасение рас­таяли. По инерции он торопливо плыл в направлении удаляющегося лайнера, но очень скоро тот превратился в точку на горизонте, а потом и вовсе исчез.

Первой мыслью отчаянья было сделать как можно больший глоток горькой воды и, отдавшись стихии, пойти ко дну. Рас­считывать на то, что его случайно заме­тят с какого-нибудь проходящего судна, было безумием. Даже если на корабле хватятся и обнаружат, что пассажир ис­чез, то в безбрежном океане его все рав­но не найдут.

«И все-таки я поборюсь»,— подумал он, вспомнив изречение древних: дышу, пока надеюсь; надеюсь, пока дышу. Глав­ное — не сбиться с курса, а торопиться уже некуда, можно плыть спокойно. Но сколько? Час? Два? Сутки? Никогда рань­ше он не находился в воде более получаса.

На корабле никто не обратил внимания, что один из туристов не пришел на обед. Когда его не увидели за столиком и во время ужина, спустились к нему в каюту. Она была пуста.

Вечером рядом с пловцом появились две акулы. По­началу это очень напугало его. Но он вспомнил, что в такой ситуации нельзя делать резких движений — это признак страха, так ведут себя слабые или раненые жи­вотные; надо держаться хладнокровно. Акулы, видимо, удивленные тем, что их не боятся, не нападали и словно в недоумении плыли параллельно.

Ночью он пытался сверять свой курс по звездам.

Ему было неведомо, что поело того, как тщательный поиск пропавшего пассажира ничего не дал, корабль раз­вернулся и на полных оборотах пошел и обратном па-правлении.

Они плыли навстречу друг другу — человек и корабль. Их разделял океан. Никто на корабле не верил, что ис­чезнувшего туриста удастся найти. Капитан понимал, что есть лишь один-единственный шанс из тысячи. Даже не из тысячи — из миллиона. Но не использовать его — грех.

Пловец пел песни, это успокаивало и помогало ровнее держать дыхание. Акулы слушали и плыли рядом. Он тоже сознавал, что есть только один шанс, что до берега никогда не доплыть. И все-таки — «дышу, пока надеюсь».

И он дышал и надеялся.

Через сутки, к великому огорчению акул, его подняли на борт родного судна и только тогда, коснувшись ногами палубы, он потерял сознание. Следующие сутки он пол­ностью проспал.

С тех пор он верит в чудеса, но говорит, что чудеса происходят только с теми, кто очень хочет, чтобы они произошли.

Каждый человек может побороть свою пассивность, бездействие и добиться поставленной цели.

Вот несколько полезных советов:

  1. Цель должна быть полезной, общественно значимой;

  2. Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки. Нужно наметить несколько последовательных посильных этапов на пути к цели. Постепенно преодолевая каждый этап, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижении поставленной цели.

  3. Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям.

Поставленную цель не обходимо конкретизировать. Положим, вы решили серьезно изучать иностранный язык. Намечаете дату и часы ваших

  1. самостоятельных занятий. Готовите необходимые пособия. (Учебник, словари, тетрадь и т.д.). в назначенный день и час садитесь и начинайте занятия. Точное определение объема ежедневной работы будет дисциплинировать вас, Не позволит расслабиться, а каждый ежедневный успех принесет моральное удовлетворение, стремление работать и дальше. В то же время напряженные ежедневные занятия укрепят вашу волю.

  2. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Л.Н. Толстой советует: «Имею цель всей жизни. Цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».

Благодаря четкой планировке работы, А.А. Любищев написал более 12000 страниц печатных листов книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции. 50 лет подряд А.А.Любищев аккуратно записывал и планировал расход времени. Он старался использовать для работы каждую минуту: поездки в городском транспорте, очереди и т.д. В поездах он читал книги, изучал языки. Английский язык он усвоил именно таким способом. А.А. Любищев планировал работу на день, месяц, год, пятилетку. Он считал, что у человека не должно быть времени пустого, лишнего и «чистого», предназначенного для одного только отдыха. А.А. Любищев обращался со временем почтительно. Как с хлебом насущным. Ему и в голову не могло прийти «убивать время». Любое время для него было благом.

Часто безвольные люди так оправдывают свое бездействие: «не хватает времени». Чаще всего на недостаток времени жалуются те, кто впустую растрачивает свое время.

А вот еще аргумент, к которому прибегают безвольные люди: «не стоит заниматься работой, если к ней не расположен». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет настроение, а то и вдохновение! Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно в начале ее приложить определенные волевые усилия, но их то и боится малодушный ленивец. Что касается вдохновения, то оно любит посещать лишь трудолюбивых. «кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется сила для свершения их.» так написал Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан».

«Я бы хотел хорошо учиться или быть мастером своего дела, но у меня нет способностей», — нередко можно услышать.

Многие люди, ставшие впоследствии мастерами своего дела, известными учеными, не всегда обладали, по их мнению, великолепными способностями, но они были очень трудолюбивы и требовательны к себе.

Бывает и так, что, поставив цель приняв какое-то решение, человек не приступает сразу к его выполнению. Тогда цель превращается лишь в намерение. У людей слабовольных дальше намерения дело не идет. А каждое невыполненное решение еще больше расслабляет волю, мешает достижению цели. Эти человеческие слабости подметил еще в 12-м веке великий французский философ и писатель Франсуа Лярош Фуко. «Люди не могут утешиться,- писал он, — когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают сами себя, они порой бывают довольны». Но это удовлетворение собой длится не вечно. Очень часто случается, что человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие минуты, особенно в том возрасте, когда человек уже начинает подводить итоги своей жизни.

Вот письмо из книги философа А. Егидеса «Смысл жизни»: «Идет мне уже пятый десяток, а что я в жизни сделал? По существу ничего… И это самое страшное… Тягостно прийти к финалу с ощущением, что твоя жизнь не имела какой-либо значительности для чего-то такого значительного… И когда я понял это, хотя за свою жизнь исписал немало бумаги, прочитал немало лекций, я вдруг почувствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с чем должен был бороться. А ведь я испытал много проходящих счастьиц, хороших минут, но потом вдруг почувствовал, что я глубоко несчастен, что все это утекло, как сквозь дырявое ведро, что растратил жизнь, время, энергию на пустяки, на создание своего благополучия, уюта, боялся его потерять и из-за этой трусости поступал вопреки совести и поэтому никакого следа моя жизнь не оставит. Это все равно, как если бы я вовсе не жил». Не правда ли страшно прийти к такому итогу? Очевидно, чтобы избежать этой печальной участи, надо учиться смотреть в глаза своей совести. А для этого- развить свою волю.

Порой человек склонен забывать о сегодняшнем дне, надеется по-настоящему интересно и счастливо жить, всесторонне использовать и развивать свои способности в далеком завтра. Если человек постоянно относит «на завтра» выполнение важных дел, растрачивает энергию на повседневную суету, то в конце концов человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал.

Поэтому советует Николай Новиков:

Ничего не откладывай – жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она как ручей,

После таянья льдов- протечет не оставив следов.

Не откладывай- другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем не дрогнет рука,-

Не откладывай – жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну, а вдруг — навсегда?

Оглянулся – в потоке другая вода,

Жизнь, считал ты наивно, продлится века,

Не откладывай – жизнь коротка.

Многие мыслители давали такой совет: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу. То счастье само вас отыщет. Только труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которое праздные люди никогда не испытывали в полной мере. Физическая и умственная праздность, лень порождают у человека тяжелую, гнетущую скуку, у него атрофируется воля. Труд – источник радости и вдохновения. Об этом ярко пишет дагестанская поэтесса Ф. Алиева в стихотворении «Разговор с сыном»:

Ты, сын мой, должен помнить:

От того ржавеет лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской – во много раз трудней;

И в дверь души и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, — зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись, по праву,

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке – безделье.

И позорнее – во веки порока в людях не было и нет.

И в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Сегодня ваше будущее в ваших руках. Какие цели вы поставите в жизни, как решите строить ее, такой и будет ваша жизнь. Ваша задача – использовать существующее и накапливать новые ресурсы, которые помогут вам поверить в себя, найти место в жизни, заниматься тем, что приносит радость самому и другим. Дерзайте, ищите, пробуйте, ошибаясь снова пробуйте, и, самое главное, поверьте в себя, потому что тайна наших успехов заключается в ВЕРЕ В СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Используйте весь свой потенциал, придайте своей жизни смысл.

Если вы считаете себя побежденным, — то сдадитесь,

Если вы полагаете, что не отважитесь, — вам не хватит смелости,

Если вы хотели бы побеждать, но вам не хватает веры в победу,-

Можете быть уверены, что победа не дастся вам в руки.

Если вы считаете, что проиграете,- вам конец.

Ибо весь мир показывает нам,

Что успех начинается с человеческого желания,-

Все зависит от психологической установки.

Если вы считаете себя худшим, — таким вам и быть.

Чтобы вознестись вверх, цельте высоко.

Вы должны доверять себе,-

И тогда вам удастся выиграть главный приз.

В жизненных борениях далеко не всегда

Побеждает самый сильный,

А тот, КТО ДУМАЕТ: «Я СМОГУ!»

Из книги Б. Ньюмена « Парите вместе с орлами»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1986

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ. 1990

  3. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986

  4. Добротворский И. 1001 путь к успеху. –М., 2001

  5. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М., 1989

  6. Ньюмен Б. Принципы успеха. – М., 2001

  7. Ньюмен Б. Парите вместе с орлами — 2004

  8. Рувинский, Хохлов. ВШ № 6. 1990

  9. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2001

  10. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М., 1987

doc4web.ru

Открытое занятие — тренинг «Самоконтроль»

«Самоконтроль»

Открытое занятие-тренинг

Возраст детей 14-16 лет

Подготовила:

Педагог-психолог

Козлова А.И.

Цель занятия: Формирование (расширение) представлений подростков о самоконтроле, необходимости выработки и преимущества обладания навыками самоконтроля.

Задачи:

  1. дать определение самоконтроля и познакомить с условиями выработки и навыков самоконтроля

  2. тренировать умение произвольно регулировать свое состояние в различных ситуациях для обретения способности адекватно вести себя в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях

  3. упражнять в умении контролировать внешние, поведенческие направления и отслеживать свое внутреннее психологическое состояние, передавать информацию с помощью невербальных средств общения

  4. воспитывать желание работать над собой, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития.

Ход занятия.

Торжество над самим собой

есть венец философии.

Цицерон.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами немножко поговорим о самоконтроле.

Для начала, я вам расскажу небольшую притчу.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется…

Так что же означает это слово – самоконтроль? Может кто-нибудь из вас знает, давайте подумаем.

Ответы детей……

Хорошо, на самом деле существует очень много определений, вот несколько из них:

  • Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму.

  • Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.

  • Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.

  • Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.

А, знаете ли вы, где в жизни проявляется это замечательное качество?

Ответы детей…..

Проявления самоконтроля в повседневной жизни

  • Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь – у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.

  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва – обладает способностью к самоконтролю.

  • Спорт. Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями – диета, особый режим дня и тренировки. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями – проявляет способность к самоконтролю.

  • Личные финансы. Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями – проявляет способность к самоконтролю.

Ну, а сейчас, мы с вами немножко поупражняемся, поучимся контролировать свои внешние и внутренние состояния.

Для начала, выполним упражнение-разминку. Оно называется «вместо ссоры помирились»

Цель упражнения: создание благоприятной атмосферы в группе, настрой на рабочий лад.

Выполнение упражнения: дети, встаньте парами, спиной друг к другу. «Представьте, будто вы поссорились. Сейчас будет драка. Сожмите пальцы в кулаки. Глубоко вдохните, затаите дыхание, сожмите челюсти, надуйте щеки. Затем повернитесь друг к другу и пальцами осторожно сдуйте щеки партнера. Весело, смешно, ругаться не хочется. Ура! Обнимитесь».

Рекомендуется выбирать в партнеры наименее привлекательного для себя человека в группе.

Хорошо, молодцы, настроились, на рабочий лад, взбодрились, проснулись.

Следующее упражнение «Психологическое время».

Выполнение упражнения: Сейчас я вам буду говорить, что делать, а вы следуйте моим инструкциям. Итак, я прошу вас сесть, расслабиться и закрыть глаза. Сейчас вы должны определить, когда пройдет ровно минута между моими сигналами. Когда, вы думаете, что минута прошла, вы, не открывая глаза, должны поднять руку, и молча сидеть дальше. Когда можно будет открывать глаза я вам скажу. Всем понятно? Гости тоже могут присоединиться к нам.

Итак, молодцы, как вы думаете, у кого минута прошла быстрее, чем в реальности, поднимите руку?

Дети поднимают руки

А кому показалось, что она идет дольше?

Дети поднимают руки

Почти все/ все угадали правильно, молодцы, (говорю правильные ответы) а теперь разделитесь на две группы, тех, кому показалось, что минута прошла быстрее, чем в реальности (их время меньше 60 секунд), и тех, кому показалось, что она шла дольше.

Теперь, внутри этих подгрупп обсудите, каковы особенности людей, психологическое время которых течет по сравнению с реальным «быстрее» или «медленнее». Гости тоже могут подумать.

Смысл упражнения Развитие внутреннего «чувства времени», анализ отличий между теми людьми, которым кажется, что время течет быстрее, чем в реальности, и теми, кому представляется наоборот. Как правило, те, для кого время течет быстрее, существуют по принципу «И жить торопится, и чувствовать спешит», те же, кому ход времени представляется существенно медленнее, обычно и жить предпочитают размеренно и неспешно. Кроме того, восприятие времени зависит от состояния, в котором находится человек: когда он очень активен, возбужден, то кажется, будто время ускоряет свой ход.

Обсуждение

Хорошо, время обсуждения вышло, представители от каждой из подгрупп охарактеризуйте людей, для которых психологическое время в данный момент отличается от реального.

Замечательно, все справились с заданием. Понравилось упражнение?

Ответы детей.

Следующее упражнение называется «Лед и пламень»

Мне нужен один доброволец — помощник из вашей группы. Кто хочет мне помочь? (Один человек выходит) Молодец, хорошо. Твоя помощь мне понадобится чуть позже.

Остальные дети, а также наши гости. Садимся, успокаиваемся, расслабляемся, ни о чем не думаем, все мысли, и проблемы прогоняем, прочь, сейчас их нет. Кладем руки на колени открытыми ладонями вверх, закрываем глаза. Представьте, что в одной руке, (в любой) печеная картошка. Ее только что вытащили из печки, она очень горячая… Представляем,… Она обжигает вам руку.… А в другой вашей руке – кусочек льда, он такой холодный, что вашей руке тоже холодно.… Итак, в одной руке, обжигающая жаром горячая картошка, в другой руки обжигающий морозом холодный лед … Представляем.… Сидящие, представляем дальше, а мой помощник, ходит и пробует на ощупь ладошки участников, пытаясь определить в какой руке кто представил горячую картошку, а в какой лед … (Ведущий-помощник ходит и определяет).

Смысл упражнения. Демонстрация эффекта возникновения физиологических изменений под воздействием наших представлений, обучение произвольному регулированию реакций через эти представления.

Обсуждение.

Сложно ли было вам представлять в одной руке горячую картошку, а в другой лед? Что было трудного?

Ответы детей, гостей.

Обращение к помощнику: А что для тебя было сложного?

Ответ помощника.

Как вы думаете, почему мой помощник почти в точности определил, кто в какой руке, что представил?

Ответы детей, гостей

Да, наши представления имеют обыкновение воплощаться в реальность. Мы представляем, что в руке холодно или жарко, и ее температура действительно меняется. Так и в жизни, представляем себе неудачи или достижение успеха – тем самым приближаем себя к одному или другому… Можете ли вы привести примеры, когда для того, чтобы приблизится к цели, важно представлять себе во всех деталях себе то, что мы хотим достигнуть.

Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами выполним упражнение «Сядьте так, как…»

Сейчас я каждому участнику дам карточку с описанной там ситуацией. Вы ее получаете, и ни кому ее не показываете. Потом по очереди вы будете демонстрировать ту ситуацию, которая описана у вас на карточке, а остальные участники и гости должны догадаться, о чем речь. Список ситуаций будет предоставлен на экране.

  1. школьник, получивший двойку за контрольную;

  2. бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему 100000$ прибыли;

  3. фигурист, упавший в финальном выступлении из-за этого оставшийся без медали;

  4. футболист – нападающий, забивший решающий гол;

  5. котенок, который только что нагадил хозяйке в тапочки;

  6. спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью;

  7. артист, исполнивший свою новую песню так, что не заслужил аплодисментов

  8. герой, получивший медаль «За отвагу на пожаре»;

  9. выпускник, который провалил вступительные экзамены;

  10. Студент, который окончил институт с красным дипломом.

Смысл упражнения: упражнение учит контролировать собственную позу и мимику, передавать информацию с помощью невербальных средств общения, развивает артистизм, который иногда необходим в жизни.

Обсуждение. На что конкретно нужно обращать внимание, дабы понять, что выражает поза сидящего человека?

Ответы детей

А как вы обычно сидите?

Ответы детей

Что выражает ваша поза, какое впечатление она производит со стороны?

Ответы детей

Хотите регулировать впечатление, которое вы производите на окружающих – значит, привыкайте задумываться над подобными вопросами, учитесь смотреть на себя глазами окружающих.

Заключительный момент. Ребята, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? Чему-то оно вас научило? Чем понравилось занятие? А что не понравилось? Что было сложного? Какие пожелания или предложения у вас есть по проведению следующих занятий?

Ответы детей

Хорошо, а в заключении хотелось бы прочитать вам стихотворение Булата Окуджавы.

Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придется уж больше валять дурака –

Вот и станете вы человеком.

Булат Окуджава.

Всем спасибо, мне очень понравилось, с вами проводить занятие, большинство ребят были очень активны. До встречи.

infourok.ru

Тренинговое занятие «Учимся себя контролировать»

Занятие «Учимся себя контролировать»

Цель: развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задачи:

— выяснить роль эмоций в межличностном общении;

— развивать самосознание подростков;

— расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Ход занятия

Упражнение «Мое настроение»

Психолог предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

— Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

— друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

— ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

— вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

— Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

— Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

— составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

— Вам было интересно это упражнение?

— Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей … В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

— Хлеба дайте, хлеба! — Жадно просил я. Девочка наклонилась … Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил …

Девочка упала … Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба … Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это … Но не могу … А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

— Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

— Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

ГКУ СО КК «Камышеватский СРЦН»

Занятие

«Учимся себя контролировать»

Подготовила и провела

 педагог-психолог

 Дружинина ТА.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *