Беседы психологические – Беседа — психология

Конспект беседы "Психологическое здоровье"

Беседа

«Что такое психологическое здоровье»

Цель: показать важность психического здоровья, развитие контроля над своими негативными чувствами.

Задачи:

1. Показать роль и место психического аспекта в жизни человека. Познакомить воспитанников с некоторыми психологическими понятиями: «психология», «психика», «эмоциональные явления», «самооценка», «толерантность», «тревожность».

2. Развитие представления о правильном образе мыслей.

3. Воспитание толерантности.

«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней»

Марк Аврелий

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

2. Упражнение.

Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, улыбкой, которая излучает радость!

3. Главная мысль нашего сегодняшнего занятия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий

- Какое задание было первым? (воспитанников).

Правильно, я попросила вас взяться за руки и улыбнуться. Вы отреагировали на мою просьбу, вы отреагировали на улыбку соседа. Вы отразили мир вокруг. Все это – психика.

Психика – субъективное отражение объективного мира.

Психику изучает психология – наука о душе.

-Как вы думаете, можно ли изменить свои отрицательные мысли, чтобы обладать психическим здоровьем? (Ответы воспитанников).

Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для общества.

4. Прочитайте новую для вас информацию и приведите примеры. Информация:

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности... Например, эмоции – это не само чувство любви к музыке, как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку.

Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Чувство – любовь.

Настроение - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроение бывает: радостное-печальное, бодрое-вялое, серьезное-легкомысленное, раздражительное-добродушное.

Аффекты – изменяют сознание, нарушают контроль за действиями. Кратковременны. Вызывают громадную затрату сил.

5. Что такое здоровье?

Здоровье – это физическое, социальное и психическое благополучие, а не только отсутствие болезней.

Физическое благополучие – здоровое тело.

Социальное благополучие – общественные отношения, семья, общение с друзьями, родственниками, работа, учеба.

Медицина лечит следствие, Психология – причину!

Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками в социальной системе.

Психическое здоровье - это оптимизм, уравновешенность, нравственность (совестливость, честность), не обидчивость, доброжелательность, правильные мысли, которые не доставляют тревожности и стрессов, терпение по отношению к другим, самоуважение, а также, совладение с негативными эмоциями, дисциплина ума (управление мыслями), активность.

- Скажите, что может служить причиной неадекватного поведения человека? (ответы учащихся)

- Обратите на главную мысль урока: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Марк Аврелий.

6. Задание

- Вам даны представления людей, ваша задача – доказать их правильность или ошибочность.

1. «Все должны меня любить и одобрять всё, что я делаю».

Ответ: Ожидать этого – значит подвергаться необъяснимому беспокойству, огорчениям, особенно если мы замечаем, что кто-то нас не любит или не одобряет наших дел. Очевидно, придерживаться такой точки зрения глупо, потому что никто не может удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, заслуживая их одобрения, раздражает других. Стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить самостоятельность, уверенность в себе. Лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше общаться с друзьями, чем тратить силы на попытки угодить всем и каждому.

2. «Человек должен быть прекрасным и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях».

Ответ: Очевидно, быть совершенным во всем невозможно. Тот, кто ставит перед собой такую цель, обречен на бесконечные терзания и тревожные мысли по поводу прошлых и возможных неудач. Даже когда окружающие признают такого человека талантливым в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что завтра, быть может, утратит это положение. Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. Конечно, нужно стремиться к плодотворной деятельности во имя познания и развития. Но важно осознавать, что любого человека будут постигать неудачи. Важно хорошо делать то, за что беремся, усваивать уроки, которые дает нам сама жизнь.

3. «Избегать жизненных трудностей и ответственности проще, чем брать их на себя и справляться с ними».

Ответ: Когда человек пытается устраниться от трудностей и от ответственности, он только создает себе многочисленные и более трудные проблемы в будущем. Лучше всего не прятаться, а взяться за их решение и при этом максимально проявить свои способности. Откладывание проблем будет только усиливать тревожность, депрессию и угрызения совести. И наоборот, решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное решение.

5. «Контролировать свои эмоции невозможно – мы их жертвы. Ничего нельзя поделать со своими чувствами».

Ответ: В действительности существует немало способов управления своими эмоциональными состояниями. Если над этим специально работать, вполне можно добиться овладения своими чувствами, высвободиться из-под влияния неконтролируемых эмоций.

6. «Для нас жизненно важно то, что делают другие. Надо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении».

Ответ: В действительности жизнь и поведение других людей – это их личное дело и в целом не должно нас касаться. Мы не можем реально влиять на них. Попытки повлиять обычно вызывают противодействие и только ухудшают ситуацию. В целом мы должны стремиться к предельному терпению: жить и давать жить другим. На самом деле нас расстраивают наши собственные мысли, касающиеся поведения других людей. Обычно человек, чье поведение оцениваете, не имеет в виду ничего из того, что вы придумываете.

Есть понятие «толерантность» - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

7. Подведение итогов по работе.

Эти представления, весьма распространенные, бытующие у многих, и все же крайне нелепые и сбивающие с толку, выявил психолог Альберт Эллис. Подобный анализ этих суждений, применение принципов рационального мышления помогают бороться с ненужной и бессмысленной тревожностью.

Тревожность – склонность воспринимать ряд обстоятельств как угрожающих.

- Разберем еще две ситуации.

1.Представим себе человека, который не справился с каким-то заданием. Событие уже произошло, и человек, примеряя свои взгляды и представления, начинает рассуждать: «Сегодня я не справился с заданием. Ведь это ужасно. И всегда, все, что я делаю, у меня получается очень плохо. Я неудачник – так считают многие. У меня никогда не будет друзей»

Такая цепь рассуждений приводит к сложной реакции – тревоге, подавленности, снижению самооценки.

- Давайте подумаем, как можно выйти из такой ситуации? (ответы воспитанников)

2. Молодой человек вполне приятной наружности приглашает девушку на свидание, а она ему отказывает. Применив к данному событию свою систему оценок, он начинает рассуждать: «Я настолько не нравлюсь ей, что она не хочет даже один раз встретиться со мной. Наверно я выгляжу недостаточно мужественным. И все девушки считают так же. Какой ужас. Я ничтожный человек. Никогда я не смогу найти девушку, которая согласилась бы выйти за меня замуж». В результате – тревога.

- Какой выход из сложившейся ситуации предложите вы? (ответы воспитанников)

От того, как люди воспринимают то или иное событие в жизни, они делятся на оптимистов и пессимистов. Кто вы? Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

8. Тест «Мой оптимизм»

Запишите букву, совпадающую с вариантом, характерным именно для вас.

1. О чём думаете вы утром, только что проснувшись:

А) о занятиях, которые вы любите больше всего;

Б) о предстоящих делах, которые вам не нравятся;

В) о симпатичном и близком для вас человеке;

Г) о человеке, который вам неприятен.

2. Во время завтрака вы обычно:

А) не торопитесь, спокойно сервируете стол;

Б) ворчите, что не хватает времени, что опять не выспались;

В) любите поговорить с близкими;

Г) спешите поесть, так как постоянно опаздываете.

3. При первой встрече с незнакомым человеком вы:

А) сразу же доверяете ему;

Б) ждёте, когда он вас о чём-то спросит;

В) с интересом наблюдаете за ним;

Г) сами начинаете разговор.

4. Если вы замечаете, что вас кто-то разглядывает (в театре, кино, на улице):

А) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

Б) вам это приятно;

В) смотрите на себя в какую-то витрину, зеркало;

Г) не обращаете внимания.

5. Если вы ищете адрес в незнакомом районе (городе), то:

А) предпочитаете обратиться сразу в справочное бюро;

Б) будете расспрашивать знакомых;

В) попытаетесь найти самостоятельно;

Г) всё время будете бояться, что не сможете найти сами.

6. Начиная учебный день, вы:

А) надеетесь, что он будет успешным;

Б) ждёте, чтобы занятия быстрее закончились;

В) радуетесь возможности увидеть своих друзей;

Г) надеетесь, что в этот день у вас не будет неприятностей.

7. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то:

А) это вас расстраивает, и вы думаете: "Для меня это плохой день";

Б) будете играть и дальше, пока не начнёте выигрывать;

В) считаете, что игра есть игра – кто-то должен проигрывать, так почему не вы;

Г) пытаетесь придумать способ выиграть.

8. Когда вы ссоритесь с симпатичным для вас человеком, то:

А) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

Б) относитесь к этому спокойно, и в этом есть свой смысл;

В) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь, и всё будет в порядке;

Г) считаете, что слишком "гладкие" отношения скучны.

9. Ожидая результатов медицинского осмотра, вы:

А) боитесь, как бы у вас не нашли что-нибудь серьёзное;

Б) знаете, что врач вам всё равно не скажет правду;

В) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

Г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

10. Принимая решение, вы рассчитываете:

А) на везение и удачу;

Б) только на себя самого;

В) "избежать встречи с чёрной кошкой";

Г) на судьбу.

Обработка результатов

"Ключ" 1) а-5, б-2, в-5, г-1; 2) а-5, б-1, в-4, г-2; 3) а-4, б-1, в-3, г-5; 4) а-1, б-5, в-2, г-3; 5) а-2, б-5, в-3, г-1; 6) а-5, б-2, в-4, г-2; 7) а-2, б-1, в-5, г-4; 8) а-1, б-3, в-5, г-4; 9) а-2, б-1, в-4, г-3; 10) а-2, б-5, в-1, г-2

Интерпретация результатов:

11 – 17 баллов. Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой!

18 – 24 балла. Хотя время от времени у вас проявляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берёт верх в вашем настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

25 – 30 баллов. У вас очень трезвый взгляд на мир. Но вы не можете до конца отказаться от пессимистических настроений.

31 – 41 балл. У вас чёткие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения. И вы правы!

42 – 49 баллов. Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие. Вам нужно подумать о своём отношении к жизни.

9. Рефлексия:

- Так что же такое психическое здоровье? (ответы учащихся записываются на доске)

- Что вы узнали нового сегодня?

10. Релаксминута (звучит музыка)

- Пусть чужая удача и успех не препятствуют вашему духовному росту. Независимо от нашего подхода к проблеме, мы имеем дело только с мыслями, а их можно изменить. Ваши мысли – ваши лучшие друзья. Мысли создают нашу жизнь. Если возникает какая-нибудь негативная мысль, позволим ей плыть дальше, как плывет облако по небу в летний день. Освободимся от гневных, осуждающих мыслей. Сделаем выбор в пользу мыслей о любви, мире, радости!

infourok.ru

Содержание диагностической беседы с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

  • Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?
  • Как ты относишься к спорту? Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта? Если бросил заниматься, то почему? Собираешься ли возобновлять занятия?
  • Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой? Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).
  • Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Какую книгу ты читаешь сейчас? Какую книгу ты только что прочитал? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.)
  • Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься — технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т.д.)

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

  • Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно?
  • Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия – сам, с помощью родителей и т.д.?

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее

psylist.net

Как правильно вести беседу (психологические уловки)

Если вы хотите, чтобы беседа с объектом вашего интереса прошла на должном уровне, следует учесть следующие психологические особенности человека:

– любой человек нуждается в положительных эмоциях;
– любому человеку приятно ощущение собственной значимости, и он рад слышать подтверждение этому;
– любому человеку льстит одобрение и похвалы в его адрес;
– любой человек любит говорить о своём хобби;
– любой человек любит говорить о том, чем он гордится;
– любой человек любит говорить о том, в чём он достиг каких-либо успехов.

Поэтому в любой беседе с человеком, который вам интересен:

– найдите и подчеркните что-то общее между вами;
– сделайте ему комплимент;
– покажите свой интерес к волнующим его темам;
– ваш голос должен быть приятным и соответствовать мимике и жестам;
– ваш голос должен быть достаточно эмоционален;
– избегайте монотонного голоса;
– избегайте слишком быстрой или замедленной речи;
– умейте слушать, не перебивайте собеседника;
– задавайте уточняющие вопросы;
– реагируйте на сказанное одобряющими, восхищёнными возгласами, всем вашим видом показывая крайнюю заинтересованность темой разговора;
– сопровождайте слушание внимательной позой, кивками головы, мимикой.

А теперь перейдём к так называемым «техническим параметрам» беседы.

Дистанция общения во время беседы должна быть:

– для интимного разговора – до 0,5 метра;
– для дружеского разговора – от 0,5 до 1,2 метра;
– для разговора с малознакомым человеком – от 1 до 3 метров.
Женщины выбирают для общения более близкую дистанцию, мужчины – подальше.

Лучший контакт между собеседниками и более непринуждённое общение получается тогда, когда они сидят не рядом и не напротив друг друга, а немного под углом друг к другу. При этом под наибольшим психологическим воздействием будет тот, кто сидит справа от вас.

Не следует скрещивать руки на груди и класть ногу на ногу, так как эти закрытые позы препятствуют доверительному разговору.

Не следует также разваливаться в кресле и закидывать руки за голову. Лучше принять свободную, непринуждённую позу внимания.

Жесты должны быть открытыми. Жестикулировать следует в районе пояса открытыми ладонями в сторону собеседника. Ладони не должны быть сжаты в кулаки.

Если вы хотите понравиться собеседнику, то, когда говорите, смотрите ему в левый глаз. Но не более 10 секунд при непринуждённом разговоре. Более продолжительный взгляд немигающими глазами может ввести вашего партнёра в лёгкий транс.

Особенно эффективно для любовного привлечения партнёра сочетать продолжительный взгляд в глаза (более 10 секунд) с так называемым сексуальным взглядом – ниже подбородка, до уровня груди.

Помните, что на подсознательном уровне взгляд сверху вниз воспринимается как взгляд подчиняющий, взгляд лидера. И наоборот, взгляд снизу вверх – это взгляд подчинения, робости.

При произнесении более значимых фраз или заключительной фразы смотрите в глаза вашему собеседнику, это оставит глубокий след в его подсознании.

Если вы будете следовать данным рекомендациям, то и вы, и ваш собеседник будете довольны приятным общением.

    

Подборка записей в тему:

www.huntermania.ru

Беседа с психологом - индивидуальная психологическая консультация.

Центр развития человека «Вдохновение сердца» предлагает услуги психолога:

Беседа – это средство общения, взаимоотношения двух заинтересованный людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров.

Индивидуальная психологическая беседа отличается тем, что ведущим в процессе беседы является специалист, психолог, который в свободной , непринужденной манере, может раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается.

Целью психологической беседы называется определенный результат, который собеседники хотят получить вследствие своего общения.

Беседа с психологом

Главными целями беседы с психологом являются: обсуждение проблемы и поиск истины; получение и передача информации; выяснение позиций слушателя и его ситуации; поддержка позитивного состояния.

Вначале общения происходит восприятие участников друг друга, поэтому от первой встречи зависит, понравятся ли участника беседы друг другу. Как говорится: «Посмотрим друг на друга»

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет искренность собеседников. Для установления хорошего контакта с собеседником специалист проявляет искренний интерес к собеседнику, его проблемам и мнению.

Главное для эффективного диалога - это умение слушать и слышать друг друга. Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют.

Психолог помогает участнику беседы:

  • успокоиться, отпустить неуверенность и тревогу;
  • высказать свою проблему ;
  • сформулировать свое отношение к сложившейся ситуации;
  • вовремя задать вопрос;
  • осознать свою роль в сложившейся ситуации:
  • определить дальнейшие взаимодействия сотрудничества со специалистом, поиск общих точек соприкосновения;
  • подытожить результат индивидуальной психологической беседы;
  • увидеть позитивные варианты решения проблем;

Для эффективного ведения общения необходима компетенция специалиста, знающего и обладающего авторитетом и опытом. В нашем центре психолог Никандрова Светлана – уникальный специалист, признанный знатоком в разных областях жизнедеятельности человека и его места в жизни. Вы можете получить ответы на все ваши вопросы, касающиеся проблем здоровья, личных и семейных и профессиональных проблем.

Записаться на психологическую беседу или консультацию психолога в Санкт-Петербурге вы можете по телефонам : +7 911 944 80 52; +7 911 025 29 47, или по электронной почте: [email protected]

 

 

 

www.vdohs.ru

Раздел 11. Психологические беседы. Книга в помощь

Раздел 11. Психологические беседы

Диагноз «рак», поставленный вашему ребенку, — одно из самых тяжелых известий, которые человек когда-либо получает. Скорее всего, в вашей жизни это тоже одно из самых трудных испытаний. Оно серьезно меняет восприятие окружающего мира. Родители часто говорят, что чувствуют себя так, как будто их мир перевернулся с ног на голову.

Большинство семей могут справиться с переменами в обычной жизни и сильными чувствами, вызванными серьезной болезнью, если дело касается короткого промежутка времени. Но лечение лейкоза — процесс длительный.

Этот раздел содержит советы, как справиться с переменами, с которыми вы и ваша семья вынуждена столкнуться.

«Мама говорит»

Наталия Леднева, мама Серафима

Уже когда мы проходили последний блок химии, со мной случился жесточайший приступ гастрита, хотя мне казалось, что я неплохо держалась все время. Я ходила к психологу между блоками, поддерживала контакт с внешним миром, ко мне приезжали друзья с вкусной едой, мы даже умудрились по-настоящему отпраздновать дни рождения мой и мужа (Сёма так подгадал, что на эти дни нас отпускали домой). Но этого чуть-чуть не хватило, за неделю до выписки меня скрутило. Могу себе представить, что бы было, если бы я не следила за собой. Ведь мама — это, по большому счету, единственный человек, на которого может рассчитывать ребенок. А чтобы быть в состоянии поддерживать ребенка, нужно, чтобы кто-то поддерживал маму. В первую очередь, заботиться о себе должна она сама.

Окружающие часто говорят, что мы, мамы, должны улыбаться, искрить позитивом и держаться, потому что на нас ответственность за ребенка. Иногда эти слова делают только хуже, потому что не дают конкретных рецептов «как держаться» и «откуда брать позитив». Надеюсь, в этом разделе вы найдете для себя конкретные советы.

Ваша реакция на диагноз

Сразу после того как вы узнали о том, что у вашего ребенка рак:

• Вы можете быть шокированы и ошеломлены.

• Вы можете почувствовать себя так, как будто жизнь кончена.

• Вы можете быть поражены, так как считали, что ребенок абсолютно здоров.

• Вы можете почувствовать облегчение, узнав наконец после долгих месяцев болезни и неопределенности, в чем причина плохого самочувствия ребенка.

• Облегчение может быть связано еще и с тем, что вы получили наконец подтверждение своих предположений о том, что с вашим ребенком что-то не так.

Все эти переживания абсолютно естественны.

У вас может быть целый набор различных чувств и переживаний:

• оцепенение,

• неверие,

• смятение,

• чувство вины,

• злость и страх,

• беспомощность и уныние,

• надежда.

Вы имеете право на любые чувства.

Ваш организм тоже реагирует на стресс:

• у вас может пропасть аппетит,

• наоборот, вы можете все время хотеть есть,

• у вас могут быть проблемы со сном,

• у вас могут возникнуть проблемы с памятью и вниманием (например, вы можете заметить, что вам стало трудно сосредоточиться или вы забываете очевидные вещи).

Все эти реакции совершенно нормальны. Эти проблемы можно решить.

Вам и вашей семье понадобится время для того, чтобы осознать то, что ваш ребенок болен раком, и то, какие изменения эта болезнь внесет в вашу жизнь. Вам нужно будет время для того, чтобы найти внутри себя силы и заручиться поддержкой родственников и друзей, чтобы справиться с этим испытанием.

Как только стадия шока будет позади, скорее всего, Вы захотите получить информацию о многих вещах:

• о заболевании Вашего ребенка,

• об особенностях лечения и его длительности,

• о проблемах и побочных эффектах принимаемых лекарств,

• о возможном исходе или прогнозе заболевания Вашего ребенка.

Изучая эту информацию, Вы больше узнаете о болезни и поймете, как Вы можете помочь своему ребенку.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

1. Основные психологические принципы ведения беседы

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры. Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутым к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем. Обязательно внимательно оглядеть собеседника (его лицо, руки, движения).

Желательно знать Ф.И.О. вашего собеседника.

Задайте себе вопросы: Что он из себя представляет? В каком состоянии находиться? Что в нем преобладает рациональное или эмоциональное? Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности? Каким образом пришел к той позиции, которую излагает?

Во время переговоров, беседы обязательно соблюдение следующих психологических принципов:

Рациональность – необходимо вести себя сосредоточенно, даже если ваш партнер проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решения.

Понимание – невнимание к точке зрения собеседника ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

Общение – если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит ваши отношения.

Достоверность – не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументами, а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.

Отказ от поучительного тона – будьте открыты для аргументов собеседника и постарайтесь убедить его.

Разграничение между предметом разговора и собеседником – если не прямо, то косвенно вы с партнером должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок обок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.

Приоритет интересов, а не позиций – цель беседы состоит не в отстаивании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

Выявление критериев – настаивание на том, чтобы результат основывается на каких – то объективных нормах. Эти нормы должны быть приняты обоими собеседниками, и они играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры.

2. Тактика ведения переговоров, беседы

Тактика ведения переговоров непосредственно реализуется с помощью приемов позволяющих добиться поставленной цели.

На каждом этапе целесообразно использовать определенные приемы. Но существуют универсальные приемы ведения беседы, которые приемлемы на любой стадии переговоров:

А) Прием «ухода» уклонение от борьбы: если затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример «ухода» – просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на другое время или просто проигнорировать ее.

Б) Прием «выжидания» – используется, когда хотят затянуть переговоры чтобы прояснить ситуацию, получить информацию партнера и умолчать о своей позиции. Разновидность этого приема «салями» – медленное, постепенное приоткрывание собственной позиции по аналогии с нарезанием тонкими кусочками колбасы "салями".

В) Прием выражения согласия или несогласия – способ подчеркивания общности или различий с высказываниями партнера.

Г) Прием «пакетирования» или «увязки» – состоит в том, что обслуживается целый комплекс предложений.

Д) Прием – разделить проблему на отдельные составляющие – не пытаются решить проблему целиком, а выделяют в ней отдельные компоненты. Соглашения могут быть частичными; применяются при урегулировании конфликтов.

Е) Прием блоковой тактики – заключается в согласовании своих действий с партнерами, выступающими единым блоком.

Ж) Прием завышения требования – запрашивается больше, чем необходимо.

З) Прием ложные акценты – демонстрируется большая заинтересованность в решении вопроса, которой не является первостепенными.

И) Прием открытие позиции – партнеру дается информация о той позиции, которую вы намерены открыть.

К) Прием сюрприз – неожиданность, принимается то предложение партнера, которое по всем расчетам не должно быть принято.

Л) Прием ультиматум – либо вы принимаете наше предложение, либо мы уходим с переговоров.

studfiles.net

Беседа

Беседа

метод беседы является главным диагностическим и терапевтическим, вербально-коммуникативным методом в психологии.

Беседа всегда с успехом используется перед применением тестовых и экспериментальных методик.

Функции беседы

  • Сбор психологического анамнеза.
  • Инструмент формирования и поддержания психологического контакта.
  • Инструмент терапевтического и коррекционного воздействия (психологической интервенции).
  • Формирование адекватной установки перед коррекцией или психодиагностикой процедурой.
  • Психодиагностика личности.

Структура беседы

Перцептивный компонент(от лат. perceptio) — познавательный процесс.

Применение профессиональных качеств психолога:

  • По отношению к клиенту: наблюдательность, правильное понимание клиента.
  • В отношении себя: самовосприятие, саморефлексия.

Коммуникативный компонент(от лат. communicatio) — сообщение, передача.

Это набор специальных приемов коммуникации: приветствие, расспрос, умение наладить контакт и установить отношения.

Принципы терапевтических отношений - эмпатия, безусловное положительное принятие, аутентичность и конгруэнтность, качество присутствия.

Информационный компонент(от лат. informatio) — разъяснение, изложение, осведомлённость.

Это повышение осведомленности клиента о его психологическом состоянии. 

Задача - сформировать адекватные ожидания.

Механизм воздействия - с ростом информированности повышается общая удовлетворенность контактом.

Беседа консультанта (психолога) и клиента состоит из вопросов и ответов. Вопросы составляются таким образом, чтобы в них не содержалось ответов.

Например, нельзя ставить вопрос: "Вам всегда так плохо"?

Открытые вопросы открывают пациента для продуктивной коммуникации, закрытые служат для уточнения деталей.

Критерии формальной оценки беседы

Очень сложно говорить о каких-либо критериях, так как беседа не имеет конкретного плана и временных ограничений. Поэтому во время проведения беседы существуют моменты, на которые просто следует обращать особое внимание:

  • Молчание или паузы могут указывать на наличие психологическую защиту, обстоятельства связанные со стрессом. В такие моменты необходимо обращать внимание на невербальные проявления, они детально указывают на то, что происходит в данный момент с человеком.
  • Отклонения или смена темы (уход от психотравмирующих переживаний).
  • Использование речевых штампов (маскировка тревожных переживаний).
  • Важно обращать внимание на спонтанные высказывания (словесные ассоциации, оговорки).
  • Обращать внимание на места беседы, где идет хаотичное построение фраз.

Признаки эмоционального шока: пациент краснеет, меняет позу, суетится, делает компульсивные (навязчивые) движения.

Шкала речевых знаков- это темп речи, громкость, интонация.

Правильное понимание человека во многом зависит от полученных биографических данных.

План беседы (для клинических психологов)

  • Паспортная часть.
  • Жалобы на текущий момент.
  • Рождение, развитие, наследственность - особенности и трудности.
  • Отношения с родителями.
  • Профессиональный анамнез.
  • Социальные отношения, проблемы в социуме.
  • Семейный статус и связанные с ним в настоящее время проблемы.
  • Какие проблемы в процессе жизни беспокоили, каким образом с ними привык справляться.
  • Наличие в данный момент психотравмирующих ситуаций.
  • Психологические аспекты развития настоящего заболевания.

Беседу принято начинать с расспроса о текущем состоянии и существующем психотравмирующем факторе. Как вариант, можно начать беседу с того обстоятельства, которое наиболее интересно для клиента.

Для психолога в беседе очень важно раскрыть феноменологию человеческого переживания.

Феноменология
это способность понимать, как человек переживает свой опыт.

Более подробно о беседе как о клинико-психологическом исследовании.

Читать об отличиях беседы и интервью.

Источник: конспект лекций по клинической психологии ГрГМУ, 2005 год.

psy-diagnoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *