Бессознательная деятельность: Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Содержание

Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение / Хабр

В последние время на хабре по теме ИИ начали появляться сильно легковесные статьи, это точнее даже не про ИИ, а про философию ИИ. Причем такую философию, которая не ставит НИ КАКИХ принципиальных вопросов перед исследователями. Ну, скажем так это просто трёп за жизнь. И что удивительно такие статьи набирают некоторое количество плюсов.

Какие статьи я имею введу? Дам только названия, без ссылок т.к. не рекомендую их читать (Еще одна попытка разобраться в проблеме искусственного интеллекта, О возможности ИИ к самопознанию и познанию создателя, Об эмоциях, программах и искусственном интеллекте, Искусственному интеллекту быть, Взгляд хорошо информированного скептика на искусственный интеллект)

Понятно, что такие статьи писали те кто даже близко не имеет соответствующего образования. Но не это главная причина появления подобных статей. Ведь они действительно публикуя такие статьи думают, что это может хоть как то направить исследователя, который имеет соответствующие образование.

Я их разочарую — нет не направит, т.к. в статьях нет ни одной идеи куда. А происходит это (появление подобного трепа) от того, что им кажется, что исследователи сами не знают куда им развиваться. И это порой выглядит именно так. Даже в профессиональной среде ИИ-специалистов часто нет понимания какие задачи надо решать, нет так сказать «списка нерешенных ИИ-проблем», в отличии от математики. Книги часто содержат лишь методы решения задач, и практически ничего не говорят о задачах которые надо еще решить. Подрастающему поколению сложно поставить себе задачу, и они начинают фантазировать исходят только из слова «интеллект». Но все наверное забыли/(не знают?), что название «Искусственный интеллект» — это провокация, рекламный трюк — серьезные ученые не занимаются «сильным ИИ», и не потому, что его нельзя сделать, а потому как это не имеет технической постановки.

Здесь я дам отрефакторинную версию одной моей научно-популярной статьи 2006 года, которая как я думал стоит в том же ряду по смысловой нагрузке, как те которые выше я критиковал.

Но теперь я все же вижу, что стилистика хоть и такая же, но за моей статьей может стоять (и стоит) четкая техническая постановка. О ней мы поговорим позже, а пока так сказать лирическое вступление. Но важно то, что я лирически подвожу к одной существенной нерешенной проблеме из области ИИ.

Вначале необходимая теория. Кто знаком с перцептроном Розенблатта, может лишь подивится его лирическому описанию для публики. И уделить основное внимание лишь одному важному аспекту описаному в разделе «Проблема обучения от двух и более учителей» — это не решенная по сей день проблема ИИ.

Модель памяти

Вначале читателю нужно отказаться от того мнения, что память человека, сходна с компьютерной, т.е. то что записывается, то потом можно считать в неизменном виде. И кроме того, что запись в памяти имеет четко локализованное место. Это все далеко не так!

Итак, первое, распределенность – основная характеристика памяти. Имеет ряд следствий:
1. Память не статична, она динамична. Конкретный факт распределен в памяти и постоянно меняет места;
2. Так как факт не имеет точно локализованного места, то такая память более надежна (и не обязательно избыточна). Потеря какого-либо элемента памяти ухудшает лишь качество запомненных фактов, но не приводит к полной потери факта.

Вторая характеристика – ассоциативность. Рассмотрим вначале вырожденные случаи, когда модель памяти имеет одну характеристику, но не имеет другой:
1. Распределенная, но не ассоциативная память. Известна в программировании как распределенная база данных.
2. Не распределенная ассоциативная память. Известна как прямой (или обратный) логический вывод, используемый в экспертных системах.

Что же добавляет ассоциативность к свойствам распределенности:
1. Объединяет распределенные элементы в единое целое;
2. Позволяет объединить распределенные элементы в такой комбинации, которая ранее не была предусмотрена;
3. Новые комбинации могут объединяться в ответ на ранее неизвестный стимул, т. е. как бы предугадывая ответ (прогнозирование).

Таким образом, распределенность является необходимым условием, а ассоциативность достаточным условием для возникновения эффекта предвидения (прогнозирования).

Эффект предвидения можно считать проявлением интуиции. Он считается необходимой частью интеллектуальной деятельности. И относиться скорее к проявлению бессознательного, чем сознания.

Осознанное прогнозирование имеет другие проявления – оно не может быть основано на распределенности и ассоциативности. Оно имеет детерминированный характер и конкретную направленность. Такое прогнозирование основано на четких аналитических формулах.

Здесь же мы далее будем говорить о бессознательном прогнозировании, которое является одним из эффектов возникающих в распределенной и ассоциативной памяти.

Мозг человека способен осознать только простые линейные закономерности. Мы ни когда не работаем со сложными системами, мы раскладываем их на простые системы и отдельно рассматриваем отношения между этими простыми системами. Весь объектно-ориентированный анализ построен на этом принципе.

Мы не способны оперировать характеристиками, которые в сложных комбинациях дают один тип явлений, а в других сложных комбинациях дают другой тип явлений. Мы можем рассуждать лишь в терминах – если присутствует эта и эта характеристика, то явление такое-то. В реальности же такой простоты не существует, если бы мы не смогли бы найти механизм абстрагирования от сложности нам пришлось бы рассуждать так – если есть эта и эта характеристика, и отсутствует эта и эта, то в данном конкретном случае это такой-то тип явления. Но такое рассуждение не может быть обобщенно, а это означает, что теряется любая надежда на прогнозирование.

Но память человека и здесь постаралась, и предъявила нам принцип двухслойности – третья характеристика памяти. Это означает, что мозг не воспринимает первичные стимулы (сигналы) из внешнего мира. Он отображает эти стимулы на поле своих элементов памяти. В результате этого отображения изначальные нелинейные стимулы преобразуются совсем в другой набор уже линейных стимулов. 16) линейно разделимо.

Итак, в чем же проявляется эта третья характеристика памяти – двухслойность:

1. Мы уже упоминали, возможность абстрагирования от сложности;
2. Благодаря этой характеристики, мы смотрим на мир в “розовых очках”. Мы не видим его непосредственной сложности, мы не видим того хаоса, который здесь присутствует – весь хаос уже убран и предстает перед нами уже как осознанный миропорядок. Многие захотели бы снять эти “очки”, увидеть жизнь во всей ее сложности, но эту функцию взял за нас наш организм – он занимается всеми частностями – сколько таких-то и таких-то веществ нам нужно, это и есть функция бессознательного и инстинктов. И если мы вынесем это на уровень сознания (хоть это и не возможно) мы деградируем, и не только потому, что у нас не будет времени на творчество, а потому что мы не сможем возвыситься над частностями, сложность не позволит нам видеть дальше. Но зато мы вынуждены видеть мир искаженным, т.е. правильным как он пред нами предстает;
3.
К сожалению, эта характеристика проявляет себя также отрицательно. Необходим больший на порядок объем памяти, чем воспринимаемый мир стимулов. Правда это объем более простого устройства, чем те взаимоотношения между входными стимулами среды. Точнее элементы памяти непосредственно не связанны между собой, между ними нет взаимоотношений, поэтому сами по себе они просты. Именно их объем позволяет разложить сложные взаимоотношения между воспринимаемыми стимулами. Ведь известно, математическое правило, согласно которому число промежуточных вычислений зависит и сильно больше числа входов/выходов. Т.е. чтобы вычислить задачу требуется большой объем промежуточной памяти.

Модель обучения (условный рефлекс)

При обучении происходит запись на распределенную память. Этот процесс записи сильно отличается от мгновенной записи в локализованное место памяти, как это имеет место быть при записи информации на диск компьютера. Заранее не известно в какие элементы нужно записать различные части записываемого факта.

Неизвестно даже как нужно этот факт поделить.

С одной стороны, принято говорить, что стимул (факт) вызывает определенную активность в элементах памяти. Это следствие реакции, которая появляется как внешнее проявление процесса перехода от нелинейности к линейности. Если реакция была бы простой линейной — мы имели бы безусловный рефлекс. А так как мы хотим реагировать на нелинейный мир мы биологически вынуждены использовать память, с описанными выше харакетристиками. С другой стороны, сам обучаемый или «учитель» определяет какую реакцию нужно ждать от возникновения определенного стимула. Другими словами, при обучении указывается ( в более серьезных моделях прогнозируется) какому типу явлений (классу) принадлежит данный факт (стимул).

Таким образом, соотнесение активности памяти с получаемыми указаниями является сутью обучения.

Возникаемая активность памяти (псевдослучайно, т.к. подчиняется все-таки определенному закону формирования, но для конкретного стимула выбирается случайно) указывает на каких элементах нужно записать факт – на активных элементах памяти.

Далее остается вопрос как распределить информацию о факте? Математически это вопрос решения системы уравнений – большого числа уравнений, которые требуется между собой согласовать.

Проблема обучения от двух и более учителей

Другой важный момент в теории обучения, состоит в способности вырабатывать свое мнение на основе обучения от нескольких разных учителей. Помним, что в более сложном случае это не внешний учитель, а собственная интуиция, но она не однозначно может прогнозировать, а указывать, что это может быть 2 и более подходящих ответа, и все они правильны, но даны с разных точек зрения.

Аппроксимация, нахождение среднего между мнениями разных учителей еще нельзя назвать выработкой своего мнения. Свое мнение появляется когда за основу выбирается некоторое общее положение, которое в принципе объединяет два или более мнения учителей хотя бы в ограниченной области. Т.е. происходит подменна стимулов инициированных учителями на собственные стимулы, которые и берутся за основу. Если удается при этом обучиться и получить результат сходный с результатом учителей, то можно говорить о выработке своего мнения.

Или в более сложном случае, находится некоторый закон, который объединяет правильные ответы, но это происходит путем больших умственных усилий и как правило не используется в повседневной жизни, а попадает на страницы статей или учебников. Вот это и есть проявление интеллекта — это и только это, остальное же затрагиваемое здесь — есть лишь элементы органической жизни.

При этом при обучении могут выявится противоречия, которые имеются в картине предлагаемой одним и тем же учителем. Это указывает на то, что по мнению обучаемого картина предлагаемая учителем не точна, и здесь может применяться аппроксимация, но не между мнениями разных подходов (учителей), а между одним и тем же подходом, но в разных ситуациях. Т.е. по мнению обучаемого учитель поступает по разному в одинаковых ситуациях, но только не видит, что ситуации разные. Такой эффект происходит из-за того, что обучаемый изначально выбрал несколько другие основные положения, и при обучении подменял стимулы учителя своими. Описанный процесс обучения полезен как формирование новых знаний, появление различных углов зрения на один и тот же процесс … и главное, такое обучение может быть промоделировано и автоматизировано.

Получается как-то много текста, поэтому разделю на две части. В следующей части мы непосредственно перейдем к определению сознания и тому, что это означает для искусственных нейронных сетей. Т.е. продолжение следует

1. Бессознательная разумная деятельность души.. Тайная жизнь души. Бессознательное.

1. Бессознательная разумная деятельность души.

Приходилось ли вам, читатель, задумываться над тем, в какой мере участвует сознание в нашей повседневной деятельности? – Большинству этот вопрос, конечно, никогда не приходил в голову, а между тем, решение его приводит ко многим любопытным, если не поучительным, заключениям. Оказывается, что значительная доля нашей деятельности не только физической, но и интеллектуальной, как например, на артистическом, поэтическом и даже научном поприщах, происходит совершенно автоматически, т. е. без участия сознания. У Карпентера приведены многочисленные примеры такого рода бессознательной мозговой работы, но из них мы позволим себе привести здесь только один.

«Игра на фортепиано, – говорит этот ученый, – представляет самое замечательное проявление бессознательной мозговой работы. Мы должны одновременно разбирать две отдельные строки иероглифов, правая рука следит за одной строкой, левая – за другой. Все десять пальцев работают с такой скоростью, на какую они только способны. Ум переносит на клавиши десятки А диезов, В бемолей и С бекаров, четвертные, восьмые, тридцать вторые, паузы и все другое музыкальные тайны. Ноги тоже не остаются в бездействии, они работают педалями. И во все это время исполнитель или исполнительница – сознательная исполнительница – находится на седьмом небе артистического восторга от результата всего этого страшного труда или, может быть, всецело занята приятным разговором с господином, переворачивающим ноты и вполне основательно уверенным, что она отдает ему всю свою душу».

Говоря об автоматических актах («Mental automatism» Джексона), которые только тем и отличаются от обыкновенных действий, что в момент исполнения акта субъект ничего об этом не знает, – Дессуар приводит один пример, в котором во время интересного рассказа навестившего его приятеля он занимался туалетом; потом, положив ключ в карман, оделся и вышел из дома. Но на улице у него внезапно возникает мысль, что ключ остался дома. Он поспешно возвращается, ищет и, наконец, убеждается, что ключ в кармане. Когда он объяснил свою отлучку домой ожидавшему его на улице приятелю, то тот заметил:

– Нужно бы было сказать мне об этом раньше; ведь я видел, как ты вынул связку ключей из ящика, отделил один ключ и спрятал в карман.

Таких примеров каждый из нас знает сотни и тысячи, так как они повторяются на каждом шагу.

Все они доказывают, что при совершении даже весьма сложных действий вовсе не обязательно участие сознания. Как часто, читая какую-нибудь книгу, безразлично – вслух или про себя, – мы думаем совершенно о другом и не имеем решительно никакого понятия о прочитанных страницах. Делая корректуру, рисуя и составляя тона красок, мы ведем одновременно всецело поглощающий наше внимание разговор, и т. д. Несомненно, что все подобного рода действия, требующие до известной степени напряжение ума, не могут совершаться без участия нашего я, которое, однако, уже занято другого рода работай. Это еще более очевидно, когда мы вспомним всем известную способность Наполеона, Цезаря и др., которые могли одновременно диктовать нескольким лицам целые письма, сложные и остроумные диспозиции, решавшие судьбу сражений, и т. п. Еще более поразительный пример одновременной интеллектуальной работы в двух различных направлениях представляет один из членов лонд. общ. псих, исслед. Беркуорт, который во время самого оживленного разговора, нисколько не ошибаясь и не прерывая последнего, может делать сложение огромных колонн цифр [1]. Для успеха подобного рода опытов, кроме соображения, необходима еще и память, т. е., другими словами, участие нашего я здесь безусловно необходимо. Но ведь не может же оно, так сказать, находиться в двух местах одновременно?! Стало быть, приходится допустить, что наша душа способна к бессознательной разумной деятельности; у нас, говоря не точно, как бы два сознания. Одно из них, при обыкновенных условиях заведующее более сложными духовными процессами, Дессуар называет «подсознанием» (Obeibewusstsein), другое управляющее простейшими процессами, – «подсознанием» (Unteibewusstsem).

Но если подобного рода деление нашей личности на основании наблюдений, взятых из повседневной жизни, способно еще возбуждать большие сомнения, то при анализе патологических состояний нашего духа эти сомнения понемногу уступают место уверенности в теоретической возможности сложного характера личности.

Бывает, как например, в случае доктора Азама, что субъект находившийся под влиянием подсознательной личности, знает все, что совершалось в нормальный период, между тем как в обыкновенном состоянии он не имеет решительно никакого понятия о происходившем во время господства его второго я. Фелида X. в нормальном состоянии или, по терминологии Азама, в condition prime, мало того что ничего не знает из совершающегося в condition seconde, как Азам называет состояние естественного сомнамбулизма, в который по временам впадала его пациентка, – но даже самый характер последней во время обоих периодов резко различался. Тем не менее, как мы уже сказали, память второго я у Фелиды X. обнимала всю жизнь; первое же касалось одного только нормального состояния, т. е. здесь наблюдалось то же, что обыкновенно замечается у гипнотиков. Аналогичный случай имел место у Дюфе, причем его пациентка L. L, находясь под влиянием подсознательной личности, выражалась относительно своего нормального состояния крайне неуважительно: «etat bete» – характеризовала она его.

Иногда сознательная и подсознательная личности находятся в такой тесной взаимной связи, и притом без подчинения их друг другу, что положение субъекта достигает высшей степени драматизма. Жаффе приводит в пример некоего Д., который потерял способность различать добро от зла по отношению к собственным стремлениям и делил себя на доброго Д. и злого Д., вследствие чего он пытался убить последнего посредством самоубийства [2].

Лейбниц в одном месте своих «Nouveaux Essais» говорит: «Если б мы могли предположить, что два различных и раздельных сознания действуют попеременно в одном и том же теле, одно днем, другое ночью, то я спрашиваю, не представляли бы человек дня и человек ночи такие же две различныеличности, как Сократ и Платон?» В настоящее время этот вопрос решен в положительном смысле между человеком сна и человеком бодрствования установлено различие, которое в некоторых случаях достигает необычайной яркости. По большей части, оба сознания чередуются; по крайней мере, случаи одновременного ощущения в себе двух личностей довольно редки. В некоторых же патологических состояниях удалось наблюдать совершенное расщепление личности. Такой случай приводится французским психиатром Баллем. Больной S. услышал однажды после продолжительного обморока голос: «Лучше ли вам сегодня?» Думая, что это спрашивает кто-нибудь спрятавшийся поблизости, больной отвечает кротко. На другой день, услышав тот же голос и никого не видя, S. спросил: «Кто вы такой?» – «Господин Габбадж», – отвечал голос, и между ними начался разговор, в котором выразился весь тот разлад, который существовал между двумя сознаниями. Несколько дней спустя S., наконец, совершенно ясно увидел таинственного незнакомца, различая в нем мельчайшие подробности черт лица, складки костюма и т. д. Этот случай представляет высшую степень расщепления личности, дошедшего до ее галлюцинаторной персонификации.

Интересный пример последовательной смены двух я приводит Мекнайш [3]. Одна молодая американка, проснувшись однажды после ненатурально долгого сна, оказалась в состоянии столь совершенного преображения личности, что не имела понятия ни о чем, что ей было прежде, т. е. анормальном состоянии, известно: она должна была учиться говорить, читать, даже ходить и т. д. Это был субъект, душа которого представляла совершенную tabula rasa. Спустя несколько месяцев, опять же после продолжительного сна, наступило прежнее нормальное состояние, которое потом снова сменялось вторичным периодом. Так продолжалось в течение 4 лет, и каждый раз переход от одной личности к другой обусловливался сном.

Профессор Баррет рассказывает о сыне одного лондонского священника, перенесшем серьезную болезнь, после чего молодой человек вдруг словно перестал быть одним лицом, и в его особе стали, чередуясь, проявляться две личности. В одном состоянии он был самим собой, признавал друзей и родителей и вообще вел, так сказать, нормальное существование. В другом – он выдавал себя за совсем другую личность, носящую другое имя, не помнил своего прежнего прошлого, не признавал родителей и знакомых и обладал музыкальным талантом, о котором не было и помину в его обычном состоянии. Оба существования, заметим, казались нормальными.

Весьма важные аргументы в пользу дуализма [4] личности представляют исследования Вине и Фере над истеричными. Приведем здесь некоторые из этих интересных опытов, дающих основания для весьма широких обобщений.

Завязав глаза субъекту, страдающему анестезией правой руки, помещаем карандаш между большим и указательным пальцами последней. Оказывается, что, несмотря на нечувствительность руки, оба пальца обхватывают карандаш, а другие соответственно сгибаются, как для писания. Между тем субъект ничего об этом не знает: движения были совершены без ведома его сознания. Из этого следует, что истеричная особа, несмотря на анестезию, может реагировать на раздражение ее нечувствительного члена, но все это происходит под влиянием подсознательной личности, другими словами, анестезия данного члена распространяется только на нормальное я.

Мало того, если рукой, держащей карандаш, начать выводить какие-нибудь буквы, цифры и т. п., то после того, как мы ее оставим, она сама продолжает писать те или иные цифры, буквы, выводить фигуры, и опять-таки совершенно бессознательно для субъекта. Стало быть, независимо от подсознательной перцепции, тут видно еще и подсознательное мышление.

Но хотя подсознательные процессы и остаются совершенно неизвестными сознательному я, тем не менее, как доказал Бине своими опытами («Revue philosophique»), эти процессы не остаются без влияния на последнее [5].

Из нормальной психо-физиологии известно, что осязательные впечатления могут возбуждать соответственные зрительные представления [6]. Если нас, положим, коснется что-нибудь холодное, скользкое, то, хотя бы мы его вовсе не видели или держали глаза закрытыми, в нас тотчас же возникает представление о лягушке, жабе, и т. п.; прикосновение ножа вызывает зрительное представление о его форме, цвете и т. д.

Но, понятно, если мы дотронемся до анестезированной поверхности, то такого рода представление, по-видимому, не должно бы возникнуть. Однако оказывается, что, хотя сознательного представления в подобных случаях и не бывает, тем не менее, влияние воспринятого подсознательной личностью впечатления сказывается на нашем я в соответственной форме. Например, если экспериментируемой особе, внимание которой сосредоточивают на буквах газеты, начать колоть анестезированную часть тела или чертить по ней линии, то субъект видит на газете точки или линии, заслоняющие ему буквы, затрудняя чтение. Вместе с тем, Бине подметил еще один очень важный факт. Если экспериментатор, начертив на анестезированной руке истерика, положим, квадрат, предложит ему подумать о какой-нибудь вещи, то перед глазами субъекта является фигура квадрата. Только разница между представлением, возникающим совершенно свободно, и под влиянием осязательного впечатления, испытываемого подсознательной личностью, заключается в скорости возникновения: в первом случае она мгновенна, во втором равняется 2 -5 секундам. Иногда же субъект даже говорит: «Я не знаю, я должен еще мгновение подумать».

Следующий опыт дает нам основание для суждения о степени зависимости одного сознания от другого. Если экспериментатор, взяв анестезированную руку пациента, напишет ею какую-нибудь цифру, потом под ней другую и затем проведет под ними черту, то иногда бывает, что испытуемый субъект сам от себя прибавляет под этими числами сумму их. На вопрос о том, какие были первые цифры, пациент ответить не может, но общий результат, т. е. сумма, ему известна. Из этого следует, говорит Дессуар [7], что «во втором сознании впечатления не только отмечаются, но и сознательно друг с другом связываются, что без ведома индивидуума ведется сложение, один только последний член которого, результат, переходит в первичное сознание».

Резюмируя вышеприведенные факты, приходим к заключению, что сознание спящего, пьяного, сомнамбулы, эпилептика во время припадка отличается от нормального сознания; что это второе сознание, или подсознание, имеет свою память, свою интеллигенцию. Но эта память не всегда резко отделена от жизни нормального я.

Переходя теперь к экспериментальным исследованиям, заметим, что одновременно с доказательством двойственности личности они бросают свет и на природу гипноза.

Буррю и Бюро имели одну страдавшую большой истерией пациентку, которая после сильного душевного потрясения совершенно потеряла память о прошлом; в ней сохранилось воспоминание только об одном периоде всего ее существования от рождения до вступления в госпиталь, не исключая и упомянутых двух лет. В тоже время изменялось и ее физическое состояние. Тогда как во время бодрствования она страдала частью анестезией, частью гиперестезией (повышенной чувствительностью), в гипнозе ее чувствительность была нормальна. В последнем состоянии изменялся также и психический склад пациентки, выражавшийся во взгляде, движениях, письме и речи. Дессуар объясняет этот случай тем, что «сильное потрясение нарушило равновесие психической жизни и часть ее погрузило в глубину, которая остается недостижимой для сознания индивидуума; в гипнозе же возникает состояние, которое включает эту глубину. Таким образом, гипноз можно сравнивать с подсознанием» [8].

Итак, применение к исследованию личности гипнотизма дало в руки психологов возможность непосредственного экспериментирования над нашим подсознательным я.

Из опытов прежде всего выяснилось, что лицо, бывшее в глубоком гипнозе, ничего не помнит из происходившего во сне и только во время вторичного гипноза в субъекте воскресает память о событиях, происходивших вовремя предыдущих усыплений. Вольфарт рассказывает случай, в котором одна дама вспомнила в гипнозе происходившее с ней во время гипнотического сна, в который она была погружена тринадцать лет тому назад [9].

Говоря о воспоминаниях проснувшегося, мы нарочно не употребляем слова «забывает», так как «забыть можно только что-нибудь, бывшее прежде известным, а первое, или нормальное, я, – говорит Дессуар, – ничего ведь не знает из того, что пережило второе, или сомнамбулическое [10].

Случается иногда, что мы не можем припомнить какое-нибудь впечатление, а на другой день, после сна, мы его вспоминаем: это нам подсказала бессознательная личность в то время, когда она вышла из обычного своего подчиненного положения. Но последняя совсем освобождается из-под деспотизма сознательного я только во время сомнамбулизма. Однако и здесь робкое и привыкшее к подчиненности подсознательное я не сохраняет самостоятельности и немедленно подпадает под влияние посторонней, бодрствующей, сознательной личности – гипнотизера. Жане приводит любопытный пример такой двойственности я. Девятнадцатилетняя нормальная девушка по имени Люси при гипнотизации, называла себя Адриеной. Адриена имела полное представление о Люси, знала такие подробности ее жизни, начиная с раннего детства, о которых Люси утратила всякое воспоминание. Напротив, нормальная Люси не имела никакого понятия об Адриене; гипнотизер также не добился от нее сведений о последней. Имя Адриены Люси выбрала, очевидно, с одной стороны, в виду сознания отличности обоих я, с другой – по субъективному предпочтению этого имени и в виду удобства разговора с гипнотизером. Люси поддавалась внушениям, в точности их исполняла, находясь в каком-то смешанном, не то бодрственном, не то гипнотическом, состоянии. Так, например, ей приказывают встать, ходить, и она это делала, вовсе не сознавая: из разговора ее можно было заключить, что ей представлялось, будто она сидит; ей приказывали плакать – и она заливалась слезами, опять-таки не сознавая этого и продолжая вести веселую и беззаботную болтовню.

Тем не менее, хотя второе я послушно и некритично, но оно, как мы уже видели, не лишено способности мышления. Вот еще один пример из опытов, произведенных доктором Дессуаром на заседании Общества экспериментальной психологии. Г. Д. подвергается пост-гипнотическому внушению, которое он должен исполнить, когда услышит, как г. Дессуар ударит 17-й раз в ладоши. По пробуждении Д., д-р Молль заводит с ним разговор, во время которого Дессуар 15 раз хлопает руками. Когда Д. спросили, слышал ли он хлопанье, он отвечал, что нет, и к тому же не имеет понятия о том, что должно произойти после 17 ударов. Но едва только прозвучали последние два удара, как Д. совершенно автоматически исполнил внушение. Этот опыт доказывает, что подсознание не только обладает памятью, но способно и к интеллектуальной работе. Следующий опыт убеждает нас в том же. Внушают гипнотику, что по пробуждении он исполнит известное действие после того, как две цифры, сказанные одна после другой во время разговора, дадут в сумме – 7, и внушение, действительно, исполняется [11].

Пойдем, однако, дальше. Наверно вам, читатель, не раз случалось, о чем-нибудь задумавшись, автоматически чертить на бумаге что попало. То вы нарисуете какую-нибудь рожицу, то ставите цифры, то без конца выписываете какое-нибудь имя, то изобразите треугольник, квадрат, домик и т. д. Подобного рода бессмысленного марания может быть три степени. Первая из них характеризуется тем, что субъект знает, что пишет, но делает это непроизвольно, автоматически и думая о чем-нибудь постороннем. Вторая – проявляющаяся в случае, «если подсознание развивает большую свободу», и в движениях карандаша является значительная стремительность, так что «оператор теряет знание содержания своего собственного писания и с явным удивлением замечает, как иногда самые сокровенные мысли и чувства являются на свет Божий». Когда же духовная двойственность достигает своего апогея, то субъект уже вовсе не замечает того, что делает его рука, и часто занимается совершенно иным делом, ведет оживленный разговор и т. д. Тень, между прочим, наблюдал одну особу, которая могла разговаривать и петь и в то же время писать, не смотря на бумагу, последовательные фразы и даже целые страницы, не сознавая написанного. «На мой взгляд, – говорит автор, – нельзя было поверить в ее искренность; между тем, она объясняет, что, оканчивая страницу, не имеет никакого представления о написанном; когда она переписывает, то изумляется, иногда боится написанного. Почерк у нее при этом иной, нежели обыкновенно. Движение пальцев и карандаша быстрое и кажется автоматическим» [12].

Здесь нам не место говорить о так называемом спиритическом «непосредственном» письме, но мы не можем удержаться от невольного сравнения 1М автоматического, т. е. под влиянием второго я, писания с аналогичными явлениями, замечаемыми во время спиритических сеансов.

Во время вышеприведенного опыта над г. Д., когда последний заявил, что он ничего не знает относительно хлопанья в ладоши, ему дали в руку карандаш, заметив, что рука сама будет записывать, сколько раз г. Дессуар ударит в ладоши. Д. недоверчиво засмеялся, после чего продолжал разговор и вовсе не заметил, как карандаш медленно записал «15 раз». Когда через некоторое время внимание Д. было обращено на написанные им слова, то он вовсе не хотел верить, что это писала его рука. Таким путем можно гипнотизированного заставить написать вещи, которые он вовсе не желал бы раскрывать. Тут невольно вспоминаются слова Гете: «zwei Seelenwohnen, ach! in seiner Brust» [13].

Применение автоматического письма к психологическим исследованиям дало, между прочим, возможность выяснить психологическую подкладку так называемого раппорта между гипнотизером и усыпленным. Когда последнему бьшо внушено никого не слышать, кроме экспериментатора, то на все вопросы посторонних он ничего не отвечал. Между тем, когда гипнотизер дал ему карандаш, сказав, чтобы он записывал имена спрашивающих и обращенные к нему вопросы, то во время самого оживленного разговора рука автоматически записывала содержание вопросов и фамилии спрашивавших. Из этого Дессуар заключает, что «раппорт представляет собой в данном случае не что иное, как нормальное восприятие известных впечатлений высшими сферами сонного сознания» [14].

Тот же опыт, произведенный по отношению к отрицательным галлюцинациям, дает аналогичные результаты и, стало быть, допускает близкое к раппорту объяснение. Когда из четырех карт посредством внушения сделали одну из них невидимой, то субъект называл только три остальные. Ему вложили в руку карандаш, объяснив, что рука должна записать все карты, и, действительно, все они были написаны автоматически, между тем как субъект продолжал все- таки и после того не видеть четвертой карты. (Извлеч. в сокращ. из кн. В. Витнера: «Верить или не верить?» Спб., 1899 г., стр. 108-109.)

13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между ею и телом и средством общения душ между собою и с миром святых и ангелов.

Светлое и темное состояние оболочки души

13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между ею и телом и средством общения душ между собою и с миром святых и ангелов. Светлое и темное состояние оболочки души Хотел отвечать на помещенный в конце прошлого письма

743. Брать ли девочку на воспитание. О причащении в двунадесятые праздники. Разумная свобода

743. Брать ли девочку на воспитание. О причащении в двунадесятые праздники. Разумная свобода Третьего дня получил ваше письмо и отвечаю поспешно. Нужда належит сказать слово о девочке, которую предлагают вам взять и воспитать. Если б мне пришлось кого-либо взять к себе, то

ХLVI Апостольская деятельность и мученическая кончина ап. Петра. Соборные послания ап. Петра. Деятельность других апостолов

ХLVI Апостольская деятельность и мученическая кончина ап. Петра. Соборные послания ап. Петра. Деятельность других апостолов Одновременно с ап. Павлом потерпел мученическую кончину и ап. Петр, который таким образом закончил свою апостольскую деятельность также в столице

РОЖДЕНИЕ ДУШИ И УБИЙСТВО ДУШИ

РОЖДЕНИЕ ДУШИ И УБИЙСТВО ДУШИ Когда появляется душа Сущее и былоеДети, которым предстоит родитьсяНеобъятные залы Лазоревого Дворца, где ожидают дети, которым предстоит родиться… Дети в красивых лазоревых одеждах. Одни играют, другие гуляют, третьи беседуют или

6. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес

6. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес Петр. Но жизнь души, пребывающей в теле, я могу узнать из самых движений тела, потому что если бы не было в теле души, члены тела не могли бы двигаться; в

28.

 Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде

28. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде Григорий. Если благочестивая беседа вполне убедила тебя, что души святых на небе, то совершенно необходимо верить и тому, что души нечестивых во аде. По

Глава шестая. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес

Глава шестая. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес Петр. Но жизнь души, пребывающей в теле, я могу узнать из самых движений тела, потому что если бы не было в теле души, члены тела не могли бы

Глава двадцать восьмая.

Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде

Глава двадцать восьмая. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде Григорий. Если благочестивая беседа вполне убедила тебя, что души святых на небе, то совершенно необходимо верить и тому, что души

Деятельность

Деятельность «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»;(Матф.10:5:6)Ученики, будучи помощниками Иисуса Христа, действовали, исполняя ясное повеление

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ ЗА ГРОБОМ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ ЗА ГРОБОМ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ После разлучения с телом на земле, душа в загробном мире самостоятельно продолжает свое бытие в течение всего первого периода. Дух и душа продолжают за гробом свое существование входят в состояние или

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ Самую первую и низшую степень или, так сказать, основание деятельности души составляет активность ее чувств – внешних и внутренних. Чувство есть способность души принимать впечатления от предметов при посредстве своих внешних

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ В РАЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ В РАЮ В первый период загробной райской жизни блаженствует только одна душа. И поскольку деятельность души слагается из деятельности ее отдельных сил (о чем было сказано прежде в статье о деятельности души и ее отдельных сил на земле и за гробом), то для

12. Все ли души обретают бессмертие или только души верующих, причем истинных?

12. Все ли души обретают бессмертие или только души верующих, причем истинных? Вопрос: Все ли души обретают бессмертие или только души верующих, причем истинных?Отвечает священник Александр Мень:Боюсь, что это бы очень сузило поле бессмертия. По природе душа человека

Бессознательная деятельность мозга формирует наши решения

Наш мозг формирует наши решения задолго до того, как мы осознаем их. Таков вывод замечательного нового исследования, которое показывает, что модели активности в определенных частях нашего мозга могут предсказать результат решения за секунды до того, как мы даже осознаем, что принимаем его.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Кажется естественным думать, что мы совершаем действия после того, как приняли сознательное решение. Я решаю начать печатать, и в результате мои руки двигаются по клавиатуре. Но, согласно современной неврологии, это чувство свободы воли может быть иллюзией. На протяжении более двадцати лет эксперименты предполагали, что, без нашего ведома, большой объем мыслительной обработки происходит бессознательно, прежде чем мы осознаем, что намерены действовать.

Первое такое исследование было проведено Бенджамином Либетом в 1983 году. Либет попросил добровольцев нажать кнопку в выбранное ими время и вспомнить положение секундной стрелки наручных часов, когда они впервые почувствовали желание двигаться. Пока это происходило, Либет измерил активность их дополнительной двигательной области (ДМА), части мозга, участвующей в планировании движений. Удивительно, но он обнаружил, что SMA стала активной примерно за полсекунды с 90 009 до 90 010, когда доброволец почувствовал сознательное желание нажать на кнопку.

Основополагающий эксперимент показал, что мозг принимает решения на подсознательном уровне и что люди верят только в то, что они сознательно управляли своими действиями задним числом. Эксперимент, казалось, нанес удар по убеждениям о свободе воли и, по понятным причинам, оказался противоречивым. Некоторые критиковали методы, которые использовал Либет, утверждая, что неточные измерения могут объяснить небольшой разрыв между активностью мозга и осознанием.

Для тех, кого убедили результаты эксперимента, осталось множество важных вопросов. Является ли SMA источником решения или он отвечает другим частям мозга, даже выше по цепочке управления? И является ли эта бессознательная активность признаком того, что соответствующие области мозга приходят в готовность, или она на самом деле предсказывает действие, которое в конечном итоге будет предпринято? Теперь Чонг Сионг Сун и его коллеги из Института Макса Планка ответили на эти вопросы, представив элегантную версию работы Либета.

Выберите кнопку, любую кнопку

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Вскоре 36 добровольцев попросили посмотреть на букву в центре экрана компьютера, которая меняется каждые полсекунды. По мере того как письма шли потоком, добровольцы должны были нажимать одну из двух кнопок, когда им хотелось. Когда это происходило, им давали выбор из четырех букв, и они должны были выбрать ту, которая была наверху, когда они принимали решение о нажатии кнопки.

Пока они это делали, Сун измерил активность их мозга, используя метод сканирования, называемый функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ). Затем он использовал статистический метод, называемый распознаванием образов, чтобы посмотреть, сможет ли он сопоставить образцы активности в разных частях мозга в разное время с выбором нажатия правой или левой кнопки.

В среднем добровольцам требовалось около 22 секунд, чтобы нажать кнопку, и они чувствовали, что сознательно решили сделать это примерно за секунду или меньше до того, как совершили движение. Но данные фМРТ говорят совсем о другом. Две части мозга — лобно-полярная кора и предклинье — продемонстрировали активность, которая предсказывала выбор, сделанный добровольцами, и в лобно-полярной коре эта активность происходила с невероятной скоростью.0009 7 секунд до того, как испытуемые осознали свои решения.

Эти поразительные результаты показывают, что к тому времени, когда мы осознаем решение двигаться, на наш выбор уже в течение нескольких секунд влияют действия лобно-полярной коры. Исследование выходит далеко за рамки оригинальной работы Либета. Это показывает, что эта предварительная деятельность далека от общего и неспецифического любопытства, но действительно может предсказать решение. Это также не может быть объяснено неточностями в измерениях — задействованные временные рамки были слишком велики для этого.

Эти ассоциации никогда не наблюдались до сих пор, потому что ни лобно-полярная кора, ни предклинье не были более активны в всего во время, предшествующее нажатию кнопки. Вместо этого именно паттерн возбуждения нейронов в этих областях предсказал окончательное решение, и для выявления этого эффекта потребовалось использование методов распознавания паттернов.

Цепочка событий

Участие лобно-полярной коры неудивительно. Он выполняет роль исполнительного менеджера и участвует в извлечении воспоминаний и управлении другими высокоуровневыми частями мозга. Вскоре думает, что это источник самого решения, а предклинье просто хранит решение, пока оно не достигнет сознательного уровня. Когда он изменил свой эксперимент так, что добровольцам показывали подсказку, чтобы сказать им, когда делать свой выбор, лобно-полярная кора по-прежнему демонстрировала предсказательную активность до сигнала, но предклинье делало это только в промежутке между сигналом и действием.

Вскоре выяснилось, как и Либет, что SMA также была активна до того, как добровольцы осознали свои намерения. Но он также показал, что его модель активности может предсказать , когда будет принято окончательное решение. Опять же, эта информация доступна на бессознательном уровне примерно за 5 секунд до того, как добровольцы начнут двигаться. Фронтополярная и теменная кора не участвуют в хронометраже за несколько миллисекунд до движения, поэтому кажется, что у этих двух частей мозга разные и взаимодополняющие обязанности. Один формирует результат выбора, а другой влияет на его время.

Вскоре предполагает, что искры принятия решения зарождаются в лобно-полярной коре. Оттуда решение «подготавливается» за счет нарастания активности в предклинье, а затем и в ВМА. Он удерживается там некоторое время, прежде чем мы осознаем его и начнем действовать. Эта бессознательная часть процесса принятия решений может быть для нашего же блага. По крайней мере, один эксперимент показал, что люди с повреждением соответствующих отделов мозга не проявляют никаких признаков бессознательной подготовки и принимают худшие решения в азартном эксперименте.

Подобные исследования имеют важное философское значение. Если наш мозг бессознательно принимает решения за нас, есть ли место для свободы воли? Сам Либет так думает, но только ограниченно. Он утверждает, что, несмотря на всю бессознательную подготовку мозга, люди все же могут сознательно принять решение прекратить выполнение действия в последние миллисекунды, прежде чем мысль станет делом. С этой точки зрения, это скорее случай «свободы не воли», чем свободы воли.

Ссылка: Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х., Хейнс, Дж. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Природа нейронауки DOI: 10.1038/nn.2112

Изображения: Thinker photo by Satyakamk

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будем исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Подробнее

Нейробиологи анализируют бессознательную мозговую активность, чтобы предсказывать решения

Свобода воли с точки зрения неврологии может показаться довольно странной. В исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Scientific Reports, исследователи из Австралии смогли предсказать основные варианты выбора, сделанные участниками за 11 секунд до того, как они сознательно заявили о своих решениях.

В ходе исследования 14 участникам, каждого из которых поместили в аппарат фМРТ, показали два узора: один с красными горизонтальными полосами и один с зелеными вертикальными полосами. Им давали максимум 20 секунд на выбор между ними. Как только они приняли решение, они нажали кнопку, и у них было 10 секунд, чтобы визуализировать паттерн так сильно, как только могли. Наконец, их спросили: «Что вы себе представляли?» и «насколько это было ярко?» На эти вопросы они отвечали, нажимая кнопки.

Объявление

Используя фМРТ для мониторинга активности мозга и машинное обучение для анализа нейроизображений, исследователи смогли предсказать, какой паттерн выберут участники за 11 секунд до того, как они сознательно примут решение. И они смогли предсказать, насколько живо участники смогут это представить.

Ведущий автор Джоэл Пирсон, профессор когнитивной неврологии в Университете Южного Уэльса в Австралии, сказал, что исследование предполагает, что следы мыслей существуют бессознательно, прежде чем они станут сознательными. «Мы считаем, что когда мы сталкиваемся с выбором между двумя или более вариантами того, о чем думать, бессознательные следы мыслей уже существуют, что-то вроде бессознательных галлюцинаций», — сказал он в своем заявлении. «Когда принимается решение о том, о чем думать, исполнительные области мозга выбирают тот след мысли, который сильнее. Другими словами, если какая-либо ранее существовавшая мозговая активность соответствует одному из ваших вариантов, то ваш мозг с большей вероятностью выберет этот вариант, поскольку он будет усилен ранее существовавшей мозговой активностью».

Работа влияет на то, как мы понимаем неприятные мысли: Пирсон считает, что результаты объясняют, почему размышления о чем-либо приводят только к большему количеству мыслей на эту тему, поскольку это создает «петлю положительной обратной связи». Исследование также предполагает, что нежелательные визуализации, такие как те, которые возникают при посттравматическом стрессовом расстройстве, начинаются как бессознательные мысли.

Хотя это всего лишь одно исследование, оно не первое, показывающее, что мысли можно предсказывать до того, как они осознаются. Как отмечают исследователи, аналогичные методы позволяют прогнозировать двигательные решения за семь-десять секунд до того, как они осознаются, и абстрагировать решения за четыре секунды до того, как они осознаются. В совокупности эти исследования показывают, как понимание того, как работает мозг , усложняет нашу концепцию свободы воли.

Advertisement

Нейробиологам давно известно, что мозг готовится к действию еще до того, как вы осознаете его, и между моментом осознания мысли и моментом ее воплощения проходит всего несколько миллисекунд. Эти миллисекунды дают нам возможность сознательно отвергнуть бессознательные импульсы, которые как бы формируют основу свободной воли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *