Бессознательное в психологии – Бессознательное — Википедия

Сознание и бессознательное (Немов Р.С. Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
 
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений –

ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом.

Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1. 1Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М, 1991. – С. 25.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.


anchiktigra.livejournal.com

Бессознательное это (в психологии)

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное). Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию. А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации. Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию. Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Бессознательное в психологии

Роль бессознательного в жизни каждого человека очень велика. Привычки, умения и навыки несут в себе бессознательную основу. Осознание всех закономерностей взаимодействия сознания и сверхсознания, изучение свойств и приемов бессознательного, дает возможность каждому человеку уверенно идти по жизни, повышать эффективность своих действий, успешно решать свои жизненные задачи

Бессознательное в психологии обозначает совокупность психических процессов, явлений, действий и состояний, во влиянии и функционировании которых человек не в состоянии отдавать себе отчета. Они лежат вне человеческого разума, безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознания, по крайней мере, в конкретный момент. Первооткрывателем бессознательного в психике человека и целого раздела бессознательной психологии был Зигмунд Фрейд. Он один из первых поставил вопрос о неправильности отождествления сознания с психикой человека. Фрейд считает, что проблемы бессознательного предопределяют поведение человека.

Выделяют следующие виды бессознательного:

  1. Естественное бессознательное, которое состоит из инстинктов, влечений, коллективного бессознательного. Следует отметить, что термин «коллективное бессознательное» ввел в психологическую литературу швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – это осадки функционирования предков животного ряда. Оно характеризуется тем, что его содержание никогда не было в сознании и достается по наследству от предков.
  2. Личный или индивидуальный бессознательный процесс состоит из содержаний, которые когда-то были сознательными, но с течением времени исчезли из сознания.
  • Выработанное бессознательное явление – это те навыки, умения, привычки, автоматические движения – опыт, который начинается формироваться еще с детства и продолжает накапливаться в течение всей нашей жизни.
  • Воспитанное бессознательное человека – это, так называемое, социальное бессознательное, те установки, возникшие под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания, стереотипы поведения, которые сформировались под влиянием окружающих людей.

Бессознательное таит в себе огромный объем информации, переживаний и воспоминаний, намного больше, чем видимая нам сторона сознания каждого отдельного человека. Получить доступ к этому жизненному багажу не так-то просто, но тот, кому это все же удастся, навсегда забудет о неудачах в любой сфере деятельности.

 

womanadvice.ru

Психология бессознательного (часть 2)

Психология бессознательного — неосознаваемые психические процессы. Взляд Эриха Фромма, Эрика Берна. Психодинамическая модель личности Зигмунда Фрейда

Эрих Фромм

Еще один из самых известных и популярных психологов нашей эпохи Эрих Фромм – один из основоположников неофрейдизма. В его учении гармонично сочетались идеи марксизма, психоанализа и экзистенциализма. Фромм переосмыслил соотношение биологического и социального в формировании человеческой психики. Главный фокус его интересов сосредотачивался на основных противоречиях человеческого существования: соотношение эгоизма и альтруизма, обладание и бытие, негативная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Согласно Фромму личность в современной культуре является отчужденной от самой себя, т.е. самого себя человек ощущает как нечто чуждое. Эта определенная самоотстраненность, которая является одной из форм социально заданной ущербности. Это отчуждение пронизывает все сферы жизни человека, влияет на его отношение к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к близким людям. Причину этого явления Фромм видел в самой форме организации жизни общества. Человек из творца общественного устройства и жизни превратился в его слугу, в обслуживающий персонал. В таких условиях человек утрачивает свою естественную спонтанность и творчество, не участвуя активно в жизни, только лишь «вбирает в себя» все, чем можно обладать: вещи, удовольствия, культуру.

Фромм считал, что для современной культуры характерен способ потребления, который приводит к тому, что человек никогда не чувствует себя удовлетворенным. Само потребление, по своей сути направленное на то, чтобы обеспечивать человеку более комфортную и радостную жизнь, становится самоцелью. Постоянный рост запросов заставляет человека прилагать все больше и больше усилий, и делает его рабом собственных потребностей. Причем индустрия, реклама и мода навязывают человеку все больше потребностей. Получается замкнутый круг.

Человек ощущает себя винтиком, вещью, предназначенной для продажи, тем самым лишаясь чувства собственного достоинства. «Все, чем обладает человек – тело, ум, душа – составляют его капитал, а его жизненная задача – выгодно поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя» (Фромм Э.). Такие жизненные установки неизбежно приводят к самоотчуждению человеческой личности. Природу этого отчуждения Фромм усматривает в особенностях современной жизни, а именно – в рутинизации жизни и вытеснении осознания важнейших проблем самого человеческого существования.

Фромм сформулировал понятие «бегство от свободы», суть которого заключается в том, что индивид преодолевает чувство своей ничтожности, страха и бессилия в огромном внешнем мире благодаря тому, что перестает быть собой, и полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. Он становится таким же как все, при этом перестает ощущать одиночество и тревогу, но ценой отказа от самого себя, от собственной личности. Фромм считал, что этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Он говорил о том, что целые народные массы, измученные национальным унижением, безработицей, инфляцией охотно отказываются от привилегий, даваемых свободой, и с готовностью жертвуют ими в обмен на «порядок» и гарантированную еду.

Невротик, с точки зрения Фромма, — это отчужденная личность, он чужой самому себе, также и ближнему. Но невротик при этом не отказался от борьбы за собственную личность, хотя он не преуспел в этой борьбе и нашел спасение в невротических симптомах или в уходе в мир фантазий.

Спасение от невротических и любых личностных конфликтов Фромм видел в преодолении невыносимого чувства бессилия и одиночества посредством осуществления «позитивной» свободы, когда человек несет в мир свои любовь и труд, максимально проявляя заложенные в нем способности.

Согласно Фромму различные типы культур формируют те или иные типы социальных характеров. В своих работах он показал роль гуманистической и авторитарной этики в этом формировании и пришел к заключению, что человек может, а значит, и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и анонимному авторитету общественного мнения. Спасение от авторитарности во всевозможных ее видах Фромм видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

Таким образом, Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества, он старался как бы уравновесить биологическое и социальное начала в человеке. Он выдвинул проект создания гармонического, «здорового» общества на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной терапии».

Эрик Берн

И в заключение нашего ретроспективного обзора я хочу упомянуть об еще одной интересной психоаналитической концепции. Ее автор Эрик Берн – создатель трансактного анализа, известнейший американский психоаналитик и психотерапевт.

Развивая идеи психоанализа, Берн сосредоточил основное внимание на межличностных отношениях людей. В основе теории Берна лежит понятие «трансакции», т.е. действия, направленного от одного человека к другому. Берн выделил в психике и в поведении человека три Эго-состояния (аспекта личности): Родитель – эго-состояние, сходное с образами родителями, Взрослый – состояние Эго, автономно направленное на объективную оценку реальности, Ребенок – состояния Эго, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве, это отпечатки детства в личности взрослого.

Со сменой каждого из этих эго-состояний человек кардинально меняется: у него становится иное поведение, восприятие, даже его физиологические проявления подвергаются переменам, он может даже иначе выглядеть. В каждый момент, вступая во взаимоотношения с другими людьми, человек находится в одном из этих эго-состояний. Когда мы выступаем в ипостаси родителя, мы проявляем себя догматично, директивно, авторитарно, предельно серьезно, в ипостаси взрослого мы открыты к диалогу с другими людьми на равных, мы самостоятельны, стремимся к объективности, к сотрудничеству, хотим быть объективными, эффективными, готовы решать проблемы. Ипостась ребенка придает нам игривости, легкости, мы радуемся и чувствуем себя непринужденными, в этот момент мы не склонны проявлять ответственность, полны нетерпеливости.

Проводя аналогию с учением Фрейда, мы видим, что родитель соответствует суперэго, ребенок – бессознательному (Оно), а взрослый – Эго, которое призвано регулировать напряжение между бессознательным (Оно), стремящимся к удовольствиям, и суперэго, навязывающим нам самоограничения.

По Берну в этих трех ипостасях люди взаимодействуют друг с другом, и адекватно используемое человеком эго-состояние способствует успешной коммуникации, приверженность же какому-либо одному эго-состоянию может мешать коммуникации человека с другими людьми, с его партнерами. Во время общения человек осуществляет целенаправленное воздействие на партнера – трансакцию. Любая трансакция может быть направлена только от одного эго-состояния: либо от ипостаси родителя, либо взрослого, либо ребенка. Ритуализированные и установившиеся последовательности трансакций Берн называет играми. «Различные варианты той или иной игры могут на протяжении многих лет лежать в основе семейной или супружеской жизни или отношений между различными группами. Игра – это в достаточной степени определенная последовательность трансакций, в которой ведущий строит свое поведение и управляет поведением партнера на двух планах» (Берн Э). Далее Берн выделяет два плана в общении – социальный (смысл происходящего) и индивидуальный (психологический смысл, свойственный данному человеку). Социальный план и психологический план могут разительно отличаться друг от друга. На этом, собственно, и строятся все психологические игры людей.

Понятие «игра» Берн использует для обозначения всех разновидностей лицемерия, неискренности, жульничества, спекуляций, встречающихся в отношениях между людьми. При таком общении (к слову сказать, довольно часто встречающемся) человек делает одно, думает другое, ощущает третье. Берн составил целый словарь таких игр, и, по его мнению, игры в разных частях света и в разных культурах будут мало отличаться друг от друга.

Берн выделяет дополнительные (адекватные, комплементарные) трансакции и перекрестные (неадекватные, некомплементарные). Дополнительные трансакции – трансакции, когда ответы даются от того Эго-состояния, к которому и обратился партнер. Например, трансакция от Взрослого к Родителю будет дополнительной для трансакции от Родителя к Взрослому. Все остальные трансакции будут перекрестными. Согласно Берну перекрестные трансакции прерывают общение, могут являться началом конфликта, если же мы используем дополнительные трансакции – разговор может длиться столь долго, сколько мы того захотим. Наиболее конфликтный вариант общения – совместное использование партнерами трансакции Родитель-Ребенок: ведущий обращается от Родителя к Ребенку, а партнер отвечает в том же духе, от Родителя к Ребенку.

Еще Берн выделяет скрытые, или двойные трансакции – когда партнер на социальном уровне имеет один смысл, а на психологическом – иной. Как правило, у человека, который использует скрытые трансакции, есть определенный умысел, который он скрывает от своего собеседника. Поэтому в общении для нас важно улавливать как социальный смысл посланий, так и их психологический смысл.

Берн выделил довольно много психологических игр, а также выигрышей от игр. Даже у самых неудачливых, на первый взгляд, «игроков» есть какой-то определенный выигрыш, который человек для себя имеет в виду, затевая свою игру, тем более, если речь идет о постоянно повторяющемся сюжете. Итак, виды выигрышей: психологический, он бывает внутренний и внешний – он увеличивает психологическую стабильность человека, дает спокойствие. Социальный выигрыш, также бывает внутренний и внешний – социальные преимущества, а также уверенность и комфортное состояние в своей роли и сюжете. Биологический выигрыш это внимание и энергия, которые получает человек. Экзистенциальный выигрыш – утверждение жизненной позиции, на которой человек основывается, мы нуждаемся в том, чтобы наши жизненные позиции подтверждались внешними событиями.

Вариантов игр Берн описывает много. Все они основаны на том, что социальный смысл трансакции может расходиться с ее психологическим смыслом. К примеру муж сообщает своей жене (на социальном плане) «Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу», эта трансакция идет от его Родителя к Ребенку жены. А на психологическом плане может звучать совсем другое — «Я боюсь, что ты меня бросишь, я боюсь остаться один», данная трансакция уже осуществляется от Ребенка мужа к Взрослому Жены.

Эрик Берн – психотерапевт, имеющий огромный практический опыт, поэтому игры, описанные им, присутствуют в жизни практически каждого человека. И я Вам рекомендую подробнейшим образом изучить эти игры, т.к. Вы можете много лет изучать психологические особенности и тонкости, разбирая какой-то сложный жизненный сюжет, в то время как знание сюжетов и психологических выигрышей, описанных Эриком Берном, сэкономит Вам массу времени и сил, и Вы достаточно быстро сможете разобраться в ситуации.

С точки зрения Берна задачей психоаналитика является освобождение человека от этих неудачных игр, навязчивых сюжетов, навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научить человека более честным, открытым и психологически выигрышным формам трансакций.

Итак, мы рассмотрели основные, самые известные психоаналитические теории. На сегодняшний день в психоанализе существует несколько ветвей. Помимо ортодоксального классического психоанализа еще есть ветвь эго-психологии, берущей свое начало от Анны Фрейд – дочери Зигмунда Фрейда. Эта традиция, в основном, процветала в Америке. Также можно упомянуть о французской ветви в психоанализе. Во французском психоанализе большая роль принадлежит философии и анализу языковых структур, интерпретации игры желаний через язык. И, наконец, Британской школе психоанализа основной фокус внимания лежит в довербальной сфере опыта человека, во взаимоотношениях младенца с первичным объектом.

Психодинамическая структура личности

Таким образом, согласно основным классическим психоаналитическим теориям состояние и судьба взрослого человека зависит от нескольких факторов: от характера его детских переживаний, особенностей протекания рождения и вхождения в мир, сложившихся объектных отношений в детстве, степени заинтересованности человека в социальных взаимодействиях и их особенностях, характера культурной среды, в которой он проживает, особенностей его коммуникации.

Для психоаналитической работы с человеком важно рассмотреть динамику протекающих психических процессов, его душевных состояний. Как мы уже убедились, в основе любых негативных переживаний и состояний психики лежат внутренние противоречия, конфликты. Для более глубокого понимания этого мы рассмотрим психодинамическую структуру личности, используемую в психоаналитическом подходе.

Традиционно выделяется три глобальных подструктуры личности. Суперэго – понятие, которое обозначает часть Эго, осуществляющую самоконтроль, самонаблюдение, самоограничение, эта инстанция выполняет роль внутреннего цензора и совести. Структура Суперэго возникает с исчезновением Эдипова комплекса.

Эго — подструктура душевной жизни, выступающая посредником между суперэго и Оно, индивидом и реальностью. Она несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и суперэго. Эго подчиняется принципу реальности. Хотя структура самого Эго довольно сложна, т.к. у него можно выделить осознаваемый слой – наши представления, полуосознаваемый и неосознаваемый слои – содержания бессознательного. Полуосознаваемый слой является для психоанализа очень важным, т.к. именно с ним идет работа по осознанию вытесненного материала. Полуосознаваемые вещи – это то, что в некоторый момент как бы касается сознания: если на этом фиксировать внимание, оно выходит в сознание, если нет – благополучно уплывает в подсознание. Таково, к примеру, чувство легкого неудобства от своего некорректного поведения в какой-то ситуации.

Оно – самая нижняя, или можно сказать глубинная подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с Я (Эго) и с суперэго.

В соответствии с принципом удовольствия цель психической деятельности в целом — избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Принцип реальности представляет собой регулятор психической деятельности, заставляющий личность отказываться от получения немедленного удовольствия в угоду окружающей действительности. В этом смысле принцип реальности противостоит принципу удовольствия, т.к. он предполагает контроль над влечениями и следование установленным нормам.

Наши потребности представляют собой программы бессознательного, которые в определенных ситуациях вызывают соответствующее желание. Субъективно желание переживается как неприятное состояние, как напряжение, некий кнут, который гонит нас к их удовлетворению. Выходя из этого неприятного состояния путем исполнения желания, человек получает облегчение от того, что напряжение ушло, и еще некоторое специфическое удовольствие, соответствующее типу исполненного желания. Потребность представляет собой устойчивое образование: т.е. в определенных ситуациях и обстоятельствах у человека обязательно возникнут соответствующие желания. Изменение потребности – обычно длительный и довольно болезненный процесс.

Потребности частично осознаются и затем рационализируются. При их рационализации возникают искажения, т.к. потребности как таковые нашему сознанию недоступны, поскольку оно лишь регистрирует периодически возникающие желания, анализирует однотипные ситуации, в которых они возникают, и делает косвенный вывод о существовании некоторой программы в подсознании, производящей эти желания. Однако если человек не несет ответственности за наличие потребности в подсознании, то правильная рационализация осознанных желаний и потребностей уже лежит в сфере его сознательного творчества, и за это он несет полную ответственность, расплачиваясь за ошибки. Человек, двигаясь к осуществлению своих желаний, должен учитывать принцип реальности, который регулирует поведение человека таким образом, что если он отклоняется от адекватного пути, то получает удар, сила которого прямо зависит от величины отклонения.

Бессознательное при этом следит за тем, чтобы человек не получал слишком много наказаний, и если конкретная жизнь человека складывается так, что потребность систематически не удовлетворяется, то подсознание принимает меры по трансформации программы, реализующей эту потребность. И в этом случае мы сталкиваемся с возникновением защитных механизмов. У подсознания есть довольно много разных методов защит. В обобщенном виде мы можем выделить такие защиты: изменение формы наказания – т.к. уничтожить наказание подсознание не в силах, но можно отыграться на физическом теле, заставив его страдать вместо самооценки. Выведение наказания из сознания – подавление, отрицание. Построение дополнительных программ, изменяющих поведение таким образом, чтобы реже попадать в ситуации, связанные с возникновением потребности – сюда относятся формирование комплексов, неадекватных реакций и т.п. Трансформация восприятия ситуаций, вызывающих наказания и самого наказания (человек не видит этого, не обращает своего внимания — отрицание). Регрессия потребностей, т.е. упрощение программ подсознания, их деградация. Сублимация – перестройка программы таким образом, чтобы расширить или изменить область действий, исполняющих желания, вызванные потребностью, или же изменить спектр желаний этой потребности. Фрейд считал, что все вообще потребности являются сублимацией сексуальной потребности и инстинкта смерти, в частности, он приравнивал искусство к неврозу, сравнивая произведение искусства с невротическим симптомом, проявлением скрытых желаний. Хотя относительно последнего высказывания мы можем полагать, что Фрейд шутил, намеренно утрируя действительное положение дел, чтобы показать общий механизм сублимации.

Душевное здоровье человека определяется способностью Эго найти компромисс между принципом удовольствия и принципом реальности. Задача Эго – обеспечить равновесие в этой системе «принцип удовольствия – принцип реальности», сделать так, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Нельзя считать принцип удовольствия чем-то заведомо отрицательным, разрушительным. Принцип удовольствия несет в себе регрессивные импульсы только в случае, когда нарушается равновесие в системе «принцип удовольствия – принцип реальности». В своем продуктивном аспекте он стимулирует личность на утверждение себя, расширение территории, освоение новых пространств, видов деятельность, знакомств. Но в то же время это утверждение и расширение территории Эго может быть и деструктивным, если он носит безудержный характер, и если не сдерживать его проявления и не соотносить с принципом реальности. В этом случае мы получаем излишне импульсивную личность, проявления которой столь дисгармоничны и утомительны для окружающих, возникают эмоции маниакального типа. Процессы, происходящие при этом, проходят с переизбытком энергии. Обратный конфликт – чрезмерное доминирование принципа реальности, которое приводит к тому, что естественное течение энергии и спонтанность у личности блокируются, удерживая ее в четко очерченных рамках жестких и догматичных программ, лишая жизненности и творчества, – в этом случае мы имеем дело с ригидностью, неврозами навязчивых состояний, компульсивностью, депрессиями. В этом случае энергии не хватает, общий эмоциональный фон депрессивный.

Эта трехкомпонентная модель личности позволяет нам исследовать механизмы, действующие в психической жизни человека, роль Я человека в организации собственного поведения. Действие принципа удовольствия совершается по континууму «попустительство – спонтанность», а действие принципа реальности по континууму «чрезмерное самоограничение – воля». При благополучной регуляции этих проявлений эго человека сильное, т.к. оно справляется с возложенной на него задачей. Если благополучная регуляция не удается – эго человека слабое. Задачей психоаналитика является переведение человека из слабого состояния Эго к сильному состоянию.

Механизмы бессознательных процессов как основа ментальной жизни в рамках рассмотрения классического психоанализа

Необходимо отметить, что бессознательное трудно поддается изучению, т.к. самому бессознательному не безразличен этот процесс. Большая часть психических механизмов человеком не осознается и находится в подсознании в виде различных программ действий. Но момент, когда человек регистрирует сигнал о том, что внутри него нет единства, и происходит борьба между различными программами и содержаниями бессознательного, является очень важным, т.к. именно с этого момента человек, благодаря осознанию этого конфликта, может отслеживать его проявления и при желании сознательно влиять на него.

Фрейд сравнивал отношения Я (его сознательную часть) и Оно (бессознательное), как отношение всадника и лошади. Таким образом, Я (наездник) определяет цель и намерение движения, а энергия при этом принадлежит лошади, т.е. бессознательному. Принятие решений у человека, как сознательного существа, находится под контролем его сознания. Бессознательное управляет человеком косвенно, создавая импульсы, мотивации, настроение, запреты — все это человек воспринимает, как желание что-то делать или его отсутствие.

Таким образом, для человека, желающего управлять собой, главной задачей является разобраться в причинах и источниках импульсов, управляющих им. Сложность же заключается в том, что сознание видит очень малую часть реальной ситуации (думая при этом, что видит все), и вынуждено принимать решения, а бессознательное видит как бы все, но на решения при этом влияет только косвенно, всегда скрывая себя. Если человек поступает вопреки желаниям бессознательного, оно может наказывать его, используя плохие настроения, депрессии, обострения болезней тела, повышение раздражительности, ухудшение контактов с людьми, обострение комплексов, сужение сферы восприятия. В случае более выраженного протеста подсознания человек попадает уже в сферу психопатологии. Но сам человек о существующей связи между невыполнением желания и последующим наказанием может вовсе и не догадываться.

Ум человека может делать попытки осознать происходящее, но это не так просто, т.к. подсознание может увести рационализации, используемые человеком, по любому угодному ему направлению и заставить человека сделать какие угодно выводы относительно происходящего. При этом эгоизм окрашивается в альтруизм, черное в белое, сам же человек будет продолжать оставаться в уверенности, что это все он сам своим сознанием и умом увидел и рассудил, и что так оно и есть на самом деле. Подсознание охраняет неподготовленное сознание от вторжения того, к чему человек психологически не готов, таким образом, оно трансформирует картину окружающего мира в приемлемую для сознания форму. Представить белое черным – простейшая задачка, с которой справится самое заурядное бессознательное. Ни одна мысль или чувство, а также желание, к которой сознание не подготовлено, не появится в голове человека и не будет им осознана. Бессознательное тестирует реальность на соответствие: сходство есть – я реагирую, сходства нет – не актуально.

Появиться может лишь косвенный намек, некоторое состояние внутреннего неудобства, дискомфорта. На любое чувство и мысль, приходящее к человеку извне, к которой человек не подготовлен, у него сработает защитный механизм, возникнет мысль «этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Психоаналитик помогает клиенту разобраться в том, откуда идут его внутренние импульсы (настроения, желания, мечты) и начать действовать в соответствии с этим. Когда человек совершает переход к более осознанному существованию, происходит постепенное расширение сущностного сознания. Эмоциональные и ментальные реакции человека определяются именно тем, что и как он видит в существенных для него ситуациях, этим же определяется и его поведение. Расширение зрения, поля видения является главной задачей для того, чтобы выйти из жизненных тупиков и фрустраций.

С расширением сознания человек начинает осознавать все больше как во внешнем мире, так и в собственном внутреннем пространстве, т.е. все большая часть подсознания контролируется сознанием. При этом задачей психоанализа является трансформация жестких программ и установок: более примитивные и грубые программы постепенно трансформируются в более сложные и дифференцированные, самые же деструктивные по идее должны отмирать, на месте которых могут возникать новые, конструктивные.

Как это ни парадоксально, но усложнение и дифференциация бессознательных программ ведет к тому, что внешний мир становится более ясным, понятным нам. Когда же эти программы просты и примитивны, когда мы пользуемся до крайности простыми схемами и системами оценок, включающими довольно жесткую шкалу «черное — белое», «хорошо – плохо» — при этом мы получаем искаженную картину мира, т.к. пытаемся втиснуть необъятный и многогранный мир в узкие и тесные рамки наших убогих представлений. Естественно, что при таком подходе реальность, все многообразие жизни не способно уместиться в прокрустово ложе наших представлений, и мы часто испытываем так называемый когнитивный диссонанс, который делает мир, реальность в наших глазах сложными, запутанными, непонятными, и приводит нас в конечном итоге к депрессии или к бессмысленному протесту, выливающемуся в агрессию.

Постепенно у человека повышается степень понимания себя, а затем и владения собой. Поначалу человек просто осознает, регистрирует своим сознанием существование определенной программы подсознания, человек осознает, что чувства, испытываемые им в ситуациях определенного рода похожи, и исходят из одного источника в психике. И это может быть очень драматическим моментом – это важно понимать. Как говорил Карл Густав Юнг «Встреча с самим собой является наименее приятной». Затем человек учится обуздывать, говоря словами Фрейда, эту лошадь, т.е. определенное содержание бессознательного, некую жесткую установку или программу, объезжает ее, обучается регулировать ее воздействие на себя, свое состояние, поведение. К примеру, человек внутри себя волнуется, а внешне демонстрирует спокойствие, подавляет вспышку агрессии. Когда программа объезжена на уровне внешнего владения собой, человек начитает обучаться регуляции интенсивности проявлений данной программы в своем внутреннем мире. Он может сознательно уменьшать силу, динамику процессов, энергетическую составляющую данной программы. Например, заменить реакцию злобы на реакцию огорчения. И наконец, когда человек способен уже произвольно активировать или дезактивировать программу и на внешнем и на внутреннем планах, причем не зависимо от внешней ситуации, – мы говорим о полном его освоении данной программы.

Любая же попытка подавления бессознательной программы всегда приводит к плачевным результатам и может быть очень опасной, т.к. при этом происходит ее упрощение, регрессия. Регрессировавшая программа подсознания сильнее насыщена аффектами и хуже поддается регуляции, поэтому не доступна для сознательного управления человеком. Вообще, примитивные программы, как правило, более древние, и по своей структуре уходят в наиболее глубокие части бессознательного (т.е. мало доступные свету сознания), и активизировавшись, они могут получать полную власть над человеком, отключая более высшие программы регулировки, при этом могут делать с нежелательной информацией все, что сочтут необходимым: игнорировать, отрицать, искажать до неузнаваемости, стирать из памяти.

Неосознаваемая программа начинает изнутри давить на человека, побуждать к действиям, но сопротивление вытесненному материалу препятствует выходу энергии программы, порождая тем самым жесточайшие внутренние конфликты. Все эти процессы приводят к тому, что ситуация еще более ухудшается, погружая человека в ощущение безвыходности и неспособности справиться с собой.

Чем проще программа и чем на более низкой и грубой энергии она работает, тем труднее контролировать ее сознанием. В психоаналитическом лечении человека может проживать катарсис, когда регрессировавшая бессознательная программа выводится в сознание, в результате чего при своем несоответствии общему уровню развития пациента, энергия данной программы высвобождается и она теряет над человеком свою власть. Посредством вербализации, телесной экспрессии происходит эмоциональная разрядка, высвобождение психической энергии программы, все это способствует снятию тревоги, внутреннего конфликта, фрустрации.

Механизм трансформации бессознательной программы, перевода ее на более тонкие энергии, заключается в том, что человек направляет энергию данной программы на служение более адекватным и гуманным целям. Например, все мы осудим махрового шовиниста (в данном случае действует негативная программа подсознания), но если человек с течением времени переоценил свои позиции и взгляды, и его национальное чувство переродилось в любовь и гордость за свою страну – то в этом случае мы понимаем, что действует одна и та же бессознательная программа, но на ином витке развития. В этом случае мы видим, что не всегда нужно бороться с деструктивными влечениями, нам не нужно бросаться на амбразуру и искоренять из себя все недостойное, достаточно всего лишь направить течение энергии в другое русло, перевести ее из негатива в позитив. Все зависит от того, куда направляется влечение, во что оно вкладывается.

С помощью сознания мы можем повышать значимость нужных нам программ – путем постоянного их вызывания в сознании, для понижении значимости программы – следует вызвать ее как можно реже, если же она вызывается бессознательно – мы можем игнорировать ее импульс, уводя свое внимание на что-то другое, не менее интересное и увлекательное. Если какая-то программа подсознания (к примеру, некая устойчивая вредная привычка или способ реагирования) затеребила наше внимание, рецепт один – найти новый мощно позитивно заряженный эмоционально стимул, пусть это будет ряд каких-то действий, которые приятно будет выполнять, что будет в радость, в удовольствие.

Таким образом, с помощью нашего сознания мы можем сделать очень многое для себя. Когда человек в процессе длительной работы вызывается (самим собой или психоаналитиком) на новое восприятие и понимание себя, своих симптомов и проблем, и при успешности этих попыток, у пациента происходит инсайт. Он вдруг начинает понимать, что его симптомы – признак определенного отклонения, неправильности. Для него внезапно открывается иной смысл ситуации, причины конфликта, которые он не улавливал до этого. Инсайт может иметь интеллектуальный характер для тех людей, которые предпочитают интеллектуальный план, или эмоциональный характер — для тех, кто более склонен к эмоциональному плану. Интеллектуальный инсайт тоже может быть полезным, т.к. помогает человеку сориентироваться в аморфной среде предосознавания. Но для реальных и действенных перемен важен истинный, сущностный инсайт, который повлияет на экзистенциальную картину мира человека (в противоположность его ментальным представлениям и моделям, а также эмоциональным предпочтениям). С человеком должны произойти сущностные изменения, речь не идет об эмоциональных переживаниях, здесь они вторичны, эмоций может и не быть.

Заключение

Таким образом, нам становится понятным значение осознавания человеком происходящего с ним в его внешней и внутренней жизни. Рефлексирующее сознание способно помочь нам в понимании себя, в распутывании сложных клубков конфликтов и проблем, оно может открывать нам новые измерения самих себя. В процессе психоаналитической работы у человека изменяется сознание, происходит постепенное его расширение, человек начинает обращать свое внимание на тонкости, нюансы, которые раньше его внимание не фиксировало. Все это может способствовать прозрению и пониманию человеком причин своих тупиков и заблуждений.

«Рефлексирующее сознание способно придавать жизненному опыту смысл. У нас есть возможность иметь различные взгляды на себя и на мир. Некоторые из этих взглядов будут более функциональны в плане нашей выживаемости, чем другие. Мы можем судить о мире лишь через призму своего восприятия и интерпретации, у нас есть доступ лишь к своим собственным картам мира, а не к реальности, как она есть. Однако совершенно очевидно, что некоторые мировоззрения и концепции не только больше способствуют выживанию и развитию, чем другие, но и с большей вероятностью соответствуют истине. И в наших же собственных интересах перейти к этим лучшим интерпретациям. Они дают нам самые последовательные и глубокие ответы на вечные вопросы, которые все мы рано или поздно задаем. Эволюция нашего сознания является ключом к достижению мира и к нашему индивидуальному и коллективному выживанию и развитию» (Эрвин Ласло, философ науки, исследователь систем и интегральный теоретик).

Открытия Зигмунда Фрейда раскрыли нам собственные механизмы восприятия окружающего мира, работы сознания. Благодаря этому человек получил возможность осуществлять проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом главное историческое значение его психоанализа.

Но, несмотря на эти достижения, современная наука, конечно, еще очень далека от постижения всех тайн человека.

В заключении я хочу сказать, что сознание является, в конечном счете, главным рычагом психоанализа, главной опорой доктора Фрейда. Рациональный анализ иррациональных побуждений, и избавление от них – таково было его кредо. В одной из своих завершающих публикаций Фрейд признал, что прежде из-за ненадежности критерия сознательности он недооценивал его. “Здесь, — отмечал он, — дело обстоит так же, как и с нашей жизнью, — она немного стоит, но это все, что у нас есть. Без света этого качества сознательности мы бы затерялись в потемках глубинной психологии”.

Итак, нам остается только свет сознания, другого «средства Макропулоса» нет. И пусть это только лишь островок в океане бессознательного (как определял К.Г.Юнг сознание), но это то, на что мы можем опереться в наших дальнейших исследованиях, и это единственное, что способно дать нам понимание.

golenevalada.ru

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ | Энциклопедия Кругосвет

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии – вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.

Многие века мыслители, изучавшие человеческую природу, считали, что понятие бессознательного внутренне противоречиво. Однако некоторые философы – Августин, Г.Лейбниц, И.Гербарт, а также Г.Фехнер и Г.Гельмгольц, занимавшиеся экспериментальной психологией, отмечали, что психологические операции могут производиться без их осознания субъектом действия.

Роль бессознательного в развитии психических расстройств была продемонстрирована в трудах психологов и психиатров. Так, Ж.Шарко показал, что симптомы возникшего в результате травмы невроза являются результатом не поражения нервной ткани, а бессознательных воспоминаний о перенесенной травме. П.Жане применил понятие «бессознательных идей фикс» к анализу истерии и пришел к выводу, что травматические представления, хотя и отделенные от сознания, проявляются в форме истерического синдрома. Жане сообщил об излечении нескольких больных истерией с помощью гипноза, который он применял с целью обнаружения первоначальной травмы и вторичного переживания ее пациентом. Й.Брейер лечил больную истерией путем введения ее в гипнотическое состояние с последующим разъяснением обстоятельств, связанных с ее трудностями. Как только ситуация травмы оказалась раскрытой, симптомы истерии исчезли.

Фрейд заменил гипноз особыми методиками свободных ассоциаций и толкования сновидений. Он утверждал, что содержания бессознательного не только сами уходят, но и «вытесняются», т.е. насильно изгоняются из сознания. Невротические симптомы выражают конфликт между вытесняющими силами и вытесняемым материалом, и этот конфликт вызывает сопротивление, с которым сталкивается психоаналитик, когда пытается раскрыть вытесненный материал. Кроме случайных психических травм, вытесняется целый период раннего детства, включая эдипову ситуацию (бессознательное влечение к родителю противоположного пола). У нормального человека эти события раннего детства незаметно для него самого воздействует на мысли, чувства и поступки; у невротика они определяют широкое разнообразие симптомов, которые психоаналитик старается проследить вплоть до их бессознательных источников. Иррациональные установки пациента по отношению к психоаналитику во время психоаналитического лечения получили название «переноса» или «трансфера»; они являются возрождением старых забытых установок по отношению к родителям. Задача психоаналитика – вместе с пациентом проанализировать его сопротивление и «перенос», с тем чтобы пациент мог полностью осознать свою бессознательную мотивацию.

Юнг считал, что бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Он различал индивидуальное и коллективное бессознательное, считая последнее вместилищем «архетипов» – универсальных символов, заряженных психической энергией. В качестве нового способа исследования бессознательного Юнг предложил тест словесных ассоциаций, как спонтанных, так и направленных, и свой собственный подход к толкованию сновидений. Целью его терапевтического метода было воссоединение сознания и бессознательного, через которое, как он считал, человек может достичь «индивидуации» – полноты раскрытия своей личности.

Концепции бессознательного Фрейда и Юнга предлагают ключ к трактовке не только многочисленных данных, полученных психологией, психиатрией, этнографией и социологией, но и к интерпретации произведений литературы и искусства. Исследование бессознательного было также обогащено применением экспериментального гипноза и проективных психологических тестов. См. также НЕВРОЗ; ПСИХОАНАЛИЗ.

www.krugosvet.ru

Психология бессознательного Рекомендации Отдельные статьи Михаила Литвака

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я. Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я. Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно. Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З. Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления. Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером. Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом. Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания. Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти. Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности. Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми. В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым. К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

 

Категории статей

litvak.me

Бессознательное — это… Что такое Бессознательное?

Эта статья — о психоаналитическом понятии. О понятии из общей психологии см. Подсознание.

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Несколько основных классов проявлений бессознательного

  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений[прояснить]. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах Юнга

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в исследованиях советской школы

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

См. также

Литература

  • Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 25-38.
  • Фрейд З. Бессознательное (1915)/ Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • «Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений», Москва «Просвещение», 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59) М.: Логос/Гнозис, 2002.
  • Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / Составители: И.Айзенбах-Штангль, М.Эртль / Перевод с немецкого А. В. Логинова, научная редакция О. Б. Кетовой. — М.: Издательство Verte, 2009. — 232 с (Серия «Профессия: консультант») // ISBN 978-5-903631-05-6
  • А. Зачепицкий, Б. Д. Карвасарский. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В. М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994.
  • Роберт Т. Кэррол. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 67-68. — ISBN 5-8459-0830-2
  • Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности
  • Щербатых Ю. В. Общая психология.(Понятие о бессознательном). -СПб.:Питер,2006.- С. 191—197

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о