Бессознательные действия человека примеры: Приведите пример сознательных и бессознательных действий человека.

Сознательно о бессознательном: сможет ли искусственный интеллект манипулировать людьми

Для понимания методов, стимулирующих бессознательные покупки, нужно выяснить причины изначальных сознательных решений, ставших впоследствии привычкой. Аналогичные задачи возникают при работе с искусственным интеллектом (ИИ). Кроме того, необходимо сделать так, чтобы ИИ не смог овладеть навыками манипуляции. Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук ВШЭ провела онлайн-семинар в серии «Искусственный интеллект в мире людей: гуманистические, этические и правовые аспекты развития цифровых технологий».

В последнее время популярным стал комплекс методик, позволяющих изменить привычки и действия, основанные на прежнем опыте. Методики базируются на закреплении или смене разных способов принятия решений. Об этом рассказала научный сотрудник Института экономики РАН, преподаватель философского факультета МГУ Татьяна Проволович, выступая с докладом «Искусственный интеллект как инструмент манипулирования поведением».

Сторонники таких методик стремятся привлечь внимание человека к товару или продукту, стимулировать желание приобрести товар. Среди способов манипулирования она назвала создание поддельных пользователей, пишущих выгодные производителю и продавцу отзывы о товаре, подталкивая к покупке не экономической выгодой, а социальной желательностью, наличием товара у других людей.

Манипуляция, как правило, влияет на способ подачи информации о выгоде покупки. Например, когда студентам предложили три варианта подписки на известное издание, они выбрали не самый дешевый электронный, а сочетание электронной и бумажной версий, поскольку в этом случае им предлагали большую скидку. Когда информация о скидке была снята, студенты выбрали наименее затратный вариант.

Успехи манипуляций ставят под сомнение утверждения преобладающей части экономистов о рациональности решений, принимаемых экономическими агентами. Последние исследования показали, что многие решения вызваны иррациональными мотивами, что требует глубокого изучения бессознательного, а также выявления границы между рациональностью и иррациональностью.

Нейробиология и психология дают представление о нескольких типах иррационального поведения и о видах появления привычек. Однако, по мнению автора доклада, только осмысление формирования привычки позволяет ее изменить или устранить. «Меня интересуют способы перехода сознательного в бессознательное и способы восприятия заблуждений», — объяснила она.

Сложность понимания механизмов принятия решений человеком порождает аналогичную проблему при использовании искусственного интеллекта. Поскольку ИИ обучает человек или созданная им программа, возникают и этические вопросы его использования. Показательно, что в Австралии в проекте этического кодекса ИИ обсуждается допустимость обучения методам манипулирования. Этический кодекс следует сосредоточить на недопустимости обмана, уверена Татьяна Проволович.

Фото: iStock

Она отметила, что исследования экономического потребления и политических манипуляций требуют междисциплинарного подхода, моноказуальный метод уже неэффективен. Поэтому пренебрежение работами психологов и нейробиологов при изучении социально-экономических проблем сужает поле исследования.

Автор доклада предложила выделить два типа бессознательных реакций: рефлекторную (полностью бессознательную) и рефлексивную (частично бессознательную). Во втором случае, как показывают МРТ-исследования, мозг успевает запомнить информацию полностью или частично, сигнал может закрепиться. Татьяна Проволович отметила, что однотипные действия закрепляются в разных зонах мозга у людей с разной культурой. Возникает проблема, что ИИ как искусственная система не является полноценным субъектом принятия решений или влияния, но может отчасти формировать социальную среду, влияя на реальных агентов принятия решений. А это значит, что появляется моральный компонент его использования.

Модератор семинара Анастасия Углева, руководитель школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук ВШЭ, выразила сомнение, не переоценивает ли автор доклада значение этики при принятии решений, особенно когда речь идет о бессознательных действиях. По мнению Татьяны Проволович, этическая оценка действий человека требует понимания их сознательности или спонтанности и уровня бессознательности. «Идея универсальной рациональности мне не близка. Принцип максимизации выгоды не всегда работает. Невозможно, например, заставить камбоджийца заработать на вторую чашку риса, если ему достаточно одной», — привела она пример.

Доцент факультета гуманитарных наук ВШЭ, руководитель образовательной программы «Философия» Владислав Терехович поинтересовался, возникает ли этическая проблема в момент создания ИИ, во время его обучения на больших данных, в том числе их подбора, или в период интерпретации. «Мы говорим про этическую или экономическую проблематику?» — уточнил он. Кроме того, автор доклада, по мнению Владислава Тереховича, слишком широко понимает сферу бессознательного при принятии решений.

«Я пыталась выделить проблемы философские, этические, в том числе понимания выбора и принятия решений. Главная проблема — в ответственности при постановке задач, обучающих ИИ и применяющих его для влияния на экономических агентов», — ответила Татьяна Проволович. Она полагает, что для более глубокого изучения действий, которые считаются бессознательными и (или) автоматическими, необходимо привлечение психологических методов. По мнению автора доклада, влияние ИИ на экономическое поведение и принятие решений в социальной сфере требует особенного этического подхода ввиду отсутствия нормативного регулирования ИИ.

В обсуждении доклада также приняли участие заместитель руководителя школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук ВШЭ Дарья Дроздова, профессор школы философии и культурологии Диана Гаспарян и профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Иванус.

Фото: iStock

экспертиза репортаж о событии искусственный интеллект

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях — Новости

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского  Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

 

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке ,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации.

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности  и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается  не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих  действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях : предельный и экстремальный , связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Страх

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, — упрекнул он ее. “Нет, — возразила она, — я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90%  людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В. И. Лебедев,  экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый  не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

 В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров .

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Самосохранения

 

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная  геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные  ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позволили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие  личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий  (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации)  и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

 

Почему бессознательное имеет значение

Слово «бессознательное» часто встречается в новостях. Просто взгляните на некоторые недавние заголовки:

  • Канадцы изо всех сил пытаются обуздать неосознанные привычки тратить деньги на фоне роста стоимости жизни
  • Затянувшиеся последствия бессознательного воспитания
  • По данным опроса, неосознанные гендерные предубеждения более распространены среди мужчин
  • Как смягчить неосознанную предвзятость при взаимодействии со службой поддержки

Психологи, конечно, не так используют этот термин. Но большая часть нашего здравого смысла понимания мотивации и поведения человека опирается на концепцию бессознательного — например, когда мы говорим о бессознательном расизме или скрытых предубеждениях.

Думаю, пора начать систематически знакомить наших студентов с концепцией бессознательного.

В ныне почти забытой научной книге, опубликованной в 1960 году под названием Бессознательное до Фрейда , автор, Ланселот Лоу Уайт, шотландский философ, физик-теоретик и историк науки, делает вывод, который ученые игнорируют на свой страх и риск: крупные открытия, как правило, являются продуктом культурного процесса, продолжающегося во времени, и мы не должны отвергать более ранних мыслителей как «предшественников», которые «предвосхищают» более поздние, более сложные идеи.

Скорее, мы должны признать, что предположительно выдающиеся мыслители, которых лучше всего понимают, являются частью продолжающейся интеллектуальной традиции и что более ранние идеи часто содержат истины, которые позже были утеряны.

Как выразился Уайт: «Мыслители прошлого в их различных контекстах знали многое из того, что мы либо забыли, либо еще не научились выражать на … [современном] языке». Действительно, более поздние мысли можно оценить только тогда, когда они рассматриваются в диалоге с более ранними идеями.

Например, Фридрих Ницше выразил многие идеи Фрейда о бессознательном двумя или более десятилетиями ранее. Но сам Ницше опирался на идеи, имевшие глубокие корни не только в немецком романтизме (этот термин придумал немецкий философ-идеалист Фридрих Шеллинг), но и гораздо раньше, например, в трудах врача эпохи Возрождения Парацельса. В своем классическом 1970 исследование,

Открытие бессознательного , швейцарский историк медицины Анри Ф. Элленбергер прослеживает развитие идеи бессознательного от шаманизма к экзорцизму, животному магнетизму, магнетизму и гипнотизму до того, как ее приняли такие психологи, как Пьер Жане и представители различных школ. психиатрии.

Стоит отметить, что представление о самосознающем индивидууме, обладающем способностью к скептическим рассуждениям, возникло рука об руку с представлением о бессознательном: психических процессах, недоступных для сознательного разума, влияющих на поведение, эмоции и мотивации. и это включает травмирующие воспоминания, подавленные импульсы, недопустимые желания, внутренние конфликты и иррациональные фобии.

Как вы, вероятно, знаете, основанные на Фрейде представления о бессознательном с их отсылками к эдиповым комплексам, оговоркам по Фрейду и Ид подверглись резкой критике со стороны современных когнитивных психологов и нейробиологов, которые не могут найти никакого эмпирического подтверждения эти специфические идеи или найти привилегированное ментальное пространство, где обитает бессознательное.

Тем не менее, понятие бессознательного говорит об определенных истинах:

  • Люди получают и обрабатывают информацию бессознательно.
  • Что наряду с сознательным сознанием, познанием, восприятием, суждением, ментальными образами и мотивацией индивидуумов существуют иррациональные действия, мотивированные интенсивным уровнем страха или стресса, ошибочными рассуждениями, давлением сверстников, внутренними конфликтами, когнитивными искажениями или отсутствием самопонимание.
  • Что существуют мощные иррациональные импульсы и эмоции, а также глубоко огорчающие и тревожные переживания, которые формируют поведение и сознание.

Независимо от того, называем ли мы эти мыслительные процессы бессознательными, подсознательными, адаптивными или подавленными, или используем вообще какую-то другую терминологию, широко признается, что существует нерациональное поведение, которое не может быть легко объяснено разумом.

Я считаю, что учащиеся получат огромную пользу от более близкого знакомства с историей представлений о бессознательном и иррациональном — о движущих силах поведения и восприятия, которые обычно существуют вне сознательного понимания. К ним относятся:

Идеология

В просторечии идеология — это уничижительный термин, используемый для представления идей противника как преднамеренного искажения реальности, как во фразе «коммунистическая идеология». Я считаю более продуктивным думать об идеологии не как о последовательной системе убеждений или наборе принципов и политик, на которых держится политическая система, или как о рационализирующем или пропагандистском фасаде материальных личных интересов, а как о линзе восприятия, которая формирует познание и восприятие. и направляет действия. В этом смысле идеология является недостающим звеном между материальными условиями и абстрактными идеями, а также между социальными и экономическими реалиями и ценностями.

Американские историки 1960-х и 1970-х годов, включая Бернарда Бейлина, Дэвида Брайона Дэвиса, Эрика Фонера, Юджина Дженовезе, Эйлин Крадитор и Гордона Вуда, показали, как разные идеологии — например, патерналистская идеология правящего класса Юга или капиталистов, Идеология свободного труда ранней Республиканской партии сформировала то, как люди интерпретировали и понимали исторические события, и способствовала политическим и культурным разногласиям, которые способствовали началу Гражданской войны.

Эта концепция идеологии и связанное с ней понятие идеологической гегемонии (процесс, посредством которого класс навязывает свое мировоззрение обществу) позволяют нам избежать чрезмерно редукционистских способов анализа, которые рассматривают идеи просто как оружие, используемое для продвижения узкой самодеятельности группы. интерес.

Эмоции

Эмоции можно определить как чувства или спонтанные или инстинктивные нейронные реакции или психологические состояния с субъективными, физиологическими и поведенческими измерениями. Но будь то сознательные или подсознательные, индивидуальные или коллективные, эмоции оказывают мощное влияние на восприятие и поведение и, следовательно, могут определять политические взгляды и действия.

Общественность иногда считает эмоции препятствием для политической эффективности, расценивая эмоции как разрушительную силу, которая искажает восприятие и мотивирует иррациональные действия. Но поскольку именно эмоции мотивируют политическое участие, любая попытка очистить политику от эмоций обречена на провал.

Независимо от того, является общество демократическим или авторитарным, лидерство часто зависит от способности вызывать эмоции, внушать лояльность и побуждать к приверженности общему делу.

Социальная и политическая психология

Предыдущие попытки применить психологические и особенно психоаналитические концепции к антропологии, истории, политологии и другим областям встречали большое академическое презрение — и по уважительным причинам. Основное утверждение антропологической школы культуры и личности, связанное с Грегори Бейтсоном, Рут Бенедикт, Джеффри Горером и Маргарет Мид, — что посредством отличительных практик социализации культуры порождают характерные типы личности — не имело достаточного эмпирического подтверждения.

Теория авторитарной личности, рассматривающая фашизм «не просто как политическое явление, но как проявление диспозиций, лежащих в самой основе современной психики», была обвинена в круговых рассуждениях, идеологических предубеждениях, ошибочных методологиях исследования и преувеличении. чрезмерно детерминистские утверждения о том, что жесткое и карательное воспитание детей приводит к конформизму, послушанию и покорности взрослых.

Психоистория, недолговечное увлечение, направленное на то, чтобы поставить исторических личностей на диван, привлекла таких выдающихся практиков, как Эрик Эриксон, Роберт Джей Лифтон и самого Фрейда, была быстро отвергнута как чрезмерно упрощенная, антиисторическая и редукционистская.

И все же, несмотря на недостатки более ранних работ, меня поражает необходимость психологического осмысления воздействия травмирующих событий, мотивов и менталитета террористов, убийц и виновников школьных расстрелов, личностей, характеров и принятия решений лидеров слишком важно, чтобы его игнорировать. Я также не сомневаюсь, что такие психологические концепции, как поиск козла отпущения, проекция и замещение, а также когнитивный диссонанс, обладают огромной силой, помогая объяснить групповую динамику, индивидуальное и коллективное поведение.

Английский священник-конгрегационалист и сочинитель гимнов Исаак Уоттс дал столь же важный совет ученым и студентам: «Не зависайте всегда на поверхности вещей и не останавливайтесь внезапно на простой видимости; но проникай в глубь дел, насколько позволяет твое время и обстоятельства…» Закапывайся глубже. Очистите лук. Осмелитесь добраться до психологических основ убеждений и поведения.

В 1951 году великий классик Э. Р. Доббс поставил под сомнение идею о том, что древние греки были исключительно рациональны в своем мышлении, обходясь без магии, суеверий и других иррациональных и архаичных верований. В Греки и иррациональное , он выявил преобладание дионисийского, мифологического и шаманского в греческой мысли классической эпохи.

Я убежден, что любая серьезная попытка осмыслить прошлое или настоящее требует внимания к нерациональному. В своей личной жизни я часто обнаруживал, что мое поведение и поведение других людей продиктовано побуждениями, мотивами или травмами, часто уходящими корнями в наше прошлое, к которому мы слепы. Примерно так же я узнал, что коллективное поведение, прошлое и настоящее, часто имеет психологический аспект, который мы не должны игнорировать.

Изучение идеологии, эмоций и социальной и политической психологии освещает, проясняет и проясняет. Согласно социальному психологу немецкого происхождения Эриху Фромму, «знание означает проникновение сквозь поверхность, чтобы добраться до корней и, следовательно, причин; знать означает «видеть» реальность в ее наготе». Не следует ли нам познакомить наших студентов с подходами, которые помогут им лучше понять, что любое объяснение человеческого поведения, индивидуального или коллективного, должно быть многослойным, включающим рациональное и нерациональное, сознательное и бессознательное?

Стивен Минц — профессор истории Техасского университета в Остине.

Бессознательная мотивация | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Мотивирующие импульсы, влияющие на поведение неосознанно.

Бессознательная мотивация играет видную роль в теориях человеческого поведения Зигмунда Фрейда. Согласно Фрейду и его последователям, большая часть человеческого поведения является результатом желаний, импульсов и воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательное состояние, но все же влияют на действия. Фрейд считал, что человеческий разум состоит из крошечной сознательной части, доступной для непосредственного наблюдения, и гораздо большей подсознательной части, играющей еще более важную роль в определении поведения.

Термин «оговорка по Фрейду» относится к проявлению этих бессознательных импульсов. Например, человек, который отвечает «Плохо познакомиться» вместо обычного «Рад познакомиться», может выражать истинные чувства. Замена «плохого» на «радый» — это больше, чем оговорка; это выражение бессознательного чувства человека страха или неприязни. Точно так же талантливый спортсмен, который играет нехарактерно плохую игру, может действовать из-за бессознательного желания наказать властных или невнимательных родителей. Спортсмену неизвестно, что некачественное выступление на самом деле является важным сигналом.

Фрейд также утверждал, что подавленные воспоминания и желания являются источником большинства психических расстройств. Психоанализ был разработан как метод помощи пациентам в приведении их бессознательных мыслей в сознание . Это повышенное осознание причин поведения и чувств помогло бы пациенту изменить нежелательные аспекты поведения.

См. также Память; Репрессии.

Аткинсон, Рита Л.; Ричард С. Аткинсон; Эдвард Э. Смит; и Эрнест Р. Хилгард. Введение в психологию. 9-е изд. Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович, 1987.

Кларк, Дэвид Стаффорд. Что на самом деле сказал Фрейд. New York Schocken Books, 1965.

Энциклопедия психологии Гейла

Еще с сайта encyclopedia.com

Бихевиоризм, Бихевиоризм КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ БИХЕВИОРИЗМА ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ Бихевиоризм — это двадцатый век… Работа в области поведенческой психологии, Степени и карьера в области поведенческой психологии Поведенческая психология изучает и анализирует наблюдаемое человеческое поведение, включая эмоции, действия и мысли… Мотивация, I. КонцепцияЛоуренс И. О’Келли Понятие мотивации имеет сравнительно короткую формальную историю в экспериментальной психологии, но почти не фигурирует… Модификация поведения , Модификация поведения – это подход к лечению, основанный на принципах оперантного обусловливания, который заменяет нежелательное поведение более желательным… Инстинкт , Врожденная склонность к каждый представитель определенного вида ведет себя одинаково в одной и той же ситуации или при одном и том же наборе раздражителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *