Исторический анализ подходов к пониманию бессознательного психического
Авторы: Бутенко Вера Николаевна, Сапун Арина Андреевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 23.11.2019 2019-11-23
Статья просмотрена: 412 раз
Скачать электронную версиюСкачать Часть 6 (pdf)
Библиографическое описание:Бутенко, В. Н. Исторический анализ подходов к пониманию бессознательного психического / В. Н. Бутенко, А. А. Сапун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 457-458. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64183/ (дата обращения: 24.05.2023).
Несмотря на то, что бессознательное очень часто упоминается в психологической литературе, в том числе в серьёзных научных работах, на данный момент не существует точного и общепризнанного определения этого конструкта. Более того, дискуссии не только о сущности, но и о самом существовании бессознательного как одной из форм психического продолжаются с XIX века и до сих пор.
Идея бессознательного, вопреки бытующему мнению, появилась задолго до появления психоанализа. Она восходит к учению Платона, который высказывал идею о познании-воспоминании: в процессе жизни человек не узнаёт новое, а «вытаскивает» из мира идей уже известное, как бы вспоминая это. Далее это понятие развивалось в русле философии.
Само слово «бессознательное» было впервые введено Г. Лейбницем («Монадология», 1710). Он трактовал понятие бессознательного как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, которые «возвышаются, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций» [1]. В понимании Лейбница психическая реальность с необходимостью включает сферу бессознательного, хотя говорить о строгой научной обоснованности его теории мы всё же не можем.С конца XIX века начинаются клинические исследования феномена гипноза, при этом их проводят независимо друг от друга несколько исследователей, наиболее известный среди которых французский невролог Ж. М. Шарко. Феноменология гипноза, а также симптомы истерии того времени, в том числе выраженные при этом расстройстве психосоматические симптомы, и другие не имеющие своего решения вопросы в сферах от неврологии до психиатрии приводят к новому теоретическому осмыслению феномена бессознательной психической деятельности.
Аналитическое осмысление разрозненной феноменологии неосознаваемой психической деятельности началось с работ З. Фрейда. В своей работе «Я и Оно» Фрейд рассуждает о соотношении сознания и бессознательного и определяет последнее исходя из учения о вытеснении. Также он отделяет собственно бессознательное (вытесненное) от латентного (предсознательного) — того, что потенциально в любой момент может стать сознательным, если будет актуализировано. Таким образом, истинно-бессознательное Фрейд изначально определяет как вытесненное психическое, недоступное осознанию.
Чуть позже в ходе рассуждений он отказывается от подобного определения: «Бессознательное не совпадает с вытесненным; остаётся верным, что всё вытесненное бессознательно, но не всё бессознательное есть вытесненное. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного бессознательного, то нам приходится признать, что свойство бессознательности теряет для нас своё значение. Оно становится многозначным качеством, не позволяющим широких и непререкаемых выводов Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им»
[2]. Этим рассуждения Фрейда о природе бессознательного в рамках данной его работы ограничиваются, и понятие остаётся не вполне определённым. Однако важный вывод из этого отрывка в том, что бессознательное действительно может представлять собой собирательный термин для описания многих различных содержаний, в числе которых, помимо прочего, названные Фрейдом вытесненные воспоминания.Хотя понятие бессознательного Фрейдом не было определено чётко, и многие его предположения о динамике психической жизни были переосмыслены и оспорены более поздними исследованиями, важно отметить, что именно в его работах как нигде ранее акцентируется важность познания законов бессознательной психической жизни. Фрейд вводит конструкт бессознательного для описания и объяснения причин, механизмов необъяснимых до того психических явлений, в том числе сновидений, ошибочных действий, психосоматических расстройств и т. п.
В настоящее время существует множество подходов к пониманию бессознательного. Часть из них в принципе ставит под сомнение существование психического, отличного от сознания. Так, философ А. Мак-Интайр, критикуя Фрейда, отмечает, что основатель психоанализа использует понятие бессознательного как необходимое объяснение психических процессов, но не раскрывает при этом его сущности [3]. Таким образом, привлечение этого понятия в психоанализе служит описанию психических феноменов, но не объяснению их механизмов.
Философ делает предположение, что бессознательное в этом смысле — искусственная теоретическая сущность, позволяющая объяснить ряд необъяснимых без этой сущности явлений, но при этом объективно не существующая сама со себе. С этой точки зрения, конструкт бессознательного необходим в психологии лишь до того времени, пока психика не будет достаточно изучена. Тогда появится возможность раскрыть подлинные механизмы возникновения феноменов, для объяснения которых сейчас используют понятие бессознательного. Это одна из современных точек зрения на бессознательное, согласно которой оно представляет собой лишь гипотетический конструкт, искусственно введённый для простоты объяснений.
Существует другая точка зрения, достаточно близкая к первой, согласно которой «психические процессы, отличные от сознания», можно свести к высшей нервной деятельности
Представители подходов, предполагающих существование неосознаваемых психических процессов, изучение которых уместно в русле психологии, всё же по-разному определяют место бессознательного в структуре психического.
Поскольку понятие бессознательного неразрывно связано с понятиями «сознание» и «психика», его понимание в рамках той или иной концепции во многом зависит от представлений о психике, сознании и их соотношении. По словам грузинского философа и психолога А. Е. Шерозии, «ни теория сознания, ни теория бессознательного психического не могут быть построены, если брать их порознь и вне их единой системы отношений»[5]. А поскольку само понятие «сознание» в психологии понимается не всегда однозначно, выделить границы между этими понятиями становится ещё сложнее.Советский психолог Ш. Н. Чхартишвили[6] выделяет 2 существенно отличных друг от друга взгляда на соотношение психики и сознания. Согласно первому, сознание — неотъемлемый атрибут психического, а потому всё психическое сознательно. Этот подход, по сути, отождествляет сознание и психику и не оставляет места для рассуждений о неосознаваемых психических процессах.
Другая точка зрения, которой придерживается сам Чхартишвили, заключается в том, что сознание — атрибут лишь высших форм психических процессов. Таким образом, сознание является частью психического, и, следовательно, существует психическое за пределами сознания. Здесь встаёт вопрос об общем и различном в этих двух областях психики. Можем ли мы говорить о том, что, являясь частями психического аппарата, неосознаваемые процессы устроены по аналогии с осознаваемыми? Или же они представляют собой совершенно иную психическую реальность со своими собственными законами? На эти вопросы так же нет однозначного ответа.
Как мы видим, определить бессознательное однозначно как самостоятельную сущность на данный момент не представляется возможным. Мы будем рассматривать бессознательное как гипотетический конструкт, являющийся частью психики, наряду с сознанием. За неимением чёткого критерия мы не будем разделять психические феномены и феномены неосознаваемых процессов высшей нервной деятельности, причисляя последние к сфере бессознательного психического.
Литература:
- Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т. I.— М.: Мысль, 1982.—636 с.— (Филос. наследие. Т. 85).
- Фрейд З. Я и Оно. — М., 1990. — 56 с.
- Макинтайр Аласдер. Бессознательное. Понятийный анализ // Логос. 2006.
- Гальперин П. Я. К проблеме бессознательного // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1978.
- Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1978.
- Чхартишвили Ш. Н. К проблеме бессознательного // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, высшая нервная деятельность, процесс, сознание, гипотетический конструкт, друг, зрение, конструкт бессознательного, психическая реальность, сфера бессознательного.
Похожие статьи
Исследования
бессознательной сферы в современной психологииКаждая истина проходит три стадии: – этого не может быть; Возможно, что-то в этом есть; И наконец: – кто же этого не знает! Артур Шопенгауэр. Меня не удивляет существование бессознательного. Скорее я сильно сомневаюсь в наличии у людей сознания. М.Г. Эриксон.
Анализ взаимодействия
сознания и бессознательного в романе…Идет процесс взаимодействия из сознания в бессознательное, и из бессознательного в
На рисунке 1 отражен процесс саморегулирования психического как целого через
Юнг в «Очерках по психологии бессознательного» характеризует мистера Примби Уэллса как…
Квантовая парадигма в системе нового психологического знания
Квантовая механика настолько меняет наши классические представления о реальности, что остается для нас до сих пор во многом непонятной. По этому поводу красноречиво высказался один из родоначальников квантовой физики и лауреат Нобелевской премии Нильс Бор: «Тот. ..
Диссоциации сознательных
процессов и бессознательного…Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Бессознательное – термин, обозначающий психические процессы, в отношении…
Психофизическая проблема как раздел современной философии…
Нагель определяет проблему сознания—тела (Mind-Body Problem в англоязычной философской литературе) как «психофизический узел» , который
Именно эта проблема находится в центре современных дискуссий по философии сознания. Повышенное внимание к психофизической…
Методологические проблемы психологии.
Методология…По сущности своей «бессознательное» давно вошло в поле философского осмысления. Учение об амнезисе было в философии Сократа и Платона. Научную концепцию бессознательного как низшей формы душевной деятельности впервые выдвинул Лейбниц.
Бессознательное – термин, обозначающий психические…Для начала определимся с понятиями сознания и бессознательного.
Следовательно, сознание – это тот психический материал, на который обращено внимание сейчас, а также
Бессознательное – это та часть психики, на которую никогда не было обращено внимание, а…
Физика
сознания в аспекте психологии | Статья в сборнике…Диссоциации сознательных процессов и бессознательного. .. Физика сознания в аспекте психологии | Статья в сборнике…
Статья посвящена связи сознания с квантовой механикой, созданию модели окружающего мира при помощи объединения двух сфер знания…
Современный взгляд на проблему изучения психики
Психика помогает человеку отразить окружающую реальность в виде психических процессов, психических состояний, благодаря свойствам личности. Однако важно обратить внимание на то, что, безусловно, в психическом отражении присутствует субъективный опыт личности.
Похожие статьи
Исследования
бессознательной сферы в современной психологииКаждая истина проходит три стадии: – этого не может быть; Возможно, что-то в этом есть; И наконец: – кто же этого не знает! Артур Шопенгауэр. Меня не удивляет существование бессознательного. Скорее я сильно сомневаюсь в наличии у людей сознания. М.Г. Эриксон.
Анализ взаимодействия
сознания и бессознательного в романе…Идет процесс взаимодействия из сознания в бессознательное, и из бессознательного в
На рисунке 1 отражен процесс саморегулирования психического как целого через
Юнг в «Очерках по психологии бессознательного» характеризует мистера Примби Уэллса как…
Квантовая парадигма в системе нового психологического знания
Квантовая механика настолько меняет наши классические представления о реальности, что остается для нас до сих пор во многом непонятной. По этому поводу красноречиво высказался один из родоначальников квантовой физики и лауреат Нобелевской премии Нильс Бор: «Тот. ..
Диссоциации сознательных
процессов и бессознательного…Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Бессознательное – термин, обозначающий психические процессы, в отношении…
Психофизическая проблема как раздел современной философии…
Нагель определяет проблему сознания—тела (Mind-Body Problem в англоязычной философской литературе) как «психофизический узел» , который
Именно эта проблема находится в центре современных дискуссий по философии сознания. Повышенное внимание к психофизической…
Методологические проблемы психологии.
Методология…По сущности своей «бессознательное» давно вошло в поле философского осмысления. Учение об амнезисе было в философии Сократа и Платона. Научную концепцию бессознательного как низшей формы душевной деятельности впервые выдвинул Лейбниц.
Бессознательное – термин, обозначающий психические…Для начала определимся с понятиями сознания и бессознательного.
Следовательно, сознание – это тот психический материал, на который обращено внимание сейчас, а также
Бессознательное – это та часть психики, на которую никогда не было обращено внимание, а…
Физика
сознания в аспекте психологии | Статья в сборнике…Диссоциации сознательных процессов и бессознательного. .. Физика сознания в аспекте психологии | Статья в сборнике…
Статья посвящена связи сознания с квантовой механикой, созданию модели окружающего мира при помощи объединения двух сфер знания…
Современный взгляд на проблему изучения психики
Психика помогает человеку отразить окружающую реальность в виде психических процессов, психических состояний, благодаря свойствам личности. Однако важно обратить внимание на то, что, безусловно, в психическом отражении присутствует субъективный опыт личности.
📖 Лекция № 14. Бессознательное. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 14. Читать онлайн
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного). Таким образом, бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Есть данные анализаторов, которые осознаются. Они служат сигналами, которые человек использует для сознательного управления поведенческими реакциями. Но существуют и сигналы, которые не попадают в сферу сознания. Они являются регуляторами поведения и протекания психических процессов на бессознательном уровне.
Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра-и инфразвуки).
Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется.
Бессознательные движения это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет).
В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.
Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти.
Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко.
Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания.
Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.
Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме.
З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя обитель бессознательного, коридор вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм. Теперь в качестве образной схемы он приводил пример всадника на коне. «Эго» пытается подчинить себе «ид», как всадник более сильного, чем он, коня. Если всадник пойдет на поводу у неукротимого коня, то сознание фактически подчинится воле бессознательного, создавая лишь видимость своего превосходства. Столь же сложны отношения между «эго» и «супер-эго». В результате сознание может оказаться зажатым в тисках между двумя соседними уровнями.
Фрейд внес существенный вклад в исследование бессознательного в преломлении личности человека. Понятие личностного бессознательного подразумевает те интересы, потребности и другие личностные черты, наличия которых у себя человек не осознает, но которые ему присущи и во многом определяют его поведение, проявляясь в различных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Существуют три группы таких явлений.
1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший интерес среди явлений данной группы. По мнению Фрейда, содержание сновидений в большинстве случаев обусловлено неудовлетворенными желаниями и потребностями человека. Неудовлетворенность порождает напряжение, а сновидение является способом устранения напряжения путем реализации желаний в символической, сновидческой форме. Если желаемые формы поведения неприемлемы для человека на сознательном уровне, то их явное проявление даже во сне не допускается усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Сознание и бессознательное вступают в противоборство. И тогда бессознательное действует «в обход» цензуры, зашифровывая содержание сновидений, запутывая его, выдвигая на первый план второстепенные детали сновидения, а основное скрывая в тени. Психоанализ практикует методику толкования таких сновидений, позволяющую выводить на уровень осознания скрытые, бессознательные мотивы человека. Только таким образом можно избавиться от проблем, вызванных этими скрытыми мотивами.
2. Группа ошибочных действий. Сюда входят оговорки, описки, ошибки при написании слов, неправильное понимание их при слушании. Согласно представлениям Фрейда в подобных явлениях проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Ошибочные действия, как и сновидения, возникают при столкновении бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения, в случае, если она находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное одерживает победу, то возникают оговорка, описка, ошибка.
3. Группа непроизвольных забываний. Это может быть забывание имен, намерений, обещаний, событий и прочих явлений, связанных с неприятными переживаниями человека. В данном случае срабатывает один из защитных механизмов механизм вытеснения неприемлемых для человека воспоминаний, мыслей, переживаний в сферу бессознательного.
На защитных механизмах следует остановиться немного подробнее. Помимо упомянутого уже вытеснения, существуют механизмы замещения, идентификации, проекции, регрессии и др.
Замещение бывает двух видов: замещение объекта и замещение потребности. Замещение объекта выражается в перенесении негативных реакций с объекта, их провоцирующего, на объект, не причастный к конфликтной ситуации. Это происходит, когда «нужный» объект недоступен в силу своего социального статуса или иных причин. Так, гнев, предназначенный начальнику, часто изливается на членов семьи. Второй вид представляет собой изменение позитивного чувства, не находящего подкрепления, на противоположное при сохранении объекта (например, безответная страсть сменяется ненавистью). В обоих случаях замещение происходит неосознанно. Защитные эффекты при этом достигаются за счет разрядки напряжения.
Идентификация неосознанное отождествление субъектом себя со значимым для него человеком. Если этот человек представляет собой угрожающий авторитет (например, строгий родитель для маленького ребенка), то беспокойство преодолевается путем присвоения субъектом некоторых черт этого значимого другого.
Проекция механизм противоположного свойства. Здесь субъект неосознанно приписывает собственные неприемлемые для него на сознательном уровне черты другому человеку или группе людей.
Регрессия бессознательный переход в случае сильных стрессовых ситуаций к инфантильным моделям поведения, соответствующим более ранним уровням развития субъекта. При этом притупляется чувство ответственности или вины, и субъект начинает чувствовать себя более комфортно (например, как в детстве, когда ему ни за что не надо было отвечать).
Далее рассмотрим теорию психологической установки. Она разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками. Понятие установки играет важную роль в психологии, поскольку проявления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Понятие установки является центральным в теории Узнадзе. Оно выступает в качестве объяснительного принципа многих психических явлений. Установка рассматривается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней определяющую роль.
Установка это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном аспекте. В отличие от навыка, который относится к периоду осуществления действия, установка относится именно к периоду, который ему предшествует. Существует множество фактов проявления установки. Человек, боящийся пройти по спортивному бревну, имеет соответствующую моторную установку и, вероятнее всего, потеряет равновесие. Хотя, если бы мелом на полу ему начертили полосу такой же ширины, он спокойно прошел бы по ней. Или если человеку предложить прочитать ряд слов, первые пять из которых будут английскими, а затем вперемешку с английскими словами будут слова, написанные русскими буквами, но такими, которые не отличаются написанием от латинских (как, например, «ХАКЕР», «ВЕСНА», «РОСА»), он наверняка будет пытаться прочитать их как английские («ксейкеп» и т. д.), несмотря на явную абракадабру. Это срабатывает ментальная установка. Приведенные примеры относятся к так называемым ошибкам установки классу явлений, наиболее ярко иллюстрирующих ее действие. Однако, как правило, установки бывают верными (на определенные физические, профессиональные, умственные и иные действия). В таких случаях человек, обладающий установкой, более других готов к совершению соответствующего действия, а следовательно, выполняет его более качественно.
Не все установки являются неосознаваемыми. Можно сознательно готовиться к встрече с чем-то устрашающим и встретить его во всеоружии. Но можно сидеть в темной комнате и под воздействием неосознанных страхов и тревог «услышать» в безобидных шорохах листвы за окном шаги крадущегося грабителя.
Неосознанные установки представляют наибольший интерес для исследования, чтобы понять механизм воздействия неосознанных проявлений на поведение человека. Поэтому именно их изучение послужило отправной точкой для обширных исследований и экспериментов в рамках теории Д. Н. Узнадзе. Вместе с сотрудниками он подробно изучил условия возникновения иллюзий для различных типов анализаторов моторных, тактильных, зрительных и т. п. В результате экспериментов ученые смогли убедиться, что установки в предлагаемых ситуациях были действительно неосознаваемыми.
Д. Н. Узнадзе придал огромное значение этим результатам. На их основании был сделан вывод о существовании особой, «досознательной», формы психики. По мнению сторонников теории установки, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Школа Д. Н. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным. Однако ее представители критикуют его учение за рассмотрение бессознательного лишь в частных аспектах. Они полагают, что бессознательное в понимании Фрейда более подходит для рассмотрения клинических случаев, но не объясняет поведение в целом. В теории установки преодолена узость взглядов сторонников психоаналитического подхода бессознательное в ней рассматривается как основа внешней и внутренней активности человеческой психики.
Теории Узнадзе соответствует представление о том, что бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. После того как установка срабатывает в воздействии на поведенческую реакцию, она отступает «на задний план», а на ее месте возникает другая, соответствующая удовлетворению очередной потребности.
В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного.
Бессознательное такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.
Подсознательное это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.).
Надсознательное также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остается в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм. Часто этот «остаток» не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного близко по смыслу понятию «супер-эго».
Бессознательные психические процессы при выборе потребителя: к новой модели потребительского поведения
Аакер Дж. Л. (1997) Измерения индивидуальности бренда. Журнал маркетинговых исследований 34: 347–356.
Артикул Google Scholar
Аартс, Х. и Дейкстерхуис, А. (2003) Тишина в библиотеке: Окружающая среда, ситуационная норма и социальное поведение. Журнал личности и социальной психологии 84: 18–28.
Артикул Google Scholar
Аартс, Х., Ферпланкен, Б. и ван Книппенберг, А. (1998) Повторное принятие решений или дело привычки? Журнал прикладной социальной психологии 28 (15): 1355–1374.
Артикул Google Scholar
Андерсон М.К. (2003) Переосмысление теории помех: исполнительный контроль и механизмы забывания. Журнал памяти и языка 49: 415–445.
Артикул Google Scholar
Ариели, Д. (2008) Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
Google Scholar
Барг, Дж. (1994) Четыре всадника автоматизма: осознание, намерение, эффективность и контроль в социальном познании. В: Р.С. Уайер-младший и Т.К. Сралл (ред.) Справочник по социальному познанию, Vol. 2. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, стр. 1–40.
Google Scholar
Барг, Дж. и Морселла, Э. (2009) Бессознательные системы управления поведением. В: К. Агнью, Д. Карлстон, В. Грациано и Дж. Келли (ред.) Затем происходит чудо: внимание к поведению в социально-психологической теории и исследованиях. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Барг, Дж.А. (1989) Условный автоматизм: разновидности автоматического влияния на социальное восприятие и познание. В: Дж.С. Улеман и Дж.А. Барг (ред.) Непреднамеренная мысль. Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 4–51.
Google Scholar
Барг, Дж.А. (1990) Автомобильные мотивы: предсознательные детерминанты социального взаимодействия. В: Э. Хиггинс и Р.М. Соррентино (ред.) Справочник по мотивации и познанию: основы социального поведения, Vol. 2. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 93–130.
Google Scholar
Барг, Дж.А. (2002) Потеря сознания: автоматическое влияние на суждения, поведение и мотивацию потребителей. Журнал потребительских исследований 29(2): 280–285.
Артикул Google Scholar
Барг, Дж.А. и Шартран, Т.Л. (1999) Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог 54 (7): 462–479.
Артикул Google Scholar
Барг, Дж. А., Чен, М. и Берроуз, Л. (1996) Автоматизм социального поведения: прямое влияние концепции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии 71: 230–244.
Артикул Google Scholar
Барг, Дж. А., Голлвитцер, П. М., Ли-Чай, А., Барндоллар, К. и Тротшель, Р. (2001) Автоматизированная воля: бессознательная активация и достижение поведенческих целей. Журнал личности и социальной психологии 81: 1014–1027.
Артикул Google Scholar
Барри Т. (1987) Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива. Текущие проблемы и исследования в области рекламы 10: 251–29.5.
Google Scholar
Баумайстер, Р., Вос, К., ДеУолл, Н. и Чжан, Л. (2007) Как эмоции формируют поведение: обратная связь, ожидание и отражение, а не прямая причинность. Обзор личности и социальной психологии 11: 167–203.
Артикул Google Scholar
Бавелас, Дж. Б., Блэк, А., Лемери, Ч. Р. и Маллетт, Дж. (1987) Моторная мимика как примитивная эмпатия. В: Н. Айзенберг и Дж. Стрейер (ред.) Эмпатия и ее развитие. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, стр. 317–338.
Google Scholar
Бейлок, С.Л. и Карр, Т. Х. (2001) О хрупкости квалифицированной работы: что влияет на удушье под давлением? Журнал экспериментальной психологии: Общие 130: 701-725.
Артикул Google Scholar
Бем, Д.Дж. (1972) Теория самовосприятия. В: Л. Берковиц (ред.) Успехи экспериментальной социальной психологии, Vol. 6. Нью-Йорк: Academic Press, стр. 1–62.
Google Scholar
Буш Л.К., Барр К.Л., МакХьюго Г.Дж. и Ланцетта, Дж.Т. (1989) Влияние контроля лица и мимики лица на субъективные реакции на комедийные номера. Мотивация и эмоции 13: 31–52.
Артикул Google Scholar
Чайкен, С. (1980) Эвристика против систематической обработки информации и использование источников и сообщений в убеждении. Журнал личности и социальной психологии 39: 752–766.
Артикул Google Scholar
Чартерный институт маркетинга. (2010) Определение маркетинга. 8 декабря 2010 г., http://www.cim.co.uk/resources/understandingmarket/definitionmkting.aspx.
Чартран, Т.Л. (2005) Роль сознания в поведении потребителей. Журнал потребительской психологии 15 (3): 203–210.
Артикул Google Scholar
Чартран, Т.Л. и Барг, Дж.А. (1996) Автоматическая активация целей формирования впечатлений и запоминания: неосознанная установка целей воспроизводит эффекты явных инструкций по выполнению задач. Журнал личности и социальной психологии 71: 464–478.
Артикул Google Scholar
Чартран, Т.Л. и Барг, Дж.А. (1999) Эффект хамелеона: связь между восприятием и поведением и социальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии 76 (6): 893–910.
Артикул Google Scholar
Чартран, Т.Л., Мэддакс, В.В. и Лакин, Дж. Л. (2005) За пределами связи восприятия и поведения: вездесущая полезность и мотивационные модераторы бессознательной мимикрии. В: Р. Хассин, Дж.С. Улеман и Дж.А. Барг (ред.) Новое бессознательное. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 334–361.
Google Scholar
Купер, Р. (2001) Победа в новых продуктах. Кембридж, Массачусетс: Основные книги.
Google Scholar
Крик Ф. и Кох К. (1998) Сознание и неврология. Кора головного мозга 8 (2): 97–107.
Артикул Google Scholar
Даннер, У.Н., Аартс, Х. и де Врис, Н.К. (2007) Формирование привычки и множественные средства достижения цели: повторяющийся поиск целевых средств вызывает затрудненный доступ к конкурентам. Бюллетень личности и социальной психологии 33: 1367–1379..
Артикул Google Scholar
Даннер, У. Н., Аартс, Х. и де Врис, Н.К. (2008) Привычка против намерения предсказания будущего поведения: роль частоты, стабильности контекста и умственной доступности прошлого поведения. Британский журнал социальной психологии 47: 245–265.
Артикул Google Scholar
Десети, Дж. и Грезес, Дж. (1999) Нейронные механизмы, обслуживающие восприятие человеческих действий. Тенденции в когнитивных науках 3: 172–178.
Артикул Google Scholar
Деннет Д. (1991) Объяснение сознания. Бостон, Массачусетс: Back Bay Books.
Google Scholar
Дикинсон А., Николас Д.Дж. и Адамс, К.Д. (1983) Влияние непредвиденных обстоятельств инструментального обучения на восприимчивость к усилению девальвации. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 35: 35–51.
Артикул Google Scholar
Дейкстерхуис, А. и Барг, Дж.А. (2001) Скоростная автомагистраль восприятия-поведения: автоматические эффекты социального восприятия на социальное поведение. В: М.П. Занна (ред.) Успехи экспериментальной социальной психологии, Vol. 33. Сан-Диего, Калифорния: Academic, стр. 1–40.
Google Scholar
Дейкстерхуис, А., Чартран, Т.Л. и Аартс, Х. (ожидается) Автоматическое поведение. В: Дж.А. Барг (ред.) Автоматические процессы в социальном мышлении и поведении. Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press, в печати.
Дейкстерхейс, А. и Нордгрен, Л.Ф. (2006) Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки 1 (2): 95–109.
Артикул Google Scholar
Дейкстерхуис, А., Смит, П., ван Баарен, Р. и Вигболдус, Д. (2005) Бессознательный потребитель: влияние окружающей среды на поведение потребителя. Журнал потребительской психологии 15 (3): 193–202.
Артикул Google Scholar
Dijksterhuis, A. et al (1998) Видеть одно, а делать другое: контрастные эффекты в автоматическом поведении. Журнал личности и социальной психологии 75: 862–871.
Артикул Google Scholar
Дейкстерхуис, А. и ван Книппенберг, А. (1998) Связь между восприятием и поведением, или как выиграть игру тривиального преследования. Журнал личности и социальной психологии 74 (4): 865–877.
Артикул Google Scholar
Фадига, Л., Фогасси, Л., Павези, Г. и Риццолатти, Г. (1995) Моторное облегчение во время наблюдения за действием: исследование магнитной стимуляции. Журнал нейрофизиологии 73: 2608–2611.
Google Scholar
Фергюсон Э. и Бибби П.А. (2002) Прогнозирование будущих возвратов доноров крови: прошлое поведение, намерения и эффекты наблюдателя. Психология здоровья 21: 513–518.
Артикул Google Scholar
Фитцсаймонс Г. М., Чартранд Т.Л. и Фитцсаймонс, Г.Дж. (2008) Автоматическое воздействие воздействия бренда на мотивированное поведение: как яблоко заставляет вас «думать по-другому». Журнал потребительских исследований 35: 21–35.
Артикул Google Scholar
Фёрде Л., Ноултон Б.Дж. и Полдрак Р.А. (2006) Модуляция конкурирующих систем памяти путем отвлечения внимания. Труды Национальной академии наук 103: 11778–11783.
Артикул Google Scholar
Институт продовольственного маркетинга. (2008) Факты о супермаркетах: Обзор отрасли. 24 июля 2010 г., http://www.fmi.org/facts_figs/?fuseaction=superfact.
Fornell, C. (1996) Американский индекс удовлетворенности клиентов [ACSI]: сущность, цель и выводы. Журнал маркетинга 60 (4): 7–18.
Артикул Google Scholar
Fornell, C. (2007) Довольный клиент: победители и проигравшие в битве за предпочтения покупателей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Google Scholar
Глейк, Дж. (1987) Хаос: создание новой науки. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press.
Google Scholar
Горн, Г. (1982) Влияние музыки в рекламе на выбор поведения: классический подход к формированию. Журнал маркетинга 46: 94–101.
Артикул Google Scholar
Гамильтон Д.Л., Кац Л.Б. и Лейрер, В.О. (1980) Организационные процессы в формировании впечатления. В: Р. Хасти, Т.М. Остром, Э.Б. Эббесен, Р.С. Уайер-младший, Д.Л. Гамильтон и Д.Э. Кэристон (ред.) Память человека: когнитивная основа социального восприятия. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, стр. 121–153.
Google Scholar
Ховард, Дж. и Шет, Дж. (1969) Теория покупательского поведения. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
Google Scholar
Якобони, М., Вудс, Р.П., Брасс, М., Беккеринг, Х., Мацциотта, Дж. К. и Риццолатти, Г. (1999) Кортикальные механизмы имитации человека. Наука 286: 2526–2528.
Артикул Google Scholar
Джи, М.Ф. и Вуд, В. (2007) Привычки покупки и потребления: не обязательно то, что вы намереваетесь. Журнал потребительской психологии 17: 261–276.
Артикул Google Scholar
Джонстон, Л. (2002) Поведенческая мимикрия и стигматизация. Социальное познание 20 (1): 18–35.
Артикул Google Scholar
Кхаре А. и Инман Дж.Дж. (2006) Привычное поведение в американских моделях питания: роль случаев приема пищи. Журнал потребительских исследований 32: 567–575.
Артикул Google Scholar
Лакин Дж. Л., Джеффрис В.Е., Ченг С.М. и Шартран, Т.Л. (2003) Эффект хамелеона как социальный клей: свидетельство эволюционного значения бессознательной мимикрии. Журнал невербального поведения 27 (3): 145–162.
Артикул Google Scholar
Лэмб, К.В., Хейр, Дж.Ф. и Макдэниел, К.Д. (2010) МКТГ 3.0. Мейсон, Огайо: South-Western Cengage Learning.
Google Scholar
Леду, Дж. (1996) Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Google Scholar
Лоренц, Э.Н. (1993) Сущность хаоса. Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета.
Книга Google Scholar
Макрэ, К.Н. и Джонстон, Л. (1998) Помогите, мне нужен кто-нибудь: автоматическое действие и бездействие. Социальное познание 16: 400–417.
Артикул Google Scholar
Мартин, Н. (2007) Привычка: 95% поведенческих маркетологов игнорируют. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Financial Times Press.
Google Scholar
Маккаллох К.С., Аартс Х., Фуджита К. и Барг Дж.А. (2008) Ингибирование в системах целей: счет забывания, вызванный поиском. Журнал экспериментальной социальной психологии 44: 614–623.
Артикул Google Scholar
Мельцов А.Н. и Мур, М.К. (1977) Имитация лицевых и ручных жестов новорожденными. Наука 198: 75–78.
Артикул Google Scholar
Мельцов А.Н. и Мур, М.К. (1983) Новорожденные подражают мимике взрослых. Развитие ребенка 54: 702–709.
Артикул Google Scholar
Нил Д.Т., Вуд В., Лалли П. и Ву М. (2009) Зависят ли привычки от целей? Воспринимаемая и реальная роль целей в выполнении привычки. Рукопись на рассмотрении, Университет Южной Калифорнии.
Neal, W. (1999) Удовлетворение приятно, но ценность определяет лояльность. Маркетинговые исследования, журнал по менеджменту и приложениям 11 (1): 21–23.
Google Scholar
Невин Дж., Смит Л. и Робертс Дж. (1987) Усиливает ли условное подкрепление оперантное поведение? Журнал экспериментального анализа поведения 48 (1): 17–33.
Артикул Google Scholar
Нильсен П., Борн М. и Верпланкен Б. (2008) Учет роли привычки в поведенческих стратегиях предотвращения травм. Международный журнал по контролю травматизма и обеспечению безопасности 15 (1): 33–40.
Артикул Google Scholar
Норд, В. Р. и Питер, Дж. П. (1980) Взгляд на модификацию поведения в маркетинге. Журнал маркетинга 44: 36–47.
Артикул Google Scholar
О’Тул, Р. и Дубин, Р. (1968) Кормление ребенка и раскачивание тела: эксперимент в книге Джорджа Герберта Мида «Взяв на себя роль другого». Журнал личности и социальной психологии 10: 59–65.
Артикул Google Scholar
Уэллетт Дж. и Вуд В. (1998) Привычка и намерение в повседневной жизни: множественные процессы, с помощью которых прошлое поведение предсказывает будущее поведение. Психологический бюллетень 124 (1): 54–74.
Артикул Google Scholar
Паккард, В. (1957) Скрытые убедители. Нью-Йорк: Дэвид Маккей.
Перски, Дж. (1995) Ретроспективы – этология Homo Economicus . Журнал экономических перспектив 9(2): 221–231.
Артикул Google Scholar
Петти, Р. Э., Качиоппо, Дж.Т. и Шуман, Д. (1983) Центральные и периферийные пути к эффективности рекламы: сдерживающая роль участия. Журнал потребительских исследований 10: 135–146.
Артикул Google Scholar
Provine, RR (1986) Зевота как стереотипный образец действия и высвобождение стимула. Этология 72: 109–122.
Артикул Google Scholar
Прайор, К. (1984) Не стреляйте в собаку! Новое искусство преподавания и обучения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bantam Books.
Google Scholar
Куинн, Дж. М. и Вуд, В. (2005) Привычки на протяжении всей жизни. Неопубликованная рукопись, Университет Дьюка.
Шиффман, Л.Г. и Канук, Л.Л. (2009) Поведение потребителей. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Шульц В. (2006) Поведенческие теории и нейрофизиология вознаграждения. Ежегодный обзор психологии 57: 87–115.
Артикул Google Scholar
Ситхараман, П.Б. (2004) Моделирование нескольких источников зависимости от состояния в случайных моделях полезности: подход с распределенным запаздыванием. Маркетинговая наука 23: 263–271.
Артикул Google Scholar
Шен Х. и Вайер Р.С. (2007) Процедурное прайминг и потребительские суждения: влияние положительно и отрицательно окрашенной информации. Журнал потребительских исследований 34: 727–737.
Артикул Google Scholar
Сингер Н. (2010) Создание рекламы, которая шепчет в мозг. New York Times , ноябрь 2010 г. 1 декабря 2010 г., http://www.nytimes.com/2010/11/14/business/14stream.html.
Соренсен, Х. (2009) Внутри сознания покупателя. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Издательство Wharton School Publishing, с. 76.
Google Scholar
Спирс Р., Гордейн Э., Дейкстерхуис А. и Стапель Д.А. (2004) Реакция в действии: межгрупповой контраст в автоматическом поведении. Бюллетень личности и социальной психологии 30 (5): 605–616.
Артикул Google Scholar
Стин Р.Г. (2007) Развивающийся мозг: известное и неизвестное. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея.
Google Scholar
Стюарт, Э., Шимп, Т. и Энгл, Р. (1987) Классическая обусловленность отношения потребителей: четыре эксперимента в контексте рекламы. Журнал потребительских исследований 14: 334–349.
Артикул Google Scholar
Таннер, Р. Дж., Ферраро, Р., Чартран, Т. Л., Беттман, Дж. Р. и ван Баарен, Р. (2008) О хамелеонах и потреблении: влияние мимикрии на выбор и предпочтения. Журнал потребительских исследований 34: 754–766.
Артикул Google Scholar
Торн, К., Аталла, Х., Хоу, М. и Грейбил, А. (2010) Дифференциальная динамика изменений активности в дорсолатеральных и дорсомедиальных петлях полосатого тела во время обучения. Нейрон 66 (5): 781–795.
Артикул Google Scholar
Triandis, H.C. (1977) Межличностное поведение. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
Google Scholar
ван Баарен Р.Б., Холланд Р.В., Каваками К. и ван Книппенберг А. (2003) Мимикрия за деньги: поведенческие последствия имитации. Журнал экспериментальной психологии 39 (4): 393–398.
Google Scholar
Верпланкен, Б., Аартс, Х., ван Книппенберг, А. и ван Книппенберг, К. (1994) Предпосылки выбора способа передвижения. Журнал прикладной социальной психологии 24: 285–300.
Артикул Google Scholar
Верпланкен Б. , Мирбакк В. и Руди Э. (2005) Измерение привычки. В: Т. Бетч и С. Хаберстро (ред.) Процедуры принятия решений. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 231–247.
Google Scholar
Фогель, В., Эваншицки, Х. и Рамасешан, Б. (2008) Факторы потребительского капитала и будущие продажи. Журнал маркетинга 72: 98–108.
Артикул Google Scholar
Варлоп, Л., Ратнешвар, С. и Ван Осселар, С. (2005) Отличительные признаки бренда и память для опыта потребления продукта. Международный журнал исследований в области маркетинга 22: 27–44.
Артикул Google Scholar
Вуд В. и Нил Д. Т. (2009) Привычный потребитель. Журнал потребительской психологии 19: 579–592.
Артикул Google Scholar
Вуд, В., Тэм, Л. и Герреро Витт, М. (2005) Изменение обстоятельств, нарушение привычек. Журнал личности и социальной психологии 88: 918–933.
Артикул Google Scholar
Вудрафф-Пак, Д. и Стейнмец, Дж. (2000) Прошлое, настоящее и будущее классического кондиционирования человеческого моргания. В: Д. Вудрафф-Пак и Дж. Стейнмец (ред.) Eyeblink Classical Conditioning. Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic Publishers, стр. 1–18.
Google Scholar
Сюй, Дж.А. и Вайер, Р.С. (2008) Влияние мышления на стратегии принятия решений потребителями. Журнал потребительских исследований 35: 556–566.
Google Scholar
Инь Х.Ю. и Ноултон, Б.Дж. (2006) Роль базальных ганглиев в формировании привычек. Nature Reviews Neuroscience 7: 464–476.
Артикул Google Scholar
Янг, Р. Д. и Фрай, М. (1966) Некоторые смеются; Некоторые нет-почему? Психологические отчеты 18: 747–752.
Артикул Google Scholar
Земак-Ругар, Ю., Беттман, Дж. Р. и Фицсимонс, Дж. Дж. (2007) Влияние бессознательного формирования концепций эмоций на поведение. Журнал личности и социальной психологии 93 (6): 927–939.
Артикул Google Scholar
Змуда, Н. (2009) После ребрендинга продажи линии Tropicana упали на 20%. Advertising Age , апрель 2009 г. 16 декабря 2009 г., http://adage.com/article?article_id=135735.
Автоматизм Высшего Разума
Содержание Описание книги отзывов критиков
352 страницы 6 черно-белых иллюстраций
к Психология Пресс352 страницы 6 черно-белых иллюстраций
к Психология Пресс352 страницы 6 черно-белых иллюстраций
к Психология ПрессУзнать об электронных книгах VitalSource
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Появляется все больше свидетельств того, что мы не так контролируем свои суждения и поведение, как мы думаем. Бессознательные или «автоматические» формы психологических и поведенческих процессов — это те, о которых мы склонны не знать, которые происходят без нашего намерения или согласия, но при этом глубоко влияют на нас ежедневно. Автоматические процессы влияют на наши симпатии и антипатии почти ко всему, а также на то, как мы воспринимаем других людей, например, когда мы делаем стереотипные предположения о ком-то на основе их расы, пола или социального класса. Еще более поразительно то, что последние исследования показывают, что аспекты жизни, которые представляют для нас самый богатый опыт и являются наиболее важными, такие как эмоции и наши близкие отношения, а также стремление к нашим важным жизненным задачам и целям, также имеют существенное бессознательное. компоненты.
Социальная психология и бессознательное: автоматизм высших психических процессов предлагает современный обзор доказательств и теорий, поддерживающих существование и значение автоматических процессов в нашей повседневной жизни, с главами ведущих исследователи в этой области сегодня, по всему спектру психологических явлений от эмоций и мотиваций до социальных суждений и поведения.
Том представляет собой введение и обзор этих тем, ставших центральными для аспирантов и исследователей в области социальной психологии и ряда смежных дисциплин, интересующихся человеческим поведением и бессознательным, таких как когнитивная психология, философия сознания, политология, и бизнес.
Дж.А. Барг, Введение. А. Мурс, Дж. Де Хауэр, Что такое автоматизм? Анализ его составных признаков и их взаимосвязей. А. Дейкстерхус, Т.Л. Чартран, Х. Аартс, . Влияние прайминга и восприятия на социальное поведение и достижение цели. С. Чен, Г.М. Фицсаймонс, С.М. Андерсен, Автоматизм в близких отношениях. Л. Фельдман Барретт, К.Н. Окснер, Дж.Дж. Гросс, Об автоматизме эмоций. М. Дж. Фергюсон, Автоматичность оценки. Б.А. Носек, А. Г. Гринвальд, М. Р. Банаджи, Тест на неявные ассоциации в возрасте 7 лет: методологический и концептуальный обзор. Б.К. Пейн, Б.Д. Stewart, Автоматические и контролируемые компоненты социального познания: подход диссоциации процесса.
Биография
Джон А. Барг
«За последние 25 лет исследования бессознательного обнаружили, что автоматические процессы могут выполнять множество сложных функций, которые, как обычно считается, требуют участия сознания. Какими бы впечатляющими ни были и остаются результаты этих исследований, они не отвечают на вопрос, насколько автоматические процессы достигают своих впечатляющих результатов. Основные авторы глав «Социальная психология и бессознательное» принадлежат к следующему поколению исследователей автоматизма, которые прямо решают вопрос «как». Это жизненно важный ресурс для любого, кто хочет раскрыть, почему это состоит в том, что высшие психические процессы так много выигрывают от автоматических процессов». — Питер Голлвитцер, доктор философии, профессор социально-личностной психологии, Нью-Йоркский университет
«Единственным величайшим изменением в ландшафте социальной психологии за последние два десятилетия, несомненно, стало изучение бессознательного и автоматической обработки социальной информации.