Бихевиоризм методы исследования: 📖 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн

📖 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн


Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Психология bookap

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Похожие презентации:

Теории личности в бихевиоризме. Когнитивное направление в исследовании личности

Поведение, как предмет психологии. Понятия, задачи и методы классического бихевиоризма

Бихевиоризм

История развития представлений о предмете психологии. Основные направления в психологии

Бихевиоризм. Необихевиоризм

Бихевиоризм

Методы исследования в психологии

Психология как наука о поведении

Бихевиоризм (от английского Behavior — поведение)

Методы исследования в языке. Методология. Метод. Методика

1. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Бихевиоризм
англ. behavior — поведение)
это систематический подход к изучению поведения
людей и животных.
Личность)
Набор изучаемых моделей поведения. Опыт.
*Формула S — R (стимул — реакция)
Э. Торндайк

3. Научающе-бихевиоральное направление

Открытые (доступные наблюдению)
действия человека. Опыт.
Законы научения:
• «Закон упражнения»
• «Закон эффекта»

4. Теория классического обусловливания И. П. Павлов

Слюноотделение на пищу
безусловный рефлекс (БРФ)
Слюноотделение на свет
условным рефлексом (УРФ)
Процесс классического обусловливания
(classical conditioning)«выработка условных рефлексов»
Принципы
обуславливания:
1.
2.
3.
Угашение
Генерализация раздражителя 4.
Дифференцировка
Условные рефлексы высших
порядков

5. Теория классического обуславливания эмоций Д. Б. Уотсон

СТРАХ
ГНЕВ
ЛЮБОВЬ
«Стимул — реакция»
S—R
«Стимул – промежуточные переменные – реакция»
S—O—R

6. Теория оператного обуславливания Б. Ф. Скинер

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Принципы обуславливания
Подкрепление и угашение.
Незамедлительность подкрепления.
Дифференцировочные (сигнальные) стимулы.
Генерализация.
Постепенное формирование.
Цепи поведенческих реакций.
Режимы подкреплений.
Отрицательное подкрепление и наказание.
*При оперантном поведении животное не
обездвижено ремнями, а свободно передвигается и
«оперирует» с окружающей средой
Типы
подкрепления
Первичное
пища, вода,
физический
комфорт
Вторичное деньги,
внимание,
привязанность,
хорошие оценки.

8. Социальный бихевиоризм А. Бандуры

Наблюдение за
другими людьми
Реакция не
включается
автоматически
Анализ
поведения
в группе

9. Варианты поведения

1.Когда самоэффективность высока и условия среды
благоприятны, наиболее вероятен успешный результат.
2.Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными
условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие
преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком
сложными.
3.Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с
неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия,
стараясь изменить окружающую среду.
4.Когда низкая самоэффективность сочетается с
неблагоприятной средой, человек ощущает апатию, считает себя
беспомощным и склонен мириться со своим положением.

English     Русский Правила

методов исследования в бихевиоризме | psuedb

21 октябрь

 Бихевиористский подход, пожалуй, является одной из самых научных областей исследований в психологии. Этот подход считает, что психологию следует рассматривать как науку; он стремится эмпирически подтвердить свои теории, используя статистику, собранную в ходе лабораторных экспериментов с тщательно контролируемыми переменными и измерениями.

Бихевиористы считают, что следует изучать только наблюдаемое поведение, чтобы методология оставалась научной и объективной; например, он игнорирует внутренние процессы, такие как эмоции и познание, которые исследуются другими подходами, поскольку они слишком субъективны. Чтобы проводить эти наблюдательные исследования, лабораторные эксперименты позволяют исследователям точно контролировать переменные и условия, в которых происходит обучение, и манипулировать условиями, чтобы попытаться произвести или изучить различные эффекты.

Использование экспериментальных методов позволяет исследователям делать выводы о взаимосвязях между переменными, подразумевая причину и следствие. Этот тип научной методологии, начало которому приписывают этому подходу в психологии, дает очень надежные, воспроизводимые и поддающиеся обобщению результаты. Однако виды искусственных условий, которые встречаются в лабораторных экспериментах, не являются репрезентативными для реальной жизни и, следовательно, не имеют экологической обоснованности.

Бихевиоризм является сторонником детерминистского подхода, который предполагает, что свобода воли есть иллюзия, а поведение предопределено нашим окружением. Предположение, что поведение предопределено, позволяет его научно проверить и помогает психологам распознавать переменные и факторы, определяющие поведение; поскольку ключевой целью науки является предсказание, это помогает психологии получить научный статус. Однако если все поведение детерминировано, это освобождает людей не только от ответственности, но и от всякой надежды на перемены; это окажет огромное влияние на реабилитацию наркозависимых и систему правосудия.

Редукционизм является ключевой концепцией этого подхода; Бихевиористы предполагают, что все обучение можно разбить на простейший компонент ассоциаций между стимулом и реакцией.

Опять же, это позволяет субъекту извлечь выгоду из научного статуса, поскольку он выполняет требование экономии, предоставляя самое простое и наиболее полное объяснение обучения и поведения. Точно так же простое объяснение полезно для ученых, поскольку оно позволяет им изолировать переменные; это облегчает научное тестирование и, возможно, позволяет нам делать выводы о причине и следствии в поведении. Хотя использование простейшего объяснения является более полным, утверждается, что редукционизм дает неполное понимание поведения. (Подробнее о редукционизме см. в моем блоге на второй неделе)

В исследованиях, проведенных с помощью этого подхода, часто используются животные. Бихевиористы считают, что обучение у разных видов сходно, животные более удобны для изучения и имеют меньше этических ограничений. Известным примером может служить Павлов, который проверил свои идеи о парных ассоциациях и классической обусловленности на собаках; или теорию Скиннера, чьи теории оперантного состояния были проверены на крысах и кошках; результаты обоих были распространены на людей.

Использование животных в исследованиях является очень спорным вопросом в психологии; некоторые психологи утверждают, что обобщение между животными и людьми невозможно, поскольку наш мозг и поведение слишком сложны, чтобы можно было проводить сравнения. Тем не менее, у большинства нечеловеческих видов можно наблюдать простое обучающее поведение, такое как обусловливание, и, согласно теории эволюции, существует много генетического сходства между людьми и видами, от которых мы произошли (например, обезьяны имеют 9 общих9% нашей ДНК, обнаруженной в рамках проекта генома человека), что делает возможным обобщение. Этика исследований на животных — еще одна проблема в этих исследованиях; часто возникает проблема жестокости, поскольку этические принципы использования с нечеловеческими видами менее строги, а согласие на участие в исследованиях невозможно получить от животных.

Основная сила бихевиористского подхода заключается в его научных методах исследования; сделать результаты воспроизводимыми, надежными и обобщаемыми, что, таким образом, оказывает максимально возможное влияние на общество. Это особенно полезно в связи с растущим вниманием к психологии, стремящейся к статусу настоящей науки за счет использования строгой методологии.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Подходы к обучению — Бихевиористский подход | Психология

Бихевиористский подход к обучению изучал изменения в поведении, вызванные непосредственным опытом человека в окружающей среде, с использованием для их объяснения принципов классического и оперантного обусловливания.

Бихевиористский подход преднамеренно стремился быть научным, и поэтому отказывался обсуждать психические процессы, которые могут быть задействованы в обучении, потому что они не поддаются наблюдению и не могут быть изучены объективно.

По этой причине бихевиористские объяснения иногда называют объяснениями стимул-реакция (S-R) , потому что они относятся только к наблюдаемым стимулам и реакциям и игнорируют все остальное.

В то время как бихевиоризм был основным подходом в психологии:

  • Определение психологии стало следующим: «…тот раздел естествознания, который рассматривает человеческое поведение — поступки и высказывания, как изученные, так и неузнанные — в качестве своего предмета» ( Уотсон, 1919)
  • Все поведение было объяснено с использованием классического и оперантного обусловливания .
  • Почти все исследования, включающие лабораторные эксперименты над поведением животных и самоанализом, были отвергнуты как инструмент.

Предположения — Манифест бихевиориста

Основная сила бихевиоризма в том, что лежащие в его основе предположения очень ясны, поскольку они были изложены в статье под названием «Психология с точки зрения бихевиориста» (Watson, 1913) , который стал известен как Манифест бихевиоризма .

Этот манифест стал известен как Бихевиористский манифест, потому что в нем были изложены четыре руководящих принципа, лежащих в основе всех бихевиористских исследований.

  • Чтобы быть похожей на другие науки, психология должна изучать только наблюдаемое, поддающееся количественной оценке поведение
  • Предметом психологии должны быть законы, которые предсказывают, как поведение изменяется и может контролироваться, — классическое и оперантное обусловливание
  • Люди — всего лишь животные, и с ними нельзя обращаться как с чем-то более сложным.

Хотя Уотсона можно считать отцом-основателем бихевиористского подхода , он был вдохновлен более ранними исследованиями Ивана Павлова , открывшего классическое обусловливание, и Эдварда Торндайка , открывшего оперантное обусловливание. Подход в целом был вдохновлен Эмпирическая философия Локка , который утверждал, что мы — чистые листы при рождении и все знания приобретаются через опыт. Поскольку Уотсон вскоре покинул академию, этот подход популяризировал Б. Ф. Скиннер — в его честь назван директор школы в «Симпсонах»!

Методы исследования, используемые бихевиористским подходом

Почти все бихевиористские исследования включали лабораторные эксперименты на животных из-за их стремления быть научными.

Они использовали эксперименты, потому что открытие причинно-следственных связей является важнейшей целью науки. Проведение их в лабораториях позволяло строго контролировать любые

посторонних переменных, а также переменные, которыми они манипулировали и измеряли. Использование животных было более удобным и облегчало воспроизведение, но также было разумным для бихевиористов, поскольку они считали, что между человеком и животными нет качественной разницы, и искали общие законы обучения, которые должны применяться к любому животному или человеку в любой ситуации. В своих экспериментах они манипулировали окружающей средой (стимулами), чтобы проверить ее влияние на поведение животных (реакцию).

Из-за того, что они настаивали на том, чтобы быть научными, они измеряли только наблюдаемые реакции. В классическом обусловливании они, как правило, измеряли, сколько реакции было произведено — ее количество. В оперантном обусловливании они стремились измерить, как часто возникает реакция — ее частота.

Важность эмпирических данных в их подходе можно увидеть в центральной роли, которую в их подходе играл один согласованный график:

Они обнаружили, что сила реакции на стимул связана с количеством испытаний, которые получило животное .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *