Бихевиоризм. Основное положение бихевиоризма — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. БИХЕВИОРИЗМ
Анастасия ЛюткевичАнастасия Кружилко
Юлия Назарова
Алла Громова
Анастасия Пипченко
Елена Мелитдинова
Антонина Иванова
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в
психологии, получившее широкое распространение
в разных странах и в первую очередь в США.
В данном направлении психологии изучение предмета
сводится к анализу поведения, которое широко
трактуется как все виды реакций организма на стимулы
внешней среды.
При этом из предмета исследования исключается сама
психика, сознание.
Родоначальники
бихевиоризма – Э. Торндайк
и Дж. Уотсен.
Основное положение бихевиоризма:
психология должна изучать поведение, а
не сознание и психику.
Задачи: научиться по ситуации
предсказать поведение человека и,
наоборот, по характеру реакции
определить вызвавший ее стимул.
Рассмотрим основные
положения данного
направления:
• бихевиоризм исследует поведенческие реакции
всех живых существ;
• действия человека изучаются только с помощью
наблюдения за ними;
• все психические, интеллектуальные и
физиологические действия диктуются
поведением;
• все действия живых существ являются ответной
реакцией на внешние триггеры;
• можно влиять или контролировать поведение
любого человека;
• все поведенческие реакции приобретаются из
опыта или достаются в наследство от предков;
• на психику живого существа влияет окружение и
условия жизни;
• эмоции возникают в ответ на позитивные или
негативные триггеры окружающего мира.
Идеи бихевиоризма, основанные на
эмпирическом опыте, оказали большое
влияние на научное общество. Но у
любой теории всегда найдутся как
плюсы, так и минусы.
Рассмотрим их
подробнее:
• Последователи
бихевиоризма исследовали только
внешние реакции человека, которые
представлялись возможным для наблюдения. При
этом они полностью игнорировали внутренние
проявления человека: психологические и
физиологические процессы.
• Ученые утверждали, что можно влиять и
контролировать поведение любого живого
существа. Но они исследовали только внешние
простые реакции человека, для них не имели
никакого значения комплексные действия
личности в целом.
• Бихевиористы
не учитывали разницу между
животными и людьми, их действия и поведение
они исследовали по одной и той же методике.
Основные идеи:
Бихевиоризм исключил сознание из психологии,
однако существование его не отрицает.
Объект изучения – поведение
Поведение – ответные двигательные акты
организма на раздражения, идущие из внешней
среды.
Основной метод – наблюдение, экспериментальное
изучение реакции организма с целью выявления доступных
математическому описанию связей между реакцией и
средой.
Бихевиористы считают, человек – это реактивная
система, а его поведение управляется внешней
средой. Система поощрений и наказаний имеет
решающее значение для того, к чему человек
должен стремиться, а чего избегать.
Джон Уотсон (1878-1958) — являлся лидером
бихевиористического направления.
Он предложил схему, разъясняющую поведение всех
живых существ на земле: стимул вызывает реакцию.
Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе
появится возможность полностью предсказывать
поведение, формировать и контролировать с
помощью изменения окружающей действительности
поведение людей разных профессий.
Джон Уотсон стал проводить
эксперименты над младенцами и выявил
у них три основополагающих
инстинктивных реакции – страх, гнев и
любовь. Психолог сделал вывод, что все
остальные поведенческие отклики
наслаиваются на первичные
Эксперимент под названием «Маленький
Альберт». Впервые этот эксперимент был
проведен в 1919 году. С помощью него
ученый пытался показать, что реакцию и
поведение человека можно
запрограммировать. Испытуемым в данном
эксперименте стал девятимесячный
Альберт.
Сам эксперимент проходил в несколько
этапов. В первом периоде эксперимента
малыша познакомили с белой ручной
крысой, которая не вызвала у него негатива.
Далее на протяжении определенного времени
малыша знакомили с другими вещами,
внешне напоминающих крысу. Спустя
несколько месяцев, когда ученый понял, что у
Альберта сформировалась нейтральная или
положительная реакция на все эти
предметы, он перешел ко второму этапу
исследования.
Во второй фазе за спиной у маленького Альберта расположили
большую пластину из металла, при этом сам малыш ее не
видел. Затем каждый раз, когда малыш хотел прикоснуться к
крысе по пластине со всей силы ударяли молотком. В этот
момент маленький Альберт пугался и начинал плакать. В
дальнейшем малыш плакал даже тогда, когда просто видел
крысу. Таким образом Уотсону удалось сформировать
условный рефлекс на определенный предмет. Спустя 5 дней
Джон Уотсон проверил, остался ли у малыша страх. Так,
Альберт по-прежнему очень боялся белой крысы и
предметов, похожих на нее, например, ваты или белоснежной
пряжи.
В ходе этого эксперимента
ученому удалось доказать, что
реально сформировать
реакцию человека на
определенный предмет. Кроме
этого, страх распространился не
только на крысу, но и на похожие
предметы.
Иван Петрович Павлов. (1849-1936).
Он обнаружил, что на базе безусловных
рефлексов у животных складывается
соответствующее реактивное
поведение. Однако с помощью внешних
воздействий у них можно выработать и
приобретенные, условные рефлексы и
формировать тем самым новые модели
поведения.
Ученый изучал условные рефлексы на собаке. Он
звонил в звоночек, а потом выдавал животному
лакомство.
После нескольких таких серий у собаки
наблюдалось слюноотделение даже без лакомства
— она реагировала только на звонок. То есть,
срабатывал выработанный условный рефлекс.
После экспериментов
Павлова, всех тех, у кого по
той или иной причине
формировался какой-нибудь
условный рефлекс, стали
называть «собаками
Павлова» или сравнивать с
ними
Уильям Хантер (1886—1954) — ученый,
создал в 1914 году схему для изучения
поведенческих реакций, которую
назвал отсроченной.
Он показывал обезьяне банан в одном из
двух ящиков, затем закрывал от нее это
зрелище ширмой, которую через
несколько секунд убирал. Обезьяна
после этого успешно находила банан,
что доказывало, что
животные изначально
способны не только
на непосредственную,
но и отсроченную
реакцию на импульс.
Карл Лешли (1890-1958) – ученый,
с помощью экспериментов
вырабатывал у какого-нибудь
животного навык, а затем удалял
ему различные части мозга, чтобы
выяснить зависит от них
выработанный рефлекс или нет.
Психолог пришел к выводу,
что все части мозга
равноценны и с успехом
могут заменить друг друга.
Альберт Бандура (1925-2021) является ведущим психологом
социобихевиоризма.
Новым по отношению к бихевиоризму,
выступило представление о том, что
человек может овладевать
поведением не через собственные
пробы и ошибки, но наблюдая за
опытом других и теми
подкреплениями, которые
сопутствуют тому или иному
поведению. Это важное отличие
предполагает, что поведение человека
становится когнитивными, то есть
включает непременный
познавательный компонент. Этот
механизм оказывается важнейшим в
процессе социализации, на его
основе формируются способы
реализации агрессивного и
кооперативного поведения.
17. Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Бихевиоризм | Мир Психологии
БИХЕВИОРИЗМ
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Бихевиоризма считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Др. основание классификации реакций — степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т.зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т.о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др. ), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.
До 1960-х гг. Бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. (Е.Е. Соколова)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Бихевиоризм (англ. behаvior — поведение) – основанный Э.Торндайком подход в психологии, утверждающий, что предметом научной психологии является только наблюдаемое, измеряемое поведение и нечто элементарное, в сравнении с тем, что представляют собой феномены сознания (Watson, 1913, 1919). На развитие и распространение бихевиоризма значительное влияние оказали работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова с их учением о рефлексах и высшей нервной деятельности. Согласно бихевиоризму, «только простое может бросить свет на сложное». Свет или тень – решение этой дилеммы определяет отношение разных исследователей к бихевиоризму. В более современном виде последний представлен в работах Б.Ф. Скиннера, ориентированных на изучение того влияния, какое оказывает на поведение индивида социальная среда.
Существуют и другие версии бихевиоризма (Халл, Толмен и др). Основное возражение данному направлению психологии сводится обычно к тому, что оно недооценивает роль внутренних, психических процессов (сознания, бессознательного, мышления и т.д), поскольку, с точки зрения бихевиоризма, они недоступны изучению принятыми в естественных науках методам исследования. Кроме того, и это существенный момент, не принимается во внимание то обстоятельство, что поведение животного и поведение человека – это совершенно разные, принципиально несопоставимые вещи. У животных, даже самых высших, есть инстинкты, влечения, существует наглядно-действенное мышление, у некоторых обезьян (орангутанги, шимпанзе) обнаруживаются даже признаки самосознания, но даже у последних не существует того, что называют стремлениями, желаниями, драйвами, совестью, представленими о ценностях и идеалах существования, нет свободы воли и произвольного выбора, отсутствуют рефлексия и самоосознавание. Поэтому одно и то же действие у человека, в отличие от самых умных животных, может означать совершенно разные вещи. На это первым обратил внимание А.П. Чехов (1889), вложив в уста стареющего знаменитого ученого следующие слова:»Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего-ты хочешь, и я скажу, кто ты».
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии начала XXв. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Бихевиоризм — направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность только на основе поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействия, стимулы, исходящие из внешней среды. Основали учение американские психологи Торндайк и Уотсон. Близкой к бихевиоризму является созданная ранее В.М. Бехтеревым объективная психология, или рефлексология (см.).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Бихевиоризм — подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение. Хотя подобных позиций придерживался еще Т. Гоббс, основоположником собственно бихевиоризма считается Дж.Б. Уотсон, который стал лидером этого направления в 10-х гг. XXв. (см. Уотсоновский).
В его полемике с субъективизмом интроспекционизма Уотсон утверждал, что действительно научным подходом может считаться тот, который ограничивает поведение реакциями определенных периферических мускулов и желез и считает сознание и психические состояния вторичными явлениями. Эта точка зрения часто упоминается как отличительная черта радикального бихевиоризма, с тем чтобы отличать его от других, более умеренных направлений (например, необихевиоризма). Эта точка зрения представлена и в более современном направлении Б.Ф. Скиннера (см. Скиннеровский), но с принципиальным отличием.
В то время как в подходе Уотсона основное внимание сосредоточено непосредственно на действиях, что связывает Уотсона с работами И.П. Павлова, чья русская версия бихевиоризма была ориентирована на физиологию и рефлексивные действия (см. Павловский), подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде в результате рассматриваемых действий. Смещая фокус таким образом, Скиннер затрагивает (или пытается затронуть) проблемы, связанные с определением того, чем же в действительности является поведение.
В дополнение к этим точкам зрения имеются различные другие положения, достаточно близкие к ним, чтобы (иногда без согласия их представителей) рассматриваться как формы бихевиоризма. Сюда относятся необихевиористский подход Кларка Л. Халла и психология цели Эдуарда Ч. Толмена (см. Толменовский) Бихевиоризм (в любом из этих обликов) был в значительной степени американским направлением. Европейцы, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились дать им более философское обоснование, как, например, Гильберт Рил, который в своих попытках продвинуть бихевиоризм насколько, насколько это было возможно, также способствовал выявлению этих ограничений. Сегодня большинство психологов не удовлетворены радикальным бихевиоризмом; кажется, их что-то не устраивает в том, что основной причиной того, что люди делают, признаются внутренние, скрытые или психические процессы. Однако, по сути, с тех пор как все признали основной задачей исследование того, что люди делают, на нас все еще лежит отпечаток бихевиоризма, независимо от того, в рамках какой общей парадигмы мы работаем. Это отражает точку зрения тех, кто утверждают, что мы все – методологические бихевиористы.
предметная область термина
Бихевиоризм (BEHAVIORISM) — психологическая школа, которая занимается исключительно исследованием объективного проявления поведения (как количественной реакции на стимул) и считает это единственным базисом своей теории, безотносительно сознательного опыта.
Молярный бихевиоризм — cловообразование. Происходит от молярный — малая концентрация и англ. behaviour — поведение. Категория. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена. Специфика. Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.
Бихевиоризм: история (behaviorism: history) В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).
В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном: «Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.» Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в. Скиннер утверждал, что Бихевиоризм — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии». Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э.Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р.С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Бихевиоризма.
Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А.Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б. Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей». Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».
Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. Бихевиоризм прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни. Историки психологии, говоря о начале XXв., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.
Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала. Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р. М. Йеркс и М.Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э.Л. Торндайк, Э.Р. Газри, Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, К.В. Спенс, О.X. Маурер, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения». См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм Л. Краснер
Строгий бихевиоризм (strict behaviorism) — подход, утверждающий, что только наблюдаемое, подлежащее измерению поведение подлежит изучению научным методом.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Бихевиоризм | Психология сегодня
Теория обучения
Отзыв от Psychology Today Staff
Бихевиоризм — психологическая школа, стремящаяся выявить наблюдаемые и измеримые законы, объясняющие поведение человека (и животных). Вместо того, чтобы заглянуть внутрь, чтобы включить мысли и чувства субъекта, классический бихевиоризм сосредоточился на наблюдаемых поведенческих результатах, предполагая, что каждое поведение было осуществлено в ответ на стимулы окружающей среды или результат прошлой обусловленности человека, которая могла включать последствия, такие как вознаграждение. или наказания. Более того, сторонники утверждали, что любую задачу или поведение можно изменить с помощью правильного обусловливания, независимо от индивидуальных черт и моделей мышления.
Бихевиоризм был наиболее доминирующим в первой половине двадцатого века. Хотя эта область действительно развилась за пределы ее первоначального чрезмерного внимания к внешнему поведению, она больше не широко цитируется среди клиницистов или ученых, потому что современная психология имеет тенденцию отдавать предпочтение внутреннему ландшафту эмоций и мыслей. Тем не менее методы поведенческой терапии используются для развития новых навыков, соединения шагов, необходимых для выполнения задачи, и поощрения желаемого поведения, особенно в областях задержки развития и модификации проблемного поведения. Теория бихевиоризма заложила основу для понимания того, как мы учимся, и оказала сильное влияние на все: от дрессировки животных до методов воспитания и стандартов обучения.
Содержимое
- Основы бихевиоризма
- Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму
- Критика бихевиоризма
Основы бихевиоризма
Бихевиоризм возник в начале 1900-х годов, главным образом в ответ на другие популярные в то время школы мысли, включая фрейдистскую психологию, которая подчеркивала важность бессознательных мыслей и побуждений.
Кто первым придумал бихевиоризм?
Американский психолог по имени Джон Б. Уотсон, родившийся в 1898 году, считается отцом бихевиоризма. Уотсон в первую очередь изучал поведение животных и развитие детей и был (печально) известен проведением эксперимента «Маленький Альберт», который теперь многие считают неэтичным. Хотя его работы до сих пор преподают студентам-психологам, некоторые утверждают, что его наследие следует переосмыслить.
Что такое классическое обусловливание?
Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой повторяющееся сочетание двух стимулов заставляет организм реагировать на один стимул так, как если бы присутствовал другой, даже если его нет. Известным примером классического обусловливания является эксперимент, проведенный Иваном Павловым, который обнаружил, что собак можно заставить выделять слюну в ответ на несвязанные слуховые или визуальные стимулы. В одной из версий эксперимента еда, которая сама по себе вызывала у собак слюноотделение, неоднократно сопровождалась свистящим звуком. После обработки у собак выделялась слюна при одном только звуке свистка, даже если еда так и не была доставлена.
Что такое оперантное обусловливание?
Оперантное обусловливание — это форма обучения, при которой организм изменяет свое поведение в ответ на повторяющиеся поощрения или наказания. Например, ребенок, который прикоснется к горячей плите, обожжется; это негативное последствие, вероятно, заставит их избегать прикосновения к горячим плитам в будущем.
В чем разница между методологическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом?
«Методологический бихевиоризм», приписываемый Джону Уотсону, утверждает, что, поскольку можно наблюдать только внешнее поведение, его следует измерять и изучать. «Радикальный бихевиоризм», разработанный Б. Ф. Скиннером, утверждает, что мысли и чувства представляют собой «внутреннее поведение» и могут быть изучены и изменены, как и внешнее поведение.
Помогает ли наказание научить хорошему поведению?
Бихевиоризм не предполагает, что негативные последствия обязательно способствуют желаемому поведению, — скорее, они учат организм избегать нежелательное поведение. Шлепки, например, являются распространенным примером негативных последствий, используемых для управления поведением: ребенок, который плохо себя ведет, наказывается и (теоретически) избегает плохого поведения в будущем.
В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?
Эксперимент «Маленький Альберт» был бихевиористским исследованием начала 20-го века, в котором младенца (получившего название «Альберт») приучили бояться определенных животных и объектов, таких как крыса, белый кролик и маска Санта-Клауса. — потому что каждое из них сопровождалось громким, пугающим звуком. Эксперимент теперь считается неэтичным, потому что исследователи не пытались впоследствии «декондиционировать» младенца, потенциально оставляя его с длительным страхом перед безвредными объектами; некоторые эксперты также предполагают, что мать «Альберта» была принуждена к участию. Хотя несколько историков утверждают, что открыли личность «Альберта», истинная личность ребенка — и последствия исследования — остаются спорными.
Где сегодня используется бихевиоризм?
Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для лечения проблем с психическим здоровьем, таких как фобии или посттравматическое стрессовое расстройство; Экспозиционная терапия, например, направлена на ослабление условных реакций на определенные стимулы, которых боятся. Прикладной анализ поведения (ABA), терапия, используемая для лечения аутизма, основана на бихевиористских принципах. Бихевиоризм также проявляется в организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников.
Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму
Одна из причин, по которой бихевиоризм приобрел известность в 1920-х годах, заключается в том, что он подразумевает предсказуемость человеческого поведения. Люди часто ожидают или надеются, что другие будут вести себя предсказуемым образом, даже если это не всегда так. На социальном уровне предсказуемость поведения создает уверенность и доверие, а поведение и отношение, которые слишком сильно отклоняются от установленной нормы или являются неустойчивыми и непредсказуемыми, часто считаются неприемлемыми. Таким образом, мысль о том, что с помощью оперантного обусловливания можно предсказать поведение другого человека или вызвать стандартную реакцию, привлекала поколения психологов. И хотя бихевиоризм больше не является доминирующей школой мысли в психологии, его нельзя полностью сбрасывать со счетов — многие современные подходы с некоторым успехом включают элементы бихевиоризма.
Может ли бихевиоризм быть полезным во время терапии?
Многие современные методы лечения, такие как поведенческая терапия или экспозиционная терапия, частично основаны на бихевиористских методах. Поведенческая терапия, например, использует положительные и отрицательные последствия (такие как похвала или потеря привилегий) для изменения поведения ребенка; Было показано, что такая терапия эффективна при нарушениях развития, таких как СДВГ.
Могут ли учителя использовать бихевиоризм, чтобы помочь учащимся овладеть навыками?
Поскольку бихевиоризм предполагает, что обучение происходит главным образом посредством обусловливания, поведенческие подходы к обучению используют поощрения и наказания для закрепления желаемых концепций и поведения. Такие методы могут оказаться полезными для простого поведения или обучения, основанного на повторении; однако считается, что он неэффективен, помогая учащимся освоить более сложные концепции или развить критическое мышление.
Могут ли люди использовать поведенческие модификации, чтобы изменить поведение других?
Принципы подкрепления можно использовать в межличностных отношениях; действительно, родители очень часто используют обещание вознаграждения или угрозу наказания, чтобы изменить поведение своего ребенка. Романтические партнеры также могут использовать подкрепление, чтобы изменить поведение друг друга, например, «вознаграждая» партнера любовью, когда он выполняет необходимую работу. Однако данные свидетельствуют о том, что такое «условное отношение» может иметь неприятные последствия в романтических отношениях.
Критика бихевиоризма
Бихевиоризм уже не так доминирует, как раньше, и сегодня многие психологи игнорируют большинство аспектов как классического бихевиоризма, так и радикального бихевиоризма. Хотя большинство современных терапевтических подходов направлены на изменение поведения в некоторой степени, они обычно делают это, нацеливая на мысли и эмоции, а не на поощрения и наказания. Есть исключения — например, при лечении аутизма или других нарушений развития, — но даже они не лишены критики. Действительно, некоторые психологи утверждают, что использование бихевиористских подходов к лечению нарушений развития одновременно неэффективно и потенциально вредно.
Почему бихевиоризм начал терять популярность?
Популярность бихевиоризма начала снижаться, когда в 1960-х годах начала набирать обороты когнитивная психология, отдающая приоритет изучению внутренних психических процессов, таких как внимание и память. Психологи того времени были разочарованы ограничениями бихевиоризма и считали, что он не может по-настоящему объяснить сложные реалии человеческого поведения. Считается, что влиятельная критика лингвиста Ноама Хомского разрушила большую часть влияния бихевиоризма.
Какова критика бихевиоризма?
Среди наиболее распространенных критических замечаний в адрес бихевиоризма можно назвать его редукционизм и то, что он игнорирует сложность человеческого мышления и эмоций, а также возможность свободы воли. Некоторые современные приложения бихевиоризма, в первую очередь прикладной анализ поведения, подвергались критике за изменение поведения за счет личной свободы воли; некоторые предполагают, что использование бихевиористских методов для лечения аутизма, в частности, может быть вредным.
Какова критика прикладного анализа поведения (ABA)?
ABA остается популярным подходом к лечению аутизма. Однако некоторые защитники аутизма утверждают, что ABA использует наказание и/или отрицательное подкрепление , чтобы заставить аутичных людей вести себя нейротипичным образом, даже если это не приносит им пользы. Они также утверждают, что это не затрагивает основные причины аутистического поведения — например, использование подкрепления, чтобы заставить аутичного человека прекратить махать руками, в первую очередь не нацелено на его мотивацию для этого и, таким образом, оставляет его с неудовлетворенная внутренняя потребность.
Необходимые материалы для чтения
Последние сообщения
Краткое, серьезное руководство по основам теории учебного дизайна
Многие специалисты по электронному обучению, особенно те, кто только начал свою практику, часто спрашивают о необходимости теории. Зачем вообще заниматься теорией педагогического дизайна? Не достаточно ли практики?
Практика и теория идут рука об руку. Это верно не только в педагогическом дизайне, но и в любой другой области или дисциплине. Теория не только не испортит вашу практику, но и поможет вам улучшить качество материалов электронного обучения. Хотя теория обучения не ответит на все ваши проблемы проектирования, она дает ясность на протяжении всего вашего процесса и направляет вас к поиску решений.
Из множества теорий электронного обучения, влияющих на практику, три из них ежедневно используются профессионалами. И все они обеспокоены тем, КАК студенты будут учиться. Поняв каждый из них, вы сможете понять, какой из них хорошо работает в учебной среде. Конечно, вы можете комбинировать эти теории в зависимости от вашей (1) цели как разработчика учебных пособий, (2) бизнес-целей вашей организации или организации-клиента, (3) потребностей учащихся и (4) предмета изучения.
Эта теория фокусируется на наблюдаемом и измеримом поведении человека, которое повторяется до тех пор, пока не станет автоматическим. Он также имеет дело с тем, как внешняя среда человека формирует его или ее поведение.
Поскольку теория заинтересована только в количественном наблюдении реакции на стимулы, она полностью игнорирует возможность мыслительных процессов в уме учащегося. Это касается только того, «что» учащиеся должны знать, что объясняет использование бихевиористом таких методов, как идентификация, механическое запоминание и ассоциация.
В построении навыков применяется тот же бихевиористский подход путем наблюдения (что) за конкретным навыком и его применения. Задача ученика — запомнить навык и ответить, а инструктор дает обратную связь (указывает, правильный ответ или неправильный) и обеспечивает отработку.
Бихевиоризм считается применимым к педагогическому дизайну, если вы стремитесь:
- Создать измеримые и наблюдаемые результаты обучения среди учащихся
- Использовать материальные поощрения и информативную обратную связь для повышения успеваемости учащихся
- Чтобы помочь учащимся овладеть набором предсказуемых навыков или моделей поведения
Читать далее : Бихевиористский подход: основы
Подобно бихевиоризму, Когнитивизм наблюдает за новыми моделями поведения. Но когнитивизм фокусируется на том, что игнорирует бихевиоризм, — на мыслительном процессе, стоящем за поведением. Наблюдая за изменениями в поведении, сторонники этой теории затем используют эти изменения в качестве индикаторов того, что происходит в сознании людей.
Обучение, с когнитивной точки зрения, является скорее внутренним и активным умственным процессом. И в отличие от бихевиоризма (который фокусируется на том, что), когнитивизм фокусируется на том, как — как учиться. В то время как бихевиоризм привлекает внимание к среде учащегося, когнитивизм предлагает подход, ориентированный на учащегося. Он использует инструменты и технологии, имитирующие мыслительный процесс человека, и даже рассматривает более сложные процессы, такие как решение проблем, мышление, обработка информации и формирование концепций.
Это не означает, что когнитивизм лучше бихевиоризма. Опять же, правильная теория будет зависеть от факторов, перечисленных ранее. Если вы решили использовать когнитивный подход к разработке своего материала, обязательно:
- Учитывайте характеристики учащегося, которые могут способствовать или мешать когнитивному процессу информации
- Рассмотрите и проанализируйте, какие задачи подходят для эффективной и действенной обработки информации
- Применять различные стратегии обучения, которые позволяют учащимся связывать новую информацию с предыдущими знаниями.
Дополнительная информация: Когнитивный подход: основы
Эта теория утверждает, что мы воспринимаем отчетливый образ мира на основе нашего индивидуального опыта, ментальных структур и убеждений. Подобно когнитивизму, он ставит учащегося в центр учебной среды. Учащийся не просто пассивно усваивает информацию, но активно участвует в индивидуальном построении знаний. Это означает, что знания не могут просто передаваться от одного ученика к другому.
С точки зрения конструктивиста учащийся сам контролирует свое обучение. Вот почему важно сделать информацию доступной и доступной несколькими способами, чтобы учащиеся могли в любое время вернуться к материалам и манипулировать информацией в соответствии со своими целями.
Читайте далее: Руководящие принципы конструктивистского мышления
Теперь, когда вы можете различать три основные теории дизайна обучения, как решить, какую из них использовать?
Хотя единой формулы для выбора наиболее подходящей теории не существует, эксперты обычно сопоставляют теории обучения с содержанием обучения.