Биографический метод — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.
Биографический метод в работе руководителя
Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
- Экспериментальная психология
Комментарии (1):
Елена, 01 мая 2015 г., 19:50
Благодарю за информацию.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Идиографический подход
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Методы психологии
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.;;
4Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
- Кружки и развивающие занятия – как часто?
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Навигатор по сайту
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Дистанция для членов Клуба
- Доклад об успехах. Лучшие отчеты
- Интонации: профнабор продажи и переговоры
Биографический метод в психологии (психобиографический)
Биографический метод (биографический метод в психологии; ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — метод исследования психических особенностей индивида путем анализа его жизненного пути. При этом устанавливаются жизненные условия формирования иерархии ценностных ориентаций, доминирующих установок и мотивов поведения, обобщенные способы реагирования личности в типовых ситуациях. Метод анализа жизненного пути индивида основан на единстве внутреннего и внешнего, на обусловленности психических качеств личности различными жизненными условиями их формирования. Однако личность не рассматривается как пассивный продукт жизненных обстоятельств. Изучается формирование жизненной позиции личности, использование-неиспользование ею благоприятных условий для своего развития.
Особое внимание уделяется нормативным (возрастным) кризисам, отличающимся резкими психическими сдвигами, системными качественными преобразованиями в поведении, социальных отношениях личности. Так, в детском возрасте выделяются: «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис 6 — 7 лет» и подростковый (пубертантный) кризис. Для этих кризисных периодов характерен переход к новому типу взаимоотношений со средой, индивид стремится к реализации своих новых возросших возможностей. При этом должна изменяться вся социальная ситуация развития индивида. Возможные первые конфликты индивида со средой могут оставить неизгладимый след в его психической структуре. Негативные поведенческие проявления обостряются и нередко закрепляются при игнорировании взрослыми, обществом новых потребностей индивида, его деятельностных возможностей, новых потребностей вхождения в жизнь социума.
Перестройка адаптивных структур происходит и в различных кризисных ситуациях взрослого человека, связанных со сменой уклада жизни, ломкой сложившихся стереотипов.
Психобиографический метод — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б. Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен её труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби в 2001 году.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Project Muse — Использование биографических методов в социальных исследованиях (обзор)
Обзор:
Использование биографических методов в социальных исследованиях
Natalee Popadiuk (Bio)
Barbara Merrill и Linden West. Использование биографических методов в социальных исследованиях . Thousands Oaks, CA: Sage, 2009. 211 стр. ISBN 978-1412929585, 39,95 долларов США.
Выбор качественной методологии для исследовательского проекта не для слабонервных. Как аспиранты, так и опытные исследователи часто просматривают библиотечные стеллажи и указатели онлайн-журналов, пытаясь найти правильную методологию для своего исследования. Часть принятия решения часто зависит от того, насколько хорошо авторы предоставляют четкое, подробное и увлекательное описание процесса. Помещают ли они методологию в исторический контекст, который помогает читателям понять, чем она похожа и чем отличается от родственных подходов? Обсуждаются ли эпистемологические и теоретические основы как способ создания четкой карты исследовательского процесса? Может ли новый исследователь следовать подробным инструкциям как провести исследование от начала до конца? Другими словами, насколько хорошо авторы рассказывают связную историю о методе, обеспечивающем прочную теоретическую и практическую основу для работы?
В первой половине этой книги дается хорошее обсуждение предыстории метода, контекста, в котором он разрабатывался, и теоретических ориентиров, которые используют авторы. Основываясь на своих собственных знаниях в области социологии и психологии, Меррилл и Уэст делятся своим личным и профессиональным опытом, чтобы вовлечь читателя в осмысленное изучение биографических исследований, которые они описывают как способ «связывания разрозненных социальных явлений и личного опыта». и сплетение взаимопонимания между ними новыми и иногда удивительными способами» (2). Авторы подчеркивают важность развития связей между личными историями нашей (участников) жизни и изучаемым исследовательским феноменом. Лучше понимая индивидуальные биографии людей по отношению к более широкой социокультурной матрице общества, мы видим, как отдельные истории помогают нам обратить внимание на то, чтобы быть людьми в этом мире, и как быть людьми в этом мире заставляет нас обращать внимание на отдельные истории.
Глава 2 знакомит читателя с кратким историческим обзором биографического метода. Учитывая, что многие студенты, изучающие социальные науки, часто находят историю своих соответствующих областей и методов неинтересной и неуместной, авторы представляют важную хронологию значительных влияний, которые открывают окно для понимания развития метода. Чтобы заинтересовать читателя, когда они обрисовывают в общих чертах эти исторические моменты, они чередуют фрагменты автобиографических тематических исследований, иллюстрирующих исследования определенного периода. Обсуждая работу, начатую Чикагской школой социологии, они приводят пример биографии, опубликованной в 1919 г.30 о подростке по имени Стэнли, который в возрасте 14 лет имел [End Page 406] судимость. Вызывающий воспоминания фрагмент автобиографического письма показывает, как личное взаимосвязано с исследуемым социальным явлением, а именно, «как изучается преступность, влияние жизни в городе и роль теории ярлыков в формировании карьеры преступника» (25).
Глава 3 представляет примеры современного использования биографического метода в разных дисциплинах. Продолжая тему взаимосвязей между личностью и обществом, авторы рассуждают о важности обращения к социокультурному и политическому, объясняя, что биографический метод подчеркивает «взаимодействие между культурой, властью и доступными нарративными ресурсами, с одной стороны, и отдельными жизнями и борьба за голос и историю, с другой» (39). Тематические исследования углубляют понимание этой связи, подробно изучая сложности таких вопросов, как истина и примирение в Южной Африке, опыт женщин-иммигрантов в предоставлении и получении ухода, а также дошкольные программы, предназначенные для семей, живущих в низких социально-экономических реалиях. На протяжении всей этой главы авторы умело рисуют картину междисциплинарного характера биографического метода и важности использования цветов, оттенков и нюансов других областей для создания наиболее ярких образов. Они также начинают связывать вопросы власти, привилегий и угнетения с отдельными историями о неравенстве по признаку пола, этнической принадлежности и социального класса.
Меррилл и Уэст начинают главу 4 с убедительного обоснования того, почему исследователям требуется теоретическое обоснование их…
[PDF] Биографические методы | Semantic Scholar
- Идентификатор корпуса: 28162272
@inproceedings{Chapter2007BiographicalM, title={Биографические методы}, автор={Глава книги}, год = {2007} }
- Глава книги
- Опубликовано в 2007 г.
oro.open.ac.uk
Понимание организационной цифровой трансформации: к теории поиска
- Najmeh Hafezieh
Бизнес
- 2019
Предполагается, что в контексте агентства по работе с молодежью, такого как это, когда дети вовлечены в любое насилие, использование этих методов является хорошая идея.
В поисках жемчуга: биографическое исследование Перл Джефкотт
- Дж. Гудвин
Социология
- 2019
РЕЗЮМЕ Перл Джефкотт (19 лет)00–1980) с тремя целями. Во-первых, я рассматриваю практику…
Характеристика Чиннии
- Ньямаверо Навей
Психология
- 2022
биографы. Мотивированное предыдущими биографическими исследованиями, основанными на нехватке похожих биографий новых политических деятелей страны, исследование использовало качественный нарратив, чтобы…
Применение метода жизненных историй для профессионального развития школьных консультантов в Словении
В этой статье исследуется профессиональное развитие обученных психологов (имеющих степень бакалавра психологии), которые работают школьными консультантами в Словении, используя метод жизненных историй.…
Результаты ухода за детьми в Ирландии: роль социального капитала
Цель Эта статья направлена на изучение результатов, с которыми сегодня сталкиваются молодые люди, выходящие из-под опеки в Ирландии, через теоретическую призму социального капитала.
Дизайн/методология/подход Эта бумага…Стратегические мыслители и их характеристики: на пути к развитию мультиметодной типологии
Аннотация Цель Мы стремились изучить концепцию стратегического мышления путем поиска различий в популяции стратегических мыслителей, чтобы внести вклад в развитие «стратегического…
Diagnósticos y más allá : Tiempos, cuidados y maternidad en mujeres-madres de niños, niñas y подростков с диагнозом психического здоровья (Ciudad de Buenos Aires, 2018)
- E. Bianchi, Camila Seijas, Ana Clara Fiamberti
Cuestiones de Sociología
- 2021
El objetivo del artículo es Analizar las transformaciones en las prácticats de cuidado y en los sentidos de la maters deгенсионера.
Как пожилые люди, живущие с ВИЧ, рассказывают о своем качестве жизни: проблемы с количественными подходами к исследованию качества жизни
EL AFECTO EN RELATOS DE DOLOR CRÓNICO EN COMMENTARIOS DE FACEBOOK DE MUJERES CHILENAS
С точки зрения изучения дискурса, это исследование исследует с межличностной точки зрения аффект, который чилийские женщины с хронической болью создают в своих нарративах, описывающих их… ‘ устойчивости в чрезвычайных ситуациях, на основе интервью с сирийцами, которые участвовали в инициативах гражданского общества по школьному обучению после…
Показ 1-10 из 76 ссылок
Сортировка по большему количеству влияния PapersRecency
Качественные исследования, проведенные в интервью
- Кэтрин Бишопинг, Том Вэньграф
Социология
- 2001
.