Департамент социологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
28 апреля прошла презентация книги «Практики анализа качественных данных в социальных науках», организованная Центром Вознесенского совместно с Издательским домом НИУ ВШЭ.
Она сменит «Ярмарку проектов» и значительно расширит ее функционал
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции прошла пленарная сессия, участники которой обсудили предпочтения россиян и белорусов в сфере туризма. В работе сессии приняли участие члены рабочей группы «Туристические практики населения под воздействием внешних шоков» и их коллеги с факультета экономических наук и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, а также из Института социологии Национальной академии наук Беларуси.
6 апреля на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции состоялся приглашенный доклад «Традиция и преодоление универсализма в социальных науках».
С 2018 года в Высшей школе экономики реализуется программа российских постдоков. Она нацелена на привлечение в университет талантливых и перспективных ученых в возрасте до 39 лет включительно. Победители конкурсного отбора трудоустраиваются на должности научных сотрудников НИУ ВШЭ на один год с возможностью продления на второй.
На Международном научном семинаре «Внутренний туризм в условиях внешних ограничений», прошедшем на факультете социальных наук, участники из России и Белоруссии обсудили адаптацию туристических практик населения к пандемии коронавируса и сложной международной ситуации, а также возникновение перспективных точек роста в туристической сфере.
В Высшей школе экономики стартовал очередной конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Конкурсная заявка предусматривает выбор претендентом предпочтительной карьерной траектории — академической, образовательно-методической или практико-ориентированной, и этот выбор должен быть подтвержден данными в анкете. На конкурс выставлено 800 вакансий, заявки принимаются до 12:00 12 апреля.
В четырех кампусах университета для выбора доступны 29 образовательных программ, на каждой из которых есть бюджетные места. В случае если они будут заполнены в ходе первой волны, вторая волна не состоится.Подать заявки и участвовать в отборе могут не только дипломированные магистры или специалисты, но и те, кто обучается на выпускном курсе магистратуры или специалитета. Диплом они должны будут представить к моменту зачисления.
Социолог Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».
В Зимней школе для абитуриентов социологической магистратуры, которая проходила с 5 по 12 февраля, приняли участие более 70 студентов со всех уголков России.
Исследование личности биографическим методом | Psylist.net
Психологический практикум ↓
Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.
В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.
Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.
Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.
Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:
1.
Данные жизненного пути.2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).
3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).
4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.
5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).
Оснащение. Формализованная биографическая анкета.
Порядок работы. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время.
Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.
Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ :
– социальной ситуации развития личности;
– основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;
– ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;
– основных конфликтов и движущих сил развития личности.
Содержание
Протокол занятия
Фамилия, имя, отчество……………………………….. Дата______
Профессия ……………………………………………………………………
Хронологическая таблица личностного развития
Основные даты | События | Переживания |
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Карта обследования жизненного пространства ребенка
- Тревожно-педантический тип
- Тест-опросник А. В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»
- Изучение самооценки детей
- Тест «Самооценка силы воли»
- Деловая игра «Кадровый вопрос»
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) описание теста
- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» у детей с ЗПР
- Анкета для педагогов
- Річний план роботи практичного психолога НВК
Биографические исследования как методология понимания предпринимательского маркетинга
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Ян Филлис (Отдел маркетинга и розничной торговли, Школа менеджмента Стерлинга, Университет Стерлинга, Стерлинг, Великобритания)
Международный журнал предпринимательского поведения и исследований
«> ISSN : 1355-2554
Дата публикации статьи: 5 мая 2015 г.
Загрузки
Аннотация
Цель
Целью данной статьи является ответ на вызов специального выпуска путем разработки аргументов в пользу улучшения понимания предпринимательского маркетинга путем использования биографических исследований. Это основано на ограниченных существующих исследованиях в области предпринимательского маркетинга с использованием этого подхода.Дизайн/методология/подход
Пять предприимчивых маркетологов оцениваются с помощью биографического исследования.
Результаты
Оцененные лица ясно показывают связь между рассказом истории жизни и тем, как бизнес управляется с использованием предпринимательского маркетингового подхода. Биографические методы успешно удовлетворяют потребность в понимании конкретной ситуации. Ключевые компетенции предпринимательского маркетинга помогают установить конкурентное преимущество благодаря своей способности влиять на поведение, создание рынка и деятельность по росту.
Ограничения/последствия исследования
Биографические исследования способствуют получению дополнительных теоретических и практических знаний, необходимых для предпринимательского маркетинга.
Практические выводы
Предприимчивые маркетологи могут использовать результаты биографических исследований благодаря их удобочитаемости и связи с их собственной практикой для формирования будущих стратегий.
Оригинальность/ценность
Биографический подход недостаточно использовался в исследованиях предпринимательского маркетинга. Эти результаты исследований расширяют существующее понимание основ предпринимательского маркетинга.
Ключевые слова
- Методология
- Маркетинг
- Создание рынка
- Компетенции
- Предпринимательство
- Биография
Цитата
Филлис, И. (2015 г.), «Биографические исследования как методология понимания предпринимательского маркетинга», International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research , Vol. 21 № 3, стр. 429-447. https://doi.org/10.1108/IJEBR-11-2013-0207
Издатель
:Изумруд Групп Паблишинг Лимитед
Авторские права © 2015, Emerald Group Publishing Limited.
Статьи по теме
Что такое биографические исследования и почему этот метод важен для подготовки учителей и профессоров?
1. Взгляд изнутри наружу
На пути наших путешествий, на образовательном поприще, как преподавателей, профессоров и студентов, мы обратили внимание на интересный факт: нет никакой разобщенности между учителем и профессором и нашу личную жизнь, поскольку нет никакого способа увидеть эти области как далекие или отдельные. Наше «я» ежедневно представлено на разных уровнях вежливости или эмоциональных реакций, всегда в зависимости от контекста, от эмоционального заряда в этот конкретный день и от нашего прошлого фона.
Таким образом, можно было поставить под сомнение субъективность каждого человека, отвечающего за обучение, а также то, как отразить его/ее подвижную субъективность в образовательных исследованиях. Важно априори подчеркнуть, что мы не воспринимаем образовательную сферу и социальные науки как далекие или обособленные области. С нашей точки зрения, как исследователи, мы понимаем, что эти направления не отделяются друг от друга, а фактически дополняют друг друга по своим методологическим инструментам, а зачастую и по объектам или предметам изучения. Как уже отмечали Alheit and Dunsien (2018), это междисциплинарная тема; и по этой причине авторы, указанные в этой статье, не являются исключительно работниками сферы образования. Литература, посвященная самостоятельному письму, уже давно широко используется в социальных науках. Еще давным-давно, во время мореплавания и его расширения, дневники тех, кто был за границей, помогали проследить маршруты и лучше понять их пути и образ жизни. Следовательно, существует несколько методов, используемых для улавливания чьего-то «внутреннего голоса», чтобы лучше понять период или группу людей. Поскольку цель этого исследования состоит в том, чтобы прояснить некоторые моменты, касающиеся биографических исследований и их связи с формированием обучения, авторы биографических исследований могут быть найдены в других областях, представляющих интерес, которые могут помочь лучше понять это движение.
С точки зрения биографических исследований можно сказать, что любой порядок изложения истории жизни — это «две стороны одной медали». На протяжении всей истории можно заметить, что понимание этой темы менялось по социальным и антропологическим причинам, но, как справедливо заявляют Альхейт и Даузьен (2018), «формирование биографической идентичности — это проект, который, исторически говоря, никогда не перестает навязывать новые требования к нам, но не похоже, чтобы мы могли уйти от этих требований» (с. 761) . По этой причине расширение этой темы, вышеупомянутые различия не будут представлены — это будет еще одна тема для дальнейшей работы. Здесь такие понятия, как биографическое и (авто)биографическое исследование, культурная и устная история, жизнеописания, дневники и письма, другими словами, устный и письменный корпус исследований конфессионального тона, будут читаться как нарративы или биографические исследования.
Для достижения цели диссертации и ее связи с педагогическим образованием была сделана риторическая организация текста. В настоящем разделе «Взгляд изнутри наружу» мы представляем наши опасения, которые легли в основу текста, а также наши цели, обоснование и методологию (в основном согласующиеся с обсуждением теоретических рамок). Во втором разделе, Нарративный процесс в научной сфере, есть краткая презентация о выдающихся исследователях в этой области, а также резюме избранных статей, касающихся роста использования нарративов в образовательной сфере, а также его причин. В третьем, «Самописьмо и его значение в процессе формирования профессора и учителя», можно найти актуальность письменных слов как движения построения и реконструкции процесса преподавания и обучения.
2. Методология
С целью прояснить основу биографического исследования и обсудить, почему этот вид исследования важен для педагогического и профессорского образования, мы приняли в качестве методологии качественный подход (Lüdke & Andre, 1986). Он понимался как качественный подход, исследование, которое озабочено информированием аспектов реальности, не поддающихся количественной оценке, и глубоко заинтересовано в динамике социальных отношений определенной группы в определенный период истории (Deslauries, 19). 91). И, чтобы материализовать это теоретическое исследование, мы привлекли к обсуждению выдающихся авторов в области биографических исследований и подготовки учителей (Rodrigues & Prado 2015; Freire, 1996; Bahktin, 2010; Josso, 1998).
При разработке этого библиографического исследования в качестве источников были выбраны работы, посвященные предмету, что подтверждается при обсуждении специфики тем исследования: процесс повествования в научной сфере и самонаписание и его значение в формообразующий процесс.
3. Нарративный процесс в научной сфере
Нарративы можно рассматривать как методологию, объект исследования или способ проведения научного исследования (Rodrigues & Prado, 2015). Несмотря на это многократное использование, его использование привлекло внимание в бразильской области только в конце 70-х годов, когда они столкнулись с позитивистским подходом, который широко использовался, когда исследования касались формирования обучения (Souza, 2014). Но термин «повествование о жизни» появился двумя десятилетиями ранее во Франции в попытке прояснить сомнительный перевод с английского; использование термина «жизненная история», от которого невозможно было отличить, идет ли речь о повествовании о фактах, пережитых в жизни кого-либо, или о жизненном опыте (Bertaux 2010).
В настоящее время, спустя почти пятьдесят лет после выхода в академическую сферу, академическое сообщество по-прежнему не доверяет использованию нарративов в исследованиях и исследованиях. Родригес и Прадо (2015) заявляют, что этот скептицизм связан с тем фактом, что научная сфера в большинстве случаев негибка и не открыта для дальнейших новостей, что является плодом позитивистской концепции, которая понимает исследователя как нейрона и позволяет немногим или ни одному пространство для обсуждения субъективного. Культурный поворот, децентрализовавший позитивистскую перспективу, также утверждали Мерри и Уэст (2018): «Поворот «ознаменовал собой неудовлетворенность позитивизмом, его предполагаемой объективностью и сведением человеческого опыта к числовым формулам и абстракциям» (стр. 766). Тем не менее, есть несколько теоретиков, которые поддерживают и распространяют нарративы внутри научного сообщества, используя множество аргументов для их обсуждения. Можно выделить два основных аргумента и их подробное разъяснение.
Во-первых, нарративное исследование выявляет историческую перспективу, способную направлять процесс повествования как социокультурную репрезентацию определенного контекста в определенное время в истории. В работе Феррароти (2014) утверждается, что с помощью единственной перспективы повествования можно обобщить социальную систему. С той же точки зрения можно заметить, что нарратив не только увековечивает индивидуальную внутреннюю жизнь также социальными и межличностными контекстами, которые он или она прошли (Bertaux, 2010), и, читая и контекстуализируя его, должно быть возможным рассмотреть вкратце мировой нарратив и тем самым лучше понять индивидуальную историю (Делори-Момбергер, 2012).
Таким образом, использование нарративов привлекает внимание к истории обычных людей, не удовлетворяя здравый смысл рассказывать и объявлять только о выдающихся, как утверждают Меррил и Уэст (2018), когда они указывают на нарративное исследование в Соединенном Королевстве «В центре внимания многих исследований находятся маргинализированные народы в рамках проекта демократизации, направленного на то, чтобы внести более разнообразные голоса и истории в исторические или современные социальные записи» (стр. 765).
Во-вторых, нарративное исследование является способом соотнесения педагогической рефлексии и конститутивного процесса преподавания/профессора. Например, Маффиолети и Абрахао (2016) отмечают, что акт повествования включает в себя момент размышления и самоформирования собственной идентичности, та же точка зрения, высказанная Чене (2014), который утверждает, что во время повествования происходит рассказчик или рассказываемое лицо понимает себя и переприсваивает свою личность.
Согласно Делори-Момбергер (2014), момент речи вызывает напряжение в идентичности, которое пропорционально конфликту формаций; давая начало продвижению между тем, что субъект ожидает быть признанным, и его/ее убеждениями о том, кем он хочет быть, чтобы стать подлинно самим собой (Nóvoa & Finger, 1988). Кроме того, Джоссо (1988) утверждает, что нарративы также соразмерны вмешательству в обучение и переопределяют формирующий процесс. В следующем разделе будет представлено дальнейшее обсуждение формирования обучения и использования нарративов.
4. Самописьмо и его важность в процессе формирования
С точки зрения ответа на вопрос, почему повествование важно в процессе формирования профессора и учителя, мы считаем, что, когда профессора и учителя смотрят на себя через письмо, они не только посмотрите на их успехи в обучении, но переосмыслите то, чем они жили, саморегулируйтесь и реструктурируйте свою динамику обучения. То есть важность самописи в формообразующем процессе состоит в том, что при таком письме есть возможность совершать наиболее актуальные и содержательные акты, составляющие самосознание.
Таким образом, мысли, которые они записывают, транскрибируют их знания, полученные в их поиске понимания себя, когда они делятся со сверстниками, другими учителями, профессорами и/или студентами. Самописьмо — это интерсубъективный процесс, который позволяет нам осознать, что наше существование — это незавершенное бытие, состояние, которое позволяет нам осознать, кто мы есть. Акт самостоятельного письма — это возможность осознания и признания той отзывчивости, которая делает преподавание действенным. Согласно Zabalza (2004), когда он пишет об опыте и развитии обучения в качестве учителя/профессора, этот профессионал узнает о людях и событиях, которые делают его/ее, следовательно, о том студенте, который находится там, в школа, с его потребностями, вопросами, культурой, ценностями и т. д. Мы не могли не учитывать, что язык и то, что педагоги пишут о себе, составляют их собственный формирующий процесс, возможность для размышлений и трансформации учителя/профессора.
В этом контексте важно самонаписание, потому что мы понимаем, что учитель/профессор состоит из реальности и социального места, где он/она живет, из возможностей взаимодействия с другими людьми. С этой точки зрения формулирующая теория языка Бахтина (2010) и социальная теория построения знания Выготского (1998) иллюстрируют сдвиг парадигмы от позитивистской и рационалистической модели. Бахтин и Выготский недовольны эмпиристскими и идеалистическими концепциями, основывают свои исследования на диалектико-историческом материализме. Эти исследования подтверждают понимание того, что движение текстуры в обучении и в обучении — это возможность придать смысл опыту. Преподавательский опыт, который оказывает влияние на генеративные действия, которые подтверждают формирующие процессы и обучение педагогу.
Становясь авторами и исследователями своих педагогических знаний, они повышают свою способность критически относиться к собственному преподаванию и обучению. Педагоги развивают свои собственные знания, будучи любознательными и критическими, которые постигают результаты своих исследований. Писая о себе, они не только размышляют о действительности, но и преломляют ее, т. е. искажают, отрекаются, придают иные смыслы, зажигают собеседника, способствуют возникновению иных диалогов.
В этом смысле, по мнению Фарако (2008), быть автором — значит приписывать форму с определенной аксиологической позиции, отсекая и реорганизуя себя, эстетически. Одной из характеристик высказывания через письменный текст является то, что должна быть отчетливая позиция автора, чтобы видеть как бы в зеркале, которое он отражает, обращение к инаковости через самосозерцание.
В письменной форме преподаватели/профессора исследуют свою собственную практику, взаимодействуя с коллегами и студентами, и позволяют себе наблюдать за своей преподавательской деятельностью. Как объясняет Бахтин (2010), «[…] o imenso e infinito mundo das palavras do outro são o fato primário da consciência humana e da vida humana» (стр. 379). Таким образом, в этом движении важность отражения посредством самостоятельного письма является размышлением о том, как мы предлагаем педагогическую деятельность и как мы понимаем процесс обучения и преподавания.
Рассказывая таким образом о важности самостоятельного письма в процессе формирования профессоров и учителей, Фрейре (1996) предупреждает нас, чтобы мы поняли, как учить, осознавая свое присутствие в мире. Это понимание подразумевается в процессах обучения и преподавания, когда преподаватели/профессора стремятся поставить себя на место студента и инвестировать во взаимодействие во время преподавательской деятельности.
5. (Не)выводы
Было бы невозможно прокомментировать это исследование, не упомянув основной термин для его построения, а также существенный для биографических исследований: слово. От устного языка до изобретения письма, проходя через символы и рисунки, слово переходит в различный контекст. И с его помощью можно создавать и увековечивать воспоминания; из дневников мореплавателей, писем переселенцев можно было понять нашу историю и наши истоки. С другой стороны, нематериальный регистр, произнесенное слово, присутствует почти во всех контекстах нашей повседневной жизни. Что, если бы мы могли вести реестр не выдающихся людей из нашей жизни, чтобы лучше понять их действия и отношение к профессиональной жизни или даже лучше понять общество через сто лет?
Мы в основном регистрируем здесь процесс письменного слова как движение в обучении с критической точки зрения, хотя все еще есть место и широко распространено использование устной культуры (в формате полуструктурированных или открытых интервью и диалогов, которые встречаются, например, на курсах по обучению) для построения биографического исследования. Не существует правильного варианта при выборе наилучшего способа собрать корпус таким образом, это просто вопрос выбора варианта, который лучше всего подходит в каждом конкретном случае.
Наконец, мы надеемся, что озвученные здесь слова послужат не только полезным для предварительного чтения и ознакомления с биографическим исследованием и источником ссылок на более конкретные чтения по теме, но и источником вдохновения для исследователей и учителей поразмышлять о своей практической деятельности. во время проведения исследования или преподавания класса.
Рекомендации
АЛЬХЕЙТ, П., и ДАУСЬЕН, Б. (2018). Краткая история биографических исследований в Германии. Revista Brasileira de pesquisa (auto)biográfica, 03(09)), 749-764.
БАРТ, Р. (2007) Crítica e Verdade. Сан-Паулу: Перспектива.
БАХТИН М. (2010). A estética da criação словесный. 5. Ред. Сан-Паулу: livraria Martins Fontes.
BERTAUX, D. (2010) Рассказы о жизни: a pesquisa e seus métodos. Наталь ЭДУФРН; Сан-Паулу, Паулус.
CHENÉ, A. (2014) Описание формы и формы формы. В: НОВОА, А; ПАЛЕЦ, М (Орг). O método (auto)biográfico e formação. Наталь, РН: EDUFRN.
ДЕЛОРИ-МОМБЕРГЕР, К. (2014). As histórias de vida: da invenção de si ao projeto de formação. Натал: ЭДУФРН; Порту-Алегри; ЭДИПУКРЫ; Бразилиа: EDUNEB.
DESLAURIERS J. P. (1991) Качественные исследования: практическое руководство. Квебек (Калифорния): McGrawHill, Editeurs.
ФАРАКО, А.Ф. (2008). Автор и автория. В: БРЕЙТ, Б. (ОРГ). Бахтин conceitos chaves. Сан-Паулу: Контекст.
ФЕРРАРОТИ, Ф. (2014) História e histórias de vida: o método biográfico nas ciências sociais. Наталь, РН: EDUFRN.
ФРЕЙР, П. (1996). Педагогия автономии: saberes necessários à prática educativa. Сан-Паулу: улица и земля.
ДЖОССО, М.К. (1988) Da formação do sujeito… ao sujeito da formação. В: НОВОА, А.; ФИНГЕР, М. (Орг.). O método (auto)biográfico e formação. Лиссабон: Departamento de Recursos Humanos/Ministério da Saúde.