Биографический метод в психологии это: Биографический метод в психологии

Биографический метод — «Энциклопедия»

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирических данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также специальные биографические (нарративные) интервью. В каждой науке биографический метод имеет свою специфику.

В социологии биографический метод является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из основных методов в так называемой качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование биографического метода предложил В. Дильтей, отметивший, что человек — это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отдельных индивидов репрезентативны, то есть в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и тому подобное. В западной социологии становление биографических методов связано с классическим исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и американского образа жизни. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.

Реклама

Биографический метод получил развитие в США, Германии и Польше в 1920-30-х годах при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских общественных движений. В 1940-60-х годах интерес к биографическому методу заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографических повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х годов использование биографического метода заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологических, молодёжных, женских). Познавательные возможности биографического метода расширились за счёт герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).

В России к биографическому методу обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л.Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» — работа русской писательницы С. 3. Федорченко «Народ на войне» (отдельные части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983 годах). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920-30-х годов, посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении различных социальных групп. После длительного перерыва интерес к биографическому методу стал возрождаться в российской социологии в середине 1990-х годов.

Биографическое интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и так далее).

Биографический метод даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отдельных граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом. Сравнение биографических нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографических нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отдельного случая (case study).

Лит.: Fuchs W. Мöglichkeiten der biographischen Methode // Lebenserfahrung und kollektives Gedächtnis. Fr./М., 1980; Biography and society: The life history approach in the social sciences. Beverly Hills, 1981; Anthropology and autobiography. L.; N. Y., 1992; Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М., 1994; Судьбы людей: Россия. XX век: Биографии семей как объект социологического исследования.

М., 1996; Биографический метод в изучении постсоциалистических общественный СПб., 1997; Устная история и биография: женский взгляд. М., 2004; Biographical research methods. L., 2005. Vol. 1-4.О.М. Маслова.

В психологии, педагогике, медицине биографический метод направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте биографический метод иногда называют автобиографическим). В этой сфере с помощью биографического метода изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отдельного человека и его личностных изменений. Путём исследования биографических повествований о себе (однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом) анализируются опыт личности, смена его интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы.

Реальное течение жизни не тождественно рассказу субъекта, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Биографический метод предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (например, стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнительных источников информации (документов, очевидцев, экспертов и др.).

Лит.: Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М., 1920; Conway М. А. Verifying autobiographical facts // Cognition. 1987. Vol. 26. № 1; Nelson К. Remembering and telling: А developmental story // Journal of Narrative and Life History. 1991. Vol. 1. № 2/3; Биографическое интервью. М., 2001.        

В. В. Нуркова.

В литературоведении биографический метод — способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Биографический метод был подготовлен эстетикой романтизма с её восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем биографического метода считается Ш. О. Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, литературного и политического окружения писателя было непременным условием постижения его творчества. Биографический метод нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19-20 века, занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С биографическим методом связано становление литературного портрета как особого жанра литературоведения («Старинные портреты» Н.

А. Котляревского, 1907; «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, вып. 1-3, 1906-10, и др.).

Лит.: Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — это что такое БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

    БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД-1) метод понимания духовной жизни гуманитарными науками, предложенный В.Дчлыпеем. В историческом мире, в отличие от природного мира, нас интересует индивидуальный процесс жизни, а биография и особенно автобиография рассматривается Дильтеем как высшая форма понимания жизни. “Документы, на которых основывается преимущественно биография,—это остатки, сохраняющие выражение и действия личносто. Особое место среди них занимают, конечно, письма и свидетельства. Задача биографа состоит в том, чтобы, основываясь на такого рода документах, осмыслить структуру действия, в котором индивид определен своим окружением и реагирует на него” (Dilthey W. Gesammelte Werke, Bd. VII. Stuttg., 1992, S. 246). Автобиография как понимание человеком самого себя, смысла своей жизни трактуется Дильтеем как наиболее полное и совершенное понимание и воплощение историчности духовного мира.

Вслед за Дильтеем ранний Хайдеггер также отдавал приоритет биографическому методу в гуманитарном знании; 2) метод социальных наук, прежде всего социологии и социальной психологии, задача которого — понимание субъективной стороны Общественной жизни, выявление типов личности и их интерпретации социальных процессов и явлений. Биографический метод основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное отношение к пережитым или переживаемым общественным ситуациям.Впервые был использован У. И. Томасом и Ф. Знанецким. В книге “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1919) они проанализировали письма и автобиографии эмигрантов дня того, чтобы выяснить взаимодействие между ценностями и установками личности, механизмы изменения установок в процессе приспособления к новым условиям. Социологические исследования на базе биографического метода широко использовались в 1920—30-х гг. в США (Г, Д. Лассуэлл, Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид), а после 2-й мировой войны в Польше, где проводились массовые конкурсы на описание своей жизни (особенно при изучении изменений ориентации личности).
Главный недостаток биографического метода состоит в том, что в нем субъективные моменты превращаются в показатели объективных процессов; 3) метод создания коллективных биографий (или просопография), который состоит в выявлении определенного круга лиц, в постановке ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности, религии и т. д. Просопографический метод выявляет определенные типы, напр. императоров в исторических исследованиях Рима, персоналии господствующего класса Римской империи первых трех веков н. э. (см. Prosopographia Imperii Romani. В., 1897—98). В наши дни в Кембридже издается “Просопография поздней Римской империи”. В 19 в. метод просопографии стал использоваться при изучении жизни ученых. Просопографический метод в науковедении восходит к исследованиям Ф. Гальтона, А. Декандоля, Ю. А. Филипченко, изучавших проблему наследуемости научного таланта и воздействия на него окружающей среды и генетических факторов.
Методами просопографии были изучены типы ученых Философского общества Эдинбурга 1748—68 (Р. Эмерсон), Парижской академии наук в 18 в. (Дж. Макклилен), лауреаты Нобелевской премии (Г. Цукерман). Р. Мертон видел в просопографическом методе способ соединения истории науки, науковедения и социологии науки.

    Лит.: Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении.—В кн.: Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Galion F. English Men of Science. L., 1874; CandolleA. Histoire des Sciences et des Savants depuis deux Siècles. Geneva, 1873; Руепюп I. Who the Gues Were — Prosopography in the History of Science.— “History of Science”, 1974, vol. 15. ¹ 29.

    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.

Карл Ясперс и биографический метод в психиатрии

3 минуты

Последнее обновление: 18 августа 2020 г.

Карл Ясперс был немецким психиатром и философом, оказавшим сильное влияние на психиатрию и философию. Благодаря этому многие специалисты считают его одним из пионеров экзистенциализма. Кроме того, он также известен тем, что создал биографический метод, который имеет важное психиатрическое применение.

Ясперс родился в Ольденбурге, Германия, в 1883 году. Он изучал медицину в Ольденбургском университете и получил докторскую степень в 19 году.09. Он сразу же начал свою психиатрическую практику в университетской больнице Гейдельберга. Вскоре он заинтересовался тем, как в то время лечили психические заболевания.

«Философствовать — значит учиться умирать».

-Карл Ясперс-

В 1921 году Карл Ясперс стал профессором психологии Гейдельбергского университета. Мало-помалу преподавание стало занимать все его время. По этой причине он ушел из клинической практики. Это действительно огорчило его.

Нацизм и Вторая мировая война

Жена Карла Ясперса была дочерью еврейской пары. По этой причине, а также с ростом нацизма он был освобожден от должности профессора. Вторая мировая война была тяжелым временем для его семьи. Он получил свою работу только в 1946 году, когда закончилась война.

С тех пор  Карл Ясперс стал важной фигурой во время реконструкции Германии. В частности, он был одним из ответственных за восстановление нормального образования. Его главной целью было искоренить всех нацистов из немецких школ.

Вскоре он разочаровался в политике вообще. В результате он решил пойти работать в Базельский университет в 1948 году. Постоянные разочарования и сама война определенно повлияли на его экзистенциалистские взгляды.

Биографический метод Карла Ясперса

Одним из основных достижений Карла Ясперса был биографический метод. А именно, он состоит в том, чтобы попросить пациента объяснить в письменной форме, как он воспринимает свои симптомы. Другими словами, чтобы записать их восприятие реальности. Этот метод позволил профессионалам понять, что происходит в сознании их пациентов.

В частности,  это важно, потому что придает значение словам пациента,  что нечасто случается в современной психиатрии. Психиатры склонны считать слова своих пациентов следствием нарушения работы мозга. Однако биографический метод придает этой «чепухе» некоторую ценность и использует ее для понимания изменений в восприятии пациентов.

Точно так же Карл Ясперс тщательно писал о своих пациентах. Он также максимально точно описал их симптомы. Он искал элементы в жизни своих пациентов, которые позволили бы ему понять их расстройства.

Другие работы

Карл Ясперс также постулировал существование двух типов бреда: первичного и вторичного. Первичные заблуждения — это те, которые проявляются без видимой причины. Поэтому они автономны и непонятны с психологической точки зрения.

С другой стороны, вторичные бредовые идеи проявляются как попытка объяснить нерегулярные переживания и психологически понятны.

Ясперс опубликовал свои выводы в своей книге Общая психопатология. Эта книга стала классикой и заложила основу для будущих разработок в области психиатрии.

Ясперс также занимался философией и теологией. Такие книги, как Философия существования или Человек в Новое время , сделали его по-настоящему знаменитым. К сожалению, в книги Карла Ясперса трудно попасть. Он был писателем, которого вы сможете понять, только прочитав его книги несколько раз.

Его последние годы

Карл Ясперс всегда интересовался политикой, религией и философией. Он написал несколько эссе по этим вопросам. Один из его самых интересных — Атомная бомба и будущее человечества .

Многие его работы показывают, как он разочаровался в своей стране. Из-за этого он отказался от немецкого гражданства в 1967 году. Следовательно, он стал гражданином Гельветической республики.

За свою жизнь получил множество наград. Самыми важными из них были Гете-премия города Франкфурта в 1947 и премия Эразма в 1959 году. Кроме того, он был удостоен звания почетного доктора различных университетов. Он умер как гражданин Швейцарии в Базеле в 1969 году.

Это может вас заинтересовать…

IAP || Книга || Биографические разрывы и их устранение

Автор:
Amrei C. Joerchel, Sigmund Freud Privatuniversität
Gerhard Benetka, Sigmund Freud Privatuniversität

Том из серии: Успехи в Культурная психология: построение человеческого развития. Редактор(ы): Яан Вальсинер, 9 лет0088 Нильс Бор Профессор психологии культуры Ольборгского университета .

Опубликовано в 2014 г.

Биографические разрывы и их восстановление: культурные переходы в развитии представляют собой усилия по преодолению теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с понятием биографических разрывов и их восстановлением. Цель состоит в том, чтобы привнести новое понимание с точки зрения культурной психологии в дискуссию о том, что значит быть развивающимся человеком в постоянно меняющемся мире.

Вопреки господствующей психологии, разрывы и исправления здесь не обязательно понимаются как личный опыт, который необходимо преодолеть с помощью различных стратегий выживания. Скорее разрывы понимаются как переживания, которые неизбежно возникают в результате сложной взаимосвязи интрапсихологических, межличностных и социальных процессов. Двигаясь по этим различным уровням анализа, каждая из 13 глав этой книги вносит свой вклад в общекультурное психологическое понимание разрывов со своей собственной точки зрения. Понятие разрывов и их восстановления обсуждается с таких разных точек зрения, как классические психологические теории развития и вызовы таким подходам к развитию. Они обсуждаются в связи с расовыми запросами с использованием документального метода и теории социальных репрезентаций. На объектном уровне отмечаются разрывы в рамках популярных музыкальных клипов, а также с точки зрения Ганжейца, психологического подхода и др.

Данная книга, таким образом, представляет собой не только конгломерат различных теоретических, методологических или практических подходов к разрывам и их ремонту, каждый из которых добавляет свой собственный опыт к лучшему пониманию явления в целом. Он также продемонстрировал оживленную дискуссию между ведущими специалистами и практиками из разных дисциплин и стран. Теоретические и методологические вопросы, а также этические и моральные вопросы обсуждаются каждый со своей собственной культурно-психологической точки зрения. Эта книга заинтересует практиков, ученых и студентов или всех, кто интересуется биографическими разрывами и их восстановлением с точки зрения культурной психологии, развития, социальной психологии или психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие: Стратегическая достоверность заживления разрывов, Яан Вальсинер. Введение редакторов, Амрей К. Йорхель и Герхард Бенетка. ЧАСТЬ I: БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ И КОНТЕКСТЫ РАЗВИТИЯ. Подростковый возраст и переходные периоды в психологии развития, Амрей С. Йорхель и Ева Дреер. Понимание биографических разрывов и переходов: динамический системный подход к развитию жизненного пути, Омар Карло Джоаккино Джело. Разрывы и восстановление в процессе жизни: вызовы психологии развития, Пернилле Хвиид и Якоб Вааг Вилладсен. Кризис основных понятий: использование и опасность применения фундаментально-онтологических соображений при формировании психологических теорий, Стефан Дитрих. Разрушения и препятствия в жизни развивающихся взрослых, Агнес Доддс, Сарити Додсон, Ханна Гитшем, Чау-Хай Нгуен и Жанетт Лоуренс. Управление культурой: о политической амбивалентности культуры в организациях, Маркус Врбоушек. Переходы на жизненном пути: уроки у Альфреда Шютца, Таня Зиттун и Алекс Гиллеспи. ЧАСТЬ II: БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ И КУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ. Образование и расизм: о расистских и этнических запросах в образовательных биографиях австрийско-турецких женщин, Катарина Хаметнер. Социальные репрезентации и биографические нарративы Migrationsandere: на пути к интеграции исследований социальных репрезентаций и биографических нарративных исследований в расовом опыте мигрантов в школе, Бабетта Гекелер и Кэролайн Ховарт. Сравнение музыкального клипа и его ремейка: интерпретация видео по документальному методу, Стефан Хэмпл. Разрывы как вопрос перспективы: случай анализа музыкального видео, Райнер Диривехтер. ЧАСТЬ III: БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ И ЭТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ. Тела, святость и моральные дебаты: аборты, разрывы и вопросы жизни и смерти, Роза Траверса. Об авторах.

ОБЗОРЫ
«В целом книга «Биографические разрывы и их устранение» адекватно знакомит с подходом культурной психологии тех, кто не знаком с ее принципами, и демонстрирует, как его можно применять для понимания проблем, с которыми сталкиваются подростки при переходе во взрослую жизнь. При любом введении в новую структуру остается много вопросов без ответа о том, как эта конкретная структура учитывает множественные изменения.Она дает направление исследователям, клиницистам, преподавателям и другим специалистам, которые предоставляют определенные услуги и ресурсы для устранения некоторых преднамеренных и непреднамеренных разрывов.Однако, он обеспечивает перспективу, которая может учитывать изменения, которые происходят в человеке и его или ее среде, а также взаимосвязь между ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *