Биографический метод в психологии
Определение 1
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, базирующийся на изучении и анализе жизненных ситуаций, которые происходили с отдельным человеком или группой лиц.
Сущность и задачи биографического метода
Биографический метод представляет собой психологическое исследование, основная цель которого состоит в получении личной информации о человеке, которая может касаться не только сухих фактов его жизни, но и чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Такие исследования помогают психологам определить внутренние проблемы и противоречия и сформировать план последующих действий.
Психологи, использующие биографический метод, рассматривают даже, казалось бы, незначительные моменты биографии клиентов, так как они могли каким-то образом оказать влияние на становление личности, формирование ценностей, мнений и позиций. Моменты, имеющие положительный характер, предлагается взять за основу развития личностных качеств.
Особое внимание специалисты уделяют тем периодам, когда испытуемый переживал кризисное состояние. И не важно, каким был кризис — возрастным или нормативным. В такие моменты, как правило, происходят серьезные психические сдвиги, которые способны в результате изменить поведение, привычки, отношения с окружающими, что часто приводит к конфликтам.
Иногда происходит обострение и закрепление каких-то негативных черт характера. Это характерно для случаев, когда обновленные потребности человека не смогли найти удовлетворения, также это свойственно для ситуаций, когда его идеям общество и окружающие люди не дают реализовываться.
Биографический метод исследования человеческой личности очень активно разрабатывал и использовал психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Этот ученый связал его с теорией индивидуальности. Он считал, что главная задача метода заключается в более близком знакомстве с жизненным путем каждого отдельного человека.
Ананьев полагал, что биографический метод состоит в исследовании воздействия социальной среды на становление человеческой личности, которое осуществляется не только в рамках одного субъекта, но и государства, общества или эпохи в целом.
Немаловажное значение в этом контексте имеют окружающие люди, у которых плохое или хорошее отношение к индивиду.Ананьев поставил перед биографическим методом следующий перечень задач:
- Определение психологического статуса человека;
- Выявление основных черт характера;
- Распознание способностей;
- Понимание того, что смогла выступить в качестве причины тех или иных поворотных событий.
Развитие данного психологического метода исследования можно связать с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, предполагающий подробное описание жизненного пути. Он рассматривает все важные для человека события, моменты, которые привели к становлению как личности.
Особенности техник биографического метода
В рамках применения биографического метода проводят анализ дневников, автобиографий, анкет, характеристик, фотографий и писем. Анализ позволяет понять, по какой причине у человека появляются соответствующие черты характера, каким образом проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно изучить его внутренний мир. В случае применения данного метода специалисты заостряют внимание на социальном происхождении, окружении индивида, видах информации, которую он получает из окружающего мира, основных событиях его жизни.
Основная техника биографического метода представлена анкетированием. Данная техника часто используется в процессе беседы с соискателем. При заполнении анкетных бланков, люди получают возможность систематизировать воспоминания из прошлого. Анкета позволяет выявить такую информацию, которой нет в других источниках (например, о болезнях, которые человек перенес в детстве, его участии в общественной жизни).
Техника «автобиография» бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во второй ситуации исследуемому человеку ее необходимо записать по заранее составленному плану. С помощью этой техники психологи составляют общее представление о жизненном пути индивида.
Биографическое интервью как техника данного метода занимает много времени. Как правило, для него необходимы 2-3 сеанса продолжительностью по 5 часов. Психологи в его процессе задают вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая подводка к тому, чтобы испытуемый начал рассказывать о собственных ощущениях и переживаниях. В процессе интервью специалист фиксирует эмоциональные реакции на соответствующее событие.
Достоинства и недостатки метода
Биографический метод в психологии имеет множество достоинств. В первую очередь необходимо выделить его динамичность, поскольку психолог исследует человека в динамике, а не в статике, благодаря чему появляется возможность увидеть то, как человек жил раньше, что и почему поменялось на сегодняшний день.
Биографический метод не предполагает необходимости в особой подготовке. Конечно, будет лучше, если исследователь получил специальное социологическое образование, тем не менее, осуществить опрос способен даже тот, кто совсем не знаком с социологией, например, биографический метод часто используют работодатели при приеме на работу новых сотрудников.
Кроме плюсов, биографический метод показал и ряд негативных моментов:
- Описательность,
- Большие затраты времени,
- Индивидуальность,
- Ложь,
- Субъективность,
- Большие затраты сил и др.
Если взять в качестве примера использование биографического метода при приеме на работу, то можно сказать, что работодатель может изучить биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Тем не менее, информация касается лишь одного человека. Сделанные на ее основе выводы не всегда могут подойти для кого-то другого.
Субъективность биографического метода начинает проявляться в том случае, когда психолог для формирования портрета общается с родными и друзьями человека. Они часто сгущают краски, высказывают свою личную точку зрения или умалчивают о каких-то важных моментах.
Биографический метод в психологии: плюсы и недостатки
Плюсы и минусы > Психология > Биографический метод в психологии: плюсы и недостатки
Биографический метод – методика психологического исследования, направленная на получение личной, биографической информации через опросы, анкеты, личные дневники и письма. Его основная цель – составить психологический портрет личности и проанализировать её становление, зачастую – в историческом контексте.
Сильные стороны
- Динамичность. Биографический метод – одна из немногих психологических уловок, позволяющих рассмотреть развитие человека в динамике, а не в статике. Данные, датируемые разным годом, помогают увидеть, что было раньше, что изменилось, и что именно послужило этому причиной. Как формировались ценностные устои, как происходила его адаптация в обществе и как изменялись его отношения с людьми. Некоторым психологам это помогает предсказать дальнейшее развитие личности при использовании параллелей.
- Не требует предварительной подготовки. Хотя очевидно, что для полноценного проведения опросов необходимо социологическое образование, самый поверхностный анализ может произвести человек, с социологией незнакомый совершенно. Биографический метод часто используется руководителями для оценки соискателя на работу, а также для улучшения качества работы. Достаточно лишь элементарной логики.
- Происходит в непринуждённой манере. Метод биографического изучения личности настолько не явственен, настолько тонок, что изучаемый человек (например, в случае, если мы говорим о беседе работодателя и потенциального работника) не будет чувствовать давления. Вопросы метода напоминают скорее приятный разговор, позволяя человеку раскрыться с лучшей стороны.
- Множество источников. Если вести речь не о поверхностном изучении здесь и сейчас, а о более глубоком, позволяющем понять человека изнутри, исследователь может обратиться к самым разным источникам. Если исследуется публичная личность, можно изучить его интервью, публикации, общественные выступления, взглянуть на личную жизнь и, разумеется, пообщаться с представителями его близкого круга. Психолог не опирается исключительно на слова изучаемого, что помогает ему собрать разные части мозаики и делать совершенно иные, но более точные выводы.
- Фактологическая составляющая. Большая часть материалов, используемых в биографическом методе, сосредотачивается на конкретных действиях исследуемого человека. Основная мера – событие, максимально достоверное по своей сути. Наличие перед глазами психолога предпосылок, поступков, мотиваций и последствий позволяет ему проследить логику действий изучаемого и проанализировать, что могло повлиять на то или иное решение. Несмотря на обильный фактический материал, специалист имеет возможность увидеть картину жизни сразу, не тратя времени на личный опрос изучаемого человека.
Слабые стороны
- Описательность. Действия и поступки зачастую не имеют ничего общего с чувствами и эмоциями, которые человек испытывает, а ведь они составляют важную часть психологического портрета. Это создаёт психологам определённые трудности, так как им приходится взвешивать скорее предположения, нежели факты, допуская при этом некоторые погрешности.
- Трудоёмкость. К сожалению, для более глубоких выводов, которые неизменно требуют некоторые цели, всё-таки необходим подробный анализ. Допустим, что биографический метод во время приёма на работу позволяет оценить способность соискателя соответствовать профессиональным требованиям – и, тем не менее, не всегда выявляет его глубинные психологические установки. Полноценный портрет требует глубокого погружения в биографию и её тщательный анализ – не все могут себе это позволить.
- Индивидуальность. Разумеется, тот факт, что биографический метод направлен на изучение внутреннего мира конкретного человека, нельзя однозначно читать его слабой стороной. Если и так, то это слабая сторона для руководителей предприятий, которые изучают психологию своих подчинённых для повышения качества их деятельности. Обращение к биографии одного из сотрудников позволяет обеспечить лучшие условия для него, но это не значит, что те же условия подойдут остальным. Другими словами, применение метода широко невозможно.
- Субъективность. Создавая психологический портрет со слов других людей, будь то друзья или биографы описываемого человека, психологи неизменно сталкиваются с явлением субъективности. Авторы биографий часто используют метод сгущения красок, чтобы не описывать жизнь поэтапно, другие люди описывают человека со своей точки зрения. Эти точки могут разительно отличаться, что может поставить психолога в тупик.
- Все лгут. Помимо субъективности со стороны других людей, существует субъективность со стороны самого человека. Проще говоря, интервьюируемому всегда хочется видеть себя с лучшей стороны, из-за чего он может несколько приврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Распознать ложь не всегда легко, поэтому и психологический портрет выходит «смазанным».
- Все забывают. Биографический метод требует от человека погружения в прошлого – в собственное или чужое, не имеет значение. Человеческая память не может вместить в себя всего, поэтому некоторые данные могут быть искажены, что негативно отразится на итоговом результате. Подмена фактов также не исключена.
Вывод
Биографический метод широко используется психологами, рекрутерами и даже обычными людьми. Благодаря его простоте и ненавязчивости, исследователь имеет возможность задать именно столько вопросов, сколько посчитает необходимым для получения полноценного представления о личности человека.
Биографический метод в психологии, исследования
Биографический метод в психологии, это реальная возможность изучения жизненных обстоятельств и целей отдельной личности или группы людей и, при необходимости, дальнейшей их коррекции. Во время анализа в качестве источников информации могут использоваться автобиографии, всевозможные документы, тесты, интервью, воспоминания других людей, произведенные человеком работы.
Использование биографического метода
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.
Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.
Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.
О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.
Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:
- Определить психологический статус человека.
- Выявить основные черты его характера.
- Распознать способности.
- Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.
Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.
Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.
Историческая биография
Плутарх. «Параллельные биографии»
Плутарх
Историческая биография — наиболее ранний вид биографического письма. Основные тенденции исторической биографии были намечены уже в «Параллельных биографях» Плутарха. Ее особенностью были строгие каноны биогрфического письма, по которым строились жизнеописания монархов, святых и других исторических лиц. Автор намеренно затушевывал свое «я». Персонаж при этом выступал в контексте своего исторического времени, и его смыслы соотносились с культурно-историческими ценностями эпохи, в которую он жил.
«Занимаясь историческими исследованиями, мы удерживаем душой память лишь о лучших и самых признанных характерах, и это позволяет нам решительно отвергать все скверное, безнравственное и пошлое, с чем сталкивает неизбежное обращение с окружающим миром, и обращать умиротворенный и успокоенный мир наших мыслей только на образцовое» (Плутарх) (8, с. 343).
Дж.Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Новые эпохи рождали своих летописцев, по-прежнему продолжавших трактовать биографических персонажей по тем же канонам: личность приобретала черты мифологического героя, отражавшего ценности и ожидания официальной власти.
Джорджо Вазари, итальянский живописец и зодчий, следуя по стопам Плутарха, в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» дал определенный тип биографического письма, где живой художник возводился в ранг земного божества. Высокий слог таких биографий исключал тонкий психологический анализ личности. Убиралось все бытовое, низменное и, по большому счету, человеческое. Так, например, жизнеописание Леонардо да Винчи начинается со следующих слов:
«Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человече ские тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с переизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам богом, а не приобретенное человеческим искусством» (Вазари) (1, с. 197).
Историография XIX-XX веков
Эта линия продолжилась в отечественной историографии в трудах воспитанника Петра I В. Н. Татищева, историка Екатерининской эпохи князя М. Щербатого, профессора и ректора Московского университета С. М. Соловьева, его ученика В. О. Ключевского и др. Они создавали жизнеописания русских «великих мужей» исходя из тех же нормативных требований официальной биографии. Историко-культурный контекст задавал личностные смыслы и позицию персонажей, при этом гражданская позиция автора была достаточно ощутима.
Спираль развития этого направления в понимании и истолковании жизни человека продолжала наращивать свои витки в последующие века. Этот подход не потерял актуальности в настоящее время. «Великие мужи» трансформировались в современных политических деятелей и продолжают оставаться персонажами все новых биографий. Примером такого биографического стиля является последняя серия «Исторические силуэты» (Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ред. Ю. Хайдекинга). Этот виток соотносим с историко-биографическим подходом.
Плюсы и минусы биографического метода в психологии
Преимуществ у биографического метода несколько:
- Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
- Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
- Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
- Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т.д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
- Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.
Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:
- Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
- Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
- Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника. Конечно, работодатель может изучить его биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Но это информация об одном человеке. Сделанные на ее основе выводы вряд ли подойдут для кого-то другого.
- Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
- Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.
И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию. Поэтому часто психолог получает искаженные данные.
Сильные стороны
- Динамичность. Биографический метод – одна из немногих психологических уловок, позволяющих рассмотреть развитие человека в динамике, а не в статике. Данные, датируемые разным годом, помогают увидеть, что было раньше, что изменилось, и что именно послужило этому причиной. Как формировались ценностные устои, как происходила его адаптация в обществе и как изменялись его отношения с людьми. Некоторым психологам это помогает предсказать дальнейшее развитие личности при использовании параллелей.
- Не требует предварительной подготовки. Хотя очевидно, что для полноценного проведения опросов необходимо социологическое образование, самый поверхностный анализ может произвести человек, с социологией незнакомый совершенно. Биографический метод часто используется руководителями для оценки соискателя на работу, а также для улучшения качества работы. Достаточно лишь элементарной логики.
- Происходит в непринуждённой манере. Метод биографического изучения личности настолько не явственен, настолько тонок, что изучаемый человек (например, в случае, если мы говорим о беседе работодателя и потенциального работника) не будет чувствовать давления. Вопросы метода напоминают скорее приятный разговор, позволяя человеку раскрыться с лучшей стороны.
- Множество источников. Если вести речь не о поверхностном изучении здесь и сейчас, а о более глубоком, позволяющем понять человека изнутри, исследователь может обратиться к самым разным источникам. Если исследуется публичная личность, можно изучить его интервью, публикации, общественные выступления, взглянуть на личную жизнь и, разумеется, пообщаться с представителями его близкого круга. Психолог не опирается исключительно на слова изучаемого, что помогает ему собрать разные части мозаики и делать совершенно иные, но более точные выводы.
- Фактологическая составляющая. Большая часть материалов, используемых в биографическом методе, сосредотачивается на конкретных действиях исследуемого человека. Основная мера – событие, максимально достоверное по своей сути. Наличие перед глазами психолога предпосылок, поступков, мотиваций и последствий позволяет ему проследить логику действий изучаемого и проанализировать, что могло повлиять на то или иное решение. Несмотря на обильный фактический материал, специалист имеет возможность увидеть картину жизни сразу, не тратя времени на личный опрос изучаемого человека.
Техники биографического метода
Их всего 7:
- Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
- Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
- Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
- Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
- Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
- События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
- Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.
Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.
Слабые стороны
- Описательность. Действия и поступки зачастую не имеют ничего общего с чувствами и эмоциями, которые человек испытывает, а ведь они составляют важную часть психологического портрета. Это создаёт психологам определённые трудности, так как им приходится взвешивать скорее предположения, нежели факты, допуская при этом некоторые погрешности.
- Трудоёмкость. К сожалению, для более глубоких выводов, которые неизменно требуют некоторые цели, всё-таки необходим подробный анализ. Допустим, что биографический метод во время приёма на работу позволяет оценить способность соискателя соответствовать профессиональным требованиям – и, тем не менее, не всегда выявляет его глубинные психологические установки. Полноценный портрет требует глубокого погружения в биографию и её тщательный анализ – не все могут себе это позволить.
- Индивидуальность. Разумеется, тот факт, что биографический метод направлен на изучение внутреннего мира конкретного человека, нельзя однозначно читать его слабой стороной. Если и так, то это слабая сторона для руководителей предприятий, которые изучают психологию своих подчинённых для повышения качества их деятельности. Обращение к биографии одного из сотрудников позволяет обеспечить лучшие условия для него, но это не значит, что те же условия подойдут остальным. Другими словами, применение метода широко невозможно.
- Субъективность. Создавая психологический портрет со слов других людей, будь то друзья или биографы описываемого человека, психологи неизменно сталкиваются с явлением субъективности. Авторы биографий часто используют метод сгущения красок, чтобы не описывать жизнь поэтапно, другие люди описывают человека со своей точки зрения. Эти точки могут разительно отличаться, что может поставить психолога в тупик.
- Все лгут. Помимо субъективности со стороны других людей, существует субъективность со стороны самого человека. Проще говоря, интервьюируемому всегда хочется видеть себя с лучшей стороны, из-за чего он может несколько приврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Распознать ложь не всегда легко, поэтому и психологический портрет выходит «смазанным».
- Все забывают. Биографический метод требует от человека погружения в прошлого – в собственное или чужое, не имеет значение. Человеческая память не может вместить в себя всего, поэтому некоторые данные могут быть искажены, что негативно отразится на итоговом результате. Подмена фактов также не исключена.
Пример использования биографического метода
Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.
Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.
Содержание
- 1 Историческая биография 1. 1 Плутарх. «Параллельные биографии»
- 1.2 Дж.Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
- 1.3 Историография XIX-XX веков
- 5.1 Метод психологического портрета 5.1.1 Психологический портрет исторического лица
Вывод
Биографический метод широко используется психологами, рекрутерами и даже обычными людьми. Благодаря его простоте и ненавязчивости, исследователь имеет возможность задать именно столько вопросов, сколько посчитает необходимым для получения полноценного представления о личности человека. Ежели работа производится по свидетельствам других людей, исследователь избавлен от необходимости личного допроса и имеет перед собой обширную картину поступков личности и достаточную фактическую основу для совершения выводов. Разумеется, эта методика не идеальна, но свою цель она определённо выполняет.
Источник
Основной биографический метод в психологии
В этой статье мы обсудим биографический метод в психологии. В психологии есть два основных биографических метода.
первый биографический метод в психологии – метод ежедневника, и второй биографический метод в психологии – написание истории жизни.
Далее мы обсудим здесь биографический метод в психологии пример.
1. Метод ежедневника/метод дневника
Что такое биографический метод исследования | Что такое биографический метод | Что такое метод дневника
Этот метод обычно используется для наблюдения за ростом детей. Регистрируются ежедневные наблюдения за развитием ребенка.
Что такое биографические данные в исследовании — Как ребенок учится сидеть, стоять, ходить и говорить в первый раз.
С помощью собранных таким образом фактов психологи установили норму нормального развития детей.
Этот метод регистрирует не только физическое, но и умственное, эмоциональное и психологическое развитие ребенка. И вся информация о ребенке собрана.
Давайте теперь кратко рассмотрим умственное, эмоциональное и социальное развитие.
Умственное развитие
Что такое биографический метод обучения — Если учителя и родители хорошо знают умственное развитие , они могут оказать большую помощь детям. В связи с этим следует позаботиться о следующих вещах:
Разумная оценка/оценка
Лучший способ ранжирования в учреждении – проверить детей в соответствии с их умственной зрелостью/умственным уровнем .
Чтобы и учитель, и ученики не испытывали никакого дискомфорта по поводу обучения. 9Ежедневная запись 0003 показывает постепенный прогресс.
Надлежащий метод обучения
Метод обучения должен быть приятным, интересным и эффективным таким образом, чтобы он подчеркивал умственные способности и творческие способности детей.
Дети обладают индивидуальностью, поэтому получите полную информацию о них. Запись каждого ребенка покажет, где он или она по сравнению с другими детьми.
Правильный язык
Правильное использование языка очень важно для умственного развития . Дома и в школе дети должны находиться в среде и компании, которые позволяют им адаптировать свой язык к правильным и творческим образцам.
Когда ребенок начал говорить, какие слова и фразы он произнес первым. Ее школьная успеваемость и успеваемость также помогают детям двигаться в правильном направлении. Вот почему родители и учителя стараются вести учет прогресса ребенка.
Ясно мыслить и рассуждать
У некоторых детей привычка ясно мыслить и рассуждать проявляется с раннего возраста. Это требует много тяжелой работы и обучения со стороны родителей и учителей.
Помощь детям в развитии способности понимать и преодолевать свои недостатки. Ежедневные записи вдохновляют детей двигаться вперед.
Творческие увлечения
Показывает, в каком возрасте ребенок пытается интересоваться различными творческие занятия, такие как чтение, фотография, поэзия, драматургия, дебаты и образовательные виды спорта, и их влияние на умственное развитие .
Проблемы умственного развития
Родители и учителя обычно не уделяют особого внимания детям с плохим интеллектом в методах ежедневника/дневника. Этих детей обычно полностью игнорируют или постоянно ругают. Оба эти поведения вредны для детей.
Метод дневника/метод дневника таких детей следует хранить с осторожностью и вниманием. Потому что эти дети нуждаются в особом внимании и необычайном сострадании.
Таких детей следует избегать наказания, и они не должны чувствовать себя обделенными.
Умственно отсталым и слабоумным детям следует давать самые легкие задания, с которыми они справляются хорошо. Хранение записи их первоначального успеха даст им лучшее руководство и побудит их добиваться большего. Что, конечно же, сделало эту перемену мгновенной сенсацией.
Эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие очень важно для детей. Эмоции влияют на характер и поведение детей. Согласно д-ру Дж. Б. Уотсону, каждый ребенок рождается с тремя типами эмоций: любовью, страхом и гневом.
Ребенок выражает любовь к родителям, братьям и сестрам, он выражает ее по разным поводам. Эта любовь помогает ему стать лучшим человеком в обществе. За счет этого повышается уверенность в себе.
Прыжки ребенка в воздух в одиночку или удерживание его на руках вызовут у него страх. Если мелкие потребности ребенка не удовлетворяются, он будет выражать гнев, или если у него отнимут его вещи или игрушки, он также будет выражать гнев.
В методе ежедневника/методе дневника мы должны посмотреть, когда и как ребенок впервые выразил любовь, привязанность, страх или гнев. У каждого ребенка свой стиль, и выражение их лица время от времени меняется. Вот почему родители и учителя продолжают направлять своих детей.
Социальное развитие
Человек — животное социальное, он счастливо живет в обществе. Живя в обществе, он демонстрирует свои способности. Вне общества он чувствует себя неуверенно.
Что такое социальное развитие — Социальное развитие означает привитие ребенку чувства, что он считает себя важным членом общества и придерживается принципов общества.
Ведение учета социального развития адаптирует характер ребенка к социальным нормам. Потому что здесь ребенок направлял и помогал шаг за шагом, Который показывает хорошие манеры и хорошие привычки.
Заключение/Результат
Метод ежедневника/метод дневника дает очень обнадеживающие результаты. Дневник для письма день за днем улучшает успеваемость ребенка. Ведение учета способностей и талантов заставляет их сиять.
Второй биографический метод в психологии выглядит следующим образом:
2. Метод написания истории жизни
В методе написания истории/биографии, условия жизни великие знаменитости тщательно изучены. Это попытка выяснить обстоятельства, при которых индивид достиг положения, которому завидуют и другие.
Его особый характер и образ жизни проявились в силу обстоятельств. Какие шаги они должны были пройти, чтобы добраться до этого места?
Для того, чтобы узнать условия их жизни, личные характеристики берутся из их собственных письменных дневников, сочинений, писем и выступлений. Помощь также требуется от мнений и писаний других людей об этих сущностях.
Используется информация, которая о них время от времени выходит. Предпринимаются попытки выяснить, каковы были обстоятельства, как они были воспитаны и обучены.
Оцениваются их экономические и социальные условия . Различные характеристики сравниваются по их привычкам и манерам. Их моральные ценности проверяются. Для того, чтобы собрать информацию всеми возможными способами, чтобы эти серии можно было взращивать.
Затем предпринимается попытка определить факторы, по которым эти люди получили свои имена и их имена навсегда вписаны золотыми буквами истории.
Этот метод написания истории/биографии также собирает психологическую информацию о людях. Написание истории бывает двух видов: одно автобиографическое, а другое написано другим человеком. Индивидуум изучается через эти два типа истории.
Примечательным в этом отношении является Торндайк, , который собрал информацию о 91 знаменитости через их истории/биографии. Также соберите информацию из их жизней и речей. В свете этой информации он собрал сорок восемь личных характеристик.
Они обладали важными качествами , такими как ум, выносливость, настойчивость, мужество, энтузиазм, искренность, сострадание, братство, любовь и эстетическое чувство. Торндайк пытался выяснить, в какой степени эти люди обладали всеми этими качествами, сделавшими их знаменитыми.
Достоинства и недостатки биографического метода
Историко-биографический метод имеет следующие недостатки:
1. Автобиограф может искажать события своей жизни. Потому что такова человеческая природа, что человек ищет собственного превосходства, преувеличивает свои достоинства и скрывает свои недостатки. Влияние каждого человека и окружение различны.
Его потребности, желания и стремления отличаются от других. Иногда он предлагает такие интерпретации самого себя, что вырисовывается только одна сторона картины.
2. В чужой письменной истории предрассудки автора, симпатии и антипатии и социальные наклонности искажают форму истины. Поскольку предрассудки уже существуют, нет необходимости расследовать события.
История обычно неполная, что затрудняет получение точных выводов.
Этапы когнитивного развития в психологии
Введение в биографические исследования |
Среди многочисленных форм биографических исследований в образовании часто отмечают пять типов: научные хроники, интеллектуальные биографии, жизнеописания, мемуарные биографии и нарративные биографии. Эти ориентиры могут принимать форму статей, виньеток, глав, монографий и полноформатных книг. Однако нет необходимости проводить тонкие различия между этими различными подходами, и каждая ориентация предлагает особые преимущества для представления биографического субъекта. Области постоянно пересекаются, поскольку намерение и цель биографа становятся более четкими в процессе исследования. В конечном счете, биографы, занимаясь своими исследованиями, постоянно изучают свои интерпретирующие голоса так же, как и жизни своих биографических субъектов. Научная хроника — наиболее фундаментальный (и распространенный) вид биографического исследования, ориентированный на историческое изображение жизни отдельного человека. Эта базовая исследовательская направленность представляет собой рассказ истории субъекта в хронологическом порядке с акцентом на развитие сюжета поиска (этапы жизни) и описание актов признания (или известности) по мере того, как биограф проходит через жизнь биографического субъекта. Научная хроника часто рассматривается как синоним биографии; однако эта исследовательская направленность заметно отличается от других форм биографического исследования. Другой жанр, интеллектуальная биография, отказывается от базовой хронологической структуры и развивает повествование о жизни посредством концептуального анализа мотивов и убеждений субъекта в мире идей. Те, кто пишет интеллектуальную биографию, преодолели интерпретационную тревогу других исследователей в области образования, то, что Роллисон (2005) назвал «биографической апологией», которая включает страницы повествования интервьюируемого и подробное описание, но воздерживается от интерпретации мотивов и чувств. Напротив, интеллектуальный биограф признает и принимает агрессивный, но оправданный анализ и преодолевает навязчивую природу исследования с осторожностью, что приводит к саморефлексивной вдумчивости и проницательности. Третья форма биографического исследования определяется как написание истории жизни (и нарративное изучение жизни) с твердой верностью традициям социальных исследований устной истории и нарративного дискурса и, в частности, с большой приверженностью теоретическим конструкциям из социология и психология. Парадигмы тематического исследования возникают по мере того, как авторы истории жизни обращаются к вопросам обобщаемости, социального взаимодействия и социальной структуры, надежности и достоверности, а также к биографическим поискам любого исследования жизни. Этот исследовательский жанр принял множество форм в области образования, возможно, наиболее резонируя в области педагогического образования с нарративным исследованием жизни учителей и, в меньшей степени, с исследованиями учителей-первокурсников, которые также остаются верными аспекты интеллектуальной биографии (Goodson, 2008; Bullough, 2008). В последние годы в области учебных программ стал появляться четвертый жанр — биографические мемуары (все еще отличные от автобиографии и мемуаров). Внимание обращено на мотивы исследователя по отношению к биографическому предмету и с акцентом на стилистическое изложение размышлений и прозрений биографа по отношению к фактическому описанию жизни. Интерпретативный нарратив писателя, наряду с презентацией биографического субъекта, становится частью исследования. История жизни рассказывается, но в связи с транзакционным опытом биографа, который, в свою очередь, влияет и предвещает аналогичные переживания для читателя. Пятый тип, повествовательная биография, представляет собой динамическое изображение жизни без необходимости абсолютной фактичности или всестороннего описания от рождения до могилы. Этот стиль также не обременен окончательной интерпретацией предмета, которую должен принять читатель. Факты признаются, и некоторые интерпретации принимаются как более значимые, чем другие; однако биограф, хотя и осознающий свои личные эмоции и реакции на предмет, признает, что повествование истории в первую очередь определяется субъектом по отношению к читателю. Никакой окончательный список биографических типов никогда не может быть составлен, поскольку, к счастью, новые формы — ориентированные на содержание и процесс — постоянно разрабатываются и исследуются. Другие более содержательные обозначения включают феминистскую биографию (Alpern, et al. , 1992; Ascher, et al., 1984; Wagner-Martin, 1994) и черную биографию (Backscheider, 1997), все с упором на идентичность и восстановление «невидимого» субъекта. Связь биографии с автобиографией, мемуарами и нарративными исследованиями в сфере образования хорошо развита и будет постоянно пересматриваться (Дензин, 19 лет).89; Эпштейн, 1991; Rollyson, 2008) Тем не менее, с растущим интересом к биографическим исследованиям и некоторым растущим интересом к просопографии (групповой биографии) существует мало консенсуса в отношении терминологии; например, следует отметить, что, хотя некоторые качественные исследователи считают термин авто/биография точным, между биографией и автобиографией существуют существенные различия — гораздо большие, чем может передать косая черта или косая черта. Каталожные номера Альперн, С., Антлер, Дж., Перри, Э.И. и Скоби, И.В. (редакторы) (1992). Вызов феминистской биографии . Урбана, Иллинойс: Издательство Иллинойского университета. Крейг Кридел, Университет Южной Каролины |
Методы исследования SAGE — использование биографических методов в социальных исследованиях
Книга Добавить в список Добавлено в список
Больше информацииМеньше информации
«Использование биографических методов в социальных исследованиях» представляет собой информативное, всестороннее, доступное и практическое руководство по природе и использованию биографических методов, сочетающее рассмотрение теоретических вопросов с практическими рекомендациями, а также размышлениями о личном опыте проведения исследований. Барбара Меррилл и Линден Уэст рассматривают важные вопросы о том, для кого и для чего предназначены исследования и что делает их достоверными, наряду с практическими вопросами проведения интервью, расшифровки, анализа и записи биографических данных. Авторы опираются на свою социологическую и психологическую ориентацию, чтобы обеспечить действительно междисциплинарный подход к предмету, и приводят многочисленные примеры биографических исследований в социальных науках. Эта книга вооружит студентов всеми навыками, необходимыми для проведения биографических исследований, а также для полного понимания того, что они делают, и предположений, которые они делают о природе правды, знания, рассказывания историй и человеческого бытия. Он будет полезен студентам и исследователям, использующим биографические методы в ряде дисциплин, включая социологию, социальную политику, социальную психологию, здравоохранение и образование.
Передняя часть
- Авторские права
- Преданность
- Благодарности
Главы
Глава 1 | Введение: настройка сцены
Глава 2 | Биографические методы: вводная история
Глава 3 | Картирование современного использования биографических исследований
Глава 4 | Определение некоторых теоретических вопросов
Глава 5 | Примеры передового опыта: тематические исследования
Глава 6 | Начало исследований
Глава 7 | Опыт проведения интервью и записи
Глава 8 | Разбираемся в биографии: анализ
Глава 9 | Представление историй: написание
Глава 10 | Является ли биографическое исследование достоверным и этичным?
Глава 11 | О работе биографического исследователя
Задняя часть
- Глоссарий
- использованная литература
84188
- Загрузка.