Фромм, Эрих — это… Что такое Фромм, Эрих?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фромм.Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Биография
Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.
Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.
В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932).
После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.
В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.
В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.
Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал ее Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.
В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.
Социально-философские идеи Фромма
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». [1]
… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить[2].
В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового мировоззрения на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «
Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.
… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов.[4]
Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.
В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».
Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделен каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны с частотой ~ 440—485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает
[5].
Эдипов комплекс
Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса. С точки зрения Фромма, основатель психоанализа не верно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне» и «Антигона». В понимании Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребенка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества». [6]
Интересные факты
- Фромм в 1920-е годы ввел понятие, широко применяемое для характеристики современного общества, — «общество потребления».
- В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.
См. также
Список работ
- Фромм Э. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. — Диссертация по социологии. — 1922. — 202 с.
- Фромм Э. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus //
- Фромм Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — № 1. — С. 253-277.
- Фромм Э. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С. 77—135.
- Фромм Э. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С. 229—469.
- Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. — 288 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7, ISBN 3-423-35024-5
- Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С. Я. Левит. — Москва: Аст, 1998. — 568 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-15-000776-5
- Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947) / Перевод Э. М. Спировой. — Москва: Аст, 2010. — 352 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-059152-7, ISBN 978-5-403-02471-6
- Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion (1949) / Перевод А. Дванова. — Москва: Аст, 2010. — 160 с. — (Философия. Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-056717-1, ISBN 978-5-403-03207-0
- Фромм Э. Мужчина и женщина = Man-Woman (1949) / Составитель С. Я. Левит. — Москва: Аст, 1998. — 512 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-237-00060-6
- Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (1951). — Москва: Аст, Астрель, 2010. — 320 с. — (Философия). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-067822-8, ISBN 978-5-271-29093-0
- Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society (1955) / Перевод Т. В. Банкетовой. — Москва: Аст, Хранитель, 2006. — 544 с. — (Философия. Психология). — 5000 экз. — ISBN 5-17-038308-8, ISBN 5-9713-2807-7, ISBN 5-9762-0185-7
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — Москва: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X
- Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud’s Mission. An Analysis of His Personality and Influence (1959) / Перевод А. М. Руткевича. — Москва: Весь Мир, 1990. — 144 с. — (Библиотека психоанализа). — 5000 экз. — ISBN 5-7777-0002-0
- Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism (1960) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. — Москва: Аст, 2010. — С. 215-313. — 320 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-062183-5, ISBN 978-5-403-03388-6
- Фромм Э. Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy (1961) // Ради любви к жизни. — Москва: Аст, 2000. — С. 189-399. — 400 с. — (Классики зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-237-04523-5
- Фромм Э. Марксова концепция человека = Marx’s Concept of Man (1961) // Душа человека. — Москва: Республика, 1992. — С. 375-414. — 430 с. — (Мыслители XX века). — 75 000 экз. — ISBN 5-250-01511-5
- Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом = Beyond the Chains of Illusion: My Encounter with Marx and Freud (1962) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. — Москва: Аст, 2010. — С. 5-214. — 320 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-062183-5, ISBN 978-5-403-03388-6
- Фромм Э. Догмат о Христе = The Dogma of Christ and Other Essays on Religion, Psychology and Culture (1963). — Москва: Аст, Олимп, 1998. — 416 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0536-1, ISBN 5-15-000631-9
- Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу = The Heart of Man, its genius for good and evil (1964) / Перевод В. А. Закса. — Москва: Аст, Астрель, 2010. — 256 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-066520-4, ISBN 978-5-271-28389-5
- Фромм Э. Социалистический гуманизм = Socialist Humanism. — 1965. — 428 с.
- Фромм Э. Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции = You Shall Be as Gods: a radical interpretation of the Old Testament and its tradition. — 1966. — 252 с.
- Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии = The Revolution of Hope, toward a humanized technology (1968) / Перевод Т. В. Панфиловой. — Москва: Аст, 2006. — 288 с. — (Классическая и современная проза). — 5000 экз. — ISBN 5-17-037372-4, ISBN 5-9713-2297-4
- Фромм Э. Природа человека = The Nature of Man. — 1968.
- Фромм Э. Кризис психоанализа = The Crisis of Psychoanalysis (1970) / Перевод П. С. Гуревич. — Москва: Аст, Полиграфиздат, 2010. — 256 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-060354-1, ISBN 978-5-403-03275-9, ISBN 978-5-421-50498-6
- Фромм Э, Маккоби, Майкл. Социальный характер мексиканской деревни = Social Character in a Mexican Village: A Sociopsychoanalytic Study. — 1970.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности = Anatomie der Menschlichen Destruktivitat (1973) / Перевод П. С. Гуревич. — Москва: Аст, Хранитель, Мидгард, 2007. — 624 с. — (Золотой фонд мировой классики. Философия. Психология. История). — 3000 экз. — ISBN 5-17-039867-0, ISBN 5-9713-3459-X, ISBN 5-9762-1303-0
- Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / Перевод Э. М. Телятниковой. — Москва: Аст, Астрель, 2010. — 320 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-067803-7, ISBN 978-5-271-29293-4
- Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда = Greatness and Limitation of Freud’s Thought (1979). — Москва: Аст, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-237-04524-3
- Фромм Э. О повиновении и другие эссе = On Disobedience and other essays. — 1981.
- Фромм Э. За любовь к жизни = The Art of Being. — 1993.
- Фромм Э. Искусство слушать = The Art of Listening. — 1994.
- Фромм Э. О Бытии человека = On Being Human. — 1997.
Примечания
- ↑ Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 17.
- ↑ Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 20—22.
- ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 10.
- ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой.— М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 225.
- ↑ Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 138—139.
- ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. —. М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. — 352 с. — С. 178.
«Искусство любить»
Ссылки
Работы Фромма
О Фромме
dikc.academic.ru
Эрих Фромм — это… Что такое Эрих Фромм?
Эрих Фромм — (1900 1980 гг.) философ, социолог, психолог Эгоизм симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя. Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством. Главная жизненная задача… … Сводная энциклопедия афоризмов
ФРОММ — Эрих (1900 1980) нем. амер. социальный философ, филос. антрополог и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В 1922 получил степень докт. философии в Гейдельберг. ун те. В 1929 32 сотрудник Ин та социальных исследований во… … Энциклопедия культурологии
Фромм Эрих — (Fromm) (1900 1980), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, усматривал пути выхода из кризиса современной… … Энциклопедический словарь
Эрих — (фин. Erich, нем. Ehrig) фамилия. Известные носители: Эрих, Джанин брунейский дипломат. Эрих, Рафаэль (1879 1946) финский политический деятель и дипломат. Эрих, Харальд (р. 1949) немецкий саночник. Эрих (нем. Erich) имя. Известные… … Википедия
Фромм (фамилия) — Фромм (нем. Fromm) немецкая фамилия. Эрих Фромм социальный психолог, философ; Фридрих Фромм немецкий офицер … Википедия
Фромм (значения) — Фромм (нем. Fromm) немецкая фамилия. Эрих Фромм социальный психолог, философ; Фридрих Фромм немецкий офицер … Википедия
Фромм, Эрих — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фромм. Эрих Фромм Erich Fromm … Википедия
Фромм Эрих — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия
Фромм Э. — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия
ФРОММ Эрих — (1900–1980) – немецко американский психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
dic.academic.ru
Эрих Фромм
Эрих Фромм – представитель немецкой социологии, занимался философией, психологией и являлся великим ученым в области психоаналитики. Выдающийся мыслитель двадцатого века. Автор большого количества книг.
Немного биографии
Биография Фромма весьма интересна. Он родился в Германии, в городе Франкфурт-на-Майне, в марте 1900 года в еврейской семье. Там же он получил образование. Сначала Эрих Фромм обучался в национальном учебном заведении, затем поступил в Гейдельбургский университет, где получил основные знания по таким предметам, как философия, психология и социология.
Свое обучение он закончил в Берлинском психоаналитическом институте. Этот институт известен тем, что в разное время его существования в нем преподавали великие аналитики, такие как Макс Эйтингон и многие другие психоаналитики.
Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда
После окончания учебы Эрих Фромм открыл свой собственный кабинет. Если обобщить, то психоаналитиком он был в среднем тридцать пять лет своей жизни. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Фромм переехал в Соединенные Штаты Америки и преподавал там в одном из университетов. Там же он помог открыть первые школы психиатрии и даже институт.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
На протяжении всей своей жизни он работал преподавателем в большом количестве университетов и институтов. Ближе к 60-м годам 20 века он написал программу Социалистической партии Соединенных Штатов Америки. Занимался политикой. Под конец своей жизни начал писать книги. В последние годы жизни у него были проблемы со здоровьем. Эрих Фромм перенес целых три инфаркта. Умер он на восьмидесятом году жизни в Швейцарии.
Основные направления деятельности. Вклад в психологию
Большое количество времени Эрих Зелигман Фромм уделял изучению всего, что связано с философией и психологией. Но основные направления его деятельности были связаны лишь с несколькими течениями. Википедия определяет их так:
1. Неофрейдизм. Эрих Фромм доказывал наличие в нашем обществе патриархального и матриархального принципа организованной жизни, авторитарного и гуманистического сознания – на этом строится теория личности Фромма. Выделяются следующие типы характера по Фромму:
- Эксплуататорская типовая характеристика.
- Рецептивная, то есть послушная, типовая характеристика.
2. Фрейдомарксизм. При разработке научного учения, которое состояло из синтеза различных мировоззренческих идей, он попытался решить проблему человеческого существования. Фромм пытался показать различные пути, пройдя по которым человек может развить в себе особенные личные качества.
Рекомендуем: Бессознательное: понятие в психологии
Он считал, что такие взгляды на жизнь должны помочь человечеству стать на правильный путь. Эрих доказал всем, что между людьми не должно быть разногласий в том, что самое главное это – мир.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Самой настоящей человеческой ценностью Фромм считал любовь. Он полагал, что способность к искренней человеческой любви – самое важное в каждом человеке, так как именно любовь дает ответ на вопрос: «Зачем человек живет на этом свете?» Эрих Фромм о любви говорил как о возвышенном чувстве, которое должен познать каждый человек, чтобы понять сущность бытия.
В процессе постижения любви характер человека претерпевает изменения к лучшему. По мнению философа, иногда порывы человека изменить свою настоящую жизнь обусловлены лишь стремлением избежать тех трудностей, которые несет за собой любовь.
Эрих Фромм книги пишет на различные темы. Например, в книге Э. Фромма «Душа человека» мыслитель находится в поиске источников мирового порядка, гармонии в обществе. Он уверен, что мир обязательно должен прийти к торжеству гуманистического мира. А в другой книге, «Здоровое общество», автор рассказывает о том, как в настоящий момент происходит становление человека в социуме.
Рекомендуем: Эрик Эриксон (биография)
Одной из самых известных работ Эриха Фромма является книга «Искусство любить». В этой книге автор рассказывает о том, как он понимает любовь. Он сравнивает любовь с искусством и одновременно доказывает, что любить по-настоящему может только сильный человек. Также Эрих Фромм отмечает причины возникновения чувства любви с точки зрения психологии. На самом деле любовь оказывается не так уж и проста, как может показаться на первый взгляд.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В другом своем произведении он описывает все, что связано с властью. В книге «Бегство от свободы» Фромм говорит, что для кого-то власть – это подарок, а для кого-то – величайшая угроза.
Вообще, Эрих Фромм оказался довольно успешным писателем, произведения которого легко и приятно читать. Его книги прочитываются на одном дыхании. Он в легкой для понимания форме преподносит читателю сложные вещи в таком свете, что они становятся ясны даже тем, кто ничего не понимает в психологии. К тому же его книги просто интересны.
Вот еще несколько хороших произведений, которым стоит уделить свое драгоценное время. Кстати, они находятся в свободном доступе в сети Интернет, и ни для кого не составит труда их скачать и прочесть:
- Иметь или быть?
- Анатомия человеческой деструктивности.
- Человек для себя.
- Сумерки богов.
- Забытый язык.
- Здоровое общество.
- Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии.
- И многие другие произведения.
Очевидно, что Эрих Зелигман Фромм является крайне интересной личностью. Его жизнь была богата различными событиями. Он внес существенный вклад в психиатрию и психологию. Он пытался связать несколько философских течений в одно, найти в них что-то общее, и у него это получилось.
У Эриха Фромма было мнение, что общество должно стать таким, чтобы люди в нем были связаны любовью друг к другу, считали себя братьями и сестрами, были солидарны друг с другом. Это был великий ученый, философ, психолог, автор многих книг и политический деятель своего времени, о котором будет помнить не одно поколение. Автор: Ольга Морозова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Эрих Фромм — Традиция
Э́рих Фромм (нем. Erich Fromm, * 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — † 18 марта 1980, Локарно) — социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев. Его предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. «Мое мироощущение нельзя назвать современным, — говорит Фромм в одном радиоинтервью, — …я изучал Талмуд, Библию и слышал много историй о своих предках, которые жили в добуржуазную эпоху». Интересные подробности он рассказывает про своего деда, владевшего маленькой лавочкой в Баварии: «Всю свою жизнь дед сидел целый день в лавке и штудировал Талмуд; если приходил покупатель, он сердито поднимал голову и спрашивал: „Что, разве нет другого магазина?“ Вот в таком мире я рос».
Таким образом, скепсис по отношению к капиталистическим ценностям Э. Фромм впитывал с самого детства. Но при этом ему также удалось преодолеть традиционно-патриархальную составляющую субкультурной среды, выходцем из которой он был. По прошествии многих лет Фромм напишет: «Расцвет культуры средневековья связан с тем, что людей вдохновлял образ Града Божьего. «Расцвет современного общества связан с тем, что людей вдохновлял образ Земного Града Прогресса. Однако в наш век этот образ превратился в образ Вавилонской башни, которая уже начинает рушиться и под руинами которой в конце концов погибнут все и вся. И если Град Божий и Град Земной — это тезис и антитезис, то единственной альтернативой хаосу является новый синтез: синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями постренессансной рациональной мысли и науки». Это представление о социальной реконструкции также характеризует сами духовные искания Фромма, — отвергая капиталистические ценности, он не встал на традиционные консервативные позиции, но и не пошел путем отрицания большинства духовных ценностей человечества. Его путь — это путь синтеза.
Первую мировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. «Как это возможно? — задает он себе вопрос несколько лет спустя. — Чтобы миллионы людей убивали друг друга ради явно иррациональных целей или из политических соображений, от которых каждый отдельный человек настолько далёк, что никогда не стал бы жертвовать собой… То есть как возможна война с политической и психологической точек зрения? Какие силы движут человеком?». Эти размышления привели молодого человека к изучению психологии, социологии и философии. И много позже — в середине 70-х гг. — уже известный Э. Фромм формулирует аналогичный вопрос в связи с ядерной и экологической угрозой: «Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов — инстинкт самосохранения, — казалось бы, перестал побуждать нас к действию?».
Фромм учился во Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете, где преподавали Макс Вебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксального фрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фромм вскоре начинает сомневаться. Эти сомнения постепенно привели к ревизии фрейдизма и к созданию своей концепции. Но это — несколько позже.
С 1930 года Фромм сотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложилась знаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие). Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецких рабочих и служащих — и в 1932 году приходит к выводу, что серьезного сопротивления идущим к власти нацистам со стороны рабочих оказано не будет. Эти исследования состояли в анкетировании, помогающем изучать неосознанные мотивы поведения людей: «Если на вопрос: „Кто из исторических личностей вам нравится больше всего?“ — человек отвечал: „Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Маркс, Ленин“, мы интерпретировали этот ответ как указание на „авторитарность“, поскольку такой набор говорил о том, что человек восхищается диктаторами и полководцами. Если ответ был: „Сократ, Пастер, Кант, Маркс, Ленин“, мы классифицировали его как демократический, потому что человек ставил выше других людей, заботящихся о благе человечества, а не людей власти». Всего анкета содержала 270 вопросов.
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. В Нью-Йорке им проводятся исследования по программе «Авторитет и семья», по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма «Бегство от свободы». Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно «Авторитарная личность», также основана на материалах этих исследований.
В конце 30-х — в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно, отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его к выводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятся исключительно к биологическим инстинктам, о которых говорил Фрейд, а имеют социальные корни. Этот вывод способствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.
С 1949 по 1969 гг. Фромм живет в Мексике. Будучи в Мексике Фромм посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. Издает книгу «Здоровое общество», в которой выступает с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США. Пишет Программу партии. Впрочем, из-за партийных споров Программа была отвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.
1968 году случился первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает в Швейцарию, в которой будет жить до своей смерти.
В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Но физическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.
В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.
Социально-философские идеи Фромма[править]
Двойственность свободы[править]
Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. Перечень идейных источников, на которых основывается эта концепция, весьма интересен. В него входят теории З. Фрейда, К. Маркса и И.-Я. Бахофена, а также израильские пророки и Будда. Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение — как религиозное, так и светское — содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен.
Название «радикальный гуманизм» говорит само за себя, — этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума. Карл Маркс аналогичным образом вторгся в область социального инферно, стремясь к его преодолению путем переустройства общества на основах разума и свободы. Пророки боролись против любых форм идолопоклонства, считая человека выше идолов. Иоганн Якоб Бахофен, реконструировавший эгалитарную и миролюбивую стадию в развитии общества, нанес удар по иллюзии естественности преобладания таких патриархальных ценностей, как агрессивность, эксплуатация, конкуренция и социальная иерархия. Преодоление любых иллюзий, держащих нас в плену, проповедовал Будда — радикальнейший сторонник человеческой независимости.
Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода от. Но у свободы есть также позитивный аспект — свобода для. Одна только голая свобода от невыносима для человека, — утверждает Фромм в книге «Бегство от свободы». Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости.
Исследуя тоталитарные режимы (главным образом — на примере нацистской Германии), Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнему авторитету — партии, державе, «закону и порядку» как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, — Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства (a la Макиавелли). Характерологический тип, господствующий в этих обществах (социальный характер) Фромм называет авторитарным («садо-мазохистским»).
В демократических режимах XX века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее «продаться» на «рынке личностей» — при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т. п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в других работах — рыночным).
Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом.
«Иметь или быть?»[править]
Вкусив от Древа Познания, люди вырвали себя из природного состояния — отныне их органическая связь с миром (а значит — и друг с другом) разрушена. Если жизнь животных полностью или почти полностью руководится инстинктами, то люди должны сами искать ответ на вопрос о смысле своего существования и о своем месте в мире. Иными словами, человек стремится обрасти новыми связями взамен утраченных природных уз, и в этом состоит первейшая собственно человеческая потребность, — считает Фромм. Критикуя Фрейда, он пишет: «Фрейд всегда рассматривал человека в его отношениях с другими, но эти отношения представляются ему аналогичными тем экономическим отношениям, какие характерны для капиталистического общества … Поле человеческих отношений, по Фрейду, аналогично рынку; оно определяется обменом удовлетворения биологических потребностей. При этом связь с другими индивидами является лишь средством достижения цели, а не целью как таковой».
Каким же образом люди устанавливают эти новые связи с миром и друг с другом? В целом возможно два способа решения этой проблемы человеческого существования, между которыми выбирает та или иная личность: установка на бытие и установка на обладание. Эти категории Фромм использовал в своей итоговой работе «Иметь или быть?» (1976), в более ранних книгах он говорит соответственно о продуктивной и непродуктивной ориентациях человеческого характера.
Наиболее полноценные (продуктивные) связи с миром устанавливаются посредством любви и творческого труда, в этом заключается установка на бытие, и в этом состоит содержание позитивной свободы. К такому выводу Фромма приводит его богатая психоаналитическая практика, анализ художественных, философских и религиозных текстов.
Творчество — это родовая черта людей, отличающая их от других живых существ. Оно не обязательно означает творчество скульптора или писателя. Фромм вслед за дзен-буддистами утверждает, что предметом творчества может быть сама человеческая жизнь. Простой рыбак по своему видению мира может быть гораздо более творческой личностью, чем какой-нибудь посредственный литератор.
Понятие «любовь» также требует некоторого пояснения, ибо этим словом зачастую обозначается садомазохистская зависимость (по принципу обоюдного господства-подчинения). Во-первых, любовь представляет собой внутреннее свойство самой человеческой личности, а не просто реакцию на внешний раздражитель в виде «объекта любви». «Любовь к одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще. А любовь к человеку вообще вовсе не является, как часто думают, некоторым обобщением, возникающим „после“ любви к определенной личности или экстраполяцией опыта, пережитого с определенным „объектом“; напротив, это предпосылка такого переживания», — говорит Фромм.
Во-вторых, любовь предполагает высочайшее уважение в возлюбленном человека, стремление к его (или ее) счастью, развитию и свободе, в то время как садомазохистская связь означает рассмотрение «возлюбленного» в качестве собственности. Любовь — это установка на бытие, а садомазохистская привязанность — на обладание: «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей „любви“ свободы и держать его под контролем».
Установка на обладание осуществляется, когда по тем или иным социально-психологическим причинам человек не может реализовать себя в любви и творчестве. Неспособность полноценного единения с жизнью порождает потребность жизнь ограничивать, «наложив на нее лапу», — то есть иметь, обладать. Но непродуктивное решение проблемы человеческого существования — это всего лишь суррогат, оно не в состоянии полноценно заменить утраченные человеком первичные природные узы, что неизбежно сказывается на личности.
Стремление к накоплению все большего количества вещей вместо функционального пользования ими (здесь речь идет не о юридическом понятии собственности, а о психологической установке) — это самый наглядный тип обладания. Не менее показательно стремление к бесплодному накоплению знаний вместо их творческого применения в выработке новых идей. Стремление обладать людьми возникает из-за неспособности строить солидарные отношения, а также из-за неспособности любить.
Биофилия и некрофилия[править]
Установка на бытие предполагает постоянное развитие, вечное становление. Это сама жизнь. Ориентация на обладание означает ограничение жизни, а в пределе — омертвение живого, установление раз и навсегда данного порядка, ледяной холод застывшей вечности. Здесь проявляется еще одна грань теории Фромма — полярность биофилии и некрофилии. Некрофилия в данном случае понимается как ненависть к живому и любовь к мертвому, ее можно рассматривать как крайнюю форму непродуктивной ориентации характера. Фромм обращает внимание на лозунг испанских фалангистов — «Да здравствует смерть!» — как на явно некрофильский. Он также усматривает некрофильские черты в разрушительных тенденциях современной цивилизации — в угрозе ядерного уничтожения, в экологическом кризисе, в подчинении всех сторон жизни нуждам индустриальной «мегамашины».
Самые крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению. Это происходит, когда личность оказывается неспособной не только к любви и творчеству, но даже к обладанию, и у нее остается единственный выход — уничтожение всего. Эти черты некрофилии продемонстрировал нацистский режим в Германии во время своего отступления и агонии. «Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию», — говорит Фромм о Гитлере в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Последняя глава этой книги так и называется — «Злокачественная агрессия: Адольф Гитлер — клинический случай некрофилии».
Гуманистическая этика[править]
Для Фромма, основывающегося на богатом опыте практикующего психолога и психоаналитика, бегство от свободы и ориентация на обладание — это отступление от человеческой природы, «грех против Духа Святого», — говоря теологическим языком. «Итак, добро в гуманистической этике — это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель — это ответственность по отношению к собственному существованию. Злом является помеха развитию человеческих способностей; порок — это безответственность по отношению к себе», — говорил Эрих Фромм в книге «Человек для себя» (1947).
Нетрудно заметить, что в своей концепции Фромм широко использует различные полярности: «гуманистический — авторитарный», «свобода — бегство от свободы», «продуктивный — непродуктивный (деструктивный)», «бытие — обладание», «биофилия — некрофилия». За всем этим стоит одна и та же многогранная реальность, поворачивающаяся к нам разными сторонами. Эти полярности философ рассматривает как динамическое единство: чем сильнее наша установка на бытие, тем слабее — на обладание, и наоборот. Человек может, работая над собой, усиливать продуктивную составляющую своего характера. Возможен и обратный процесс — деградация — при попустительстве по отношению к себе.
Социальный характер[править]
Суть социально-психологического метода, разработанного Фроммом — в применении психоанализа к изучению общества. Метод психоанализа личности, созданный Зигмундом Фрейдом, состоит в изучении воздействия индивидуальной жизненной судьбы (особенно — в детстве) на развитие психики личности. Например, при деспотичных родителях или воспитателях у ребёнка может развиться замкнутость и враждебность. А ребёнок, выросший в атмосфере родительской любви и взаимного уважения, напротив, приобретёт здоровые черты психики. Но, с другой стороны, этот человек, вероятно, вступит в конфликт с обществом, если в последнем господствуют деспотические отношения.
Социально-психологическое исследование призвано проследить, каким образом черты психики, общие для всех членов исследуемой социальной группы, связаны с их жизненными судьбами. При этом, в отличие от психоанализа личности, социально-психологический метод неизбежно игнорирует частные особенности членов группы, не определяющие группу в целом. Психоанализ личности помогает найти источники неврозов и психических отклонений, в то время как социально-психологический метод имеет дело с в целом нормальными (с точки зрения данного общества) индивидами. «Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, то есть отдельных людей, — говорит Фромм. — Однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы». Совокупность черт характера, общая для большинства членов социальной группы складывается в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Такую совокупность Фромм называет социальным характером. Данное понятие становится базовым в его учении об обществе.
Для человека невыносимо всю жизнь выполнять работу, которая не соответствует основным чертам его личности. Это неизбежно разрушительно скажется на его психическом и физическом здоровье, и свои задачи в общественном производстве этот человек удовлетворительно выполнять не сможет. Такое несоответствие характера людей их социально-экономической роли широко проявляется в периоды социальных катастроф. В периоды общественной стабильности черты характера представителей той или иной социальной группы должны быть как-то приспособлены к существующей социально-экономической системе, ведь людям необходимо состояние относительного психологического комфорта. Социальный характер является механизмом приспособления к системе. Он формируется через воспитание в «среднестатистической» семье и через культуру данного общества.
Фромм поясняет эту мысль таким примером из жизни современного западного общества: «Наша современная промышленная система требует, чтобы основная часть нашей энергии была направлена в работу. Если бы люди работали только под давлением внешней необходимости, то возникал бы разрыв между тем, чего им хочется, и тем, что они должны делать; это снижало бы производительность их труда. Но динамическая адаптация личности к социальным требованиям приводит к тому, что энергия человека приобретает формы, побуждающие его действовать в соответствии с… требованиями экономики. Современного человека не приходится заставлять работать так интенсивно, как он это делает; вместо внешнего принуждения в нем существует внутренняя потребность в труде…» Индивид оказывается и в экономическом, и в психологическом выигрыше.
Фромм также приводит другой пример, иллюстрирующий отличие раннего капитализма и современного капиталистического общества. К чертам характера мелких предпринимателей раннеиндустриального общества относились бережливость (переходящая в скупость), подозрительность, осторожность. Все это наиболее соответствовало раннему капитализму, без этого нельзя было «сколотить состояние». С приходом новой эпохи представитель этого класса приобретает совершенно другие характерологические черты — потребительство, расточительство, потому что без этих черт характера данная экономическая система работать не сможет. Ей постоянно нужны новые товары, новые модели, новые зрелища — «шоу», — которые кто-то должен потреблять.
Таким образом, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как это целесообразно для данного общества. Когда черты характера большинства членов общества — то есть социальный характер — соответствуют этой целесообразности, они превращаются в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.
Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ — или классов внутри общества — развиваются и обретают силу разные идеи.
Так, для представителей другой культуры ценностные ориентиры среднего человека западного мира будут, в силу отличий социального характера, совершенно непонятны. «Попробуйте внушить идею беспрерывных усилий и стремления к успеху индейцам пуэбло или мексиканским крестьянам — вас просто не поймут, — пишет Фромм, — вряд ли даже поймут, о чем вы говорите, хотя вы и будете говорить на их языке, потому что у этих людей совершенно иной склад характера».
Открытая Фроммом роль социального характера в развитии общества следующая. Формируясь в результате приспособления психики индивидов к социально-экономическим условиям, он становится производительной силой общества, а также определяет господствующие в обществе идеи. При изменении социально-экономических условий начинает меняться и социальный характер, что приводит к появлению новых психологических потребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают новые идеи и подготавливают людей к их восприятию. В свою очередь, новые идеи через воспитание усиливают новый социальный характер, который укрепляет новый социально-экономический порядок.
Этим открытием Фромм существенно развил идеи Маркса, установил связующее звено между экономическим базисом общества и его идеологией. Таким звеном является социальный характер.
Здоровое общество[править]
Поднятие темы «здорового общества» предполагает, что общество также может быть «нездоровым». Фромм поясняет это такими примерами: «Мы живём в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях „стабилизации рынка“, хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем». «Более 90 % населения у нас грамотны, — пишет далее Фромм. — Радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того, чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают людям головы самым низкопробным вздором… Любое предложение о том, чтобы правительство финансировало производство кинофильмов и радиопрограмм, просвещающих и развивающих людей, …вызвало бы возмущение и осуждение во имя свободы и идеалов».странновато
Эти и другие примеры, приводимые социальным мыслителем, призваны, обращаясь к здравому смыслу человека, показать ненормальность того, что стало нормой, или патологию нормальности. Есть два подхода к понятию «норма», говорит Фромм. Первый подход: нормально то, что соответствует общепринятым стандартам; в этом случае вопрос о нормальности самих общепринятых стандартов не ставится. Второй подход заключается в признании существования неких объективных критериев нормальности, не зависящих от «общепринятого». В этом случае общество окажется здоровым, если его общепринятые нормы соответствуют объективным критериям нормальности, и нездоровым, если не соответствуют.
Фромм, как следует из самой постановки им вопроса о здоровьи общества, придерживался второго подхода. Закономерен вопрос, каковы объективные критерии нормальности, кто их устанавливает. Фромм обращается к эмпирическому научному знанию: «…Здоровым является общество, соответствующее потребностям человека, — не обязательно тому, что ему кажется его потребностями, ибо даже наиболее патологические цели субъективно могут восприниматься как самые желанные; но тому, что объективно является его потребностями, которые можно определить в процессе изучения человека». Социальный мыслитель провозглашает необходимость создания науки о человеке — прикладной науки, предметом которой было бы здоровье общества, подобно тому, как предметом медицинской науки является здоровье индивида. Задача построения здорового общества трудна, соглашается Фромм, но не менее трудной выглядела три столетия назад задача технического развития. И её удалось решить благодаря созданию новой науки о природе. Создание науки о человеке призвано преодолеть патологическое использование достижений цивилизации.
Но некоторые рекомендации по оздоровлению общества Фромм считает возможным сделать уже на основании имеющихся знаний. В итоговой книге «Иметь или быть?», вышедшей в 1976 году, он предлагает ряд мер, актуальных и по сей день. Например: «следует запретить все методы „промывания мозгов“, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде»; «пропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтожена»; «женщины должны быть освобождены от патриархального господства»; «научные исследования следует отделить от их использования в промышленности и обороне» и т. д.
Кроме того, Фромм предложил проекты общественных преобразований, с которых могло бы начаться создание здорового общества. Суть этих предложений в создании небольших — человек по десять — «групп межличностного общения», в которых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образования, здравоохранения и других сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных областях. Группы межличностного общения могли бы при необходимости собираться на ассамблеи по несколько сотен человек. Наряду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейся науки о человеке.
Таким образом, общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.
- Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
- Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-023209-8.
- Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. — 635,[5]с.-(Philosophy). ISBN 5-9713-1779-2.
- Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
- Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: АСТ — Минск: Харвест, 2005. ISBN 5-17-032342-5.
- Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004. ISBN 5-902678-01-3.
- Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. — М.:АСТ:АСТ МОСКВА,2006.-571,[5]с.-(Philosophy). ISBN 5-9713-1774-1.
- Э. Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. ISBN 5-237-04524-3.
- Э. Фромм. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. ISBN 5-17-026540-9.
- Э. Фромм. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
- Э. Фромм. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. ISBN 5-352-00758-8.
- Э. Фромм. Кризис психоанализа. Дзэн-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-Пресс, 2004. ISBN 5-8112-0868-5.
- Э. Фромм. Революция надежды. Избавление от иллюзий. Перевод с англ.; Предисловие П. С. Гуревича. — М.: Айрис-пресс, 2005.-352 с. — (Человек и мир). ISBN 5-8112-1345-X.
- Э. Фромм. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. ISBN 5-237-00060-6.
- Э. Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- Э. Фромм. Ради любви к жизни. М.: АСТ, 2000. ISBN 5-237-04523-5.
- Э. Фромм. Фрейд. М.: Весь Мир, 2002. ISBN 5-7777-0169-8.
- Э. Фромм. Человек для себя. Минск: Харвест, 2004. ISBN 985-13-2189-3.
- Э. Фромм. Человек для себя. М.: АСТ — Минск: Харвест, 2006. ISBN 5-17-035387-1.
Работы Фромма[править]
О Фромме[править]
traditio.wiki
Эрих Фромм — Психологос
Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:
- Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
- Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
- Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
- Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).
Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического»:
1) Экзистенциальная составляющая —
- Человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
- Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
2) Исторические противоречия —
Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.
Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.
Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:
- рецептивный
- эксплуататорский
- накопительский
- рыночный
Продуктивность — это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Публикации
- «Бегство от свободы» (1941)
- «Человек для самого себя»
- «Душевно здоровое общество» (1945)
- «Психоанализ и религия» (1950)
- «Искусство любить» (1956)
- «Революция надежды» (1968)
- «Иметь или быть?» (1976)
- «Анатомия человеческой деструктивности»
- «Мужчина и женщина»
- «Кредо»
- «Величие и ограниченность теории Фрейда»
- «Ради любви к жизни»
- «Кризис психоанализа»
- «Революция надежды. Избавление от иллюзий»
www.psychologos.ru
Фромм Эрих — это… Что такое Фромм Эрих?
Фромм Эрих — (Fromm) (1900 1980), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, усматривал пути выхода из кризиса современной… … Энциклопедический словарь
Фромм Эрих — (1900–1980) немецко американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии (см. экзистенциальная психология), к рое состоит в нарушении естественной,… … Большая психологическая энциклопедия
Фромм, Эрих — (Fromm) (1900 1980) немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия… … Политология. Словарь.
Фромм, Эрих — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фромм. Эрих Фромм Erich Fromm … Википедия
Фромм Эрих — Фромм (Fromm) Эрих (р. 23.3.1900, Франкфурт на Майне), немецко американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929 32 сотрудник института социальных исследований во Франкфурте на Майне; в 1933 эмигрировал в США; ряд лет вёл… … Большая советская энциклопедия
Фромм, Эрих — ФРОММ (Fromm) Эрих (1900 80), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФРОММ Эрих — (1900–1980) – немецко американский психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФРОММ Эрих — (Fromm, Erich) (1900 1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте на Майне 23 марта 1900. Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете и… … Энциклопедия Кольера
фромм Эрих — (1900 1980) немецко американский философ и социальный психолог. Родился во Франкфурте на Майне. Учился в университетах во Франкфурте, Мюнхене, Гейдельберге, в Берлинском институте психоанализа. В 1933 г. переехал из Германии в США, где работал… … Великие философы: учебный словарь-справочник
Фромм Эрих — Порок ли неподчинение? Человек рождается тогда, когда он разрывает первобытные связи с природой, характеризующие животное существование. Такова точка зрения Эриха Фромма (1900 1980). Порвав цепи, человек остается одиноким. Дискомфорт изоляции … Западная философия от истоков до наших дней
dic.academic.ru
Эрих Фромм: теоретик любви и его женщины
Американский психоаналитик с немецкими корнями Эрих Фромм является одним из самых интересных теоретиков психологии личности. Многие его книги, написанные живым ярким языком, становились бестселлерами: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976). Но одна небольшая работа под названием «Искусство любить», написанная им в 56-летнем возрасте (1956), может быть рекомендована каждому человеку, которого волнуют проблемы любви.Эрих Фромм
В ней он сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Любовь плодотворная предполагает по отношению к любимому человеку проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение. Такая любовь возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения. Неплодотворная любовь направлена на то, чтобы подчинить себе объект любви и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её. Эти формы любви могут встречаться как в любви между мужчиной и женщиной, так и в родительской любви.
Меня всегда интересовало, какой личный опыт любви имел Эрих Фромм, что он сумел так глубоко понять природу любви и причины ее разрушения. К сожалению, официальные биографические справки в словарях практически ничего не сообщали о женах Э.Фромма. Недавно мне удалось выйти на книгу Райнера Функа «Эрих Фромм: Страницы документальной биографии» (она есть в сети), из которой я почерпнула интересующие меня сведения.
Поскольку первый опыт любви связан с матерью, начнем с нее. Эрих Фромм родился во Франкфурте-на Майне в 1900 году. Он был единственным ребенком в патриархальной еврейской семье. Его отец владел винной лавкой, но при этом стремился к духовности. Его мать Роза Краузе была дочерью раввина. Она на словах уважала принципы мужа, а в душе считала его неудачником и мечтала увидеть сына преуспевающим раввином или музыкантом. Впоследствии Фромм назовет свою недовольную и ворчливую мать «типичной невротичкой» и себя он тоже определяет как невротичного мальчика.
Видимо, недостаток тепла с ее стороны и некоторая неуверенность в себе привели к тому, что в качестве объекта любви он выбирал женщин на много лет старше себя. Первый раз в возрасте 26 лет он женился на 36-летней Фриде Райхманн.
Фрида Райхман в пожилом возрасте
К этому моменту Фрида Райхманн уже работала психоаналитиком, и Эрих Фромм проходил у нее курс психоанализа до их брака, а также участвовал вместе с ней во всяких психоаналитических собраниях.
Она много ему дала в плане профессионального становления и личностной зрелости. Она сочетала в себе теплоту и решительность, и была очень умной женщиной, но их брак был недолгим. Они прожили вместе около четырех лет. В 1930-1931 гг. их пути разошлись, хотя они остались друзьями на всю жизнь. Интересно, что они официально не оформляли свой развод до 1940 года, когда Э.Фромму надо было оформить свой второй брак.
В промежутке между 1932 и 1940 годом у Эриха Фромма был бурный роман с известным психоаналитиком Карен Хорни. Она известна своими феминистскими принципами и жесткой критикой З.Фрейда за его рассмотрение женщин как людей второго сорта. Феминистские идеи она воплощала и в жизни, вступая в романтические отношения со многими коллегами. Типичная модель отношений Карен Хорни с мужчинами была такова: сначала она идеализировала мужчину, затем разочаровывалась в нем, потом впадала в депрессию и пыталась понять, почему же отношения расстроились. Из-за своих разочарований она переходила от одного мужчины к другому, часто пытаясь удержать одновременно сразу нескольких, потому что каждый из них соответствовал какому-то одному из ее разнообразных требований. Карен надеялась найти особенного человека, который отвечал бы ее противоречивым потребностям в доминировании и покорности, грубой силе и утонченной чувствительности.
Карен Хорни
Она познакомилась с Фроммом, когда тот был еще студентом Берлинского института психоанализа, где она читала лекции (он был на 15 лет младше ее). Их любовные отношения стали развиваться уже в США, когда оба эмигрировали из Германии в связи с приходом к власти фашистов. Их взаимоотношения были не только эмоциональными, но и интеллектуальными: Фромм обучал Хорни социологии, а она его – технике психоанализа. Их отношения ухудшились в связи с тем, что Карен Хорни отправила к Фромму для прохождения психоанализа свою дочь Марианну, которая специализировалась в психиатрии. Психоанализ выявил враждебное отношение Марианны к матери, что вызвало ее гнев. К этому моменту взаимное недовольство между Карен Хорни и Эрихом Фроммом стало нарастать, и они расстались. Но их взаимодействие было очень продуктивными в профессиональном плане. Нельзя не увидеть перекличку теоретических идей в их научных трудах. Под влиянием социологических установок Э.Фромма Карен Хорни сместила источник конфликта с внутриличностного на межличностный при анализе причин неврозов. Их типологии личности тоже очень похожи.
Второй брак Эрих Фромм заключил в 40-летнем возрасте с фотокорреспонденткой Хенни Гурланд, которая была старше его на 10 лет. У нее был 17-летний сын, в судьбе которого Фромм принял живое участие. У нее было тяжелое заболевание спинного мозга, которое причиняло ей большие страдания. По совету врачей в 1949 году Фроммы переселились в Мексику, чтобы попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. К сожалению, лечение не на долго продлило ее жизнь. Смерть жены в 1952 году сильно потрясла Фромма. Стоит подчеркнуть, что Эрих Фромм в определенной степени пожертвовал своей научной карьерой, переселившись в Мексику ради спасения своей жены. Ее интерес к религии и мистике склонил Фромма к изучению дзэн-буддизма
После смерти Хенни Фромм был очень подавлен. Тем не менее, через некоторое время он вновь обрел полноту жизни. В этом ему помогла Аннис Фримен, американка родом из Алабамы. Она была высокой, привлекательной женщиной, моложе его на два года. Они поженились в 1953 году. С этой женой Фромм прожил 27 лет до своей смерти в 80-тилетнем возрасте. В период этого брака им и была написана книга «Искусство любить», в которой он обобщил как культурологические представления о любви, так и свой достаточно разнообразный личный опыт.
ira-zorina.livejournal.com