36. Биологическая адаптация. Механизмы срочной и долговременной адаптации.
Понятие о конституциональных типах.
Биологическая адаптация человека — эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называть акклиматизаций (см.) и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект.
Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва глюкогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной;Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов.
В настоящее время отсутствует общепринятая теория и классификация конституций.Многообразие подходов,предлагаемых разными специалистами,порождает множество оценок, определений конституции,отражает сложность проблем, стоящих перед конституциологией.На сегодняшний день наиболее удачным и полным определением конституции является следующее. Конституция(лат. constitutia — установление,организация)— это комплекс индивидуальных относительно устойчивых морфологических,физиологических и психических свойств организма,обусловленных наследственностью,а также длительными и интенсивными влияниями окружающей среды, проявляющимися в его реакциях на различные воздействия(в том числе социальные и болезнетворные).
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация,прдложенная М.В.Черноруцким.Он выделил три типа конституции:
1) астенический;
2) нормостенический;
3) гиперстенический
Отнесение к тому или иному типу производилось на основании величины индекса Пинье (длина тела — (масса+ объем груди в покое). У астеников индекс Пинье больше 30, у гиперстеников— меньше 10, у нормостеников находится в пределах от10 до 30. Эти три типа конституции характеризуются не только особенностями внешних морфологических признаков, но и функциональных свойств.
37. Экологическая дифференциация человечества. Понятие о расах и адаптивных
типах людей.
Биологическая адаптация
от лат. аdaptatio — приспособление), процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды в процессе эволюции, включающий комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий: 1) успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями; 2) устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к адаптации имеет определенные пределы, характерные для каждого вида. В составе адаптации различают две группы приспособлений: аккомодацию и адаптивную радиацию. У человека — приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.
). Для него характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательных средств (жилище, одежда), кроме того ему доступна произвольная психическая регуляция ряда биологических процессов и состояний.Adaptation; Anpassung) — процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками — с другой (см. также невроз), что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду. Адаптивные процессы называются аллопластическими, когда индивид изменяет среду в пользу своих потребностей и желаний; они же называются аутопластическими, когда происходят внутренние или психические модификации в ответ на восприятие внешнего мира. «Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили (ПС, пар.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
дез + новолат. adaptatio — приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания. Соответственно один из этапов реабилитации психически больных носит название реадаптационного [Кабанов М. М., 1978, 1985].
Адаптация (Adaptation)
явление, при котором постепенно уменьшается ответ органов чувств на длительную или повторяющуюся стимуляцию. Например, обоняние человека может приспособиться (адаптироваться) к стимулирующему воздействию того или иного запаха, так что при длительном его присутствии от органа обоняния (носа) перестают поступать со- общения о наличии такого запаха. Аналогично, адаптация органов осязания (рецепторов кожи) приводит к тому, что человек может на какое-то время забыть о недавно надетой на тело одежде, так как не будет ощущать ее прикосновения.
Источник: «Медицинский словарь»
Дезадаптация
Невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Обычно сопровождается вегетативными и невротическими реакциями. Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.
Фрустрация Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.
ФРУСТРАЦИЯ
от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системыорганизма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.
Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел УолтерКэннон (англ. WalterCannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flightresponse).
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Общий термин для обозначения любой ситуации, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и контактов.
Эмоциональная депривация
лат. deprivatio — лишение) — продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Эмоциональная депривация
англ. deprivation – утрата, лишение) – лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви, это может повлечь серьезные нарушения эмоционального развития.
Эмоциональная депривация представляет собой особую, индивидуальную переработку стимульного обеднения, которого ребенок или взрослый человек достиг в определенной ситуации. Это психическое состояние требует коррекции, и если имеется недостаточность проявления эмоций в окружении человека, то возникают характерные признаки, дающие возможность распознавания эмоциональной депривации. Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке. В практике психиатрии имеется немало фактов, на основании которых можно утверждать, что успешное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если между ним и взрослым человеком установлены правильные психические отношения.
Известно, что эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде, то развитие происходит таким образом, что ребенок становится социально-гиперактивным. Его привлекают все новые контакты, притом, что не имеет значения, от кого они исходят. Активность детей, испытывающих эмоциональную депривацию, имеет социально-эмоциональную окраску. То есть, они лезут на колени даже к незнакомым людям, стараются привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным.
Выживает сильнейший | Определение, приложения и примеры
выживание сильнейших
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Альфред Рассел Уоллес Герберт Спенсер
- Похожие темы:
- приспособление естественный отбор Дарвиновский фитнес
Просмотреть весь связанный контент →
выживание наиболее приспособленных , термин, прославившийся в пятом издании (опубликованном в 1869 г.) книги «О происхождении видов » британского натуралиста Чарльза Дарвина, в которой предполагалось, что организмы, лучше всего приспособленные к окружающей среде, являются наиболее успешными в выживании и размножении. . Дарвин позаимствовал этот термин у английского социолога и философа Герберта Спенсера, который впервые использовал его в своей книге 1864 года « Принципы биологии ». (Спенсер придумал эту фразу только после прочтения работы Дарвина.)
(Читайте эссе Т. Х. Хаксли «Британника» 1875 года об эволюции и биологии.)
Использование в эволюционной теории
Дарвин не рассматривал процесс эволюции как выживание наиболее приспособленных; он рассматривал это как выживание более приспособленного, потому что «борьба за существование» (термин, который он взял у английского экономиста и демографа Томаса Мальтуса) относительна и, следовательно, не абсолютна. Вместо этого победители в отношении видов в экосистемах могут стать проигравшими при изменении обстоятельств. Например, ископаемые свидетельства подтверждают представление о том, что мамонт ( Mammuthus ) был более приспособлен во время последнего ледникового периода (который закончился примерно 11 700 лет назад), но стал менее пригодным, когда люди охотились на него, а климат в мире потеплел; ископаемые данные свидетельствуют о том, что мамонт вымер несколько тысяч лет спустя.
(Читайте эссе Томаса Мальтуса «Британника» 1824 года о населении.)
Дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора включала в себя три важнейших элемента: изменчивость, воспроизводство и наследуемость. Изменения в физических особенностях организмов, которые имеют тенденцию приносить пользу индивидууму (или виду) в борьбе за существование, сохраняются и передаются (или отбираются), потому что индивидуумы (или виды), у которых они есть, имеют тенденцию выживать. Успех или неудача данной вариации неизвестна, когда она появляется; это известно только ретроспективно, после того как организмы, которые обладают им, либо вырастают и созревают, и передают его своим потомкам, либо не могут созревать и воспроизводиться.
Важно отметить, что Дарвин находился под влиянием мышления английского физика и математика Исаака Ньютона, чья система делала упор на эксперименты, математику и логику, а не на субъективный чувственный опыт. Во времена Дарвина его эволюционная теория была попыткой построить подобную систему для живого мира, граница, еще не перейденная биологическими науками.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Некоторые философы и ученые предполагают, что понятие выживания наиболее приспособленных является примером кругового рассуждения, то есть тавтологией (утверждение, сформулированное таким образом, что его нельзя опровергнуть без противоречий). В тавтологиях любые истинные утверждения, которые следуют, являются вопросом определения. Действительно, описывать тех, кто выживает, как наиболее приспособленных, все равно что утверждать, что те, кто выживает, выживают. Британский философ Карл Поппер сначала считал «выживание наиболее приспособленных» само собой разумеющимся; однако он передумал после того, как понял, что Дарвин постулировал вариацию аксиоматически; то есть Дарвин заметил, что все люди не начинали с одного и того же набора признаков (или черт). Следовательно, силы, влияющие на выживание, не одинаково действовали на особей и виды; всегда были вариации, некоторые из которых оказывались благоприятными и придавали пригодность по сравнению с другими.
Приложение к экономике
Дарвин также находился под влиянием шотландского философа Адама Смита, чья книга «Исследование о природе и причинах богатства народов » была опубликована в 1776 году. не из-за благосклонности мясника, пивовара или булочника, которых мы ожидаем от нашего обеда, а из-за того, что они заботятся о своих собственных интересах». Такой личный интерес был основан на философском взгляде на мир, который постулировал, что важными элементами являются только отдельные люди, а не группы. Поступая таким образом, Смит присоединялся к номиналистическому мировоззрению (согласно которому реальность состоит только из конкретных и индивидуальных предметов). По словам Смита, то, что он назвал «невидимой рукой» — метафора, согласно которой благоприятные социальные и экономические результаты возникают в результате накопленных корыстных действий людей, — улаживает конфликты между людьми, привнося чувство баланса в их деятельность. Мировоззрение Смита было связано с доктриной laissez-faire (политика минимального государственного вмешательства в экономические дела отдельных людей и общества) и отражено в собственном описании эволюции путем естественного отбора Дарвином:
Можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно исследует во всем мире каждую вариацию, даже малейшую; отбрасывая дурное, сохраняя и прибавляя все хорошее; безмолвно и незаметно работая, когда бы и где бы ни представилась возможность, над улучшением каждого органического существа по отношению к его органическим и неорганическим условиям жизни.
Евгеника
Считалось, что человечеству можно передать логику выживания наиболее приспособленных и естественного отбора. В контексте господства викторианской Англии (1820-1919 гг.)14), возникло мнение, что более разумные будут править менее разумными или менее приспособленными. Чтобы реализовать эту точку зрения, двоюродный брат Дарвина, британский ученый Фрэнсис Гальтон, который ввел термин евгеника (происходит от греческого слова «благородный»), в 1907 году учредил Лондонское общество евгенического образования. Гальтон, наряду со многими другими среди образованные классы надеялись активно препятствовать размножению менее приспособленных и таким образом сохранить то, что было лучшим в викторианском обществе.
В связи с концепцией выживания наиболее приспособленных евгеника была разделена на позитивную и негативную формы, при этом позитивная евгеника активно поощряла хорошее размножение, а негативная евгеника предотвращала плохое размножение. Ярким примером негативной евгеники стала работа американского психолога Роберта Йеркса. Во время Первой мировой войны Йеркес проанализировал интеллект новобранцев армии США и пришел к выводу, что различия в интеллекте между расами объясняются наследственными чертами, несмотря на использование им тестов интеллекта, предвзятых в культурном отношении. Прес. США Кальвин Кулидж, находившийся под влиянием открытий Йеркса, подписал 19-й24 Закона об иммиграции, закон, запрещающий людям иммигрировать в Соединенные Штаты в силу их национальности или расы. В 1907 году Индиана стала первым штатом США, принявшим законы, разрешающие принудительную стерилизацию тех, кто был признан «непригодным». За ними последуют более 29 других штатов, которые примут свои собственные законы об обязательной стерилизации; однако после 1920-х годов популярность евгеники в США упала.
Движение евгеники зародилось в Европе в XIX в.20-х и 1930-х годов. Немецкий политик Адольф Гитлер писал в Mein Kampf (1925), что «необходимо предпринять позитивные шаги для поощрения процветания слесарей, потому что сама система часто работала против них». В этом отрывке Гитлер, кажется, искажает принципы дарвинизма, чтобы поддержать свое фашистское мировоззрение. Евгеника потеряла большую часть своей привлекательности в Европе и других странах после Второй мировой войны из-за ее связи с нацистской Германией.
Конор КаннингемГрупповой отбор | биология | Британика
Суслик Белдинга; Spermophilus beldingi
См. все СМИ
- Связанные темы:
- естественный отбор
Просмотреть весь связанный контент →
групповой отбор , в биологии тип естественного отбора, который действует коллективно на всех членов данной группы. Групповой отбор можно также определить как отбор, при котором черты развиваются в соответствии с приспособленностью (выживанием и репродуктивным успехом) групп, или, математически, как отбор, при котором общая приспособленность группы выше или ниже среднего значения приспособленности отдельных членов. Обычно отбираемая группа представляет собой небольшую сплоченную социальную единицу, а взаимодействие ее членов носит альтруистический характер. Примеры поведения, которое, по-видимому, влияет на групповой отбор, включают совместную охоту, например, на львов и других социальных хищников; совместное выращивание молодняка, например, слонов; и системы предупреждения о хищниках, например, используемые луговыми собачками и сусликами.
Изучение группового отбора сыграло важную роль в формировании других теорий отбора и пролило свет на значение альтруистического поведения, наблюдаемого у животных, включая людей. Однако это вызывает споры с момента его введения в 19 веке британским натуралистом Чарльзом Дарвином. Часто самоотверженное поведение ставит под угрозу физическую форму действующих лиц, возможно, снижая их шансы оставить потомство. Дарвин понял, что это представляет проблему для его теории естественного отбора, для которой вынашивание и выживание потомства было жизненно важным фактором эволюционного успеха.
В начале 20-го века наблюдения Дарвина за групповым поведением были изучены другими учеными в исследованиях, посвященных эволюции определенных физических черт и поведения, которые, по-видимому, приносят пользу социальным группам. Но к середине того века, после подъема неодарвинизма, в котором дарвиновская теория естественного отбора была синтезирована с генетикой (современный эволюционный синтез), идея о том, что отбор действует на группы, была в значительной степени отвергнута. Многие биологи-эволюционисты согласились с тем, что адаптация посредством отбора на уровне индивидуума и гена имеет большее значение, чем отбор на групповом уровне.
Но в 1960-х годах групповой отбор возродился с публикацией работы британского зоолога В.К. Винн-Эдвардс. Винн-Эдвардс утверждал, что индивидуальное подчинение эгоистичных интересов содействию групповому благополучию нельзя объяснить индивидуальным отбором. Он считал, что это особенно верно в отношении альтруистического поведения, такого как совместное размножение, которое ограничивает рассредоточение отдельных помощников, потенциально ограничивая их репродуктивный успех. Согласно Винн-Эдвардсу, это ограничение в конечном итоге означало, что групповой отбор контролировал популяции, защищая их от чрезмерного роста, влияя на эволюцию репродуктивных способностей видов.