Биологический возраст — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2013; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2013; проверки требуют 10 правок.Биологический возраст, или Возраст развития, — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.
Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.
Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.
Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.
Критерии определения биологического возраста[править | править код]
- зрелость (оценивается на основ
ru.wikipedia.org
Категория возраста. Значения возраста (биологический, психологический, хронологический, социальный, субьективный возраст).
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.
Условный возраст(возраст развития) – определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании количественно-качественных признаков.
Биологический возраст– определяется состоянием функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
Психологический возраст– определяется путем соотнесения уровня психического (умственного) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Хронологический возраст– возраст отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни.
Социальный возраст– измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников.
Субъективно переживаемый возраст– самоощущение человеком своего возраста, зависит от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.Нормативные критерии возраста— принятая культурой возрастная терминология, периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов.
Аскриптивные возрастные свойства (возрастные стереотипы)– черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы.
Символизация возрастных процессов– представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую.
Возрастные обряды– ритуалы, посредством которых структурируется жизненный цикл и оформляется взаимоотношение слоев, классов и групп.
Возрастная субкультура– специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «Мы», отличного от всех возрастных общностей.
Группы возрастных периодизаций (по л.С. Выготскому )
Группы периодизаций | Автор периодизации и ее основания | Характеристика периодизации |
Периодизации созданные по аналогии со ступенчатым построение других процессов развития (периодизации построенные на внешнем признаке, не связанным с развитием человека) | С. Холл, стадии развития общества | 0-5 лет — стадия рытья и копания, 5-11 лет – стадия охоты и захвата добычи, 8-12 лет- стадия пастушества, 11-15 лет- стадия земледелия, 15-20 лет – стадия промышленности и торговли |
Периодизации основанные на внутреннем признаке (одном или нескольких), связанном с развитием человека, актуальном на одной стадии развития и утрачивающем свою значимость на остальных стадиях | П.П. Блонский, смена зубов В. Штерн, активность человека З. Фрейд, изменение зон реализации либидо |
studfiles.net
Три возраста человека | Сайт психолога Светланы Пилюгиной
ТРИ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА
Ученые (и не без основания!) считают: нельзя достоверно судить о возрасте человека лишь по числу прожитых им лет. Существует не один, а три возраста человека:
* Паспортный;
* Биологический;
Паспортный, или хронологический, возраст указан в Вашем паспорте.
Биологический возраст характеризует объективное состояние физиологических систем организма и показывает, сколько Вам лет на самом деле.
Психологический возраст – это Ваше субъективное восприятие, насколько молодым Вы себя чувствуете.
И вот что интересно: совершенно не имеет значения, каков Ваш паспортный возраст! Он относителен и может очень сильно отличаться от биологического возраста человека, а также от его возраста психологического. Двадцать Вам лет или пятьдесят, эти цифры – условность, и говорят лишь о том, сколько раз вместе с планетой Земля Вы обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возрасты биологический и психологический.
Чтобы определить биологический возраст, протестируйте себя по таблице доктора Сухова (кликните по таблице, чтобы увеличить):
Выполните все 11 тестов. Затем заполните вторую таблицу своими результатами и проставьте против каждого результата тот возраст, который ему соответствует по таблице доктора Сухова:
Набранные Вами цифры возрастов сложите и разделите полученную сумму на 11. Это и будет Ваш биологический возраст. Можно выполнить не все тесты, а хотя бы некоторые из них, и тогда полученную сумму необходимо разделить не на 11, а на количество выполненных тестов.
Что делать, если результаты Вас не порадовали? – не расстраиваться: биологический возраст — не приговор! Помолодеть можно, для этого достаточно лишь изменить свой образ жизни: питайться правильно, высыпаться, почаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться (например, начните делать зарядку).
И еще: к резкому старению организма приводит хронический стресс. Если устранить его причину, а это вполне возможно при желании, все параметры, характеризующие возрастные изменения, как правило, улучшаются и человек объективно «молодеет». Ведь физическое состояние организма в огромной степени зависит от условий среды и образа жизни человека:
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАШЕ ЗДОРОВЬЕ?
А через две недели вновь пройдите тесты – и Вы наверняка увидите разницу. Возрастные показатели – перед Вами, натренируйте себя хоть до 20-летнего уровня!
Но это ещё не всё! Биологический возраст человека также очень зависит от возраста психологического, который определяется возрастом его души. Каждый наверняка знает людей, сумевших до весьма преклонного возраста (паспортного) сохранить юношескую энергию и свежесть восприятия жизни.
Бывает и наоборот: сравнительно молодой человек уже тяготится грузом прожитых лет и жить ему скучно, тяжело, он чувствует себя то ли слишком старым, то ли слишком взрослым…
Определить Ваш психологический возраст поможет методика
«Из прошлого — в будущее»:
Возьмите карандаш и лист бумаги и проведите на нем прямую линию – это будет линия Вашей жизни. Обозначьте её начало и конец. И отметьте также точку, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас, например так:
Теперь вспомните все значимые события Вашей жизни: как хорошие, радостные, так и грустные. Все. Школа, учёба в вуз, рождение ребёнка или внука, свадьба, какая-то значимая встреча, развод, путешествие. Поставьте точки, соответствующие этим событиям, на первом отрезке, который является Вашим прошлым. Чем значимее событие, тем жирнее должна быть точка.
Теперь на отрезке, который является Вашим будущим, отметьте события, которые Вы планируете, которые с Вами ещё произойдут.
А дальше смотрите: чего на Вашей линии жизни больше: событий прошлых или будущих.
Если больше событий будущих – всё в порядке: у Вас много планов, Вы молоды душой! Если же больше событий прошлых, всё самое хорошее, похоже, у Вас уже в прошлом.
И вот что важно: психологический возраст влияет на возраст биологический, и чем более молоды Вы душой, тем более молодо и здорово Ваше тело. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — лишь от Вас самих зависит, обладаете Вы этим или всё уже куда-то подевалось.
Как и биологический, психологический возраст – тоже не приговор: можно изменить биологический возраст и помолодеть телом; можно изменить психологический возраст и помолодеть душой.
Как это сделать? – начните с трёх самых важных вещей:
1. Начать ставить цели. Чтобы запланировать себе на будущее побольше интересных и ярких событий. Поставить перед собой амбициозные цели и наметить шаги по их осуществлению: конкретные дела. Взять новый лист бумаги и отметить эти события жирными точками на своём грядущем жизненном пути.
2. Начать побольше двигаться. Заняться, к примеру, танцами! Это может быть классический танец, народный, брейк или танец живота. Танцевать можно дома в одиночестве – просто включить музыку и начать двигаться! Или записаться в группу. С каждым движением, пусть и неловким, Вы будете уменьшать свой психологический возраст, а с ним и биологический, реальный. Заниматься можно чем угодно: танцами, бегом, плаванием, лыжами или коньками или просто пешими прогулками на свежем воздухе — главное, двигайтесь побольше! Это — второе.
3. Общение с молодежью. Если Вы молоды – побольше общайтесь со сверстниками, если Вы человек более зрелого возраста – общайтесь с людьми, намного младше вас, причём Вы не должны учить их жизни, поучать. Ваша задача — учиться у них.Чему? Да чему угодно! Они знают и умеют много такого, чего не знаете и не умеете Вы! Учитесь у них и благодарите их за это от души.
Можно придумать и многие другие пути решения этой задачи, но уже этих трех Вам хватит для того, чтобы увидеть мир совершенно в новом свете и уменьшить свой биологический и психологический возраст, став моложе и телом, и душой.
Возраст души: http://piliugina.ru/vozrast-dushi/
piliugina.ru
Биологический, психологический, социальный возраст
Биологический, психологический, социальный возраст
Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Психологический возраст — это субъективное восприятия человеком своего возраста. Как правило, психологический возраст связан с ощущением человека своей реализованности. Если человек полон планов, то он чувствует себя намного моложе, чем человек, считающий, что его жизнь уже закончилась. С точки зрения социологии и социальной психологии социальный возраст это метафора, обобщённое понятие, отражающее уровень усвоения социальных норм человеком и усвоенную, принятую им для себя социально-возрастную роль. Это качественная, а не количественная характеристика, потому измеряется не в годах, а в качественных социально-нравственных показателях.
Возраст. Стереотипы и возрастное поведение.
Слово «возраст». обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраствыражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется. возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы
Проблема периодизации возраста
Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
· исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
· подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле -психического развития ребенка;
· представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
· выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
· выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Изучение возраста в физической антропологии
Возрастные аспекты брачно – семейных отношений
Антропология детства
В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.
Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление «Культура-и-личность» (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир «взрослой» культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.
В то же время детство — это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.
Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ключевое понятие здесь — «привязанность» (attachment), выражающее формирование особого качества, возникающего в тесном контакте между ребенком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно есть основа социального взаимодействия в культурах.
Брачный возраст мужчин и женщин
Возраст в отношениях родства
Периодизация по Эриксону
Э. Эриксон. Периодизация личностного развития уществует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу; начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает рядстадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершений жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Конфликт поколений
Поколения, в той или иной мере, конфликтовали во все времена, однако в наше время эта проблема особенно ощутима.
Технологические, политические, социальные, экономические и культурные изменения создали совершенно иной мир для наших подростков. Мир кардинально отличающийся от того, в котором наши с вами родители воспитывались сами и воспитывали нас.
В итоге, бабушка и внук могут конфликтовать из-за разницы в мышлении, умениях, поведении и отношении к окружающей среде, нравам и, конечно же, моде.
Родителям легче справиться с детьми. Ведь, чаще всего, ребенок живет с родителями, решает с их помощью различные задачи, планирует посещение секций согласно его интересам и удовлетворяет другие свои потребности. То есть нормальный родитель в курсе событий, да и разница в 20-30 лет не слишком велика.
Другое дело бабушка и дедушка — это поколение дольше существующее, больше пережившее и имеющее богатый разноплановый опыт.
Моральные устои давно сформированы и, чаще всего, поводов для их пересмотра бабушки и дедушки не видят. Отношение к моде и поведенческие нормы современности, вполне объяснимо, могут вызывать у людей старшего поколения удивление, потому как очень сильно отличаются от того, к чему они привыкли.
Недоразумения в следствии непонимания могут быть опасными, если конфликт переходит в нездоровую стадию. Например, когда вследствии нервного перенапряжения бабушка заболевает или ребенок не выдержав воспитательного напора убегает из дома.
А нивелировать конфликт не так уж и сложно. Главное, чтобы обеим сторонам этого хотелось.
Объясните бабушке и дедушке, что молодежь вынуждена существовать в более динамичном режиме и мышление их более творческое. Таково время, таково следствие современного воспитания, таковы общие тенденции. Бороться и конфликтовать в данном случае не имеет смысла, проще — понять и приспособиться.
Умудренному жизнью человеку легче сделать первый шаг к взаимопонимаю.
Детям же стоит прививать элементарное уважение к старшим. Объяснить, что человек, проживший достаточно долгую жизнь сталкивался с разными ситуациями и иногда склонен корректировать действия молодежи, основываясь на собственном опыте.
Если подростка корят за эпатаж — разноцветные волосы, слишком вызывающую одежду, то скорее не из-за склонности ворчать, а из-за опасений, что подобная внешность может привести к недоразумениям.
Не редки случаи, когда подростков-мальчиков избивают за нестандартный образ, а на слишком откровенно одетых девушек неадекватно реагируют более взрослые парни.
Вообщем главная роль, в очередной раз отведена родителям. Не оставайтесь равнодушными и старайтесь не принимать ни одну из сторон. Будьте разумным советчиком, приводите примеры из своей жизни, ведь вам есть чем поделиться со своим ребенком.
Что делать родителям?
Если они проявляют доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса, проявляют терпение и понимание, то ребенок достаточно быстро овладевает своим новым «я» и идет по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей. Иногда взрослые, боясь избаловать или пропустить безнаказанным неправильное поведение, упорно стараются сломить сопротивление и обнаруживают, что отстаивание ребенком своих намерений становится лишь более стойким и изощренным. При чрезмерном ограничении самостоятельности ребенка, пренебрежении к его достижениям капризность, раздражительность и гневливость ребенка, бессмысленное противостояние взрослым усиливаются и закрепляются, приобретая характер истерик. Чрезмерно возбудимые дети в этот сложный период могут давать пугающую родителей картину эмоциональной бури с громким плачем, падениями на пол, а иногда и «закатываниями» вплоть до остановки дыхания.
Взрослому нужно понять, что конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Их может быть только больше или меньше, но обойтись совсем без них не удастся. Поэтому не стоит требовать всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? К тому же подобная личность не может быть здоровой, так как постоянное «упрятывание» своих собственных потребностей и стремлений внутрь, тревожное стремление угадать мнение окружающих и поступить так, чтобы быть хорошим для всех, обязательно приводят к развитию неврозов.
Родителям трехлетнего упрямца приходится нелегко. Прежде всего, они сами тоже учатся гибкому поведению во время конфликта и умению отстраняться от своих эмоций. Ребенок часто испытывает родительское терпение, познавая уровень допустимого поведения. Его провокации порой могут быть вполне осознанны. Родители попадают в своеобразные «ножницы».
Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. Он твердо усваивает, что своими настойчивыми требованиями, капризами, криками, плачем он может добиться всего на свете. Он привыкает обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом становится больше и больше. В результате растет эгоист, не способный согласовывать свои действия с реальными возможностями. Кроме того, «победив» родителей, ребенок автоматически устраняет их из процесса воспитания. Они для него становятся неавторитетными, и все свои дальнейшие неудачи он будет отыгрывать в семье, подобно тирану, гоняющему верных вассалов.
С другой стороны, если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить уже описанный выше тип невротика. Причем внешне такой ребенок может выглядеть вполне привлекательно — послушный, аккуратный, вежливый, серьезный. Окружающим взрослым он будет нравиться, потому что с ним нет никаких проблем. Вот только хорошо ли это для самого ребенка? Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного, и если в детском возрасте в этих качествах как будто не видно ничего плохого, то во взрослой жизни им придется очень трудно, так как они все время будут зависимы от окружения, обстоятельств.
Родители должны понять, что все разумные требования ребенка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие однозначно пресечено.
Больше всего дети в кризисный период упрямства нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых. Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение. Если в ответ на неудачу малыша вы постараетесь объяснить ему ошибку и причину дурного настроения, это будет самой правильной реакцией. Чтобы окончательно снять состояние стресса у ребенка, предложите ему сделать что-то интересное вместе с вами, так вы поможете ему переключиться и вновь обрести самоуважение и душевное равновесие. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое.
Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
Все знают, что 7–летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что–то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походной в комнату, говорит писклявым голосом – это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.
Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7–летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч.Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.
Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, недифферинцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент.
В 7–летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, “я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальные ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты – побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Необходимо ввести в науку понятие, малоиспользованное при изучении социального развития ребенка: мы недостаточно изучаем внутренне отношение ребенка к окружающим людям, мы не рассматриваем его как активного участника социальной ситуации. На словах мы признаем, что надо изучать личность и среду ребенка в единстве.
Но нельзя же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой – средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим.
И в изучении трудного детства мы не можем выйти за пределы такой постановки вопроса: что сыграло главную роль, конституция или условия среды, психопатические условия генетического характера или условия внешней обстановки развития? Это упирается в две основные проблемы, которые следует выяснить в плане внутреннего отношения ребенка периода кризисов к среде.
Первый главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды – это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях. Кто практически занимается изучением нетрудных случаев, тот это хорошо знает. Вам приносят социально–бытовое обследование среды ребенка, где выясняется кубатура жилплощади, есть ли у ребенка отдельная постель, сколько раз он ходит в баню, когда меняет белье, читают ли в семье газеты, какое образование у матери и отца. Обследование всегда одинаково, безотносительно к ребенку, к его возрасту. Мы изучаем какие–то абсолютные показатели среды как обстановки, полагая, что, зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка. Некоторые советские ученые возводят это абсолютное изучение среды в принцип. В учебнике под редакцией А.Б.Залкинда вы находите положение о том, что социальная среда ребенка в основном остается неизменной на всем протяжении его развития. Если иметь в виду абсолютные показатели среды, то в известной степени с этим можно согласиться. На деле это совершенно ложно с точки зрения и теоретической, и практической. Ведь существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды.
Следовательно, самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, – это переход от ее абсолютных показателей к относительным – изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучать, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды. Скажем, ребенок до года не говорит. После того как он заговорил, речевая среда его близких остается неизменной. И до года и после года в абсолютных показателях речевая культура окружающих нисколько не изменилась. Но, я думаю, всякий согласится: с той минуты, когда ребенок начал понимать первые слова, когда он начал произносить первые осмысленные слова, его отношение к речевым моментам в среде, роль речи в отношении к ребенку очень изменились.
Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него. Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребенок перешел от одного возраста к другому. Следовательно, можно сказать, что ощущение среды должно самым существенным образом измениться по сравнению с тем, как оно обычно практиковалось у нас до сих пор. Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет. Динамическое изменение среды, отношение выдвигается на первый план. Но там, где мы говорим об отношении, естественно, возникает второй момент: отношение никогда не есть чисто внешнее отношение между ребенком и средой, взятой в отдельности. Одним из важных методологических вопросов является вопрос о том, как реально в теории и в исследовании подходят к изучению единства. Часто приходится говорить о единстве личности и среды, о единстве психического и физического развития, о единстве речи и мышления. Что означает нахождение всякий раз ведущих единиц, т.е. нахождение таких долей, в которых соединены свойства единства как такового. Например, когда хотят изучить отношение речи и мышления, то искусственно отрывают речь от мышления, мышление – от речи, а затем спрашивают, что делает речь для мышления и мышление для речи. Дело представляется так, будто это две различные жидкости, которые можно смешивать. Если вы хотите знать, как возникает единство, как оно изменяется, как влияет на ход детского развития, то важно не разрывать единство на составляющие его части, потому что тем самым теряются существенные свойства, присущие именно этому единству, а взять единицу, например, в отношении речи и мышления. В последнее время пытались выделить такую единицу – взять, например, значение. Значение слова – это часто слова, речевое образование, потому что слово без значения не слово. Так как всякое значение слова есть обобщение, то оно является продуктом интеллектуальной деятельности ребенка. Таким образом, значение слова – единица речи и мышления, далее неразложимая.
Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания.
В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой – сказываются особеaнности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.
Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.
Возрастные кризисы взрослых
Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Этовозрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризисприходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.
Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться.Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.
Жизненный цикл личности
В древнейших эзотерических учениях говорится, что жизнь человека делится на циклы или периоды. Каждый длится семь лет и представляет собой весь наш век «в миниатюре»: от младенчества до старости. Прожив за это время целую жизнь, человек выходит на новый виток – и все повторяется сначала. Таким образом, периоды детства, юности, молодости, взросления, зрелости, старости, угасания происходят каждые семь лет. Важно учитывать их влияние на жизнедеятельность и активность человека, чтобы не хвататься «в детстве» за дела, которые способен решить лишь переживающий очередную «зрелость».
Долгое время верования о семилетнем цикле жизни человека представлялись людям пустыми сказками, однако современная наука доказала, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются — и начинается следующий жизненный цикл. А значит, правы были Учителя древности,
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Правило № 1. Определяем психологический возраст
Правило № 1. Определяем психологический возраст
Сегодня, когда ученые – геронтологи предлагают увеличить подростковый возраст до 25 лет, действительно, «после сорока жизнь только начинается». Сравните свои собственные фотографии и фото ваших бабушек – и вы увидите разницу! Мир меняется – 30 лет назад выпускник ВУЗа считался вполне самостоятельным человеком, чаще всего семейным. Это в 22 года. Сейчас в 22 молодые люди предпочитают учиться, бегать дискотекам, не обременять себя серьезными отношениями.
Одно из наиболее отрицательных влияний старения на организм заключается в представлении каждого из нас о возрасте. В какой-то степени над нами продолжают довлеть представления на этот счет минувшего столетия.
Так что время работает на нас. К сожалению, представление многих людей о своем возрасте, которое корнями уходит в далекое прошлое, мешает им дышать полной грудью после сорока. Кажется, что уже поздно. Они не замечают перемен времени, смещения границ возрастной активности.
Как писал в свое время В.М. Дильман: «Одно из наиболее отрицательных влияний старения на организм заключается в представлении каждого из нас о возрасте. В какой-то степени над нами продолжают довлеть представления на этот счет минувшего столетия. А ведь пора осознать, что социальный прогресс не только увеличил продолжительность жизни человека. Он вызвал необходимость изменить само представление о хронологии возраста».
Размышления психологов о процессах, происходящих с человеком после 40 лет, можно объединить в две большие группы. Одна группа ученых анализирует данный период с точки зрения компенсаторных возможностей индивидуума, другая – разрабатывает идеи о возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности.
В любом случае, и те, и другие согласны с утверждением, что существует так называемый «психологический витаукт», который проявляется в фиксации на позитивных чертах своего характера, достижении дальнейших жизненных целей и решении возрастных задач.
Правильная постановка цели – одна из важных составляющих психологического возраста. Как мы уже говорили выше, психологический и биологический возраст тесно связаны между собой. Потому, без работы над психологическим возрастом повернуть свои биологические часы назад вам вряд ли удастся.
Предлагаем вам определить собственный психологический возраст. Здесь надо сказать, что, как и в случае с возрастом биологическим, единственной формулы определения пока нет. Нейропсихологи, специалисты в области возрастной психологии продолжают работать в этом направлении. Появляются все новые и новые данные о тех факторах, которые на психологический возраст оказывают наибольшее влияние. Поэтому воспользуйтесь пока простой и доступной формулой.
1. Начертите на бумаге горизонтальную линию.
2. Отметьте на ней точку – ваш настоящий возраст. В конце линии отметьте точку, которая обозначает величину того возраста, до которого вы планируете жить. Это может быть и 100, и 120 лет – здесь нет ограничений.
3. Левее от точки возраста отметьте те события вашей жизни, которые вы считаете наиболее для вас значимыми. Это может быть и окончание школы, и рождение ребенка, и даже поход на байдарках – если вы считаете, что участие в этом походе оказало на вас существенное влияние. Отмечайте ВСЕ значимые события, здесь только вы принимаете решение о степени его значимости. У вас должно получиться следующее
4. Правее от точки возраста отметьте все значимые события, в которых вы планируете участвовать в будущем. Это может быть свадьба детей, защита докторской диссертации, участие в кругосветной парусной регате и т. д. Получается следующее:
5. Посмотрите внимательно на рисунок и решите, насколько вы реализовали свои жизненные планы, и сколько еще собираетесь сделать (в %).
6. Определите свой психологический возраст по формуле:
Пв = (С. р / 100) ? Вб,
где Пв – ваш психологический возраст;
С.р – степень реализации планов в будущем; Вб – возраст, до которого вы планируете дожить;
Например, вам 35 лет. Нарисовав свою «линию жизни» (а это надо сделать обязательно, так как многие жизненные события забываются), вы посчитали, что реализовали свои глобальные жизненные планы наполовину (50 %). Еще 50 % предстоит сделать. Предполагаете прожить до 80.
В таком случае, ваш психологический возраст будет равен:
Пв = (50/100) ? 80 = 0,5 ? 80 = 40 (лет)
Ваш психологический возраст будет равняться 40 годам.
Теперь, когда вы знаете свой психологический возраст, подумайте: не слишком ли мало событий вы запланировали себе в будущем? Может, вы сможете реализовать себя полнее? А, учитывая развитие anti-aging медицины, и проживете дольше?
Ведь один из ключевых моментов долголетия заключается в том, что человек сам отвечает себе на вопрос: Зачем мне нужно оставаться молодым и активным как можно дольше? Зачем мне надо быть молодым и здоровым? Не «почему», а именно «зачем».
Вы наверняка слышали истории о том, как онкологические больные вдруг шли на поправку, потому, что маленький ребенок оставался один и его «надо вывести в люди». Или человек начинал бояться за судьбу кошки – «что будет с ней, если я умру», – и стремительно выздоравливал. Потому, как предельно четко отвечал себе на вопрос: «Зачем»? Зачем мне нужно быть здоровым? – чтобы вырастить ребенка. Больному было за что «зацепиться» в этом мире, а уж дальше врачи хорошо делали свое дело.
Так же обстоит дело и с биологическими часами. Зачем вам нужно уменьшить свой биологический возраст? Так у вас столько планов, столько целей! Чтобы успеть их реализовать, вам надо быть молодым и энергичным как можно дольше. Ответив на вопрос: «Зачем» вы почувствуете, как шестеренки и винтики ваших биологических часов закрутятся в обратную сторону.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
О биологическом и психологическом возрасте
О биологическом и психологическом возрасте
О биологическом и психологическом возрасте
Если человек чувствует себя намного младше, чем есть, – это признак незрелости. Если же он кажется намного старше – это признак депрессии, говорят психологи.
Люди до сорока обычно чувствуют себя старше на 5-7 лет. Зато после – хотят выглядеть младше. Ведь именно тогда большинство в первый раз начинает задумываться о смерти. Прожитое можно оценивать в четырех разных аспектах: календарный, биологический, психологический и социальный возраст. Причем львиная доля при определении биологического приходится именно на психологический возраст — то, на сколько лет человек чувствует себя.
Относительно новый термин – «социальный возраст». Речь идет о нашем соответствии определенным социальным критериям — ученика, студента, работника. Так, если человек не создал семью до 30-ти, можно говорить о том, что роль, которая отвечает этому возрасту, он не освоил. Его немного отбросило назад во времени. Соответственно, это будет влиять и на его психологическое состояние, а, следовательно, и на биологический возраст.
Впрочем, как отмечают психологи, многое зависит от того, как человек сам себя оценивает. Если женщина будет считать себя «старой девой», это будет влиять на него негативно, и процесс старения будет идти быстрее. Если же человек понимает, что в настоящее время ему действительно лучше оставаться самому и не считается с тем, как другие оценивают его состояние, это помогает оставаться молодым. Многие психологи советуют на полную чувствовать текущий момент – «здесь и сейчас», но этот полезный совет имеет свои «минусы». Живя одним днем, можно дожить и до 60-ти, зато потом на человека может внезапно напасть отчаяние.
Простая математика.
Чтобы определить свой психологический возраст психологи предлагают один из самых простых тестов. Для этого запишите интервалы жизни: 1-5, 6-10, 11-15, 16-20 лет и так далее — до того возраста, который надеетесь прожить. Дальше по десятибалльной шкале оцените каждый из уже прожитых промежутков времени. Чем насыщенней событиями был тот или иной период — больше ставим баллов. Причем, не суть важно, были эти события позитивными или негативными. Кстати, если ваш нынешний возраст не кратен пяти, например, вам — 34 года, а не 35, то количество баллов, в которое оцениваете этот период жизни, умножьте на 45.
С текущего момента следует попробовать так же оценить каждый из следующих временных промежутков. После этого подсчитайте все баллы. Отдельно — те, что касаются прожитого периода жизни. Потом меньшее число разделите на больше и умножьте на то количество лет, которое надеетесь прожить. Это и будет приблизительный психологический возраст.
Нормальная разница – 3-4 года.
Если получен психологический возраст в пределах 3-4 лет, и он отличается от календарного — это нормально. Это значит, что человек отлично чувствует ритм своей жизни, «вписывается» в него. Если же расхождение — больше, например, на десять лет — плохо. Если человек чувствует себя намного старше своего календарного возраста, это показатель депрессии, – он постоянно «зацикливается» на своем прошлом. И наоборот, если человек в 60 говорит, что чувствует себя на 30, это тоже — нехорошо. Следовательно, он себя не реализовал в 30 лет и теперь хочет вернуться назад. Но не думайте, что возможности для самореализации в 60 и 30 лет — одно и те же. Причем такие попытки приводят только к разочарованию.
Первый кризис — в 30 лет.
Существенно на психологический и на биологический возраст влияет то, как человек справился с возрастными кризисами. Первый из них – в 30 лет, плюс-минус 2-3 года. Мы тогда впервые задумываемся, правильно ли выбрали жизненный путь. И если на этот кризис закрыть глаза, проблемы «спрячутся» в подсознании и действуют уже оттуда. В конечном итоге имеем пессимистическое мировоззрение, разочарование в себе и окружающих. Чтобы выйти из такого кризиса, психологи советуют провести ревизию желаний и возможностей. Неумно мужчине, который работает грузчиком, полжизни мечтать стать владельцем завода. Ничего кроме невроза, а то и психоза ему не «светит». Или ему нужно идти учиться, налаживать знакомства, делать карьеру. Или — сменить мечту.
Средний возраст.
Следующий кризис, как известно, наступает приблизительно в 40. Он тяжелее. К переоценке ценностей добавляются первые болезни, а также в этот период люди обычно теряют родителей. Следовательно, и у них самих зарождается страх смерти. Поэтому люди стремятся наверстать все, что только можно. Мужчинам в этот период хочется быть отзывчивей, более нежными в отношениях. Часто они находят молодых любовниц. Зато 40-летние женщины стремятся реализовываться как бизнес-леди, делают стремительные броски в карьере. То есть мужчины склонны реализовывать свои женские черты, а женщины — мужские.
Выход из этого кризиса формирует образ последующей жизни. Если все завершилось успешно, в 55-60 лет наступает «вторая молодость» — время второго пика творчества и высокой производительности. Поэтому стоит учитывать, как человек выходит из своих кризисных состояний. Ведь тот, кто, например, в 40 лет выглядит на 30, и никаких особенных усилий к этому не прилагает, почти наверняка имеет проблемы с психологическим возрастом. Скорее всего, он «застрял» на каком-то этапе развития. Позитивом является то, что такие люди имеют много надежд. Однако иллюзий тоже предостаточно. Ведь они реалистично не оценивают ни себя, ни свое окружение. Поэтому часто такой человек в 45 может состариться в один день и начать выглядеть на 50. Происходит это из-за разочарования в возможности реализации того, на что он надеялся.
Поэтому в идеале психологический возраст должен почти совпадать с календарным. Лучше, когда человек немного младше своего психологического возраста — это дает ему новые импульсы. Но когда он слишком молод — это свидетельствует об инфантилизме. Такие люди нуждаются в существенной психологической коррекции.
Можно в 80 лет чувствовать себя на 30, а можно и в восемь – на 25.
Создатель знаменитой системы оздоровления Поль Брегг — самый яркий пример разногласия биологического и календарного возраста. Ведь в 85 лет этот мужчина еще занимался серфингом. Из-за этого и погиб. Его биологический возраст тогда отвечал состоянию 30-летнего организма. Кардинально противоположный клинический случай — 8-летний мальчик, больной, атеросклерозом сердечных сосудов. Причем его болезнь была не наследственной, а именно приобретенной – виновен избыток холестерина. Хотя начальные атеросклеротические изменения в сосудах обычно проявляются после 25-30 лет…
В целом биологический возраст человека показывает, насколько развиты и как функционируют его органы и системы. Поэтому при определении биологического возраста врачи в первую очередь обращают внимание на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональную сферу. Если вы без одышки поднимаетесь на девятый этаж, если у вас никогда не болело сердце — о старости думать рано. Чем больше воздушных шариков за короткий промежуток времени сможете надуть — тем моложе ваши легкие. Попробуйте, после легкой разминки, согнувшись, достать пальцами до земли, не сгибая ног, — это экспресс-тест для опорно-двигательной системы. Идеально — когда вы можете коснуться пола ладонями. В целом есть много тестов, результаты которых потом обсчитывают по специальным формулам, и так определяют биологический возраст.
На реальный возраст, говорят медики, влияет наследственность, местожительство, социальный статус. Очень много зависит и от того, где именно человек прожил до 18 лет. Тем, кто рос в более суровом климате, в дальнейшем легче адаптироваться и к другим условиям. Те, кто побывал за рубежом, замечают, что в благополучных европейских странах люди не выглядят на свои годы. Конечно, и материальное состояние важно. Но не менее важно и то, как человек относится к себе и окружающим. С позитивным мировосприятием даже болезни, если такие возникают, переносить легче.
Автор: Петр Синицкий
для сайта therapy.by
www.therapy.by
ТОП 10: |
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст». Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику. Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный). Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста. Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников. Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Закон периодичности детского развития Д.Б.Эльконина. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка. Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину
На каждой стадии развития всегда есть две линии одна — явная, другая — латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы («хочу»), а линия развития операционально-технических возможностей («могу») остается скрытой, латентной. Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы. Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев: Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий. Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной ситуацией и ведут к ее «взрыву» — кризису.
Понятие ведущей деятельности. В изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности — так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает. Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание. 3. От нее зависят основные психологические изменения личности ребенка. (усвоение общественных функций и норм поведения людей – что делает на заводе директор и рабочий) Таким образом, ведущая деятельность — это деятельность, развитие которой обуславливает изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Эгоцентрическая речь Пиаже. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения», и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный —собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми-ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте.
Эгоцентрическая речь — это группа высказываний, состоящая из 3 первых вышеуказанных категорий: повторения, монолога и коллективного монолога. Свободная речь — это совокупность семи первых категорий, т. е. всех высказываний, минус те, которые считаются ответом на вопрос взрослого или ребенка. Р эг/ Р СП = коэффициент эгоцентрической речи. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. Эгоцентризм, по Пиаже,— разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность (относительность) и реципрокность (взаимности). Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин «центрация». С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный признак — домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста. В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах Эгоцентризм — это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка — переход от эгоцентрической позиции -к объективной.
Важной особенностью детской психики является эгоцентрическая речь. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со свой точки зрения”, и, самое главное, не пытаться стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить что – либо. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: активности самого ребенка и типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми – ровесниками. Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.Эгоцентризм, по Пиаже, — это фактор познания, определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином Пиаже позже считал термин “центрация”.Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм свойствен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствутся своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм – это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.Эгоцентризм показывает, что внешним мир не действует непосредственно а ум субъекта, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей и умственной позиции.
Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст». Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику. Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный). Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста. Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников. Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
|
infopedia.su