Бихевиоризм — Википедия
Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям.
Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.
К концу ХIХ века обнаружилось множество недостатков у основного метода исследования психики человека — интроспекции. Основным из них явилось отсутствие объективных измерений и как следствие разрозненность получаемых данных. На фоне сложившейся ситуации возникает течение — бихевиоризм, направленный на изучение поведения, как объективного феномена психики. Философской основой бихевиоризма становится концепции Джона Локка о рождении человека с чистого листа Tabula rasa и непризнании существования мыслящей субстанции Томаса Гоббса.
Джон Бродес Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S—>R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.Иван Петрович Павлов, проводя эксперименты на животных, обнаружил, что на основе безусловных рефлексов складывается реактивное поведение. Но посредством воздействий возможно выработать и условные рефлексы, которые будут влиять на характер классического обуславливания и вызывать новые модели поведения.
Джон Уотсон проводил эксперименты на младенцах и выявил три первоначальных инстинктивных реакции — любовь, гнев и страх. По его мнению остальные реакции наслаиваются на первичные и возникает поток поведения. Как создаются сложные формы поведения, учитывающие активность самого человека, в его работах раскрыто не было. Эксперименты Уотсона не всегда были приемлемы с точки зрения морали, чем он вызвал впоследствии негодование окружающих (см. «Маленький Альберт»).
Эдвард Торндайк, называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (англ. connection — связь). Основные эксперименты были им проведены на голубях и белых крысах. Торндайк ввёл понятия оперантного поведения, формирование которого осуществляется посредством проб и ошибок.
То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времён Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роли «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками:
- исходный пункт — проблемная ситуация;
- организм противостоит ей как целое;
- он активно действует в поисках выбора и
- выучивается методом упражнения.
Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчётливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк больше всех подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворённости и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон. Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путём внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включённости в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский метод изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».
Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований американских психологов. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришёл к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой. В понимании Уотсона мышление это не более чем мысленная речь.
Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей (стимулов) на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул → реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы — будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и так далее.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребёнка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определённый объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребёнка внешняя речь переходит в шёпот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S → R).
Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребёнок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвёртый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался ещё раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребёнку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребёнок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребёнку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что её можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.
Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.
Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.
Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886—1954) и Карл Спенсер Лешли (1890—1958). Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.
Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.
Всех бихевиористов объединяла убеждённость в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем.
И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.
Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.
1960-е годы[править]
Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.
Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на неё. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.
Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном его критика сводилась к обличению в биологизаторстве бихевиоризма и к тому, что бихевиоризм, по мнению Леонтьева, отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, смысл, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.
В то же время к бихевиоризму были близки возникшие в России в 1910—1920-е годы рефлексология (объективная психология) В. М. Бехтерева, физиологическая теория условных рефлексов в поведении животных и человека И. П. Павлова, педологическая концепция активности поведения и деятельности личности А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова[2] и объективная психология П. П. Блонского.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным является прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения[3]. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах Законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004)[4].
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
- ↑ Kelby Mason, Chandra Sripada & Stephen Stich The Philosophy of Psychology.
- ↑ Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1931. — 802 с.
- ↑ Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
www.wiki-wiki.ru
Основоположник бихевиоризма
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый ХХ века, сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более, что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец — напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником (!), как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической семинарии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет. В ту пору, по воспоминаниям современников, он был “крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе” (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).
В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е годы в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически “подкованных” теоретиков советской школы). Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой психологической науке, а небольшая статья “Понятие о рефлекторном акте в психологии” (1896). До той поры главным исследовательским методов психологии являлась интроспекция — изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов, стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.
Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил университет, получив докторскую степень и став таким образом самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены хватило на 16 лет.
Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). “Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей”.
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908-1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем - кафедру экспериментальной сравнительной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека, поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать “сознание”, “переживание”, и т.д., и т.п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более, что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение. Которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.
Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 году он был избран президентом Американской Психологической Ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 году статья о созданном им научном направлении для первого издания Большой Советской Энциклопедии была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.
Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем - внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того — с ее согласия опубликованы в газете “Балтимор Сан”. Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. “Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца”.
Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. “Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…” Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как “Космополитэн”. Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги “Бихевиоризм” (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу “Психологический уход за ребенком”. Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 году, когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все свои записи.
Источник: «Век психологии: имена и судьбы»
psypress.ru
Бихевиоризм в психологии — это…
Бихевиоризм в психологии — это направление, абсолютно отрицающее существование сознания в качестве самостоятельного явления. В данном направлении сознание приравнивается к поведенческим реакциям человека на действие внешних раздражителей. Если отбросить в сторону психологические термины, то можно сказать о том, что данное направление соотносит эмоции и мысли человека с двигательными рефлексами, что вырабатываются благодаря жизненному опыту. В начале двадцатого столетия, появление данной теории произвело настоящую революцию в научном мире. В данной статье мы рассмотрим основные положения этого учения, его достоинства и недостатки.
Бихевиоризм в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человекаЧто такое бихевиоризм
Бихевиоризм – одно из психологических направлений, основывающееся на изучении поведенческой модели людей и представителей животного мира. Термин «бихевиоризм» в буквальном переводе с английского означает «поведение». Данное революционное направление значительно изменило саму суть американской области психологии. Сторонники бихевиоризма считают, что сегодняшнее понимание человеческой психики — полностью неверно.
Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Бродес Уотсон. В основу своей практики он заложил идею о том, что психологическая наука изучает не человеческое сознание, а поведенческую модель. В конце девятнадцатого столетия, эти понятия рассматривались как равные друг другу. На основе этого факта возникла теория, что устранение сознания приравнивается к устранению психики.
Данное ответвление психологии изучает связь между влиянием внешних раздражителей и поведенческими реакциями.
В данной науке, важное значение уделяется различным стимулам. Стимул – любое проявление внешнего воздействия на индивида. В это понятие входят реакции человека, которые могут быть выражены в виде эмоций и идей в ответ на действие окружающих. Факт наличия субъективных переживаний не отрицается, но имеет определенную степень зависимости от воздействия внешних сил.
Следует обратить внимание на то, что когнитивная ветвь психологии, частично опровергает догмы бихевиоризма. Несмотря на это, многие аспекты этого направления используются в современном мире, в отдельных психотерапевтических методах.
Причины возникновения теории
В конце девятнадцатого столетия, основным методом изучения человеческой психики, являлась интроспекция. Бихевиоризм – являлся революционным направлением, который ставил под сомнение все традиционные теории о психике человека. Первопричиной возникновения бихевиоризма стал недостаток документально подтвержденных фактов, являющихся основой интроспекции.
Задача Бихевиоризма – исследование поведенческих реакций, как часть истинного феномена психики. Основоположник этой теории говорил о том, что человек появляется на свет абсолютно «чистым» и подвергал сомнению, факт существования мыслящей субстанции. Опровергая общепринятую концепцию, Уотсон Джон говорил о том, что возникновение разных реакций связано с воздействием из внешнего мира. Из-за того, что реакцию и стимул можно измерить, данное направление быстро получило высокое распространение в научных кругах.
По мнению создателя теории, правильный подход к изучению поведенческих реакций, позволяет получить возможность не только предугадать поведение человека, но и получить полный контроль над подобными реакциями. Для того чтобы это сделать, следует подвергнуть изменениям окружающую действительность конкретного индивида.
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей средыВажность исследований академика Павлова
Что такое бихевиоризм? Рассматривая данный вопрос, следует упомянуть, что основные идеи этого направления берут свое начало в исследованиях академика Павлова. Иван Петрович Павлов проводил исследования, в результате которых было установлено, что безусловные рефлексы живых существ определяют их модель поведения. С помощью внешнего влияния, имеется возможность создавать новые условные рефлексы, что дает возможность управлять моделью поведения.
Джон Уотсон в собственных опытах, ставил различные эксперименты на новорожденных детях. Эти исследования помогли обнаружить наличие у младенцев трех инстинктивных реакций. К ним относятся:
- проявление любви;
- проявление страха;
- проявление гнева.
Основываясь на этом, ученый пришел к выводу, что остальные рефлексы являются прямым продолжением первичных. Однако, сам процесс формирования этих рефлексов так и не был выявлен. Так как подобные эксперименты не приветствуются в научных кругах, основатель бихевиоризма не получил должной поддержки от окружающих.
Опыты Эдварда Торндайка
В основу бихевиоризма вошли многие научные исследования из разных направлений психологии. Эдвард Торндайк, основоположник теории об оперантном поведении, что складывается на почве ошибок и проб, внес значимый вклад в развитие рассматриваемого направления. Важно отметить тот факт, что этот исследователь не относил себя к бихевиористам. В большинстве своих экспериментах, он использовал голубей и белых крыс.
Британский философ Томас Гоббс утверждал, что ассоциативные реакции являются основной базой интеллекта. Герберт Спенсер говорил о том, что интеллектуальное развитие животного отвечает за уровень приспособляемости к измененным условиям обитания. Опыты Эдварда Торндайка позволили выявить, что природа интеллекта может быть определена без прямого взаимодействия с сознанием. По его мнению, между движениями и идеями нет никакой связи. Главная связь осуществляется лишь между движениями и ситуациями.
В отличие от идей Уотсона, основывающихся на том, что внешние импульсы заставляют человека совершать различные движения, основой учения Торндайка является идея, что все поведенческие реакции человека взаимосвязаны с проблемными ситуациями, что заставляют создавать новую поведенческую модель. По словам Эдварда, связь между понятиями «реакция» и «ситуация» объяснялась следующей формулой. Проблемная ситуация – является своеобразной отправной точкой, в ответ на которую организм противостоит ей, как единое целое. Это заставляет его искать наиболее подходящую поведенческую реакцию, что приводит к появлению новой модели поведения.
Данная теория стала отправной точкой для развития бихевиоризма. Следует отметить, что в исследованиях Торндайка, использовались те понятия, что позже были полностью вычеркнуты из нового направления психологии. Идея Эдварда заключалась в том, что основой поведения является чувство дискомфорта и удовольствия. А в бихевиоризме, запрещается само обращение к чувствам и физиологическим факторам.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюденияОсновные положения
Бихевиоризм, как научное направление основывается на нескольких положениях, выдвинутых автором идеи об отрицании существования сознания, как самостоятельного явления. Данное направление изучает поведенческие реакции и модели всех существ, населяющих нашу планету. Задачей бихевиоризма является исследование подобных проявлений при помощи наблюдения.
По мнению приверженцев этого направления, все психические и физиологические аспекты, связанные с человеческим существованием, тесно взаимосвязаны с поведением. Само поведение рассматривается в качестве совокупности двигательных реакций с воздействием внешних раздражителей, что обозначаются, как стимул. Основываясь на этих наблюдениях и зная природу внешнего воздействия, исследователь получает возможность предсказать поведение человека. В задачу бихевиоризма входит обучение верным предсказаниям человеческих действий. Обладая этим навыком, человек получает возможность контроля поведения окружающих.
В основу данной практики легла идея, что все двигательные реакции можно разделить на две группы:
- Условные рефлексы, имеющие приобретенный характер.
- Безусловные рефлексы, передающиеся по наследственной линии.
Таким образом, поведение человека является результатом процесса обучения, при котором поведенческая реакция при помощи постоянного повторения, становится автоматической. Во время процесса преобразования, реакции закрепляются в памяти, для того, чтобы впоследствии воспроизводится автоматически. Основываясь на этом факте, было выдвинуто предположение, что за формирование навыков — отвечают условные рефлексы. По мнению Уотсона, мышление и речь относятся к навыкам, а память – механизм, отвечающий за удержание полученных навыков.
Психические реакции развиваются на протяжении всей человеческой жизни, и в определенной доле зависят от окружающего мира. Социальное окружение, экология, жизненные условия и многие другие факторы оказывают влияние на развитие человека. Также, по мнению ученого, не существует определенных периодов, оказывающих влияние на развитие психики. Уотсон говорил, что закономерности в вопросе становления психики ребенка в разные возрастные периоды — отсутствуют. А проявление эмоций следует понимать, как реакцию всего организма на воздействие внешних раздражителей, имеющих негативный или позитивный окрас.
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведениеДостоинства и недостатки теории
Бихевиоризм — это направление в психологии, которое, как и все известные практики имеет свои недостатки и достоинства. В начале двадцатого столетия, данное направление считалось прогрессивным и революционным. Но современные ученые опровергли все постулаты этого учения. Давайте ознакомимся более подробно с плюсами и минусами бихевиоризма.
Задачей рассматриваемого направления является изучение поведенческой модели человека. Для двадцатого века, подобный подход к психологии являлся прогрессивным, поскольку ученые того времени изучали человеческое сознание, отрывая его от окружающего мира. Недостатком этого учения является то, что бихевиоризм рассматривает ситуацию лишь с одной точки зрения, игнорируя тот факт, что человеческое сознание является самостоятельным явлением.
Благодаря последователям этого направления, остро встал вопрос, связанный с объективным изучением человеческой психологии. Недостатком метода являлось лишь то, что поведение живых существ рассматривалось лишь в аспекте внешних проявлений. Те процессы, что не лежали на поверхности, попросту игнорировались исследователями. По мнению сторонников теории, человеческое поведение можно корректировать, основываясь на практических нуждах исследователя. Но механический подход к вопросу поведенческих реакций сводил все к простому сочетанию примитивных реакций. При этом сама сущность индивида полностью игнорировалась.
Представители данного направления сделали лабораторные опыты своеобразным фундаментом для психологического направления, введя в практику проведение различных экспериментов. Важно обратить внимание на то, что учеными не учитывалась разница между поведением животного и человека. Также во время исследования механизма создания условных рефлексов, были не учтены важные факторы. К таким факторам относятся: социальное окружение, психический образ и мотивация, которые являются основой реализации личности.
Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизниПоследователи Джона Уотсона
Джон Уотсон, являющийся отцом-основателем бихевиористического учения, создал лишь основу для этого направления. Но только благодаря его последователям, данное направление получило столь массовое распространение. Многие представители данного ответвления психологии проводили довольно интересные эксперименты.
Уильям Хантер, в тысяча девятьсот четырнадцатом году, выявил наличие отсроченных поведенческих реакций. Во время своего опыта он демонстрировал обезьяне два ящика, в одном из которых находился банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а по прошествии нескольких секунд снимал её. После этого обезьяна безошибочно находила тот ящик, где был расположен банан. Данный опыт стал доказательством того, что животные обладают способностью проявлять как непосредственную, так и отсроченную реакцию на внешние раздражители.
Карл Лешли, в своих экспериментах занимался выработкой у животных определенных навыков. После того как рефлекс был закреплен, животному удалялись определенные мозговые центры, для того, чтобы найти связь между ними и выработанными рефлексами. Данный эксперимент помог определить, что каждый мозговой отдел может с успехом заменить другой, поскольку является равноценным.
Читайте также:
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktovdepressii.ru
Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только наблюдаемая реакция человека на конкретные раздражители.
Бихевиоризм стал чрезвычайно популярен в 20-х годах прошлого века. Его изначальная формула «стимул – реакция» открывала возможности для программирования человека на определенную деятельность. В то же время это революционное направление стремилось сделать психологическую науку более объективной. Насколько это у них получилось, рассмотрим ниже.
Джон Уотсон – основатель бихевиоризма
Отцом-учредителем учения о поведении считается американский исследователь Джон Бродес Уотсон. В своих изысканиях он основывался на работы выдающихся ученых: Павлова, Бехтерева и Титченера. В чем же видел суть бихевиоризма его родоначальник?
По его мнению, исследователь должен наблюдать реальное поведение человека, не занимаясь излишними интерпретациями. Существуют стимулы внешней среды, которые оказывают на нас воздействие. Мы воспринимаем их через наши органы чувств и реагируем на них. Основоположник бихевиоризма выделял следующие виды реакций человека:
- Приобретенные внешние (например, открывание двери, игра на музыкальном инструмента, набор текста печатанием). Им мы учимся в течение жизни.
- Приобретенные внутренние (мышление, превратившееся в бихевиоризме в речь).
- Врожденные внешние (инстинктивные реакции: мигание, хватание, плач; поведение при любви, страхе, ярости).
- Врожденные внутренние (имеющие отношение к физиологии человека: работа желез секреции, сокращение гладкой мускулатуры и др.).
По мнению Джона Уотсона, исследование реакции человека на различные раздражители дает возможность прогнозировать его поведение в будущем. А при условии изменения факторов окружающей действительности можно сформировать в индивиде склонности к конкретному виду деятельности. Уотсон даже как-то хвастливо заметил: ему под силу «слепить» из любого человека специалиста какого угодно профиля – от вора до юриста.
Мораль и психология бихевиоризма: цена эксперимента
Теоретические соображения Уотсон хотел подкрепить опытом, нравственная сторона которого подверглась серьезной критике. Он пытался сформировать у 11-месячного ребенка по имени Альберт реакцию страха. Для этого Джон и его ассистентка показывали малышу различных животных и предметы, но ни один из них не вызывал у крохи испуга.
Затем ребенку дали поиграть с белой крысой, а в это время Уотсон незаметно для маленького подопытного ударил молотком по стальной полосе. Малыш испугался громкого звука. Скоро Альберт стал испытывать страх перед крысой и без акустического сопровождения. Более того, его пугало теперь все пушистое и белое – обыкновенная шуба, шевелюра самого Уотсона, борода Санта-Клауса и подобные объекты.
Экспериментатор достиг желаемого результата. Данный опыт вошел в учебники по психологии, но испытал на себе шквал широкого осуждения. Вряд ли что-то подобное смогла бы допустить современная научная этика.
Бихевиоризм: поведение как результат опыта и научения
Вторым «столпом» рассматриваемой доктрины стал американец Эдвард Торндайк (хотя сам он себя к бихевиористам не причислял). Он описал свою концепцию научения, которая получила название «метод проб и ошибок».
Исследователь наблюдал за поведением животных, помещенных в стесненные условия. Пытаясь выбраться из неволи и получить порцию корма, они освобождались, запуская специальное устройство. Со временем количество попыток, не ведущих к успеху, сводилось к нулю, а удачные реакции становились более точными.
На основании наблюдений Торндайк вывел основные составляющие поведения любого живого существа:
- ситуация – внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на индивида;
- реакция – ответ на испытываемое воздействие;
- ассоциативная связь между ситуациями и реагированием.
Свои изыскания Эдвард Торндайк обобщил в несколько постулатов научения, основные из которых:
- Закон упражнения: повторение действия способствует облегчению его выполнения в будущем. Однако последующие эксперименты показали: воспроизведение одних и тех же актов не меняет психику человека, и это правило был аннулировано.
- Закон эффекта: действие, приносящее удовольствие в конкретной ситуации, с большой вероятностью повторится при схожих обстоятельствах. Вызывающая дискомфорт реакция вряд ли будет иметь место в подобной ситуации.
Исследовательская работа Торндайка была высоко оценена Джоном Уотсоном. Деятельность «отца» метода проб и ошибок знаменовала собой значительное достижение в психологической теории обучения людей и животных.
Личность в бихевиоризме: новые веяния в доктрине
Время показало несостоятельность концепции классического поведенческого учения. Между стимулом и реакцией образовалась лакуна, которую требовалось заполнить. Эту задачу попытался решить Эдвард Чейс Толмен, родоначальник необихевиоризма, дополнивший традиционную формулу науки о поведении.
Толмен был убежден: человек не просто бездумно реагирует на те или иные раздражители. Ученый ввел между двумя компонентами изначальной схемы «стимул – реакция» дополнительный элемент. Новый «ингредиент» представлял собой психические процессы человека, которые обуславливались следующими факторами:
- наследственностью;
- прошлым опытом;
- физиологическими особенностями;
- природой стимула.
Толмен также утверждал, что поведение индивида целенаправленно. Реализация установок происходит в окружающем мире, при взаимодействии с которым у человека формируются своеобразные когнитивные карты. Эти ментальные ориентиры позволяют действовать более эффективно при предъявлении конкретных стимулов.
Что такое бихевиоризм в психологии социума?
Одним из главных вдохновителей исследования поведенческих моделей человека в обществе был сотрудник Чикагского университета Джордж Мид. Он отвергал идею о том, что все поступки человека детерминированы бессознательными процессами. Особое внимание Мид уделял становлению «я» в рамках общественных реалий.
Обновленный Мидом бихевиоризм – это учение, включающее в себя представление о тех символах, которые используются человеком при социальном взаимодействии. Ученый исходил из того, что реакция человека обусловливается не самими знаками, а тем, как он их интерпретирует.
Мид пошел еще дальше: он заменил понятие «поведение» термином «акт», предполагающим сознательное осмысление действий. Акт разделяется на 4 фазы:
- Импульс: влияние внешнего стимула, побуждающего человека к действию для адаптации к раздражителю.
- Перцепция: на этом этапе включается наше сознание для осознания значения импульса. Только после создания интерпретации выстраивается будущее поведение индивида.
- Манипуляция: непосредственные действия, направленные на взаимодействие с внешней средой. Эти поступки зависят от построенного ранее понимания ситуации.
- Консуммация (обратная связь): потребление результатов действий, а также изменение модели перцепции в случае негативного результата.
Особое внимание Джордж Мид обращал на групповое взаимодействие. Люди склонны подстраивать свою модель поведения в коллективе под общие установки. Делают они это для того, чтобы лучше понять значение поступков членов группы.
Есть ли будущее у поведенческой науки?
В отличие от интроспекции, подход традиционно бихевиоральный – это сито, отсеивающее необходимость изучения психических процессов. Утопические идеи Джона Уотсона кажутся особо нелепыми в свете современной психологии, которая во главу угла ставит прежде всего личность, а не бессознательные реакции.
Однако вклад, внесенный бихевиористами, нельзя отрицать. Так, сегодня в США для успешной социализации проблемных детей используется метод изменения условий. Несмотря на это, бихевиоризм в последнее время уступил пальму первенства когнитивной психологии, ориентированной на изучение процессов познания человека.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
БИХЕВИОРИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878–1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18–19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857–1952), И.М.Сеченова (1829–1905), И.П.Павлова (1849–1936) и В.М.Бехтерева (1857–1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.
Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами.
Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919).
В 1911 аналогичные идеи выдвинул М.Ф.Мейер (1873–1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879–1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890–1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889–1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930–1940-е годы, когда сложилось новое направление – необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» – познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма – Э.Ч.Толмен (1886–1959), К.Л.Халл (1884–1952), Б.Ф.Скиннер (1904–1990).
www.krugosvet.ru
Бихевиоризм | Мир Психологии
БИХЕВИОРИЗМ
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Бихевиоризма считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Др. основание классификации реакций — степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т.зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т.о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.
До 1960-х гг. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. (Е.Е. Соколова)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Бихевиоризм (англ. behаvior — поведение) – основанный Э.Торндайком подход в психологии, утверждающий, что предметом научной психологии является только наблюдаемое, измеряемое поведение и нечто элементарное, в сравнении с тем, что представляют собой феномены сознания (Watson, 1913, 1919). На развитие и распространение бихевиоризма значительное влияние оказали работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова с их учением о рефлексах и высшей нервной деятельности. Согласно бихевиоризму, «только простое может бросить свет на сложное». Свет или тень – решение этой дилеммы определяет отношение разных исследователей к бихевиоризму. В более современном виде последний представлен в работах Б.Ф. Скиннера, ориентированных на изучение того влияния, какое оказывает на поведение индивида социальная среда.
Существуют и другие версии бихевиоризма (Халл, Толмен и др). Основное возражение данному направлению психологии сводится обычно к тому, что оно недооценивает роль внутренних, психических процессов (сознания, бессознательного, мышления и т.д), поскольку, с точки зрения бихевиоризма, они недоступны изучению принятыми в естественных науках методам исследования. Кроме того, и это существенный момент, не принимается во внимание то обстоятельство, что поведение животного и поведение человека – это совершенно разные, принципиально несопоставимые вещи. У животных, даже самых высших, есть инстинкты, влечения, существует наглядно-действенное мышление, у некоторых обезьян (орангутанги, шимпанзе) обнаруживаются даже признаки самосознания, но даже у последних не существует того, что называют стремлениями, желаниями, драйвами, совестью, представленими о ценностях и идеалах существования, нет свободы воли и произвольного выбора, отсутствуют рефлексия и самоосознавание. Поэтому одно и то же действие у человека, в отличие от самых умных животных, может означать совершенно разные вещи. На это первым обратил внимание А.П. Чехов (1889), вложив в уста стареющего знаменитого ученого следующие слова:»Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего-ты хочешь, и я скажу, кто ты».
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии начала XXв. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Бихевиоризм — направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность только на основе поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействия, стимулы, исходящие из внешней среды. Основали учение американские психологи Торндайк и Уотсон. Близкой к бихевиоризму является созданная ранее В.М. Бехтеревым объективная психология, или рефлексология (см.).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Бихевиоризм — подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение. Хотя подобных позиций придерживался еще Т. Гоббс, основоположником собственно бихевиоризма считается Дж.Б. Уотсон, который стал лидером этого направления в 10-х гг. XXв. (см. Уотсоновский).
В его полемике с субъективизмом интроспекционизма Уотсон утверждал, что действительно научным подходом может считаться тот, который ограничивает поведение реакциями определенных периферических мускулов и желез и считает сознание и психические состояния вторичными явлениями. Эта точка зрения часто упоминается как отличительная черта радикального бихевиоризма, с тем чтобы отличать его от других, более умеренных направлений (например, необихевиоризма). Эта точка зрения представлена и в более современном направлении Б.Ф. Скиннера (см. Скиннеровский), но с принципиальным отличием.
В то время как в подходе Уотсона основное внимание сосредоточено непосредственно на действиях, что связывает Уотсона с работами И.П. Павлова, чья русская версия бихевиоризма была ориентирована на физиологию и рефлексивные действия (см. Павловский), подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде в результате рассматриваемых действий. Смещая фокус таким образом, Скиннер затрагивает (или пытается затронуть) проблемы, связанные с определением того, чем же в действительности является поведение.
В дополнение к этим точкам зрения имеются различные другие положения, достаточно близкие к ним, чтобы (иногда без согласия их представителей) рассматриваться как формы бихевиоризма. Сюда относятся необихевиористский подход Кларка Л. Халла и психология цели Эдуарда Ч. Толмена (см. Толменовский) бихевиоризм (в любом из этих обликов) был в значительной степени американским направлением. Европейцы, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились дать им более философское обоснование, как, например, Гильберт Рил, который в своих попытках продвинуть бихевиоризм насколько, насколько это было возможно, также способствовал выявлению этих ограничений. Сегодня большинство психологов не удовлетворены радикальным бихевиоризмом; кажется, их что-то не устраивает в том, что основной причиной того, что люди делают, признаются внутренние, скрытые или психические процессы. Однако, по сути, с тех пор как все признали основной задачей исследование того, что люди делают, на нас все еще лежит отпечаток бихевиоризма, независимо от того, в рамках какой общей парадигмы мы работаем. Это отражает точку зрения тех, кто утверждают, что мы все – методологические бихевиористы.
предметная область термина
Бихевиоризм (BEHAVIORISM) — психологическая школа, которая занимается исключительно исследованием объективного проявления поведения (как количественной реакции на стимул) и считает это единственным базисом своей теории, безотносительно сознательного опыта.
Молярный бихевиоризм — cловообразование. Происходит от молярный — малая концентрация и англ. behaviour — поведение. Категория. бихевиоризм Э.Ч. Толмена. Специфика. Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.
Бихевиоризм: история (behaviorism: history) В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).
В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном: «Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.» Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в. Скиннер утверждал, что бихевиоризм — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии». Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э.Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р.С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Бихевиоризма.
Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А.Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б. Некоторое представление об общественной реакции на «бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей». Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».
Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. бихевиоризм прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни. Историки психологии, говоря о начале XXв., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.
Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала. Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р.М. Йеркс и М.Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э.Л. Торндайк, Э.Р. Газри, Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, К.В. Спенс, О.X. Маурер, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения». См. также Модификация поведения, бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм Л. Краснер
Строгий бихевиоризм (strict behaviorism) — подход, утверждающий, что только наблюдаемое, подлежащее измерению поведение подлежит изучению научным методом.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru
Бихевиоризм кратко
Главная » Психология и педагогика кратко. Лекции 2 » Бихевиоризм кратко
Бихевиоризм кратко
Предпосылкой становления бихевиоризма явились эксперименты Э. Торндайка, который исследовал динамику научения животных и пришел к выводу о том, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение.
Основоположником бихевиоризма принято считать американского ученого Д. Уотсона. Задачу психологии он видел в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом Уотсон отрицал существование сознания и необходимость его изучения. Ученый считал, что поведение — это система реакций, обусловленных внешним воздействием — стимулом (S-R). Уотсон исходил из положения о прижизненности формирования психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций (известные опыты с кроликом).
Новый этап в развитии бихевиоризма связан прежде всего с именами Э. Толмена и К. Халла.
Э. Толмен был одним из основателей необихевиоризма. Проводя эксперименты на животных, Толмен преобразовал схему Уотсона « стимул — реакция » в схему « стимул — промежуточная переменная — реакция» (S-0-R). Под промежуточной переменной он имел виду недоступные прямому наблюдению феномены и факторы (цели, ожидания, установки, знания).
Идеи Толмена получили развитие в работах К. Халла. В своей теории он выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Например, вторичным подкреплением является определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим первичным подкреплением — кормлением. В целом теория Халла напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую.
Центральной фигурой бихевиористического направления можно назвать Б. Скиннера. Он разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением. В своих экспериментах по оперантному научению Скиннер разбивал сложную реакцию на ряд простых операций. Такое обучение шло быстрей и было намного устойчивей. Метод Скиннера позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих детей.
Развитием взглядов Толмена и Скиннера стали теории социального научения.
Одним из первых к проблемам личности и ее социализации обратился Д. Мид. В своих работах он показал, каким образом рождается осознание своего «Я». Мид полагал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлении, которые существуют у других людей относительно этого человека.
Сам термин «социальное научение» был введен Д. Роттером. Роттер изучал индивидуальные различия в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Часть людей считает, что подкрепление — дело случая или судьбы (экстерналъ-ный локус контроля). Другая часть уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления (интерналъный — внутренний — локус контроля). Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы душевно и физически. Было выявлено также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.
Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Таким образом, Бандура вводит понятие косвенного подкрепления. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Им были разработаны программы коррекции отклоняющегося поведения.
Работы представителей бихевиоризма расширили область психологических исследований; внесли новые методы изучения психических процессов; обогатили психологию знанием законов и механизмов научения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания.
Лекция, реферат. Бихевиоризм кратко — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.
referatwork.ru