Весна (картина Боттичелли) — это… Что такое Весна (картина Боттичелли)?
«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.
История создания картины
В 1551 году Джорджо Вазари писал, что картина, изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло.
В 1477 году поместье было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродным братом Лоренцо Великолепного. Поэтому долгое время предполагалось, что «Весна», как продолжали называть картину, была написана для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо. Опись, датированная 1499 годом, которая была найдена только в 1975 году, перечисляет имущество Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни и указывает, что в XV веке «Весна» была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала приемную Лоренцо.
Согласно инвентарной описи, некогда дворцовые покои, где висела «Весна», украшали ещё две картины. Там, куда смотрит Меркурий, находилось полотно Боттичелли
Семантика картины
«Весна» ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.
Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.
Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.
Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.
Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.
Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).
Семантика элементов картины
- Пламенные одеяния Венеры и Меркурия можно отнести к св. Лаврентию, сожжённому на костре (намек на имя Лоренцо).
- Круглые плоды напоминают золотые шары, изображенные на родовом гербе Медичи.
- Меркурий изображен с кадуцеем, символом врачей, при этом фамилия Медичи означает «врач».
Источники сцены
Лукреций в своей философской дидактической поэме «De Rerum Natura» прославляет обеих богинь в отдельной весенней сцене. Поскольку этот эпизод содержит также и другие фигуры из группы Боттичелли, это — вероятно один из главных источников для картины.
Зефир и нимфа Хлорис
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
Литература
- Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 107. — ISBN 3-8228-4746-1
- Роберт Камминг Великие художники: расшифрованные послания и символы в работах мастеров живописи. — 2008. — С. 22.
- Т. Каширина, Т.Евсеева, Н.Иванова Шедевры живописи. — Аванта +, 2008. — С. 11-121.
dic.academic.ru
Art-туризм. «Весна» Боттичелли. Линия. — История искусств — LiveJournal
Факты истории культуры и факты истории искусства.
Линия в структуре художественной формы.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна».
Сандро Боттичелли. Весна. 1477-1478. Уффици. Флоренция.
Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, — вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
Андреа Верроккьо. Лоренцо Медичи. 1480 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478).
Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи (?). 1480-1485 гг. Франкфурт-на-Майне.
Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Это история Линии, создающей образы.
Как войти в мир Линий? И есть ли путь в этот мир?
Да, есть. Это путь к художественной форме.
Факты истории и культуры, безусловно, помогают на этом пути. Но искусство — это ОБРАЗЫ. А образы — это чувства и эмоции, а уже потом, и только потом, мысли. И линии, как и цвет, и характер поверхности, и ритмы воплощают именно ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ.
Искусство — не наука, которая строится на логике, на мысли. Искусство — это всегда воплощённое чувство.
Сандро Боттичелли. Весна. Фрагмент. 1477-1478. Уффици. Флоренция.
Одним из литературных источником «Весны» считается поэма Анжело Полициано «Стансы на турнир», прославляющая Джулиано Медичи и его даму сердца Симонетту Веспуччи.
Плетя венок из всех земных цветов,
Которые найти вокруг сумела,
Которыми пестрел ее покров.
Но вот на Юлия она воздела
Глаза, не сразу ужас поборов,
И, встав, цветы на лоне удержала
Тем,что рукою их к себе прижала…
(А.Полициано. Стансы на турнир. Отрывок. Перевод Евгения Солоновича.)
Считается, что именно Симонетту Веспуччи изобразил Боттичелли в образе Весны на одноименном полотне.
Внимательно рассмотрим картину.
В центре изображена Венера. Справа от неё три Грации, олицетворение искусств, и Меркурий. Слева – Весна и Нимфа, которую преследует бог Ветра Зефир.
Уже беглый взгляд, брошенный на картину, вызывает явное чувство тревоги.
Тёмные деревья, плотный ритм их прямых стволов, мягкое свечение оранжевых плодов, контраст тёмного фона и светлых силуэтов, мертвенно-холодный цвет Зефира, вероятно, всё это вместе и создают это щемящее чувство.
Но именно линия — режиссёр развернувшейся перед нашими глазами драмы.
Во Флоренции рисовали хорошо многие, и учиться сюда ехали именно рисунку. Каждый художник, настойчиво прислушиваясь к себе, выражал своё, индивидуальное, ни на что не похожее, чувство, свою эмоцию. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции.
«Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки; есть и в нашей книге несколько, выполненных с большим умением и вкусом», — писал Вазари.
(Цитирую по изданию: Джоржо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, том 2.Москва.»Терра-Terra», 1993.).
Поклонение волхвов. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. 1476 — 1477 гг. Уффици. Флоренция.
В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой.
Сравним рисунок трёх Граций Боттичелли и свиты царицы Савской Пьеро дела Франческа.
Пьеро делла Франческа. Приезд царицы Савской. Фреска церкви Сан-Франческо в Ареццо. Деталь. 1452 — 1466 гг.
Линии Франческа цельные и весомые. Они рождают чувство величественного покоя.
Линии трёх Граций совершенно другие. Они лёгкие, при этом извиваются, переплетаются, нервно вздрагивают, трепещут. В них удивляет сочетанием некой вялости и нервности и это усиливают ощущение тревожного ожидания.
Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт совершенно в ином эмоциональном пространстве.
Спадающие линии волос, медленно стекающая линия овала.
И вдруг осознаёшь – увядание!
В этой прекрасной юности, в лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность. Миг! Уходящий безвозвратно?!
«Весна» Боттичелли — это горечь утраты.
Ко времени написания картины уже нет в живых юной Симонетты Веспуччи. Она умерла 22 апреля
1476 года 22-х лет от роду.
«С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали непревзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки: «Прекрасна смерть на лике сем прекрасном»» (Цитируется по книге Ивана Клуласа «Лоренцо Великолепный» http://krotov.info/lib_sec/11_k/lu/las_03.htm).
Через два года 26 апреля 1478 года, по странному совпадению в день смерти Симонетты, во время пасхальной службы в соборе Санта Мария дель Фьоре в результате заговора Пацци был убит Джулиано. Планы заговорщиков всё время срывались. Джулиано был болен, не хотел никуда выходить, но на службу всё-таки пошёл и встретил смерть. Его брат Лоренцо Медичи спасся и жестко подавил заговор Пацци. Тело Джулиано было выставлено в церкви Сан Лоренцо. Потом последовали пышные похороны.
Сандро Боттичелли дожил до глубокой старости, умер в 1510 году в возврасте 65 лет и, согласно его личному завещанию, был похоронен в той же церкви, что и Симонетта, в церкви Оньисанти (Всех святых), недалеко от знаменитой Санта Мария Новелла, на берегу мутной реки Арно.
Будучи во Флоренции, мы несколько раз пытались попасть в эту церковь. И даже когда она должна была быть доступной, мы оказывались перед закрытой дверью.
И всё же наше настойчивое желание помогло нам.
Церковь Оньисанти во Флоренции.
Интерьер церкви Оньисанти.
Гирландайо. Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). 1472 г. Капелла Веспуччи в церкви Оньисанти во Флоренции.
Там, в церкви мы вспомнили классическую Венеру, где всё говорит о жизненной силе, о гармонии, о вечности, и рядом с которой особенно явленной становится трагическая мимолётность Весны.
Венера Милосская. Фрагмент. 130 — 100 гг. до н.э. Лувр. Париж.
Стоя перед скромными знаками фамильных склепов, мы ещё раз пережили то разочарование, ту горечь утраты, то странное умирание, зарождающееся в юности, неразрывно сплетённое с молодостью и красотой, которую доносит до нас Линия Боттичелли.
Через день мы были в Равенне. И весенние цветы рядом с церковью Сан Апполинария ин Классе вновь напомнили нам о шедевре Сандро Боттичелли.
Art-туризм. Ещё одну запись смотреть здесь
history-of-art.livejournal.com
О чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли
«Весна» Сандро Боттичелли (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Все герои, изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Справа – бог теплого, весеннего ветра Зефир, настигающий нимфу Хлориду, и богиня цветов Флора. В каких они отношениях? Что их связывает? И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви?
«Это диалектика любви, воплощенная в движении»
Марина Хайкина, искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».
читайте такжеСчастье как произведение искусства«Гимн живому человеческому влечению»
Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.
А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.
На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни.
Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи(1445–1510) – великий итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель Флорентийской школы живописи.
читайте такжеМужчины играют, женщины мечтают www.psychologies.ruВесна Картина Сандро Боттичелли
Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера.
Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.
Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.
Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.
Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.
Перейти к следующей работе мастера ►
smallbay.ru
Сандро Боттичелли: «Весна» — красота искусства в его смысле :: SYL.ru
Мастерство флорентийских живописцев, их самоотдача и увлечённость делом давно стали образцом работы для современников. Но даже среди поклонников творчества былых лет трудно найти столь самобытного художника, каким был Сандро Боттичелли. «Весна» кисти этого живописца стала культовым полотном.
Возможно, феномен этой картины объясняется тем фактом, что Боттичелли в процессе работы руководствовался мотивами неоплатонической философии, что долго не могли оценить.Кем был Боттичелли
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. На самом деле это несколько противоречит истине. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно, итальянская богиня Весна Боттичелли.Биография
Начать следует с того, что Боттичелли — это псевдоним, а настоящее имя мастера — Филипепи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей, и один, выбравший призванием ювелирное дело. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Карьера
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Ещё два года в учениках, и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. К числу его лучших картин за эти годы относят «Поклонение волхвов», где мастер изобразил семью Медичи в образах мудрецов Востока. А с правого края художник изобразил и себя. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли — «Весна». Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов.Сюжет
«Весна» — картина Боттичелли, сочетающая Средневековье и эпоху Ренессанса. Надо сказать, что досконально объяснить это единение не могут до сих пор исследователи творчества живописца. Очевидно, что мотивом для написания послужили события в семье Медичи и излюбленная неоплатоновская космогония. Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Все они находятся в движении и, кажется, контактируют друг с другом, но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении можно отметить, что здесь шесть сюжетов и, соответственно, шесть групп персонажей, которых соединил в гармонию Боттичелли. «Весна» очень специфична, а новичку в искусстве она и вовсе покажется сумбурной.
По сути, это одна из первых картин послеантичного времени, что сохранилась до сегодняшних дней. Главные герои — боги и нимфы со своими переживаниями. Изюминкой творения является его исполинский размер — у Сандро Боттичелли «Весна» нарисована в полный рост и потому явно предназначена для особняков высокопоставленных лиц. Кто ещё мог позволить себе лицезреть богов в натуральную величину?!Ход творческого процесса
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна — пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста; она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Одна из них — белокурая, а две другие — рыжие. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Второстепенные персонажи
На самом деле у Боттичелли «Весна» не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Прекрасные грации нуждаются в охране, и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Змеи на картине Боттичелли «Весна» предстают в образе крылатых драконов. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.Толкования сюжета
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Говорят, что полотно «Весна» Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия — описаниях древнеримского календаря праздников. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Чтобы искупить свою вину, он превратил нимфу в богиню и подарил ей прекрасный сад, где вседа царит весна. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Всё изменила вечная весна. Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
www.syl.ru
Весна картина Сандро Боттичелли
«Весна» (Primavera) — одна из самых известных картин эпохи Возрождения, и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Картина была написана в 1482 году. Доска, темпера. Размеры: 203 × 314 см. В настоящее время находится в Галерее Уффици, Флоренция.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Боттичелли постарался на совесть, изображая многообразие цветов, пытаясь передать всё величие прихода весны. Ботаники, изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Если присмотреться, то можно увидеть, что здесь Боттичелли задействовал определённое распределение фигур, которые создают ритм картины. Если рассматривать работу слева направо, то ритм из фигур выглядит, как 1-3-1-3. Это создаёт определённую гармонию, а также акцентирует внимание зрителей на главных персонажах и отдельных сценках.
Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами — шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты — три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Далее идёт главная фигура картины — богиня Венера. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В правой части изображена сцена с богом западного ветра Зефиром, который преследует Хлориду. Вторая женская фигура в правой части — это момент превращения Хлориды во Флору.
Картина «Весна» Боттичелли
Для более эффективной работы вам необходимо качественное оборудование? На сайте компании «Делатон» вы сможете выбрать и приобрести насосы для любых нужд. Большой ассортимент и самые адекватные цены.
art-assorty.ru
Весна (картина Боттичелли) — Википедия. Что такое Весна (картина Боттичелли)
«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.
История создания картины
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением[1]. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.
Источники
Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом[2].
Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):
195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои[3].
Отсюда появились Хлорида и Хариты.
Описание
Венера под аркойНа картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору — у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Интерпретации
Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)[4]. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия — вверх.
Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид, в качестве источника рассматривают Апулея, и тогда вместо Венеры говорят о Исиде, вместо Меркурия говорят о Марсе[5], и т. д.
Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus. По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.[4]
Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант — картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Утверждается, что деревья в саду — это mala medica, ожерелья на Харитах — цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.
Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида — «ре», и так далее, а Меркурий — опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора — Флоренция, в этом случае каждый персонаж — это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.
История картины
Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них — это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.»[6] Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919[7], таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас — это один из главных шедевров Уффици.
Галерея
Нимфа Хлорида и Зефир
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
См. также
Примечания
Литература
- Деймлинг Барбара. Сандро Боттичелли. — Taschen, 2007.
- Роберт Камминг. Великие художники: расшифрованные послания и символы в работах мастеров живописи. — 2008. — С. 22.
- Т. Каширина, Т.Евсеева, Н.Иванова. Шедевры живописи. — Аванта +, 2008. — С. 11—121.
- Ingo F. Walther. Masterpieces of Western art: a history of art in 900 individual studies: from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 107. — ISBN 3-8228-4746-1.
wiki.sc