Бред в психологии это: Бред — Психологос

Содержание

Бредовые мысли, навязчивые мысли, мнения врачей об бредовых мыслях больных, причины появления бредовых мыслей, лечения и профилактика

Особенность бредовых мыслей заключается в том, что человек не может их критически оценить, он совершенно уверен в правильности своего поведения. Бред часто возникает на фоне других психических заболеваний, в частности, при шизофрении. Факторами риска могут стать изменение среды проживания, врожденная мнительность и тревожность в характере, нарушение гормонального баланса и наследственность.

Оформить заявку на диагностику и лечение

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.


«Ты несешь бред!» — часто слышим такую фразу, когда человек не согласен с нашими словами или они кажутся для него абсурдными. Бред, бредовое расстройство – это термины психиатрии, означающие некое состояние человека, при котором возникает нарушение мышления с появлением рассуждений, мыслей и выводов, не соответствующих реальности. При этом человек полностью убежден, что его высказывания не выходят за рамки нормы и не готов принять доводы в пользу того, что у него присутствуют бредовые мысли. Бредовое расстройство – это диагноз, который ставится пациенту с бредовыми мыслями. В современной психиатрии применяется также термин делюзиональное расстройство – происходит термин отлатинского слова delusio, или бред. Бредовые мысли – это психиатрическая патология, которая требует вмешательства врачей и лечения. Рассмотрим основные типы бредовых мыслей:

  • Бред преследования – пациент уверен, что его преследует группа лиц или один человек с целью убийства, передачи сведений о нем в некие структуры, причинения вреда и т.д. Среди преследователей могут быть сослуживцы, соседи, всевозможные организации, религиозные группы. При этом пациент не считает свои мысли неадекватными, более того, после попытки объяснить абсурдность его домыслов пациент непременно зачислит спорщика в список своих врагов, состоящих в сговоре с преследователями.
    Это самый распространенный тип бреда.
  • Бред воздействия –пациент говорит о воздействии на него гипноза, лучей, психотронного оружия, черной магии некой группой лиц. Он уверен, что ему хотят принести вред, используют его в экспериментах, хотят его смерти.
  • Ипохондрический бред– убежденность пациента в наличии у себя тяжелого заболевания, часто неизлечимого или неизвестного науке, которое не может быть вылечено. Они часто ходят по врачам, уверенные в том, что медики не могут найти у них заболевание из-за непрофессионализма, неэффективных методов диагностики, равнодушия. Они читают много медицинской литературы, выискивают мнимые симптомы в справочниках, интернете, средствах массовой информации.
  • Сутяжный бред– уверенность пациента в том, что некими лицами были нарушены его права, в результате чего он пытается привлечь к ответственности этих лиц любыми способами (пишет жалобы в различные инстанции, подает в суд, обращается в общество защиты прав потребителей). Отличительной чертой этого бреда является именно отстаивание собственных, не коллективных прав.
  • Бред ревности – патологическое состояние, при котором пациент убежден в измене супруга или супруги, не обладая при этом реальными фактами и доказательствами. Поведение такого пациента выходит за рамки нормы – может наблюдаться тотальный контроль, отсутствие логики в выводах о наличии измены, в крайнем случае могут быть вспышки насилия и агрессия.
  • Дисморфофобический бред – уверенность пациента в наличии у него какого-либо физического недостатка (слишком больших ушей, непропорционального тела, недостатка или избытка массы тела).
  • Бред величия – пациент убежден в собственной значимости и исключительности, в том, что он наделен особыми возможностями и способностями.

Это основные виды бредовых мыслей, которые встречаются чаще всего. Основная фабула бреда – навязчивые мысли, которые человек не оценивает критично. Бред как часть симптоматики присущ также таким заболеваниям, как шизофрения, биполярное расстройство.

Причины появления бредовых мыслей

Причины появления бредовых мыслей в целом схожи с причинами возникновения любых других психиатрических патологий и расстройств:

  • Стрессовый фактор – сильное эмоциональное переживание, связанное с переменами в жизни, затянувшимися нерешенными проблемами, потрясениями, может послужить спусковым крючком для развития бредового расстройства
  • Наследственный фактор – наличие у близких родственников симптомов бреда может стать причиной развития заболевания
  • Гормональный и электролитический дисбаланс организма – сбой в работе обменных и гормональных процессов может привести к бредовым мыслям
  • Бредовые мысли могут свидетельствовать о наличии сопутствующего заболевания психиатрического, неврологического или органического характера
  • Изменение социокультурного аспекта жизни – переезд в другую страну с другими порядками и нормами поведения, социальная изоляция (к примеру, при достижении пенсионного возраста многие люди остаются без работы, у родных при этом есть свои семьи и заботы)
  • Особенности личности – люди с мнительным, тревожным психотипом рискуют услышать диагноз бредовые и навязчивые мысли

Мнения врачей о бредовых мыслях пациентов

К врачу-психиатру пациенты с бредовыми и навязчивыми мыслями попадают случайно – их приводят родственники или представители инстанций, желающих провести психиатрическую оценку состояния человека. Врач проводит беседу с пациентом, выясняет причины, которые привели пациента в его кабинет и дает оценку его суждениям и мыслям. Для составления полной картины проводится беседа с родственниками или сотрудниками инстанций, так как иногда сделать однозначный вывод о наличии патологии нельзя. К примеру, в практике клиники «IsraClinic» был случай, когда на прием пришла женщина 48 лет в сопровождении родственников, которые говорили о наличии у нее бредовых и навязчивых мыслей. В клиническом интервью женщина пожаловалась на преследование со стороны бывшего мужа: она постоянно видит его машину возле работы, зная о ее любви к лилиям он постоянно передает через ее сестру эти цветы для нее, по словам пациентки, он купил квартиру в доме напротив, так как не оставляет мысли вернуться к ней. В беседе не было никаких намеков на бредовую фабулу, поэтому врач побеседовал с родственниками пациентки. Выяснилось, что бывший муж пациентки давно живет в другом городе, рядом с работой она видит машину той же модели и того же цвета, лилии покупает сестра, и в доме напротив точно не живет ее экс-супруг. Мнения врачей о бредовых мыслях пациентоводнозначны – при выявлении бредового компонента необходимо лечение.

Лечение бредовых мыслей

Стратегия лечения бредовых мыслей строится на устранении причины заболевания. Если мысли были вызваны сильным стрессовым переживанием (развод, болезнь, смерть) – прорабатываются эти причины, если расстройство является симптомом сопутствующего заболевания (болезнь Альцгеймера, шизофрения, опухолевые процессы) – то лечение проводится в комплексе с основным диагнозом. В Израиле в клинике «IsraClinic» при лечении диагноза бредовые мысли или навязчивые мысли применяются лекарственная терапия, психотерапия, наблюдение психиатра. Отдельно стоит затронуть вопрос о профилактике шизофрении и бреда. Если мы говорим о психологических причинах заболевания, то не нужно стесняться обращаться за помощью к психологам или психиатрам в случае сильной стрессовой ситуации, когда Вы чувствуете, что не можете с ней справиться. Любой стресс может послужить причиной развития серьезнейших психиатрических патологий. В клинике «IsraClinic» существует такое направление работы с пациентом, как психогигиена, или забота о психическом здоровье, профилактика заболеваний психики и нервной системы. Среди методик клиники для профилактики шизофрении и бреда – психообразовательные беседы о факторах, влияющих на развитие заболеваний, о переживаниях, о взаимосвязи психики и тела, о том, как справляться с тяжелыми ситуациями.

что такое антропологическая психиатрия и зачем врачу разбираться в мифологии и нарратологии

Если человек говорит что-то странное — это бред, органическое расстройство речи или просто ситуация непонимания? Язык в психиатрии часто не считают чем-то важным — а зря, считает врач-психиатр Иосиф Зислин. По его мнению, психиатрам стоит обратить более пристальное внимание на проблему языка психоза и, коль скоро специфического психиатрического подхода к анализу текста не существует, попробовать проанализировать его с точки зрения других наук — лингвистики, антропологии, филологии, нейробиологии, генетики и т.

д. Что такое антропологическая психиатрия и каким принципам должен следовать хороший врач? Ответ — в конспекте T&P.
Врач-психиатр

Психиатрия — личностная наука, поскольку к больному нужно относиться прежде всего как к личности: у него есть история, семья, социальные проблемы, язык. Последний обычно в психиатрии не очень важен: пациент может что-то говорить, но когда он молчит, мы можем перейти в область, которую я называю «ветеринарной психиатрией». Но я по-другому понимаю работу с личностью. В отличие от личности больного или личности психолога, о личности врача-психиатра как в русской, так и в мировой литературе почему-то вообще почти ничего не сказано.

Я могу восполнить этот пробел, только немного рассказав о себе. Я воспитывался в филологической семье: моя мать была переводчиком с европейских языков, а отец — востоковедом. В детстве я любил сказки, отсюда мой интерес к фольклористике. В шесть лет отец дал мне книгу Игнатия Крачковского «Над арабскими рукописями», с тех пор я интересуюсь суфизмом и немного арабским языком. В медицинском институте я посещал научный кружок психиатрии — отсюда у меня интерес к психоанализу. Еще один момент, определивший мои профессиональные интересы, — это травматичный опыт эмиграции и перехода на другой язык. Необходимость преодолеть эту проблему привела меня к размышлениям о том, что такое безъязычие и как мы не понимаем друг друга.

«Доктор, да он же бред несет»

В психиатрической больнице в Иерусалиме нас было пятеро врачей: из Англии, Франции, Эфиопии, России и одна ивритоязычная заведующая отделением. Однажды к нам поступил арабоговорящий пациент. Мы попросили медбрата переводить нам, но постепенно стали понимать, что что-то не так: на наши вопросы больной долго отвечал, а медбрат переводил его ответы односложно. На замечание он возразил: «Доктор, да он бред несет какой-то».

Когда хороший медбрат в психиатрическом отделении говорит мне, что пациент несет бред, — это классическая ситуация социального непонимания (или непонимания своей роли). В психиатрии мы иногда считаем наше непонимание диагностическим признаком: «Если я не понимаю, это не значит, что я не понимаю, — это значит, он дурак». Например, один из известных признаков шизофренической речи — неологизмы. Когда в нашем отделении врачи смотрят пациента, говорящего на иврите, и он выдает неологизм, интересно наблюдать, как его маркируют доктора, не владеющие языком. Одних я назвал условно «наглыми», а других — «тревожными»: «наглый» врач говорит, что все, чего он не понимает, и есть неологизм; «тревожные» доктора считают, что если они не понимают неологизм, значит, это, возможно, вообще не он.

Бывает и так, что у пациента, не понимающего социальный контекст, опухоль мозга или семантическая афазия. Может быть множество других вариантов, и их нужно различать.

В 1942 году женевский лингвист Вальтер фон Вартбург писал: «Мы говорим о владении языком, но в действительности язык владеет человеком». Эта идея стала популярной в гуманитарной среде, особенно после нобелевской речи Иосифа Бродского (1987). Но, «в отличие от законов природы, языковые правила… предусматривают возможность их нарушения». И суть индивидуализации языка в том, что, как говорил лингвист Эмиль Бенвенист, мы каждый раз присваиваем его себе. А

психотический больной присваивает себе не только язык, но и ситуацию целиком.

Из нобелевской речи Иосифа Бродского
«…Выбор на самом деле был не наш, а выбор культуры — и выбор этот был опять-таки эстетический, а не нравственный. Конечно же, человеку естественнее рассуждать о себе не как об орудии культуры, но, наоборот, как об ее творце и хранителе. Но если я сегодня утверждаю противоположное, то это не потому, что есть определенное очарование в перефразировании на исходе XX столетия Плотина, лорда Шефтсбери, Шеллинга или Новалиса, но потому, что кто-кто, а поэт всегда знает, что то, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не язык является его инструментом, а он — средством языка к продолжению своего существования. Язык же — даже если представить его как некое одушевленное существо (что было бы только справедливым) — к этическому выбору не способен».

Что такое афазия

Есть несколько форм афазии, я хотел бы остановиться на двух. Динамическая афазия — это нарушение в левой премоторной коре и, как следствие, трудность или невозможность развертывания высказывания, распад внутренней речи. Это нарушение вкупе с общей спонтанностью, безынициативностью, эхолалией (автоматическим повторением чужой речи. — Прим. T&P) и эхопраксией (непроизвольной имитацией движений других людей. — Прим. T&P) очень похоже на некоторые формы шизофрении.

Другая близкая форма — семантическая афазия, которая характеризуется импрессивным аграмматизмом (трудностью в понимании лексико-грамматических оборотов) и очень похожа на неспособность психотических больных понимать фигуры речи и правильно интерпретировать пословицы и поговорки. На самом деле в спокойной стадии шизофренические пациенты достаточно хорошо понимают знакомые им пословицы и поговорки, просто воспроизводят их как клише.

Как измерить количество языка в голове

В последние 50 лет появилось много работ, посвященных роли языка в антропогенезе. Так, авторы статьи «The hypoglossal canal and the origin of human vocal behavior» пытались понять время возникновения языка на основании величины гипоглоссального канала, по которому проходит язычный нерв. У этой работы интересная методология: если невозможно археологически обнаружить язык как орган речи, раз нерв не сохраняется, значит, можно измерить величину отверстия в кости и таким образом понять степень иннервации (снабжение тканей и органов нервами. — Прим. T&P). Однако авторы работы от информации о величине канала переходят к выводам о символическом поведении человека, а это достаточно сильное допущение.

Так или иначе, мы не можем измерить величину гипоглоссального канала у наших больных и по степени его иннервации понять, насколько они владеют языком. Зато в последние полвека стало бурно развиваться нейролингвистическое направление. Например, в рамках одного эксперимента французские ученые давали однодневным детям слушать сначала осмысленную французскую и арабскую речь, а затем, наоборот, бессмысленную и с помощью инфракрасной спектроскопии изучали реакцию мозга младенцев. Когда малыши слышали французскую речь, у них возбуждалась левая теменная область, то есть зона Вернике, отвечающая за понимание речи. Когда им включали арабскую — работала симметричная правая зона. А в случае бессмысленных звуков на обоих языках наблюдалось двустороннее возбуждение. Значит,

однодневные дети правильно реагировали на речь, которую они слышали во время внутриутробного развития, и могли отличить ее от речи на незнакомом языке.

В рамках другого подобного исследования ученые записывали вопли младенцев и обнаружили, что типичные крики французских малышей отличаются от типичных криков маленьких немцев.

Однако затем неврологи, нейропсихологи, психологи и другие ученые зачем-то решили найти корреляции между поведением и тем, чего в мозге нет. Например, в одном исследовании

пытались различить два вида любви — романтическую и сексуальную. Испытуемых помещали в нейроскан, что-то им демонстрировали и пытались понять, где локализуется их реакция (проблема в том, что нигде). В рамках еще одной методологически неправильной работы ученые пытались найти в мозге зону, отвечающую за нерелигиозную веру (non-religious belief).

Проблемы психиатрии

В современной психиатрии много проблем. Есть вопрос выделения единиц анализа: что мы анализируем — личность, болезнь, синдром, симптом? Другая проблема — соотношение вербальных (речевых и слуховых) галлюцинаций и языка, бреда и сознания, бреда и языка. Ясно, что вербальные галлюцинации как-то соотносятся с языком, но как и почему — непонятно. У нас нет реального определения бреда, а определение языка мы должны взять у лингвистов (но мы этого не делаем). Существуют также проблемы разделения неврологического и психиатрического подходов к языку, вопросы афазии и языка психоза, проблема соотношения сознания диагноста и сознания пациента. Когда я просто разговариваю с пациентом, он меня не бьет и не кусается, мое сознание влияет на него?

Есть проблема создания метаязыка для описания психопатологии сознания. И здесь психиатры ничуть не лучше нейрофизиологов, о которых я рассказал выше. Авторы статьи 2018 года, получившей приз Европейской психиатрической ассоциации (EPA), пытались понять, возможно ли сделать дифференциальную диагностику по некоторым языковым проявлениям, ведь симулянты, утверждающие, что слышат голоса, прекрасно понимают, что доктор им в голову не залезет, и считают, что у нас нет объективных критериев (на самом деле они есть, но другого порядка). Чтобы получить реальные показатели, ученые попросили больных написать тексты, затем сравнили их, применили статистические методы и пришли к выводу, что депрессивные больные говорят иначе. Это я и так знаю, но к статье возникают вопросы: сколько больных нужно обследовать, сколько надо получить текстов, как членить эти тексты, что анализировать? Вероятно, нужно было сравнить больных до и после болезни — может, это их индивидуальный стиль, а не суть заболевания?

Есть и более серьезные группы проблем.

В научной литературе, особенно в той, где речь идет о нарушениях мышления, о шизофрении, зачастую не разделяются понятия «язык» (language) и «речь» (speech).

Когда на одном конгрессе я задал об этом вопрос, на меня посмотрели как на идиота. Когда в 2002 году на другом конгрессе в Берлине известный ученый Тимоти Кроу рассказывал об означаемом и означающем, психиатры слушали с удивлением — меж тем «Курсу общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра уже больше века.

При анализе языка психотика часто не происходит разделения языка генерации симптома (системы, с помощью которой больной продуцирует речь) и языка описания психоза (системы, с помощью которой он этот текст описывает). Чтобы это сделать, нужно посмотреть, как пациент работает с языком до психоза, во время и после него, ведь когда он не в остром состоянии, у него все иначе. Но обычно просто говорится, что у больного с диагнозом «шизофрения» по ICD-10 (Международной классификации болезней. — Прим. T&P) «все нарушено». В литературе по билингвальным психозам также нет ни слова о стадии болезни.

А в одной научной статье (2018) и вовсе утверждается, что пациент говорит одно, а думает другое, что связи между языковыми и мыслительными нарушениями нет. Наконец, рассмотрение языка диагноста, полностью выведенное из поля исследования, не позволяет подойти к проблеме понимания. Ведь у меня, диагноста, тоже есть мышление, но меня никто в расчет не берет.

Шизофрения или нарушение речи?

В XX веке гениальные лингвисты и нейропсихологи, объединившись, добились замечательных результатов в области афатических нарушений. Союз Романа Якобсона и Александра Лурии одному из них дал толчок в понимании функции и роли языка, а другому — возможность построить новую классификацию, базирующуюся на нейроданных и лингвистике. К 1960-м годам многие авторы перешли от простых описаний различных типов афазии к пониманию того, что и где нарушается. Мы наконец нашли точку, где соединяются язык и сознание, язык и нейролингвистика. Более того, мы стали понимать, как реабилитировать больного.

Правда, это работает в неврологии, а не в психиатрии, ведь нельзя сказать, что язык шизофреника — просто вариант афатической речи. Больной шизофренией действительно похож на афатического больного, и даже выдающийся невропатолог и нейропсихиатр Карл Клейст в своих работах 1960 года пишет, что сенсорное афатическое нарушение аналогично шизофреническому. Но это все равно что сравнивать беременную женщину и больного асцитом — в обоих случаях живот увеличен.

Пытаясь далее получить опыт из других областей знания, психиатры обратились к генетике. Ученые обнаружили в одной английской семье ген, который привел к тотальному языковому нарушению. Психиатры поняли: если есть ген языка, значит, счастье близко. Однако проблема в том, что нужно понимать, как и почему нарушен язык. Исследователи выяснили, что у шизофреников нарушено метилирование (модификация молекулы ДНК без изменения нуклеотидной последовательности. — Прим. T&P) этого гена — но ведь оно у них нарушено еще в 10 тысячах других генов! А в этой семье на самом деле были нарушения другого рода и сумасшедшим никто не был.

Для понимания роли языка при шизофрении нужно выйти за пределы как языка, так и шизофрении. Гипотеза Тимоти Кроу состоит в том, что

шизофрения — это плата Homo sapiens за использование языка.

В статье «Is schizophrenia the price that Homo sapiens pays for language?» (1997) он пишет, что на определенном этапе произошел генетический сдвиг, который привел к развитию межполушарной асимметрии и дал возможность развития языка. Соответственно, отсутствие межполушарной асимметрии приводит к развитию шизофрении.

Но можно пойти по другому пути, объединяющему генетические, лингвистические и мифологические исследования последних 20–30 лет. Авторы книги «Мифы и гены. Глубокая историческая реконструкция» пишут, что сегодня с помощью генетики можно построить филогенетические модели в разных областях знания и посмотреть, где происходили дивергенции и нарушения. В книге есть пример: если мы сравниваем два списка одной и той же летописи и обнаруживаем ошибки в обоих, то можно предположить, что оба этих списка восходят к какому-то более древнему варианту. Примерно зная, как накапливаются ошибки, мы можем понять, где находится исходный текст. И совершенно неважно, делается это по археологическим, генетическим или текстовым данным.

Текст понятен, реальность — нет

В лингвистике существует проблема референции, соотнесения текста с реальностью. Если рассмотреть самую простую схему, то можно выделить несколько вариантов: текст понятен или непонятен, реальность понятна или нет.

Лучший вариант — когда и текст, и реальность понятны. У меня нет примеров подобного, я не знаю, что это такое.

Пример варианта, когда ни текст, ни реальность не понятны, — манускрипт Войничаназванный по имени первооткрывателя Михаила-Вильфреда Войнича, который приобрел его в 1912 году. До сих пор неясно, кто, когда и на каком языке написал эту рукопись. В ней выделили три группы фрагментов: ботанические, анатомические и филологические, но текст так до сих пор и не расшифровали. Возможно, это вообще просто фикция, розыгрыш.

Третий вариант — когда текст понятен, а реальность нет. Мы можем расшифровать классический текст, относящийся к шумерскому периоду XXII века до н. э., но историческую реальность, которая за ним стоит, мы реконструируем с большим трудом. Наконец, пример ситуации, когда текст непонятен, а реальность понятна: как пишет Борис Успенский, в бесписьменных языках, например у туземцев аранта, часто сначала инсценируется ситуация (совершается нечто вроде театрального представления) и только потом воспроизводится соответствующий текст. Это немного похоже на то, что мы встречаем в психиатрической клинике: больной разыгрывает какой-то текст, а потом мы уже пытаемся понять за ним стоящую реальность.

Ситуации, когда текст понятен, а реальность — нет, в психиатрии соответствуют «диагнозы» историческим личностям. В одной канадской статье исследователи взяли Ветхий Завет и всем поставили диагнозы. Этот слышал голоса, этот видел иллюзии, Христос — сумасшедший, а его ученики галлюцинировали. Получается, что текст ученые поняли, а историческую реальность, стоящую за ним, — нет.

Впрочем, психиатрия не стремится понять реальность, врачу важно само понимание, что человек болен. А ведь Юрий Лотман писал, что мы можем точно перевести какой-то древний текст, но без понимания его функции мы все еще не будем понимать его смысл. Так, современные психиатры поставили диагнозы авторам авангардистских текстов, в частности Велимиру Хлебникову и Даниилу Хармсу. Последний действительно получил диагноз «шизофрения» в конце 1930-х годов. Но если авторы его биографии пишут, что Хармс симулировал заболевание, чтобы не идти в армию, то психиатры говорят, что, судя по его текстам, он действительно был сумасшедшим. Этот психиатрический диагноз — это тот самый манускрипт Войнича, когда врачи не понимают ни реальности, ни текста, стоящего за ней.

И, наконец, текст непонятен, а реальность понятна — это когда ко мне попадает больной, которого я знаю, но который отказывается со мной говорить. Реальность мне известна, а диагноз — нет.

Таким образом, объекты диагностики — это речевое и акциональное поведение больного, его внутренний мир и характер его презентации. Ситуация, полностью обратная психическому здоровью, — это сюрсимуляция, когда больной, имеющий диагноз, симулирует болезнь, не понимая, что он больной.

«Царица всех симптомов»

Царица всех симптомов — бред: пустое высказывание, нарушение механизмов означивания. Но на самом деле мы не очень понимаем, что это такое, у нас нет хорошего определения и клинических критериев. Бред слишком похож на реальность. Чтобы изучить понятие бреда, нужно разделить язык и речь, рассмотреть бред с чисто лингвистической стороны — сюжет, мотив, тему, — а затем изучить его содержание. То есть рассмотреть существующие мотивы и их генетику.

Однажды мне пришло в голову, что бреды можно разделить так же, как Владимир Пропп разделил сказки. Существующее разделение по тематике — бред величия, бред малого размаха, эротоманический бред и т. д. — ни на чем не базируется. Если мы структуралистским способом начнем рассматривать содержание бреда, то окажется, что разные его типы можно свести в две структуры.

Первая — где больной ставит себя в центр и приписывает себе какое-то качество, положительное или отрицательное. Например: я могучий Наполеон, обладаю несметными сокровищами. Или: я чудовище, всей семье приношу только вред и т. д. Важно, как сам пациент относится к своему главному качеству. Например: я пророк, и это хорошо. Но бывает и иначе: я Наполеон, но не хочу им быть. Психиатры сказали, что такого не бывает (эта функция бреда раньше не определялась), но к нам поступил больной, который подтвердил мою гипотезу. Он говорил, что он пророк, но не хочет им быть, так как это слишком тяжело для него. По формальным признакам это был бред величия. Но как быть с тем, что, со слов человека, он не желает быть пророком? Оказалось также, что такие больные имеют максимальную суицидальную опасность. К сожалению, этот пациент данную теорию подтвердил.

Вторая группа бреда — когда больной не приписывает себе никаких качеств, считает, что на него влияют, им манипулируют. Классический пример — бред малого размаха, когда у дементных больных соседи воруют вещи и писают им под дверь. Бабушка не выходит из дома, а если вдруг надо, то оставляет знаки, чтобы понять, входили ли в квартиру. И видит: волосок не там, ниточка сдвинута, — гады, все-таки забрались. Бред коммунальной кухни: «Я суп сварила, а они писают в мою кастрюлю».

Когда мы строим правильную структуру, то можем правильно группировать больных. Но главное — это имеет клиническое значение.

Если мы выделяем ядро бреда, то выход из психотического состояния будет не тогда, когда пациент скажет, что его никто не преследует, а когда он заявит, что агенты потеряли способность на него влиять.

Ядро бреда начнет разрушаться, когда у больного изменится функция отношения к бреду.

Также важно не смешивать бред как процесс и как результат. Бредопорождение можно рассматривать на нескольких уровнях. Во-первых, на уровне нейролингвистики как процесс речепорождения. Во-вторых, на уровне уже созданного нарратива, где можно применять нарративный анализ. На третьем уровне мы задаемся вопросом: когда и почему психиатр начинает маркировать ситуацию как бред?

В каком возрасте возникает бред? Детские психиатры утверждают, что с трех лет. Что в этом возрасте должно появиться у ребенка? Во-первых, способность формулировать культурно-контекстный нарратив. Во-вторых, у ребенка должна сформироваться индивидуальная база сюжетов. В-третьих, эгоцентрическая речь должна созреть и перейти во внутреннюю. Выстроив эту схему, уже можно говорить о косвенных данных. Например, дети до семи лет сообщают о сновидениях лишь в 20% случаев. Припоминание сновидений коррелирует со способностью к образному мышлению. Зрительно-пространственные навыки связаны с теменной долей, которая полностью созревает к семи годам. Как раз к этому возрасту ребенок может выдать настоящий бред.

Так что

если шизофрения — это плата Homo sapiens за использование языка, то бред можно назвать платой человека за пользование культурой.

Поэтому мы предложили черновое определение бреда, с которым психиатры совершенно не согласны: «Бред — это совокупность связанных текстов/нарративов, в которых больной наделяет «особыми качествами» (особым смыслом) либо себя самого, либо кого-то или что-то из окружающего мира, произведенных на основании кардинального слома индивидуального смысла личности и имеющих устойчивость ко всем базовым смыслам, существующим до такого перелома», что является сутью психотического заболевания.

Антропологическая психиатрия

Как утверждал Мартин Лютер, толковать Священное Писание можно Sola Fide («только верой»), Sola Gratia («только благодатью»), Sola Scriptura («только Писанием»). Так же и текст больного мы можем толковать только верой (в то, что мы можем его понять), только благодатью (относясь к пациенту как к личности) и только «Писанием» (то есть относясь к тексту как к тексту, а не как к ненужному нам мусору).

Подводя итог, под антропологической психиатрией я понимаю область теоретической психиатрии, для которой характерно:

1) разделение явления и его интерпретации, онтологического и феноменологического подхода;

2) разделение рассказа о событии и самого события;

3) рассмотрение текстов и нарративов с использованием филологических подходов, нарратологии;

4) признание языкового и культурного сознания диагноста важнейшей частью диагностической процедуры;

5) использование методов антропологического исследования (включенное наблюдение, полевое наблюдение) для описания индивидуальных и типических случаев;

6) понимание контекста и контекстных явлений.

Антропологическая психиатрия должна противопоставляться антропологии психиатрии, где антропологи могут рассматривать психиатрическое поведение как определенный тип поведения. Антропологическая психиатрия должна включать в себя и генетику, и мифологию, и лингвистику. Только тогда мы можем подойти к пониманию, когда и откуда возник психоз.

Литература

  • Richard F. Kay, Matt Cartmill, Michelle Balow. The hypoglossal canal and the origin of human vocal behavior. Proc Natl Acad Sci U S A. 1998 Apr 28; 95 (9): 5417–5419.

  • Timothy J. Crow. Is schizophrenia the price that Homo sapiens pays for language? // Schizophrenia Research. Volume 28, Issues 2–3, 19 December 1997, Pages 127–141.

  • Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Мифы и гены: Глубокая историческая реконструкция. М.: Либроком/URSS, 2010.

  • Зислин И. Текст и диагноз // Неврологический вестник. 2019. Т. LI. Вып. 2. С. 12–29.

  • Куперман. В., Зислин. И. К структурному анализу бреда // Солнечное сплетение. 2001. Т 18-19. С. 254–270.

  • Егоров А.Ю., Зислин И.М., Куперман В.Б. К вопросу о классификации бреда (попытка структурно-семантического анализа)текст // Социальная и клиническая психиатрия, 2003. №3. С. 97–105.

  • Зислин И. К вопросу онтогенеза бредового нарратива // Независимый психиатрический журнал, № 2, 2017.

  • Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2018.

  • Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982. С. 140.

  • Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., Либроком, 2016.

  • Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 272–316.

  • Успенский Б.А. Ego loquens: Язык и коммуникационное пространство. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012.

  • Лотман Ю.М. Воспитание души. 2005 — СПб.: «Искусство-СПб.», 2005.

  • Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., Academia, 1928 (Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки.

    М., Лабиринт, 2006).

  • Крачковский И. Над арабскими рукописями: Листки воспоминаний о книгах и людях. — М., 1945.

  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

  • Phetsamone Vannasing, Olivia Florea, Berta González-Frankenberger. Distinct hemispheric specializations for native and non-native languages in one-day-old newborns identified by fNIRS // Neuropsychologia. Volume 84, April 2016, Pages 63–69.

  • Mampe B., Friederici A.D., Christophe A., Wermke K. Newborns’ cry melody is shaped by their native language // Volume 19, Issue 23, 15 December 2009, Pages 1994–1997.

  • Bartels A, Zeki S. The neural correlates of maternal and romantic love. NeuroImage 21: 1155–1166 March 2004.

  • Harris S., Kaplan JT, Curiel A, Bookheimer SY, Iacoboni M, Cohen MS. The neural correlates of religious and nonreligious belief. PLoS One. 2009 Oct 1; 4 (10).

  • Daria Smirnova, Paul Cumming, Elena Sloeva, Natalia Kuvshinova, Dmitry Romanov, Gennadii Nosachev. Language Patterns Discriminate Mild Depression From Normal Sadness and Euthymic State. Front Psychiatry. 2018; 9: 105. Published online 2018 Apr 10.

  • Klesit K. Schizophrenic Symptoms and Cerebral Pathology // Journal of Mental Science, Volume 106, Issue 442. January 1960, pp. 246–255.

  • Cavelti M., Kircher T., Nagels A., Strik W., Homan P. Is formal thought disorder in schizophrenia related to structural and functional aberrations in the language network? A systematic review of neuroimaging findings. Schizophr Res. 2018 Sep; 199:2–16.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс. Дзен.

О психологии чуши. Рецензия на книгу Джеймса Болла о… | Крейг Харпер | Craig Harper Essays

Пока я ждал рейса перед отпуском в прошлом году, я просматривал книги в магазине аэропорта, чтобы найти, чем себя занять. Одно название автоматически привлекло мое внимание — «Постправда: как чушь покорила мир». Книга обещала исследовать культурные, экономические и (что наиболее важно, с моей точки зрения) психологические причины нашего нынешнего общественного отвращения к экспертам, обрисовать в общих чертах, как так называемые «фейковые новости» укореняются в наших политических дискуссиях, и выявить некоторые возможности. чтобы исправить эти проблемы.

Прежде чем приступить к обзору книги, полезно дать определение термину «чушь собачья», который используется в работах Болла (и в этом обзоре) не как сенсационное ругательство, а почти как диагностический ярлык. В частности, во введении к книге он проводит различие между «лжецом» и «ерундой». Лжец признает какой-то аспект авторитета (или истины) и целенаправленно прямо противоречит ему. Напротив, ерунда будет говорить все, что может, для достижения цели, не задумываясь о том, правда это или нет. Другими словами, лжец скажет что-то, что, как ему известно, противоречит истине, а лжец придумает что угодно, чтобы соответствовать его повествованию. Болл цитирует отрывок из книги Франкфурта (2005), стр. 9.0005 О чуши , чтобы подчеркнуть это:

Тот, кто лжет, и тот, кто говорит правду, играют, так сказать, на противоположных сторонах в одной и той же игре. Каждый реагирует на факты так, как он их понимает, хотя реакция одного руководствуется авторитетом истины, тогда как реакция другого бросает вызов этому авторитету и отказывается выполнять его требования.

Тупица вообще игнорирует эти требования. Он не отвергает авторитет истины, как это делает лжец, и противопоставляет себя ей. Он вообще не обращает на это внимания. В силу этого ерунда — больший враг правды, чем ложь.

Книга мгновенно затянулась. Журналистский стиль Болла (он всегда откровенен, поскольку в настоящее время является корреспондентом Buzzfeed News) идеально сочетается с двумя начальными главами, в которых исследуется использование бреда в президентской кампании Дональда Трампа и референдуме по Brexit. Читая эти две главы, я опасался, что книга будет не столько эмпирическим изложением феномена постправды, сколько идеологической атакой на популистские движения. Однако этот страх был быстро преодолен в следующем разделе («Кто распространяет дерьмо?»), в котором систематически и критически рассматриваются пять ключевых заинтересованных сторон в «экосистеме новостей», которая позволяет сохранять культуру чуши: политики, старые СМИ, новые СМИ, социальные сети и вы (читатели). В этих главах Болл исследует три уровня бреда.

В культурном и экономическом плане броские заголовки и интригующее содержание бредовых новостей привлекают внимание. Это происходит независимо от того, являются ли истории политически значимыми или более банальными (просто подумайте обо всех этих сообщениях «Вы не поверите, как [вставьте знаменитость 90-х] выглядит сейчас!»), которые заполняют каналы социальных сетей). В связи с текущим экономическим контекстом новостей клики означают наличные деньги от показа баннерной рекламы (опять же, подумайте обо всех новостях, которые вы видите, которые требуют, чтобы вы удалили рекламу перед чтением). Хулиганы это знают. Они могут создавать броские заголовки, которые быстро становятся вирусными, позволяют размещать на своих сайтах рекламу и зарабатывать доли цента за просмотр.

Низкие первоначальные затраты на создание чуши означают, что вам нужно всего несколько историй, чтобы стать вирусными, чтобы сделать эту бизнес-модель очень прибыльной. Новостные организации также играют в этом определенную роль. По словам Болла, они обычно берут вирусный контент у кураторов таких материалов, публикуют его в Интернете с небольшими проверками (если они вообще есть) и просто меняют заголовки (или добавляют новые истории), чтобы отразить сомнения в их достоверности, когда возникают вопросы. По сути, феномен пост-правды фейковых новостей представляет собой угрозу для традиционных СМИ, но также используется ими для восполнения пробелов в падающих доходах.

Все это связано с нашей психологической склонностью потреблять новости, используя «Систему 1» (в книге Дэниэла Канемана « Думать, быстро и медленно » это исследование рассматривается в очень доступной форме). У нас есть автоматический инстинкт читать, верить и делиться историями, которые соответствуют нашим существующим убеждениям и мировоззрениям, или игнорировать, опровергать или принижать истории, противоречащие нашим мнениям. Нам часто трудно читать дальше заголовка новостей, поэтому этими броскими бредовыми историями легко поделиться, что увеличивает их потенциал стать вирусным и, следовательно, их известность в социальных дискуссиях.

Ключевой вывод из книги заключается в том, что мошенники используют эти тенденции и преуспевают в рекламе. На создание вирусной истории уходит несколько минут, а на ее разоблачение уходят часы следственной работы. Даже будучи разоблаченной, история, основанная на чуши, все равно будет присутствовать в новостной экосистеме и формировать преобладающее повествование. Болл также обсуждает работу Найхана и Рейфлера (2010) об «эффекте обратного эффекта», который предполагает, что выслушивание противоречивых свидетельств по поводу морализированной темы может даже укрепить неправильные представления, вытекающие из чуши.

Эта книга обязательна к прочтению всем, кто интересуется, откуда берется ерунда, как и почему она привлекает к себе такое внимание, а также какие у нас есть возможности уменьшить ее последствия. Более того, он проливает свет на одного из крупнейших игроков индустрии бреда — нас, читателей. Как заключает Болл, «хорошая новость: если мы все являемся частью проблемы, мы все можем стать частью решения — и мы можем начать, когда захотим. Как насчет сейчас?»

Доктор Крейг Харпер — социальный психолог из Великобритании. Вы можете подписаться на него в Твиттере или посетить его веб-сайт для получения дополнительной информации и других статей.

Врать на самом деле является признаком интеллекта, показало исследование

Согласно новому исследованию, люди, способные и умеющие врать в разговоре, на самом деле могут быть более умными.

Жизнь

Как пережить всю ту чушь, которая произошла в 2020 году

Паула Акпан

объяснения различных концепций, как правило, более разумны, чем те, кто изо всех сил пытается придумать чушь. Может ли это, в конце концов, объяснить, почему тот одноклассник, который плохо сдавал экзамен, часто набирал более высокие баллы, чем те, кто действительно учился? Может быть, но исследование также пришло к выводу, что опытные аферисты не обязательно были частыми аферистами.

Advertisement

Исследователи привлекли 1017 участников к двум исследованиям, в которых изучались корреляции между когнитивными способностями, готовностью к BS и способностью делать это хорошо.

Участникам показали десять концепций и попросили использовать пятибалльную шкалу оценки от «никогда не слышал об этом» до «хорошо знаю, понимаю концепцию», чтобы оценить свое знание концепций. Шесть из этих концепций, таких как теория полового отбора и общая теория относительности, были реальными, а четыре концепции — сослагательное наклонение, декларативная фракция, генетическая автономия и нейронная приемлемость — были выдуманы. Затем готовность нести чушь измерялась на основе тех, кто утверждал, что знает эти выдуманные концепции.

Характеристики

Руководство Уба Батлера по притворству на пути к вершине

Уба Батлер

Чтобы определить способность нести чушь, группу из 534 участников попросили представить наиболее убедительных удовлетворительное объяснение, которое они могли бы дать для каждого из вышеперечисленных понятий. Им было сказано не беспокоиться о том, правдивы ли они на самом деле, а просто быть изобретательными и убедительными при составлении своих объяснений.

Затем другую группу участников, которых назвали «оценщиками чуши», попросили оценить, насколько точными или удовлетворительными показались эти ответы, используя пятибалльную шкалу. Эта шкала варьировалась от «совсем не точно» до «очень точно» для оценки точности и «совсем неудовлетворительно» до «очень удовлетворительно» для определения того, насколько хорошо были сформулированы объяснения. Оценщиков бреда также попросили определить интеллект участников первой группы.

Реклама

Исследователи обнаружили, что большинство участников, которые смогли дать удовлетворительные или кажущиеся точными определения фальшивых понятий, также набрали более высокие баллы в тесте на словарный запас. Большинство из них также прошли тесты на абстрактное мышление и невербальный подвижный интеллект, которые измеряли их способность анализировать и решать проблемы.

«Мы обнаружили, что те, кто более квалифицирован в создании удовлетворяющей и, казалось бы, точной чуши, набирают более высокие баллы по показателям когнитивных способностей и воспринимаются другими как более умные», — говорится в исследовании.

«В целом, способность производить приятную чушь может помочь людям в навигации по социальным системам, и как энергетически эффективная стратегия произвести впечатление на других, и как честный сигнал своего интеллекта».

Исследователи, однако, предупредили, что эти данные являются предварительными и могут использоваться только в качестве первоначальных доказательств. «Будущая работа должна быть направлена ​​на явное исследование причинно-следственной связи между интеллектом и способностями к ерунде, если такая связь существует», — заявили авторы.

Интересно, что исследование также показало, что те, кто был хорош со своим BS, автоматически не желали BS больше только потому, что они могли.

«Более умные люди были менее склонны заниматься ерундой, несмотря на свои превосходные навыки», — сказала PsyPost автор исследования Мане Кара-Якубян. «Это может быть объяснено их большей способностью приписывать психические состояния другим (т.

Реклама

Технологии

Почему интеллектуальная даркнет внезапно рекламирует недоказанное лечение COVID?

Анна Мерлан

Фактически, исследователи обнаружили, что люди, которые были более склонны к чуши, также были более восприимчивы к псевдоглубокой чуши. Это согласуется с другим исследованием, опубликованным в British Journal of Social Psychology , которое показало, что люди, которые чаще занимаются чушью, также более восприимчивы к вводящей в заблуждение информации, такой как фейковые новости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *