Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности: Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности?

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

7.1. Совершенствование сознания-деятельности | Вестишки.ру

Table of Contents 

      • Создай самого себя!
      • Исправление изъянов сознания-деятельности
      • Борьба с вредными привычками

 

Создай самого себя!

 

Угнетение хаотической активности — важное, но не единственное направление духовного развития, не менее значимо ещё одно направление — всестороннее развитие всего человеческого в человеке, а именно, всестороннее развитие сознания-деятельности.

Возникает вопрос, зачем что-то развивать, совершенствовать, если и так всё хорошо?

Нет! Это только кажется, что всё хорошо.

В процессе правильно устроенной духовной деятельности человек неизбежно обнаруживает всевозможные изъяны в сознании-деятельности, в том числе и те, которые едва ли могут быть выявлены вне духовной деятельности.

Поэтому становится понятной необходимость отладки  сознания-деятельности и,  более того, осознанного построения человеком своего сознания-деятельности подобно тому, как программист работает над компьютерной программой.

Древний и, в общем-то, полезный принцип «Познай самого себя» следует дополнить ещё более полезным принципом: «Создай самого себя!»

Познание самого себя может оказаться в каких-то  ситуациях полезным, а в каких-то бессмысленным, потому что незачем познавать то, что в конечном итоге придётся заменить чем-то более совершенным.

 

Исправление изъянов сознания-деятельности

 

Как известно, сознание-деятельность формируется у человека в диаде «мать-дитя», затем развивается в процессе обучения и воспитания. Все эти процессы во многом спонтанные и неуправляемые, поэтому в сознании-деятельности каждого человека неизбежно имеется множество изъянов, проявляющиеся в неэффективности деятельности. В частности, они проявляются в некорректной работе познавательных функций: мышления, воображения, памяти, восприятия, а также внимания, причём на функционирование познавательных функций могут неблагоприятно влиять чрезмерная эмоциональность, установки, убеждения, личностные смыслы и т. п.

Кроме того, мир вокруг нас постоянно меняется, поэтому эффективные ранее установки, навыки и привычки со временем могут стать неэффективными и потому подлежат исправлению или замене.

Нужно взять за правило: любой случай дезорганизации деятельности или рассогласования между ожидаемыми и полученными результатами должен быть основанием для серьёзного внутреннего расследования с целью недопущения таких случаев в будущем.

У физически и психически здорового человека обнаруживаются, как правило, следующие недостатки сознания-деятельности:

— неадекватность психического двойника реальности,

— нарушение структуры деятельности,

— вредные привычки.

Обнаружив изъяны сознания-деятельности, нужно в первую очередь искать ответ на вопросы, как их исправить, и как не допустить подобных нарушений сознания-деятельности в будущем, а вопросы о причинах их возникновения, об устройстве психики можно, если получится, оставить без ответа, т. е. познавать себя желательно, но не обязательно.

В жизни нередко бывает, что человек сталкивается с чем-то принципиально новым для себя, а в опыте человечества уже есть готовые решения, которые можно найти и применить.

Это значит, что «… надо во что бы то ни стало поставить себе задачей … во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом»1.

Итак, нужно учиться, учиться и учиться2. И, главное, нужно учиться применять знания на практике, без чего знания скорее вредны, чем полезны: «… во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», так написано в книге Екклесиаста (гл. 1, ст. 17—18).

Если решение нетривиальной проблемы в опыте человечества отсутствует, то придётся организовать, опираясь на соответствующую методологию, интеллектуально-творческую деятельность, направленную на решение проблемы. Такая деятельность регулируется рефлексивным сознанием, поэтому она сама по себе способствует духовному развитию.

Частой причиной неэффективности деятельности является нарушение её структуры.

Сплошь и рядом бывает, что не выполняется итоговый контроль (и/или оценивание).

Примеры.

Ученик, решая задачу, получил для радиуса Земли значение 3 см. Он доволен: задача решена! И совсем не думает о том, что на такой маленькой Земле люди, да и он сам в том числе, жить не могут!

Решая геометрическую задачу, ученик получает, что синус или косинус больше единицы. И вполне удовлетворён, будто так и надо!  Но, известно, что в геометрических задачах синус или косинус больше единицы быть не может, следовательно, в решении задачи где-то есть ошибка, которую нужно найти и обязательно исправить.

Если итоговый контроль многие люди всё же худо-бедно выполняют, то о предварительном контроле мало кто задумывается. В самом деле, а что контролировать, если деятельность даже ещё не начиналась?

— Контролировать есть что. В идеале деятельность с максимальными подробностями должна быть представлена сначала во внутреннем, психическом мире, и лишь потом выполнена в реальности. Поэтому предварительный контроль (и/или оценивание) — это контроль (и/или оценивание) деятельности, выполненной во внутреннем, психическом плане.

Отсутствие предварительного контроля и оценивания может привести к трагическим последствиям.

Пример.

Случилось так, что пустой титан, т. е. бак для нагрева воды, сильно раскалился. Вокруг него собрались люди, и один из них, недолго думая, повернул кран и пустил в титан  холодную воду. Титан взорвался, сильно поранив окружающих.

— Прежде чем что-то делать, нужно думать. Хватило бы полминуты, чтобы спрогнозировать возможные варианты развития событий, выбрать приемлемый вариант и тем самым избежать катастрофы.

Очень важно применять различные виды и формы контроля и оценивания. Например, контроль может быть прямым или косвенным; иногда предельные или частные случаи решений помогают обнаружить скрытые ошибки, полезно также приводить контрпримеры и т. п.

Следует, однако, отметить, что тотальный контроль не всегда полезен. В интеллектуально-творческой деятельности бывают поисковые фазы, и тогда  чрезмерный контроль может помешать найти наилучшие решения.

Наконец, нужно совершенствовать процессы планирования и целеполагания, поскольку отсутствие качественного планирования и целеполагания тоже нередко проявляется в дезорганизации и/или неоптимальности, а иногда и в бесполезности  деятельности.

Ещё одна возможная причина недостатков сознания-деятельности — всевозможные болезни.

Больной человек — плохой деятель.

Например, человек, испытывающий сильную боль, едва ли может заниматься чем-либо с полной отдачей.

Или человек не может ни читать, ни шить, потому что плохо видит, и т. п.

Понятно, что физические и психические болезни нужно лечить. А если не получится вылечить, придётся учиться с этим жить, увы …

 

Борьба с вредными привычками

 

Привычка — сложившийся способ функционирования психики, характеризующийся тем, что не только отдельные действия или деятельность целиком, но и весь потребностно-мотивационный цикл от актуализации потребности до её удовлетворения, в той или иной степени автоматизирован, т. е. происходит без участия сознания.

Привычки в определённых ситуациях приобретают для человека характер потребности, а, значит, коренятся не столько в деятельности, сколько в потребностно-мотивационной сфере, которая в значительной степени не осознаётся. Именно поэтому с вредными привычками трудно бороться.

Сознательно-волевое управление вредными привычками, как правило, обречено на неудачу

.

В самом деле, порочная страсть, вредная привычка функционирует на трёх уровнях: физиологическом, психофизиологическом и психическом.

На физиологическом уровне отказ от табакокурения, алкоголя и т. п. проявляются как тягостное состояние, абстиненция. Обычно абстиненция длится неделю или две, до месяца.

На психофизиологическом уровне вредная привычка закреплена в системах условных рефлексов. Иван Петрович Павлов доказал, что условные рефлексы никогда не разрушаются, они подвержены лишь условному торможению, т. е. постепенно ослабевают, но при необходимости быстро восстанавливаются.

На психическом уровне главное, согласно известному советскому психиатру Владимиру Николаевичу Мясищеву, — отношение человека к вредной привычке. При этом важную роль играет микросоциальное окружение: положительное отношение микросоциального окружения к вредной привычке способствует её сохранению.

Итак, вся животная природа человека, функционирующая на физиологическом и психофизиологическом уровне, препятствует освобождению от вредной привычки. И на психическом уровне нередко наблюдается то же самое: если все вокруг курят табак, употребляют алкоголь, то удержаться от этих вредных привычек будет нелегко.

Более того, некоторые вредные привычки, такие как потребление алкоголя, наркотиков, способны вызывать болезнь, серьёзно деформирующую всю психику в целом.

Казалось бы, всё против того, чтобы избавиться от вредной привычки!

Но человек обладает свободой выбора. Ему достаточно сделать сознательный выбор в пользу категорического отказа от вредной привычки, сформировав отрицательное отношение к ней, и она будет заблокирована раз и навсегда.

Одномоментное прекращение курения, потребления алкоголя и т. п., возможно, для этого достаточно сформировать полноценное отрицательное отношение к вредной привычке

.

К сожалению, чаще всего удаётся сформировать не полноценное, а лишь амбивалентное отношение, когда одна часть психики оказывается настроенной отрицательно по отношению к вредной привычке, а другая остаётся настроенной положительно. И тогда человек испытывает внутренний дискомфорт, конфликт мотивов, при этом отказ от вредной привычки будет нестойким.

Если полноценное отрицательное отношение к вредной привычке сформировать не удаётся, остаётся одно: наблюдать за собой, чтобы выявить «слабые места» вредной привычки, а затем воспользоваться этим себе на пользу.

 

Пример. Опыт моей борьбы с табакокурением.

Курить я стал, будучи студентом. Многие вокруг курили, и я стал, за компанию. После этого я курил на протяжении более 20 лет. Неоднократно предпринимались попытки бросить курить.

При этом выяснилось, что:

— бросить курить волевым усилием на месяц-другой или даже на год сравнительно легко, нужно просто захотеть,

— после недели воздержания от табака потребность в табакокурении удовлетворить невозможно, потому что первые две-три сигареты кажутся вонючими, противными, отвратительными, будто снова начинаешь курить; это обстоятельство помогало удерживаться от табакокурения,

— в литературе об этом не пишут, но я лично ощущал сильнейшие позывы к табакокурению спустя примерно год после того, как совсем бросал курить. Будто бы кто-то бил кинжалом в спину и приказывал: «Кури!» И я не мог удержаться, снова начинал курить.

По-видимому, абстиненция может надолго замирать, а потом вновь возвращаться.

Решение проблемы.

Оказывается, в периоды воздержания от курения можно легко сформировать резко отрицательное отношение к табаку.

Для этого нужно ежедневно по сотне раз в день повторять фразы вроде этой: «Табачный дым противный, вонючий, отвратительный».

Или. Вижу, мужчина идёт и курит, тогда я говорю про себя: «У, вонючая табакерка! Ходишь и везде воняешь своим противным, сизым дымом». Вижу, девушка курит, а я думаю: «Вонючка! Кто же тебя целовать-то будет?!»

Оказалось, что резко отрицательное отношение к табаку способствует значительному ослаблению возвращающегося абстинентного синдрома, так что с ним удаётся легко справиться. В настоящее время я не курю уже около 30 лет, и совсем не тянет …

У каждого есть свои вредные привычки, и проявляются они по-своему. Поэтому каждому человеку придётся искать «слабые места» своих вредных привычек, чтобы затем окончательно освободиться от пагубных зависимостей.

А ещё лучше совсем не пачкать свою жизнь вредными привычками.

  • 1. В. И. Ленин. Из статьи «Лучше меньше, да лучше»,  «Полное собрание сочинений», т. 45, С. 391.
  • 2. Не могу удержаться, чтобы слегка не похулиганить.

    Старый советский анекдот.

    Ленин говорит Троцкому: «Жене скажи, что идёшь к любовнице, любовнице скажи, что идёшь к жене, а сам дуй в библиотеку: учиться, учиться и учиться.

Может ли сознание существовать вне мозга?

Источник: Benjavisa Ruangvaree Art/Shutterstock

В нейробиологии преобладает мнение, что сознание является эмерджентным свойством мозга и его метаболизма. Когда мозг умирает, разум и сознание существа, которому принадлежал этот мозг, перестают существовать. Другими словами, без мозга не может быть сознания.

Но согласно многолетним исследованиям доктора Питера Фенвика, уважаемого нейропсихиатра, изучающего человеческий мозг, сознание и феномен околосмертных переживаний (ОСП) в течение 50 лет, эта точка зрения неверна. Несмотря на то, что первоначально Фенвик крайне недоверчиво относился к околосмертным переживаниям и связанным с ними явлениям, теперь он считает, что его обширные исследования показывают, что сознание сохраняется после смерти. На самом деле Фенвик считает, что сознание на самом деле существует независимо и вне мозга как неотъемлемое свойство самой вселенной, подобно темной материи и темной энергии или гравитации.

Следовательно, по мнению Фенвика, мозг не создает и не производит сознание; скорее, он фильтрует его. Какой бы странной эта идея ни казалась на первый взгляд, есть некоторые аналогии, которые делают ее более четкой. Например, глаз фильтрует и интерпретирует только очень маленькую часть электромагнитного спектра, а ухо регистрирует только узкий диапазон звуковых частот. Точно так же, согласно Фенвику, мозг фильтрует и воспринимает лишь крошечную часть присущего космосу «сознания».

Действительно, глаз может видеть только те длины волн электромагнитной энергии, которые соответствуют видимому свету. Но весь электромагнитный спектр огромен и простирается от длинноволновых радиоволн с чрезвычайно низкой энергией до невероятно энергичных ультракоротковолновых гамма-лучей. Итак, хотя на самом деле мы не можем «видеть» большую часть электромагнитного спектра, мы знаем, что существуют такие вещи, как рентгеновские лучи, инфракрасное излучение и микроволны, потому что у нас есть инструменты для их обнаружения.

Точно так же наши уши могут воспринимать только узкий диапазон звуковых частот, но мы знаем, что тем не менее существует огромное количество других частот, не воспринимаемых человеческим ухом.

Когда глаз умирает, электромагнитный спектр не исчезает и не перестает существовать; просто глаз больше нежизнеспособен и, следовательно, больше не может фильтровать световую энергию, стимулироваться ею и реагировать на нее. Но энергия, с которой он ранее взаимодействовал, тем не менее остается. Точно так же, когда ухо умирает или перестает излучать звуковые волны, энергии, на которые обычно реагирует живое ухо, все еще существуют. По мнению Фенвика, так и с сознанием. То, что орган, который его фильтрует, воспринимает и интерпретирует, умирает, не означает, что само явление перестает существовать. Он только перестает быть в ныне мертвом мозгу, но продолжает существовать независимо от мозга как внешнее свойство самой вселенной.

Более того, согласно Фенвику, наше сознание обманывает нас, заставляя нас воспринимать ложную двойственность себя и другого, тогда как на самом деле существует только единство. Мы не отделены от других аспектов вселенной, а являемся неотъемлемой и неразрывной их частью. И когда мы умираем, мы выходим за пределы человеческого опыта сознания и его иллюзии двойственности и сливаемся с целостным и единым свойством сознания вселенной. Так что, по иронии судьбы, только после смерти мы можем быть полностью сознательны.

Это не следует воспринимать как присоединение к Богу или творцу, потому что космическое сознание, которое описывает Фенвик, не создало вселенную, а является просто ее свойством. Очевидно, что, несмотря на его внушительный объем исследований в этой области, в настоящее время нет способа эмпирически установить обоснованность гипотезы космического сознания Фенвика. В конечном счете, это больше соответствует вере, чем науке. Таким образом, кажется, что ответ на вопрос в заголовке этого поста — «Нет». Не существует эмпирически установленной объяснительной основы для понимания того, как сознание может существовать независимо и вне мозга.

Вспомните старую загадку: «Если дерево падает в лесу, и никто не слышит его, оно все еще издает звук?» Что ж, кажется, ответ «Нет». Потому что звук — это сознательное восприятие звуковых или акустических раздражителей, для восприятия которого требуется орган чувств. Без уха, чтобы слышать, и мозга, чтобы интерпретировать стимуляцию, будут только молекулярные вибрации, но не звук как таковой. Точно так же все энергии и биофизические явления, которые мозг воспринимает как сознание, действительно существуют независимо и вне мозга (например, физика, химия и квантовые события). Но чудесный опыт самого сознания, по-видимому, требует наличия мозга, чтобы породить его, и разума, основанного на мозге, чтобы его воспринять.

Copyright 2019 Clifford N. Lazarus, Ph.D. Этот пост предназначен только для информационных целей. он не предназначен для замены помощи квалифицированного медицинского работника. Рекламные объявления в этом посте не обязательно отражают мое мнение и не подтверждаются мной.

Facebook/LinkedIn image: maradon 333/Shutterstock

Новая теория в физике претендует на решение тайны сознания

Резюме: Сознание не может быть просто сведено к одной нервной деятельности, говорят исследователи. Новое исследование сообщает, что динамику сознания можно понять с помощью недавно разработанной концептуальной и математической основы.

Источник: Университет Бар-Илан

Как 1,4 кг мозговой ткани создают мысли, чувства, мысленные образы и внутренний мир?

Способность мозга создавать сознание сбивала некоторых с толку на протяжении тысячелетий.

Тайна сознания заключается в том, что у каждого из нас есть субъективность, то, что подобно ощущению, ощущению и мышлению.

В отличие от наркоза или глубокого сна без сновидений, бодрствуя, мы не «живем в темноте» — мы познаем мир и самих себя. Но как мозг создает сознательный опыт и какая область мозга за это отвечает, остается загадкой.

По словам доктора Нира Лахава, физика из Университета Бар-Илан в Израиле, «это довольно загадка, поскольку кажется, что наш сознательный опыт не может возникнуть в мозгу и фактически не может возникнуть в результате какого-либо физического процесса».

Как бы странно это ни звучало, сознательный опыт в нашем мозгу не может быть обнаружен или сведен к какой-либо нейронной активности.

«Подумайте об этом так, — говорит доктор Закария Нимех, философ из Мемфисского университета, — когда я чувствую себя счастливым, мой мозг создает характерный паттерн сложной нейронной активности. Этот нейронный паттерн прекрасно коррелирует с моим сознательным ощущением счастья, но это не мое настоящее чувство.

Это просто нейронный паттерн, который представляет мое счастье. Вот почему ученый, глядя на мой мозг и видя эту картину, должен спросить меня, что я чувствую, потому что картина — это не само чувство, а просто его представление».

В результате мы не можем свести сознательный опыт того, что мы чувствуем, чувствуем и думаем, к какой-либо активности мозга. Мы можем просто найти корреляции с этими переживаниями.

После более чем 100 лет неврологии у нас есть очень убедительные доказательства того, что мозг отвечает за создание наших сознательных способностей. Так как же могло случиться, что эти сознательные переживания не могут быть обнаружены где-либо в мозгу (или в теле) и не могут быть сведены к активности какого-либо нервного комплекса?

Эта загадка известна как сложная проблема сознания. Это настолько сложная проблема, что еще пару десятков лет назад ее обсуждали только философы, и даже сегодня, хотя мы добились огромного прогресса в нашем понимании нейронаучных основ сознания, до сих пор нет адекватной теории, объясняющей, что такое сознание и как решить эту непростую задачу.

Доктор Лахав и доктор Ниме недавно опубликовали новую физическую теорию в журнале Frontiers in Psychology , которая утверждает, что решает трудную проблему сознания чисто физическим способом.

По мнению авторов, когда мы меняем наши предположения о сознании и допускаем, что это релятивистский феномен, тайна сознания естественным образом растворяется. В статье исследователи разработали концептуальную и математическую основу для понимания сознания с релятивистской точки зрения.

По словам доктора Лахава, ведущего автора статьи, «сознание следует исследовать с помощью тех же математических инструментов, которые физики используют для других известных релятивистских явлений».

Чтобы понять, как теория относительности решает сложную проблему, подумайте о другом релятивистском явлении, постоянной скорости. Выберем двух наблюдателей, Алису и Боба, где Боб находится в поезде, движущемся с постоянной скоростью, а Алиса наблюдает за ним с платформы. нет абсолютного физического ответа на вопрос, какова скорость Боба.

Ответ зависит от системы отсчета наблюдателя.

Из системы отсчета Боба он определит, что он неподвижен, а Алиса вместе со всем остальным миром движется назад. Но в кадре Алисы Боб движется, а она неподвижна.

Хотя они имеют противоположные измерения, оба они верны, просто из разных систем отсчета.

Поскольку, согласно теории, сознание является релятивистским явлением, мы находим ту же ситуацию и в случае с сознанием.

Теперь Алиса и Боб находятся в разных когнитивных системах отсчета. Боб измерит, что у него есть сознательный опыт, но у Алисы просто мозговая активность без каких-либо признаков фактического сознательного опыта, в то время как Алиса измерит, что это она имеет сознание, а Боб имеет только нейронную активность без намека на ее сознательный опыт.

Как и в случае со скоростью, хотя они и имеют противоположные измерения, оба они верны, но из разных когнитивных систем отсчета.

В результате с релятивистской точки зрения не возникает проблем с тем, что мы измеряем разные свойства из разных систем отсчета.

Тот факт, что мы не можем найти реальный сознательный опыт при измерении активности мозга, объясняется тем, что мы измеряем, исходя из неправильной когнитивной системы отсчета.

Согласно новой теории, мозг не создает наш сознательный опыт, по крайней мере, не посредством вычислений. Причина, по которой у нас есть сознательный опыт, заключается в процессе физического измерения.

В двух словах, разные физические измерения в разных системах отсчета проявляют разные физические свойства в этих системах отсчета, хотя эти системы измеряют одно и то же явление.

Например, предположим, что Боб измеряет мозг Алисы в лаборатории, когда она чувствует себя счастливой. Хотя они наблюдают разные свойства, на самом деле они измеряют одно и то же явление с разных точек зрения. Из-за разных видов измерений в их когнитивных системах отсчета проявляются разные свойства.

Чтобы Боб мог наблюдать за активностью мозга в лаборатории, ему необходимо использовать измерения своих органов чувств, таких как глаза. Такого рода сенсорные измерения обнаруживают субстрат, вызывающий активность мозга, — нейроны.

После более чем 100 лет неврологии у нас есть очень убедительные доказательства того, что мозг отвечает за создание наших сознательных способностей. Изображение находится в общественном достоянии

Следовательно, в его когнитивной структуре Алиса имеет только нейронную активность, которая представляет ее сознание, но не имеет никаких признаков самого ее фактического сознательного опыта. Но чтобы Алиса измеряла свою нейронную активность как счастье, она использует другие измерения. Она не использует органы чувств, она измеряет свои нейронные представления напрямую, взаимодействуя между одной частью своего мозга с другими частями. Она измеряет свои нейронные представления в соответствии с их отношением к другим нейронным представлениям.

Это совершенно другое измерение, чем то, что делает наша сенсорная система, и, как результат, этот вид прямого измерения проявляет другое физическое свойство. Мы называем это свойство сознательным опытом.

В результате, исходя из своей когнитивной системы отсчета, Алиса измеряет свою нейронную активность как сознательный опыт.

См. также

Используя математические инструменты, описывающие релятивистские явления в физике, теория показывает, что если динамику нейронной активности Боба можно изменить так, чтобы она была похожа на динамику нейронной активности Алисы, то оба они будут находиться в одной и той же когнитивной системе координат. референции и будет иметь точно такой же сознательный опыт, как и другой.

Теперь авторы хотят продолжить изучение точных минимальных измерений, необходимых любой когнитивной системе для создания сознания.

Последствия такой теории огромны. Его можно применять для определения того, какое животное было первым животным в эволюционном процессе, получившим сознание, когда плод или младенец начинает приходить в сознание, какие пациенты с расстройствами сознания находятся в сознании и какие системы ИИ уже сегодня имеют низкую степень (если любой) сознания.

Автор: Элана Оберландер
Источник: Университет Бар-Илан
Контакт: Элана Оберландер – Университет Бар-Илан
Изображение: Изображение находится в открытом доступе Оригинал 2 Исследование

2 .
«Релятивистская теория сознания» Нира Лахава и др. Frontiers in Psychology


Abstract

Релятивистская теория сознания

В последние десятилетия научные исследования сознания значительно расширили наше понимание этого неуловимого явления. Тем не менее, несмотря на критическое развитие нашего понимания функциональной стороны сознания, нам все еще не хватает фундаментальной теории относительно его феноменального аспекта.

Существует «объяснительный разрыв» между нашими научными знаниями о функциональном сознании и его «субъективными», феноменальными аспектами, именуемый «сложной проблемой» сознания. Феноменальный аспект сознания — это ответ от первого лица на вопрос «на что это похоже», и до сих пор он сопротивлялся прямому научному исследованию.

Дуалисты-натуралисты утверждают, что оно состоит из примитивного, частного, нередуктивного элемента реальности, независимого от функциональных и физических аспектов сознания. Иллюзионисты, с другой стороны, утверждают, что это просто когнитивная иллюзия и что все, что существует, в конечном счете, является физическими, нефеноменальными свойствами.

Мы утверждаем, что и дуалистическая, и иллюзионистская позиции ошибочны, поскольку они молчаливо предполагают, что сознание является абсолютным свойством, не зависящим от наблюдателя.

Мы разрабатываем концептуальный и математический аргумент в пользу релятивистской теории сознания, в которой система либо имеет, либо не имеет феноменального сознания по отношению к некоторому наблюдателю.  

Феноменальное сознание не является ни частным, ни бредовым, оно просто релятивистское. В системе отсчета когнитивной системы оно будет наблюдаемым (точка зрения от первого лица), а в другой системе отсчета — нет (точка зрения третьего лица).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *