какой должна быть цель, чтобы ее достичь, как ставить цель
В менеджменте есть такое понятие как smart-цель или умная цель. Такая цель:
- S (specific) – конкретна;
- М (measurable) – измерима;
- A (achievable) – достижима;
- R (realistic) – реалистична;
- T (timed) – определена во времени.
Smart-цель – наполовину достигнута, потому как изначально продумана и спрогнозирована. Постановка жизненных целей не многим отличается от бизнес-планирования – здесь работают те же правила. Предлагаю Вам убедиться в этом, прочитав гостевой пост от Центра Нины Беловой.
Как правильно ставить цель, чтобы достигнуть ее прямым попаданием? Вот несколько принципов, позволяющих проще сформулировать цель.
Цель должна быть конкретной
Не говорите себе “хочу путешествовать”, говорите – “хочу поехать в Италию на месяц”. Продумайте детали – остановитесь ли вы в одном городе или объедете всю страну, будете ходить по музеям или изучать природу – в общем, максимально конкретизируйте. Это поможет достичь цели: в конце концов, Вы будете владеть необходимой информацией.
Цель должна быть измеримой
Это, наверное, самый сложный пункт, но нужно соблюдать его. Если Ваша цель – похудеть, укажите желаемый вес. Важно ставить четкие цели. Например, вместо “хочу быть привлекательным” – “хочу, чтобы 9 из 10 новых знакомых оставляли мне свой телефон”. В принципе, это схоже с конкретизацией цели, и также работает на достижение.
Здесь важен еще один момент. Многие люди склонны недооценивать свои достижения. И, имея неизмеримую цель, они так никогда ее не достигнут. Такому человеку никогда не получить “достаточно хорошую работу”. А занять определенную должность с определенной зарплатой – вполне возможно.
Цель должна быть в утвердительной форме
Вместо “я не хочу быть неудачником” – “я хочу быть успешным”. Подсознание отметает частичку “не”. Получается, что каждый день Вы внушаете себе: “Я хочу быть неудачником!” Есть еще один важный момент. Цель – это направление нашего движения. Отрицание – это направление “откуда”, но не “куда”. Как достичь цели, если не знаешь, куда идти?
Нужны конкретные сроки достижения цели
Это поможет контролировать себя. Еще лучше – разбить путь к цели на несколько этапов и фиксировать каждый из них. Это сделает повседневную жизнь более осмысленной: каждый пройденный этап заслуживает внимания. И еще: при краткосрочном планировании Вы не успеете растерять энтузиазм.
Цель должна быть достижимой
Оцените свои возможности, сравните их со сроками. Не достигнув цели, Вы будете чувствовать себя неудачником – зачем сознательно портить себе самооценку? Конечно, это не значит, что нужно ограничить свои запросы. Не скромничайте, вы достойны лучшего. Но “лучшее” не всегда приходит само и сразу, и это надо учитывать.
VKontakte
mindspace.ru
СМАРТ-цели (SMART-цели). Постановка целей по смарт
SMART – это особая методика постановки целей, популярная во всем мире. Она помогает структурировать процесс формирования четких и конкретных целей. Система СМАРТ находит широкое применение как в бизнесе, так и в повседневной жизни – при формулировании личных целей. В статье расскажем о ней подробнее.
Содержание статьи:
- Что такое SMART-планирование
- Пример постановки целей
Что такое методика постановки целей SMART
Методику SMART придумал в 1981 году Джордж Т. Доран — консультант и бывший управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач». Читайте также про постановку и внедрение управленческого учета.
SMART- это аббревиатура из английских слов, описывающих основные свойства правильно поставленной цели. Расшифровка признаков, которым должны соответствовать цели по системе SMART приведена в таблице.
Таблица. Расшифровка SMART
Буква |
Значение |
Перевод |
S |
Specific |
Конкретная |
M |
Measurable |
Измеримая |
A |
Attainable |
Достижимая |
R |
Relevant |
Актуальная |
|
Time Bound |
Ограниченная во времени |
Цель по СМАРТ должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Далее подробно рассмотрим критерии, которым должна соответствовать SMART-цель.
Скачайте дополнительный материал к статье:
Как финансовому директору ставить правильные личные цели
Чем поможет: если заметили, что не стремитесь к личным целям, а все время посвящаете работе, скорее всего, это результат гиперответственности или трудоголизма. Поймите, что замещаете работой, разработайте стратегический план и начните с небольших изменений.
S — Конкретная
Очень часто, когда менеджер работает над формулировкой своей цели, он обнаруживает, что она очень общая и не конкретная, и понимает, что ее можно разбить на отдельные, более конкретные подцели. Чтобы упростить задачу формулирования по методике СМАРТ надо задать по каждой цели пять вопросов [1]:
- Что: Чего необходимо достичь?
- Почему: Конкретные причины для достижения цели.
- Кто: Кто участвует?
- Где: Определить местоположение.
- Какие: Определите требования и ограничения.
В большинстве случаев только часть из этих вопросов можно будет применить, но стоит попытаться использовать их все, чтобы убедиться, что ничего не упущено.
M – Измеримая
Второй термин, буква М аббревиатуры SMART в нашей системе постановки целей, подчеркивает необходимость конкретных критериев для измерения прогресса в достижении цели. Основная мысль заключается в том, что, если цель не поддается измерению, невозможно узнать, добивается ли команда успеха в реализуемом проекте. Измерение прогресса поможет команде оставаться на намеченном пути, достигать установленных сроков и ощущать то самое чувство выполненного долга, которое мотивирует ее членов на постоянные усилия, необходимые для достижения цели. Поддающаяся измерению цель обычно отвечает на такие вопросы, как:
- Сколько нужно сделать?
- Как определить, что заданный уровень достигнут?
Какой бы формат наилучшим образом не соответствовал бы вашей конкретной цели, он должен позволять судить о степени достижения цели и давать возможность оценивать свой прогресс. Этот формат также должен давать возможность распределить объем необходимой работы на временные интервалы, с тем чтобы отслеживать и контролировать ход реализации проекта.
А – Достижимая
Мало смысла в постановке цели, которая либо слишком сложна для достижения, либо не соответствует вашим возможностям и ресурсам, такая цель скорее демотивирует вас и команду проекта и разрушит вашу уверенность в себе. При постановке цели по СМАРТ вы должны использовать свои знания и текущие навыки в качестве весов для определения того, сможете ли вы достичь поставленной вехи, является ли цель «достижимой». Если речь идет о «достижимых» целях в бизнесе следует убедиться, что в вашем распоряжении достаточные ресурсы и что ваша рабочая нагрузка соответствует новым требованиям.
R – Актуальная
Цель, которую вы ставите себе, своей команде, своей организации только тогда должна получить необходимую поддержку, когда вы гарантированно отвечаете «да» на каждый из этих вопросов в отношении ее:
- Стоит ли эта цель затрачиваемых усилий и ресурсов?
- Подходящее ли сейчас время для подобной цели?
- Действительно ли эта цель соответствует выбранной ранее стратегии?
Цели, отвечающие приведенным смарт-критериям, двигают команду, отдел и организацию вперед. Цель, которая поддерживает и согласуется с другими целями, будет считаться актуальной целью. Только тщательный анализ того, чего вы хотите достичь, и где вы хотите быть, позволит определить релевантность и актуальность ваших целей. Это относится как к личным целям, так и к бизнесу – необходимо тщательно проанализировать любую цель на предмет актуальности и релевантности.
T – Ограниченная по времени
Крайне важно, чтобы SMART-цели имели временные рамки или контрольную дату. Приверженность крайнему сроку помогает команде сосредоточить свои усилия на достижении цели и не позволяет сбивать фокус выполняя другие, несвязанные рутинные задачи, которые могут возникнуть по ходу реализации проекта или на пути к цели. Срочная цель призвана создать чувство неотложности. Именно этот аспект концепции SMART позволяет достигать цели, ставя ее в центр деятельности вашей или вашей организации. Читайте также про планирование и тайм-менеджемент для финансового директора.
Пример постановки целей по SMART
Если применить все возможные: что? почему? кто? где? и какие? при рассмотрении цели «Улучшить обработку запросов в рамках технической поддержки клиентов», получим следующее:
- Что значит «улучшить» – сделать быстрее, точнее или есть какой-то другой показатель улучшения?
- Почему необходимо это сделать и что это даст организации?
- Кто должен принимать меры и, кто в итоге выиграет?
- Где это будет сделано?
- Какие части процесса будут затронуты?
В этом примере ответственный менеджер может решить, что наибольшие выгоды для бизнеса будут достигнуты за счет сокращения времени, необходимого клиенту для получения обратного звонка от своего экаунт-менеджера. То есть необходимо добиться сокращения времени ожидания клиентом звонка от своего менеджера техподдержки после размещения запроса на сайте. Многие клиенты жалуются на время, необходимое для решения технических проблем и эта информация появляется на интернет-форумах, в социальных сетях. Это явно наносит ущерб репутации компании. Конкретные действия могут быть предприняты в отношении нескольких узких мест процесса: слабая подготовка клиентов на начальном этапе работы с продуктом компании, провалы в работе технической поддержки веб-сайта, или отсутствие программы действий (скрипта) для экаунт-менеджеров на случай отсутствия конкретных сотрудников, закрепленных за клиентом и т. д.
Формулирование целей в такой форме приведет к тому, что менеджер сформулирует несколько более конкретных целей, а не одну всеобъемлющую. Например:
- Проводить первоначальное обучение клиентов, в которое включить, в том числе решения пяти наиболее часто встречающихся технических проблем.
- Реализовать решение, позволяющее обновлять область технической поддержки веб-сайта в течение двух часов после появления новой проблемы.
- Внедрить формализованную систему дублирования функций сотрудников на случай отсутствия закрепленного за обратившимся в техническую службу клиентом менеджера.
Каждая из этих конкретных целей влияет на разных людей и разные сферы деятельности. Например, пункт 1 будет включать отдел подготовки и отдел технической поддержки; Пункт 2 будет включать только службу технической поддержки; и пункт 3 будет включать экаунт-менеджеров и их руководителя.
В этом примере СМАРТ-анализа, изначальная цель «улучшить обработку запроса технической поддержки клиентов», была декомпозирована на три отдельные независимые подцели, которые уже можно делегировать соответствующим сотрудникам или подразделениям с тем чтобы в итоге получить консолидированный результат, формулируемый очень неконкретно в изначальной цели.
Заключение
Постановка конкретных целей – отличный способ оставаться на правильном пути и гарантировать, что менеджмент и команда прилагают усилия в нужном направлении.
Четкие цели являются чрезвычайно полезным инструментом. Возможность донести и разделить с партнерами, сотрудниками и менеджментом понимание стоящих перед ними целей и задач, очень полезно тем, что мотивирует и фокусирует внимание на поставленных целях всех заинтересованных сторон, а не только автора проекта или ответственного топ-менеджера компании. В этом поможет методика постановки целей по методу SMART.
[1] Данный принцип схож с известной концепцией Five Ws, которую применяют журналисты и аналитики при сборе и анализе информации: Who was involved? What happened? Where did it take place? When did it take place? Why did that happen?
www.fd.ru
Цель проекта. Smart цели | pm-notes.ru
Цели и задачи проекта
Еще Аристотель определял цель как «то, ради чего»
Цель – это будущее состояние предметной области, к которому, в рамках проекта, стремятся, за счет выполнения активных действий, задач.
Человек, осуществляя целеполагание, создает образ желаемого будущего. Цель — это предвосхищение результата социального действия.
Цели должны отвечать на вопрос «что?». Что должны получить к концу проекта.
Задачи должны отвечать на вопрос «как?». Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей.
Проекты могут иметь несколько целей и каждая цель набор задач.
Каждая задача должны начинаться с глагола действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п. Это гарантирует измеримость задачи и возможность её контролировать.
Цель по SMART
Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху — правильно сформированные цели.
Концепция SMART целей:
- Specific (конкретная): Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно необходимо достигнуть. Например, повысить прибыль компании.
- Measurable (измеримая): Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких единицах можно будет измерить результат. Например, повысить прибыль компании на 5%.
- Achievable (достижимая): Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях. Например, повысить прибыль компании на 5%, за счет внедрения СЭД, автоматизации внутренних бизнес-процессов и сокращения штата сотрудников на 10% от текущего количества.
- Realistic (реалистичная): Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение целей финансово и технически возможно. Технические и человеческие ресурсы должны присутствовать в достаточном объеме. Особенно следует проверить вопрос имеющегося в распоряжении ноу-хау.
- Timely (ограниченная во времени): Реализация цели должна иметь реалистичную оценку реализации по времени. Указываются ограничение во времени, по истечении которого все задачи должны быть выполнены и цель достигнута.
Пример:
N | Цель | Срок | Команда | Ожидаемый результат | Измерение успешности результата |
1 | Разработка маркетинг ориентированного выхода в интернет — презентация продуктов компании в сети интернете. | 1 июля – 1 ноября | Вася Петя | Повышение степени известности продуктов компании «X» | Не менее 5 000 посетителей сайта в месяц через пол года, после завершения внедрения сайта в сети интернет. |
2 | Поиск партнёров по кооперации в сети интернет | 1 августа – 1 октября | Иван Маша | Продажа продуктов «X» через партнёров, не менее 1% оборота компании. | Через три месяца после запуска проекта Электронной коммерции рост оборота через партнёров (доля увеличения не менее 5% в месяц). |
Как на основе идеи выявить цели?
Часто у руководства или группы людей есть идея проекта, которую нужно сформулировать в виде целей.
Для определения целей проекта необходимо дать определение, что требуется от проекта и команды:
- Что должно быть сделано?
- Почему это нужно делать?
- Какую пользу должен принести проект?
- Все ли знакомы с этим замыслом?
- Все ли одинаково его понимают?
- Все ли с ним согласны?
- Когда нужно закончить работу?
- Кто является конечным пользователем?
- Какое качество ожидают получить?
- Какая функциональность ожидается?
- Какие средства имеются в распоряжении?
- Кто контролирует достижение успеха и качества, и по каким критериям?
- Каковы минимальные цели?
- Что не должно произойти ни в коем случае?
- Какая работа к проекту не относится?
Два последних вопроса описывают то, что не относится к проекту. Определяя, таким образом, рамки (границы) проекта, а также выявляя задачи, которые не оплачиваются заказчиком.
Отвечая на вышеперечисленные вопросы формируются требования к проекту и целям. Необходимо подходить к ответам в концепции «смарт», — они должны быть, как минимум, измеримыми.
Измеримость добавляет высокую степень определенности проекта и даёт возможность в будущем контролировать выполнение проект. Отсутствие определённости приведет к спорным ситуациям, а значит к потери времени и риску провала проекта.
Формулируя цели необходимо понимать и принимать во внимание трехмерность проектной работы: Время, Сроки, Содержание. Таким образом, измеримые цели, это цели, которые можно:
- измерить и проверить;
- определить по составу работ;
- определить по срокам, расходам.
Какие вопросы необходимо задать, чтобы сформулировать цели:
- Что нужно достичь?
- Как и с какими расходами должна быть достигнута цель?
- Когда должна быть достигнута цель?
- Каковы приоритеты целей?
- Какие цели зависят друг от друга?
- Какие цели исключают друг друга?
Итогом работы имеем: перечь целей, которые формулируются по SMART.
Пример постановки целей от понятия идея и проблема
Проблемы, которые обуславливают появление проекта:
- замедление роста продаж;
- невозможность торговать круглосуточно;
- сложность региональных продаж, когда клиент не может приехать в офис или магазин компании для ознакомления с каталогом товаров;
- клиентам необходимо посетить магазин для осуществления покупки или сделать заказ по телефону, на что тратиться много времени клиента и оператора;
- сложное взаимодействие с клиентами, поставщиками;
- необходимость реструктуризации компании в сторону проектного управления;
- необходимость оптимизации бизнес процессов компании в сторону упрощения процессов;
- консервативный стиль управления и сотрудников;
- слабая известность компании и её продуктов в интернет;
- сложность поиска партнёров;
- неэффективный маркетинг;
- отсутствие компании в поисковой выдачи поисковых систем;
- высокая стоимость товара.
В рамках разработки новой структуры предприятия и её преобразования необходимо внедрить в систему управления предприятием систему электронной коммерции. На первом этапе реализовать динамическую систему позиционирования товаров компании в сети интернет путём создания интернет сайта с каталогом продукции компании.
Вход в интернет должен:
- Открыть новые варианты для продажи продукции;
- Позволить освоить новый рынок для продажи своих товаров;
- Снизить расходы за счет более эффективного обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов;
- Осуществить торговлю своими товарами и снабжение компании чужими;
- Упростить обмен данными с клиентами или, соответственно, поставщиками;
- Оптимизировать существующие бизнес-процессы – сделать их более экономичными, снизить стоимость;
- Повысить имидж компании;
- Реализовать высокую прозрачность внутренних и внешних бизнес-процессов;
- Предоставить возможность производить покупки товаров компании не выходя из дома;
- Снизить стоимость товара до уровня цен конкурентов и ниже.
Выявление целей
Проблемы в проекте возникают тогда, когда необходимо достичь цели. Нет цели, нет проблемы.
Например, есть цель — улучшить работу сервисно ориентировнной системы, сделать ее более гибкой, предоставить возможность внутренним сервисам механизм общения или оповещения о каких-либо событиях, предоставить возможность системе работать с разными субд.
Задача, по сути, провести рефакторинг архитектуры системы. Мы сталкиваемся с проблемой или проблемами, для которых необходимо найти решения.
Процесс анализа проблемы и нахождения решения:
- Описание проблемы
- Поиск решений
- Оценка решений
- Нахождение оптимального решения
- Уточнение цели на основе найденных решений проблемы
- Формирование задач
Основные признаки неудачи проекта
- Бюджет: проект может не укладываться в рамки запланированного бюджета (или должен быть прекращен, не достигнув поставленных целей, из-за недостаточного финансирования)
- Время: проект может занять время значительно большее, чем запланировано для достижения поставленных целей (или должен быть прекращен до достижения поставленных целей в связи с окончанием намеченного срока)
- Качество: проект может быть завершен в рамках намеченного времени и бюджета, но не удовлетворяет требованиям по качеству (и, таким образом, будет представлять меньшую ценность, чем ожидалось)
Основные причины неудач проектов
В большинстве случаев, проекты не удаются из-за неясных целей или нечетких требований.
Причины неудач проектов и их вероятность наступления:
- 30% — Неясные цели, неясные требования;
- 15% — Отсутствие поддержки руководства;
- 12% — Неудовлетворительные методики и техника управления проектом;
- 11% — Недостаточные ресурсы;
- 10% — Неудовлетворительная квалификация, гибкость, активность;
- 8% — Политика, эгоизм отдельных подразделений, несоответствие уровней компетентности;
- 8% — Отсутствие контроля/мониторинга над проектом;
- 6% — Недостаточная коммуникация/отсутствие обмена информацией;
- 5% — Отсутствие управления изменениями.
Наибольшая вероятность неудачи проекта — плохо определенные, неясные цели и требования. Именно поэтому в рамках управления проектом, необходимо четко определить и точно описать цели проекта.
См. также:
Related Posts via Categories
pm-notes.ru
Как ставить цели по технике SMART+
Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…
Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?
Сегодня мы все это расскажем и покажем на наглядном примере.
Что такое SMART
SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:
S – specific – конкретная;
M – measurable – измеримая;
A – achievable – достижимая;
R – relevant – значимая;
T – time-bounded – определена во времени.
А теперь на конкретном примере посмотрим, как это работает. Возьмем профессиональную цель – продвижение по карьерной лестнице и будем формулировать нашу цель от первого лица:
Я – бухгалтер с небольшим стажем, и моя цель — стать главным бухгалтером.
Традиционно вооружитесь листом бумаги и ручкой. Приготовьтесь к огранке своего алмаза, чтобы в результате получить прекрасный бриллиант!
Поехали!
S – Specific — конкретная
Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:
- Является ли цель ясной и конкретной для вас?
- Какие критерии описывают эту цель?
- Что она из себя представляет?
- Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?
- Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?
- Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?
- Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?
Наш пример:
Моя цель — стать главным бухгалтером.
Сделаем эту формулировку более конкретной: я хочу стать главным бухгалтером в той компании, где сейчас работаю, и добиться этого ровно через год. Для этого мне нужно получить дополнительные знания на курсах и семинарах. Возможно, потребуется получить несколько сертификатов. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вникнуть в работу всех участков бухгалтерии в компании. Мне также может понадобиться помощь наставника. Я буду стремиться постоянно улучшать результаты своей работы и анализировать, какая дополнительная информация поможет мне добиться более высоких результатов.
M – Measurable — измеримая
Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
- Как вы поймете, что цель достигнута?
- Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?
- Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?
Опишите этот результат.
Наш пример:
Результатом моей цели будет оформление документов на должность главного бухгалтера и предоставление полномочий для выполнения работы по этой должности.
A – Achievable – достижимая
Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов (интеллектуальные ресурсы, опыт, время, трудовой потенциал, принятие решений, власть). Когда мы четко осознаем, что наша цель достижима, то наша мотивация получает огромную поддержку на энергетическом уровне.
Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временнЫе, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели.
Наш пример:
У меня есть информация о том, что человек, который сейчас работает на должности главного бухгалтера, пойдет на повышение. Следовательно, должность главного бухгалтера освободится. Я вижу, что руководство компании доверяет мне как специалисту. Это также делает реальной возможность получения мною этой должности.
Ресурсы:
- У меня сейчас есть достаточно времени (временной ресурс) для изучения дополнительной информации.
- Есть возможность посещать курсы и семинары (информационный ресурс).
- У меня уже достаточно опыта (ресурс знаний и опыта), чтобы вникать и уверенно выполнять работу всех участков бухгалтерии.
R – Relevant – значимая
Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:
- Является ли цель важной, значимой лично для вас?
- Что для вас будет означать результат достижения цели?
- Зачем вам нужно достижение этой цели?
Наш пример:
Эта цель действительно важна для меня, так как я хочу развиваться и получать подтверждения своей профессиональной востребованности. Когда я достигну цели, это повысит мою уверенность в себе и даст силы для дальнейшего развития.
T – Time— bounded – определенная во времени
Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:
- В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?
- Сколько времени понадобится для достижения цели?
- Когда цель должна быть достигнута?
Наш пример:
Я предполагаю, что моя цель будет достигнута уже через год, конечно, при условии, что должность главного бухгалтера освободится к этому времени.
SMART+: проверяем цель на «внутреннее» соответствие
У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:
+ Утвердительная формулировка
Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.
Цель в нашем примере, действительно, сформулирована положительно.
+ Подконтрольность
- Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?
- А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?
Наш пример:
Цель в большей степени подконтрольна, хоть и зависит от некоторых факторов. Могут выбрать не меня. Должность может не освободиться через год. Чтобы стать единственным кандидатом на эту должность, я буду выполнять мою текущую работу качественнее и быстрее моих коллег, применяя при этом только честные правила «игры».
+ Экологичность (гуманность)
- Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?
- Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?
- Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?
- Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?
- На какой риск вы готовы (и можете) пойти?
Наш пример:
Возможно, кто-то из моих коллег тоже претендует на эту должность. Я могу пойти на честную конкуренцию и постараюсь в дальнейшем быть справедливым и мудрым руководителем. Поэтому я не буду сожалеть о том, что кто-то другой не получил эту должность.
Да, я чувствую в себе желание и силы для достижения этой цели, а также полностью принимаю на себя ответственность за результат. То есть я понимаю, что меня ждет после достижения цели и готова к этому.
+ Содержит вызов
Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:
- Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?
- Почему достижение этой цели важно для вас?
Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!
Теперь можно приступать к действиям!
Вас может заинтересовать SPIRO – другая модель постановки целей.
mastercoaching.ru
SMART – цели: умные цели, ведущие к успеху
Правильно поставленная цель – уже часть успеха. Так подумал в 1954 году Питер Друкер и представил миру свои правила постановки целей — систему SMART — целей (англ. smart — умный). Правила эти оказались настолько просты и эффективны, что технология смарт-целей прочно вошла в наш обиход, независимо от рода деятельности и занимаемой должности. Давайте познакомимся с системой умных целей SMART прямо сейчас.
SMART – цели: умные цели, ведущие к успеху
SMART – аббревиатура, образованная из первых букв английских слов:
- Specific — конкретная, определенная
- Measurable — измеримая
- Achivable — достижимая
- Relevant – релевантная, соответствующая
- Timed – привязанная ко времени
Правила постановки SMART целей понятны уже из названия: цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и привязанной ко времени.
Давайте вместе поставим смарт-цель прямо сейчас. Разберемся в каждом пункте, чтобы у вас перед глазами появился пример SMART-цели. Итак, какая она — умная цель?
- Конкретная цель. Это то, чего вы хотите достичь. Хочу создать свой сайт и заработать на нем. Конкретная? Вполне!
- Измеримая цель. Это те критерии, по которым вы будете измерять свою цель и поймете, достигнута она или нет. Критерии для моей SMART-цели: 1 сайт с посещаемостью 5000 человек в сутки, приносящий доход 50 000 руб в месяц.
- Достижимая цель. Чтобы поставить достижимую смарт-цель 1) нужно ориентироваться в области, которой касается ваша цель; 2) адекватно оценивать свои возможности и способности (компетенции – знания и навыки), которые необходимы для достижения поставленной цели. Я обладаю знаниями в области создания и продвижения сайтов, я обладаю усидчивость, терпением и волей к победе :-). И я знаю, что многие люди, с такими же способностями достигли успеха. Поэтому цель для меня достижима. И для вас, я думаю, тоже. Судя по опросу, проводимому на нашем сайте, большинство из читателей хотят сменить место работы. Если кто-то заинтересовался возможностью создания сайтов и заработка в интернете, рекомендую обучающий видеокурс: Как стать блоггером-тысячником, он включает в себя и курс по созданию сайта.
- Релевантная цель. Что такое релевантность цели? Это цель, которая соответствует более высоким и глобальным целям вашей жизни. Это как часть проекта, которая способствует осуществлению всего проекта в целом. Так как я хочу быть финансово независимой, хочу свободно перемещаться по миру, хочу заниматься любимым и интересным делом, то цель создать сайт и заработать на нем — самая релевантная для меня. Релевантнее некуда 🙂
- Цель, определенная по времени. Это обязательное условие для любой цели, иначе она теряет смысл. Скажите, зачем мне финансовая свобода и возможность путешествовать в 105 лет? Поэтому ставлю целью достичь своей SMART цели к декабрю 2012 года. Теперь вы сможете увидеть, насколько мне это удастся. Для этого заходите в гости регулярно, подпишитесь на рассылку! Кстати, публично поставленная цель — один из приемов тайм-менеджмента. Хотите попробовать прямо сейчас? Поставьте свою смарт-цель прямо в комментариях к статье. И я подскажу вам, на что нужно обратить внимание на пути к вашей цели.
Пример SMART-цели
В итоге, у меня для вас есть пример SMART-цели: «создать 1 сайт, добиться посещаемости 5 тыс. чел/сутки и достичь дохода 50 тыс руб/мес к декабрю 2012 года. Для достижения цели я обладаю навыками создания и продвижения сайтов. Я постоянно совершенствую свои навыки и верю в себя и в свои силы (что тоже немаловажно :-)). Достижение моей цели даст мне финансовую свободу и возможность путешествовать по миру».
По-моему, звучит неплохо :-). При этом все соответствует критериям постановки целей SMART. Жду ваших комментариев и SMART-целей. А также желаю всем достигать их. Правильно поставленная цель является отличным мотиватором.
Новый мотиватор для достижения смарт-целей
Метки: цели. Закладка Постоянная ссылка.
timepost.ru
SMART – цели. Постановка цели по smart. Примеры
27 Март 2013 Евгений Неделин Просмотров:SMART цели. Постановка цели по smart
SMART цели — исключительно полезный инструмент для руководителя. Это требования к постановке цели как для подчиненных так и для себя.
Суть SMART целей. Любая цель, которую мы ставим, или с которой работаем, должна быть SMART («умной»). Это означает, что цель должна быть:
- Specific (конкретной)
- Measurable (измеримой)
- Attainable (достижимой)
- Relevant (сопоставимой, уместной)
- Time-bound (определенной во времени)
Только когда цель отвечает всем требованиям SMART, только тогда она начинает работать как инструмент управления.
Давайте разберем подробнее. Для удобства возьмем — альтернативную аббревиатуру SMART-целей на кириллице ДИСКО- цели. Итак цели должны быть:
Достижимимы — при постановке цели подчиненный должен понимать, что цель может быть достигнута и при этом результат достаточно амбициозен. Цель должна попадать под определение «трудно, но выполнимо».
Измеримыми — цель должны бать измерима, чтобы можно было узнать, что она достигнута.
Сопоставимыми — подчиненному должно быть понятно, каким образом поставленная цель соотносится с целями отдела (подразделения) и другими целями сотрудника.
Конкретными подчиненный должен понимать, в чем эти цели состоят.
Ограниченными во времени и других ресурсах — для каждой цели должны быть обозначены границы ресурсов.
Давайте рассмотрим несколько примеров постановки SMART целей
Как нужно ставить SMART цели
Smart цели пример:
Самостоятельно к 15 августа 2013 г. осуществить подбор не менее 3-х кандидатов на замещение освобождающейся должности менеджера по обеспечению производства, удовлетворяющих квалификационным требованиям по должности.
Smart цели пример:
Снизить к концу 4-го квартала 2012 г. количество сверхурочных часов отрабатываемых сотрудниками в период подготовки налоговой отчетности на 30% по сравнению с имеющимися на сегодняшний день без привлечения дополнительных средств.
Постановка цели по smart пример:
Иванова (старший кладовщик сырьевого склада) ложится на плановую операцию. В срок до 1 апреля 2011 г. Ивановой самостоятельно подготовить кладовщика Петрову для передачи ей обязанностей по выполнению функций старшего кладовщика.
Как не нужно ставить СМАРТ цели:
Примеры смарт целей (как нельзя ставить цели)
Для увеличения объема продаж, завершить работы с клиентской базой до конца 2013 г.
Смарт цели (антипример)
По результатам аудиторской проверки выявлено 18 замечаний. Необходимо их срочно исправлять.
Смарт цели (антипример)
Провести анализ причин, ведущих к возникновению ошибок в учете отгруженной готовой продукции без привлечения внутренних аудиторов.
*****
Посмотрите мини-лекцию Евгения Неделина «SMART цели»
Обратите внимание на программу тренинга Эффективное руководство, в котором подробно разбираются инструменты эффективного руководителя, в том числе и SMART – цели.
Статьи по теме:
Рейтинг публикации:
Загрузка…Поделиться в соцсетях:
www.training-partner.ru
Как поставить цели и выполнить их на 70% / Wrike corporate blog / Habr
Половина успеха в управлении проектами — постановка целей, и это не самая простая половина. Мы в Wrike в свое время основательно озаботились выбором оптимального подхода к целеполаганию на уровне всей компании и отдельных команд, и в итоге остановились на OKR. Изначально концепция Objectives & Key Results (цели и ключевые результаты) зародилась в Intel, но действительно популярной ее сделал Джон Доерр из Google.Суть OKR состоит том, чтобы исключить способ достижения результата при постановке цели и, вместе с тем, предоставить способ объективной оценки результата.
Это позволяет:
- Избежать микроменеджмента — руководитель может сконцентрироваться на приоритетах;
- Реализовать творческий потенциал — исполнитель может найти способ достижения цели самостоятельно;
- Объективно оценить результат — измеримость результатов позволяет объективно определить, была ли цель достигнута. Если нет — это повод для анализа причин неудачи и вводные данные для последующего планирования.
Структура OKR
OKR это список из целей, не более пяти, для каждой из которых задаются измеримые результаты, также не более пяти. Пример:
Цель: Опубликовать хорошую статью по OKR.
- Результат: Статья должна выйти не позднее 23 мая 2017.
- Результат: Количество просмотров — 40 тыс.
- Результат: Рейтинг — +35.
- Результат: Интересных и конструктивных комментариев — 10.
В рамках компании OKR работают как иерархия. Общие цели компании определяют цели отдельных подразделений, те — цели команд, на базе которых в свою очередь строятся индивидуальные цели.
Иерархия целей не обязательно должна быть строго вертикальной. Отдельные подразделения или команды могут ставить совместные или связанные цели горизонтально.
С чего начать
Формирование OKR — это открытый процесс. Он происходит при участии всех сотрудников на этапе внесения предложений. Методика предусматривает три направления коммуникации:
- Top-down — цели, сформулированные для компании в целом, распространяются на OKR ее отделов, команд и сотрудников. Это сценарий с формированием целей на основе потребностей.
- Side-by-side — отдельные отделы кооперируются в построении общих OKR, в дополнение к поддержке глобальный OKR компании. Например разработка и поддержка могут запустить совместную инициативу по сокращению количества брака. Это будет сценарий с формированием целей на основе кооперации.
- Bottom-up — конкретная хорошая идея может перерасти в OKR команды, отдела, или даже всего бизнеса. Именно так появился Gmail, начавшийся из личного проекта одного из сотрудников Google. Если мы понимаем, что можем сделать что-то хорошее, полезное и ценное, эту идею можно раскрутить в обратную сторону и поставить цель на ее реализацию. Если мы нашли золотую жилу — давайте ее разрабатывать. Конечно, такое случается редко, это сценарий формирования целей на основе решения.
Построение OKR — двусторонний процесс, и ожидается, что половина целей компании будет сформулирована в направлении top-down, а другая половина — в противоположном bottom-up. В случае с OKR важно достигнуть общего понимания наиболее важных целей. Понимая, что конкретная идея все же не так важна, как другая, легче отказать ей в реализации и сфокусироваться в работе на вещах действительно важных.
Не ожидается, что каждый отдел поддержит все глобальные инициативы. Отделы имеют специализацию, и это ограничивает их возможности по поддержке всех целей бизнеса. Например, если глобальной целью является “снизить стоимость производства на 10%”, отдел маркетинга не особо может этому помочь.
В дополнение к поддержке общих целей бизнеса, отделы или команды могут и должны ставить перед собой локальные цели. Это необходимо, поскольку на каждом уровне есть потенциал для улучшений, и если ориентироваться только на глобальные цели бизнеса, то со временем такой перекос приводит к дисфункциональности из-за накопившихся проблем.
Как формулировать цели
Правильно сформулировать OKR сложно, но возможно. Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:
Цель должна быть амбициозной. Ее достижение должно казаться трудной, на грани возможного задачей. Тем не менее, цель должна быть потенциально достижимой, при этом оставаясь амбициозной. Вот отличные примеры таких целей.
- Сконструировать самолет, летающий быстрее скорости звука, — адекватная и амбициозная цель Bell Aircraft в 1946 году.
- Сконструировать самолет, который может летать, — адекватная и амбициозная цель для братьев Райт в 1900 году.
Амбициозная цель мотивирует на достижение лучших результатов. Люди склонны перестраховываться и ставить перед собой простые цели, но в таком случае и они могут не быть достигнуты. Трудная цель — это вызов, который требует упорства и изобретательности. Даже если такая цель не будет достигнута полностью, результат будет гораздо выше консервативных ожиданий.
Количество целей должно быть от 3 до 5. Это важно по двум причинам. Во-первых, большее количество целей ведет к распылению усилий. Во-вторых, OKR — это глобальная инициатива, и она требует общения и координации. Сформировать и исполнить совместные цели среди десятка отделов можно, если у каждого отдела их не больше пяти. Если каждый отдел будет пытаться работать по дюжине целей — все время уйдет только на то чтобы просто разобраться, кто и чем планирует занимается.
Цели должны вести к новым достижениям. Бессмысленно ставить целью продолжать делать то же самое: нанимать только лучших сотрудников, поддерживать uptime сервиса в 99.9% или разработать новые фичи. Все это важные вещи, но это то что должно быть сделано без напоминания. OKR не предназначены для поддержания статуса-кво.
Цель должна определять конечное состояние. То куда мы хотим попасть, что получить, чего добиться. Расплывчатые формулировки вроде “улучшить”, “упростить”, “облегчить” только сбивают с толку. Четкая формулировка конечной точки позволяет сфокусироваться на ее достижении и создать конкретный план ее достижения.
- Запустить продукт для сегмента рынка Z.
- Добиться объема продаж по продукту в $2 млн/год.
- Снизить количество обращений в саппорт по причине багов на 50% (с 250 до 125 в день).
Типичная ошибка при формулировке цели заключается в определении направления движения вместо конечного положения.
Цели должны быть сформулированы четко. Цели, как и факт их достижения, должны быть одинаково хорошо понятны всем наблюдателям.
— Дорогой, вынесешь мусор? (прямо сейчас)
— Конечно! (завтра утром)
Непонятные или двусмысленные цели могут привести к несогласованности или конфликтам.
Как формулировать ключевые результаты
Ключевой результат, обязан быть легко измеримым. Если оценка может быть сделана в теории, но мы не знаем как осуществить ее на практике достаточно быстро — ее нельзя будет использовать для измерения прогресса движения к цели в течении квартала и определения успеха по окончании квартала.
- Время загрузки главной страницы сайта сократилось с 3.1 до 1.2 секунды.
- Фича X опубликована до 1 августа.
- Время обработки заказа уменьшилось с 12 до 6 минут.
Каждая цель должна оцениваться примерно по 3 ключевым результатам. Большое количество результатов как и целей ведет к расфокусировке. С другой стороны, единственный результат фактически подменяет собой цель.
Достижение результата должно непосредственно вести к достижению цели. Результат, косвенно влияющий на достижение цели может привести к тому что от него не будет пользы, либо он навяжет выбор неверного решения.
Ключевой результат это именно результат, а не способ его достижения. Свобода в выборе способа достижения результата является сутью OKR, именно это дает исполнителю пространство для маневра в выборе наиболее подходящего решения.
Достижение ключевого результата должно быть подтверждаемым. Если на практике нельзя определить что результат достигнут — определение такого ключевого результата не имеет смысла.
Чек-лист
Важно проверить, что OKR сформулированы правильно, прежде чем брать их в работу. Вот наш чек-лист из 10 пунктов:
- OKR должны быть компактными. Не более страницы текста, в идеале полстраницы.
- OKR это не to do-лист и не план работ. Если OKR выглядят таким образом, значит, их нужно переработать.
- Хотя бы один OKR команды должен быть связан с глобальными целями компании. В противном случае непонятно, какое отношение команда имеет к бизнесу.
- Приоритеты OKR внутри команды должны увеличивать вероятность достижения целей компании. Ключевая цель бизнеса не должна быть отражена в OKR команды последним пунктом.
- Связанные инициативы должны быть согласованы. Разработка планирует выпустить продукт Z, а маркетинг обеспечить его продвижение. Если выпуск состоится в самом конце квартала, времени на его продвижение будет недостаточно.
- Все глобальные обещания команды должны быть включены в ее OKR. Если другая команда предполагает, что отдел работает над целью X, а в действительности ничего такого не происходит — это проблема.
- Цели не должны определять обычные и регулярные бизнес задачи. Правда, Эффект Черной Королевы, когда нужно бежать чтобы оставаться на месте, никто не отменял. Если для сохранения достигнутых результатов требуется приложить экстраординарные усилия, в OKR отдела могут быть включены цели и по их штатной деятельности.
- Достижение цели должно требовать усилий всего отдела или команды. В противном случае штат отдела раздут либо его сотрудники недостаточно мотивированы.
- Достижение целей должно вести к существенной пользе бизнесу.
- Определенные результаты должны быть достаточны для достижения цели. Если достижение цели определяется результатами недостаточными для признания ее успеха, это приведет как к реальным задержками в работе по причине отсутствия ресурсов в момент когда неучтенные требования проявятся, так и срыву планируемых сроков вследствие этого.
В заключение стоит сказать несколько слов об оценке результатов OKR. Раз OKR предполагает амбициозные цели, то ее достижение на 60-70% считается полноценным успехом. Результат в 80% и более — признак того, что цель была слишком простой. Тогда при последующем планировании нужно будет поднять планку. Результат менее 50% считается неудачей. В таком случае нужно проанализировать причины проблемы и учесть их в дальнейшем.
—
Дмитрий Мамонов
Wrike
habr.com