Цели проекта и целеполагание критерии smart – Расшифровка + 10 примеров (на все случаи)

Содержание

Постановка задач. SMART. — В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология SMART (СМАРТ)

– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
/Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»/

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific – Определенная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • Realistic – Прагматичная (Реальная).
  • Timed – Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно. 

Specific – задача должна быть конкретной.

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат.

В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) – Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) – Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) – Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) – Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) – Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей. 

Measurable – задача должна быть измеримой.

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи.

Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными? 

Achevable – задача должна быть достижимой.

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic – задача должна иметь ценность.

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании. Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую. Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed – задача должна иметь временные рамки.

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный временной ресурс. Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным. Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи. Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками. 

Источник: http://fb.ru/article/270830/postanovka-zadach-po-smart-primeryi 

Каскадирование SMART задач.

Ежегодное выравнивание стратегических и глобальных целей SMART начинается с создания плана с использованием каскадных коммуникаций между подразделениями компании.

Такой подход гарантирует, что все заинтересованные стороны (инвесторы, владельцы, сотрудники) понимают потребности клиентов, возможности организации, и могут сделать выводы о необходимых действиях, чтобы двигаться вперед и развиваться.

Как написать каскадные цели SMART.
  1. На уровне совета директоров принять решение о 4 – 6 стратегических целях на год.
  2. Сделать их SMART видимыми для уровня ниже.
  3. Подразделения компании разрабатывают свои SMART задачи в соответствии с планом развития.
  4. Сотрудникам компании ставятся индивидуальные цели.

Каскадирование SMART задач – процесс, который вовлекает всех работников организации. Его предпосылка заключается в расширении прав и возможностей сотрудников. Каждый человек в компании устанавливает собственные смарт-цели, видит, как его достижения влияют на общий успех. Тем самым кристаллизуются вертикальные и горизонтальные связи между отделами компании и сотрудниками.

Управление по SMART целям.

Разработать и установить задачи – полдела, важно регулярно отслеживать показатели и, при необходимости, корректировать цели. Здесь мы немного отступает от темы SMART задач и затрагиваем MBO – систему управления по целям. Четкому вектору, обозначенному с помощью SMART целеполагания, необходимы контрольные точки.

Заключительный этап – вознаграждение. Так как цели были определены в конкретной, измеримой и временной форме, система оценки относительно проста. Когда вы поощряете персонал за выполнение задач, вы даете четкий сигнал о том, что приложенные сотрудниками усилия ценятся.

  1. Установить план мониторинга производительности – раз в месяц или в квартал.
  2. Оценить и вознаградить усилия и эффективность деятельности команды. Поощрение успеха – сильнейший мотиватор для сотрудников.

10 шагов к постановке задач SMART

  1. Определите цели. Чего вы хотите достичь, на чем нужно сосредоточиться, что улучшить?
  2. Запишите, используя принцип SMART. Ручкой на бумаге или в текстовом редакторе – написание слов отделяет желания от целей.
  3. Проанализируйте, что нужно сделать для достижения записанных задач.
  4. Составьте список выгод, которые несет вам успешное выполнение целей. Отдельно выпишите возможные препятствия, которые могут встретиться на пути.
  5. Если вы устанавливаете цели личностного роста, разбейте их на более мелкие задачи. В бизнесе – прибегните к методу каскадирования SMART.
  6. Разработайте план действий, как в приведенных выше примерах: наем сотрудников, повышение продаж на 10% в квартал, и так далее. Установите сроки.
  7. Периодически контролируйте этапы выполнения задач.
  8. Пересмотрите или обновите краткосрочные задачи, если возникла необходимость.
  9. Вознаградите сотрудников (и себя) за успешное продвижение.
  10. Проведите переоценку целей – это не высеченные в камне скульптуры. С течением жизни под влиянием внешних и внутренних обстоятельств они могут меняться.

Применение SMART подхода для концентрации усилий в области развития бизнеса может стать тем катализатором, который необходим вашей команде. После того как цели установлены, создан план действий, нужно продолжать искать точки улучшения и возможности для обратной связи. SMART подход тесно связан с мотивационными целями сотрудников, которые привносят свой вклад в компанию, способствуя успеху и процветанию дела.

Источник: https://equity.today/chto-takoe-zadachi-smart-i-kak-oni-rabotayut.html

elena-koreibo.ru

Памятка по формулировке СМАРТ цели

Памятка по формулировке целей и задач урока.

 

 

Педагогический дизайн

 формулировка заданий

 инструкций

Способы постановки целей в образовании .

 

 

 

 

Таксономия Блума

 цели урока для развития разных уровней мышления

 

 

SMART

 проекты

 бизнес-планы

 программы

 

 

 

 

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

 

 Виды целей и их особенности.

 

Оперативные цели

Реализуются на каждом уроке

Тактические цели

Реализуются при изучении каждой темы

Промежуточные цели

Обеспечивают целостное изучение учебного материала

Стратегические цели

Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года

Фундаментальные цели

Определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения

 

Классификация целей по различным основаниям .

По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные

По приоритету: главные (первостепенные),  вспомогательные (второстепенные)

По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие

По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие

 

Критерии  SMART:

 

S  – Specific.

Конкретныецели.

Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable.

Измеримые цели.

Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable.

Достижимые цели.

Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы .

R – Relevant.

Ориентированные на результат.

Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited.

Цели, соотносимые с конкретным сроком.

Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

 

Цели на языке «наблюдаемых действий» .

Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить .

 

Неопределенные, расплывчатые фразы

Внешне выраженные,  «наблюдаемые» действия

Изучить

Назвать

Узнать

Выбрать

Открывать для себя

Описать

Воспринимать

Перечислить

Понимать

Соотносить

Быть знакомым

Написать

Развивать  усидчивость и внимание

Дать определение

Ценить

Проиллюстрировать

Развивать патриотизм

Определить

Почувствовать

Объяснить

Понять

Классифицировать

 

 

Конкретна, детальна.

Достижима, измеряема.

Ориентирована на результат.

Ориентирована по времени.

Первоначальная цель .

Отредактированная цель .

Ученики будут знать даты важных событий в истории

Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной войны

Ученики будут знать диких и домашних животных

Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными

Ученики будут знать понятия

 

Ученики смогут классифицировать понятия…..по параметрам…..

Ученики будут знать, как использовать полезные разговорные выражения

Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора

Ученики будут знать лучший способ решения задачи

Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше

 

Примеры учебных целей :

Учащиеся должны иметь представление о…

Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

Учащиеся должны уметь выявлять закономерности….

Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

Учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

Учащиеся должны владеть компетенцией…

Раскрыть сущность и владение…

Раскрыть основные особенности и главные итоги…

Формировать глубокую убежденность в…

 

Примеры познавательной цели.

 Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая.

 

Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах,  используя такие-то времена и такую-то структуру” или “Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных».

Формировать (совершенствовать, развивать) навыки МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

Для учащихся:

 «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена”.

 “К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).

Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию  навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.

Совершенствовать лексические навыки по теме «   ».

Первично закрепить буквы алфавита А, В, С,  познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.

— Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
— Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
— Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
— Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями

 

Развивающий компонент цели.

Развивающий компонент цели можно формулировать так:создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Примеры :

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

 

Примеры воспитательных целей.

Прописывая воспитательные цели, можно использовать следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

 

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии »
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе…»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии…»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 

 

Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока. 
К концу урока ученики смогут:


Обобщить…
Классифицировать…
Выделить…
Привести пример…
Использовать…
Применить…
Установить связь…
Определить…
Сконструировать…
Выбрать…
Сопоставить…
Связать…
Показывать связь между…
Объяснить связь между…
Подсчитать…

Найти…
Спроектировать…
Озаглавить…
Оспорить заголовок…
Сократить…
Расширить…
Распространить…
Уменьшить…
Отсортировать…
Создать…
Подтвердить…
Подтвердить свою мысль о…
Объяснить свою мысль о…
Сравнить…
Противопоставить…

Поддержать мысль…
Оценить…
Рассмотреть…
Сконструировать…
Прийти к заключению…
Презентовать…
Выяснить…
Вынести суждение о…
Установить…
Проанализировать…
Присоединить…
Сформировать…
Прокомментировать…
Запомнить…
Вспомнить…
Задать вопрос о…
Выбрать вопрос, который…

Избегайте таких слов, как

обсудить, завершить, заполнить, описать,послушать, закончить или собрать.

Это описание действий или задач. это не цели обучения, они подходят при планировании задач. Это не цели обучения,они подходят для планирования урока, но не для определения цели. 
Избегайте таких слов, как  осознать, пережить, практиковать, узнать о…, понять

Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям  и опыту.

 

infourok.ru

методика, критерии. Пример постановки цели SMART

Метод SMART – классический метод по определению цели и эффективного ее достижения. Эта технология в 1954 году была разработана Питером Друкером, американским гуру менеджмента 20 века. Метод постановки целей SMART описан в его фундаментальной работе «Практика менеджмента».

Структура методики постановки целей SMART

Данный стандарт, имеющий в своей структуре пять самых важных целевых категорий, популярен и по сей день. На практике его применяют менеджеры во всем мире. Название исходит от аббревиатуры следующих критериев цели:

  • Specific – конкретная;
  • Measurable – измеримая;
  • Attainable – достижимая;
  • Relevant – релевантная;
  • Timed — ограниченная во времени.

Полностью же аббревиатура также имеет вполне подходящий перевод: smart — это «умный».

Описание основных критериев целеполагания

Specific — это категория, характеризующая четкость и ясность цели. Вам необходимо знать, что вы хотите достигнуть. Ваша цель – это конкретный результат, который вы хотите достигнуть, с четкой формулировкой и определением.

Она должна быть понятна и доступна не только лично вам, но и окружающим. Плохо определенную цель ваше подсознание не сможет ее просто «распознать», в результате повышается риск ее достижения. Четкое представление и формулировка цели дает, тот результат, на который вы рассчитывали, в противном случае он окажется не тем, что был запланирован.

Measurable – категория, определяющая измеримость цели в показателях. Цель должна каким-то образом измеряться – без измерения цели невозможно понять качество результата. Вам необходимо выбрать единицу измерения вашей цели, будь то процентное соотношение, коэффициенты, или единицы количественных величин, показатели максимальных, средних или минимальных значений и пр.

В случае выбора количественного показателя, вам необходимо выбрать единицу измерения, а если показатель качественный – определить индикатор отношения. Невозможно понять то, что ничем неизмеримо, а тем более результатов достижения. Другими словами – сможете ли вы и другие заметить изменения и движение вперед?

Attainable — категория, определяющая достижимость цели. Достижимость цели – главный параметр, при помощи него вы сможете понять, как именно и при каких условиях ваша цель достижима. Перед выбором цели всегда встает вопрос, о ее досягаемости, или другими словами достижимости возможно ли ее вообще достигнуть? Кто-то достигал подобного? Чтобы эти вопросы отпали, цель необходимо делать в меру амбициозной, а также планировать достижимые усилия в разумных пределах, которые вы будете прилагать. Не фантазируйте, выбирайте цели в рамках своих возможностей.

Цель – это принципиальная часть в приближении к успеху. Она – это ваша главная мотивация для достижения решения поставленных задач. Помните, что недосягаемая цель – это плохая цель. Установив недосягаемую цель, ваше подсознание начнет постоянно генерировать разного рода оправдания, чтобы вы ее не достигли. Это может привести к депрессиям и стрессам.

Relevant – категория, отвечающая за привязку цели к чему то и к актуальности самой цели. Она помогает распознать, качество цели, ее истинность, и дает ответ на вопрос: «Зачем мне это?». Необходимо убедиться, нужен ли предполагаемый результат, не идет ли сама цель вразрез с остальными задачами и планами. Насколько она отвечает вашим потребностям именно сейчас.

Timed – категория, обозначающая временные границы достижения цели. Ограниченность цели во временных отрезках, дает возможность определения конечной точки ее достижения. Вы должны так поставить перед собою цель, чтобы иметь возможность дать оценку своим действиям в любой момент или отрезок времени, чтобы иметь возможность контроля и видения дальнейшего сценария развития событий.

Отсутствие временного плана на достижение цели и без конкретного анализа промежуточных показателей результатов, все это может к потере ясности и определенности.

Пример постановки цели с использованием метода SMART

Цель: «выйти замуж за олигарха». Такая цель совсем не соответствует основным критериям «smart» методики целеполагания. Давайте приведем ее в должный вид, чтобы технология сработала. Начнем раскручивать структуру метода с конца:

  • T – надо сразу спланировать сроки брачной церемонии и установить временные рамки для нее, например, «ровно через год», «к следующему 29-му февраля», «уже через месяц».
  • R – действительно ли вам так необходимо пойти в ЗАГС или достаточно просто гражданского брака, лучше сформулировать этот момент четко – «официальное бракосочетание, чтобы позаботиться о собственном финансовом благополучии» или «отношения с обеспеченным человеком».
  • A – если вы живете в провинции, то стоит сосредоточиться не на принце Монако, а на местном нефтяном магнате.
  • M – здесь подходит качественный индикатор достижимости – «удалось» или «ничего не вышло».
  • S – теперь можно и четко прописать собственную цель так, чтобы у подружек не возникало уточняющих вопросов: «Официально зарегистрировать брак с любым соотечественником в ТОП-100 самых богатых людей мира из списка журнала Fobbs уже к 1 января 2016 года».

Нужно лишь понимать, что достижимость целей все же зависит больше от вас самих, поэтому не нужно ставить себе ограничения, а просто четко прописывать дальнейшие шаги для реализации поставленной задачи.

Технологию постановки целей SMART может использоваться повсеместно, по причине своей универсальности, она применима в различных сферах деятельности человека. При применении вышеуказанного метода, вы сможете сами убедиться в уникальной его простоте и эффективности.

nvstman.com

Целеполагание — e-xecutive.ru

Что такое целеполагание?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting. Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия, Видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас — для краткосрочных целей. Положение в будущем — для долгосрочных целей — которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

— быть самым безопасным большим городом Америки

— самым процветающим городом для каждого его жителя

— стать городом впечатляющих небоскребов

— первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

— быть эко-городом.

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей — Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC-концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Мотивация в целеполагании

Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.

Ссылки

  1. А у Вашего бизнеса есть стратегическая карта?
  2. Все идет по плану
  3. Строим стратегическую карту бизнеса
  4. Подход к построению эффективного управления

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА. Как управлять проектами

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

Работа по постановке цели, задач, определению рабочих заданий на разных этапах включает в себя использование принципа пирамиды, поиск слабых мест отдельных этапов проекта с помощью критериев SMART, выявление скрытых проблем, которые своим неожиданным возникновением могут помешать продвижению к цели.

Проработав проект по этим 3 программам, можно приступать к его реализации.

ПИРАМИДА ЦЕЛЕЙ

С помощью пирамиды, или иерархии целей, происходит превращение цели-желания в цель-реальность. Пирамида разбивает цели по уровням и конкретизирует этапы работы над проектом.

Все, что было когда-либо созвано, сначала возникло в чьем-либо воображении.

Видение

Видение цели представляет мульти-сенсорный образ результата проекта. Используя органы чувств и символы, задействованные в создании картинки, мозг программирует себя на достижение цели. Чем больше ощущений и символов задействовано в создании образа, тем реалистичнее картинка, тем выше шанс на успех. Множество мелких и крупных деталей и ощущений фиксируются в вашем сознании, настраивают нейросистему, запускают ассоциативные цепочки в деятельности мозга и ведут к реализации воображаемого. К созданию и использованию мультисенсорного образа рационально привлекать команду проекта: все члены организации должны представлять конечный результат своих усилий.

Символы, образы, детали

Видение цели может затрагивать такие символы, образы, детали, как нумерация, цвет, последовательность, забавность ситуации, сексуальность, ассоциативность, динамика, любые иные символы, гипербола.

Ощущения

Видение цели может строиться на ощущениях, которые дают нам такие органы чувств, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Здесь часто используется процесс кинестезии, представляющий собой связь телесных и эмоциональных ощущений, то есть сочетание того, что видится и того, что чувствуется.

Лучший вариант привлечения коллектива – совместное создание ассоциативного образа или символа проекта, постоянное присутствие этого символа перед глазами коллектива, придание ему статуса эмблемы или талисмана (вспомните, какое сильное влияние и поддержку оказывают такие символы, как родовой герб, политическая атрибутика).

Миссия

Миссия определяется назначением организации. Компания, которая не запрограммировала себя на служение потребителю, не имеет шансов на успех, поскольку доверие потребителей в первую очередь гарантирует финансовую состоятельность фирмы. Миссия определяет круг потребителей, обозначает поле деятельности организации, указывает на ее отличительные черты. Одну или несколько ярких деталей миссии (например, отличие от других организаций) может демонстрировать удачный слоган. В этом случае слоган воспринимается как имидж организации. Полностью же миссия может излагаться в форме декларации.

Определение миссии организации – первый реальный шаг от видения пели к ее осуществлению.

Поле деятельности

Поле деятельности организации обозначает характер услуг, предоставляемых потребителю, включает в себя алгоритм сотрудничества с партнерами и поставщиками.

Отличительные особенности

Отличительные особенности компании показывают, чем она не похожа на аналогичные, какие дополнительные услуги оказывает потребителю, чем ее услуги и продукция лучше услуг и продукции подобных организаций. Часто именно отличительные особенности формируют имидж компании.

Круг потребителей

Круг потребителей услуг или продукции компании может быть широким (продукты питания) и узким (ателье пошива одежды для собак). Обычно из слогана организации видно, на какие слои населения ориентирована компания.

Стратегические цели

Следующим шагом после определения миссии является разработка стратегических целей организации. По сравнению с миссией стратегические задачи более конкретны, более определенны. Миссия мегамаркета, например, может быть озвучена следующим образом: «Вся наша деятельность направлена на удовлетворение потребностей покупателей», а одна из стратегических целей формулируется так: «Высокий уровень комфорта и разнообразие услуг, предоставляемых покупателю». Последняя формулировка обязывает определить и ввести в действие услуги, которые способствовали бы максимальному комфорту пребывания покупателя в мегамаркете. Цели можно условно поделить на внешние и внутренние. На первый взгляд эти цели ничем не отличаются друг от друга, на самом же деле формулировка внешней цели работает на потребителя, формулировка внутренней – на саму компанию.

Стратегические цели одновременно являются ответами на вопрос: «Что должна сделать компания для выполнения своей миссии?»

Внутренние цели

Эти цели простираются несколько дальше, работают не столько на потребителя, сколько на компанию. Например, цель: «завоевать доверие и симпатию потребителя, сформировать круг постоянных клиентов» рассчитана на создание базы постоянных клиентов и налаживание процесса активного привлечения новых.

Внешние цели

Эти цели заявляют, что следует делать для достижения общей цели, но не объясняют, какой результат возможен в конечном итоге, на что конкретно они будут работать. Например, цель: «сформировать высокий уровень обслуживания клиентов» побуждает к созданию определенного уровня обслуживания, но не показывает выгоду от конечного результата.

Задачи

Постановка задач конкретизирует стратегические цели, разбивает их на части, определяет четкие направления действий, необходимые для достижения общего результата. На этапе постановки задач определяется потребность в ресурсах, прогнозируются доходы, происходит детализация стратегических целей, нарабатываются варианты исхода событий.

Ресурсы и доходы

Именно на этом этапе происходит оценка доходов, которые может принести проект. Для прогнозирования доходов необходимо определиться с потребностями в материальных, финансовых, человеческих ресурсах.

Наработка вариантов

При постановке задач важно проработать резервные пути решения поставленных проблем с учетом перемены обстоятельств, непредсказуемости человеческого фактора, вероятности возникновения дефицита ресурсов.

От стратегических целей задачи отличаются усиленной конкретизацией v и возможностью ..установки критериев их успешного достижения. Если одна из стратегических целей мега-маркета формулируется так: «Высокий уровень комфорта и разнообразие услуг, предоставляемых покупателю», то задачи, которые приведут к реализации цели, будут звучать так: «Организация детской игровой комнаты», «Формирование системы скидок и дисконтов», «Организация стоянки для автомобилей» и пр.

Конкретные рабочие задания

Главный отличительный признак этого этапа – предельная детализация. Рабочие задания характеризуются точными сроками начала и окончания выполнения конкретных заданий, назначением конкретных исполнителей и ответственных, определением точного объема работ и возможностью проконтролировать все параметры выполнения этого объема. Именно от совокупной реализации рабочих заданий в конечном итоге зависит судьба проекта.

Часто именно этот этап демонстрирует состоятельность проекта и дает установку на его продолжение или корректировку целей.

Выполнение конкретных заданий легко измеряется с помощью различных индикаторов:

• цифр,

• дат,

• объемов.

Реальные сроки

При планировании конкретных рабочих заданий необходимо точно соблюдать сроки начала и окончания работ. Сроки должны быть реальными: не завышенными и не заниженными.

Минимум проблем

Небольшой объем работ и реальные, точные сроки позволяют легко прогнозировать возникновение проблем и находить пути их недопущения. В случае, если непредвиденные проблемы все-таки затормозят выполнение задания или сделают его реализацию невозможной, это станет катастрофой для всего проекта.

Реальные результаты деятельности

Самые реальные и предсказуемые результаты дают именно рабочие задания. В связи с предельной конкретизацией этих заданий их легко планировать, легко осуществить контроль над выполнением, предвидеть конечный итог.

Рабочие задания отличаются сравнительно небольшими сроками исполнения: это способствует более четкому контролю и беспроблемной их реализации.

ПРИНЦИПЫ SMART

Принципы SMART включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать цель: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, согласованность по времени.

Проверка цели на соответствие данным критериям позволяет спрогнозировать часть проблем, которые обязательно возникнут по ходу работы над проектом, предупредить и подготовить «запасные выходы» на случай нежелательного течения событий.

Принцип SMART – универсальный инициатор успешности проекта.

Конкретные

Цель должна поддаваться четкому и конкретному выражению. Если вы не можете лаконично и грамотно сформулировать цель, то, вполне вероятно, вы сами не видите точной картинки желаемого результата. Цель не должна быть слишком общей, слишком пространной. Если ваша цель лишена конкретизации, то при дальнейшей работе с ней у вас могут возникнуть проблемы при составлении плана, работе с подчиненными, контроле и мониторинге. Сложно убедить людей выполнять действия, назначение которых они не вполне понимают.

Измеримые

Важнейшим критерием целеполагания является возможность измерения результатов достигнутой цели. Для измерения применяются различные (чаще всего цифровые) индикаторы – показатели объема, веса, стоимости, количества. Если цель невозможно измерить в цифрах, для нее необходимо найти другие индикаторы измерения. Именно возможность измерения итоговых результатов этапов работы над проектом является залогом успешного планирования. Кроме того, измеримость является одним из главных стимулов выполнения заданий и критерием контроля – сложно проконтролировать, как справляются с заданием, которое не имеет рамок и границ.

Помните Невозможно проконтролировать реализацию задания, сформулированного «приблизительно».

Достижимые

Степень достижимости той или иной цели может быть разной. Кроме того, надо быть готовым к тому, что для достижения цели вам потребуются дополнительные ресурсы и запас времени.

Если достижимость ставится под сомнение, вам трудно будет добиться поддержки сотрудников и партнеров.

Именно сложные для реализации задачи приводят к отказу от работы над проектом на всех его этапах, именно в процессе достижения этих целей возникает большое количество непредвиденных проблем.

Если цель слишком проста для реализации, то нет смысла выделять время на планирование этапов ее достижения. Вполне возможно, что она будет достигнута без особых усилий, в ходе работы над проектом.

Реализация неуместной цели требует времени, усилий, затрат не меньше, чем уместная, но обычно не дает никаких результатов и, более того, может являться причиной возникновения проблем.

Уместные

Для выполнения принципа уместности (ревалентности) необходимо проверить, насколько все уровни пирамиды целей согласованы между собой. Даже самая незначительная по объему подцель является звеном общей цепи, поэтому она должна быть подчинена главной цели, или миссии.

Задачи, рабочие задания должны иметь общие индикаторы измерения, питаться одними ресурсами, подчиняться единой системе контроля.

Согласованные по времени

Задачи и рабочие задания необходимо согласовывать по времени. Планирование включает в себя начальное и конечное время реализации всех этапов проекта. Важно, чтобы соблюдалась последовательность чередования этапов, чтобы сроки их завершения не пересекались, чтобы ключевые пункты проекта не были запланированы на одно и то же время. Для претворения в жизнь этого принципа планирования используют различные графики и диаграммы.

Четкая согласованность – один из главных принципов успешного планирования, поэтому в процессе планирования именно ему уделяется пристальное внимание.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Путь от создания идеи до завершения работы над проектом состоит из постоянного решения задач или преодоления проблем. Поэтому важно своевременно овладеть методами их прогнозирования и предупреждения.

Проблемы или задачи, решение которых поэтапно планировалось в процессе работы над планом, не представляют опасности. Проблемы или осложнения, возникающие в процессе работы над проектом, могут помешать или отодвинуть процесс продвижения к цели.

Неверно сформулированная цель способна погубить весь проект.

Неверная постановка цели

Неверно сформулированная цель может повлечь за собой неправильно поставленные задачи, неграмотно запланированные рабочие задания.

Неправильная постановка цели уводит в сторону, отвлекает от главного, акцентирует внимание на второстепенном.

Грамотно поставленные задачи и рабочие задания поддаются легкой и лаконичной формулировке, выдерживают тестирование на конкретность, измеримость, согласованность, достижимость, уместность. «Прогонку» целей по принципам SMART необходимо ввести в привычку, и это станет для вас страховкой многих проблем и осложнений.

Неграмотная работа с информацией

Непременное условие профилактики проблем – полная, точная и своевременная информация по проекту. Кроме информации о ресурсах и сроках, вы должны подготовить данные о нахождении дополнительных ресурсов. Эти сведения незаменимы при возникновении непредвиденных осложнений. Не менее важна своевременность сбора информации по проекту: чем раньше вы подготовите информационный пакет, тем быстрее начнете планирование. Раннее планирование проекта в свою очередь способствует основательной проработке пунктов плана, своевременной профилактике проблем, качественному подбору персонала.

Важно подключить к процессу подбора информации всех сотрудников, принимающих непосредственное участие в реализации проекта. Кроме того, не менее важно наладить постоянный процесс обмена информацией между всеми его участниками.

Человеческий фактор

Человеческий фактор порождает чуть ли не самое большое количество проблем. Это и осложнения в работе с партнерами, и активная деятельность конкурентов, и противоречия между интересами рядовых сотрудников и руководства организации. Если сотрудник никак не заинтересован в выполнении рабочего задания, от него сложно требовать полной преданности делу. Далеко не всегда справляются со своими обязательствами и партнеры, что также способствует созданию проблем и осложнений.

В процессе планирования необходимо наметить резервы материальных и человеческих ресурсов, которые могут понадобиться в случае невыполнения партнерами обязательств, либо возникновения проблем с собственными сотрудниками.

Непредвиденные обстоятельства

Обычно при планировании учитываются обстоятельства, вероятность возникновения которых практически равна 100 %. Если вероятность возникновения негативного обстоятельства невысока, планировщики предпочитают понадеяться «на авось» и не предпринимают никаких мер для предотвращения возможной проблемы или ослабления ее негативных последствий.

В процессе работы над планом важно учесть все возможные осложнения и проблемы, выделить наиболее важные из них, отметить менее опасные. Нельзя путать серьезное осложнение с небольшой проблемой, возникновение которой существенно не повлияет на работу над проектом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

SMART — технология постановки целей

 

Это уникальная в своем роде методика, позволяющая практически полностью гарантировать достижение необходимого результата. И все благодаря конкретике в каждой детали формулирования цели.

Вначале технология SMART была разработана для управления крупными проектами. А сейчас она становится все популярнее при постановке целей обычного человека. Секрет заключается в том, что проработка целеполагания по этому методу не требует специфических знаний.

 

В большинстве популярных систем целеполагания внимание уделяется качественной проработке будущих действий. Ключевое отличие СМАРТ заключается не только в оценке этого, но и в глубокой проработке реальности, в которой человек находится. Для этого в ней предусмотрены вопросы, направленные на изучение имеющихся ресурсов и конкретизацию текущих обстоятельств.

Технология SMART способна помочь дойти до цели за счет ее грамотной постановки.

 

Главная характеристика технологии описывается следующими параметрами:

  • Specific — конкретика в формулировке желаемого;
  • Measurable — измеримость в определенных единицах;
  • Achievable — достижимость в существующих обстоятельствах;
  • Relevant согласованность с реальным положением вещей;
  • Time bound — ограниченность во времени.

 

Specific (конкретика)

Данный параметр технологии SMART подразумевает детальное описание желаемого результата. Для этого необходимо подробно описать то, к чему вы стремитесь. При формулировке избегайте пространственных описаний, лучше больше используйте глаголов. Основными вопросами для конкретизации при постановке цели могут стать следующие:

  • Какого результата я стремлюсь достичь?
  • Для чего мне нужен именно этот результат?

Существуют еще шесть вспомогательных вопросов, которые помогут придать точности намеченному результату:

  • (Кто)? Кто участвует?
  • (Что)? Чего требуется достичь?
  • (Где)? Каково местоположение действа?
  • (Когда)? В какие сроки необходимо совершить запланированное действие?
  • (Который)? Относительно чего совершается действие?
  • (Почему)? Зачем нужна эта цель?

 

Measurable (измеримость)

Важно изначально заложить при целеполагании четкую систему единиц для измерения результата. Это может быть количественная или понятная качественная характеристика. Именно по ней можно судить, достигнута ли цель.

 

Achievable (достижимость)

Этот критерий в технологии SMART по достижению целей требует оценить, соответствуют ли они реальности. Именно он предполагает анализ существующих обстоятельств. Достаточно ли имеющихся сил/финансов/свободного времени или иных ресурсов для достижения намеченного результата? Это отличная возможность скорректировать цель под вашу жизненную ситуацию или наоборот (если есть возможность).

Цель должна находиться в пределах существующих возможностей или в зоне потенциального роста. Помните, что постановка нереалистичных задач приводит к ощущению оцепенения и даже разочарованию в жизни. Если же ваша цель очень амбициозна, лучше разбейте ее на несколько подпунктов, постепенно двигаясь к ней.

Relevant (согласованность или важность)

На этом этапе внедрения технологии SMART необходимо честно признаться: для чего требуется достижение цели? Если то, к чему вы стремитесь на самом деле, не соответствует вашим внутренним убеждением, путь к нему будет казаться бессмысленным.  Этот пункт служит контрольной точкой в выборе, действительно ли значимо то, к чему вы решили стремиться? Если точного ответа пока нет, стоит устроить себе пробный период, а затем сделать честные выводы.

 

Time bound (ограниченность по срокам)

И в заключении, важно определить промежуточные или конечные сроки воплощения задуманного, иначе вы можете постоянно откладывать достижение цели до бесконечности. Держите их перед глазами, чтобы регулярно осуществлять необходимые действия. Если реализация замысла требует очень много времени (например, несколько лет), разбейте ее на подцели и для каждой установите сроки.

 

Правила использования технологии СМАРТ

Метод постановки целей SMART предполагает некоторые условия выполнения, гарантирующие его эффективность. Они не требуют специфических знаний, но обязательно должны быть детально изучены наряду с основными признаками, описанными выше. Правила использования технологии SMART включают:

  • Работу в письменном виде. Процесс постановки цели требует фиксации ее в ежедневнике или электронном файле. Это позволит всегда держать перед глазами детально прописанную цель и условия ее достижения. Существует сервис достижения цели Smartprogress, где можно вести дневник достижений
  • Акцент на значимости результата. В отличие от многих других систем, технология SMART требует обратить особое внимание на пункт о важности желаемого. Только соответствующие реальным интересам и потребностям цели позволят оставаться собранным на протяжении всего пути.
  • Сохранение гибкости. Периодически обстоятельства нашей жизни меняются. Важно оставаться реалистом и корректируйте или ставьте новые цели, если появляются новые приоритеты или возможности.

 

itiman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *