Ценностно смысловая сфера – сущность, детерминанты, механизмы развития – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Ценностно-смысловая сфера личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Сведения об авторах: Маркина Нина Витальевна,

кандидат психологических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Менщикова Ирина Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Markina Nina,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Menshchikova Irina,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 151.8 ББ.К 88.52

И.А. Сергеева, В.В. Кустова

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты эмпирических исследований структурных компонентов смысловой сферы личности студентов Иркутского государственного университета путей сообщения. Основное внимание уделено рассмотрению смысложизненных ориентаций и системы ценностных ориентаций. Определены структурно-содержательные характеристики смысловых установок студентов. Показаны различия в уровневых и структурных показателях смысложизненных ориентаций и базовых смысловых установок юношей и девушек.

Ключевые слова: смысловая сфера, личностные ценности, личностные смыслы, смысл жизни, смысложизненные ориентации, смысловые установки, ценностные ориентации.

I.A. Sergeeva, V.V. Kustova VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS’ PERSONALITY

The present article presents the results of empirical research defining structural components of semantic sphere of students’ personalities at Irkutsk State University. The work focuses on considering life-meaningful orientations and the system of value orientations. The authors identified structural characteristics of the students’ semantic attitudes and showed the difference in boys’ and girls’ life-meaningful orientations and semantic attitudes according to their level and structure.

Key words: semantic sphere, personal values, personal meanings, meaning of life, life-meaningful orientations, semantic attitudes, value orientations.

Обучение в вузе совпадает с этапом убеждений, ценностных ориентаций. юности, решающим для формирова- Смысложизненные вопросы («Для чего ния мировоззрения — системы взглядов, жить?», «Как жить?») приобретают для

го ш о н о

£ Ш Ш

го»

ей ф

£ ф

о

молодых людей особую актуальность в процессе личностного и профессионального самоопределения, в процессе проектирования индивидуального жизненного пути.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни, по мнению В. Франкла, является первичной моти-вационной тенденцией [9]. Неудачи в поиске смысла жизни приводят к экзистенциальному вакууму (ощущению утраты смысла), что является причиной «ноогенных неврозов», особого рода депрессивных состояний, свойственных «думающим» людям. Смысл нужно найти, его нельзя выдумать. Каждый человек, как считает В. Франкл, может обрести смысл. Смысловыми универсалиями всего человечества являются «ценности творчества» (реализуются посредством труда), «ценности переживания» (гуманистические и высшие духовные ценности) и «ценности отношения» (отношение к жизненным событиям, которые невозможно изменить).

Д.А. Леонтьев рассматривает понятие «смысл жизни» как «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [4]. Смысловая система личности представляет собой особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур), включающих личностный смысл, мотив, смысловые установки, конструкты, диспозиции, личностные ценности. Смысловые образования выполняют две функции — создают образ будущего, перспективу развития, с одной стороны, и являются основой нравственной оценки личностью своих поступков, с другой стороны. Высшим уровнем организации смысловой системы являются личностные ценности — осознанные и принятые человеком наиболее общие (генерализованные) смыслы его жизни [2]. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова подчеркивают, что личностными ценностями становятся лишь те смыслы, по отношению к которым человек определился в отличие от «декларируемых» (внешних

по отношению к человеку) и эмоционально не переживаемых [3].

Личностные ценности отражаются в сознании человека в виде ценностных ориентаций — представлений о системе значимых ценностей. По сути, ценностные ориентации — это избирательное отношение личности к ценностям, ориентир ее поведения. Ценностные ориентации определяют и направляют интересы человека в определенные сферы жизни и деятельности; управляют процессом целеполагания, ориентируют в выборе целей и средств; определяют «границы действия» и жизненную перспективу; задают «вектор» развития личности, являясь внутренним его источником и механизмом [4]. По своей психологической природе ценностные ориентации включены в структуру мотивации учебной деятельности.

В.Б. Ольшанский определяет ценностные ориентации как цели, стремления и жизненные идеалы, принятые в групповом сознании в виде норм [7].

Смысложизненные ориентации человека — это ценности и цели жизни, которые личность считает основополагающими своего существования [2]. Смысловые установки — динамическое образование смысловой сферы, выражающее личностный смысл в плане деятельности человека, готовность к совершению определенной деятельности [1]. Смысловыми установками в период студенчества становятся получение образования и стремление к самостоятельности и достижениям. Однако многие студенты не всегда знают особенности своей будущей профессии и не соотносят личностные качества с ее спецификой.

Целью данного исследования было изучение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов ИрГУПС.

В исследовании были использованы следующие методики: «Тест смысложиз-ненных ориентаций» Д.А. Леонтьева [5], опросник А.Д. Ишкова и Н.Г. Милора-довой «Смысловые базовые установки» (СБУ), адаптированной «Шкалы дисфункциональное™» Д. Бернса [6], тест «Ценностные ориентации» М. Рокича. Статистическая обработка проводилась

с помощью компьютерной программы STATISTIKA 6.0.

Д.А. Леонтьев рассматривает смыс-ложизненные ориентации личности на двух уровнях — внешнем (цели жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией) и внутреннем (внутренний локус контроля, т.е. уверенность в способности осуществлять контроль собственной жизни). Сами смыс-ложизненные ориентации соотносятся с прошлым, настоящим и будущим [3].

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича дает представление о двух классах ценностей: терминальных ценностей и инструментальных ценностей. Ценности-цели — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ценности-средства — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (образованность, ответственность, смелость, честность и др.).

Опросник «Смысловые базовые установки личности» (СБУ) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой позволяет оценить три вида зависимостей (вербальную, эмоциональную и зависимость от достижения), два вида требовательности (требовательность к себе и требовательность к другим) и два вида ответственности (ответственность за себя и ответственность за других).

Выборочную совокупность составили студенты факультетов «Системы обеспечения движения поездов», «Эксплуатация железных дорог» и «Менеджмент, логистика и таможенное дело».

Всего обследовано 225 студентов в возрасте 19-22 лет, из них162 девушки и 63 юноши.

Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) рассматривается как переживание человеком значимости своей жизни. Цели жизни (ЦЖ) задают временную перспективу. Процесс жизни (ПЖ) определяется интересами и эмоциональной насыщенностью жизни. Результативность (РЖ) показывает удовлетворенность самореализацией. Локус контроля — Я (ЛК — Я) или представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, локус контроля -жизнь или способность управлять своей жизнью (ЛК — Ж).

По результатам можно констатировать, что в целом полученные данные показателя ОЖ у исследуемой выборки студентов находятся в пределах средних значений, характерных для данного возраста (103,2 балла). Высокие результаты (более 110 баллов) зафиксированы у 60 % респондентов.

Отмечено, что у студентов с общим низким уровнем ОЖ отмечаются низкие результаты по всем шкалам. Выявлена корреляция между показателями ЦЖ РЖ (г = 0,65 при р < 0,05). Из всех опрошенных 13 % не удовлетворены результатом жизни, а у 5 % студентов обнаружено несоответствие между результатом жизни и убежденностью в возможности свободного выбора человеком своего жизненного пути.

На рисунке 1 представлены данные СЖО у студентов-юношей и студентов-девушек.

! Юноши « Девушки

Рис. 1. Средние значения показателей смысложизненных ориентаций

со о

IX

си

5

о о

X

т

го ^

си ■&

о к го ей

о ц

о

XI

о

X

&

о

X X

си

и

Общий показатель удовлетворенности смыслом жизни у юношей оказался ниже, чем у девушек. Более низкие результаты по шкале ЦЖ (цели в определенной системе ценностей) могут свидетельствовать о том, что, скорее всего, юноши не планируют ближнюю жизненную перспективу, включая средства (способы, пути) их достижения. Из всех студентов, принимавших участие в исследовании, 30 % живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, а 14 % респондентов строят планы, не имеющие реальной опоры в настоящем.

Результаты исследований, проведенные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, показали, что студенты, выстраивая иерархию терминальных ценностей (ценностей-целей), на первые места ставят «семью», на второе место — «здоровье», на третье — «любовь». Ценности «дружбы» и «активной деятельной жизни» занимают соответственно четвертое и пятое места. Как видим, традиционные ценности, транслируемые обществом, у обследуемой выборки сохраняют свои позиции. Значимых различий в представлениях о системе ценностей у студентов разных факультетов не обнаружено. По-видимому, определенную роль в этом играют воспитательные ориентиры семьи.

Анализ структуры ценностно-смысловой сферы студентов свидетельствует о снижении удельного веса таких духовных ценностей как «счастье других» и «творчество», «красота природыи искусства». Недооценка некоторых духовно-нравственных ценностей студентами может быть следствием социальных изменений в обществе, а также возможным дистанцированием образования от воспитания.

Среди ценностей-целей, которые получили наиболее высокий ранг, мы выделили те, которые могут служить сигнализаторами актуализации тех или иных потребностей у студентов, и фактически, свидетельствовать об уровне развития их личности. Первые два уровня потребностей (физиологические и потребность в безопасности) являются первичными, дефицитарными (ценности самосохранения), последующие уровни (потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и самоутверждении и потребность в самоактуализации) — вторичными, высшими (ценности развития, бытийные ценности). В системе ценностных ориентаций обследуемой выборки наиболее высокий ранг занимают ценности «здоровья», что соответствует дефи-циентному уровню, ориентированному на удовлетворение фрустрированных потребностей (рис. 2).

го

о

I-

о £

od od

CÛ ф

£

ф О

18 16 14 12 10 8 6 4

г о

7,71

5,5

I I

I I I

15,68

13,11

9,38

✓ У ✓ У У ./ У У

/ / s * <* / f

4i?

Рис. 2. Уровни развития потребностей по А. Маслоу и соответствующие им показатели терминальных ценностей (ценностей-целей)

Потребности в принадлежности и любви находятся на втором месте по значимости. Следует отметить, что раз-

витие личности в юношеском возрасте во многом определяется потребностью в дружбе и любви, что отражает важность

теплых, доверительных отношений для молодых людей. Ценности творчества, ориентированные на личностный рост и самоактуализацию, в системе ценностей у студентов незначимы. Судя по полученным данным, студенты находятся на группоцентрической стадии ценностно-смыслового развития (по Б.С. Братусю), в которой отношение к действительности определяется через призму «свой — чужой», а также личностной пользой, ограниченной благополучием «референтной группы».

Анализ инструментальных ценностей показал, что студенты более всего ценят такие качества личности, как воспитанность, ответственность, честность, образованность и жизнерадостность, что отражает специфические особенности студенческой молодежи. Обращает на себя внимание низкий рейтинг таких качеств, как чуткость, широта взглядов и смелость в отстаивании своего мнения, которые, по сути, являются свойствами зрелой личности.

По мнению В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут быть одним из основных критериев построения типологии личности [1, с. 65]. Опираясь на типологию групповых ценностей, предложенную А.В. Серым и М.С. Ясницким [8], в обследованной выборке мы выявили три типа студентов: «Консервативный» (77 %), «Творческий» (17 %) и «Индивидуалистический» (6 %).

Групповая иерархия ценностных ориентаций студентов «консервативного типа» характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — здоровья, материально обеспеченной жизни, счастливой семейной жизни, дружбы, интересной работы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания

и творчества, поставленные ими на последнее место.

Студенты, отнесенные к «творческому типу», ставят выше других ценности любви, дружбы, свободы, развития и творчества. К числу отвергаемых ими ценностей относятся материально обеспеченная жизнь, общественное признание и развлечения.

В системе ценностей обследуемых «индивидуалистического типа» наиболее высокий ранг значимости получили такие ценности, как материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе и свобода. Ценности творчества, счастливой семейной жизни, красоты природы и искусства, а также счастье других занимают в их иерархии последние места.

В таблице 1 приведены данные, характеризующие смысловые установки студентов, выявленные по методике А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой [6].

На основе анализа средних значений, можно сказать, что только три установки имеют адекватный уровень (вербальная зависимость, требовательность к себе, ответственность за других). В целом, замечания и критика не снижают самооценки студентов, а похвала и одобрение воспринимаются как нечто приятное, но не влияющие на самоуважение. Умеренная требовательность к себе позволяет молодым людям ставить разумные цели, рассматривать ошибки как возможность чему-то научиться или изменить себя, а адекватная ответственность за других — с уважением относиться к мнению окружающих, не навязывать свою точку зрения.

Высокий уровень вербальной зависимости выявлен у 30 % студентов, которые чутко реагируют на высказывания окружающих, а самооценку ставят в зависимость от мнения других.

Табл. 1. Среднее значение параметров смысловых установок студентов

Шкала Смысловые установки Среднее значение Уровень

I Вербальная зависимость 5,8 Адекватный

II Эмоциональная зависимость 4,7 Низкий

III Зависимость от достижений 4,0 Низкий

ГС Требовательность к себе 6,0 Адекватный

Y Требовательность к другим 4,8 Низкий

YI Ответственность за других 5,6 Адекватный

YII Ответственность за себя 4,4 Низкий

ш о

IX

ф

15

I-

о ^

I-

о о

X

т

го ^

ф -&

о к го ей о с; о

XI

о

X I-

о о

X

X

ф

Высокий уровень эмоциональной зависимости проявляют 39 % студентов, которые легко поддаются эмоциональному давлению. Зависимость от достижений выявлена у 17 % респондентов.

Между выборками юношей и девушек отмечаются некоторые различия в самооценке вербальной и эмоциональной зависимости, зависимости от достижений. Девушки в большей степени диагностировали у себя вербальную зависимость, чувствительность к высказываниям в свой адрес (6,5 против 4,8 у юношей). Они в большей степени эмоционально зависимы (6,5) и требовательны к себе (6,4), чем юноши (6,4 и 4,5 соответственно). Для юношей более свойственными оказались установка на достижения (5,4 против 3,6). Обращает на себя внимание

тот факт, что низкий уровень требовательности к себе и ответственности за себя отмечается у студентов с низким уровнем «локуса контроля — Я».

Статистический анализ, проведенный по и-критерию Манна-Уитни, показал, что различия уровневых значений шкал СБУ в сравниваемых выборках юношей и девушек статистически не значимы (и > и ; р>0,05)

4 эмп кр7 1 ‘

Ценностно-смысловая сфера формируется в процессе индивидуальной жизни человека. Учитывая то, что студенческий возраст является важным этапом развития, задача высшей школы не только формировать компетентного специалиста, но и способствовать становлению нравственной личности, способной постигать смысл жизни и ценить ее.

Библиографический список

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. — М.: Мысль,1988. — 301 с.

3. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Бу-динайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. — 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 99-105.

4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.

5. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2002. — 17 с.

6. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Н.Г. Милорадова. — М.: Гардари-ки, 2005. — 335 с.

7. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности [Текст] / В.Б. Ольшанский // Практическая психология для учителей. — М.: Онега, 1994. — С.74-136.

8. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] / А.В. Серый, М.С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с

9. Франкл, В. Поиск смысла жизни и психотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности. Тексты. — М.: МГУ, 1982. — С. 118-126.

References

1. Alekseeva V.G. Value orientation as a factor in personal life and development. Phsichologicheskiy zhur-nal, 1984. T. 5. №. 5. P. 63-70. [in Russian].

2. Bratus B.S. Persons’ abnormalities. M.: Thought, 1988. P. 301. [in Russian].

3. Budinayte G.L., Kornilova T.V. Personal values and personal prerequisites of a subject. Voprosy phsikhjlogii, 1993. T. 14. №. 5. P. 99-105. [in Russian].

4. Leont’ev D.A. Sense psychology: nature, structure and dynamics of semantic reality. M: Smysl, 1999. P. 487. [in Russian].

5. Leontiev D.A. Methodology the study of value orientations. M: Meaning, 2002. P. 17. [in Russian].

6. Miloradov N.G. Psychology and pedagogy: textbook. M.: Gardariki, 2005. P. 303. [in Russian].

7. Olshansky V.B. Personality and social values. Practical psychology for teachers. M.: Onega, 1994. P. 74136. [in Russian].

8. Seryi A.V., Yanitsky M.S. Value-semantic sphere of personality. Kemerovo: Kemerovo gos. universitet, 1999. P. 92. [in Russian].

9. Frankl V. Search for meaning of life and psychotherapy. Psychology of personality. Texts. M.: MGU, 1982. P. 118-126. [in Russian].

Сведение об авторах: Сергеева Ирина Альбертовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», Иркутский государственного университета путей сообщения,

г. Иркутск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Кустова Вера Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Sergeeva Irina Albertovna,

Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]

Kustova Vera Victorovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]

о

IX

Ф

г

H

о

s H о о

X T

го

Œ ф

-&

о а; го m

о ç

о .и

о

X

H о о

X

X

ф

ZT

cyberleninka.ru

Ценностно-смысловая сфера личности ← Интересные заметки ← Психология человека

Ценностно-смысловую сферу личности образуют две главные составляющие — система ценностных ориентаций и система личностных смыслов. Личностные смыслы отражают субъективную значимость всех предметов, вещей и явлений для человека, а система ценностных ориентаций отвечает за направленность личностной активности. Исходя из этого, ценностно-смысловая сфера представляет собой центральное ядро структуры личности, определяющее ее направленность, являясь при этом высшим уровнем регуляции социального поведения личности.

Понятие «ценность» имеет множество трактовок. М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [24; с. 4].

Механизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей. Ряд авторов отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности способствует его переходу в личностную — регулятор индивидуального поведения. Поэтому ценностные ориентации носят двойственный и динамический характер: они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта, и если их существование не поддерживается, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно угасают [41].

Ценностные ориентации представляют собой «мост» между субъективным миром личности и объективной действительностью, являясь тем самым важнейшим индикатором личностного роста. «Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [20; с. 9].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [17].

Кроме всего прочего, стоит отметить, что в формировании ценностно-смысловых ориентаций важнейшую роль играет эмоциональная сфера личности. Как отмечает венгерский философ П. Хайду, «…в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне» [29; с. 162]. Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.

Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [39; с. 192]. Так же как и ценностные ориентации, личностный смысл имеет ряд важных особенностей. Главная из них — его производность от места человека в системе общественных отношений и его роли в обществе [47]. Основным индикатором наличия личностного смысла является осмысленность жизни, являющаяся необходимым условием гармонично и творчески развивающейся личности. В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно освещено в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.

В концепции личности В. Франкла основным звеном выступает понятие «смысл жизни». Автор считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [44; с. 123]. Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей:

) приоритет принадлежит ценностям творчества, основной формой реализации которых является труд. Смысл труда в том, что человек как личность вкладывает в эту работу.

) к ценностям переживания относится любовь, переживание другого человека в его неповторимости. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности» [44; c. 124].

3) наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» [45; с. 174]. К этим ценностям человек вынужден прибегать, когда оказывается во власти обстоятельств, с которыми ему справиться не под силу. Но при любых обстоятельствах человек способен придать своему страданию жизненный смысл.

Основной функцией ценностных ориентаций является регулирование внешней (поведения) и внутренней активности личности в определенных социальных условиях. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий. Можно сказать, что ценности создают устойчивую, стабильную и значимую для человека картину мира [32]. Картина мира — это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях [3].

В центре гуманистической теории личности А. Маслоу и К. Роджерса стоит понятие «самоактуализация» — процесс максимально полного раскрытия и использования личностного потенциала, раскрытие всего лучшего, что в человеке заложено природой, являющийся высшей ступенью в иерархии потребностей. Маслоу приравнивает ценности к потребностям: они изначально присущи самой человеческой природе, у них имеется биологическая и генетическая основа, но их также развивает культура и социальная среда [27]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения, отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям.

В отечественной психологии систему ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое ведущее звено, которое полностью охватывает психическую активность субъекта, от потребностей до идеалов как центральную подструктуру личности. Направленность личности представляет собой сумму частично не зависящих от исходных ситуаций ведущих мотивов, необходимых для ориентировки человека в деятельности.

По мнению М.И. Бобневой, ценности и ценностные представления, как высшие структуры внутреннего мира субъекта, являются главными регуляторами и посредниками социального влияния при социальной регуляции поведения личности [6].

В.Б. Ольшанский видит сходство ценностей личности с так называемыми «маяками», с помощью которых человек становится способным «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [35; с. 471].

Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложную иерархическую систему, отвечающую за образование смыслов и целей человеческого существования, а также за пути их усвоения человеком. Если цели человека носят спонтанный характер, это приводит к дисгармонии всей системы ценностей, при этом внешняя активность человека может сойти с целенаправленного пути и приобрести хаотичную форму, а отсутствие определенности в системе личностных смыслов может не позволить человеку удерживать свою намеченную позицию в системе социальных отношений. Ценностно-смысловые ориентации усваиваются человеком в обществе, но человек как субъект активный, способен самостоятельно воздействовать на их формирование путем отбора, принятия или отвержения ценностей и идеалов, существующих в социальной среде.

psibook.com

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

.

Старцев М.Ю.

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Нижневартовск, Россия

Рассматривая многовековую историю развития человеческого общества через призму гуманитарного научного знания, можно отметить непреодолимое стремление человека найти смысл собственной жизни и реализовать его. Ценностно-смысловая сфера эволюционирует и развивается параллельно развитию человеческого вида, постепенно переходя из мира предметного в некое новообразование — мир идеального. Имея своим основанием и первоисточником философию, понятие ценность проникает во все области человекознания, становясь категорией поистине междисциплинарной. Такое положение дел ставит в тупик многочисленных исследователей ценностно-смысловой сферой, которые пытаются дать однозначное толкование понятию ценность. При этом, некоторые из них относят ценность к категориальному аппарату одного, порой достаточно узкого, научного направления, не замечая при этом других граней этого сложного понятия.

Существенной проблемой при рассмотрении ценностно-смысловой сферы личности является и то, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. В современной философии и психологии понятие ценности определяется с позиций пяти различных точек зрения, которые принято считать проекциями ценности на определенную плоскость научного знания. Сюда входит определение ценности как атрибута какого-либо элемента предметного мира с одновременным непризнанием за ней статуса самостоятельной структуры. Вторая точка зрения раскрывает понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта. Противоположная ей теория трактует ценность как исходно надындивидуальную реальность, имеющую субъективно- психологические корреляты. Существует еще одна точка зрения, объединяющая в себе два отмеченных подхода и рассматривающая ценность, как в надындивидуальной, так и в индивидуально-психологической ипостаси, что лучше всего может быть выражено через противопоставление «эталон — идеал» [1, 63].

Исходя из изложенных выше концепций, Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей. Исходная и основная форма существует в виде общественных идеалов, то есть выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этом своем выражении ценности относятся к категории «социальных представлений». Но социальные ценностные представления, при всей значимости, не могут быть познаны непосредственно. Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения, причем воплощением может выступать либо сам процесс деятельности — деяние, — либо объективированный продукт деятельности — произведение. Говоря о бытии ценностей в структуре личности индивидов, следует отметить логическое условие существования предметно воплощенных ценностей: предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности. Мотивация этой деятельности исходит не из абстрактных социальных ценностей, а из личностных ценностей индивидов; «лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению» [3, 128].

Согласно концепции модернизации российского образования исследование психологических механизмов становления социально-активной саморазвивающейся личности представляет одну из актуальных задач современного общества. Однако, в теории и практике высшего образования, как приоритетные, представлены проблемы психологии обучения, профессиональной подготовки, интеллектуального развития студентов. Сегодня, когда большинство стран переживает мировой экономический кризис, на первый план выходят и актуализируются негативные тенденции, которые ранее коренились в самой структуре социума, скрывались под его видимым благополучием. Среди них особо важное место занимают такие тенденции, как девальвация истинных общечеловеческих ценностей, отсутствие у современного человека интереса и эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, ощущения способности влиять на ход собственной жизни и, конечно, потеря человеком уверенности в возможность самостоятельного осуществления жизненного выбора.

При неизменном положении дел и дальнейшем развитии указанных тенденций, как прогнозируют специалисты, можно будет говорить о переживании человеком «экзистенциального вакуума» [6, 34], свидетельствующего о бессмысленности существования. Отсюда возросший интерес к проблеме исследования и формирования ценностно-смысловой сферы личности, что находит свое отражение в ежегодных симпозиумах и конференциях, посвященных психологическим, философским и аксиологическим проблемам смысла жизни. На них ученые разных стран демонстрируют свои достижения в решении указанных выше проблем, что способствует обмену, накоплению и обобщению знаний, практических приемов и навыков. Темами основных докладов последнего симпозиума являются: введение исследования смысложизненных ориентаций в личностный контекст (В.Э. Чудновский), смысл жизни как катализатор и генератор всех смыслодинамических процессов (Н.И. Нелюбин), смысл жизни и смерти как единое целое (Л.Б. Волынский, Н.А. Медведева, В.А. Медведев), вера как механизм обретения жизненного смысла (Т.П. Скрипкина), динамические составляющие смысла жизни (В.Г. Асеев), исследование смыслов профессиональной деятельности педагогов (А.А. Лебедева, Н.Г. Золотова, А.М. Федосеева, И.М. Бибичкова-Павлова), формирование у старшеклассников высоких жизненных смыслов (Н.Я. Тайчинова, М.Г. Тайчинов), формирование ценностно-смысловых ориентаций на этапе юношеского самоопределения (И.А. Дацишина) и т.д. Проблема смысло-жизненных ориентаций студентов высших учебных заведений особенно малоизученна.

Целью первого этапа нашего исследования явился сравнительный анализ детерминированности жизненных целей, ориентаций и смыслов у студентов-психологов первых и пятых курсов. В качестве основного инструментария нами был применен опросник смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, изначально разработанный Д. Крамбо и Л. Махоликом (в оригинале он назывался «Purpose in Life Test»). В его основе лежит идея противопоставления «пиковых переживаний», свидетельствующих о «полноте Бытия», онтологической значимости жизни и переживания «экзистенциального вакуума». Д.А. Леонтьев разработал и адаптировал русскоязычную версию. В тесте смысло-жизненных ориентаций жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов.

По полученным результатам можно сделать следующие выводы: среди студентов первого курса преобладают такие категории жизненных смыслов, как экзистенциальные (36% выборки; среднее значение — 12.88; дисперсия — 20.19; мода — 11; медиана — 12), семейные (34% выборки; среднее значение — 11.32; дисперсия — 21.31; мода — 8; медиана — 11), альтруистические (20% выборки; среднее значение — 12.88; дисперсия — 20.19; мода — 11, медиана — 12). Среди студентов пятого курса преобладают статусные (44% выборки; среднее значение — 11.12; дисперсия — 22.44; мода — 7; медиана — 11), коммуникативные (32% выборки; среднее значение — 11.04; дисперсия — 6.29; мода — 10; медиана — 10) и категория самореализации (32% выборки; среднее значение — 11.64; дисперсия — 16.91; мода — 14; медиана — 12). Таким образом, от первого курса к пятому происходит существенное изменение жизненных ориентаций у студентов университета.

На втором этапе пилотажного исследования были рассмотрены те изменения ценностных ориентаций, которые произошли у студентов бывшего первого курса за учебный год. Математическая и статистическая обработка полученных данных позволяет судить о значительном изменении в общей системе ценностей испытуемых, некоторой переориентировке ее составляющих. Так, например, ярко выражено обострение бытийных, экзистенциальных смыслов (увеличение на 60% по сравнению с показателями 2008 года), статусных ценностей (увеличение на 47.6%), но в противовес этому ослабление альтруистических и семейных потребностных категорий — 37.5 и 63.6% соответственно.

Полученные данные требуют уточнения на других выборках испытуемых, в частности необходимо проследить динамику развития ценностно-смысловой сферы студентов от первого курса до последнего и исследовать факторы, на них влияющие.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999
  2. Вайзер Г.А. XII Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. 2007. том 28. №6. с. 118-121.
  3. Леонтьев Д.А. Поиск смысла в новом тысячелетии // Психологический журнал. 2001. том 22. №1. с. 129-130.
  4. Варламова Е.П. I Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии // Психологический журнал. 2001. том 22. №5. с. 113-119
  5. Вайзер Г.А. VII Симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья» // Психологический журнал. 2001. том 22. №6. с. 117-121
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

odnopartiec.ru

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Фильм «Здесь курят»

Если мы хотим, чтобы люди курили, на экранах должны курить актеры, которыми люди восхищаются!
скачать видео

Ребенку нравится радовать папу, и он будет верить во все, что так дорого папе.
скачать видео

Фильм «Мефисто»

Фильм «Педагогическая поэма»

Педагогическая система Макаренко воспитывала достойных людей.
скачать видео

Кажется, что применительно по крайней мере к дошколятам говорить о ценностно-смысловой сфере так же преждевременно, как и об их академическом образовании… В этом возрасте у каждого ребенка свои склонности, интересы и потребности, уже складывается та или иная первоначальная иерархия мотивов, но жизненные ценности и смыслы существуют пока в самом фрагментарном и зачаточном виде.

Жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.

Не все жизненные ценности человеком обдуманы, но все осознанны или легко становятся осознанными. Говорить о бессознательных ценностях — нонсенс, бессознательными у человека могут быть стремления, мотивы, влечения, но не ценности. Ценности растут только под светом сознания. Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами (ценность развития или ценность комфорта), чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни. Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.

Впрочем, если считать ценностями дошколят «Я люблю Кока-колу и собираю наклейки про Человека-Паука», то ценности мы обнаружим у шестимесячного ребенка: у него тоже бывают любимые игрушки. Если мы будем говорить об умении и привычке дружить, то кажется это скорее про умения и привычки, а не про ценности. Есть ли, тем не менее, хоть какие-то жизненные ценности у дошколят?

Есть. Большинство дошкольников уже чрезвычайно внимательно следит за тем, насколько они соответствуют гендерным нормам: девочки хотят одеваться, как девочки, а мальчик никогда не наденет девчачью юбочку.

В любом случае начинать формировать ценности у шестилеток уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять, хотя бы у взрослых людей — появились. И не просто появились какие-то, а ценности воспитанного и цивилизованного человека.

Если отец воспитывает своего сына как боевика, любящего оружие и готового убивать русских — это эффективное формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, но содержание этих ценностей едва ли порадует читателей этой статьи…

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит как будто изнутри, иногда — задается снаружи, традициями и ритуалами социума.

Если все сильно упрощать, то важно знать следующее: 1) ценности не приходят ниоткуда «изнутри», изнутри у ребенка есть только врожденные инстинкты; 2) чаще всего ценности возникают в результате «промывания мозгов», как бы цинично и прискорбно это ни звучало; 3) реже ценности западают в душе в результате удачного якорения. Если говорить о влияющих на это обстоятельств, то рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности.

Если ребенок начал вести себя как «мальчик», если его «мальчуковое поведение» поддерживается окружающими; если его «мальчиком» называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности…

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Ценности детей формируются во многом случайно, дети чаще прямо перенимают ценности своего ближайшего окружения, в том числе «ценности» своей детской субкультуры.

Из интервью: «Я помню, как ко мне девчонки подошли в детском саду и спрашивают: «Ты Сережку любишь?» И я по выражению их лиц поняла, что Сережку любить надо. Сказала: «Конечно!», И мы всей группой дружно любили Сережку».

Две сестры, 8 и 9 лет, между ними естественное соперничество, сейчас они едут с папой в машине, по радио звучит музыка. Одна сестренка заявляет: «Это моя любимая песня!» Другая надулась: что ей делать? Промолчать? Тогда она оказывается сзади. Сказать, что ей тоже нравится? Все равно сестра будет впереди. Ее решение: «А я такую музыку не люблю! Я люблю…» (тут она вспоминает что-то, что ей как-то нравится). Все, началось формирование ценностей: что она любит, тем более — что она не любит… Случайные выборы на фоне соперничества, а спустя годы будет оформлено как внутренние личностные ценности, музыкальные предпочтения…

Понятно, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим для ребенка окружением, и в первую очередь семьей. Ребенок и непосредственно впитывает убеждения родителей, как нечто само собой разумеющееся, и тем более усваивает то, что родители хотят ему внушить, внушают и поддерживают целенаправленно.

Самый естественный путь формирования жизненных ценностей — не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

В фильме «Мефисто» наглядно показано, как из талантливого актера, близкого социалистическим и гуманистическим идеалам, был сформирован человек с нацисткой идеологией. Другой любопытный фильм — «Эксперимент», основанный на реальных событиях Стэнфордского тюремного эксперимента.

Наверное, более полезно приглядываться к жизненным экспериментам с позитивным содержанием. Одним из самых позитивных жизненных экспериментов, где детям и подросткам формировали здоровые жизненные ценности, был опыт А.С. Макаренко. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко — мог. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком. Среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива.

Хочется верить, что воспитательные технологии А.С. Макаренко будут реализованы и в наши дни.


Другие статьи по теме:

  1. Н.В. Иванова. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника.
  2. Е.Д. Молчанова. Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры на литературном материале.

www.psychologos.ru

Исследование ценностно-смысловой сферы личности

Методика: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Диагностическая цель: изучение индивидуальной системы ценностей человека.

МТЖЦ базируется на опроснике терминальных ценностей, разработанном И.Г. Сениным, в основе которого такие диагностические средства, как «жизненные ценности» Т. Тарочковой, тест Д. Сьюнера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и ряд других. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя – познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение – руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность – реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты – установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж – завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение – обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение – постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности – преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер: сфера профессиональной жизни, сфера образования, сфера семейной жизни, сфера общественной активности, сфера увлечений, сфера физической активности.

Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

При всех низких значениях – направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах – направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы – прагматической.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если испытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрицательным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов. Чем выше получился результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог – 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

 

Обработка результатов

Рекомендации:

1. Распечатать бланк методики, ответить на вопросы, согласно инструкции (прил. 1).

2. Распечатать бланк ответов методики МЖЦ (прил. 1), занести в него полученные результаты, заполнив все ячейки бланка, согласно табл. 1 «Ключ к методике МЖЦ». В ячейках табл. 1 содержатся номера вопросов, тестовые баллы, по которым необходимо просуммировать.

4. Посчитать общую сумму баллов по каждой жизненной ценности и каждой жизненной сфере и занести в бланк ответов в графы «всего».

5. Определить уровень значимости всех ценностей и жизненных сфер, переведя «тестовые» баллы в стены, согласно табл. 2, 3, 4, 5. Низкий уровень значимости ценности (сферы) – 1-3 стена, средний – 4-6 стен, высокий – 8-10 стен.

6. Составить иерархию жизненных ценностей по уровню значимости для Вас (с интерпретацией, согласно методике).

7. Составить иерархию жизненных сфер по уровню значимости для Вас (с интерпретацией, согласно методике).

8. Определить, какие ценности наиболее значимы для Вас в сфере профессиональной жизни, в сфере образования (с интерпретацией, согласно методике).

9. Определить направленность личности (гуманистическая или прагматическая).

10 .Сделать выводы.

Таблица 1

Ключ к морфологическому тесту жизненных ценностей

Жизненные ценности Жизненные сферы   Шкала достоверности  
Профес. Образов. Семья Общест. Увлеч. Физич.
Развитие себя +7 -14 +20 +31 -40 +47 +52 -55 -63 +70 +76 +87 +96 -103 -108 -111
Духовное удовлетворение
Креативность
Социальные контакты
Собственный престиж
Достижения
Материальное положение
Сохранение индивидуальности

 

Для корректной интерпретации полученных результатов данные «тестовые» баллы необходимо перевести в стандартизированные, т.е. в стены, согласно табл. 2-5.

 

Таблица 2

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей

(мужчины 17-25 лет)

Нормы в стенах
Саморазвитие 28 и менее 29-31 32-34 35-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51-53 54 и более
Духовное удовлетворение 30 и менее 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-51 52-54 55 и более
Креативность 24 и менее 25-27 28-30 31-33 34-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51 и более
Активные социальные контакты 29 и менее 30-32 33-35 36-38 39-40 41-43 44-46 47-49 50-51 52 и более
Собственный престиж 25 и менее 26-28 29-32 33-35 36-38 39-41 42-45 46-48 49-51 52 и более
Достижения 30 и менее 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-51 52-54 55 и более
Высокое материальное положение 31 и более 32-35 36-38 39-41 42-45 46-48 49-52 53-55 56-59 60 и более
Сохранение собственной индивидуальности 29 и менее 30-32 33-35 36-38 39-41 42-45 46-48 49-51 52-54 55 и более

 

 

Таблица 3

Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер

(мужчины 17-25 лет)

Нормы в стенах
Профессиональная жизнь 46 и менее 47-49 50-52 53-56 57-59 60-63 64-66 67-70 71-73 74 и более
Обучение и образование 46 и менее 47-49 50-53 54-57 58-60 61-64 65-68 69-71 72-75 76 и более
Семейная жизнь 38 и менее 39-42 43-46 47-50 51-54 55-58 59-62 63-65 66-69 70 и более
Общественная жизнь 36 и менее 37-40 41-45 46-49 50-54 55-58 59-63 64-67 68-72 73 и более
Увлечения 33 и менее 34-37 38-42 43-46 47-51 52-56 57-60 61-65 66-69 70 и более
Физическая активность 27 и менее 28-32 33-37 38-42 43-48 49-53 54-58 58-63 64-69 70 и более

Таблица 4

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей

(женщины 17-25 лет)

Нормы в стенах
Саморазвитие 29 и менее 30-32 33-35 36-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51-53 54 и более
Духовное удовлетворение 33 и менее 34-35 36-38 39-41 42-43 44-46 47-49 50-51 52-54 55 и более
Креативность 22 и менее 23-26 27-29 30-33 34-36 37-39 40-43 44-46 47-50 51 и более
Активные социальные контакты 30 и менее 31-33 34-36 37-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51-52 53 и более
Собственный престиж 25 и менее 26-28 29-31 32-35 36-38 39-41 42-45 46-8 49-51 52 и более
Достижения 28 и менее 29-31 32-35 36-38 39-41 42t5 46-48 49-51 52-54 55 и более
Высокое материальное положение 30 и менее 31-34 35-37 38-41 42-44 45-48 49-51 52-55 56-58 59 и более
Сохранение собственной индивидуальности 29 и менее 30-32 33-35 36-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51-54 55 и более

 

Таблица 5

Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер

(женщины 17-25 лет)

Нормы в стенах
Профессиональная жизнь 46 и менее 47-49 50-53 54-56 57-59 60-63 64-66 67-69 70-73 74 и более
Обучение и образование 46 и менее 47-50 51-53 54-57 58-60 61-64 65-68 69-71 72-75 76 и более
Семейная жизнь 40 и менее 41-43 44-47 48-50 51-54 55-57 58-61 62-64 65-68 69 и более
Общественная жизнь 36 и менее 37-40 41-45 46-49 50-54 55-58 59-63 64-67 68-72 73 и более
Увлечения 33 и менее 34-37 38-42 43-6 47-51 52-56 57-60 61-65 66-69 70 и более
Физическая активность 26 и менее 27-32 33-37 38-42 43-48 49-53 54-59 60-64 65-69 70 и более

Интерпретация результатов

1. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей

Развитие себя.

(+) Стремление человека получать объективную информацию об особенностях его характера, способностей, др. характеристиках своей личности. Стремление к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации. Серьезное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах. Снисходительность к людям и их недостаткам и требовательность к себе.

(-) Тенденция к самодостаточности. Такие люди ставят, как правило, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодолеть. Обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.

Духовное удовлетворение.

(+) Стремление человека к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, как правило, что самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и детальности.

(-) Практикум. Поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.

Креативность.

(+) Стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению раз личных изменений во все сферы своей жизни. Стремление избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое. Характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденных ситуациях.

(-) Подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Консерватизм, следование уже устоявшимся нормам и ценностям. Раздражает отсутствие привычного. Возможна ностальгия по прежним временам.

Активные социальные контакты.

(+) Стремление человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны.

(-) Нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым.

Собственный престиж.

(+) Стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Нуждается в социальном одобрении своего поведения. Самонадеян, категоричен в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от него. Честолюбив.

(-) Человек не видит разницы в одобрении его поступков людьми с разными социальными статусами. Уступчив, избегает неудач, конфликтов. Лишен притязаний на статус лидера.

Достижения.

(+) Стремление человека к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.

(-) Безразличие к достижениям. Зависимость от того, как складываются внешние ситуации. Основное кредо – «Поживем-увидим» Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю перспективную цель.

Высокое материальное положение.

(+) Стремление человека к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

(-) Равнодушие к материальному достатку. Игнорирование материального достатка как ценности, к которой надо стремиться. Иногда характеризуется тенденцией к маргинальности.

Сохранение собственной индивидуальности.

(+) Стремление человека к независимости от других людей. Такие люди, как правило, считают, что самое важное в жизни – это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам. Возможно яркое проявление таких черт, как высокий уровень самооценки, конфликтность, девиация поведения.

(-) Стремление к конформности, замкнутости, главное – не быть «белой вороной». Такие люди считают, что «выскочки» – люди невоспитанные, от которых можно ожидать непредсказуемых поступков. Такие люди не любят брать на себя ответственность.

2. Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер

Сфера профессиональной жизни.

(+) Высокая значимость для человека сферы его профессиональной деятельности. Они отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.

Сфера обучения и образования.

(+) Стремление человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Они считают, что главное в жизни — это учиться и получать новые знания.

Сфера семейной жизни.

(+) Высокая значимость для человека всего того, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни – это благополучие в семье.

Сфера общественной жизни.

(+) Высокая значимость для человека проблем жизни общества. Такие люди вовлекаются в общественно-политическую жизнь, считая, что самое главное для человека – это его политические убеждения.

Сфера увлечений.

(+) Высокая значимость для человека его увлечений, хобби. Такие люди отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.

Сфера физической активности.

(+) Отражает значимость физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека. Такие люди считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом.

(-) По всем сферам говорит о незначимости или малой значимости данных сфер для отдельных людей. Это часто связано с возрастным периодом жизни и со степенью удовлетворенности тех или иных потребностей.

3. Интерпретация данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер

Сфера профессиональной жизни.

Развитие себя.

(+) Стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей квалификации. Заинтересованность в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. Требовательность к себе и своим профессиональным обязанностям.

(-) Данный показатель характеризует личности, которые стремятся к ограничению своей активности. При достижении каких-либо значимых результатов сразу успокаиваются предпочитают «почивать на лаврах». Часто обидчивы при негативной оценке их профессиональных способностей.

Духовное удовлетворение.

(+) Стремление иметь интересную, содержательную работу или профессию. Для таких людей характерно желание как можно глубже проникнуть в предмет труда, получение морального удовлетворения от самого процесса работы и в меньшей степени от результата работы.

(-) Стремление к прагматичности, поиску конкретной выгоды от профессиональной деятельности. Иногда такие люди бывают неприкрыто циничны, открыто говорят о своих меркантильных интересах в ситуации выполнения каких-либо операций и видов профессиональной деятельности.

Креативность.

(+) Стремление внести элемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности. Человеку быстро становится скучно от привычных способов организации и методов работы. Для таких людей характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Как правило, это люди увлекающиеся и изобретательные.

(-) Стремление к консервативности, стабильности, следованию должностным инструкциям. Всякие нововведения в области методов и организация деятельности таких людей, как правило, раздражают, вызывают нежелание работать.

Активные социальные контакты.

(+) Стремление к коллегиальности в работе, к делегированию полномочий, установлению благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе. Характерна значимость факторов социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия.

(-) Стремление к индивидуализации деятельности. Отсутствие доверия во взаимоотношениях с членами трудового коллектива, стремление к поддержанию отношений в чисто корпоративных рамках. Такие люди не поддерживают своих коллег в ситуациях, когда это необходимо. Придерживаются мнения – каждый за себя.

Собственный престиж.

(+) Стремление человека иметь работу или профессию, социально одобряемую. Человек, как правило, заинтересован во мнении других людей относительно своей работы и профессии и стремится добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально одобряемой работы или профессии.

(-) В силу различных обстоятельств выбирает себе такую работу и профессию, которые определяют человеку его желание и способности и другие внутренние характеристики, или внешняя неблагоприятная ситуация, «лишь бы что-нибудь».

Достижения.

(+) Стремление достигать конкурентных и ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности, часто для повышения самооценки. Для таких людей часто характерно тщательное планирование всей работы и получение удовлетворения не от процесса, а от результата деятельности.

(-) В зависимости от других показателей (например, духовное удовлетворение, креативность или развитие себя) данная оценка характеризует человека либо увлеченного процессом работы, не заботясь о собственных достижениях, либо человека с недостатками в волевой сфере.

Высокое материальное положение.

(+) Стремление иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материального благополучия. Склонность сменить работу, специальность, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия.

(-) Выбор профессии связан либо с идеалистической направленностью личности, с его креативностью, целеустремленностью, связанной с моральным удовлетворением от своей работы, либо с далеко идущими перспективами в будущем, связанными с собственным престижем или достижениями (высокие показатели по данным ценностям).

Сохранение собственной индивидуальности.

(+) Стремление посредством своей профессиональной деятельности «выделяться из толпы». Такие люди стараются иметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость (например, выбрать необычную, редкую профессию).

(-) Стремление найти такую работу и специальность, чтобы она обеспечила надежность существования («лучше синица в руках»). Такие люди считают, что профессия – признак стабильности, а работа – не главное место, где необходимо самоутвердиться и самовыразиться.

Сфера обучения и образования.

Развитие себя.

(+) Стремление повышать уровень своего образования ради развития себя как личности и своих способностей. Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей. Попытка к изменению к лучшему.

(-) Стремление к получению определенного результата, свидетельствующего о достижении определенного уровня образования, или полное игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя.

Духовное удовлетворение.

(+) Стремление как можно больше узнать по изучаемой дисциплине, в результате – получить моральное удовлетворение Люди отличаются сильно развитой познавательной потребностью, стремлением повышать уровень своего образования.

(-) Характеризуются низкой познавательной активностью в силу отсутствия познавательного мотива. Стремление достичь конкретного, сугубо практического результата.

Креативность.

(+) Стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную область знаний. Характеризует желание самому ответить на те вопросы, которые являются спорными, неизвестными в данной науке (участие в работе научных обществ, в научных экспериментах и т.д.).

(-) Стремление выучить основной материал по изучаемой дисциплине и отличиться в пределах заданных рамок. Такие люди часто демонстрируют стереотипность времени тех или иных проблем, негибкость, неспособность отойти от образца.

Социальные контакты.

(+) Стремление идентифицировать себя с определенной социальной группой. Желание достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы.

(-) Стремление к ограничению любых контактов, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.

Собственный престиж.

(+) Стремление человека иметь такой уровень образования, который высоко ценится обществом. Такие люди заинтересованы во мнении других людей относительно своего образования или стремления достичь определенного уровня образования.

(-) Безразличие к целям обучения и образования. Такие люди стараются найти поддержку у таких же, как они, утверждающих, что важно не образование (точнее его уровень), а какие-либо другие характеристики личности, ее умения и навыки.

Достижения.

(+) Стремление добиться как конкретного результата своего образовательного процесса (диплом, защита диссертации), так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Стремление все тщательно спланировать на каждом этапе, повысить свою самооценку.

(-) Стремление к самодостаточности в сфере обучения на каком-либо этапе жизненного пути, связанном с другими жизненными целями и высокой самооценкой.

Высокое материальное положение.

(+) Стремление достичь такого уровня образования, который позволит иметь высокую зарплату и другие виды материальных благ. Желание повышать уровень своего образования, выбирать учебное учреждение, если существующие положение дел не приносит желаемого материального благополучия.

(-) Стремление в сфере образования достичь другие цели, отличные от материальных. Чаще всего показатель связан с идеалистической направленностью личности и сложившейся внешней ситуаций (например, заставили учиться).

Сохранение собственной индивидуальности.

(+) Стремление построить процесс образования, чтобы он максимально соответствовал всем особенностям личности. Желание быть оригинальным, демонстрировать свои жизненные принципы. Характерна экзальтированность в поведении.

(-) Стремление к конфликтности, «как все, так и я», главное – отличиться в срок и не быть отстающим аспирантом.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя

В статье представлены особенности формирования ценностно — смысловой сферы личности; дефекты ценностно-смысловой сферы личности рассматриваются в качестве причин девиантного поведения плдростков.

Подростковый возраст-это время бурных изменений личности, как в органическом, так и в смысловом плане. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст это период с 11 до 15 лет . В этом возрасте активно перестраивается самосознание личности, подросток обретает новые ценности и интересы. На формирование ценностно-смысловой сферы подростка значительное влияние оказывает его референтная группа. Под ее влиянием складывается круг новых интересов, формируется мировоззрение.

Исследовать ценностно-смысловую сферу подростков с правонарушениями актуально так ,как на сегодняшний день наблюдается стремительный рост детской и подростковой преступности. Необходимо наиболее полно изучить причины отклоняющегося поведения, для составления эффективных профилактических и коррекционных программ. Предупредить противоправное поведение гораздо эффективнее, чем бороться с уже имеющимися девиациями.

В статье мы рассматриваем деформацию ценностно-смысловой сферы, как основной фактор, определяющий девиантный путь развития личности. Ценностно-смысловая сфера регулирует поведение личности, является критерием выбора, нравственной оценкой поступков. Методологической основой нашей работы является теория деятельности А.Н. Леонтьева. При исследовании данной проблематики, мы опирались на положение Д.А. Леонтьева, согласно которому деформация системы ценностей и смыслов является основной причиной, определяющей девиантность подростка.

Ценностно-смысловая сфера является ядром личности и включает в себя: личностные ценности, ценностные ориентации, систему личностных смыслов. Современные авторы рассматривают систему ценностей и смыслов личности, как сложную, динамическую систему, которая имеет иерархическое строение.

Согласно А.Н. Леонтьеву понятие «ценность» содержит в себе две категории: личностный смысл и значение. [1, с.78] Д.А. Леонтьев выделяет три формы бытия ценностей: предметно воплощенные ценности, социальные идеалы, личностные идеалы. Причем, ценностные ориентации сознания не относит к форме существования ценностей. А.Н. Леонтьев считает что, ценностные ориентации — это ведущий мотив; цель, которая дает возможность отдельному человеку слиться с обществом, общественными благами; ценностная ориентация, рассматривается как жизненный мотив, который составляет смысл жизни. Участвуя в деятельности, индивид осуществляет ее, ориентируясь на ценности, которые интериоризировались в его внутренний план, в его индивидуальное сознание. Личностный смысл отражает в сознании человека значимость определенных вещей. Личностный смысл порождается в результате отношения мотива к цели, причем в большей степени смыслообразующая функция принадлежит мотиву. [2, с. 59]

С помощью психологических механизмов интериоризации, идентификации и интернализации происходит формирование ценностей и смыслов. Ценностно-смысловая сфера состоит из таких элементов как нормы, ценностные представления, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации. В дошкольном возрасте (3-7 лет) усвоение норм происходит в рамках ведущего вида деятельности — в игре. В младших школьников (7-10 лет), продолжается усвоение норм и ценностей в ходе ведущего вида деятельности этого возраста — в учебной деятельности. У детей этого возраста формируется высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные. На основе этих чувств, в дальнейшем формируются ценностные ориентации личности. В 11-15 лет меняется ценностное отношение к миру, детские ценности сменяются на взрослые. Подростковый возраст — это период, в котором формируются личностные смыслы. В период 18-23 г., формирование ценностей происходит под влиянием выбранной профессии. В дальнейшем, во взрослости, перестройки ценностно-смысловой сферы сопряжены с возрастными кризисами. [3, с. 43]

Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева и Ю.А. Васильевой, у несовершеннолетних правонарушителей не интериоризированны большинство общечеловеческих ценностей, в мотивации подростков с девиантным поведением преобладают потребности, а не ценности. Поведение не детерминируется ценностями, носит ситуативный характер, девиантный подросток поступает «от случая к случаю»; девиантные подростки ориентированы на настоящее, у них отсутствует временная перспектива, не способны ставить перед собой цели. [4, с 89]

Уже на первом году жизни поведение ребенка регулируется его формирующейся системой смыслов, после трехлетнего возраста смысловая регуляция начинает устойчиво влиять на поведение. Соответственно, если на ранних этапах онтогенеза произошел сбой в формировании смысловой регуляции поведения, то личность пойдет по девиантному пути развития. Д.А. Леонтьев и Ю.А. Васильева полагают, что причиной нарушения в развитии смысловой регуляции поведения может быть несформированность в младенческом возрасте базовой установки на доверие к обществу, ценности которого ребенок должен интериоризировать.

Д.И. Фельдштейн полагает, что подростки с нормативным поведением, имеют четкий образ будущего, все поступки и цели носят перспективный характер, а подростки с отклоняющимся поведением имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. [5, с 67]

А.Г.Белобородов отмечает, что для девиантных подростков характерны двойные стандарты при оценке себя и других. Раздвоенность смысловой сферы правонарушителей характеризуется тем, что у них существуютразные представления о должном для себя и для других, отмечается низкая степень развития рефлексии, они неохотно разговаривают о том, что относится к их собственной личности. [6, с. 78] В ходе психологических исследования был выявлен следующий факт: деформация ценностно-смысловой сферы заключается в преобладании в ней эмоционально-отрицательных окрасок, потребности приобретают статус ценностей.

Исходя из положения о том, что причина противоправного поведения заключается в дефекте ценностно-смысловой сферы, можно сформировать следующие задачи профилактической работы: способствовать оздоровению семейного воспитания, формировать у подростков нормативно-правовые представления, основой воспитания считать формирование нравственных качеств личности. [7, с 45; 2, с. 56]

В ходе исследования данной проблематики, мы изучали деформацию ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей — как причину девиантного поведения, исходя из этого положения составили следующий социально-психологический профиль подростка с девиантным типом поведения:склонность жить сегодняшним днем, отсутствие образа будущего, не способность ставить перед собой цели, негативное оценивание прошлых событий жизни, гедонизм, фатализм, преобладание материальных ценностей над духовными.

novainfo.ru

Ценностно-смысловая сфера

Количество просмотров публикации Ценностно-смысловая сфера — 56

Макиавеллисты, как правило, экономические и социально-статусные ценности ставят выше моральных и гуманистических. При этом женщины демонстрируют большее внимание к неэкономическим типам ответственности, чем мужчины˸ у них показатели моральной ответственности перед окружающими выше, чем ответственность за экономическую выгоду предприятия [68]. Нередко макиавеллисты переносят манипулятивные тенденции с профессиональной на другие сферы жизни. Более того, внутренние установки, благодаря которым осуществляется выбор тактики и стратегии поведения, не зависят непосредственно от социокультурной среды. Предпочтение манипулятивных тактик не связано с уровнем интеллектуальных способностей, с классовой принадлежностью или политической ориента цией человека. Это явление социально-психологическое. По результатам исследования педагогов ростовских школ [25] был создан портрет педагога-манипулятора˸ он этичен, образован, чуток; устремлен в будущее; хочет быть здоровым, иметь работу, семью, друзей. Но сопоставление отдельных граней ᴇᴦο личности выявляет большую её противоречивость. Он считает, что другие ᴇᴦο уважают, но сам себе он не доверяет, боится заглянуть внутрь своего ʼʼяʼʼ. Однако при этом такой человек самоуверен, социально адаптирован и компетентен. В общении чувствует себя как рыба в воде, легко заводит друзей, мнения которых не уважает. Он очень активен, но при этом малопродуктивен. Он не несет ответственности за свои действия. В жизненных неудачах склонен винить стечение обстоятельств, а не себя. Успех же приписывает исключительно себе. Таким образом, ᴇᴦο представления о мире нереалистичны, иллюзорны. Он устремлен в будущее, в нем видит смысл жизни, боится посмотреть в глаза наст оящему. Он постоянно надевает различные маски, мало заинтересован в своем развитии, познании, творчестве. При том, что может ловко управлять другими, манипулятор сам готов быть управляемым – свобода, независимость для него не важны. Такая противоречивость личности говорит о том, что педагог с манипулятивной направленностью в общении – личность негармоничная, приземленная, меркантильная. У него нет друзей в полном смысле этого слова, он одинок. А теперь представим портрет ᴇᴦο полной противоположности – преподавателя-неманипулятора. Он достаточно позитивно относится к себе˸ ощущает собственную ценность, не ригиден и готов к изменениям. Что очень важно – самообвинения и внутренняя конфликтность у него минимальные. Он удовлетворен настоящим, а будущее видит осмысленным, так как убежден в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Можно предположить, что он считает себя хозяином своей жизни. Он активен , ориентирован на полное использование своих сил, возможностей и способностей. При этом в ᴇᴦο жизни самое важное значение имеют развитие, творчество, познание, свобода и постоянное самосовершенствование. Ему не безразлична ᴇᴦο работа, он ответственен и образован. Вместе с тем для него не менее значимы и конкретные жизненные ценности˸ любовь, здоровье, семья, друзья. Общение для него имеет огромное значение. При этом он ориентирован на чуткость, терпимость, честность, желание понять другого человека, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. В целом система ᴇᴦο ценностей по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для личностного развития. Как мы видим, ценностно-смысловая сфера личностей, склонных к манипулятивной деятельности, дисгармонична, противоречива. Возможно, они сами страдают от этого. Ответственность, честность, чуткость занимают у манипуляторов верхние позиции в иерархии ценностей-средств, однако из ценностей-целей для них наиболее значимы их здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь и т. п. – то, что касается лично их. Такие люди, как правило, не удовлетворены своей жизнью. Создается впечатление, что их активность вынужденная и дается им с большим трудом [32]. Результаты исследований переживаний лиц, склонных к манипулированию, показали, что даже для подростков характерно напряженное, тревожное внутреннее состояние, что находит отражение в отношении и к себе, и к другим. По мере роста манипулятивных склонностей ухудшается отношение к себе, к родителям.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *