Человечество в 21 веке: ВЗГЛЯД / «Человечество в XXI веке имеет все шансы уничтожить себя» :: Автор Александр Чикунов

Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы

Вы уже говорили на уроках обществознания, что общество постоянно развивается, изменяется

Вы уже говорили на уроках обществознания, что общество постоянно развивается, изменяется. Высокоразвитые страны во второй половине 20 века осуществили переход к информационному (постиндустриальному) обществу. Некоторые исследователи считают, что и в России уже проявляются черты этой ступени развития. К чему же должен быть готов человек информационного общества?

Информационная революция

Мы уже сейчас живем в условиях информационной революции. Количество информации в мире нарастает лавинообразно. Если в начале ХХ века объём научной информации удваивался за 50 лет, в середине ХХ века – за 10 лет, то в 1990-е – ежегодно.

В 21 веке эта лавина продолжает нарастать: в 2003 г. на каждого жителя планеты Земля приходилось 0,8 гигабайта информации, в 2006 – 24 гигабайта, а в 2010 – уже 128.

Очень многие просто теряются в этом море. По данным IBM, одного из крупнейших производителей компьютерной техники и программного обеспечения 52 % пользователей информации не ориентируются в ней, 59 % пропускают информацию, которую должны использовать, а 42 % используют неправильную информацию примерно раз в неделю.

Чтобы стать профессионалом и успешным человеком, нужно быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладеть современными средствами работы с ней. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно

уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться подготавливать и принимать решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определённый уровень информационной культуры.

Информационная культураумение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Глобализация

Ещё одна важнейшая черта современного общества – его глобализация.

Глобализацией называют процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей, народов, государств

. Глобализация ведёт к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ»  – об этом можно только мечтать!

Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона.

От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке».

В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70

% мировых ресурсов, производства и потребления.

В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчёте на душу населения не росло или снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48. То есть бедные не догоняют богатых, а ещё больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».

Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.

К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур. Профессор Нижегородского государственного университета

Владимир Александрович Кутырев так писал об этом: «Везде тоже самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение одинаковых автомобилей, зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций».

Реакцией на противоречивый характер глобализации стало движение антиглобалистов, которые требуют более справедливого распределения доходов между странами и регионами, соблюдения норм международного права и защиты окружающей среды, сокращения внешнего долга развивающихся стран.

Глобальные проблемы современности

Но единство нашего мира люди начали осознавать задолго до начала процесса глобализации. Тогда, когда обнаружили проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить, лишь объединив усилия разных стран. Вы, вероятно, уже знаете, что такие проблемы называют глобальными.

Впервые о глобальных проблемах начали говорить в середине 20 века, когда увеличение запасов ядерного оружия стало угрожать всей цивилизации Земли.

Сейчас в науке все глобальные проблемы принято делить на три группы.

К первой относятся проблемы во взаимоотношениях между странами, народами, социальными группами: предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран.

Вторая группа – проблемы во взаимоотношениях человека и общества

, в развитии культуры: демографическая, информационная, проблема неграмотности и недоступности образования, предотвращение опасных болезней. Сюда же можно отнести расшатывание нравственных ценностей, культурных устоев общества.

И третья группа – проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Истощающиеся запасы сырья, нехватка продовольствия и, как следствие, массовый голод, экологическая проблема.

Экологические угрозы могут возникать в результате двух причин. Во-первых, их могут вызвать природные процессы: ураганы, извержения вулканов, цунами, действие космических законов. В конце концов, наступление ледника и вымирание динозавров произошло задолго до появления человеческого общества

. Но расточительная хозяйственная деятельность людей, нерациональное природопользование значительно ухудшают среду обитания. Примеры экологических катастроф, связанных с деятельностью человека,  известны с древних времен.

С античных времен до нас дошла  поговорка: «Козлы съели Грецию«. Козловодство уничтожило древесную растительность, копыта коз вытоптали почву.

На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных

каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй (весом до 85 тонн) и доставки их на место стоянки  леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.

Но древние катастрофы носили, так сказать, локальный характер. Сейчас же речь идет о планетарной угрозе.

Какие же экологические проблемы существуют в настоящее время?

·                   Глобальное потепление климата, что грозит поднятием уровня Мирового океана и затоплением многих островных государств и большей части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Новый Орлеан и других.

·                   Изменение состава атмосферыувеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов вызывает кислотные дожди и «парниковый эффект», то есть перегрев нашей планеты из-за повышения температуры в нижних слоях атмосферы.

·                   Загрязнение воды, почвы, воздуха, вырубка лесов ухудшают условия для всего живого, в том числе и самого человека.

·                   Сокращается биологическое разнообразие флоры и фауны. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.

Современный научно-технический прогресс достиг такого уровня, что позволяет найти способы решения многих из существующих проблем. Ученые всерьёз работают даже над проектами

предотвращения столкновения Земли с астероидом. Но предотвратить глобальные угрозы можно лишь в том случае, если каждый человек и каждое государство будет готово ограничить свои растущие потребности ради общего будущего.

Каким оно будет? Недавно был опубликован один из сценариев возможного будущего. Мнения учёных были собраны и обработаны в рамках проекта TechCast.

В 2010 – 2010 гг. будут интенсивно развиваться и удешевляться информационные технологии. В 2020 – 2030 гг. ожидается широкое распространение альтернативной энергетики, биотехнологий, прорыв в фармацевтике. В 2030 – 2040 гг. произойдет колонизация ближайшего космоса. В 2040 – 2050 гг. – политическое объединение государств планеты, создание мирового правительства.

У вас есть все шансы проверить, насколько сбудутся эти прогнозы.

Великая альтернатива XXI века — МК

Общество 6848

Поделиться

Фото: Алексей Меринов

1. О проблемах будущего

Одна из главных характеристик человека — его желание и способность думать о Будущем. Именно этим он отличается от всего живого.

Но конкретное место Будущего в жизни человечества было разным.

В большинстве религиозных идеологий главной считается будущая вечная жизнь человека. Были эпохи, когда усилия по переходу к Будущему составляли главную часть жизни общества и человека. Достаточно вспомнить Великое переселение народов начала нашей эры.

Крах идеи пролетарской коммунистической перспективы марксистов. Позорный провал последней программы КПСС по строительству к 1981 году в СССР коммунизма. Разгром «Тысячелетнего Рейха» гитлеровских национал-социалистов. Все это существенно повлияло на тип мышления интеллектуалов XXI века. Даже христианские религии редко вспоминают об одном из столпов своей идеологии — о предстоящем (и близком) Конце Света.

Да и весь механизм нынешней популистской демократии, ориентированный на избираемые максимум на два срока, то есть 8–10 лет, представительную и исполнительную власти, делает «внесистемным» сам вопрос о далекой Перспективе.

В то же время в окружающем нас мире просматриваются глобальные долгосрочные процессы, которые нельзя игнорировать.

Это прежде всего демографические процессы в целом и в особенности рост численности населения планеты.

Несмотря на отдельные попытки ограничивать рождаемость (как в Китае) или стимулировать ее (как в России), в целом рождаемость на планете остается неуправляемым процессом. Рождаемость велика в наиболее отсталых (а то и нищих) странах. Грубо говоря, разбухают и растут далеко не лучшие участки «человеческого леса».

Лев Гумилев показал, что великое переселение народов начала нашей эры, ставшее одним из факторов гибели античной цивилизации, было связано с грандиозным изменением климата Азии — усыханием ее степей. В XXI веке усиливается перспектива затопления океаном огромных густонаселенных регионов. Итогом станут сотни миллионов «экологических» беженцев. Существующие политические, экономические и социальные структуры человечества к этому не готовы и с этим не справятся.

Хотя в ряде развитых стран неравенство уменьшается, в целом в мире неравенство растет. Возник великий рубеж «Север–Юг». Не видя никаких реальных перспектив в пределах своей жизни хотя бы как-то приблизиться к уровню жизни, стандартам и нормам Севера, одна часть отчаявшихся «южан» штурмует — под любыми предлогами — границы развитых стран. Как когда-то несколько столетий штурмовали Рим варвары, пока не овладели им, не разделили его богатства и не угробили великую античную цивилизацию. А другая часть Юга идет в террористы, чтобы уничтожить недосягаемый Запад как «соблазн» и модель жизни.

Целью экономики и всего общества является рост потребления. При этом все меньшую долю занимает то, что действительно нужно человеку. И все большая часть потребления связана с искусственно создаваемыми у людей потребностями. С тем, что называется модой. Даже тысячи бросающихся на двери магазинов при появлении новой модели мобильного телефона вроде бы образованных людей — это всего лишь потребители.

«Экономика потребления» ведет не только к нехватке ресурсов, но и к засорению планеты отходами. В том числе и такими, которые природа не может переработать. Когда-то потрясающий по привлекательности тысячекилометровый Большой Барьерный риф Австралии сегодня завален банками коки и пепси и пластиковыми пакетами.

Растет удельный вес предметов потребления (продуктов и особенно лекарств), в отношении которых не изучены все последствия их использования. Даже пластиковые игрушки превращаются в угрозу для детей. А туберкулезные микробы мутировали, перестали поддаваться лекарствам.

Растет объем пересадок органов человека. А параллельно растет количество преступлений в виде «охоты за органами». Увеличивается и количество людей с «встроенными» в них техническими устройствами, типа моего собственного кардиостимулятора. И надо видеть перспективу появления людей, у которых «техническая» часть станет преобладающей, — полулюдей-полуроботов, которые в мышлении и идеологии будут больше озабочены своей «технической» частью.

Несмотря на несомненный прогресс человечества в направлениях интернационализации и интеграции, в мире происходит грандиозный всплеск национальных конфликтов.

Распад многонациональных государств — СССР, Югославия, Чехословакия. Усиление движений за отделение в Испании, Италии, Великобритании. Бесконечные конфликты в Африке. Курс на мультикультурализм Меркель оборачивается в Европе появлением даже в столицах национальных гетто и резерваций.

Фундамент цивилизации — идея равенства каждого человека — оказался под ударами двух процессов. Во-первых, усреднения, «посерения» массы граждан. И во-вторых, необходимости поиска, выделения и развития талантов: в науке, культуре, спорте.

И главное выражение равенства — голосование большинства — становится малопригодным для выявления талантов даже в политической и государственной жизни. Невольно вспоминается древняя история первого преступления демократии: осуждение Сократа на смерть голосованием большинства свободных граждан античных Афин. Или уже современная история с призванием и отставкой Черчилля в Великобритании.

Наиболее опасно обмельчание элиты и ее изоляция. А ведь известно, что именно изоляция высших каст — жрецов, брахманов — была одной из причин гибели многих древних цивилизаций.

Современная цивилизация становится все более сложной. Это сопровождается развитием и разрастанием аппарата. И в итоге в элите современной цивилизации растет удельный вес бюрократии. Все большую роль играют не ее обязанности перед обществом, а собственные интересы бюрократии.

Но самая главная опасность состоит в «отмирании» фундамента цивилизации — семьи.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» убедительно показал, что современная цивилизация основана на том, что главным в жизни человека становился не род, не община, а семья. Семья, забота о ней вели к появлению частной собственности и государства.

Великий эксперимент ХХ века — попытка утвердить государственный социализм — был обречен не в последнюю очередь решением советской власти сохранить семью. Для нее — зарплату. Затем — квартиру. Затем — садовый участок и автомобиль.

Но теперь потребность человека в семье изменяется. Зачем десятилетия семейной жизни ради одного-двух детей? Непрерывно растущее число разводов. Три, четыре брака. Движения геев и лесбиянок.

Возникла перспектива «пределов роста» не только для человека, но и для всего живого.

2. О методах решения

В том, что сейчас человечество сталкивается с масштабными проблемами, ничего удивительного нет. Так было всегда. История человеческой цивилизации на нашей планете — это история проблем и их решений.

Обобщенно говоря, человечество выработало три «арсенала» решений.

Первый. В рамках существующей социальной системы. Так, например, циклические экономические кризисы — нормальный метод решения очередного комплекса проблем стихийной экономики.

Второй. Проблем становится так много и они становятся столь масштабными, что всего арсенала инструментов данного общественного строя оказывается недостаточно. И надо вообще отказаться от данной социальной системы и сформировать новую систему. И уже в ее рамках, ее инструментами разрешать все то, что оказалось «не по зубам» прошлому строю. Так, капитализм позволил решить основной комплекс проблем, перед которыми оказался бессилен феодализм.

И наконец, история человечества дает примеры и того, когда недостаточно заменить одну формацию другой. Грандиозность проблем требует сверхграндиозного — замены одной цивилизации другой. Так было, когда первобытную цивилизацию сменила цивилизация античности, основанная на владении людьми как рабами.

Сейчас мы живем в эпоху промышленной цивилизации. При ней были капитализм, империализм, государственно-бюрократический социализм. А в данный момент то, что называют постиндустриальным обществом.

Несомненно, что существующий постиндустриальный строй прилагает огромные усилия — в области технического прогресса и в области принятия экономических, административных и социальных мер — для преодоления проблем.

Но я принадлежу к тем аналитикам, которые допускают, хотя бы теоретически, такой вариант развития, при котором все меры, даже самые радикальные, в рамках постиндустриального общества могут оказаться неэффективными, не дающими решения кризисных проблем.

Более того, я считаю, что имеются основания для рассмотрения и такого варианта будущего, когда не только постиндустриальный строй, но и вообще любой строй в рамках современной цивилизации главных глобальных проблем не решит.

Эпохи, когда надо было переходить не к новому строю, а к новой цивилизации, исследовали А.Тойнби, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Э.Тоффлер.

Можно вспомнить, что идеологи пролетарского социализма Маркс и Энгельс писали о Предыстории человечества и его Истории. Они исходили из идеи смены цивилизаций.

И советские фантасты, прежде всего братья Стругацкие и Ефремов, развертывают свои сюжеты в рамках цивилизации Будущего.

Почему правомерно рассматривать вариант Новой Цивилизации?

Для ответа на этот вопрос надо вспомнить о фундаментах нашей нынешней цивилизации.

Первый ее краеугольный камень — Экономический Человек. У него есть и разум, и воля, и мораль. Но главное в нем — удовлетворение материальных потребностей.

Второй постулат. Чтобы удовлетворять растущие материальные потребности, необходим непрерывный рост производства.

Третий — равенство всех людей. Как бы ни были различны мужчины и женщины, взрослые и дети, люди разных рас и наций, главное в том, что они люди.

Четвертый постулат промышленной цивилизации — производство товаров и рынок с деньгами как инструменты взаимодействия.

Пятый — демократия как лучшая форма устройства государства.

Если сопоставить эти основы с теми кризисными проблемами, о которых шла речь выше, то выяснится, что кризис связан с фундаментом промышленной цивилизации.

Как, скажем, может не возникнуть нехватка ресурсов, если Экономический Человек должен удовлетворять свои безгранично растущие потребности? Как могут не возникнуть социальные проблемы, если все оформлено в деньгах, а мир денег живет своей жизнью? Как сопротивляться наплыву мигрантов, если все люди созданы Богом, все равны и все имеют равные права? Что важнее: думать о Будущем или уцелеть на рынке?

Поэтому правомерен и вывод: не только можно, но и нужно рассматривать наше Будущее в плане исчерпывания промышленной цивилизации и в свете необходимого перехода человечества к новой цивилизации.

Фото: Геннадий Черкасов

В этом, на мой взгляд, и состоит Великая Альтернатива человеческой цивилизации в XXI веке.

3. О цивилизации XXI века

Какой могла бы быть цивилизация, способная «справиться» с глобальными проблемами, уже вставшими перед человечеством?

В докладе, который я представил очередному собранию Международного союза экономистов (на основе которого и написана эта статья), обозначены следующие «фундаменты» новой цивилизации.

Первый. Человек Разумный. Не Экономический, а Разумный. Разумный Человек заботится о себе и обо всем человечестве как главном факторе решения и личных, и общих проблем. В итоге — Разумный Эгоизм и Разумный Коллективизм.

Для Разумного Человека главное — не удовлетворение потребностей. Он, конечно, должен есть и одеваться, но прежде всего он должен думать. Как правильно есть? Как правильно одеваться? Как правильно жить?

Главной потребностью Разумного Человека является Развитие Интеллекта.

Второй фундамент новой цивилизации: человечество как семья. Важной чертой Разумного Человека является переход от идеи, что главное в его жизни своя Семья и свои Дети, к идее того, что главное для него — все человеческое сообщество (как это и предполагали, например, социалисты-утописты).

Вместе с расширением понятия Семьи до понятия все Человечество исчезнет главная основа частной собственности: необходимость создания ресурсов для своей семьи. Отпадет потребность в государстве.

Характерна логика Человечества. Сначала человек держится за свое стадо, свою орду, свой род — как главные факторы его выживания. Затем главным становится своя Семья. А в будущей Цивилизации все, что связано с заботой о Семье, переместится на все Человечество.

Размышляя о перспективе Семьи в будущей цивилизации, я хотел бы сделать четыре замечания.

Первое. Живая природа дает нам яркие примеры прекрасных парных семей — у тех же лебедей. Но природа полна примеров разных форм групповой семьи — у многих млекопитающих. Природа демонстрирует и примеры полного отсутствия и парной, и групповой семьи — у пчел или муравьев.

Второе. Считается, что Семья и Любовь неразрывны. Но в Ветхом Завете есть глава с прекрасными словами о Любви — Песня песней, в которой Семья не упоминается.

Третье. Даже нынешняя цивилизация сочетает Семью с безбрачием некоторых элитных слоев общества — в религиях или в слое евнухов (как было в Китае), с многоженством (как в некоторых мусульманских странах) или многомужеством (как в Тибете).

Четвертое. Семья прежде всего связана с наследованием власти или богатства. Что касается воспитания детей, то у нас в России такие несомненно озабоченные воспитанием наследников люди, как Екатерина II или граф Строганов, следовали идеям великого Жан-Жака Руссо, который был уверен в любви большинства родителей к своим детям, но не считал семью и родителей лучшим вариантом воспитания достойных людей. Поэтому он советовал нанимать воспитателей.

Третий «столп» новой цивилизации — лимиты. Прежде всего это лимиты рождаемости. Далее — лимиты научно обоснованного потребления — и в еде, и в одежде, и в образе жизни. Как следствие — лимиты накопления личного богатства и собственности. Никаких миллионеров в Новой Цивилизации не будет.

Общество установит лимиты и на добычу ресурсов из недр планеты. Страны, на территориях которых оказались независимо от их воли и заслуг полезные ископаемые, будут добывать их в размерах и по правилам, установленным человечеством.

Точно так же будут устанавливаться лимиты выбросов, отходов.

Четвертый «столп» — преодоление ограниченностей национализма.

Разнообразие национальных культур — один из резервов развития цивилизации. Новая цивилизация должна согласовать глобальную тенденцию к интеграции и интернационализации с сохранением позитивных ресурсов национального.

Главным для нации станут не «своя» страна и «свои» бюрократы, а организация своей нации в целом на планете. Если в любой точке мира человек будет иметь возможность изучать свой язык, культуру, историю, исповедовать свою религию — то национализм утратит многие негативные черты и сохранит позитивные.

Пятый «столп» — преодоление финансового капитала.

Деньги сыграли исключительную роль в развитии человечества. Они были первым символом единства человечества. Таким же позитивным было появление финансового капитала, банков, кредита.

Но на постиндустриальной стадии развития промышленной цивилизации на первое место вышли не положительные, а негативные стороны и финансового капитала, и денег как его основы. И преодоление финансового капитала, а в перспективе и денег — важная черта новой цивилизации. Банки, в значительной части ставшие центрами фиктивного капитала, будут упразднены. А основным видом денег станет нечто подобное сегодняшним биткоинам.

Шестой фундамент новой цивилизации: преодоление уравнительности.

В истории человечества позитивную роль играли как неравенство, так и равенство.

Выделение свободных и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих двигало цивилизацию вперед.

Но не меньше двигало цивилизацию и равенство, провозглашенное еще Иисусом Христом, ставшее знаменем буржуазных революций.

Но это равенство не преодолевало различий классовых, имущественных, возрастных, гендерных, расовых, интеллектуальных и вырождалось в формальное, декларативное.

Превращение Человека в Человека Разумного делает Интеллект главной его характеристикой. А Интеллект неразрывно связан с отличиями, то есть с Неравенством. И такое интеллектуальное неравенство более справедливо, чем формальное равенство.

Седьмой фундамент. На основе интеллектуального неравенства возникнут новые структуры общества.

Среди различных структур нового общества особенно важно выделение его элиты.

Элита будущего — это не избранный Богом какой-нибудь народ. Не выделенная Природой какая-то раса — белая или арийская. Не класс-гегемон с его исторической миссией. Не партия-рулевой — передовой отряд. Основа элиты будущего — это ее интеллектуальные качества. Элита — это «мозг» нации, лучшая часть интеллигенции общества.

Восьмой фундамент. Вместе с новой структурой общества изменятся его демократические институты. Современная популистская демократия с равноправным голосованием всех сограждан сосредоточится на вопросах, касающихся текущей жизни каждого гражданина. А все проблемы — долгосрочные, глобальные, перспективные — будут решаться тоже демократически, но в кругу тех, кто компетентен в этих вопросах.

Промышленная Цивилизация исключительно логична: свободный экономический человек-потребитель, равенство, рынок и конкуренция, демократия.

Но и Новая цивилизация — Альтернативная — тоже логична. Человек Разумный. Интеллектуальное неравенство. Новые социальные группы. Элита — как главное звено цивилизации Будущего. Новая демократия.

В свете Великой Альтернативы XXI века у России есть два пути.

Первый. Продолжать усилия по превращению страны в одну из великих держав постиндустриального общества. Второй. Стремясь стать одной из ведущих стран постиндустриального мира, сразу же начать прилагать усилия по формированию Альтернативной Цивилизации в России.

Ситуация в чем-то напоминает конец XIX — начало XX века. Тогда тоже была дилемма. Или России продолжать развитие в сторону лучших образцов капитализма. Или — в свете перспективы тупика капитализма — сразу начать с развития по социалистическому пути.

Как известно, выбор в 1917 году второго варианта предопределил и великие достижения России в ХХ веке и не менее великие ее трагедии.

Тем не менее я считаю, что и сейчас вполне реален для России вариант концентрации не только поиска лучших позиций в Настоящем, но и рывка в Будущее.

Важным доводом в пользу реальности этого варианта является то, что Россия уже внесла весомый вклад в перспективу Будущей Цивилизации.

Во-первых, по линии идеологии. Если марксизм был для России чем-то импортируемым, то и экзистенциализм, и анархизм неразрывно связаны с такими гигантами мысли из России, как Бердяев, Бакунин, Кропоткин.

Во-вторых, несмотря на неудачу исторической обреченной попытки утвердить в ХХ веке вариант государственного социализма, в ходе этого эксперимента в России были найдены и опробованы близкие Цивилизации Будущего механизмы и системы: экономика установленных целей, общенациональное планирование, деньги только как средство обслуживания экономики, сочетание интернационализма и национализма и другие нормы социальной жизни.

В-третьих, нынешние попытки России развивать постиндустриализм идут в условиях, когда уже очевидны его противоречия, его неразрешимые антиномии. Внедрять то, что будет только временным, не столь уж разумно.

Но не только с позиции Прошлого и Настоящего, но и с позиции будущего Россия исключительно заинтересована именно в Новой Цивилизации.

В своем докладе — «Великодержавность России в XXI веке» — на недавнем съезде Вольного Экономического общества, посвященном его 250-летию, я старался показать, что главным и решающим для будущей России является ее развитие в качестве одного из ведущих мировых центров науки.

Следовательно, внутренние интересы России требуют развития ее в направлении главной тенденции будущей цивилизации — интеллектуализации общества.

Подписаться

Авторы:

Арсенал Россия Китай Великобритания Италия Испания Выборы Кризис Отставка Спорт Дети Общество Власть

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Туристка рассказала о пробке перед Крымским мостом: досматривают даже детей

    38971

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Британские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц

    14860

    Крым

    crimea. mk.ru фото: МК в Крыму

  • Что стало причиной самого страшного в Карелии железнодорожного ДТП

    Фото 11975

    Карелия

    Александр Трубин

  • 7 июля – день Ивана Купалы, что можно, а что строго запрещено делать в большой праздник

    Фото 9995

    Псков
  • В Новосибирской области жители заявили о зверском убийстве председателя СНТ «Автомобилист»

    7174

    Новосибирск

    Дарья Мелехова

  • В Новосибирске девушка отказалась от ребёнка после измены мужа

    5005

    Новосибирск

    Дарья Мелехова

В регионах:Ещё материалы

Переосмысление гуманитарных наук для 21-го века

По мере того, как гуманитарии все больше отчаянно нуждаются в студентах, финансировании и общественном признании, эти ученые прикрепляют ярлык «гуманитарных наук» к постоянно расширяющемуся списку популярных предметов, а не только к таким старым опорам, как как юридические гуманитарные науки, медицинские гуманитарные науки или общественные гуманитарные науки, но и множество менее знакомых областей обучения, включая экологические гуманитарные науки или урбанистические гуманитарные науки и, конечно же, цифровые гуманитарные науки и глобальные гуманитарные науки, каждая из которых поддерживается сетью научных журналов, книжных серий и конференций.

Боясь того, что традиционные гуманитарные дисциплины все чаще рассматриваются как реликвии, утратившие свою значимость, как европоцентричные пережитки устаревшего и сомнительного прошлого, не лишенные очевидной привлекательности на рынке труда, неудивительно, что многие гуманитарии ищут новую валюту.

Опасения за будущее гуманитарных наук вполне оправданы, о чем свидетельствует заметное сокращение числа специальностей по традиционным гуманитарным дисциплинам даже в самых избранных колледжах. Самые резкие падения по специальностям произошли на профильных гуманитарных факультетах: истории искусств, английском языке, истории и философии.

Между тем, несколько областей развития гуманитарных наук — общение; лингвистика; и азиатско-американские, чернокожие, гендерные и сексуальность, латиноамериканские исследования — все больше примыкают к социальным наукам и их методологиям.

Даже генерируемые курсы, последний оплот зачисления на традиционные гуманитарные дисциплины, сталкиваются с серьезной угрозой из-за распространения вариантов и требований раннего колледжа/двойного диплома, AP и IB, которые могут быть легко перенесены из местных колледжей.

Что еще хуже, пандемия угрожает большей части гуманитарной инфраструктуры страны, особенно ее архивам и музеям. Еще до того, как разразилась пандемия, академические библиотеки столкнулись с серьезными сокращениями бюджета.

Реакция на кризис гуманитарных наук принимает самые разные формы. Один из ответов состоит в том, чтобы подчеркнуть навыки, которые, как говорят, развивает гуманитарное образование: критическое мышление, сотрудничество, общение, решение проблем, лидерство, адаптивность, разнообразие, межкультурная компетентность, многоязычие и эмпатия.

Другая цель – разработать курсы, которые связывают традиционные гуманитарные науки с эстетикой, этикой, исторической перспективой и смыслом в востребованных областях занятости: не только в области права или медицины, но и в архитектуре, бизнесе, технике, моде, здравоохранении, международных отношениях, устойчивом развитии. и технологии.

Еще один способ – привлечь внимание учащихся, например, к популярной культуре, и предложить множество практических курсов, например, испанский для медицинских работников или техническое и профессиональное письмо.

Затем предпринимается попытка освободиться от традиционных дисциплинарных определений и расширить сферу их охвата, при этом факультет языка и литературы все больше занимается изучением кино, телевидения, театра, а также незападной и постколониальной литературы.

Какими новыми способами гуманитарные науки могут реагировать на текущий кризис? Позвольте мне предложить четыре пути:

Как жить

Задолго до того, как гуманитарные науки определили себя в терминах специализированных дисциплинарных методов анализа, гуманитарные науки предлагали проводники к благополучной жизни. Причина изучения гуманитарных наук была проста и понятна: вести достойную жизнь. Гуманитарные науки научили людей выносить эстетические суждения, ценить искусство, определять философию жизни, горевать или справляться с жизненными трагедиями и разочарованиями, выносить этические суждения и понимать ход истории.

Я чувствую, что многие студенты испытывают сильную жажду именно такого образования, которое лишь частично удовлетворяется курсами психологии, но которое можно удовлетворить с помощью программы, основанной на текстах по гуманитарным наукам и инструментах для решения жизненных задач. .

Прикладные и практические гуманитарные науки нового поколения

Идея о том, что гуманитарные науки обеспечивают практические рабочие места и жизненные навыки, не нова, и многие факультеты предлагают курсы по прикладным гуманитарным наукам в таких областях, как управление архивами, музейное дело, историческое искусство. сохранение, историческое редактирование и история государственной политики.

Какой может быть следующая итерация прикладных гуманитарных наук? То, что мы могли бы назвать трансляционными гуманитарными науками, представляет собой применение традиционных гуманитарных навыков — в исследованиях, интерпретации, медиаграмотности и обучении — дополненных навыками дизайна в областях, выходящих за рамки академического образования.

Трансляционные гуманитарные науки могут изучать новые медиа и критически заниматься проблемами, поднятыми искусственным интеллектом, аналитикой данных и социальными сетями, а выпускники программ помогают информировать о дизайне пользовательского интерфейса и пользовательского опыта и взаимодействии машины и пользователя, а также участвовать в экспериментах с анимацией, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, серьезные игры, персонализированные пути обучения и интерактивное обучение.

Инновационные примеры уже можно найти в Колледже инноваций и дизайна Университета штата Бойсе с его программами по играм, интерактивным и мобильным медиа и системам «человек-среда», а также в Техасском университете в Далласской школе искусств, технологий и новых технологий. Коммуникация с его программами в области анимации и игр, новым медиаискусством и критическими исследованиями в области медиа.

Критические гуманитарные науки

Самая последняя обличительная речь против гуманитарных наук, Циничные теории: как активистская стипендия сделала все о расе, поле и идентичности — и почему это вредит всем , исследование постмодернистской мысли с 1960-х годов, утверждает, что то, что началось как критика великой теории, превратилось в нападение на интеллектуальную основы западной культуры: концепция разума и объективной истины, которые теперь рассматривались как выражение силы, направленной против угнетенных групп идентичности.

На самом деле, идеи, связанные с постмодернистской мыслью — временная природа истины, культурное конструирование знания, способы, которыми нарративы, дискурс и язык формируют понимание, идеология как посредник между идеями и контекстом и интерсекциональность как способ чтобы описать, как пол, раса, сексуальность и другие формы социальной иерархии и дискриминации усиливают друг друга в определении статуса и власти — предлагают свежую и захватывающую точку зрения, с которой можно деконструировать концепции, сущности, теории и отношения, которые слишком часто понимаются слишком просто .

Вместо того, чтобы сводить гуманитарные науки к довольно несущественному дополнению к поведенческим, физическим, психологическим и социальным наукам, обеспечивая исторический контекст, философские толкования или художественные и литературные аналоги, критические гуманитарные науки используют постмодернистское мышление для исследования, анализа и критики предположений. на которых покоятся эти дисциплины.

Истинно глобальные гуманитарные науки

Несмотря на то, что отдельные гуманитарные дисциплины вырвались за пределы устоявшихся канонов и национальных традиций, есть призывы к чему-то более религия, этномузыкология, глобальное искусство и всемирная история, и это подчеркивает межкультурные контакты, влияния и обмены, синкретизм и культурное присвоение, колониальные и приграничные встречи, миграции и диаспоры, колониальные и постколониальные культуры, а также местные, региональные и межполушарные связи.

Благодаря тщательному межкультурному сравнению эстетических традиций, философских теорий и богословских основ и практик, а также межкультурных взаимодействий, действительно глобальные гуманитарные науки могут говорить с сегодняшним необычайно разнообразным студенческим сообществом так, как более традиционные гуманитарные науки не могут.

«Кризис гуманитарных наук» не нов (выдающийся историк Дж. Г. Пламб употребил эту фразу еще в 1964 г.), и наше поколение не первое, кто пытается найти решение. Эпоха после Второй мировой войны стала свидетелем появления одного подхода: программ региональных исследований (включая американские исследования), подпитываемых фондом и государственной поддержкой. Программы краеведения продолжают занимать важное место в академии, но в слишком многих случаях они подчиняют гуманитарное содержание социальной направленности.

В конце 1960-х и 1970-х годах студенческая активность привела к появлению первых программ изучения чернокожих и диаспор, за которыми вскоре последовали не только другие программы этнических и женских исследований, но также программы еврейских или ирландских исследований, а также такие области, как детские исследования. . Эти области процветали, даже несмотря на то, что привлекательность старых дисциплин застопорилась или снизилась.

Как мы можем обеспечить будущее гуманитарных наук в момент, когда бюджет ограничен, а интересы студентов сместились в сторону профессионального, технического и предпрофессионального образования? Любой убедительный ответ на этот вопрос должен начинаться с признания того, что гуманитарные науки не заключены в янтарную оболочку: области, связанные с гуманитарными науками, а также ценность и цель гуманитарного образования, далеки от статичности, со временем изменились.

Сегодня гуманитарные науки предлагают не только культурную грамотность или возможности с лучшим, что когда-либо было написано или создано, но и инструменты для ведения более богатой, более осмысленной жизни и методы анализа, которые позволяют нам критически оценивать медицинские, научные и технологические разработки. которые меняют современное общество.

Нам также необходимо понимать, что, поскольку гуманитарные науки затрагивают универсальные человеческие интересы, гуманитарные дисциплины должны охватывать включение и обращаться к разнообразным формам культурного и художественного выражения, а также к философским и богословским размышлениям, предпочтительно с интегрированной или сравнительной точки зрения.

Затем мы также должны вновь подтвердить исключительную важность великого вклада гуманитарных наук: методологии, которая делает упор на анализ, интерпретацию, оценку и контекстуализацию, а также фокусируется на сознании людей — их восприятии, эмоциях, надеждах, мечтах, страхах — — и способы выражения.

Только тогда можно будет увидеть, что гуманитарные науки предлагают больше, чем полировку высшего образования, но, скорее, становятся центром того, что значит быть образованным человеком.

Стивен Минц — профессор истории Техасского университета в Остине.

Человечество в 21 веке и далее

Человечество в 21 веке и позже (Человечество) исследует, что сформировало нас в прошлом, кто мы сейчас и кем мы могли бы стать. Он исследует нас как индивидуумов, что нами движет, как групп, как мы взаимодействуем в обществе, и как вид, что мы делаем с этой планетой и со всеми формами жизни.

Короче говоря, он исследует фундаментальные вопросы: что значит быть человеком и что это будет означать в будущем, в будущем, которое мы должны формировать и которым будем наслаждаться мы, наши дети и дети детей.

Это выходит за рамки специализированного, формального образования, чтобы развивать мудрость, широкое мышление, интеграцию и, прежде всего, вовлечение в жизнь и жизнь. Поскольку это глубокие понятия, мы считаем важным дать четкое определение каждому из них:

МУДРОСТЬ

Мы живем в удивительное время с технологиями, уровнями жизни и глобальными взаимодействиями, которые невозможно было представить всего несколько столетий назад. И мы кажемся адом или раем, стремящимися постоянно менять наш мир и самих себя во все возрастающем темпе. Но знаем ли мы, каких изменений мы хотим; какие изменения действительно принесут пользу нам и миру, в котором мы живем? Для этого требуется мудрость для 21-го века, мудрость для нас самих, наших сообществ и нашего удивительного вида, чтобы принять изменения и уверенно и позитивно двигаться в будущее.

БОЛЬШОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мы живем во времена информационной перегрузки. Нас бомбардируют, казалось бы, бесконечными знаниями и экспертными мнениями, хотя часто они упрощаются и потребляются из твитов. Итак, как мы можем отступить от этой соблазнительной карусели разрозненной, а иногда и сомнительной информации, чтобы глубоко сосредоточиться на том, что действительно важно для нас самих и для человечества? Вот что такое масштабное мышление и почему оно является ключевой особенностью наших курсов.

ИНТЕГРАЦИЯ

Во времена растущей специализации мы узнаем все больше и больше о все меньшем и меньшем и теряем способность складывать все воедино. Человечество придерживается совершенно иного подхода: оно объединяет науки, гуманитарные науки и профессии для решения важных вопросов нашего времени. Он объединяет знания, навыки, цели и ценности

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ

Мы проводим много лет в формальном образовании, чтобы подготовить нас к работе и построить успешную карьеру. Но мы, возможно, очень мало узнали о ценностях, цели и простых радостях жизни. Человечество заполняет этот огромный пробел. Он использует трансформационный подход, чтобы сделать жизнь и жизнь своей центральной образовательной задачей.

ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ЭТОМ КУРСЕ

  • Чудо и смысл быть человеком.
  • Человечество сейчас: успехи, неудачи и тенденции будущего.
  • Прошлое и настоящее; появление нашего удивительного вида.
  • Наше биологическое и культурное наследие; как мы можем теперь формировать мир.
  • Что делает нас людьми и кто мы на самом деле?
  • Человеческие нужды, нужды и желания; что способствует истинному благополучию.
  • Технология; как это изменило нас и как нам теперь его использовать?
  • Идеологии формируют наше общество; какие идеологии нам нужны для будущего?
  • Глобализация и глобальная сеть; будем ли мы когда-нибудь такими же?
  • Человеческие перспективы в нашей жизни.
  • Экзистенциальные угрозы от уничтожения до сверхчеловечества; перспективы за пределами нашей жизни.
  • Лучшее будущее человечества и мира; переосмысление того, что это может означать.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

  • Сотрудничество и сотрудничество.
  • Творчество.
  • Критическое мышление и аналитические способности.
  • Отражение; смотреть глубже.
  • Четкое, последовательное и привлекательное выражение.
  • Формулирование вопросов и поиск ответов.
  • Интеграция и трансдисциплинарные навыки.

ЦЕННОСТИ И УСТАНОВЛЕНИЕ

  • Альтруизм.
  • Сочувствие, сострадание и любовь.
  • Участие и удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *