Человек это субъект – Скажите люди, человек это объект или субъект? А Вы сами?

Человек как субъект, индивидуальность, личность

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Дисциплина: Психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Человек как субъект, индивидуальность, личность»

студентки 2 курса

заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

Смотровой Оксаны Владимировны

Проверил преподаватель

Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» …………………………………………..……………….. 4

2. Социализация личности.……………………………………………….….… 8

3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

Ф.М. Достоевский

«Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.»

Н.Бердяев

Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, об­ладающий совестью и достоинством. В юриспруденции лич­ность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его це­лей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.

К теме личности, к вопросам развития индивида, субъекта общественных отношений будет приковано наше внимание.

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, явля­ясь предметом междисциплинарных исследований. В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» .

Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homosapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает

дос­тоинства человека как личности с присущими ему психологически­ми свойствами, качествами..

Что же такое «личность[1] » в психологии? Существует много определений этого понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личностьхаракте­ризует итог развития индивида и является выражением его социаль­ной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии

системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Индивид[2] понимается как конкретный человек, единичный предста­витель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности – индивид “экземплярен”, то есть не просто “один”, а всегда “один из”, то есть термином индивид обозначают биологическую сущность человека.

Понятие «субъекта» деятельности в отечест­венной психологии становилось пред­метом внимания Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского и др. Субъект деятельности — чело­век в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятель­ность, инициативность, смыслополагание и др. Согласно Б. Г. Ананье­ву, субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. А. В. Брушлинский указывал, что субъект — это че­ловек на высшем уровне своей активности, целостности, автономно­сти. Каждый человек должен уважать другого — его самостоятель­ность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избиратель­ности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отно­шении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности — индивидуаль­ность , под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизи­ческой структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, со­циальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.

В отечественной психологии индивидуальность изучалась Б. Г. Анань­евым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Петровским, В. А. Петровским и др. По мнению А. В; Петровского, индивидуальность лежит в основе психологического склада личности, когда сочетаются особенности харак­тера, темперамента, способностей, потребностей и психических состоя­ний и пр. Психологический склад личности остается на протяжении жизни личности относительно постоянным и устойчивым, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентации в опре­деленные периоды жизни.

С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что чело­век индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и непо­вторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознатель­но определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в мак­симальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, без­различия, равнодушия… Индивидуальность, по Рубинштейну, — это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий инди­вид является индивидуальностью.

Б. Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность бывает раз­личной сложности и все же обладает устойчивостью и гармонией всех черт личности. Индивидные свойства преобразуются индивидуально­стью. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельно­сти». И далее: «…Одним из важных индикаторов человеческой инди­видуальности является активность созидающей, творческой деятель­ности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека»[3] . По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют при­родные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

Прикомплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

— личность присуща каждому человеку;

— личность есть то, что отличает человека от животных;

— личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

— личность есть индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств”[4] .

2. Социализация личности

Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В этом вопросе социологи достигли высоких результатов. Разумеется в социологическом ключе. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу, социализация должна быть понята как часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов “наиболее общих, распространенных, устойчивых черт личности”. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а так­же ценностные ориентации, на основе которых формируется пове­дение личности.

mirznanii.com

Человек как субъект и объект социально-психологического взаимодействия

Поскольку психологическая психотерапия рассматривает клиента как субъекта (это часть ее основополагающей жизненной философии), мы должны подробнее раскрыть это понятие в контексте психотерапевтических задач. Но прежде следует сказать о том, что человек одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии. Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубному врачу или нет, то он субъект, но в зубоврачебном кресле он объект лечения, несмотря на то, что испытывает при этом очень сильные субъективные переживания, в контексте которых он, конечно, субъект, однако это не меняет его объектной роли в контексте манипуляции врача.

Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом — всегда плохо, все зависит от контекста. Когда мы добровольно позволяем зубному врачу лечить нам зубы или шоферу везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет. Плохо, когда человек находится в положении объекта против своей воли, если он, например, находится в тюрьме или не может решить своей психологической проблемы и находится в состоянии психологического тупика. В этом случае он не способен действовать свободно, т.е. субъектно, даже если знает, как надо действовать. Задача психотерапевта — освободить человека от этой рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации, что позволит ему найти адекватное решение. Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге. Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылышками, страдает вся ее жизнедеятельность. Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть бабочке утраченную субъектность, дать ей возможность улететь.

Наверное, первым, кто поставил в психотерапии проблему клиента как субъекта и создал клиентоцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс. Главное, что он утверждал, — это наличие у человека собственных внутренних сил здоровья и саморазвития.

Однако этим не исчерпывается понимание человека как субъекта. Можно выделить следующие шесть отличий человека в позиции субъекта и в позиции объекта, что существенно проясняет суть психотерапевтического воздействия.

1. Субъект проявляет свободную активность, это выражается в трех основных видах действий:
1) инициативе, т.е. в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и т.д.;
2) принятии решений, в частности выборе наиболее приемлемых из ряда альтернатив;
3) самореализации, т.е. самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений.

Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминированно, он хорошо предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависимости от чего-либо, вместо проявления инициативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например инструкций и указаний начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и т.д. Главное, он даже не пытается помочь себе сам, что-то изменить в своей жизни. Вместо принятия решения он проявляет амбивалентность, желание перенести ответственность за принятие решения на кого-то другого, сам не знает, чего хочет, принимает решение и тут же передумывает и т. д. Вместо самореализации он демонстрирует исполнительское поведение, легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.

Понятие об автономности личности (а в конечном итоге о его свободе воли) является ключевым для психотерапии, оно входит в контекст той самой философии жизни, о которой говорилось ранее. Клиент же, отрицающий свою автономию, снимает с себя и ответственность за свои собственные состояния и поведение, в результате он избегает решения собственных проблем и предстает перед психологом в роли «жертвы» коварной болезни.

2. Субъект обладает богатым, разносторонним внутренним миром и принимает решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает сам себя.

В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается «вне игры», он постепенно деградирует. Человек действует без понимания мотивов своего поведения и не отдает себе отчета в собственных чувствах.

Происходит разъединение сознания и реального поведения, между ними возникает конфликт: человек действует вопреки своим внутренним целям, идет против собственной совести и т.д. Или он живет наподобие некоторого биоробота, следуя раз и навсегда утвержденным правилам и программам, даже не задумываясь об их адекватности или соответствии реальности.

3. Субъект способен меняться, он может сформировать в самом себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к новому качеству, новому опыту.

В состоянии объекта человек, наоборот, не способен измениться по отношению к некоторой проблемной ситуации, его поведение стереотипно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившимся формам поведения или устоявшимся представлениям. Например, человек уверяет всех, что ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он может четко объяснить каждому желающему ему помочь, почему любой предлагаемый способ отвыкания от курения ему не годится. При этом в других отношениях он сохраняет свою субъектность и способен меняться, но остается как бы парализованным, неподвижным или ходящим по заколдованному кругу. Иногда чем больше человек старается освободиться, тем больше запутывается. Так происходит, например, при навязчивых страхах (фобиях): когда человек старается преодолеть страх, страх усиливается.

4. Субъект способен к самостоятельному развитию, самосовершенствованию, т. е. сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем он решал вчера, а завтра он будет решать еще более сложные проблемы, которые сегодня ему еще не по силам. Это относится и к интеллектуальным, и к творческим способностям, и к личностному росту человека. Последнее особенно важно для психотерапии, потому что личность на пути своего развития постоянно сталкивается со все более сложными проблемами и, решая их, самосовершенствуется.

Человек, «завязший» в некоторой личностной проблеме, теряет в какой-то степени свою способность к личностному росту и тем самым уподобляется объекту, который не развивается. В этом случае он реализует репродуктивные, а не творческие, продуктивные, схемы поведения. В принципе он способен к изменениям, но все эти изменения лежат в одной плоскости развития, находятся на одном и том же уровне и не позволяют решить проблему («я пробовал и то, и это… ничего не помогает»). Для решения новой проблемы необходимо выйти на новый уровень личностного роста.

5. Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую личностную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования (см. концепцию В.Франкла о смысле жизни). Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие и т.д.

В положении объекта человек теряет эту перспективу. Попав в зависимость от какой-то, может быть частной, проблемы, он ощущает свою «замурованность», бесперспективность жизни и свое бессилие, у него, как говорится, опускаются руки. Чувство бессмысленности жизни может возникать не только при отсутствии перспектив, но и при жестко заданной, спланированной за человека перспективе, когда все равно ничего изменить нельзя. Чувства апатии, безнадежности и тоски очень часто встречаются в практике, они естественные спутники проблемного тупика, в котором находится клиент.

6. Жизнь субъекта многомерна, она протекает одновременно как бы во многих планах, и невозможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существования: это может быть и семья, и работа, и хобби, и спорт, и духовные интересы, и просто отдых и т.д. Каждый из названных параметров также сам по себе многомерен, содержит много значимых для субъекта аспектов, образующих сложный контекст его жизни, некие целостные гештальты (см. гештальттерапия), которые не сводятся к сумме составляющих их частей.

Сильное изменение или выпадение одного из параметров может привести к разрушению всего гештальта, всего образа жизни. Это и происходит, если человек оказывается в состоянии объекта, когда для него один какой-то аспект жизни начинает затмевать все остальные ее стороны, как, например, выпивка для алкоголика или наркотик для наркомана. В состоянии объекта человек становится монопараметричным, монофункциональным, вся остальная жизнь вращается вокруг одного больного места. Гештальт здоровой жизни рушится, и может образоваться новый, уже патологический гештальт, в котором порой одна патология является компенсацией другой: пьянство может служить компенсацией скандалов в семье, скандалы в семье могут компенсировать чувство неполноценности и т.д. Основа этого — «заклинивание» на каком-то моменте жизни, какой-то проблеме, когда человек не видит уже ничего другого.

Перечисленные выше качества субъекта представляют собой полную систему, выпадение одного из качеств ведет к серьезным нарушениям, даже к нарушению субъектности, а наличие всех шести качеств достаточно для ее полноценного существования.

Как уже говорилось, основная задача психотерапии — освободить клиента от принудительного состояния объектности, пробудить в нем качества субъекта, способность решать свои проблемы самостоятельно.

Парадокс состоит в том, что очень часто клиент приходит к психотерапевту в надежде переложить на него груз ответственности за решение своих проблем и сохранить свое состояние объектности в другой форме. Помощь психотерапевта заключается в том, чтобы сделать человека сильнее, свободнее, чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика, иначе через какое-то время он снова в него попадет. Но, для того чтобы эффективно помогать в высвобождении из подобного тупика, следует ясно представлять, каким образом человек туда попадает. Поэтому рассмотрим модель психологического тупика, в котором обычно пребывает клиент психотерапевта, в результате чего он и оказывается в роли «страдающего объекта».

psyera.ru

Человек как субъект деятельности. Человеческий фактор в современном обществе

Когда мы говорим о субъекте, мы говорим, что человек является предметом практической деятельности и познания. Человек выступает как субъект, а вокруг него объекты, на которые направлена предметно-практическая деятельность.

Человек: Человек включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Особенность человека – наличие у него субъективного мира (это мир сознания и самосознания).

Человек как субъект — это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Таким образом, любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно- мотивационной; операционально-исполнительной; рефлексивно-оценочной. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Первый способ описания видов деятельности: у человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Другой способ: основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Общение — вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

www.i-po.ru

Субъект деятельности — это… Что такое Субъект деятельности?


Субъект деятельности
(человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Стрессогенное событие
  • Субъектно-объектные отношения

Смотреть что такое «Субъект деятельности» в других словарях:

  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СУБЪЕКТ — – активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой.    В классическом психоанализе под субъектом понимался действующий индивид, видящий сновидения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Субъект — (от лат. subjectum – подлежащее) – человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б. Ф. Ломову). Ряд психологов называют по существу это же… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже …   Философская энциклопедия

  • Субъект и объект в политике — в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в… …   Политология. Словарь.

  • Субъект и объект — Субъект источник целенаправленной активности в деятельности, источник предметно практической деятельности. В качестве субъекта может выступать индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество и человечество как универсальный субъект… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ —     СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ представление о субъекте субстанции как субстрате свойств и состояний. В античной философии имело преимущественно онтологическое содержание, а схоластическая полемика номинализма ”реализма в Средние века придала ему… …   Философская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Субъект инфраструктуры инновационной деятельности — организация любой организационно правовой формы и формы собственности, оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности… Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781 ПП О… …   Официальная терминология

  • деятельности теории —         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИИ организованная со вокупность знаний и идей, проясняющих строение деятельности, понятой либо в качестве универсального принципа человеческого мира, либо как основание определенной предметной области. Первые философские… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


psihologiya_cheloveka.academic.ru

СУБЪЕКТ — это… Что такое СУБЪЕКТ?

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. С т. зр. марксистской философии С. индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (т.е. переживанием собственного «Я») постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культуры: орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич. категориями, нормами нравственных и эстетич. оценок и т.д. Активная деятельность С. является условием, благодаря к-рому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. При этом формы воспроизведения объекта в знании, отражая характеристики объективной реальности, в то же время производны от форм предметно-преобразоват. деятельности С. (см. Идеальное). Проблема отношения С. к объекту как отношения познающего к познаваемому всегда была одной из центр. проблем философии и поставлена с возникновением самой философии. В рамках того или иного решения этой проблемы понималась и природа С. В антич. философии отношение С. и объекта воспроизводилось в неадекватной форме, напр. как отношение неистинного знания по мнению и соответствующего ему небытия и знания по истине и соответствующего ему бытия. Резкое противопоставление субъективной достоверности, самосознания С. и мира объективной действительности впервые проведено Декартом, к-рый тем самым поставил для последующей мысли вопрос об отношении «внутреннего» мира сознания и «внешнего» мира природной реальности, т.е. сформулировал отношение С. и объекта как специфич. проблему, понимая С. как нечто отличное от объекта. Нем. классич. философия показала невозможность метафизически-дуалистич. противопоставления С. и объекта как двух внутри себя замкнутых субстанций и попыталась понять объект в единстве с творчески-созидат. деятельностью С. (здесь это понимание было достигнуто на идеалистич. основе – на основе признания объекта продуктом творчества С). С этого времени С. понимается не как некая «идеальная вещь», а как деятельность и самодеятельность, причем уже Гегель показал единство практически-преобразоват. и познават. деятельности С., а еще раньше Кант, поставив проблему трансцендентального С., заложил предпосылки для понимания С. как родового, т.е. для понимания его специфически социальной природы. Марксизм подчеркнул первичность материи, объективной реальности по отношению как к С., так и к объекту и связал решение теоретико-познават. проблемы С. и объекта с пониманием взаимоотношения С. и объекта в практике. Знание по самой своей природе направлено на объект и имеет задачей отразить характеристики последнего независимо от того ракурса, под к-рым объект выступает для познающего С. Однако выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если в знание об объекте в качестве необходимого компонента включается также понимание «места» С. в производстве знания. Так, уже правильное восприятие форм и размеров предмета независимо от того, под каким углом зрения предмет «дан» С. (т.н. феномен константности восприятия), предполагает постоянный самоотчет С. – совершаемый на этой стадии бессознательно – в своем положении относительно воспринимаемого предмета. Произ-во идеального знания, высшей формой к-рого является наука, необходимо обусловлено осознанием в той или иной мере роли языка как формы функционирования знания, вообще роли той или иной системы кодирования знания, в отличие от содержания знания, роли осуществляемых С. операций, используемых им приборов и т.д. Поскольку носителем языка, логич. категорий, предметно-преобразоват. и познават. операций является С., постольку можно говорить о том, что сознат. воспроизведение объекта в знании предполагает самосознание С. При произ-ве знания С. как бы раздваивается, сопоставляя самого себя, свои познават. операции с содержанием познаваемого объекта. В отличие от животного, человек «…делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 565). Диалектика С. и объекта, однако, такова, что самосознание С. может осуществляться лишь в форме сознания им своего места в мире объектов (природных и социальных). Т.о., не только объект не дан С. непосредственно, а воссоздается активностью С. в знании все более и более точно, не дан себе непосредственно и сам С. (в отличие от представлений на этот счет Декарта и Гуссерля). Вместе с тем С. не стоит и «по ту сторону» своей деятельности как нек-рая загадочная «вещь в себе», проявления к-рой в мире феноменов не имеют ничего общего с ее сущностью (представления Канта и Шопенгауэра). С. вне своей деятельности по объективации, по опредмечиванию, по преобразованию и идеальному воссозданию объективного мира, деятельности, предполагающей усвоение наличных форм культуры и их дальнейшее развитие, пуст, бессодержателен и попросту не существует как историч. С. «Ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом» (там же, с. 632). Переживание человеком себя как «Я» предполагает усвоение форм ч е л о в е ч е с к о г о общения (выступающих по отношению к данному индивиду как некая объективная сила) и возможность в определ. степени отнестись к себе с позиций «другого человека» как обобщенного представителя общества. Познавая созданные человечеством формы обществ. жизнедеятельности, С. тем самым познает самого себя, причем процесс самопознания бесконечен, т.к. постижение С. форм своей жизнедеятельности сопровождается постоянным творчеством новых форм. Дело, т.о., не в том, что С. как готовый, определенный в себе объект бесконечно сложен в своих внутр. связях и опосредствованиях, а прежде всего в том, что С. не есть такой законченный объект – напротив, он выступает как нечто, не равное самому себе, как постоянный «выход» за свои пределы. При этом любой акт познания созданных человечеством предметных форм оказывается связанным с переосмыслением С. самого себя, с постановкой им себе новых задач и творчеством новых форм деятельности. Этот факт и нашел отражение в марксистской концепции практики как всемирно-историч. процесса предметно-преобразоват. деятельности С., в понимании человека не как пассивного продукта внешне данных ему объективных обстоятельств, а как творца собств. истории. Отсюда важнейший для марксизма тезис о социально-историч. природе С. и о том, что подлинным С. истории является не индивид, а нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом. Марксистское истолкование С. противостоит как субъективизму, так и натуралистич. объективизму. Следует отметить, что в философии совр. позитивизма обе эти крайности нередко сливаются. Так, операционализм Бриджмена, усматривающий смысл всех значимых в науке понятий в осуществляемых С. физич. операциях, приходит к откровенно признаваемому солипсизму и вместе с тем к бихевиористски-объективистскому истолкованию этих операций как выражения биологич. природы носителя познания («различающие реакции» у С. Стивенса). В этом выражается непонимание того, что характеристики объекта даны не сами по себе, а посредством деятельности С.: с учетом этого обстоятельства и «различающая реакция» не есть непосредств. данность, а определенная логич. конструкция С., конструкция, к-рая может быть и ложной. Вместе с тем такая т. зр. не учитывает того, что С. не дан непосредственно сам себе, что все его операции должны быть поняты в контексте историч. развития обществ. практики. Марксистская трактовка С. противостоит и сартровскому экзистенциализму, исходящему из противопоставления субъективного бытия и объективного мира и полагающего, что внутр. определенность С., тождественная его свободе от какого бы то ни было предметного содержания, может быть постигнута непосредственно при достижении С. позиции аутентичного существования. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К.. Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 86, 189, 193, 194; Декарт Р., Рассуждение о методе, Избр. произв., пер. с франц. и латинск., М., 1950; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, M., 1964; его же, Критика практич. разума, там же, т. 4, ч. 1, М., 1965; Лекторский В. Α., Проблема субъекта и объекта в классической и совр. бурж. философии, М., 1965; его же, Принципы воспроизведения объекта в знаний, «ВФ», 1967, No 4; Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966, с. 148–158; Копнин П. В., Введение в марксистскую гносеологию, К., 1966; Husserl E., Ideen zu einer reinen Phänomenologie…, Buch 1, Halle/Saale, 1913; Bloch E., Subject – Object, [2 Aufl.], В., 1952; Merleau-Ponty M., Les aventures de la dialectique, P., 1955; Sartre J.-P., Critique de la raison dialectique, t. 1, P., 1960; Košik K., Dialektika konkrétniho, [3 vyd.], Praha, 1966.

В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Характеристики человека как субъекта. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Характеристики человека как субъекта

В своем мире человек проявляет себя в качестве субъекта.

Употребление слова «субъект» в обыденной речи часто имеет пренебрежительный оттенок, например: «этот субъект мне незнаком». Но в психологии понятие «субъект» обладает очень глубоким содержанием, и ни о каком пренебрежении даже речи не идет.

Как вы знаете, в предложении выделяются подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Подлежащее – это русский перевод латинского слова subjectum.

«Subiectum» по существу своего понятия есть то, что в каком-то исключительном смысле заранее всегда уже предлежит, лежит в основе чего-то и таким образом служит ему основанием.

Мартин Хайдеггер

Но что значит – быть под-лежащим? Можно спросить иначе: лежащим под чем? Или (зная, что субъект – это человек): лежащим в основе чего оказывается человек?

Традиционный ответ таков: человек является определяющей основой (лежит в основе) только собственного субъективного, внутреннего, психологического мира, а внешний мир существует объективно, независимо от него. Но так ли это?

Мы говорили выше о понимании мира как о системе имеющихся у данного человека возможностей. Мы убедились, что возможность – это характеристика ни субъективная, ни объективная. Именно она определяет субъектный мир человека. Значит, человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного экологического мира – того реального, внешнего мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него, и только от него, зависит, в каком экологическом мире он будет жить!

Это касается и каждого из нас. Если мы хотим стать подлинными субъектами своей жизнедеятельности, если мы хотим стать создателями нашего уникального мира, если мы хотим стать творцами собственной жизни, то нам надо развивать свою субъектность.

Теперь можно и определить понятие субъектности.

Это системное качество человека, то есть такое качество, благодаря наличию которого он, собственно, и является тем, что он есть, – нет субъектности, нет и подлинного человека! Субъектностьэто важнейшее человеческое свойство, выражающееся в способности человека «полагать себя в основу» своего мира и самого себя.

Чтобы стать подлинным субъектом, человеку необходимо развить в себе следующие способности.

1. Самоупорядочение. Это способность человека приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира. Простой пример: представим себе ученика одиннадцатого класса, который планирует по окончании школы поступать в вуз. При этом он большой любитель компьютерных игр и готов целыми днями проводить за дисплеем. Однако желание поступить в институт диктует необходимость вместо этого посещать специальные подготовительные занятия. И он вынужден переструктурировать свои особенности (желания, предпочтения, пристрастия) в соответствии с имеющимися в данный момент условиями. Конечно же, можно этого и не делать, гордо заявляя, что, дескать, я желаю оставаться самим собой. Но тогда и не приходится строить грандиозные планы относительно дальнейшего обучения.

2. Самопричинение. Это способность стать причиной изменений в своем субъектном мире, в том числе стать «причиной себя». Иными словами, суметь отказаться от роли щепки в водовороте жизни и управлять своей жизнедеятельностью. Продолжая предыдущий пример: выпускник может положиться на пресловутое «авось», а может целенаправленно реализовывать свою мечту. Определившись в выборе профессии, он внимательно изучит имеющиеся справочники, нужные интернетовские странички, составит список вузов, обучающих по этой специальности, проанализирует всю доступную информацию по этим вузам, выберет наиболее подходящий для него, свяжется с приемной комиссией, запишется на подготовительные курсы, тщательно подготовится к вступительным экзаменам. И в конце концов заслуженно сядет на студенческую скамью. Он не будет сваливать свою неудачу на неблагоприятные обстоятельства, а удача станет результатом его собственных усилий.

3. Саморазвитие. Это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Есть такое выражение: «человек, который сделал себя сам». Был от природы тщедушным – в итоге систематического посещения спортзала обрел физическую силу. Не хватало познаний – часы, проведенные в библиотеке, превратили его в эрудита. Не умел строить конструктивный диалог с людьми – в результате участия в коммуникативных тренингах стал мастером общения. Развитие вообще-то всегда является саморазвитием: пока ученик не захотел, не приложил усилия, ни один самый замечательный педагог его ничему не научит (правда, хороший педагог умеет сделать так, чтобы тот захотел и начал прикладывать усилия.).

В какой степени развиты ваши качества как субъекта? Вспомните случаи из своей жизни, когда вы особенно ярко проявляли свою субъектность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

субъект (человек) — это… Что такое субъект (человек)?


субъект (человек)

субъект (человек)

סוּבּייֶקט ז’; בַּרנָש ז’

Русско-ивритский словарь. Академик. 2013.

  • субтитры
  • субъективизм

Смотреть что такое «субъект (человек)» в других словарях:

  • Субъект (значения) — Субъект (от лат. subjectum подлежащее): Субъект в грамматике подлежащее, семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния. Субъект в логике предмет суждения, который определяется и раскрывается в своём содержании …   Википедия

  • Субъект персональных данных — (субъект) человек, к которому относятся соответствующие персональные данные… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ …   Официальная терминология

  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ — (subject and object) (философия) понятия близнецы, субъект (человек, разум, теоретик и т.д.) и объект (внешний мир), которые находились в центре многих философских (а также социологических) подходов, особенно в эпистемологии. Важнейшие проблемы… …   Большой толковый социологический словарь

  • СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ — характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно… …   Современный философский словарь

  • СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже …   Философская энциклопедия

  • ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ —     ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ (l homme capable) понятие, служащее антропологическим введением для философии и политики, для анализа структуры индивидуальной, или личностной, идентичности.     Прояснение структуры идентичности достигается в серии ответов… …   Философская энциклопедия

  • ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… …   Философская энциклопедия

  • Субъект. — Субъект. Слово С. имеет одно значение в логике, другое впсихологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, окотором что либо говорится или мыслится другими словами, некоторыйобъект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное …   Большая психологическая энциклопедия

  • человек — Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный. Мн. ч.: люди, люд, народ, публика. Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов). Охотники народ неразборчивый. Ни одной души. Человек, подай стакан вина! …   Словарь синонимов

Книги

  • Человек: общество, управление, информация. Опыт системного подхода, Афанасьев В.Г.. Настоящая монография представляет собой никогда ранее не публиковавшуюся работу выдающегося советского философа, академика АН СССР (РАН) В. Г. Афанасьева, написанную им в 1994 г. незадолго до… Подробнее  Купить за 555 грн (только Украина)
  • Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода, В. Г. Афанасьев. Настоящая монография представляет собой никогда ранее не публиковавшуюся работу выдающегося советского философа, академика АН СССР (РАН) В. Г. Афанасьева, написанную им в 1994 г. незадолго до… Подробнее  Купить за 460 руб
  • Человек: общество, управление, информация. Опыт системного подхода, Афанасьев В.Г.. Настоящая монография представляет собой никогда ранее не публиковавшуюся работу выдающегося советского философа, академика АН СССР (РАН) В. Г. Афанасьева, написанную им в 1994 г. незадолго до… Подробнее  Купить за 429 руб
Другие книги по запросу «субъект (человек)» >>

russian_hebrew.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *