План-конспект урока Самопознания «Человек и его характер»
Ход урока:
Позитивный настрой
Концентрация на дыхании.
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.
Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно).
Д/З: Найти типологию личностей (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник)
Цитата урока:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
В переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». С одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки. Мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый сорваться на грубость.
Но всё – таки решительным или грубым мы называем того человека, для которого такое поведение – норма. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Видеоролик: «Делайте бескорыстные дела, и добро обязательно вернется»
Обсуждение: как вы считаете, насколько характер влияет на наши, поступки плохие или хорошие?
Упражнение «Кто я?»
Разделите лист бумаги на три столбца. В первом столбце ответьте на вопрос «Кто я?» — быстро напишите 10 качеств, характеризующих вас, в том порядке, в каком они приходят в голову. Во втором столбце напишите, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители. Теперь поменяйтесь листочками, заполните третий столбец друг у друга.
Обсуждение результатов.
Обращаем внимание на следующие аспекты:
Повторяется ли какое – либо качество, слово во всех столбцах?
О чём это может говорить?
Какие качества характера присущи вам?
Что и почему хотелось бы изменить в своём характере?
Чтение. Иммануил Кант
«Человек – творец себя» (по книге «О педагогике»)
Ответьте на вопросы:
1.Как автор определяет характер?
2.Как вы понимаете слова: «Человек живёт в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя»?
Творческая деятельность.
Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших?
Составьте список плохих и хороших привычек. Помните, что в положительной привычке присутствует мотив «надо» — мотив долга, мотив необходимости, в отрицательной – мотив «хочу» — мотив лёгкости, мотив приятности. Сформулируйте главное условие развития полезных привычек и искоренения вредных.
Упражнение «Зато».
Продолжи фразы:
Я небольшого роста, зато…
Я застенчива, зато…
Я криклива, зато…
Я зануда, зато…
Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
Я капризна, зато…
Обсуждение.
Что было сложнее сказать о себе плохое или хорошее?
Упражнение «Ладошки».
Обведите свою ладошку на листе бумаги, в центре напишите своё имя, а в каждом пальчике- по одному хорошему качеству, которое в вас есть. Посмотрите внимательно. Да, вы Единственный, Уникальный и Неповторимый.
Рефлексия.
Познавая себя, я дотянусь до звёзд (руки вверх, посмотрели на потолок)
И никогда не упаду так низко (наклонились, руки вниз)
И весь мир откроется для меня (выпрямились, руки в стороны)
И возьмёт меня в свои объятия (обнялись с рядом стоящими справа и слева)
Пение
из фильма» Подарок с характером»)
— Я полечу прямо с земли и до небес Знаю, там точно кто-то есть Кто-то такой же, как и я… …
Завтра новый день, солнце, разбуди меня
Я поднимусь до небес, чтоб никто не смог достать
Но если я буду в беде, знаю — ты будешь ждать меня
Я облечу весь мир и вернусь назад
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Ты просто верь в меня
Да, моя душа, я прошу тебя, лети
Пусть люди слышат меня, и во всех концах Земли
Но если я буду в беде, знаю — ты будешь ждать меня
Я облечу весь мир и вернусь назад
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Ты просто верь в меня
Ты просто верь в меня
Ты просто верь в меня
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Я полечу прямо с земли и до небес
Знаю, там точно кто-то есть
Кто-то такой же, как и я
Ты просто верь в меня
kopilkaurokov.ru
Урок самопознания в 10 классе на тему: Человек и его характер
Дата_______
Класс 10
Кол-во уч-ся 15
Тема Человек и его характер.
Ценность_Праведное поведение
Качества уважение, бескорыстие
Цель урока: раскрытие представления учащихся о характере человека через практику общечеловеческой ценности праведное поведениеЗадачи урока:
формировать интерес учащихся к познанию самого себя;
развивать у учащихся доброе, бескорыстное отношение к людям;
3.воспитывать чувство уважения и дружелюбного отношения друг к другу.
Ресурсы: (материалы, источники)
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
• Поделитесь своими ощущениями.
• Что вы чувствовали?
Проверка домашнего задания.
Чтение текста «Человек-творец себя» Иммануил Кант. стр. 22-24 в учебнике.
Нравственное воспитание состоит прежде всего в формировании характера…
Сказанное не относится к намерениям, противоречащим нравственности. Когда характер проявляет дурной человек, это уже называется закоренелым упрямством, и его твердость в осуществлении замыслов достойна лучшего применения…
Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…
Юноше следует указать также:
— на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;
— на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;
— на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;
— на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…
— на необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.
Вопросы:
Как автор определяет характер?
Почему формирование характера является основой воспитания нравственности?
В каких случаях, человек может не доверять самому себе?
В чем проявляется ваше самовоспитание?
Приведите примеры из жизни, когда человек проявляя свой характер, совершал поступки, являющиеся примером для других?
Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Жизнь человека — вот его характер. Гёте И.
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Рассказывание истории (беседа).
Притча о характере
Ученик Дзен пришел к Банкэю и пожаловался:
— Учитель, у меня такой необузданный характер. Как мне исправить его?
— Это у тебя что-то уж очень странное, — ответил Банкэй, — ну-ка дай мне на него взглянуть.
— Я не могу показать его сразу сейчас, — ответил ученик.
— А когда ты сможешь? — спросил Банкэй.
— Он проявляется неожиданно, — ответил ученик.
— Тогда, — заключил Банкэй, — он не может быть твоей истинной природой, иначе ты бы смог показать мне его в любой момент. Ты родился без него, и родители тебе его также не передавали. Подумай хорошенько.
О чем жаловался ученик Дзен Учителю?
Что дал понять учитель говоря ученику «дайка мне взглянуть?»Что из этого понял ученик?
2. Благодаря каким качествам человек может воспитывать в себе совершенный характер?
4. Каким образом характер может влиять на ваше поведение?
5.Приведите примеры из своей жизни, когда вы поступали правильно, согласно совести.
Творческая деятельность, групповая работа.Класс делится на 3 группы по качествам (доброта, дружба, уважение)
1 группа. Составляет синквейн со словом характер
2 группа. Так как первое впечатление о характере складывается по манере его общения, то вам необходимо составить рекомендации о том, как лучше организовать свое общение.
3 группа. Выберите из предложенных качеств характера те, которые необходимы человеку
Групповое пение.
«Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда бредут стада.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют, как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Домашнее задание.
Прочитать «Сказка о волшебнике» стр 31
Заключительная минута урока.
Звучит спокойная музыка. Закройте глаза, вспомните, о чем мы говорили на уроке, будьте дружелюбны в отношении друг друга.
infourok.ru
Урок самопознания «Человек и его характер» 10 класс
План урока самопознания
Урок №
Школа: Самарская ОШ
Дата_______
Учитель : Куспанова Ж.С
Тема урока: «Человек и его характер»
Ценность: Праведное поведение
Качества: ответственность, справедливость, бескорыстное служение обществу.
Класс: 10
Кол-во учащихся:_______
Цель:расширение представлений о человеке и его характере через практику общечеловеческой ценности праведное поведение.
Ресурсы:
Учебник самопознания 10 класс, методическое пособие для учителя
Аудиозапись песни ватман, маркеры.
Задачи:
-углубить значение понятия «бескорыстное служение обществу»;
-развивать стремления быть ответственным;
-воспитывать справедливость.
Ход урока:
Позитивный настрой
Мысленная прогулка в лесу.
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Анализ состояния:
— Что вы почувствовали?
Запись мелодии «Звуки леса»
Проверка домашнего задания.
Чтение текста на
И.Кант «Человек – творец себя»
Вопросы:
-почему автор считает формирование характера основой воспитания нравственности?;
-какими качествами можно охарактеризовать современное поколение?
-Аргументируйте свой ответ, подтвердите примерами из жизни.
Цитата урока:
«Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу»
Народная пословица
Вопрос:
Как вы понимаете смысл цитаты?
Подарок от учителя
Просмотр видеоролика:
«Одна смерть спасла сотни жизней»
Обсуждение:
*какое впечатление произвел на вас видеосюжет?
*перечислите основные три черты характера Рейчел.
*Аргументируйте свой ответ примерами из ролика
*встречали ли вы человека, схожего с Рейчел?
* Поделитесь случаем из жизни.
Творческая деятельность, групповая работа
Составьте список плохих и хороших качеств.
Помните в положительных качествах присутствует мотив «надо»-мотив долга, мотив необходимости.
В отрицательных качествах мотив «хочу»-мотив легкости, мотив приятности.
Сформулируйте главные условия развития полезных качеств и искоренение вредных качеств.
Групповое исполнение песни «Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда бредут стада.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют, как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Текст песни «Ты — человек»
Фонограмма песни «Ты — человек»
Домашнее задание
Напишите эссе на тему: «Что является главным в человеке?».
Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы: что является главным в человеке?
Чем красив человек? Что составляет характер человека? Каким человеком вы бы хотели стать?
Заключительная минута тишины.
Учитель:
Вспомните, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке.
Вспомните все добрые слова, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.
infourok.ru
Поурочное планирование по предмету самопознание в 10 классе на тему: «Человек и его характер»
Школа НИШ ФМН Астана Дата 24-28.09. 2019г. Урок № 4
Педагог Омарбаева Д.Ж. Класс 10 Кол-во уч-ся 24
Тема: Человек и его характер
Ценность: Праведное поведение.
Качества сила воли, умение вырабатывать хорошие привычки, ответственность
Цель: Развивать качества, необходимые для достижения поставленных целей.Задачи:
Расширить представление об общечеловеческих ценностях;
Развивать качества, привычки, характерные для праведного поведения;
Воспитывать в себе ответственность за единство мысли, слова и дела
Ресурсы:(материалы, источники)
Аудиозапись «Волшебной композиции», песни «Все будет хорошо». Сборник «Притчи со смыслом»
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
Проверка домашнего задания.
Примечания
Позитивное высказывание .
(Проговаривают хором, отдельно по группам, как рассаживаются в начале урока, или по рядам.)
«Нет недостижимых целей, есть люди со слабым характером» (современная).
В чем смысл данного высказывания?
Какие черты характера необходимы для достижения целей?
3.Рассказывание притчи (беседа).
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!
Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды.
«Что изменилось?» – спросил Учитель. «Ничего…» – ответил Ученик.
Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» – опять спросил Учитель. «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке», – ответил Ученик. «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», – ответил Учитель. «Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода – это наша жизнь. Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
1. Человек-морковь. Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и… они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и… предсказатели.
2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны, что ли. Именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненные обстоятельства – всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни – никто, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
4. «А как же кофе?» – воскликнул Ученик. «О – это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» – ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
«Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь всех людей вокруг».
Вопросы:
1.По содержанию: как вы поняли содержание притчи?
2. Отражающие ценности: С чем в притче ассоциируются люди с сильным характером.
3. На применение (связанные с жизненным опытом, с жизнью): А к какому типу людей Вы отнесёте себя?
Творческая деятельность, индивидуальная работа.
Психо-геометрический тест
4.Групповое пение. Песня «Все будет хорошо…»
5.Домашнее задание.
Посмотрите на себя со стороны глазами нескольких человек. Что, на ваш взгляд, может сказать о вас ваш близкий друг, учитель, родители, недруг, Попробуйте определить. Где проявляется ваш истинный характер.
6.Заключительная минута урока.
Я попрошу всех сесть поудобней. Закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите это состояние в сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен, спасибо!
infourok.ru
Урок 10 класс «Человек и его характер»
Школа УСШ №1
Дата 20.09.14.
Номер урока №3
Тема: Человек и его характер
Ценность: Истина
Качество: Ищите истину в самих себе; отличайте вечное от временного, реальное от нереального; самоанализ; ищите знания; уважение ко всем религиям, вера в себя, ответственность и т.д.
Педагог: Мозер Е.В.
Класс: 10
Цель: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствии своего характера.
Задачи: — раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя
— развивать осознанное отношения к собственным личностным качествам
— воспитывать потребность в самосовершенствовании
Муз.оформление. Ватманы. Маркеры.
Цитата урока набранная на А4.
Ход урока
Организационный момент. Позитивный настрой.
Концентрация на дыхание. Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.
Вдо-о-ох…, вы – ы-ыдох…(9-10 раз, медленно)
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли выполнить упражнения??
Как вы себя при этом чувствовали?
Тема нашего урока: Человек и его характер
Цитата урока:Тот счастлив, кто живет в условиях,
соответствующих его темпераменту,
но вот более совершенен тот,
кто умеет приспосабливать свой
темперамент к любым условиям.
Согласны ли вы со словами английского философа
Почему он считает счастливыми тех, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям? (Ответы учащихся)
Д.Юм
Задание:стр 9 упр 1 в тетрадях
Упражнение «Зеркало»
Большое спасибо, мы с вами проведем очень интересную работу.
Давайте вспомним, что представляет собой отражение в зеркале? Это наше отражение, отражение не только нашего внешнего облика, но и нашего настроения, эмоций.
Упражнение, которое мы проведем, так и называется «Зеркало».
Работаем в парах, один из вас переживает и изображает различные эмоции, а второй представляет себя зеркалом, передающим эти эмоции. Представьте, пожалуйста, что вы:
1.Рассерженная учительница.
2.Актер перед первым выходом на сцену.
3.Актер после удачного дебюта.
4.Кокетливая девушка.
(Ответы учащихся)
Творческая деятельность: «Цветок эмоций»
Вспомните, какие эмоции Вы сегодня переживали на нашем уроке. А теперь возьмите бумажные цветные лепесточки и запишите на них эти эмоции. Затем каждый из Вас называет свои пережитые эмоции и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, мы с Вами создадим «Цветок эмоций» всего класса.
Творческое задание «Скульптура и глина»
— А сейчас давайте представим, что мы находимся в творческой мастерской скульпторов и художников, потому что мы проведем упражнение, которое называется «Скульптура и глина».
Работаем в парах. Каждый из вас должен договориться, кто будет «скульптором», а кто – «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какую-нибудь эмоцию. После того, как название скульптуры загадано, «скульптор» разминает «глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой глины вылепить задуманную скульптуру.
Затем «скульптор» ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только – назвать себя, т.е. указать, какая эмоция выражается данной позой и мимикой. Если ответ совпадает с замыслом, то «скульптура» отправляется на «Выставку шедевров».
Зрители выставки, а это мы все, также должны угадать название. Если они угадывают, то автор шедевра получает звание «Лучший выразитель эмоций». Каждый учащийся должен получить возможность испытать себя как в роли «Скульптора», так и в роли «Глины».
Заключительная минута тишины: Ребята сядьте поудобней, подумайте о том хорошем и полезном, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Постарайтесь зарядиться оптимизмом на целый день. Мысленно поделитесь частичкой своего хорошего настроения со своими близкими, друзьями и одноклассниками. Мне хотелось бы закончить урок словами великого Спинозы, который говорил: «Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам, дарите ей хорошее настроение».
Спасибо за работу! До свидания.
infourok.ru
Цель: раскрыть влияние характера человека. Задачи: — привить интерес к познанию самого себя; -учить толерантности в отношениях между людьми; -воспитать в ученике уважение к себе и окружающим. | Ресурсы: (материалы, источники) компьютер; притча о характере; аудиозапись мелодии для минутки тишины Текст песни «Ты — человек», учебник «Самопознание» для 10 класса, рабочая тетрадь | Ход урока:
Концентрация на горы Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее — раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким., свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас потихоньку открываем глаза.
Определение «характер» в словарных источниках. | Учитель приветствует учащихся. Для выполнения позитивного настроя учитель просит учащихся сесть, так как им удобно, закрыть глаза и представить все то, о чем он будет говорить. При этом звучит спокойная музыка. Учащиеся самостоятельно выполнили домашнее задание в тетради. |
Ученик дзен пришел к Банкэю и пожаловался: — Учитель, у меня такой необузданный характер. Как мне исправить его? — Это у тебя что-то уж очень странное, — ответил Банкэй, — ну-ка дай мне на него взглянуть. — Я не могу показать его сразу сейчас, — ответил ученик. — А когда ты сможешь? — спросил Банкэй. — Он проявляется неожиданно, — ответил ученик. — Тогда, — заключил Банкэй, — он не может быть твоей истинной природой, иначе ты бы смог показать мне его в любой момент. Ты родился без него, и родители тебе его также не передавали. Подумай хорошенько. Вопросы: 1.По содержанию: как вы поняли содержание притчи? 2. Отражающие ценности: В чем проявляется характер? Какие нравственные ценности проявляются в характере? 3.На применение: приведите примеры из собственного жизненного опыта. | Учитель читает притчу сам или включает видеоклип. |
Перед вами перечень качеств характера человека. Выбрать те качества, которые, на ваш взгляд, необходимы каждому человеку. Раскройте их смысл. Приложение № 1 Какие бы черты характеры вы бы хотели в себе воспитать? | Каждой группе раздаются листы с перечнем качеств характера. |
Куда подует ветер, туда и облака, По руслу протекает послушная река. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Где рельсы проложили, там ходят поезда, Куда пастух погонит, туда бредут стада. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Теперь не доверяют, как прежде чудесам, На чудо не надейся, судьбой командуй сам. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. | Звучит музыка. Текст песни проецируется на слайде |
kopilkaurokov.ru
Цель урока:расширение представлений учащихся о характере человека,его проявлениях,возможностях человека в совершенствовании своего характера. Задачи: раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя. Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам воспитывать потребность в самосовершенствовании | Ресурсы: (материалы, источники) музыка | Ход урока: 1.Организационный момент. Позитивный настрой Мысленное путешествие в подводное царствоУчитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. 2.Проверка домашнего задания Два письма,адресованные известному писателю стр 14-16 чит Как раскрывается внутренний мир авторов? Что объединяет эти размышления о себе и людях? | Примечание | 4.Рассказывание истории (беседа) Плохой мальчик. А какими качествами должен обладать человек? Подумаем об этом. Хочу в подарок подарить вам притчу. Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когдамальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будеттакой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…» Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь. Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами. Ты можешь получить много душевных ран, но это единственный способ прожить свою жизнь. Не суди людей по их близким. Говори медленно, но думай быстро. Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси: «Почему ты хочешь это узнать?» Помни, что величайшая любовь и величайший успех несут очень большую опасность. Когда ты проигрываешь и теряешь многое, не потеряй урока. Помни о триаде: уважение к себе, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Не позволяй маленькому различию разрушить большую дружбу. Улыбайся, когда говоришь по телефону. Тот, кто тебе звонит, почувствует это по твоему голосу. Читай между строк. Помни: иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача. Вопросы к беседе: Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду? Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя? Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди? Какой совет дал отец сыну? Что должен помнить человек при общении с друзьями? Что ты должен беречь и дорожить? Как ты понимаешь высказывание :«Иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача». | 5.Творческая деятельность,групповая работа Зад 1 Перед вами качества человеческого характера,представленные в алфавитном порядке.Прочитайте их и выберите те качества,которые,на ваш взгляд,необходимы каждому человеку.Раскройте их смысл. Зад 2 Какие качества характера присущи вам? Что хотелось бы изменить в своем характере? Почему? Зад 3 Перед вами утверждения,объясняющие сущность и значение | 6.Групповое пение. «Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника» Куда подует ветер, туда и облака, По руслу протекает послушная река. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Где рельсы проложили, там ходят поезда, Куда пастух погонит, туда бредут стада. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Теперь не доверяют, как прежде чудесам, На чудо не надейся, судьбой командуй сам. Но ты — человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. |
multiurok.ru