Месть и ненависть в терапевтическом процессе //Психологическая газета
В книге «Частные визиты» рассматриваются наиболее сложные ситуации, которые не так уж часто встречаются в психотерапевтической и в консультативной практике. Автор описывает современные методические подходы к психопатологии и терапевтические техники работы с пациентами, предъявляющими внутриличностные и межличностные проблемы или страдающими теми или иными психическими расстройствами
Часть 1. Месть и ненависть в терапевтическом процессе
Введение
Около года назад мною было получено неподписанное электронное письмо (что достаточно типично для обращений с личными проблемами), автор которого спрашивал — может ли психотерапия помочь в преодолении желания отомстить обидчику? При этом отмечалось, что речь идет о близком человеке, который принес свои извинения, и они даже были приняты. Но желание отомстить — все равно осталось.
Автору письма было предложено встретиться.
Эти случаи уже были неоднократно опубликованы в профессиональных изданиях, но думаю, что ознакомление с ними будет полезным и для широкой аудитории, потому что никому еще не удавалось прожить без психических травм. Более того, как свидетельствует терапевтический опыт, — жизнь исходно травматична.
Преданный друг
Пациент за несколько лет («перестроечного периода») вместе с другом детства создал солидный бизнес, точнее — ряд очень эффективных коммерческих структур.
И на этом этапе друг «кинул» его, оставив практически ни с чем. Обратился по поводу депрессии от понесенных моральных и материальных утрат.
На протяжении нескольких лет пациент вербализует на планы все более и более изощренной мести — от поджога автомобиля бывшего друга до идей украсть его ребенка или физически устранить бывшего компаньона. На вопрос: «А что это даст?» — реагирует адекватно: «Ничего не даст.
Только злобу вымещу и пойду в тюрьму». Постепенно тема мести в материале пациента истощается, и появляются планы превзойти обидчика экономически и наказать его таким образом.
Через пять лет эта задача оказывается близкой к выполнению, и в этот же период бывший друг решает как бы «вернуть долг» и предлагает передать пациенту в собственность одну из (ранее общих) коммерческих структур. Чтобы прояснить мотив, добавлю: предлагает передать эту структуру моему пациенту и в равной доле своей бывшей жене, которую этот друг недавно оставил, и которая ничего не смыслит в бизнесе.
Через девять лет терапии (последние три года мы встречались не чаще одного раза в неделю) пациент признал, что она была его единственной «отдушиной» и спасла его от параноидального стремления к мести и реализации катастрофических решений.
После окончания терапии прошло уже более тринадцати лет. Иногда, раз в 3–4 года, он мне звонит— просто поговорить.
Главное — он счастлив, и у него подрастают собственные дети. Безусловно, меня это также радует; мне только искренне жаль, что этот удивительно добросердечный и талантливый человек покинул Россию и теперь живет за границей.
Как-то в конце нашей совместной работы он назвал ее «долгими похоронами дружбы», обозначив себя «близким родственником покойного», а меня «санитаром хосписа». Должен признать, это не худший вариант обозначения той роли, которую мне приходилось играть при моих пациентах.
* * *
Человек, испытывающий эмоциональный дискомфорт (по той или иной причине), далеко не всегда замечает ухудшение памяти (до 40 %), снижение своего интеллектуального потенциала (до 50 %) и замедление скорости двигательных реакций (до 30–40 %). Поэтому, пребывая в подавленном или озабоченном состоянии, такие люди (с точки зрения психиатрии — совершенно здоровые) гораздо чаще попадают в различные неприятные ситуации, становятся причиной аварий на транспорте и на производстве (в том числе— высокотехнологичном и энергоемком), принимают не вполне адекватные решения и т. д. Естественно, они пытаются преодолеть свой психический дискомфорт, тысячекратно обдумывая, как от него избавиться и какое решение принять. Но в большинстве случаев это не приводит к желаемым результатам, разве что формируется предрасположенность к «мысленной жвачке» и к застреванию на травмирующей ситуации, когда психика начинает травмировать саму себя.
Для преодоления такой ситуации всегда нужен Другой. Попытки самостоятельного осмысления, как уже было отмечено, во многих случаях оказываются малопродуктивными. Качественно иные психические механизмы включаются при проговаривании создавшегося положения и его эмоционального содержания в присутствии Другого. Только в этом случае происходит то, что в психотерапии обозначается термином «вербальное отторжение», то есть— перевод травмирующего личность психического содержания из внутреннего состояния во внешнее событие и его отреагирование (с помощью речи). При этом требуется не любой другой, а значимый Другой. Некоторые пытаются использовать для этого своих близких или просто друзей. Но это редко помогает, так как для реального разрешения той или иной проблемы этот Другой должен быть вообще не вовлечен в анализируемую ситуацию и находиться за пределами повседневной жизни нуждающегося в помощи. Ну, и кроме того, он должен обладать соответствующими знаниями о функционировании психики и навыками работы по преодолению кризисных ситуаций, включая бережное отношение к внутренним переживаниям (которые нередко имеют самостоятельную ценность), чтобы еще в процессе первых встреч стать значимым Другим.
Отвергнутая жена
Муж пациентки, в которого она влюблена с юности, относится к ней достаточно тепло и заботливо, но уже на протяжении нескольких лет отказывает ей в сексуальной близости под самыми различными предлогами (усталость, нездоровье, истощение, возможно — импотенция). Через некоторое время пациентка узнает о том, что у него есть любовница, и даже не одна. В процессе сессий она многократно рассказывает о навязчивой фантазии, как ее муж попадет в аварию, после которой он будет прикован к постели и наконец поймет, что ее любовь — это единственное ценное, что было в его жизни.
Я замечаю, что, в общем-то, — она рисует довольно мрачную картину своего будущего: парализованный муж, горшки-бинты, никакого секса, вообще никакой заботы и внимания со стороны мужа, да и лишение большей части семейного бюджета. И затем добавляю: «Почему бы в ваших фантазиях не развестись с ним или, например, не дать ему погибнуть в той же аварии?». — Пациентка тут же отвечает, что это никак не входит в ее планы: «Я хочу, чтобы он страдал, и долго!». — Мое высказывание о том, что таким образом она наказывает скорее себя, чем его, встречается полным приятием: «Ну и пусть». Чувство мести оказывается таким же ненасыщаемым, как и любовь.
Самым трудным было восстановление ее самооценки и веры в свою сексуальную привлекательность, которая, по моим представлениям, не подлежала сомнению. Объективно она была чрезвычайно эффектной женщиной, но чувствовала и вела себя с неуверенностью неважно сложенной дурнушки.
Позволю себе маленькое отступление. Самооценка — это очень важный психологический феномен, который формируется в раннем детстве и преимущественно — на основе родительских отношений к ребенку. В последующем ни внешние данные, ни интеллектуальная или творческая одаренность, или даже всеми признаваемые социальные и материальные достижения существенного влияния на нее не оказывают. С этой точки зрения низкая самооценка может оказаться социально весьма приемлемым качеством (точнее — удобным для ближайшего окружения). Она может длительно побуждать личность все к новым и новым достижениям, с одной спецификой— они не приносят ей ощущения счастья.
Коррекция самооценки — это всегда достаточно сложная и трудоемкая терапевтическая задача, так как ее формирование относится к раннему детству и чрезвычайно глубоким личностным образованиям, имеющим —, помимо социальной, еще и генетическую обусловленность.
Вернемся к анализируемому случаю отвергнутой жены. Моментов, которые можно было бы оценивать как переломные, в процессе терапии было много. Приведу только один. Однажды она пришла на сессию в приподнятом настроении, что случалось не часто. Мне не понадобилось задавать никаких вопросов, чтобы уточнить причину. Пациентка сразу сообщила, что вчера была на дне рождения у подруги — чистый «девичник». Там прозвучал один тост: «Пусть плачут все, кому мы не достались, пусть сдохнут все, кто нас не захотел!». Она произнесла это с заметным подъемом, и затем повторила еще раз.
Я значительно старше ее, и не раз слышал этот тост, поэтому начал думать еще до завершения всей фразы моей пациентки (которая ее явно «смаковала»). Главным в начале этой сессии было вовсе не приподнятое настроение пациентки, а совсем другое — ее агрессия впервые, вместо типичной для нее мазохистической направленности (на себя), обращалась вовне, на объект ее привязанности: «Пусть сдохнет!». У меня было всего 2–3 секунды, чтобы осмыслить это и принять решение: просто продолжать слушать пациентку, не перебивая, или — (рискуя «идентифицироваться» с ее мужем) перевести обсуждаемую ситуацию из «там и тогда» в «здесь и сейчас».
Мы всегда обращаем внимание, когда вербальный ответ и его невербальный фон не совпадают (в данном случае кивок— в знак полного согласия, и определенная неуверенность в вербальном варианте реакции на мой вопрос).
В этот день практически вся наша встреча прошла в обсуждении ее внешних данных, с проекцией на «тех, кто нас не захотел». Естественно, я ни в коей мере не сексуализировал свои фразы и свое отношение к ней. Тем не менее пациентке была дана адекватная «обратная связь», в частности— ее самооценке и ее униженному (неоднократно звучавшему, преимущественно — в косвенной форме) запросу о её сексуальной привлекательности. При этом — со стороны значимого для нее мужчины, каковым мне уже удалось стать. Но это далеко не сразу сказалось на ее навязчивых фантазиях о «парализованном» муже.
Этот случай предоставляет мне еще одну возможность для дополнительных комментариев. — Когда возникает ненависть к объекту привязанности (любимому человеку), формируется специфическое «расщепление» личности. Эта тяжелая форма нарушения функционирования психики хорошо известна в психиатрии, но в подобных случаях она менее заметна и проявляется в «стертом» варианте. Постараюсь пояснить это в наиболее простой форме. Одна часть личности продолжает любить, а другая — начинает ненавидеть, при этом — не только бесконечно дорогой и одновременно ненавистный объект, но и любящую часть собственной личности. Более того, она испытывает особое чувство удовольствия от постоянных оскорблений и унижений этой части своего Я (самой себя). В данном случае такое «расщепление» легко обнаруживалось по фразам типа: «Я себе все время говорю: «Ты — дура! Дура последняя! Идиотка! Другая бы уже давно развелась!» — но… я же люблю его». — Главный вывод из этого внутреннего «диалога» (между ней и ней же), который должен сделать терапевт, — у пациентки нарушена целостность личности, а это сказывается на функционировании психики точно так же, как нарушение целостности тела, и отчасти сопоставимо с ситуациями, когда человек сам себе наносит физические повреждения.
Когда появляется подобный феномен, в течение какого-то периода времени терапевту приходится работать как бы с двумя разными личностями и мгновенно опознавать — с которой из них он разговаривает в тот или иной момент каждой сессии. Следующей существенной задачей терапии является восстановление целостности личности, а затем постепенный переход от навязчивого повторения программ саморазрушения к программам позитивной ориентации — преодоления проблемы.
У меня есть твердая убежденность, что и проблема, и способ ее разрешения практически всегда принадлежат именно той личности, которая ее предъявляет. Только она не может его найти самостоятельно. В моем личном «арсенале» может быть десяток способов решения, а пациенту подойдет только одиннадцатый — свой. Поэтому я никогда не даю советов своим пациентам, а просто помогаю им искать.
Снова возвращаемся к случаю моей пациентки. Со временем мне все-таки удается уговорить ее попробовать расширить варианты ее фантазий и стратегий преодоления сложившейся ситуации (повторю еще раз: варианты фантазий, то есть — вербальных проектов ее будущего, которое, безусловно, пугало ее). Через какой-то период таких обсуждений она приходит и сразу заявляет: «Ну вот, я завела любовника, как вы и хотели!». Я спрашиваю: «Я когда-нибудь говорил об этом?» — «Нет, — отвечает она, — не говорили. Но я чувствовала, что вы этого хотите».
Честно говоря, я не думал об этом и, зная о типичных ситуациях «полуухода» супругов с последующим возвращением в семью, больше рассчитывал на такой (примирительный) вариант. Но я также понимал ее потребность в проекции вины вовне (в данном случае — на меня) и на этом этапе не стал исследовать проблему. В последующем она ушла к своему любовнику, оставив дочь-подростка с весьма тяжелым характером (как результат супружеских проблем родителей) на попечение мужа. Месть все- таки состоялась.
* * *
Терапия этого случая была почти вдвое короче предыдущего и длилась всего 4 года. Кто-то спросит — почему так долго? На это есть множество объективных причин, хорошо известных специалистам. Здесь уместно привести только одну. Еще Фрейд назвал психотерапию «доращиванием пациента», и если учитывать «психологический возраст» той проблемы, с которой пришла моя пациентка, — ее эмоциональный возраст «застыл» (не буду называть причины) на отметке примерно в 6–7 лет, хотя на самом деле ей было слегка за 30. В этот же период раннего детства ее установки в отношении объектов привязанности приобрели мазохистическую окраску. Таким образом, ее «доращивание» еще на 25 лет, чтобы ликвидировать разрыв между ее биологическим, социальным и эмоциональным возрастом, длилось всего каких-то 4 года.
Каждый раз, когда пациенты спрашивают меня: «А сколько понадобится времени?», — искренне отвечаю: «Не знаю». И это правда. Мне неизвестно, сколько нам понадобится времени — несколько месяцев или несколько лет, но всегда уместно объяснить пациенту, что это будет— не вся жизнь, погруженная в страдания.
В терапии мы всегда идем с той скоростью, которая доступна пациенту, и не пытаемся «просветить» его, отталкиваясь от наших профессиональных знаний или внезапных озарений. Мы всегда помним, что обращение к прошлому — это, фактически, погружение во все еще штормящую пучину глубоко интимных переживаний и страстей, даже если на поверхности все кажется гладким. Мы, терапевты, почти каждый день погружаемся туда, но даже для нас, при всем опыте и профессиональной активации защитных механизмов, это не проходит бесследно. А наши пациенты — обычно плохие «ныряльщики». И вначале надо научить их хотя бы просто плавать.
После совместного решения о завершении терапии мы ни разу не встречались и даже не перезванивались с этой пациенткой, и это хороший признак — значит, у нее не было такой нужды. Только однажды, гуляя по городу, я вдруг обратил внимание, что с противоположной стороны улицы, опираясь на руку спортивно сложенного мужчины и подпрыгивая на месте, как обычно делают счастливые дети, мне машет рукой какая-то женщина. Я не сразу ее узнал. Она похудела и как будто стала выше и моложе. Я помахал ей в ответ, а она в это время что-то говорила своему спутнику. Думаю, она объясняла ему, кто я такой. Скорее всего, она сказала, что я какой-то давний друг ее родителей, знакомый ей с детства. И это правда. Ведь в ее психической реальности я существовал с того периода, когда ей было около шести лет, помогая ей взрослеть и ощутить себя желанной и счастливой.
Решетников Михаил Михайлович, президент Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии-Россия, ректор ВЕИП, доктор психол. наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, участник VIII Санкт-Петербургского саммита психологов (который состоится 1-3 июня) в числе основных докладчиков ключевой дискуссии «Российская идентичность и кризис цивилизации. Сможем ли мы сохранить свою дущу?» и дискуссии «Профессия «психолог-консультант»: границы ответственности, критерии успешности… Чем обогащает и чего лишает эта работа?» |
Лучше ли быть атеистом? — Сергей Львович Худиев
Сергей Львович Худиев
Скачать
epub fb2 pdf
Аудио
Содержание
Плохой религиозный человекЧто значит “лучше”?Проблема ненависти
Плохой религиозный человек
“Лучше быть атеистом, чем ходить в церковь и ненавидеть других”, – тезис, который в разных версиях ходит по интернету, его приписывают разным авторам – то Андерсену, то Папе Римскому, то кому-то еще.
Почему этот тезис так популярен и что с ним не так? В каком-то контексте он может оказаться и верным. Христос упрекает фарисеев, что они обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим чем они сами (Матф. 23:15). Как говорил К.С.Льюис, из всех плохих людей самый плохой – это плохой религиозный человек.
Некоторые грехи – такие как употребление имени Божьего всуе, в видах обмана и манипуляции – доступны только тем, кто, хотя бы формально, признает это Имя; предать можно только Того, с Кем есть отношения, и Иуде, входившему в близкий круг учеников, “лучше было бы… не родиться” (Мк.14:21). Судьба Иуды была бы не столь ужасной, окажись он просто не знавшим Христа безбожником.
Впавший в грехи и злоупотребления епископ или священник причиняет больше вреда Церкви (и своей бессмертной душе), чем атеист, который никогда не обращался к Богу. Как говорит святой Апостол Петр, “Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди” (2Пет.2:20,21).
Для того чтобы обрести вечное спасение, необходимо присоединиться к Церкви и участвовать в Ее литургической жизни. Это необходимо. Сам Христос говорит о Крещении, через которое мы входим в Церковь: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк.16:16), и о Евхаристии, через которую мы в Ней пребываем: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Иоан.6:53), как о необходимых условиях спасения.
Он же говорит о Церкви: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Матф.16:18)
Но это необходимое условие не является достаточным – некоторые люди, видимым образом принадлежавшие к Церкви, судом Божиим будут разоблачены, как лицемеры: “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Матф.7:22,23).
Верующие люди, таким образом, должны помнить о том, что страшно пасть можно и в Церкви. Как говорит Апостол, “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8).
Что значит “лучше”?
Но обычно этот тезис – “лучше быть атеистом” – употребляется в совсем другом контексте и имеет совсем другой смысл. Это не призыв трезвиться, бодрствовать и ужасаться возможности тяжкого греха, а ровно наоборот – спокойно оставаться в безбожии и держаться подальше от Церкви. Он нужен, чтобы подавить смутное чувство беспокойства, что со мной, пока я пребываю в неверии, что-то не так. Он позволяет отмахнуться от этого беспокойства, сказав себе: «Да церковники, что ли, лучше? Да я и так лучше них!»
Это не продуманный аргумент, а то смутное переживание, которое должно удержать человека от веры, – как говорит бес в “Письмах баламута”, “старайся, чтобы все его представления были потуманнее”.
Но давайте, все же, попробуем внести ясность: что мы имеем в виду, когда говорим “лучше”? Лучше для чего? Произнося слово “лучше” мы неизбежно исходим из какого-то представления о благе и о наших перспективах. Если я хочу сохранить здоровье, мне лучше вести здоровый образ жизни. Но если я в любом случае умру завтра, мне нет смысла об этом беспокоиться.
Как в каком-то фильме судья мрачно замечает приговоренному, который просит закурить: “Курение сокращает жизнь”. “Иногда продлевает”, – совершенно справедливо возражает смертник. В любом случае, нет смысла беспокоиться о возможности рака легких, если вас через пятнадцать минут повесят.
Если атеист прав в своих представлениях о мире, то после этой земной жизни нас всех ожидает полное небытие, причем совершенно независимо от того, как мы ее проживем. Кости негодяя ничем не отличаются от костей праведника; никакого Страшного Суда, который взвесит и оценит все людские подвиги и преступления, не будет. Вселенная, в которой мы живем, в таком случае полностью бессмысленна и внеморальна – не специально зла, а просто полностью лишена какого-либо различения добра и зла. Реальность полностью сводится к материи, которая без цели и без смысла круговращается согласно неизменным законам природы. Как очень хорошо сказал известный атеист Ричард Докинз, “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.
Любое “лучше” или “хуже” для человека имеет смысл только на краткое время его земного бытия и только с его субъективной точки зрения, потому что нет ни вечной жизни, ни вечного Законодателя и Судии, который мог бы устанавливать для человека, в чем состоит его подлинное благо.
Мы полагаем само собой разумеющимся, что ненавидеть наших ближних неправильно, но это само собой разумеется только в христианской или, по меньшей мере, религиозной картине мира, где у человека есть подлинное благо и предназначение, и ненависть к ближним этому благу противоречит, губит его бессмертную душу и ведет к осуждению на Страшном Суде.
Но если мир таков, каким видят его атеисты, – то есть полностью и радикально бессмыслен – то нам нечего возразить человеку, который заявит, что ненавидеть ближнего очень даже хорошо и правильно. С его субъективной точки зрения это правильно; более того, у него могут быть единомышленники, целые могущественные партии, которые прославляют классовую или расовую ненависть. А никакой объективной точки зрения, с которой мы могли бы осудить этот выбор, в такой картине вселенной просто нет. “Слепому, безжалостному безразличию”, о котором говорит Докинз, просто нет дела до того, любите вы или ненавидите своих ближних. Как, впрочем, ему нет и не может быть дела ни до вас, ни до ваших ближних вообще.
Поэтому, когда мы говорим о том, что какое-то поведение объективно “лучше” или “хуже”, мы уже неизбежно отклоняем атеистическое представление о реальности. Во вселенной есть добро, и зло, и цель и замысел, – и ненавидеть ближних есть зло, которое противно замыслу о человеке и предназначенной ему цели. Но в этом случае атеист пребывает в фундаментальном и трагическом заблуждении относительно самого важного вопроса в мире. Если в мире есть смысл, а у человеческой жизни есть предназначение, то пройти мимо этого предназначения – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком.
Бывают упущенные возможности: например, молодой человек так и не сделал предложение девушке, а она вышла замуж за другого. Или человек понимает, что страшную болезнь, которая оставляет его калекой, можно было бы остановить, спохватись он немного раньше. Но возможна и упущенная жизнь, упущенная в целом. Когда человек понимает, что дверь в подлинную жизнь все время была открыта, и его настойчиво звали, но теперь она закрылась навсегда. Когда становится ясно, что у человека было подлинное призвание, которое он проигнорировал, возможность, которую он упустил, а теперь остаются только бесплодные сожаления.
Если человек верил (как Докинз), что во вселенной нет смысла и надежды, а оказалось, что то и другое было, он просто предпочел пройти мимо; если он отрицал жизнь вечную и блаженную, а она оказалась реальностью, которую он отверг, – то это величайшее несчастье, которое человек только может себе причинить.
Лучше ли это несчастье, чем несчастье того, кто присягнул Богу и изменил, – как тот, кто ходит в Церковь и ненавидит своих ближних? Возможно, но лучше не навлекать на себя ни то, ни другое. В конце концов, каким бы путем человек не ушел во тьму внешнюю, ушел он именно туда.
Проблема ненависти
Но в наше время тезис, который мы рассматриваем, имеет еще одну сторону. Беда в том, что слово “ненависть” имеет разные оттенки – и даже разные смыслы – в разных мировоззренческих контекстах. В обычном языке ненависть к людям – это желание причинить им зло, вред. Уничтожить их доброе имя, благосостояние, изгнать или даже убить.
Другое явление – ненависть ко злу и пороку. Мы можем ненавидеть наши собственные дурные привычки, хотя себя мы не перестаем любить. Родные наркомана могут ненавидеть наркоманию – именно потому, что его они любят. Мы можем ненавидеть болезнь и стремиться с ней покончить – именно из любви к больному. Врачи борются с раком и стремятся истребить опухоль – именно из любви к человеку. Инструкторы по технике безопасности (зануднейшие из людей) яростно борются за соблюдение правил – именно для того, чтобы спасти людей от смерти и увечий.
В наше время мы видим смешение (иногда умышленное, иногда – нет) между отвержением человека и отвержением греха, заблуждения и порока. Так несчастный пьяница может горько упрекать вас в бессердечии, когда, вместо того чтобы дать ему денег на выпивку, вы пытаетесь увещевать его изменить образ жизни. Вот живой человек, испытывающий отчаянную нужду, – душа горит и просит, – а ему, вместо помощи, которую легко оказать, лицемерные церковники читают морали!
Когда мы говорим что-то, что может огорчить наших собеседников, – существует грех и заблуждение, и они пагубны, мы все призваны покаяться и исправить наши пути, – нас часто упрекают в ненависти. Конечно, (увы!) христиане могут впадать в высокомерие, гнев или даже очевидную неприязнь, – не случайно в Евангелии Господь так много обличает фарисеев. Но часто дело вовсе не в этом – проявлением ненависти объявляют именно христианское свидетельство как таковое.
“Ненавистью” считается любое несогласие или неодобрение, которое может огорчить вашего оппонента, и он с горькой обидой говорит, что “вам же ваш Христос заповедал любить!”
Что же, воплощенная Любовь – Господь наш Иисус Христос – тоже говорил вещи, которые могли глубоко огорчить (или разгневать) Его слушателей. Даже на нашем, чисто человеческом уровне, мы можем понимать, что любящие родители могут огорчать своих детей, запрещая им что-то вредное и опасное (чего сами дети еще не понимают), а любящие, ответственные врачи сурово предупреждать своих пациентов, что они обязаны переменить свой образ жизни.
Любовь требует от нас говорить истину, даже если она кого-то огорчит. Вы можете подвергнуться обвинениям в ненависти именно потому, что любите людей и заботитесь об их подлинном благе. Например, говорите о том, что лучше не быть атеистом, а уверовать во Христа и присоединиться к Его Церкви.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
мизантроп тот, кто вообще не любит людей
мизантропия ненависть к человечеству
22″>ловушка ловушка для поимки нарушителей
мизандрия ненависть к мужчинам
человеконенавистник тот, кто вообще не любит людей
солнечная ловушка терраса или сад, предназначенные для использования солнечных лучей и защиты от холодных ветров
человеконенавистник, ненавидящий человечество вообще
мизантроп человеконенавистник, который особенно не любит мужчин
брыжейка двойной слой брюшины, который прикрепляется к задней стенке брюшной полости и поддерживает тонкую кишку
23″>неверно истолковать неправильно
зоантропия иллюзия того, что вы приняли форму животного
мантра священное изречение или поэтический гимн в ведизме
путешествие по морю акт путешествия по воде
Безлистные мясистые сапрофитные растения Monotropa
изоэнтропический с неизменной энтропией; при постоянной энтропии
Мосандер Шведский химик, открывший редкоземельные элементы
17″>Мезантоин, токсичный противосудорожный препарат (торговое название Мезантоин), применяемый при лечении эпилепсии, когда менее токсичные противосудорожные препараты оказались неэффективными
человеконенавистник, ненавидящий человечество в целом
брыжейка брыжейки, относящаяся к ней или расположенная в ней
энтропия числовая мера неопределенности результата
Мизантроп Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Родственный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[mis-uhn-throhp, miz- ]
/ ˈmɪs ənˌθroʊp, ˈmɪz- /
Сохранить это слово!
См. синонимы слова «мизантроп» на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
сущ.
человек, который ненавидит, не любит или не доверяет большинству других; антисоциальный, циничный или недружелюбный человек: это кучка подлых мизантропов, самодовольно равнодушных к несчастьям других.
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Иногда человеконенавистник [mis-an-thruh-pist, miz-]. / mɪsˈæn θrə pɪst, mɪz-/.
Происхождение мизантропа
Впервые записано в 1680–1690 гг.; от французского мизантроп (существительное и прилагательное), от греческого mīsánthrōpos «ненавидящий человечество»; см. мисо-, антропо-
Слова рядом с мизантропом
мизальянс, неправильное выделение, мизали, мизантроп, мизантропия, мизантроп, мизантроп, мизантропия, неправильное применение, неправильное применение, неправильное понимание
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к мизантропу
циник, сомневающийся, эгоист, эгоист, ненавистник, одиночка, человеконенавистник, отшельник, скептик, изолировать
Как использовать мизантроп в предложении
Актер, известный тем, что кричит для комедийного эффекта в таких фильмах, как «Билли Мэдисон» и «Счастливчик Гилмор», использует свои впечатляющие трубки, чтобы нарисовать портрет мизантропа, который находит счастье в неожиданной любовной связи.
15 лучших романтических комедий начала 2000-х|Шеннон Карлин|14 февраля 2022|Time
Хайсмит, мизантроп, подарила нам в своем творчестве Тома Рипли, самого обаятельного, но кровожадного социопата в мире.
Хайсмит в 100 лет: Литературное наследие омрачено расизмом|Кэти Вулф|10 февраля 2021|Вашингтон Блэйд
Я скучаю по Вишесу Мизантропу, но я часто чувствую, что его дух все еще каким-то образом сохраняется.
Рукавица среди дельфинов|Майкл Томаски|19 сентября 2012 г.|DAILY BEAST
Все 65 эпизодов оригинального мультсериала с участием этого милого мизантропа в боевой обуви теперь доступны на DVD.
Месть Дарьи|Ребекка Дана|15 мая 2010 г.|DAILY BEAST
У вас есть внешнее сходство с Ричардом Моррисом, мизантропом из центра «Продырявленного сердца».
Портрет художника в образе юного придурка|Лиззи Старк|5 мая 2009|DAILY BEAST
Дин Свифт теоретически действительно был мизантропом, однако он, возможно, делал исключение в личной жизни.
Путешествия Гулливера|Джонатан Свифт
В другом месте поэт часто демонстрирует ограниченный недостаток в пытливом свете гения-мизантропа.
Краткая история сквернословия|Джулиан Шарман
В конце концов она становится анемичной, неврастеничкой и мизантропом.
Евгенический брак, Том. 3 (из 4)|В. Грант Хейг
Этот мизантроп — нечто большее, чем благородный джентльмен, не в ладах с миром.