Человек как психологическое существо: 2. Человек как биопсихосоциальное существо

2. Человек как биопсихосоциальное существо

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло­гическим, психическим и социальным. ‘ Биологическое выражается в морфофи-зиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго­вых, электрохимических и некоторых других процессах чело­веческого организма. ‘Под психическим понимается внутренний духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе­номен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим законо­мерностям или только социальным? Любой категорический от­вет был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологи­ческому измерению (точнее, физиологическому), но содержа­ние его, его конкретная наполненность — это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем та­кое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-ин­теллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние по­люсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, ес­ли идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спу­стимся» на уровень существования его организменных (биофи­зических, физиологических) закономерностей, ориентирован­ных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохра­нению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявле­ний человека как личности. Организм и личность— две нераз­делимые стороны человека.

Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к со­циальному бытию, к обществу, к истории человечества, к куль­туре.

«Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов. По­этому первый конкретный факт, который подлежит констатиро­ванию,— телесная организация этих индивидов и обусловлен­ное ею отношение их к остальной природе» ‘. Когда же мы рас­сматриваем социальную природу человека или говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элемен­тарных психических процессов и свойств (например, простей­ших инстинктов) в их сугубо естественнонаучной специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного смысла хи­мических реакций, протекающих в функционирующем живом организме,— это задача специальных наук.

При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, которые мо­гут быть описаны в социальных или социально-психологиче­ских терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация че­ловека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная ор­ганизация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.

Переход от «телесности» как объекта естественных наук к «телесности» как субстрату социально-психологических свойств человека осуществляется только на личностном уровне его изу­чения. Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной — имеет в философии отношение именно к его лич­ности. Биологическая сторона человека детерминируется глав­ным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена про­цессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функцио­нирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познава­тельных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько сме­щаться в ту или другую сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон че­ловека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявля­ется природная, биологическая сущность общественно развито­го человека или, напротив, социально-психологическая сущ­ность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности и в том и в другом исследовании должно основы­ваться на понятии единства социального, биологического и пси­хического. Иначе рассмотрение покинет область собственно че­ловеческой сферы и примкнет либо к естественнонаучным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную науч­ную цель, либо к культурологии, отвлекающейся от непосредст­венно действующего человека.

Каким же образом в человеке объединяются его биологиче­ское и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.

Человек появился на Земле в результате длительной эволю­ции, приведшей к изменению собственно животной морфоло­гии, появлению прямохождения, освобождению верхних конеч­ностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие го­ловного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определен­ном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, тру­довой деятельностью, общением и формирующейся духов­ностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосо­циальное единство. Человек и рождается как биосоциальное единство.

Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генети­чески они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону чело­века, включает в себя и его социальную сущность. Новорожден­ный — не «табула раза», на которой среда «рисует» свои при­чудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к под­ражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему прису­ще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как челове­ческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь канди­дат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно
научиться
стать человеком. Его вводит в мир людей об­щество, именно оно регулирует и наполняет его поведение со­циальным содержанием.

Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но не это сде­лает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознатель­ные психические явления формируются прижизненно в резуль­тате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает че­рез психическое внутрь биологии индивида, которая в таком пре­образованном виде выступает основой (или материальным суб­стратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. »

существо биологическое или социальное?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

БиологияСоциологияЧеловек

Анонимный вопрос

  ·

32,9 K

ОтветитьУточнить

Александра Матвеева

1,6 K

Немножко программист, немножко флорист.  · 6 нояб 2018

Человек — существо очень сложное, среди его сфер активности и потребностей есть как биологические, так и социальные. Все мы едим, спим и стремимся к теплу. Вот вам биология. Но в то же время стремимся к познанию нового, к общению, пытаемся так или иначе ассоциировать себя с другими людьми. Вот вам и социальное. Отсюда вывод: человек — существо биосоциальное.

29,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Анатолий Кравченко

108

Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека…  · 1 янв 2021

И то, и другое. Как на то посмотреть.

Биологическое, потому что находится в природе и подчинятся ее законам. А что социальное находится вне природы?

Разумеется, все они есть проявления ее, но с разных, так сказать, «природных» ракурсов…

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Тышкевич

33

12 мар 2020

Пожалуй, глупо оспаривать высказывание Аристотеля о том, что человек — социальное животное. Раз он так считал, то кто мы такие, чтобы оспаривать его мысль. Разве что немного перефразировать — в первую очередь социальное, а во вторую биологическое?

Комментировать ответ…Комментировать…

Mat Mекалль

983

27 нояб 2019

Наш разум — явление социальное. Человек не является индивидуально разумным. Воспитают животные — вольётся потенциальный человек в стаю. Застрянет на необитаемом острове или в одиночной камере на годы… Да, мы в состоянии лишь какое-то время поддерживать более-менее качественные «отражения» наших субкультур. Тем «софтом» и разумны. Это наши тела подчиняются… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Елена К.

1

4 нояб 2019

Вопрос этот, увы, не нов и весьма напоминает размышления о первичности и вторичности бытия и сознания (вспомним диалектический материализм). Хотелось бы заметить, что человек, выросший в одиночестве, никогда не научится чувствовать. А тот, кто живёт в одиночестве, не сумеет адекватно оценивать самого себя, т.к. склонен переоценивать как добрые, так и дурные свои… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Человек — существо биологическое, психологическое и социальное

Человек — существо биологическое, психологическое и социальное

Реклама

1 из 18

Верхний вырезанный слайд

Реклама

Человек биологический, Психологическое и социальное существо

  1. Люди или люди двуногие приматы, принадлежащие к виду млекопитающих Homo sapiens (лат. «мудрый человек» или «знающий мужчина»). У человека высокоразвитый мозг способен к абстрактному мышлению, языку и самоанализ.
  2.  Кора головного мозга почти симметрична, с левое и правое полушария, которые приблизительное зеркальное отображение друг друга. Анатомы условно делят каждый полушарие на четыре «доли», лобная доля, теменная доля, затылочная доля и височная доля доля.
  3.  Лобная доля: связана с рассуждениями, планирование, части речи, движения, эмоции и решение проблем.  Теменная доля: связана с движением ориентировка, узнавание, восприятие раздражителей.  Затылочная доля: связана со зрительным обработка.  Височная доля: связана с восприятием и распознавание слуховых раздражителей, память и речь.
  4. Человеческий мозг воспринимает внешний мир через органы чувств, и каждый человек человек находится под сильным влиянием своего переживания, приводящие к субъективным взглядам существования и течения времени. Люди говорят по-разному обладают сознанием, самосознанием и разум, которые примерно соответствуют ментальному процессы мышления.
  5. Говорят, что они обладают такими качествами, как осознанность и способность воспринимать отношения между собой и свое окружение. Степень, в которой ум конструирует или испытывает внешний мир является предметом споров, как и определения и действительность многих терминов, использованных выше.]
  6.  Философ когнитивной науки Дэниел Деннет, например,  утверждает, что не существует такой вещи, как центр повествования называется «умом», но это вместо этого есть просто набор сенсорных входы и выходы: различные виды «программное обеспечение», работающее параллельно.
  7.  Психолог Б. Ф. Скиннер утверждал, что разум есть объяснительная фикция что отвлекает внимание от окружающего причины поведения,  и то, что обычно рассматривается как умственное процессы могут быть лучше поняты как формы скрытого вербального поведения.
  8.  Как и большинство приматов, люди общительны природа; однако люди особенно умеет пользоваться системами связи для самовыражения, обмена идеями и организация. Люди создают сложные социальные структуры, состоящие из взаимодействующих и конкурирующие группы, начиная от небольших семьи и партнерства для видов политические, научные и экономические союзы.
  9. . Социальные взаимодействия между людьми также установлено чрезвычайно большое разнообразие традиции, ритуалы, этика, ценности, социальные нормы, и законы, лежащие в основе человеческого общество. У человека также есть выраженная ценить красоту и эстетику, в сочетании с человеческим стремлением к самовыражение, привело к таким культурным инновациям, как как искусство, литература и музыка.
  10.  Потребности, чувства и желания человека заставляют его действовать в своих интересах и без оглядки на нужды и желания других. Человек использует каждый средства для удовлетворения своих собственных потребностей: он использует все вид транспорта, чтобы добраться до места назначения; он использует листья, стебли и плоды растений и деревья; он питается мясом животных и свою продукцию и использует преимущества множество других вещей, дополняющих его собственные недостатки в определенных отношениях.
  11.  Человек сотрудничает с социальной связью и отдает определенную меру своих собственных усилий удовлетворять потребности других; взамен он получает выгоду от усилий других, чтобы полностью заполнить его собственные нужды.  Таким образом, первая природа человека побуждает его стремиться к удовлетворение своих потребностей с помощью других в процесс и использование их работы для своих целей. Это только в случае необходимости и беспомощность, которую он протягивает руку со- действовать с обществом.
  12.  В развитии человека все три факторы очень важны… как в теме «Человек как психологическое, биологическое и социальное единица», эти три фактора идут параллельно каждому другой..  Человек неполноценен, даже если одно из вышеперечисленных указанный фактор отсутствует.  К биологическим факторам относятся наследственные персонажей, что помогает в развитии люди.
  13.  Некоторые признаки у человека наследуются, например агрессия, чувства, установки, поведение, эмоции, высота, цвет и тд. .  Головной мозг является центральной частью человеческого тела. Гипоталамус управляет различными механизмами как секреция гормонов (эндокринных и экзокринные выделения), мотивация и настроение и другие действия в организме.  Благодаря биологическому наличию мозга развивается психология человека, что в дальнейшем ведет к развитию человека как психологическая единица.
  14.  Социальные факторы также важны для биологических и психологические факторы.  Включает в себя системы связи и обмен идеями,  Социальные взаимодействия между людьми также установлено чрезвычайно большое разнообразие традиции, ритуалы, этика, ценности, социальные нормы, и законы, лежащие в основе человеческого общество.
  15.  Вывод: Личность человека в основном сочетание всех трех факторов, все идут параллельно друг к другу, никакие явления не могут происходить в отдельности..

Реклама

Психологическая безопасность — Человек как психологическое существо!

Не хлебом единым жив человек. У него динамичный и плодотворный ум, чтобы думать, и страстное и пульсирующее сердце, чтобы чувствовать. Великий гениальный ученый, Альберт Эйнштейн , описывает человеческое тело как чудо-машину, чей потенциал менее чем на 10% поднял цивилизацию до современного уровня.

Человеческое тело вместе с замечательным потенциалом сознания образует чудесную комбинацию с огромными возможностями достижения в любой области человеческой деятельности. Поговорим о его различных оболочки ( коша ) –

  • Первое – это физическое тело, оболочка Аннамайя , которая видна снаружи. Он содержит и питает все жизненно важные части тела для здоровой жизни, с Разумом, обладающим огромным потенциалом для мышления, и Сердцем, пульсирующим чувствами.
  • Второй — оболочка жизненной энергии, оболочка Пранамая — возбуждающая эмоции.
  • Третий находится на интеллектуальном уровне— Оболочка Маномая , нижняя оболочка разума интеллектуальной и рациональной деятельности.
  • Оболочка Вигьянмайя , оболочка высшего разума интуиции, вдохновения и творческой деятельности.
  • Последний и последний находится на духовном уровне — Анандмайя оболочка к оша наполнен блаженством, светом и душой.

Благополучие человека означает удовлетворение его физических, психических, социальных познавательных потребностей и ожиданий. Благополучие на работе определяется как способность человека продуктивно и творчески работать, вступать в прочные и позитивные отношения, достигать личных и социальных целей, вносить вклад в общество и целеустремленность.

Психологическая безопасность — важнейшая обязанность руководства

Во всем мире, включая Индию, психологические заболевания и травмы на рабочем месте считаются инцидентами, о которых необходимо сообщать правоохранительным органам. Психологические опасности включают в себя — тяжелые аспекты рабочих задач, организации труда, управления, рабочей среды и организационных условий, которые могут нанести психологический и физический вред работникам и другим лицам, имеющим к ним отношение и связанным с ними.

Душевное благополучие зависит не от удачи, а от дизайна. хорошая и здоровая работа , говорит д-р Хиллари Беннетт , ведущий специалист по технике безопасности, требует целенаправленных усилий со стороны группы управления работой и руководства для контроля психосоциальных рисков и создания защитных факторов.

Увеличить хорошая работа и уменьшить токсичная работа ’- это должно быть нашим искренним усилием.

Сохранение и защита психологического благополучия – чтобы быть миссией

Успех управления психосоциальными рисками зависит от приверженности всех уровней и функций организации, особенно высшего руководства.

Вот некоторые из ключевых концепций :

  • Психическое благополучие зависит от континуума.
  • Он динамичен, субъективен, универсален и целостен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *