2. Человек как биопсихосоциальное существо
Мы
подходим к человеку с тремя разными
измерениями его существования:
биологическим, психическим и
социальным. ‘
Биологическое выражается в
морфофи-зиологических, генетических
явлениях, а также в нервно-мозговых,
электрохимических и некоторых других
процессах человеческого организма.
‘Под психическим понимается внутренний
духовный мир человека
— его
сознательные и бессознательные процессы,
воля, переживания, память, характер,
темперамент и т, д. Но ни один аспект в
отдельности не раскрывает нам феномен
человека в его целостности. Человек,
говорим мы, есть разумное существо. Что
же в таком случае представляет его
мышление: подчиняется ли оно лишь
биологическим закономерностям или
только социальным? Любой категорический
ответ был бы явным упрощением:
человеческое мышление являет собой
сложноорганизованный биопсихосоциальный
феномен, материальный субстрат которого,
конечно, поддается биологическому
измерению (точнее, физиологическому),
но содержание его, его конкретная
наполненность
— это уже
безусловное взаимопереплетение
психического и социального, причем
такое, в котором социальное,
опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой
сферой, выступает как психическое.
Социальное
и биологическое, существующие в
нераздельном единстве в человеке, в
абстракции фиксируют лишь крайние
полюсы в многообразии человеческих
свойств и действий. Так, если идти в
анализе человека к биологическому
полюсу, мы «спустимся» на уровень
существования его организменных
(биофизических, физиологических)
закономерностей, ориентированных
на саморегуляцию вещественно-энергетических
процессов как устойчивой динамической
системы, стремящейся к сохранению
своей целостности. В этом аспекте человек
выступает как носитель биологической
формы движения материи. Но ведь он не
просто организм, не просто биологический
вид, а в первую очередь субъект общественных
отношений. Если, таким образом, идти в
анализе человека к его социальной
сущности, начиная от его морфологического
и физиологического уровня и далее к его
психофизиологической и духовной
структуре, то мы тем самым переместимся
в область социально-психологических
проявлений человека как личности.
Организм и личность—
две неразделимые стороны человека.
«Первая
предпосылка всякой человеческой истории
— это,
конечно, существование живых человеческих
индивидов. Поэтому первый конкретный
факт, который подлежит констатированию,—
телесная организация этих индивидов и
обусловленное ею отношение их к
остальной природе»
‘. Когда же
мы рассматриваем социальную природу
человека или говорим о человеке как о
личности, мы отвлекаемся не от
биологического компонента вообще, а
только от антропологических особенностей
его, от изучения его телесной организации
и некоторых элементарных психических
процессов и свойств (например, простейших
инстинктов) в их сугубо естественнонаучной
специфике. Мы отвлекаемся, например, от
естественнонаучного смысла химических
реакций, протекающих в функционирующем
живом организме,—
это задача специальных наук.
Переход
от «телесности» как объекта естественных
наук к «телесности» как субстрату
социально-психологических свойств
человека осуществляется только на
личностном уровне его изучения.
Измерение человека с двух сторон
—
биологической и социальной
— имеет в
философии отношение именно к его
личности. Биологическая сторона
человека детерминируется главным
образом наследственным (генетическим)
механизмом. Социальная же сторона
человеческой личности обусловлена
процессом вхождения человека в
культурно-исторический контекст социума.
Ни то ни другое в отдельности, а только
их функционирующее единство может
приблизить нас к пониманию тайны
человека. Это, разумеется, не исключает,
что в разных познавательных и
практических целях акценты на биологическое
или социально-психологическое в человеке
могут несколько смещаться в ту или
другую сторону. Но в итоговом осмыслении
непременно должно осуществиться
совмещение этих сторон человека.
Можно и нужно исследовать, например,
то, как проявляется природная,
биологическая сущность общественно
развитого человека или, напротив,
социально-психологическая сущность
природного начала в человеке, но само
понятие человека, его личности и в том
и в другом исследовании должно
основываться на понятии единства
социального, биологического и
психического. Иначе рассмотрение
покинет область собственно человеческой
сферы и примкнет либо к естественнонаучным
и биологическим исследованиям, имеющим
свою частную научную цель, либо к
культурологии, отвлекающейся от
непосредственно действующего
человека.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.
Человек
появился на Земле в результате длительной
эволюции, приведшей к изменению
собственно животной морфологии,
появлению прямохождения, освобождению
верхних конечностей и связанному с
этим развитию артикуляционно-речевого
аппарата, что в совокупности повлекло
за собой и развитие головного мозга.
Можно сказать, что его морфология явилась
как бы материальной кристаллизацией
его общественного, точнее, коллективного
существования. Таким образом, на
определенном уровне антропогенез,
движимый удачными мутациями, трудовой
деятельностью, общением и формирующейся
духовностью, как бы «перевел стрелки»
с биологического развития на рельсы
исторического становления собственно
социальных систем, в результате чего и
сформировался человек как биосоциальное
единство. Человек и рождается как
биосоциальное единство.

Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но не это сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. »
существо биологическое или социальное?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
БиологияСоциологияЧеловек
Анонимный вопрос
892Z»>1 ноября 2018 ·
32,9 K
ОтветитьУточнитьАлександра Матвеева
1,6 K
Немножко программист, немножко флорист. · 6 нояб 2018
Человек — существо очень сложное, среди его сфер активности и потребностей есть как биологические, так и социальные. Все мы едим, спим и стремимся к теплу. Вот вам биология. Но в то же время стремимся к познанию нового, к общению, пытаемся так или иначе ассоциировать себя с другими людьми. Вот вам и социальное. Отсюда вывод: человек — существо биосоциальное.
29,8 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Анатолий Кравченко
108
Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека… · 1 янв 2021
И то, и другое. Как на то посмотреть.
Биологическое, потому что находится в природе и подчинятся ее законам. А что социальное находится вне природы?
Разумеется, все они есть проявления ее, но с разных, так сказать, «природных» ракурсов…
Комментировать ответ…Комментировать…
Ольга Тышкевич
33
12 мар 2020
Пожалуй, глупо оспаривать высказывание Аристотеля о том, что человек — социальное животное. Раз он так считал, то кто мы такие, чтобы оспаривать его мысль. Разве что немного перефразировать — в первую очередь социальное, а во вторую биологическое?
Комментировать ответ…Комментировать…
Mat Mекалль
983
27 нояб 2019
Наш разум — явление социальное. Человек не является индивидуально разумным. Воспитают животные — вольётся потенциальный человек в стаю. Застрянет на необитаемом острове или в одиночной камере на годы…
Да, мы в состоянии лишь какое-то время поддерживать более-менее качественные «отражения» наших субкультур. Тем «софтом» и разумны.
Это наши тела подчиняются… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Елена К.
1
4 нояб 2019
Вопрос этот, увы, не нов и весьма напоминает размышления о первичности и вторичности бытия и сознания (вспомним диалектический материализм). Хотелось бы заметить, что человек, выросший в одиночестве, никогда не научится чувствовать. А тот, кто живёт в одиночестве, не сумеет адекватно оценивать самого себя, т.к. склонен переоценивать как добрые, так и дурные свои… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
2 ответа скрыто(Почему?)
Человек — существо биологическое, психологическое и социальное
Человек — существо биологическое, психологическое и социальноеРеклама
1 из 18
Верхний вырезанный слайд
Реклама
Человек биологический, Психологическое и социальное существо
- Люди или люди двуногие
приматы, принадлежащие к виду млекопитающих
Homo sapiens (лат.
«мудрый человек» или «знающий мужчина»). У человека высокоразвитый мозг способен к абстрактному мышлению, языку и самоанализ.
- Кора головного мозга почти симметрична, с левое и правое полушария, которые приблизительное зеркальное отображение друг друга. Анатомы условно делят каждый полушарие на четыре «доли», лобная доля, теменная доля, затылочная доля и височная доля доля.
- Лобная доля: связана с рассуждениями, планирование, части речи, движения, эмоции и решение проблем. Теменная доля: связана с движением ориентировка, узнавание, восприятие раздражителей. Затылочная доля: связана со зрительным обработка. Височная доля: связана с восприятием и распознавание слуховых раздражителей, память и речь.
- Человеческий мозг воспринимает внешний мир
через органы чувств, и каждый человек
человек находится под сильным влиянием своего
переживания, приводящие к субъективным взглядам
существования и течения времени.
Люди говорят по-разному обладают сознанием, самосознанием и разум, которые примерно соответствуют ментальному процессы мышления.
- Говорят, что они обладают такими качествами, как осознанность и способность воспринимать отношения между собой и свое окружение. Степень, в которой ум конструирует или испытывает внешний мир является предметом споров, как и определения и действительность многих терминов, использованных выше.]
- Философ когнитивной науки Дэниел Деннет, например, утверждает, что не существует такой вещи, как центр повествования называется «умом», но это вместо этого есть просто набор сенсорных входы и выходы: различные виды «программное обеспечение», работающее параллельно.
- Психолог Б. Ф. Скиннер
утверждал, что разум есть объяснительная фикция
что отвлекает внимание от окружающего
причины поведения,
и то, что обычно рассматривается как умственное
процессы могут быть лучше поняты как формы
скрытого вербального поведения.
- Как и большинство приматов, люди общительны природа; однако люди особенно умеет пользоваться системами связи для самовыражения, обмена идеями и организация. Люди создают сложные социальные структуры, состоящие из взаимодействующих и конкурирующие группы, начиная от небольших семьи и партнерства для видов политические, научные и экономические союзы.
- . Социальные взаимодействия между людьми также установлено чрезвычайно большое разнообразие традиции, ритуалы, этика, ценности, социальные нормы, и законы, лежащие в основе человеческого общество. У человека также есть выраженная ценить красоту и эстетику, в сочетании с человеческим стремлением к самовыражение, привело к таким культурным инновациям, как как искусство, литература и музыка.
- Потребности, чувства и желания человека заставляют его
действовать в своих интересах и без оглядки на
нужды и желания других. Человек использует каждый
средства для удовлетворения своих собственных потребностей: он использует все
вид транспорта, чтобы добраться до места назначения; он
использует листья, стебли и плоды растений и
деревья; он питается мясом животных и
свою продукцию и использует преимущества
множество других вещей, дополняющих его
собственные недостатки в определенных отношениях.
- Человек сотрудничает с социальной связью и отдает определенную меру своих собственных усилий удовлетворять потребности других; взамен он получает выгоду от усилий других, чтобы полностью заполнить его собственные нужды. Таким образом, первая природа человека побуждает его стремиться к удовлетворение своих потребностей с помощью других в процесс и использование их работы для своих целей. Это только в случае необходимости и беспомощность, которую он протягивает руку со- действовать с обществом.
- В развитии человека все три факторы очень важны… как в теме «Человек как психологическое, биологическое и социальное единица», эти три фактора идут параллельно каждому другой.. Человек неполноценен, даже если одно из вышеперечисленных указанный фактор отсутствует. К биологическим факторам относятся наследственные персонажей, что помогает в развитии люди.
- Некоторые признаки у человека наследуются, например
агрессия, чувства, установки, поведение,
эмоции, высота, цвет и тд.
. Головной мозг является центральной частью человеческого тела. Гипоталамус управляет различными механизмами как секреция гормонов (эндокринных и экзокринные выделения), мотивация и настроение и другие действия в организме. Благодаря биологическому наличию мозга развивается психология человека, что в дальнейшем ведет к развитию человека как психологическая единица.
- Социальные факторы также важны для биологических и психологические факторы. Включает в себя системы связи и обмен идеями, Социальные взаимодействия между людьми также установлено чрезвычайно большое разнообразие традиции, ритуалы, этика, ценности, социальные нормы, и законы, лежащие в основе человеческого общество.
- Вывод: Личность человека в основном сочетание всех трех факторов, все идут параллельно друг к другу, никакие явления не могут происходить в отдельности..
Реклама
Психологическая безопасность — Человек как психологическое существо!
Не хлебом единым жив человек. У него динамичный и плодотворный ум, чтобы думать, и страстное и пульсирующее сердце, чтобы чувствовать. Великий гениальный ученый, Альберт Эйнштейн , описывает человеческое тело как чудо-машину, чей потенциал менее чем на 10% поднял цивилизацию до современного уровня.
Человеческое тело вместе с замечательным потенциалом сознания образует чудесную комбинацию с огромными возможностями достижения в любой области человеческой деятельности. Поговорим о его различных оболочки ( коша ) –
- Первое – это физическое тело, оболочка Аннамайя , которая видна снаружи. Он содержит и питает все жизненно важные части тела для здоровой жизни, с Разумом, обладающим огромным потенциалом для мышления, и Сердцем, пульсирующим чувствами.
- Второй — оболочка жизненной энергии, оболочка Пранамая — возбуждающая эмоции.
- Третий находится на интеллектуальном уровне— Оболочка Маномая , нижняя оболочка разума интеллектуальной и рациональной деятельности.
- Оболочка Вигьянмайя , оболочка высшего разума интуиции, вдохновения и творческой деятельности.
- Последний и последний находится на духовном уровне — Анандмайя оболочка к оша наполнен блаженством, светом и душой.
Благополучие человека означает удовлетворение его физических, психических, социальных познавательных потребностей и ожиданий. Благополучие на работе определяется как способность человека продуктивно и творчески работать, вступать в прочные и позитивные отношения, достигать личных и социальных целей, вносить вклад в общество и целеустремленность.
Психологическая безопасность — важнейшая обязанность руководства
Во всем мире, включая Индию, психологические заболевания и травмы на рабочем месте считаются инцидентами, о которых необходимо сообщать правоохранительным органам. Психологические опасности включают в себя — тяжелые аспекты рабочих задач, организации труда, управления, рабочей среды и организационных условий, которые могут нанести психологический и физический вред работникам и другим лицам, имеющим к ним отношение и связанным с ними.
Душевное благополучие зависит не от удачи, а от дизайна. ‘ хорошая и здоровая работа ’ , говорит д-р Хиллари Беннетт , ведущий специалист по технике безопасности, требует целенаправленных усилий со стороны группы управления работой и руководства для контроля психосоциальных рисков и создания защитных факторов.
Увеличить ‘ хорошая работа ’ и уменьшить ‘ токсичная работа ’- это должно быть нашим искренним усилием.
Сохранение и защита психологического благополучия – чтобы быть миссией
Успех управления психосоциальными рисками зависит от приверженности всех уровней и функций организации, особенно высшего руководства.
Вот некоторые из ключевых концепций :
- Психическое благополучие зависит от континуума.
- Он динамичен, субъективен, универсален и целостен.