Человек – личность. Видеоурок. Обществознание 6 Класс
Что такое личность? Каковы основные принципы, определяющие индивида как личность? Мы обсудим понятие «положительная» и «отрицательная личность». В чем разница между личностью и индивидуальностью.
Тема: Человек
Урок: Личность
На прошлом занятии мы говорили о том, что при рождении человек получает определенный набор признаков, а некоторые признаки он приобретает уже в процессе социализации, т.е. учится существовать среди людей. При нормальном и всестороннем развитии индивида он становится личностью.
Рис. 1. Мы постоянно находимся среди людей
Давайте разберемся, что же такое личность и каков механизм ее формирования. Ответ на вопрос «как формируется личность?» достаточно прост: личность формирует среда, в которой эта личность развивается.
Но вопрос «как именно среда формирует личность?» уже более сложен. Человек рождается в семье, и она является окружающей средой для него, семья закладывает основы личности. Это не значит, что родившись в семье с определенным достатком, например, человек обречен прожить такую же жизнь. В истории человечества есть много примеров того, как люди благодаря своим особым качествам становились великими, или, будучи выходцами из одной социальной среды, переходили на качественно новый уровень. Особенно яркие примеры подобных переходов известны и вам: яркий пример – академик Ломоносов.
Рис. 2. М. Ю. Ломоносов (Источник)
Михаил Юрьевич родился в семье помора – обычного рыбака – и стал первым профессиональным ученым России. Наверняка, вы можете вспомнить и другие примеры, когда люди меняются уже в быту. И все же семья откладывает на каждом человеке отпечаток. В процессе взросления окружение человека расширяется: сначала это детский сад и друзья во дворе, потом школа.
Рис. 3. Дети на уроке (Источник)
Часто школу воспринимают как детское учреждение, хотя это не совсем правильно, ведь приходят в школу, действительно, еще детьми, но к выпускному классу это уже вполне сформировавшиеся психологически, физиологически и интеллектуально взрослые члены общества. К этому времени старшеклассники уже приобретают определенные гражданские права и обязанности, вплоть до того, что парни могут с оружием в руках защищать честь Родины, т.е. они уже далеко не дети. Поэтому школа очень важный институт социализации. Дальше человека ожидает обучение в институте или профтехучилище, потом работа – все это среда окружения, которая и формирует нас как личность.
Обратимся к самому определению понятия личность.
Личность – это совокупность тех качеств, которые приобретает человек в процессе социализации.
На психологическом уровне это значит, что с развитием личности формируется определенный набор эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию. Если же какая-то ситуация является новой для человека, он использует ранее применяемые шаблоны поведения. Иногда они не совсем соответствуют ситуации, и мы понимаем, что нужно было поступить по-другому, это называют «задним умом» – правильной реакцией на ситуацию уже после того, как она произошла.
Человек обладает сложным набором эмоций, они не являются стандартными, каждая эмоция индивидуальна. Тот набор реакций, который у нас есть, и новые генерируемые реакции называются сознанием. Психология считает личность вершиной развития человека. Ведь только человек обладает сознанием – умением соизмерять свои знания, умения, навыки в соответствии с ситуацией.
Понятие сознания давно волнует человека. Еще античные философы, мудрые изречения которых вы могли не раз слышать, пытались дать определение сознанию. Например, Сенека говорил так:
«Не может быт
interneturok.ru
Человек – личность
Человек. У этого слова есть множество определений, многие из которых покажутся вам довольно странными.
Например, древнегреческий философ Платон определил человека, как «двуногое существо без перьев», в ответ на это другой античный философ, Диоген, общипал петуха и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «с плоскими и широкими ногтями».
Современная наука определяет человека, как живое, разумное, биосоциальное существо.
То есть, с одной стороны, человек – это существо биологическое, так как он является частью природы. Как и любое живое существо, человек спит, ест, переживает эмоции, нуждается в благоприятных условиях жизни, да и организм человека в целом проходит одинаковые для животных и растений стадии рождения, роста, затем угасания и прекращения функций.
С другой стороны, человек – существо социальное. Он является частью общества, без которого трудно представить себе существование и развитие человека.
Например, долгое время суровой мерой наказания считалось изгнание человека из привычного для него общества. В Древней Греции такое наказание заключалось в лишении гражданства. Другие греческие города, как правило, не принимали таких изгоев к себе, а если это и происходило, то «бывших» изгоев существенно ограничивали в правах.
Или давайте вспомним библейскую аллегорию. Адам и Ева в качестве наказания за свой проступок были изгнаны из рая, то есть тоже перестали быть частью своеобразного общества.
Чтобы стать полноценным человеком, недостаточно только родиться. Уже с первых дней своей жизни ребёнок должен усвоить целый ряд знаний, умений и навыков, таких как язык, допустимые правила поведения и взаимодействия в обществе, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире.
Все это невозможно получить от матушки-природы, а только от общества себе подобных, благодаря которому человек может развиваться.
Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, таких как Маугли Редьярда Киплинга или Тарзана Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, «дети джунглей» оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных.
Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.
Поэтому очень важно понимать, что человек развивается только среди людей. В их обществе ребёнок учится членораздельно говорить, рационально мыслить, делать нравственные выводы, познавать мир и заниматься какой-либо деятельностью.
Всё, что окружает ребёнка, – семья, школа, друзья, влияет на него и воспитывает в нём определённые качества личности.
Но что же такое личность?
Герой мультфильма «Идеальный инсайдер» японского режиссёра Мамору Камбэ задаётся вопросом.
– Каждое утро я просыпаюсь и задаюсь вопросом, тот ли я человек, каким был вчера?
– Как по мне, всё тот же.
– Приведу пример. Компьютер при выключении каждый раз загружает в память операционную систему. Так может, каждое утро в мою память загружается личность Сохэя Сайкавы, и я просто играю эту роль?».
И действительно, личность человека – это не что-то одноразовое, а, прежде всего, совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества. Которые, как и в случае с компьютером, как бы постепенно накапливаются на жёстком диске человека.
Давайте представим себе то, как может выглядеть компьютер, который в течение всей жизни накапливает в себе определённую информацию, постепенно формируя личность человека, начиная с момента рождения.
Ведь как сказал советский психолог Алексей Леонтьев: «Личностью не рождаются, а становятся».
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека, так как только личность обладает сознанием.
Сознание – это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и самого себя.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.
Другое неотъемлемое качество личности –это деятельность. Даже маленький ребёнок занимается деятельностью – он рисует, танцует или поёт. Деятельность школьника – учёба. А деятельность взрослого может заключаться в труде, творчестве и воспитании детей.
Но когда о человеке можно сказать, что он личность?
Прежде всего, с того момента, когда человек начинает понимать самого себя, отделяет своё «я» от других людей.
Вы, наверное, часто замечали, что маленькие дети говорят о себе в третьем лице: «Петя покушал», «Петя упал», «Петя хочет на ручки», «Пожалейте Петю» и так далее. То есть они совсем не употребляют местоимение «Я», и только со временем ребёнок начинает говорить о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упал», «Я хочу играть», «Купи мне фрукты» и так далее.
То есть ребёнок начинает отделять себя от окружающих людей, что по мнению психологов является одним из признаков развивающейся личности.
Дискуссионным является вопрос о том, можно ли сказать о человеке, что он не личность?
Некоторые учёные считают, что так говорить нельзя, ведь любой человек является личностью, но только её развитие может не соответствовать требованиям, которые предъявляет человеку общество в целом.
Ведь каждая личность в отдельности может быть эгоистом или альтруистом, героем или трусом, порядочным или циничным человеком.
Элеонора Рузвельт говорила: «Всегда помни, что у тебя нет права быть личностью. У тебя есть такая обязанность».
Но является ли новорождённый ребёнок личностью? Если личность – это совокупность социально значимых качеств, то какие подобные качества есть у грудного ребёнка? Подумайте об этом?
Но так или иначе,
videouroki.net
Урок в 6 классе «Человек
Тема: Человек — личность
& 2
Пункт: Что такое личность (стр. 16)
Задание 1.
Заполните недостающие сведения в схеме.
Антонио Грамши
(итальянский философ, политик,
общественный деятель
XX века)
Сформулированные А. Грамши позиции,
которые отвечают на вопрос: «Что такое личность?»
________________ ______________ _________________
Задание 2.
Сформулируйте и запишите понятия:
Личность – это ……………………………..
Сознание – это ………………………………
3. Составьте собирательный портрет сильной личности.
Какие качества характеризуют личность?
Пункт: Индивидуальность – плохо или хорошо? (стр. 17)
Используя текст пункта и рассмотрев фотографии, составьте таблицу.
Т
Три начала, из которых складывается индивидуальность человека
Начала
| Примеры |
1. Каждый человек в чём-то сходен со всеми остальными
|
|
2. Каждый человек в чём-то одинаков с некоторыми другими людьми
|
|
3. Каждый человек в чём-то не похож ни на кого
|
|
4. Сформулируйте вывод: «Индивидуальность – это плохо или хорошо?». Свой ответ аргументируйте.
|
|
Пункт: Сильная личность – какая она? (стр. 20)
Прочтите пункт параграфа о сильной личности и ответьте на вопрос: «В чём проявилась сила личности Валерия Брумеля и Людвига ван Бетховена?»
Проверим себя!
Задание 1
Распределите в таблице положительные и отрицательные качества личности
Положительные качества | Отрицательные качества |
1) ………………. 2) ………………. 3) и т.д.
|
1) …………………….. 2) …………………………… 3) и т.д. |
1) грубость
2) отзывчивость
3) цинизм
4) сострадание
5) неуважение
6) мужество
7) игнорирование
8) агрессивность
9) раздражительность
10) уважение
Задание 2
Внимательно рассмотрите коллаж. Данный коллаж больше подходит к понятию «ЛИЧНОСТЬ» или «ЧЕЛОВЕК»? Ответ аргументируйте.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок «Человек — личность», Обществознание, 6 класс — К уроку — История и обществознание
2
Выполнено Куликовой Натальей Сергеевной, ГОУ № 363, г. Санкт-Петербург, 2010 г.Автор: Куликова Наталья Сергеевна
Место работы: ГОУ гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель истории, краеведения, обществознания
Образование: РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 2004 г., магистр образования по направлению «Социально-экономические знания»
Персональный сайт: http://www.new-teacher.ru/
Конспект урока по Обществознанию, 6 класс
Урок № 3.
Тема урока: Человек – личность.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Мотивация.
Понятие «личность». Качества личности.
Индивидуальность.
Сильная личность. Как вариант — рассказ не учителя, а учащихся (по индивидуальным сообщениям)
Выводы, закрепление материала.
Домашнее задание.
Оборудование урока:
учебник
наглядность
Дидактические единицы:
Домашнее задание:
§ 2
с. 24 в. 1-3 (у)
выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)
ПРТ — § 2 в. 3,5 (п.)
индивидуальное задание – найти и выписать в словарь значение слов «отрок» и «отрочество»
по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». — М.: Детская литература, 1955.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Наследственность
http://ru.wikipedia.org/wiki/Маресьев
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Beethoven.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирена_Сендлер
http://paia.ru/forum/viewtopic.php?p=5329
http://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Бережная
http://www.aif.ru/sport/article/29775
http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность
http://ru.wikipedia.org/wiki/Индивидуальность
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=353
Конспект урока № 3.
№ п/п | Модуль, пункт плана | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Проверка домашнего задания. | ? Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек? ? Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное. ? Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные? Почему это происходило? ? В чем отличие человека от животного? | |
2 | Мотивация. | Моя маленькая дочка как и все маленькие детки говорила «Таня упала», «Таня хочет кушать», «Пожалей Таню». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д. ? Что же это означает? Психологи считают, что это признак развивающейся личности. Сегодня мы узнаем: Что такое личность. Какими признаками обладает личность. Что такое индивидуальность. Какую личность можно назвать сильной. | ЗАПИСЬ: Человек – личность. |
3 | Понятие «личность». Качества личности. | Российский психолог А. Н. Леонтьев считал, что «Личностью не рождаются, а становятся». На прошлом уроке мы выяснили, что мы рождаемся как биологические существа, а развиваемся как социальные существа. В результате своего роста, развития человек приобретает определенный жизненный опыт, определенные знания о мире, о себе, учится общаться с другими людьми, приобретает определенные качества. Так вот это все и характеризует человека как личность. Можно указать несколько определений личности: Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. Личность — социально и духовно развитый человек. Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания. Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность. ? Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?» ? А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет? По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности: Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой) Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (? Приведите примеры) Каждая личность обладает: * Воля * Свобода * Разум Если этих качеств у личности нет, то это не личность!!! ? А что значит «сознательное» руководство своим поведением? Сознание – это отношение человека к миру, способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности. | Читать с. 221 – Личность — социально и духовно развитый человек. Читать с. 16 – Личность. ЗАПИСЬ: Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания. ЗАПИСЬ: Критерии сформировавшейся личности: способность преодолевать свои побуждения ради чего-то другого способность сознательно руководить своим поведением Читать с. 16 последний абзац ЗАПИСЬ: Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к жизни. |
4 | Индивидуальность. | Попросить выйти к доске двух девочек или двух мальчиков. Задать учащимся вопросы: ? Мы можем утверждать, что биологически эти ребята одинаковые? ? А чем они друг от друга отличаются? Другими словами, они одновременно похожи и не похожи ! ? Что это означает? ? Как называется отличие каждого из нас от другого человека? Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальность выражает особенность отдельного человека. ? Объясните выражение: «Когда умирает один человек, умирает целый мир». Рассмотреть иллюстрацию в учебнике – картина Серова В.А. «Петр I». ? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось? | Да, у них одинаковое строение, одинаковые физиологические потребности. Цвет волос, глаз, кожи, телосложением, голосом, разный подчерк, по-разному ходят, учатся, дружат, по-разному общаются, разные увлечения, разные фильмы любят, разные книги, разные игры, куклы. индивидуальность ЗАПИСЬ: Индивидуальность— совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого. Иллюстрация с. 22 |
5 | Сильная личность. | ? Слышали такое утверждение «Сильная личность»? ? Как вы понимаете это выражение? Примеры людей с сильной личностью: Алексей Петрович Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза . Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново. В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev. Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (15 февраля 1910 — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. В 1943 году арестована по анонимному доносу. Её приговорили к пыткам (жестоко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. Елена Бережная. Родилась в 1977 году в Невинномысске Ставропольского края. Спортсменка, фигурное катание. На одной из тренировок с предыдущим партнером получила сильную травму- конёк пробил висок и задел головной мозг. Делали трепанацию черепа – сложную операцию. После этого Елена очень долго восстанавливалась, заново училась говорить, ходить. Но от фигурного катания не отказалась! Чемпионка мира, Олимпийская чемпионка на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити в парном катании с Антоном Сихарулидзе. В их копилке 25 золотых медалей. ? Какими качествами обладает сильная личность? ? Можно ли стать сильной личность? Обязательно ли для этого совершать подвиг? ? А вот Адольф Гитлер – сильная личность? Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела. | ЧИТАТЬ с. 23, статья о Бетховене |
6 | Вывод, закрепление материала. | Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически: чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие. ? Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо. ? Что такое личность? ? Какие качества характеризуют личность? ? Что такое сознание? ? Что такое индивидуальность? ? А что является пороками человеческой личности? Пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость. ? Перечислите добродетели личности. К добродетелям относятся любовь к ближнему, порядочность, справедливость, честность. | |
7 | Домашнее задание. | § 2 с. 24 в. 1-3 (у) выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию) ПРТ — § 2 в. 3,5 (п) индивидуальное задание-значение слов «отрок» и «отрочество» по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». |
Алексей Петрович Маресьев
Ирена Сендлер
Ирена Сендлер
Елена Бережная
Людвиг ван Бетховен
pedsovet.su
6 класс. Обществознание. Человек. Личность. — Личность
Курсотека- Каталог
- Школьникам
- Алгебра
140
- Английский язык
481
- Астрономия
2
- Биология
426
- Всеобщая история
285
- География
230
- Геометрия
172
- ИЗО
24
- Информатика
66
- История России
338
- Еще 17 категорий
- Студентам
- Адвокатура
7
- Административное право
2
- Английский язык
63
- Архитектура и строительство
10
- АФХД
11
- Банковское дело
20
- БЖД
38
- Биология и химия
46
- Бухгалтерский учет и аудит
41
- Еще 57 категорий
- Самообразование
- Без категории
9
- Бизнес
10
- Бухгалтерия и 1C
11
- Вождение автомобиля
7
- Дизайн
5
- Дом. Квартира. Интерьер.
2
www.kursoteka.ru
6 класс урок по теме Человек. Личность..docx
Класс: 6
Тема урока: Человек. Личность. (презентация – слайд 1)
Цель урока: определение особенностей формирования личности человека.
Задачи:
1. определить отличительные признаки человека от животного,
качества,
наследуемые и приобретаемые признаки человека,
характеризующие человека как личность;
2. продолжить формировать умение делать выводы, работать с текстом
(выделение ключевых слов), отстаивать собственную точку зрения;
3. воспитывать стремление развивать в себе такие качества, как
терпеливость,
старательность,
целеустремленность,
настойчивость.
воля,
Основные понятия: человек, индивид, личность, сознание.
Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6е изд. – М., 2016.
– 111 с.
План урока:
1. Животное и человек: общее и различия.
2. Человек: понятие, наследуемые и приобретаемые признаки.
3. Что такое «личность».
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Устная работа – стр. 7 – определение вопросов и знаний, которые получат
учащиеся при изучении Главы I. Человек в социальном измерении (устно
проговариваем с учащимися).
II. Животное и человек: общее и различия.
Вопрос для обсуждения: Можете ли вы назвать примеры, отражающие
ситуации, когда человек воспитывался животными? (Ответ: Маугли, мальчик,
украденный павианами у родителей в Африке, мальчик, которого обнаружил пастух среди
стаи волков в Италии, девочка, которую воспитала стая диких собак в 2002 году в Чили и
т.д.).
Работа с примером: стр. 8 – рубрика «Обсудим вместе». Задача: высказать
своё мнение, почему так произошло, что необходимо ребенку, для того чтобы он стал
человеком. (презентация – слайд 2)
Устная работабеседа с заполнением схемы учащимися в тетради,
учителем на доске:
Человек и животное
Общее:
1.
2.
3.
znanio.ru