Человека создает природа а развивает и образует его общество: Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский.)

Содержание

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: алгоритм написания обществоведческого эссе

Алгоритм подготовки к написанию обществоведческого эссе

 

(выдержка из авторского пособия «Обществознание. 10-11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности/ авт.- сост. С.А. Фомина.- Волгоград: Учитель. – 2015)

 

 

 Обратимся к высказыванию из философии: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)

 Обществоведческого эссе

      Во-первых, необходимо ознакомиться с информацией об авторе. (Кто он,  когда жил, его основные взгляды). Рекомендуем использовать Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия (электронный ресурс).

 

Справочный материал.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848гг) – русский литературный критик. Стремился создать литературную критику  на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф.

Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы – реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя.

 Такая информация нередко может стать полезной для осмысления высказывания.

О чем же хотел сказать автор? На какие вопросы надо дать аргументированные ответы?

 

Поскольку в высказывании две части, значит и два главных вопроса, которые можно сформулировать следующим образом:

Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и образует общество, и может ли человек жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен.

Проблема взаимосвязи человека и общества заложена и в высказывании русского литературного критика XIX века В. Г. Белинского.

 

 Таким может быть примерный зачин к данному высказыванию.

Далее изучается и отбирается необходимый теоретический материал по темам «Общество», «Человек». (Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. образоват. учреждений :  базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. – М. : Просвещение, 2007.)

 

Какие термины необходимо употребить для аргументации высказывания?

 

Индивид — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств.        

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Человек – целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса

.

Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

 

Теоретический материал,

необходимый для раскрытия смысла высказывания

 

Понятие «Общество»

Содержательное ядро.

 

В литературе, как правило, различают узкий и широкий смысл понятия «общество». В узком смысле под обществом чаще всего понимают конкретный этап в развитии человечества, либо определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

 В широком смысле общество определяется как  обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия  людей и формы их объединения.

 Человек не может вести абсолютно автономное, изолированное существование. Он непосредственно или опосредованно вступает  в самые различные отношения с другими людьми. Благодаря этим отношениям возникает общество. Отсюда понятно,  что общество – это определенным образом взаимодействующие друг с другом люди.

 Развитие человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) неразрывно связаны:

     -появление новых качеств, отличающих человека от животных, вело к зарождению новых форм коллективной организации жизни;

     -только взаимодействие с другими людьми формировало такие свойства человека, как членораздельную речь, мышление.

 

Средства и приемы раскрытия основных положений.

 

Использование исторических фактов, примеров из современной жизни, художественных образов.

Во многих пособиях приводятся примеры того, как дети, вскормленные животными, не могут адаптироваться к жизни в обществе, не обретают необходимых социальных качеств и, как правило, рано погибают.

«Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по-прежнему ведет себя как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…Он издает неартикулированные  звуки. Нормальный для него способ передвигаться – на четвереньках.… На других детей в приюте Роберт не обращает внимания. Дети играют, а он весь день сидит на корточках  и дремлет…. Отказывается пить из чашки: набирает воду в ладонь и только так пьет».

   «В Индии были обнаружены две девочки, восьмилетняя Камала и полугодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись».

 Столь же часто внимание привлекается к литературным героям; Маугли (как примеру литературного вымысла и реальности) и Робинзону Крузо (как подтверждению мысли о значении социального опыта для выживания в одиночку.

Биологические характеристики и свойства человека.

                     ↓                                                      ↓

предрасположенность                                   Конечность существования

       к определенным

       заболеваниям

 

Социально обусловленные характеристики.

                     ↓                 ↓                                ↓                  ↓

Членораздельная     Способность               чувственное     индивидуальная про

          речь             мыслить логически       восприятие              должительность

                                                                           мира                жизни

 

Проблемы

Являются ли социальные факторы определяющими в развитии и становлении  человека?

  Социобиологи полагают, что большинство сторон общественной жизни людей обусловлены генетически, т.

е. имеют биологическую природу. Например, у отдельных видов животных мужские особи, более крупные и агрессивные, чем женские, доминируют в обществе.  Не то ли наблюдаем мы и в человеческом обществе? Социобиологи полагают, что агрессия человека также является его врожденным качеством.

     Их противники считают, что основные свойства людей  социально  обусловлены. Да, люди имеют от рождения набор биологически заданных потребностей, но способы их удовлетворения  зависят от существующих в обществе норм. Кроме того, люди способны превозмогать свои биологические потребности такими способами, которых нет в животном мире (так, некоторые люди предпочитают воздерживаться от брака на протяжении всей жизни, немало тех, кто идет на осознанный риск вопреки инстинкту самосохранения). На основе наблюдений и специальных экспериментов многие ученые пришли к выводу, что у человека нет врожденной потребности сражаться с другими (т.е. нет инстинкта агрессии). Проявления человеческой агрессии в большей мере связаны с социальными условиями жизни людей.

Так, пигмеи Центральной Африки, многие племена, ведущие и сегодня родовой образ жизни, строят свою жизнь в духе дружбы и сотрудничества как внутри племени, так и с соседями. В то же время многие развитые общества пропитаны духом агрессивного отношения друг к другу.           

 

Средства и приемы раскрытия основных положений.

 

Что возникло раньше: человек или общество? Утверждения и высказывания в пользу авторской позиции:

— Общество – это отношение между людьми, поэтому до появления человека никакого общества быть не могло. Появление человека, несомненно, предшествует зарождению общества.

— «Человек по природе своей есть животное общественное… Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку» (Аристотель).

— Становление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.

 

 

ОБРАЗЕЦ ЭССЕ

Философия

«Создает человека природа, но развивает и  образует его общество».

                                                                                   (В.Г.Белинский)

 

       Как  связаны  между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает  и  образует общество, и может  ли  человек вообще жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен. Проблема взаимосвязи человека и общества, на мой взгляд, заложена  и  высказывании великого критика 

XIX  века В.Г. Белинского.

      Чтобы обосновать свою позицию по  отношению к данному высказыванию, необходимо обратиться прежде всего к сущности таких понятий, как  «человек» и «общество». Итак, на протяжении многих веков существовали различные позиции по отношению к человеку как творцу  духовной жизни, культуры, носителю духа или разума. Представления о человеке в конце концов расширялись, обогащались, в результате чего появились новые понятия, логически связанные с «человеком» —  индивидуальность и  личность. Опираясь на вышесказанное, я попытаюсь сформулировать обобщенное понятие: «Человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, т.е. природных и общественных». Человек,  таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, т.е. тем,  что создала природа; причем,  для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела).  Являясь представителем  человеческой общности, индивид  является  индивидуальностью, которая подчеркивает  все  проявления его неповторимости, многосторонности  и  гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей. Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое.  Рождаясь, ребенок имеет на лицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами: двигательными, пищевыми и т.д. Это — индивид, живая особь, как и другие природные существа. Значит, можно согласиться с первой частью высказывания В. Г. Белинского, что человека создала природа.

          Но индивид  останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть, субъектом отношений и сознательной деятельности. Приведу пример: « В Индии были обнаружены две  девочки, восьмилетняя Камала  и  полуторогодовалая  Амала, воспитанные волками. В 1938 году на  ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку  Анну. Все трое  имели  нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали…» (Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие. М.,1994. С. 95). Другой пример: «Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по – прежнему ведет себя как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…»(Захарова Е.Н. Введение в обществознание: Учеб.пособие для учащихся старших классов: М., 1994. С.95). Таким образом, индивид имеет возможности для совершенствования всех общественных проявлений, то есть, для развития только в социальной среде.  Именно общество предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. В своих ролевых проявлениях личность развивается, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Именно организуя свою деятельность, отношения, индивид  предстает  как человек. Не случайно древний мыслитель Аристотель писал: «Человек по природе своей  есть животное общественное…»

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод: человек и общество тесно связаны и взаимно влияют друг на друга; изменения в одном приводят к изменениям в другом. Поэтому трудно не  согласиться с Белинским, который был прав, считая, что только общество развивает и образует человека.

Антропогенез «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». &

Вы можете ознакомиться и скачать Антропогенез «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».                &. Презентация содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайд 1


Описание слайда:

Антропогенез «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».                                                                                               В.Г. Белинский


Слайд 2


Описание слайда:


Слайд 3


Описание слайда:


Слайд 4


Описание слайда:


Слайд 5


Описание слайда:


Слайд 6


Описание слайда:


Слайд 7


Описание слайда:


Слайд 8


Описание слайда:


Слайд 9


Описание слайда:


Слайд 10


Описание слайда:


Слайд 11


Описание слайда:


Слайд 12


Описание слайда:

Сахелантроп Останки одной из самых древних гоминид найдены в пустынных землях северного Чада, недалеко от южного края Сахары. Превосходно сохранившийся череп, датируемый возрастом в 6–7 млн. лет


Слайд 13


Описание слайда:

Ардипитек Обнаружен на территории Эфиопии жил 4,4 миллиона лет назад


Слайд 14


Описание слайда:

Человек Миллениума Древнейшая двуногая гоминида обнаружена 25 октября 2000 года при раскопках в Кении неподалеку от Great Rift Valley


Слайд 15


Описание слайда:

Австралопитек  Вост. Африка, 4-3 млн. лет назад.


Слайд 16


Описание слайда:

Австралопитек африканский Юж. Африка (Трансвааль), 3.3 (или даже 3.5) — 2.5 млн. лет назад.


Слайд 17


Описание слайда:

Кениантроп плосколицый Этот вид мог жить в одном биотопе с Australopithecus afarensis и при этом не конкурировать с ним, занимая другую нишу, т.к. питался мягкой пищей


Слайд 18


Описание слайда:


Слайд 19


Описание слайда:

Парантропы – тупиковая ветвь эволюции


Слайд 20


Описание слайда:

Особенность строения «робутусных» гоминид очень широкие, выступающие вперед скулы; костяной гребень на темени, служивший для прикрепления жевательных мышц крупное лицо, плоское и круглое, без лба, с большими надбровными дугами и очень мелкими передними зубами Головной мозг у этого вида имел объем в среднем около 520 кубических сантиметров умел изготавливать примитивные костяные орудия были всеядным


Слайд 21


Описание слайда:

Homo habilis – человек умелый 2. 4 — 1.5 млн. лет назад, Вост. Африка Объем черепа около 670 куб. см. Изготавливали примитивные каменные орудия Мимика как средство коммуникации


Слайд 22


Описание слайда:

Переходные формы от человека умелого к человеку прямоходящему


Слайд 23


Описание слайда:


Слайд 24


Описание слайда:

Homo erectus – питекантроп головной мозг объемом до 1100 кубических сантиметров очень толстые надбровные дуги и вытянутый, низкий череп; подбородок отсутствовал; умел пользоваться огнем; пожирал себе подобных


Слайд 25


Описание слайда:

Новые виды или переходные формы?


Слайд 26


Описание слайда:

Homo neanderthalensis


Слайд 27


Описание слайда:

Социальные особенности Уже умели разводить огонь. Питались почти исключительно мясом (охота), каннибализм был очень распространен. Появились первые мистические/религиозные верования: они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы цветами. Более совершенные орудия труда: — обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия H.erectus; — разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш; — деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» — кости с просверленными дырочками


Слайд 28


Описание слайда:


Слайд 29


Описание слайда:

Homo sapiens – человек разумный Объем мозга в среднем 1300 -1400 куб. см Высокий лоб, прямая лицевая часть Надбровные дуги редуцированы Удлиненная глотка с выше поднятыми голосовыми связками Развит подбородочный выступ


Слайд 30


Описание слайда:

Орудия труда


Слайд 31


Описание слайда:

появление ожерелий и орнаментов было непосредственно связано с развитием символического мышления и речи.


Слайд 32


Описание слайда:


Слайд 33


Описание слайда:


Слайд 34


Описание слайда:



Физика человека, физика для общества

В редакцию — Сегодня массовое использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволило привязать отслеживаемый набор данных практически к любому человеку. Мы утверждаем, что эти данные дают возможность построить «физику общества»: описывая общество, состоящее из множества взаимодействующих разнородных сущностей (людей, предприятий, институтов), как физическую систему. Хотя необходимо принимать во внимание важные этические последствия, польза от разработки такой физики общества была бы огромной. Действительно, это может помочь понять, предвидеть и спрогнозировать будущие социальные тенденции и поведенческие реакции человека, а также связанную с ними неопределенность 9.0005 1 ; или решать социальные проблемы, в которых глобальные сетевые риски играют роль 2,3 . В качестве примера можно привести современную эпидемиологию и ее успехи в прогнозировании крупномасштабного распространения инфекционных заболеваний 4 .

Однако развитие такой физики общества не было бы гладким ложем. Люди — это не молекулы идеального газа. В контексте социальной динамики мы пока не понимаем, существуют ли «ньютоновские» законы для индивидуумов. Неясно также, сколько и каких величин потребуется для определения и предвосхищения данного макроскопического, в смысле коллективного, наблюдаемого. Люди также обладают способностью адаптироваться, добавляя некоторую степень неопределенности или изменчивости, которой нельзя пренебрегать во многих сложных проблемах, таких как распространение болезней. Это означает, что основные величины, с которыми мы должны работать, должны исходить из поведенческих данных.

Однако изучение поведения открывает еще один источник трудностей, поскольку не все люди одинаковы. Собственно говоря, само понятие «представитель-агент» — как типичная, совершенно рациональная и всезнающая сущность — подвергалось критике с момента его введения в экономическую науку 5 . На самом деле социальные изменения могут быть вызваны всего несколькими ключевыми людьми — так называемый «закон немногих» 6,7 . Это означает, что даже если бы было доступно подходящее описание индивидуального поведения, распространить его на группы людей было бы непросто, поскольку колебания по отношению к среднему значению могут быть большими.

Действительно, вот что говорят нам данные: группы людей имеют тенденцию описываться вероятностными распределениями с толстыми хвостами, доходы распределяются в соответствии с законом Парето 8 , а дружба в социальных сетях подчиняется степенным законам 9 . Величины, описываемые этими толстыми хвостами, в некоторых частных случаях флуктуируют настолько сильно, что говорить о среднем поведении крайне неточно. Другими словами, в духе термодинамики мы в идеале хотели бы найти величины, подобные давлению — интегралу импульса частиц, — но, поскольку люди не следуют законной функции распределения Максвелла–Больцмана, это может быть просто недостижимо.

Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, мы утверждаем, что физика по-прежнему может играть ключевую роль в поисках закономерностей в социальной динамике, основанных на паттернах человеческих взаимодействий. Социотехнические системы, в которых взаимодействие людей частично опосредовано ИКТ, демонстрируют зарождающуюся динамику и чаще всего находятся вне равновесия. Они также охватывают множество временных и пространственных масштабов, регулируются нелинейными эффектами и могут адаптироваться к внешним и внутренним возмущениям. У нас есть примерно все ингредиенты действительно неравновесной сложной системы, для изучения которой физика предоставляет методы и инструменты.

Что нам делать? Первым шагом, в лучших традициях физики, было бы осмысление данных. Наиболее многообещающими подходами для извлечения закономерностей из этих данных являются методы, разработанные в контексте искусственного интеллекта, такие как методы машинного обучения, которые уже применялись в более традиционных областях физики.

Но физика занимается не только сбором, добычей и анализом данных; это также моделирование таких явлений, как распространение (новостей, болезней, финансовых затруднений) или формирование кластеров (вечеринки, торговые зоны). Действительно, хотя методы анализа данных могут эффективно извлекать информацию из данных, им не хватает объяснительной силы, и они не обязательно улучшают наше понимание мира. Таким образом, в качестве второго шага физика должна разработать подходы из первых принципов, которые являются ключевыми для создания, например, сценариев «что, если» при моделировании крупномасштабных вспышек заболеваний.

Искусство моделирования посредством определения, калибровки и проверки моделей хорошо зарекомендовало себя в физике. Затем его можно было бы использовать в сотрудничестве с социальными науками для разработки механистических и теоретических моделей, которые могли бы способствовать лучшему пониманию (опосредованных технологиями) человеческих взаимодействий и социальной динамики. Для их разработки потребуется пройти полный цикл исследований, включая проверку теоретических предсказаний. В конечном счете, цель состояла бы в том, чтобы найти релевантные величины для описания социальной и социотехнической динамики на микроскопическом и макроскопическом уровнях и связать их, подобно тому, как работает термодинамика, переходя от наименьшего масштаба — индивидуума — к наибольшему — обществу.

Подводя итог, можно сказать, что видение и образ мышления физики не только полезны, но и необходимы для решения социальных проблем. Примером может служить основанное на данных стохастическое микромоделирование эпидемии вируса Зика 10 , которое помогает нам понять глобальную и социально значимую динамику и в то же время способствует более традиционной проблеме характеристики распространения в неупорядоченных средах.

Однако стремление к физике для общества принесет плоды только в том случае, если физики будут готовы покинуть свою традиционную зону комфорта и наладить нетрадиционное сотрудничество с исследователями других дисциплин, такими как компьютерщики и социологи, а также экономисты, помимо математиков. Мы считаем, что такое видение и повестка дня могут быть реализованы только при поддержке международных организаций, таких как Европейская комиссия, которая инициировала развитие отрасли своими инициативами Future and Emerging Technology (FET). Они направлены на развитие деятельности консорциумов по всей Европе, а не отдельных исследований. Дальнейшее развитие этого подхода обеспечило бы необходимую поддержку мультидисциплинарным и междисциплинарным инициативам, которые могут обогатить и использовать существующие методы, прокладывая путь статистической физике будущего, которая внесет вклад в развитие совершенно новой теоретической и вычислительной базы данных. знания о человеческих взаимодействиях и социальной динамике.

Определяя ценности и цели посредством вовлечения заинтересованных сторон и граждан, мы считаем, что эта совокупность знаний может позволить успешно совместно проектировать устойчивое и справедливое общество будущего.

Люси: Чудесный образец | Learn Science at Scitable


Вид на Хадар, Эфиопия

Предоставлено Дональдом Джохансоном, Институт происхождения человека, Университет штата Аризона

*Любые мнения, выводы и выводы или рекомендации, выраженные в этом материале, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Национального научного фонда.

Это было 24 ноября 1974 года. В Соединенных Штатах Америки музыкальными синглами номер один года были «Annie’s Song» Джона Денвера и «Bennie and the Jets» Элтона Джона, но международная полевая бригада из человек палеоантропологи , геологи, аспиранты и эфиопские охотники за окаменелостями не слушали последние хиты США под своей исследовательской палаткой; они слушали трек Beatles 1967 года «Lucy in the Sky with Diamonds». Таким образом, прозвище «Люси», а не «Энни» или «Бенни», как могло бы быть, было присвоено потрясающему частичному скелету девятки.0003 ископаемое предка человека, первые фрагменты которого были обнаружены доктором Дональдом Джохансоном и его аспирантом Томом Греем во время прогулки по отложениям возрастом 3,2 миллиона лет на месте Хадара, Эфиопия.

Открытие Люси

В 1974 году Йохансону был 31 год, новоявленному доктору философии. и профессор антропологии в Кливленде, штат Огайо. Он ездил в Эфиопию и раньше, в 1972 г., с рекогносцировкой для осмотра геологических образований и ископаемых месторождений Афарского региона Эфиопии, и снова в 1919 г. 73, когда он сделал свое первое открытие в Хадаре — коленный сустав. В начале экспедиции 1974 года д-р Йохансон с оптимизмом смотрел на то, что команда может найти, и стал более терпеливым, когда его эфиопский коллега Алемайеху Асфау обнаружил несколько челюстей гоминина возле их лагеря Хадар (Johanson & Edey, 1981; Johanson and Wong , 2009).

Открытие Люси можно назвать «забавной костяной историей». Первым фрагментом скелета Люси, который заметил Йохансон, была локтевая область ее локтевой кости (когда вы задеваете локтевой нерв в локте, он давит на плечевую кость, и вы чувствуете покалывание, «забавную кость»). Сломанная локтевая кость Люси торчала из отложений, и по форме и размеру Йохансон мог сказать, что она определенно принадлежала примата и вполне возможно, что это окаменелые останки гоминина. Йохансон и Грей внимательно осмотрели землю и были рады обнаружить еще много фрагментов окаменелых костей, в том числе части черепа, нижней челюсти, ребер, таза, бедер, ступней и многое другое (рис. 1).


Рисунок 1: Скелет Люси.

Люси, ископаемый скелет предка человека возрастом 3,2 миллиона лет, был обнаружен в 1974 году в Хадаре, Эфиопия.

Предоставлено Институтом происхождения человека Университета штата Аризона

Местонахождение окаменелостей в Хадаре, где были обнаружены части скелета Люси, известно ученым как Местонахождение Афар 288 (A.L. 288). Йохансон и остальная часть полевой группы 1974 года собрали все фрагменты окаменелостей, которые они смогли найти в AL 288. Они зафиксировали точное местонахождение фрагментов окаменелостей, бережно перенесли их в свой исследовательский лагерь и внимательно изучили. У полевой бригады Хадара было так много вопросов об этих окаменелостях — давайте рассмотрим некоторые из этих важных вопросов и выясним, что ученые с тех пор обнаружили о Люси. (Более подробный отчет об открытии Люси и ранних полевых исследованиях в Хадаре см. в Johanson and Edey, 19.81).

Откуда мы знаем, что все эти окаменелые кости принадлежат скелету Люси?

Если бы ископаемые фрагменты принадлежали более чем одному человеку, мы ожидали бы найти больше окаменелых костей, чем могло бы принадлежать одному скелету. Если бы, например, полевая группа Хадара нашла фрагменты трех бедер или обнаружила две нижние челюсти, они бы сразу поняли, что останки нескольких человек вымываются из отложений. Это не то, что обнаружила команда Хадара. Вместо этого они нашли только фрагменты костей, достаточные для того, чтобы составить один неполный скелет; поэтому вероятность того, что эти окаменелые кости принадлежат более чем одному человеку, очень мала.

Кроме того, цвет и внешний вид окаменелостей частично определяются минералами, которые присутствовали в отложениях, где образовались окаменелости, и типом выветривания окаменелостей, которым подверглись окаменелости, поэтому группа окаменелостей, которые образовались при разных время в разных отложениях, вероятно, будет разного цвета и будет иметь разные признаки выветривания. Скелет Люси состоит из ископаемых фрагментов, очень похожих по внешнему виду.

Откуда мы знаем, что Люси была женщиной?

Йохансон почти сразу предположил, что Люси была женщиной из-за ее небольшого размера. Он был осведомлен об открытиях ископаемых гоминидов, сделанных другими исследователями в других частях Африки за десятилетия до открытия Люси. Он знал, что, как и многие ныне живущие приматы, гоминины имеют тенденцию к половому диморфизму , , что означает, что самцы крупнее самок; поэтому казалось очевидным, что относительно небольшие кости, извлеченные из AL 288, принадлежат самке (см. Scott & Stroik, 2006, обсуждение альтернативных моделей полового диморфизма у видов Люси).

Позже ученые оценили рост Люси по длине ее бедренной кости, несмотря на то, что конец ее бедренной кости был раздавлен до полного окаменения. Они использовали математические формулы, связывающие длину бедренной кости с ростом, чтобы предсказать, что рост Люси составлял примерно от 104 до 106 сантиметров (см) (Feldesman & Lundy, 1988; Jungers, 1988; McHenry, 1991). Самцы вида Люси, вероятно, были ближе к 150 см в высоту (McHenry, 1991). В 2008 году группа ученых фактически реконструировала поврежденную бедренную кость Люси с помощью компьютерной 3D-технологии и обнаружила, что она, вероятно, всего на несколько миллиметров короче, чем считалось ранее (Sylvester, Merkl, 9). 0050 и др. ., 2008).

Мог ли скелет Люси быть маленьким, потому что она была ребенком, когда умерла?

Нет. В процессе развития Люси была полностью взрослой особью, когда умерла, о чем свидетельствуют ее зубы и кости. Например, третьи моляры Люси, или «зубы мудрости», прорезались и даже немного стерлись к моменту ее смерти (Johanson, Taieb, et al. ., 1982). У большинства современных женщин прорезываются зубы мудрости, и они становятся биологически зрелыми к 18 годам (чтобы сравнить зубы Люси с зубами современного человека, посетите сайт www.eLucy.org). Среди живых популяций диких шимпанзе время прорезывания третьего моляра обычно приходится на возраст от 11 до 13 лет (Smith and Boesch, 2011). Основываясь на окаменелых зубах и костях младенцев и молодых гоминидов, мы знаем, что такие гоминиды, как Люси, развивались быстрее, чем люди, но медленнее, чем шимпанзе. Поэтому ученые предположили, что Люси было от 12 до 18 лет, когда она умерла. Доказательства скелета Люси, особенно особенности ее левой os coxa (тазовой кости) и костей конечностей, также подтверждают вывод о том, что она была полностью зрелой взрослой особью (Johanson, Taieb, 9 лет). 0050 и др. .).

Откуда ученые знают, к какому виду принадлежит Люси?

Когда Йохансон и Грей обнаружили окаменелые останки Люси, они не знали ее вида. После тщательного изучения окаменелостей исследовательская группа была уверена, что они рассматривают кости примата, который ходил прямо. Фрагментарные кости задней конечности Люси были достаточно похожи на коленный сустав, найденный в 1973 году, чтобы подтвердить гипотезу о том, что она была двуногой. В конечном счете данные других частей скелета Люси, таких как ее зубы и таз, продемонстрировали, что она на самом деле была гоминином (см. Kimbel & Delezene, 2009)., для подробного описания анатомии таза Люси и ее опорно-двигательного аппарата).

В течение нескольких лет после открытия Люси в Хадаре было собрано гораздо больше образцов гоминидов, в том числе сотни образцов из местности AL 333. Комплекс AL 333 включает останки по крайней мере тринадцати особей и получил прозвище «Первое семейство» ( Johanson, Taieb, и др. ., 1982; Kimbel and Delezene, 2009). Кроме того, окаменелости гоминидов, напоминающие найденные в Хадаре, были обнаружены на участке окаменелостей под названием Лаэтоли в Танзании. Йохансон и его коллега, доктор Тим Уайт, очень тщательно изучили коллекцию восточноафриканских окаменелостей, обращая пристальное внимание на вариации среди образцов, и рассмотрели, представляют ли восточноафриканские окаменелости один вид или более одного вида (Кимбел и Делезен). , 2009 г.). Они представили свои выводы группе исследователей, и группа в конечном итоге согласилась, что Люси была частью одного, ранее не обнаруженного вида гоминидов. Этот недавно идентифицированный вид, Australopithecus afarensis , был объявлен Йохансоном в 1978 году.

Знают ли ученые, как выглядела Люси при жизни?

В некотором смысле да. Ученые могут оценить ее рост и вес, например, исходя из длины и размера ее костей. Художники, хорошо разбирающиеся в анатомии, часто работают с учеными над созданием реконструкций ископаемых гомининов. Они используют отливает окаменелостей, наращивает мускулы и плоть из глины, раскрашивает их и добавляет волосы. Результатом является реконструкция того, как могла бы выглядеть Люси (рис. 2). Ученые не знают точно, сколько волос было у Люси, но, возможно, у нее было меньше, чем у шимпанзе, и больше, чем у человека.


Рисунок 2: Люси с другом

Реконструкция пары Australopithecus afarensis , включая «Люси». Реконструкция Джона Холмса под руководством Яна Таттерсолла в Зале происхождения человека, Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

© AMNH/R. Mickens

Возможно, у Люси была темная кожа на лице и теле. Темная кожа в первую очередь вызвана наличием пигмента под названием меланин , который обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения (Jablonski and Chaplin, 2000). Популяции современных людей, которые традиционно живут вблизи экватора и подвержены высокому уровню воздействия УФ-излучения, имеют темную пигментированную кожу. (Для получения дополнительной информации о биологии цвета кожи посетите http://www.pbs.org/wgbh/evolution/library/07/3/text_pop/l_073_04.html)

Почему Люси так известна?

Люси так хорошо известна и любима по многим причинам. Для эфиопов она является символом их страны. Многие африканские народы гордятся тем, что Люси родом из их родины и представляет миру, что Африка является колыбелью человечества. Эфиопское имя Люси — Динкинеш, что переводится как «ты чудесна». Народы региона Афар называют Люси «Хеломали», что означает «она особенная». На момент открытия Люси была яркой звездой в мире палеоантропологии: она была старейшим и наиболее полным скелетом гоминина из когда-либо обнаруженных; она была доказательством того, что прямохождение развилось до того, как развился большой мозг современного человека; и ее открытие подтвердило научную точку зрения о том, что человеческая эволюция была постепенным процессом, включающим появление и выживание переходных форм в течение длительных периодов времени. Вид Люси жил более миллиона лет!

Является ли Люси «недостающим звеном» между обезьянами и людьми?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поговорили с доктором Йохансоном. Мы спросили: « Доктор Йохансон, уместно ли по-прежнему использовать термин «недостающее звено» для таких окаменелостей, как Люси, учитывая то, что мы теперь знаем о разнообразии генеалогического древа гоминидов и в свете всех новых открытий, которые делаются в палеоантропологии?

Д-р Йохансон: «Ученые [больше не] любят использовать термин «недостающее звено», потому что он подразумевает, что существует один предок, который уникальным образом образует мост или связь между нашим общим предком с африканскими обезьянами и нами. Цепь эволюции длинная и непрерывная, охватывает миллионы лет и связана между собой множеством различных видов. Нахождение и определение Australopithecus afarensis в 1970-х подчеркивал тот факт, что обезьяноподобный предок не мгновенно превращается в человекоподобное существо за один прыжок, а различные части скелета меняются в разное время. Таким образом, хотя Australopithecus afarensis не является «недостающим звеном» между обезьянами и людьми, он является одним из важных эволюционных посредников между более древними, более обезьяноподобными существами и более поздними, более [современными] человекоподобными предками».

Генеалогическое древо человечества продолжает расти и процветать по мере того, как новые открытия делаются в Африке, Европе, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии; может быть, однажды вы найдете ископаемого гоминина, такого же «чудесного», как Люси.

Глоссарий

палеоантропологи : ученые, изучающие окаменелые останки предков человека и приматов и связанные с ними артефакты

окаменелости : свидетельства существования когда-то живых организмов или следы организмов, которые сохранились в виде горных пород или в горных породах (например, окаменелые кости или окаменевшие следы)

гоминин :Любой член племени гоминини, группы, в которую входят современные люди и те ископаемые виды, которые более тесно связаны с людьми, чем любое другое животное

примат : Любой представитель отряда приматов, включая лемуров, лори, долгопятов, мартышек, человекообразных обезьян и людей

выветривание : Воздействие окружающей среды на кости, окаменелости или другие артефакты, например, из-за солнца, жары, дождя, ветра или вытаптывания другими животными

половой диморфизм : Характерные различия между самцами и самками внутри вида. Часто это относится конкретно к размерному половому диморфизму, средней разнице в массе тела или размере скелета между самцами и самками вида

слепки : Реплики окаменелостей или артефактов, обычно сделанные из гипса или смолы

Ссылки и рекомендуемая литература


Фелдесман, М. Р. и Ланди, Дж. К. Оценки роста некоторых африканских ископаемых гоминидов плио-плейстоцена. Journal of Human Evolution 17 , 583-596 (1988).

Яблонски Н. Г. и Чаплин Г. Эволюция окраски кожи человека. Journal of Human Evolution 39 , 57-106 (2000).

Йохансон, округ Колумбия и Эди, Массачусетс Люси: начало человечества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер (1981).

Йохансон, округ Колумбия, Тайеб, М. и др. . Плиоценовые гоминиды из формации Хадар, Эфиопия (1973–1977): стратиграфический, хронологический и палеоэкологический контексты, с примечаниями по морфологии и систематике гоминидов. Американский журнал физической антропологии 57 , 373-402 (1982).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *