Сознание и психика
Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика — способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия «сознание» и «психика» кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?
Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные образы, и звуковые, настоящие впечатления и воспоминания, схемы и идеи.
Однако похожая психическая деятельность по формированию и сопоставлению психических образов происходит и у животных, особенно таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Сознание, каким мы его только что описали, безусловно есть и у животных.
Важным отличием является не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Сознание человека активно опирается на речь, и в этом его основное преимущество. Благодаря речи — внешней и внутренней — сознание становится способным на организацию очень сложной деятельности. Животные оперируют почти исключительно наглядным мышлением, благодаря речи человек способен к абстрактно-логическим размышлениям.
Сознание человека значительно более активно, чем сознание животного. Животное просто не способно составить жизненный план хотя бы на несколько лет вперед. Человек не только способен составить такой жизненный план для себя, но также может принять участие в составлении коллективного плана с другими людьми. До сих пор, разумеется, человеком двигают инстинкты и эмоции, которые являются проявлениями инстинктов, однако человек способен «жертвовать» текущими эмоциями ради успеха в будущем, ради абстрактных идей и ценностей.
Сознание человека в большей степени обладает свойством интенции (направленности). При восприятии окружающие объекты проходят сильную дифференциацию: некоторым уделяется максимум внимания, некоторые игнорируются. Человек может управлять своим вниманием на уровне понимания, осознавая важность того или иного объекта. Также он имеет способность непосредственно управлять собственным вниманием, направляя свой взор туда, куда надо.
Очень характерной особенностью сознания человека является наличие самосознания — способности к самонаблюдению, самопониманию (рефлексии). Наше самосознание весьма развито, благодаря нему мы не только саморефлексируем, но и отражаем сам факт наличия у нас самосознания. Самосознание важно, например, для понимания собственных возможностей, способностей, для управления собственным психическим состоянием. Самосознание позволяет человеку оперировать нравственными категориями, применять эти категории к себе самому, ругать себя или хвалить.
Самосознание делает возможным другую нашу способность — к критике. Критика — чуть ли не самый главный инструмент нашего разума. Она позволяет отделить истину от лжи, очевидное от неочевидного, доказанное от сомнительного, хорошее от плохого, красивое от некрасивого и т.д. Самосознание вырабатывает у нас привычку сомневаться. И эта привычка срабатывает не только тогда, когда нам сообщают нечто фантастическое, но и, например, когда нам говорят совершенно убедительно. Благодаря самосознанию мы знаем, что нас часто обманывали в совершенно уверенных интонациях. Самосознание предоставляет и другие механизмы для «тонкой адаптации» к окружающему миру.
У любого человека имеется картина (модель) мира. У одних она более научная и менее противоречивая, у других наоборот. Тем не менее эта картина мира должна обладать целостностью. Наше сознание во многом занято именно тем, что формирует эту целостную картину мира, сопоставляя разные факты и явления, моделируя возможные события, причинно-следственные связи.
Если сознание так много может и умеет, можно ли было бы вообще отказаться от термина «психика»? Нет. Дело в том, что психику можно рассматривать как содержательное наполнение высшей нервной деятельности человека. Можно провести аналогию (довольно грубую): нервная система это компьютер, психика это операционная система и программы. Но деятельность центральной нервной системы так сложна, и информации обрабатывается так много, что сознание можно рассматривать лишь как верхушку айсберга психики. Подавляющее большинство информации не доходит до сознания, а если и доходит, то уже в обобщенном виде. Слуховой анализатор обрабатывает многие тысячи «килобайт» поступившей информации — сознанию достается лишь «сообщение» вроде такой: «поющий низкий женский голос».
Бессознательное имеет огромное значение в работе психики. Благодаря бессознательным механизмам мы, например, строим свои движения. Маленький ребенок даже и не слышал такого слова «инерция», однако умело использует ее в своих движениях. Большинство людей очень слабо представляет то, как устроено цветовое зрение, однако прекрасно различают цвета. То же можно сказать и про инстинкты: даже в науке найдены далеко не все инстинкты, двигающие нами, но они продолжают управлять нашим поведением, невзирая на наши знания.
Психическая деятельность включает в себя огромное количество процессов. Часть этих процессов элементарные, часть — очень сложные, включающие в себя подпроцессы. К числу таких самых сложных процессов относится и сознание. Сознание можно считать высшим психическим процессом, так как оно интегрирует в себя все другие сложные процессы, такие как память, внимание, речь и др.
Интересно, что благодаря клиническим исследованиям мы теперь знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Психика
- Взаимосвязь психики и мозга
- Идеалистическое и материалистическое понимание психики
- Мозг и психика
- Общее понятие о психике
- Понятие о психике
- Психика и среда
- Развитие психики
- Развитие психики в онтогенезе
- Развитие психики животных
- Различия психики животных и человека
- . .. и другое
Сознание
- Активность сознания
- Аппроксимативное сознание
- Возникновение сознания
- Временная дезорганизованность сознания
- Единство сознания и деятельности: развитие идеи
- Индивидуальные особенности направленности сознания
- Интуиция
- Картина мира
- Общественное сознание и его преобразовательная сила
- Поле переживания
- … и другое
Психика и сознание
29.03.2013
В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития — человеческое сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.
Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.
Вместе с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида — возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.
Характерными структурными компонентами сознания являются:
- знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
- отделение человеком себя от предметного мира и разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов.
- целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
- отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.
Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.
Благодаря сознанию и самосознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.
Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности.
Уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.
Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:
- самонаблюдении,
- критическом отношении к самому себе,
- оценке своих положительных и негативных качеств,
- самообладании,
- ответственности за свои поступки.
Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, влечения и т. п.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.
Изучая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.
Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) всю деятельность организма и руководит ею.
Ключевые слова: Психика, Сознание
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Сознание как высшая ступень развития психики Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Развитие психики и сознания Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Сознание как высшая форма психики Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн…. |
Сознание. Развитие психики … |
Показатели психического развития ребенка и методы их изучения Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Внимание у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Психология психических состояний Зоткин Н.В., Общая психология |
Разум против мозга против сознания
Разница между вашим разумом, мозгом и сознанием — это вопрос, который ускользал от внимания ученых, мудрецов и ученых на протяжении тысячелетий. Термины иногда используются взаимозаменяемо, но есть важные различия в значениях:
Мозг – физическая сущность
Из трех терминов «мозг» определить проще всего. Мозг можно увидеть, сфотографировать и даже препарировать. Его можно физически описать, а функции его различных компонентов можно протестировать и записать. Мозг является центром вашей нервной системы и получает входные данные от ваших органов чувств и различных других частей вашей нервной системы, обрабатывает эти входные данные и действует в ответ.
Разум — больше, чем ваш мозг
В отличие от мозга, вы не можете «видеть» разум. Просто «где находится» ум трудно, если вообще возможно, установить. Ваш ум включает в себя тот аспект вас, который является «я». Это ваше мышление, ваше осознание, ваше восприятие и суждение. Ваш разум использует ваш мозг, но это больше, чем ваш мозг.
Сознание – великая тайна
Природа сознания – один из величайших вопросов, на который нет ответа. Мы все знаем, что мы сознательные существа, но какова природа этого сознания? Как мы осознаем свою природу? Чем ваше сознание отличается от сознания других людей или других животных? Философы и нейробиологи продолжают биться над этими вопросами, но есть вещи, в которых вы можете быть уверены.
Ваш разум является частью вашего сознания, но ваше сознание превосходит ваш разум. Сознание имеет много уровней от вашего самого верхнего уровня повседневного осознания до слоев глубокой мудрости, памяти и знаний, которыми вы обладаете, даже если вы этого не осознаете. Большинство из нас, как правило, имеют доступ только к верхушке айсберга нашего потенциального сознания, оставляя так много неиспользованной силы нашего разума.
Существуют способы развития вашей способности получать доступ к более глубоким слоям вашего сознания – их легко освоить и развивать с упорством. Вот некоторые из наиболее эффективных способов проникнуть в глубины вашего сознания:
• Ваше подсознание менее логично и линейно, чем ваше сознание, и лучше всего реагирует на язык искусства и музыки. Творческое самовыражение в любом резонирующем с вами формате даст вашему подсознанию голос, а регулярное использование этого голоса поможет укрепить роль вашего подсознания в вашей жизни.
• Медитация – это один из наиболее эффективных методов настройки и углубления своего сознания. С практикой медитация позволяет вам получить более прямой доступ к вашему более глубокому сознанию, а регулярная практика имеет много преимуществ. Медитация работает, изменяя паттерны активности мозга с нормального бета-паттерна бодрствования на альфа-паттерн и углубляясь в тета- и дельта-паттерны. В этих состояниях ваше мышление становится намного более творческим, и вы можете обнаружить закономерности и решения проблем, которые не были очевидны в вашем обычном состоянии бодрствования. Медитация также вызывает высвобождение ряда полезных химических веществ мозга, которые улучшают ваше самочувствие, стабилизируют настроение и уменьшают стресс и беспокойство. Многие люди, начавшие медитировать, обнаруживают, что ежедневная медитация становится для них незаменимой, поскольку они начинают существовать на более глубоком уровне сознания, усиливая чувство удовлетворения и удовлетворения жизнью.
• Использование журнала сновидений. Именно в царстве снов ваш разум, мозг и сознание действительно пересекаются. Глубокие сновидения используют все аспекты вашего сознательного и подсознательного разума, позволяя устанавливать связи и аспекты вашей личности и жизненного опыта, чтобы резонировать так, как вы не осознаете в своей бодрствующей жизни. Ведение журнала сновидений может помочь вам найти сильные стороны и направление в жизни.
Природа мозга по сравнению с разумом по сравнению с сознанием — это вопрос, на который может остаться без ответа, но важно помнить, что нужно жить с осознанием того, насколько взаимосвязан каждый из этих аспектов вас самих. Используя эти советы, вы повысите самосознание и укрепите свои связи с самыми глубокими частями своего сознания.
Попробуйте бесплатно
Кнопка 1
Кнопка 2
Кнопка 3
Кнопка 4
Кнопка 5
Кнопка 6
Stop Interval
Попробуйте бесплатно
Подписаться
Как это работает
Как Медитация
Выберите Soundscape
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Нажмите кнопки, чтобы воспроизвести или приостановить звук.
Дебаты о разуме и мозге (что такое сознание?)
Автор Christina Sarich
Споры о разуме и мозге ведутся еще до Аристотеля. Он и Платон утверждали, что душа содержит разум или мудрость и что ее нельзя поместить в физическое тело. В хорошо описанной версии дуализма Декарт отождествляет разум с сознанием и самоосознанием самого себя, со способностью отличать себя от мозга, но все же называет мозг вместилищем разума.
В йоге разум считается чистой вибрирующей энергией. Это элемент (нефизический по своей природе), который проводит «мысль» быстрее скорости света и сохраняет весь опыт, независимо от того, сознательно к нему обращается мыслитель или нет. Он может создать вещество из ничего. Оно содержит ауру, или энергетическое тело, и может проецироваться в другие умы, а также получать от них. Он общается на языке чувств. Он оказывает глубокое влияние на энергетический уровень физического тела, в котором временно находится, и обладает способностью исцелять как свой собственный физический дом, так и физический дом других. Ее часто называют Божественной Искрой или волной в бескрайнем безграничном океане космической вездесущей возможности того, что есть. Наш разум, благодаря своей природе искры или волны гораздо большего, бесконечного разума, способен на невероятные вещи.
В йоге мозг — это просто физическое проявление самого разума. Это сложная идея для понимания. Давайте рассмотрим одно крайне странное явление, чтобы попытаться понять разницу между разумом и мозгом.
Около 80 % людей, потерявших конечность в результате несчастного случая или болезни, сообщают о мучительной боли, жжении, ноющей боли или даже о том, как будто эта отсутствующая часть их тела раздавлена, даже если ее уже нет. Это часто называют фантомной конечностью. Ощущения боли создаются мозгом и переживаются не иначе, чем у человека с наличной конечностью.
Это невероятное явление ставит врачей в тупик уже более ста лет. Только теперь они начинают понимать, отчасти благодаря исследованиям доктора Рамачандрана, что «сигналы прикосновения со всей поверхности вашего тела отображаются на поверхности вашего мозга — в полосе между двумя вашими ушами, называемой сенсорной корой. Область, которая «чувствует» вашу руку, очень близка к области вашего лица».
Чтобы упростить сложное явление, при прикосновении к лицу пациентов с завязанными глазами они испытывали соответствующее ощущение прикосновения к фантомной конечности, скажем, к среднему указательному пальцу. Ощущения очень специфичны. Чтобы устранить боль, которую испытывает пациент с отсутствующей конечностью, д-р. Жиро и Сиригу показали, что простое обучение пациентов воображению, что их парализованные руки движутся по отношению к движущейся руке на экране перед ними, может облегчить фантомную боль в конечностях. Это ставит интересный набор вопросов. Это разум чувствует конечность или ошибочное предположение мозга? Зачем мозгу чувствовать то, чего не было? Это истинное сознание?
Сознание за пределами мозга
Человеческий мозг состоит из трех основных структур. Самый крупный из них — головной мозг, он является центром интеллектуального функционирования или рассуждения. Мозжечок — вторая структура, расположенная в задней части черепа. Это помогает нам стоять прямо и не падать. Он отвечает за баланс. Третья структура — продолговатый мозг, ствол, ведущий в позвоночник, который помогает справляться с непроизвольными задачами, такими как дыхание. Эти три структуры работают вместе, помогая выполнять роль познания, но они не являются самим разумом. Ум не является физическим объектом.
Хотя предполагается, что воспоминания в мозгу представляют собой просто хранящиеся в мозгу химические структуры, такие как нейронная сеть, некоторые врачи указывают на свидетельство осознания, когда физическая структура мозга считается «мертвой». Доктор Питер Фенвик изучал феномен околосмертных переживаний у своих пациентов и задокументировал точные описания людьми того, что происходит в комнате после того, как они потеряли сознание и были объявлены клинически мертвыми.
Питер Фенвик, доктор медицинских наук, F.R.C.Psych., старший преподаватель Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне, член группы психического здоровья Саутгемптонского университета. Он также является консультантом-нейропсихиатром в больнице Модсли и больнице Джона Рэдклиффа в Оксфорде. Его исследования показали, что, несмотря на культурные различия, пол, возраст и тип смерти, пациенты, пережившие клиническую смерть, сообщают о замечательных переживаниях, во многом схожих друг с другом.
Некоторые утверждают, что околосмертные переживания могли быть вызваны химическими реакциями в мозгу из-за приема наркотиков во время смерти; однако «по сообщениям, 37% наших респондентов принимали наркотики во время их околосмертных переживаний, а 63% — нет. Таким образом, теория о том, что околосмертные переживания вызываются лекарствами, не может быть верной. Около двух третей переживали околосмертные переживания во время болезни, операций, родов или несчастных случаев. Два процента произошли при попытках самоубийства и 20 процентов — в других обстоятельствах, включая состояния тревоги, сны, состояния расслабления или совершенно спонтанно в ходе нормального течения жизни». 1 Нейробиология утверждает, что сознательный опыт невозможен во время физической бессознательности, так что это приводит к вопросу о том, является ли разум или сознание чем-то живым за пределами смерти мозга.
Проводятся дополнительные двойные слепые, рандомизированные, контролируемые исследования многих аспектов духовной медицины, многие из которых направлены на определение локализации сознания. Но с идеями Фенвика и других медицинский мир — не единственная область науки, задающая вопросы о сознании. Физики тоже задавались этим вопросом. В своей последней автобиографической статье Эйнштейн писал: «. . «Открытие не является делом логического мышления, даже если конечный продукт связан с логической формой».
Два других философа поддержали мнение Эйнштейна. Ни Юм, ни Кант не понимали законы Ньютона как законы Вселенной. Юм считал, что законов природы на самом деле не существует по той причине, что все теории, утверждающие этот факт, недоопределены и подлежат опровержению. Кант сказал бы, что законы Ньютона относятся только к внешнему виду вещей, а не к вещам, как они есть на самом деле, поэтому все вещи не законы вселенной, а продукты человеческого мышления. Для Канта законы Ньютона были «трансцендентными», но не трансцендентными. Квантовая механика сейчас борется с теми же самыми философскими вопросами, которые все возвращаются к пониманию сознания. Появление квантовой механики заставляет физиков снова стать философами.
Одна из основных предпосылок квантовых исследований состоит в том, что квант (энергии) неделим. По словам Нильса Бора, существует «неразделимая целостность, не поддающаяся анализу целостность. В момент наблюдения наблюдатель и наблюдаемое составляют единое целое». 2 Теория волны/частицы также описывает наличие большего разума, по крайней мере, в той мере, в какой он понимает силу разума. Интеллект не только не относится к работе мозга, он даже не относится к атомам и кваркам, которые мы наблюдаем. Изучая волны и частицы и их поведение, физики обнаруживают, что после наблюдения они ведут себя по-разному. Сознание, по сути, может создавать их.
Далее, коллега Макса Борна Паскуаль Джордан заявил, что наблюдения не только нарушают то, что должно быть измерено, но и производят его. При измерении «электрон вынужден принять решение. Мы заставляем его занять определенное положение; прежде оно было, вообще, ни здесь, ни там, оно еще не определилось для определенного положения… Мы сами производим результаты измерения». , нейронных сетей из миллиардов клеток, сообщающихся друг с другом, или еще более сложное, существующее не просто вне мозга, а совершенно отдельно от него? Запрещает ли работа мозга способность сознания существовать без этого физического аппарата? Кант, Бор, Эйнштейн и другие сказали бы «нет». Кажется, что философия и наука закружились вокруг себя, чтобы вернуться в один и тот же дом на тупике.
Сознание или разум не имеют значения. Но даже квантовая механика с трудом описывает сознание.
В квантовой теории разума, поддержанной известным физиком-математиком Роджером Пенроузом, предполагается, что крупномасштабная квантовая когерентность необходима для понимания мозга и разума. Квантовая когерентность — это состояние равновесия, когда отдельные частоты двух квантов находятся в конструктивном взаимодействии.
Главный аргумент против квантового разума состоит в том, что мозг теплый, влажный и шумный, а структуры мозга слишком велики, чтобы квантовая механика могла иметь значение. Следовательно, когерентным квантовым состояниям трудно очень долго формироваться в мозгу и невозможно их существование в масштабах порядка размера нейронов. Эти проблемы привели Пенроуза к утверждению, что сознание не является следствием взаимодействия между нейронами в мозге, а возникает из-за микротрубочек внутри клеток, которые намного меньше и для которых квантовые эффекты могут быть значительными. Первоначально это была теория Стюарта Хамероффа.
С другой стороны, система не перестает быть квантовой, потому что она мокрая и шумная. Кроме того, то, что ранее считалось «шумом» в мозгу, недавно было обнаружено как сложные сигналы. Опять же, если мозг имеет фрактальный характер, он вполне может проявлять чувствительную зависимость от начальных (квантовых) условий. Учитывая фрактальный характер дендритных разветвлений, функция мозга может зависеть от самоподобных процессов на более низких пространственно-временных масштабах. Или нейронная форма следует за квантовой функцией. Если вся материя состоит из квантовых полей, как ясно указывает Дайсон в своей статье «Теория поля» в журнале Scientific American, то мозг представляет собой просто набор таких полей. 0003
В недавней статье в журнале EnlightenNext Magazine Стюарт Хамерофф, доктор медицины, описывает микротрубочки как возможное квантово-физическое решение вопроса сознания: «Микротрубочки — это молекулярные сборки; они представляют собой цилиндрические полимеры, состоящие из повторяющихся структур одного белка в форме арахиса, называемого тубулином, который может изгибаться «открыто» и «закрыто». Белки тубулина самостоятельно собираются в эти красивые элегантные полые цилиндры со стенками, расположенными в виде шестиугольных решеток. . .нейронам нужно много микротрубочек. Если вы заглянете внутрь одного нейрона, то обнаружите сотни микротрубочек, состоящих примерно из ста миллионов субъединиц тубулинового белка. Можно сказать, что нейроны на самом деле состоят из микротрубочек». Хамерофф полагает, что, хотя до сих пор ученые считали, что связь между нейронами лежит в основе сознания, присутствие микротрубочек может фактически объяснить физическую основу сознания.0003
Хотя в нашем мозгу около ста миллиардов нейронов, в каждом нейроне в 100 раз больше микротрубочек. Итак, у каждого нейрона есть сознание или, по крайней мере, какая-то структура, поддерживающая сознание. Это снова подводит нас к вопросу о том, как отделить разум от материи. Сэр Роджер Пенроуз считает, что сознание включает в себя нечто невычислимое. Это описано в теореме Гёделя. На самом деле теоремы Гёделя — это две теоремы математики. Они устанавливают внутренние ограничения «всех, кроме самых тривиальных аксиоматических систем математики. Теоремы, доказанные Куртом Гёделем в 1931, важны как в математической логике, так и в философии математики. Эти два результата широко интерпретируются как показывающие, что программа Гильберта по поиску полного и непротиворечивого набора аксиом для всей математики невозможна, что дает отрицательный ответ на вторую проблему Гильберта.
Первая теорема о неполноте утверждает, что никакая непротиворечивая система аксиом, теоремы которой могут быть перечислены с помощью «эффективной процедуры» (по сути, компьютерной программы), не способна доказать все факты о натуральных числах. Для любой такой системы всегда будут утверждения о натуральных числах, которые верны, но недоказуемы в рамках системы. Вторая теорема о неполноте показывает, что если такая система также способна доказать некоторые основные факты о натуральных числах, то одна конкретная арифметическая истина, которую система не может доказать, — это непротиворечивость самой системы».
Хамерофф использовал открытия Пенроуза и Гёделя со своей собственной интуицией, чтобы сделать вывод, что для коллапса состояния суперпозиции требуется не просто человек-наблюдатель (часто называемый копенгаганской интерпретацией квантовой механики), но вместо этого суперпозиции естественным образом коллапсируют сами по себе. . В этой модели сознание происходит как серия дискретных событий (этих коллапсирующих суперпозиций в квантовом поле), которые мы воспринимаем как сознание. Тем не менее момент сознания и квантовая волновая функция — одно и то же событие. Это восходит к общей теории относительности Эйнштейна. Роджер предполагает, что гравитационное искривление пространства-времени также происходит в этом очень малом масштабе, например, при функционировании микротрубочек в мозге. Итак, для этих мыслителей разум не материя, но сознание и материя неразрывно связаны.
Философ-йог Патанджали сказал нам, что «Когда вас вдохновляет какая-то великая цель, какой-то необычный проект, все ваши мысли разрывают свои оковы: ваш ум выходит за пределы ограничений, ваше сознание расширяется во всех направлениях, и вы обнаруживаете себя в новом мире». , великий и прекрасный мир. Спящие силы, способности и таланты оживают, и вы обнаруживаете, что вы гораздо более великая личность, чем вы когда-либо мечтали о себе».
Вне зависимости от того, содержится ли разум в мозгу или существует за пределами этих физических границ, очевидно, что он представляет собой нечто совершенно необъятное. Искра вечного огня или волна безбрежного океана — подходящие метафоры для его описания. Космическая природа разума описывалась за столетия до того, как Кант и Платон, Декарт, Эйнштейн, Бор и Сократ предложили свои размышления. Махатма Ганди сказал нам: «Вы можете заковать меня в цепи, вы можете мучить меня, вы можете даже уничтожить это тело, но вы никогда не заключите в тюрьму мой разум». Если разум неразрушим и обширен за пределами нашего восприятия, то имеет ли значение семантика его происхождения? Для ума естественно хотеть познать себя, и эта эра человеческого развития знаменует собой способность сознания знать, что оно является сознательным. Уже одно это является эволюционным скачком.
Пожалуй, мы можем согласиться с Дэвидом Чалмерсом». . …Большая часть работы сейчас ведется в нейробиологии и психологии, где люди изучают отношение сознания к нейронным и когнитивным процессам, не пытаясь на самом деле свести его к этим процессам. . .[Я согласен с этим.]» Дебаты между мозгом и разумом могут быть не вопросом ни того, ни другого, а вопросом квантовой реальности: переплетения разума и материи в одно целое. Это простое определение йоги. От санскритского корня «юдж», означающего «контролировать», «сопрягать» или «объединять». Йога происходит от «юджир самадхау», что означает «созерцание» или «поглощение». Возможно, мы соединим наш разум с телом посредством созерцания самого сознания.