Чем характер отличается от направленности личности – .

Соотношение характера и направленности личности

личности подростка имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако изза особенностей своего характера подросток может обнаружить разное отношение к ним. Так, у гипертима обычно очень выражена «реакция эмансипации», т. е. отделение от взрослых, что, конечно, осложняет процесс усвоения социальных норм. Напротив, сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Вряд ли нужно особенно подчеркивать, что проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения, напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. В результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера», хотя точнее следовало бы говорить о «личностнохарактерологических типах». Еще раз подчеркну, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

Возможен и обратный процесс, т. е. влияние личности на характер. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «скрывает»,

или «снимает» характер.

Нельзя, однако, думать, что маскировка свойств характера свойствами личности происходит всегда. Сказанное выражает лишь общий принцип. Часто эта тенденция реализуется не до конца, а иногда встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой характер. Тогда последний оказывается существенной детерминантой поведения, а иногда и тормозом к развитию личности (что и наблюдается при психопатиях).

Локус контроля

Данное понятие введено в психологию американским психологом Джулианом

Роттером.

; Локус контроля — личностное свойство, проявляющееся в объяснении причин

различных событий. Локус контроля показывает, насколько тот или иной человек верит, что он сам контролирует свою жизнь.

Локус контроля личности имеет два основных измерения: интернальность (внутреннее расположение локуса контроля) и экстернальность (внешнее полагание локуса контроля).

studfiles.net

Направленность и характер личности

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.

Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.

Желание 

— это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес — психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес — это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность — это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься. Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей.Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность — это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Убеждения — это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении. В систему мировоззрения личности входит совокупность её устойчивых убеждений. Мировоззрение связано с решением вопросов о происхождении мира и его движущих силах, о месте и роли, задачах человека в этом мире и т. д. При его построении человек может опираться на разные системы взглядов, выработанные человечеством: на религиозные системы, на научные системы, на житейские представления, полученные в собственном опыте. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности, определяется линия поведения личности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

Выдвижение в определенный период жизнедеятельности основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний. С этой чертой характера не следует смешивать негативизм — противодействие любому воздействию, исходящему от других людей. Склонность к необоснованному противодействию любым влияниям, так же как и повышенная внушаемость, является признаком слабоволия.

Самостоятельность предполагает инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств их достижения.

Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью, когда за повышенной экспрессивностью личности, многословием, излишней подвижностью скрывается бессодержатиельность поведения. Если активность — это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость — неуместная активность.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным качеством является нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или в излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека — способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. Это качество имеет существенное значение для высокоморального поведения.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными качествами являются трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

цельность характера — устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера — эргичность (энергичность и выносливость) человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

твердость характера — сила характера в сочетании с принципиальностью;

уравновешенность — оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность поведения, использование всех своих возможностей в любых условиях.

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад

личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

Одни и те же качества характера у разных людей проявляются своеобразно. Это зависит от типа высшей нервной деятельности, темперамента, биологических особенностей организма, от состояния нервной системы, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, возраста и т.д.

Отдельные качества характера приобретают наибольшее значение в различных видах деятельности.

Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

Но главное в человеке — это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;

преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;

безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;

эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;

повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;

повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;

повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.

Итак, характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и

исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Типы характера:

1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения своих основных целей, не отступая при этом от

социально положительных норм и требований. Система элементов характера представлена в схеме 10.

students-library.com

4.2. Направленность как одна из ведущих характеристик личности

Чтобы всесторонне описать личность человека, надо, по мнению С.Л. Рубинштейна, получить ответы на три вопроса. «Первый вопрос гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, одаренности. Однако способности – это сначала только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что…закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».

Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: «Чего он хочет? что он может? и что он есть?».

Наиболее полные ответы на эти вопросы отражаются в одной из ведущих характеристик личности – направленности, столь тесно переплетаемой с мотивационной сферой, что возникает необходимость разобраться с этим психологическим феноменом. В трактовке разных авторов направленность это:

– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;

– понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения;

– одно из важнейших свойств личности, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, убеждениях, установках и т.п.

Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы. Во-первых, направленность – это системообразующая характеристика человека.

Во-вторых, направленность выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в творческой активности.

В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение.

В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь.

Выделяют следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость жизненных целей человека, побуждающих его к активности.

Широта определяется числом жизненно важных интересов человека.

Интенсивность – это собственно эмоциональная окраска направленности (от смутных влечений до твердой убежденности).

Устойчивость – характеристика продолжительности существования направленности данного уровня.

Действенность – характеристика активности индивида, с которой он реализует данное личностное свойство (направленности) в практической деятельности.

Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:

коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;

деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;

гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;

эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;

депрессивная, проявляющаяся в заниженной самооценке человека относительно других людей;

суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.

В психологии существует множество теорий, стремящихся объяснить механизмы мотивации. Мы рассмотрим две наиболее разработанных и распространенных.

Теория биологических потребностей (импульсов). Сторонники этой теории исходят из предпосылки, что в мотивации человека определяющую роль играют биологические закономерности и, в частности, стремление к равновесию (гомеостазис). Голод, жажда или наличие кислорода – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода и т.д. приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазмом. Согласно теории биологических потребностей мы лишь стремимся ослабить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т.д.

Теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу, позволяет выделить пять основных групп потребностей, которые, по мнению автора, носят врожденный или инстинктивный характер: физиологические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования. Расположенные в виде схемы (пирамиды), они дают основания для предположения, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности, потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д. По Маслоу, это последовательное иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе мотивации человека. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.

В целом же действует общая закономерность: чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Физиологические потребности существенны для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, силе, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Потребности безопасности и защиты. Сюда включаются потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос.

Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей для человека. Человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности.

Потребность самоуважения. Эти потребности А. Маслоу разделил на два основных типа: самоуважения и уважения другими. Первый тип включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этих случаях человеку нужно знать, что он достойный человек, признается и оценивается другими.

Потребность самоактуализации – желание человека стать тем, кем он может стать, в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дальше можно задержать их реализацию.

3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.

4. С ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

studfiles.net

2. Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.

Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

Компоненты направленности личности:

Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

Влечение— недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.

Виды направленности личности:

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

3. «Я-концепция»

«Я-концепция»— это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

studfiles.net

Направленность личности

Направленность личности

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что направленность личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Таким образом, исследуя смысл, смысловую систему личности, акцент нужно сделать на характере ценностных отношений, ценностно-смысловой направленности личности, на способе осуществления человека, на способе его взаимодействия с миром, в которых смысловая система личности актуально проявляется или потенциал которых она в себе несёт.

Глобальные преобразования, активно происходящие в обществе, привели к изменениям ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности человека. Меняются не только ценности и ментальность человека, меняется смысл человеческой жизни

Целю данной работы является рассмотрение различных аспектов направленности личности.

В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи работы:

.Анализ общих понятий о направленности личности;

.Классификация потребностей в направленности личности;

.Классификация мотивов в направленности личности;

.Определение форм направленности личности.

1. Общие понятия о направленности личности

Личность — это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем. Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями. Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Сознание своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой полезности этого участия окружающими и самооценкой результатов своей деятельности. Личность — объект изучения не только психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, только уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих. Личность — человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Коротко говоря, личность — это человек как носитель сознания. О личности спящего человека ничего сказать нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сразу же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности.

Черт личности очень много. В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих. И не все черты личности могут быть обозначены одним словом. Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функциональную структуру и все особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные для этого ее подструктуры. Эти давно уже изученные и ставшие главами учебников психологии подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи, одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются способности и характер. Две особенности уровней личности имеют особое значение для педагогов. Во-первых, это постепенная социализация свойств этих подструктур. Во-вторых — закономерная зависимость этих подструктур со все более усложняющимися видами формирования их свойств. Ведь воспитание, как высший вид формирования личности в целом и свойств ее высшей подструктуры, невозможно без обучения, которое осуществляется на основе упражнений, требующих повторений, необходимых и достаточных только для тренировки. Одинаковые по внешнему проявлению недостатки в деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур личности.

Так, брак или даже несчастный случай, вызванный «невнимательностью» учащегося, может фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения в переключении внимания, определяемого инертностью нервных процессов. Помимо различных отдельных свойств четырех основных и рядоположенных подструктур личности, в ней есть и то индивидуально-своеобразное сочетание существенных черт личности учащегося, которое определяет ее общие качества: характер и способности.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности.

Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося должно пронизывать всю воспитательную работу с ним. Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества Уровень — это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического воспитания. Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Для учащегося — это совершенствование производственного мастерства. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические — отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие. Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления.

Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.

Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы. Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.

2. Понятие и классификация потребностей

личность потребность сознание полезность

Для понимания потребностей личности, следует сначала более подробно остановиться на понятии личность и понять из чего она складывается.

С точки зрения социологов личность — это сложная система, которую составляют две подсистемы, благодаря которым раскрываются два мира личности: внешний и внутренний.

Внутренний мир рассматривают как мир сознания, скрытый от других, очень часто непонимаемый другими людьми и возможно самой личностью. Внешний мир — открытая подсистема, он дает возможность окружающим воспринимать внешние проявления личности и частично проникать во внутреннее состояние. Эти две подсистемы тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Человек — существо деятельное. При этом он не просто реагирует на условия внешней среды, а познает ее в процессе жизни и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность.

Потребности, интересы, ценности, мотивы, которые позволяют характеризовать внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной деятельности, но и через социальные группы и общности. Возможные проявления активности многообразны. Они являются способом удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, накопленных культурных ценностей и удовлетворяются в процессе создания. Хранения, распространения и освоения их.

С точки зрения социологии потребности применительно к личности рассматривают как изначальные побудители деятельности личности, которые отражают объективные условия существования человека, являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром.

Эта связь может выражаться как в виде естественных нужд (еда, питье, одежда и т.п.), так и в виде социальных потребностей (например, необходимость в общении, какой-либо формы действия).

В свою очередь социальные потребности подразделяют на материальные и духовные. В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личности. В качестве условий деятельности могут быть окружающие человека предметы, социокультурные группы, коллективы, общество, существующие нормы и ценности, неформальные организации, в которые входят люди, занимаемые ими определенные социальные статусы и должности.

Условия деятельности будут определять поведение личности. Личность осознает и оценивает со своей точки зрения эти условия. Они могут вызвать удовлетворенность или неудовлетворенность. В случае негативной оценки происходит активация личности. Определенными условиями проявления культурной активности в нашем обществе являются учреждения культуры и искусств. Т.к. за последнее время личность все чаще разочаровывается в существующих учреждениях, все чаще происходят обращения к альтернативным, нетрадиционным формам культуры. Человек старается подобрать для себя такую деятельность, которая бы максимально отвечала существующим потребностям.

Культурная активность также складывается из интереса, который следует рассматривать как осознанную потребность, ее конкретным выражением. Например, эстетические потребности могут осозноваться и выражаться в интерес к природе, музыке, литературе и т.д.

Потребности — основные побудители деятельности человека, главный источник его активности. Побудительная роль заключается противоречивым изменчивым состоянием человека, разницей в том, что ему необходимо сейчас и тем, чего будет ему недоставать в будущем.

Потребности раскрывают внутреннее состояние индивида, его желание овладеть определенными структурами внешне среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества. Проявляются они в виде поисковых реакций, притязаний, спроса и характеризуют способность индивида к усвоению и созиданию. Они нацеливают внимание субъекта на объект, вызывают эмоциональный настрой индивида.

Пока человек не удовлетворит свои потребности, он находится в состоянии неудовлетворенности, стрессе. При этом его недовольство может отражаться не только на себе самом, но и на окружающей его среде, людях, обществе. У личности, лишенной возможности своевременно удовлетворять свои потребности, возникает депрессивное состояние, ощущение разлада внутри себя, сомнения в целесообразности своего положения.

Основными потребностями личности можно назвать: естественные, материальные потребности. К социальным относят: духовные, культурные.

Насколько приоритетными будут те или иные потребности, зависит от индивидуальных особенностей каждой личности. После удовлетворения той или иной потребности, как правило, возникают новые цели, зачастую более высокого уровня, чем предыдущие. В зависимости от доминантности, эластичности и высоты порога терпимости человек может избирательно относиться к ним: отдавать предпочтение одним, разрабатывать определенный временной пан по их реализации, отказываться от одних потребностей в пользу других. Таким образом, личность выстраивает иерархию потребностей, которая включает в себя определенную последовательность удовлетворения от естественных до социальных.

А. Маллоу считает, что потребности поддерживают человека как активную целостную систему. Они могут быть расположены на шкале от биологической до социальной. Предложенная им шкала имеет следующую последовательность:

.Физиологические потребности, обусловленные процессами метаболизма: еда, вода, воздух, выведение из организма конечных продуктов обмена, оптимальная температура (климат), размножение.

.Потребность в безопасности: защита индивидуумом своей жизненной среды в физическом и социокультурном смысле.

.Потребность в социальных связях: отношения с другими людьми, привязанности, любовь

.Потребность в признании, уважении: самоуважение и признание со стороны других людей.

.Потребность в самореализации, связанная с возможностью проявления индивидуальных способностей, склонностей, талантов.

По мнению А. Маслоу, все потребности иерархичны. Новая потребность возникает только после удовлетворения предыдущей. При этом иерархичность для каждого индивида своя. Первой и самой приоритетной для всех остается только физиологическая потребность. Данная классификация является неполной — у человека много различных потребностей и не всегда можно отнести какую-либо из них к определенной группе. Однако, данная классификация проста и удобна, поэтому признана и широко используется социологами всего мира.

Высшие духовные потребности всегда связаны с эмоциональной сферой человека. Проявление эмоций имеет не только биологический смысл, но также является отражением удовлетворенности или неудовлетворенности индивида, отражением его связи с окружающим миром. Любое сильное эмоциональное потрясение может кардинально изменить человека, перевести его на качественно новый уровень.

По мнению Т.А. Марченко, отношение человека к его потребностям и желание совершенствоваться, зависит от его ценностей, формирующихся в тесной взаимосвязи социальной и эмоциональной сфер.

Личность на протяжении всей жизни испытывает потребность совершенствоваться в духовной сфере. При этом духовное совершенствование охватывает сразу несколько сторон жизни индивида. Рассмотрим их более подробно.

Одной из высших потребностей, связанных с творческой деятельностью человека, является потребность в самореализации (самовыражение). Эта духовная необходимость формируется на основании активной деятельности по освоению культурных ценностей в результате длительной, постоянной работы по развитию своих способностей. Безусловно, эта необходимость у всех выражена в разной степени, а может и совсем отсутствовать. Это связано с уровнем развития и формирования личности, ее природных задатках и способностях. Как правило, чем больше этих способностей, тем больше у человека потребность и желание развиваться и совершенствоваться. В первую очередь это реализуется в трудовой деятельности, хотя часто это выражается в виде хобби. При этом индивид полностью отдается своему увлечению и тратит на него все свободное время и материальные ресурсы. Высокоразвитые личности стремятся к более яркому индивидуальному самовыражению в культуре. И зачастую это находит отражение в авторском творчестве.

Одной из важнейших духовных потребностей человека — потребность в самоутверждении. Самоутверждение — это стремление занять и удерживать в системе отношений определенную позицию, обеспечивающее данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность, поддержку. Оно способствует общению человека с другими людьми, проявлению индивидуальных, личностных характеристик. Такая потребность есть у каждого человека. Она заставляет человека самосовершенствоваться в различных областях: науке, творчестве, труде, межличностных отношениях и т.д. Чем больше эта духовная потребность, тем, как правило, больше активность индивида. Невозможность удовлетворения приводит к серьезным последствиям: невозможности найти общий язык с обществом, отчужденность, психологические травмы, депрессии и т.п. Многие психологи сходятся во мнении, что преступления зачастую совершаются людьми, которые не смогли удовлетворить свои духовные потребности, а именно найти свой способ самовыражения и самоутверждения.

Духовная сфера человека — комплексное понятие. Оно складывается из желания и потребностей к получению новых знаний, самовыражения, самоутверждения, возможности улучшить и усилить эстетическое наслаждение и эмоциональное состояние.

Совершенствование одной части не возможно без совершенствования другой. Человек — это целостная система, и лишь удовлетворение и совершенствование всех подсистем принесет удовлетворение и положительный результат, позволит человеку жить в гармонии с собой и обществом. Поэтому понятие «духовное совершенствование» можно рассматривать только как многогранное и широкое понятие, обобщающее и объединяющее все духовные стороны жизни индивида.

3. Понятие мотива и его виды

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим, агрессивные мотивы поведения. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт, Например, установлено, что у людей ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенность или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления чувства неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности, он, как правило, стремиться к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

С самооценкой тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязания подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируется и удовлетворяется только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. В результате удовлетворения мотива аффилиации, между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым людьми. Доминирование у человека мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности в движениях. Преобладание данного мотива ведет к напряжению в межличностном общении. Эти люди часто одиноки, у них слабо развиты умения.

Другим, весьма значимым мотивом деятельности личности, является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.д.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благо других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до широкой благотворительной помощи. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному желанию человека, без какого бы то ни было расчета и давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

4. Формы направленности

Направленность — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности. Мотивы деятельности — это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человека является влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполне определенном.

Стремление возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а интерес есть познавательная форма направленности на предметы.

Главная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели. В них находит выражение осознаваемая им «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следует подчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) — притягательный.

Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность его отношений.

Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

В структуре ценностных ориентации принято выделять три основных компонента:

. Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационный аспект (знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности) и временную перспективу (степень влияния предполагающихся в будущем изменений, связанных с ценностью, на ее восприятие индивидом в настоящий момент). Кроме того, он включает в себя восприятия, оценки и ожидания субъекта относительно различных социальных ценностей, стереотипы, сложившиеся в обществе, в оценке каких-то благ, групповые мнения относительно тех или иных объектов.

. Эмоциональный (аффективный) компонент включает направленность и интенсивность переживаний и отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности. Каждое устойчивое предпочтение как компонент ценностной ориентации содержит положительное переживание.

. Динамический, поведенческий компонент (конативный) обусловливает связь ценностных ориентации с реальным поведением личности. Он отражает тот факт, что человек не только определенным образом относится к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений, но и стремится вести себя соответствующим образом.

Заключение

Основные выводы по работе:

. Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность — к чему личность стремится.

Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие:

·в сторону гармонизации (в силу разных причин — например, для получения покоя) — гармонически развитая личность,

·в сторону выработки всех необходимых навыков для выполнения тех или других поставленных задач, — иерархически развитая личность

·в сторону максимального развития своих возможностей способностей, — это и называется собственно самоактуализацией.

. Характеристики направленности личности

·широта или узость.

·устойчивость и действенность направленности.

·уровень высокий или низкий — определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать».

. Ориентиры направленности — различают направленность:

.на себя,

.на общение,

.на дело.

Список литературы

1.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 — 328 с.

.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М.: Интерпракс, 2005 — 356 с.

3.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 2007 — 221 с.

4.Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 — 279 с.

5.Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 — 224 с.

.Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития М.: Академия, 2005 — 312 с.

7.Марченко Т.А. Потребности как социальное явление. М.: Высшая школа, 2004 — 285 с.

.Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 — 400 с.

.Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: Фаир-Пресс, 2004 — 232 с.

10.Рябов В.Ф. Наш духовный мир. СПб.: Глав.издат., 2005 — 279 с.

.Социология. Под ред. Осипова В. — М.: Мысль, 2005 — 199 с.


diplomba.ru

Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и со­циально-психологическими особенностями.

В психологии широко используются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность. Человек — представитель биологического вида. Это совокупность биологических и общественных характеристик, свойственных людям. Специфической особенностью человека как биологического существа являются, например, прямохождение, высокоразвитый мозг и т.д. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать окружающий мир, но и активно преобразо­вывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии индивид. Индивид — конкретный человек, отдельный представитель человеческой общности. Индивид принадлежит к роду «человек», но один индивид отличается от другого.

Личность — это человек (индивид) в системе таких его психологических характеристик, которые формируются в процессе жизни в обществе. Главной в характеристике личности является ее общественная сущ­ность.

Индивидуальность — это лишь те индивидные и личностные свойст­ва человека, такое их сочетание, которое отличает одного человека от другого. Через инди­видуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

Развитие личности определяется внешними и внутренними факто­рами. В качестве внешних факторов выступают окружающая среда и общество, к внутренним относятся биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Процесс развития личности имеет исторический характер. Современная психология считает, что личность биосоциальна, то есть ее развитие и функционирование определяется единством биологических и социальных факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

Уровень развития личности — это степень и показатели психическо­го развития человека (ребенка) на различных этапах формирования его личности.

Основу личности составляет ее структура — относительно устойчи­вая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного обра­зования. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.

Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.



Темперамент – те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это – индивидуальная характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Черты тем-та яв-сянаследственными, поэтому плохо поддаются изменению.

Характер в узком смысле – определяется как Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, лучше настраиваемся на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность человека, стимулируя и направляя ее.

Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые психические факторы, побуждающие человека к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

Направленность личности.



Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности — направленность личности — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Под направленностью личностипонимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Направленность.личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность включает несколько форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определённых социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, систему её стратегических и тактических целей.

 

 

cyberpedia.su

Направленность личности в психологии: виды, качества, тесты

Направленность личности – это термин, обозначающий систему побуждений человека, устойчиво его характеризующих. Сюда относится то, чего он хочет, к чему стремится, как понимает мир и общество, ради чего живет, что считает неприемлемым и многое другое. Тема направленности личности занимательна и многогранна, поэтому сейчас будут рассмотрены самые интересные и важные ее аспекты.

Вкратце о понятии

Итак, по сути, направленность личности – это ее «стержень». Стремления и ценности, которые настолько ему близки, что они уже стали опорой в жизни и его неотъемлемой частью.

Это сложносоставное свойство. Но, если глубоко его изучить, можно понять мотивы поведения и цели того или иного человека, и даже спрогнозировать то, как он будет действовать в определенных ситуациях. В то же время, понаблюдав за ним в жизни, увидев его в конкретных обстоятельствах, удастся приблизительно понять свойственную ему личностную направленность.

Данная система побуждений всегда социально обусловлена. Сначала направленность формируется в процессе воспитания. Затем, в более сознательном возрасте, человек начинает заниматься самовоспитанием. Как бы там ни было, направленность личности всегда оценивается с точки зрения нравственности и морали.

Влечение и желание

Направленность личности состоит из множества структурных компонентов. И в первую очередь, хотелось бы отметить вниманием два указанных в подзаголовке понятия.

Влечение – примитивная, биологическая форма направленности. Ее особенность заключается в том, что она, как потребность, не осознается. А вот желание – это уже кое-что другое. Под данным термином подразумевается осознанная потребность в чем-то вполне конкретном. Желание помогает прояснить цель и побуждает к действию. Впоследствии определяются и пути достижения результата.

Желания – это хорошо. Именно на их основе человек определяет свои цели и строит планы. А если желания сильные, то они перерастают в стремление, подкрепляясь волевым усилием. Именно это демонстрирует способности человека преодолевать препятствия, невзгоды и трудности на пути к цели.

Важно оговориться, что стремление связано с субъективными чувствами. Если человек уверенно идет к цели, и видит результат – он испытывает удовлетворение и позитивные эмоции. При отсутствии успеха его одолевает негатив и пессимизм.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Склонность

У этого понятия много синонимов. Одни отождествляют его с предрасположенностью. Другие говорят, что склонность – это интерес с волевым компонентом. А еще принято считать, что под данным термином подразумевается проявление мотивационно-потребностной сферы. И это в психологии направленности личности считается наиболее верным определением.

Склонность проявляется в предпочтении человеком какой-либо ценности или вида деятельности. Основывается он всегда на эмоциях, субъективных ощущениях и симпатии.

Человеку могут нравиться путешествия. Он замечает, что больше всего в жизни ждет очередной поездки куда-либо. Понимает, что самые яркие эмоции и впечатления ему приносят новые места. А возможность познакомиться с очередной культурой или традициями – самая большая радость, которую только можно представить. И он понимает, что жизнь в дороге является для него комфортной. Именно такое существование приносит ему удовольствие и удовлетворение.

Что это значит? То, что он склонен к такой жизни. Яркий пример мотивационно-потребностной сферы! И с этим сложно поспорить. Ведь важнейшая потребность каждого из нас – испытывать удовольствие от жизни. И тут уж каждый сам определяет, к какому стилю существования он склонен, ориентируясь на свои ценности.

Более простой пример – выбор профессии. На него также влияет формирование направленности личности и склонность. И это тоже одна из потребностей – чувствовать удовлетворение от занятия делом жизни, осознавать принесение своей деятельностью пользы, собственную профессиональную значимость.

Хорошо, когда человек понимает, к чему он склонен, и решает посвятить этому себя. А еще лучше, если сначала зарождается интерес к деятельности. Он формирует стремление заниматься ею, и в дальнейшем человек совершенствует навыки и умения, связанные с ней. Кстати, нередко склонность сопровождается развитием способностей. Многие музыканты и художники, проявившие интерес к своей профессии еще в детстве, являются тому примером.

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности личности, нельзя не затронуть вниманием и эти три важных понятия.

Мировоззрение – это осознанная система взглядов и представления о мире, а также отношение человека к самому себе и тому, что его окружает. Она придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрением обусловлены принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Каждый, кто имеет такую устойчивую систему взглядов, является зрелой личностью. У такого человека есть то, чем он руководствуется в повседневной жизни. На самом деле, мировоззрение проявляется буквально во всем – начиная бытом, заканчивая межличностными отношениями.

Что же такое убеждение? Это понятие, имеющее непосредственное отношение к мировоззрению. Под данным термином понимают высшую форму направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии со сложившимися идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, еще и стремится донести их до остальных людей. Но! Ключевое слово здесь «донести» — он ничего не навязывает, поскольку находится в гармонии с самим собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это некий образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и менять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), выдуманными (персонажи из книг, фильмов) и собирательными. Говоря простым языком, идеал – это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы он не был иллюзорным. Иначе человек, следуя ему, придет не к тому, к чему хотел.

Мотивы

С данным многозначным понятием наверняка знаком каждый человек. Мотивы направленности личности – это то, что управляет поведением человека. Нередко под этим термином подразумеваются факторы, обуславливающие сделанный им выбор.

В структуре направленности личности мотивы занимают значимое место. Ведь то, насколько успешно человек решит поставленную им задачу, во многом зависит от его мотивации на хороший результат.

Тут тоже есть небольшая классификация. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Первые являются весьма слабыми. Ситуация: человеку на работе нужно за неделю сдать проект. И он им занимается, чтобы успеть в срок, иначе есть риск лишиться премии и оказаться вызванным на серьезный разговор с начальником. Это – внешняя мотивация. Человек занимается делом лишь потому, что так надо.

В то же время, его коллега, имея ту же задачу, чуть ли не ночует на работе, вкладывая в проект все силы, время и душу. Дело ему интересно, он действует во имя качественного результата. Это – внутренняя мотивация. Ее основу составляет стремление и личный интерес. Именно внутренняя мотивация побуждает человека к саморазвитию, открытиям и новым свершениям.

Еще, рассказывая о развитии направленности личности, необходимо отметить вниманием такое понятие как осознанность. Дело в том, что люди не всегда понимают, зачем они занимаются тем или иным делом. Это печально, поскольку в таких случаях просто выполняется монотонный труд, лишенный значения и смысла.

Но если имеется четкое понимание того, ради чего человек осуществляет те или иные задачи – эффективность возрастает в разы. На один и тот же вопрос, звучащий, как «Зачем я хожу на работу?» можно ответить по-разному. Кто-то скажет: «Потому что все работают. Каждому нужны деньги». А другой ответит: «Я хочу совершенствоваться в своем деле, строить карьеру, добиваться новых высот, получать более солидное вознаграждение и чувствовать благодарность за самоотдачу». И даже уточнять не надо, в каком ответе прослеживается явная осознанность.

Личная направленность

Теперь можно поговорить и о ней. Это один из основных видов направленности личности. Человек, которому близок именно этот вариант, стремится к удовлетворению своих собственных потребностей, самореализации и достижению индивидуальных целей. Говоря простым языком, он направлен на себя.

Таких людей отличает организованность, ответственность и целеустремленность. Они полагаются только на себя. Их жизнь состоит из конструктивных мыслей, продумывания различных планов и достижения целей. Но, в то же время, они активны, и все время разнообразят свое существование, поскольку удовольствие для них значит так же много, как успех и продуктивная работа.

Это основные особенности направленности личности. Стоит также оговориться, что таких людей часто считают эгоистичными и самоуверенными. Но на самом деле они просто сконцентрированы на личном счастье. Хотя нередко они сталкиваются с проблемой, заключающейся в неумении делегировать полномочия и просить других о помощи. Зная, что им подвластно все решить самостоятельно, многие такие люди стремятся к одиночеству.

Коллективистская направленность

Для людей, которым близка она, главной потребностью является общение с другими. Они, как правило, отличаются добропорядочностью и учтивостью. Они не конфликтны, всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посочувствовать. Также они очень интерактивны – ориентируются на окружающих, прислушиваются к разным мнениям, ждут одобрения.

Это социальная направленность. Личности, которым она свойственна, становятся прекрасными безотказными партнерами, которые легко уживаются с другими людьми, причем как в семье, так и в коллективе.

Но они, зачастую, сталкиваются с проблемами. Им сложно высказывать свое мнение, противостоять манипуляциям и даже бороться за свое счастье. А еще они не умеют ничего планировать, боятся брать на себя ответственность, и совершенно не имеют представления о том, как определять личные цели.

Деловая направленность

Те люди, которым ближе всего она, ориентированы на дело. Для них самое главное – совмещать собственную выгоду с благом для общества.

Их отличает серьезность и надежность, требовательность к себе и независимость, свободолюбие и доброжелательность. Им нравится постоянно узнавать что-то новое, учиться, пробовать себя в разных сферах деятельности.

Из таких людей получаются отличные руководители. Их поведение отражает преобладание мотивов, которые связаны с достижением коллективом поставленной цели. Эти люди с удовольствием берут дело в свои руки, и результат, как правило, впечатляет. Они всегда легко обосновывают свою точку зрения, и буквально раскладывают все по полочкам, чтобы каждый член коллектива понял, почему именно данные конкретные действия приведут к скорейшему выполнению задачи.

Такие люди успешно сотрудничают с другими и добиваются максимальной продуктивности. У них не просто получается руководить – они делают это с удовольствием.

Как выяснить свой тип?

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:

  • Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.

Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.

По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.

Эмоциональная направленность личности

В рамках обсуждаемой темы хотелось бы вкратце поговорить и о ней. Эмоциональная направленность – это характеристика личности, проявляемая в ее ценностном отношении к тем или иным переживаниям и стремлении к ним. Понятную классификацию предложил ученый Борис Игнатьевич Додонов. Он различал десять эмоций:

  • Альтруистические. Их основу составляет испытываемая человеком потребность помогать и содействовать другим.
  • Коммуникативные. Они возникают из-за потребности в общении и, как правило, являются реакцией на удовлетворение в эмоциональной близости или на ее отсутствие. У человека есть сердечный друг? Он счастлив и испытывает от этого удовольствие. Друга нет? Он испытывает неудовлетворенность и грусть.
  • Глорические. Основа этих эмоций – потребность в успехе, славе и самоутверждении. Их человек испытывает, когда находится в центре внимания, или если им восхищаются.
  • Праксические. Эти эмоции возникают, когда человек занимается какой-то деятельностью. Он волнуется за успешность дела, сталкивается с трудностями на пути к результату, боится провала и т.д.
  • Пугнические. Основа этих эмоций – необходимость преодолеть опасность или проблему. Можно сравнить с азартом.
  • Романтические. Под данными эмоциями подразумевается стремление ко всему таинственному, необыкновенному, загадочному и необычайному.
  • Гностические. Эмоции, основу которых составляет потребность во всем, что выходит из ряда вон, найти нечто привычное, знакомое и понятное.
  • Эстетические. Эмоции, возникающие в момент, когда человек получает наслаждение от чего-то высшего – искусства, природы, красоты.
  • Гедонистические. Эмоции, испытываемые человеком в связи с удовлетворением своих потребностей в комфорте и получении удовольствий.
  • Акизитивные. Основу этих эмоций составляет интерес, проявляемый человеком к коллекционированию и накоплению.

В соответствии с этой классификацией, определяется и эмоционально-психологическая направленность личности. Она может быть альтруистической, коммуникативной, глорической и т.д.

Кстати, есть еще одно понятие, которое заслуживает внимания. Оно всем известно, как эмпатия. Под данным термином подразумевается эмоциональная отзывчивость, проявляемая человеком в ответ на переживания кого-то другого. Наверняка многим это знакомо. Когда человек воспринимает переживания другого так же сильно, как и свои собственные. Это ценное качество направленности, говорит о высокой нравственности личности и присущих ей моральных принципах.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о