Или как влияет чтение вслух на организм человека — «Ингушетия» — интернет-газета
Так считал великий русский классик Лев Толстой, который часто проводил в кругу семьи открытые чтения, а после любил дискуссировать по поводу прочитанного. «Все собравшиеся (в том числе и гости имения) с интересом слушали и внимали силе слова, ведь как приятно, когда чтение доставляет удовольствие!» — восхищенно делал он записи в своем дневнике.
Наверное, все помнят, как в детстве мама или бабушка говорили нам, что нужно читать вслух. Так лучше и быстрее запоминается, — считали они. А ведь они были правы. Учёные доказали, что именно при таком чтении информация намного быстрее усваивается и запоминается.
Чтение вслух — это один из видов чтения, при котором можно работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Такой вид чтения позволяет легко и точно выражать мысли. Также оно способствует увеличению красноречия, улучшению дикции, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи. Таким образом, чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
Специалисты из области филологии и медицинской лингвистики без труда приведут сто и один довод в пользу чтения книг, но именно чтение вслух они назовут наиболее полезным и приятным времяпрепровождением. Поэтому для такого полезного занятия придумали специальный праздник, который в этом году отметили 3 марта, но эта дата будет длиться не один день, а целый месяц. Чтобы его отметить, не нужно готовить особые угощения, мастерить костюмы или придумывать украшения. Его можно отпраздновать дома, в кафе, парке, автомобильной пробке и даже на необитаемом острове. Все, что нужно, — это книга или любой пресловутый текст, который нужно будет прочитать вслух, даже если рядом никого не окажется.
Итак, будем считать, что мы уже знаем, что без чтения невозможно представить нашу жизнь. Но какой из этих способов чтения: вслух, про себя или скорочтение — наиболее полезен для индивидуального роста, ведь говорят, что чтение чтению рознь. Попробуем разобраться в этом вопросе и приведем комментарии нескольких специалистов, работающих в этом направлении.
Специалисты в области образовательной медицины говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти. Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза. Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносят его губы. Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что произносится ртом, и услышанная речь в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.
Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая. Научно доказано, что прочитанная вслух информация лучше усваивается, поэтому преподаватели в учебных заведениях часто просят своих учеников читать вслух, особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.
По словам заместителя директора Джейрахской школы Розы Томовой, в течение всего марта в школах республики центром внимания станут слово и книга. Организаторы социально-культурной акции «Международный месячник чтения вслух» основной целью работы считают демонстрации показа чтения вслух как способа взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.
«Конечно, читать вслух можно журнал или газету, последние новости из интернета или популярные посты из соцсетей, но лучше всего — хорошую книгу, — уверенно говорит Роза Мухарбековна. — Это может быть фантастика или детектив, роман или сказка — выбирайте, что вам по вкусу. Можно читать самому себе, не стесняясь выражать чувства и не боясь запнуться, а лучше — всем классом, передавая эстафету друг другу, делясь с одноклассниками своими любимыми героями и переживаниями».
Как оказалось, взрослые и дети совсем даже не прочь послушать, когда им читают вслух, особенно если это весёлые стихи, поучительные басни, отрывки из классической прозы. Поэтому учителя в школах республики уделяют этому месячнику особое внимание и стараются проводить чтения вслух во всех классах. Причём для чтения вслух они выбирают самые актуальные, жизнеутверждающие произведения.
«К примеру, для первоклассников нашей школы мы провели уроки под одним общим названием «В детстве так бывает — там сказки оживают», — рассказывает Роза Мухарбековна. — Ребята поочередно читали полюбившиеся им сказки и внимательно слушали трогательные истории о том, как добро побеждает зло. Во вторых классах прошли громкие чтения «Дело мастера боится», посвященные профессиям. В старших же классах учащиеся читали известные произведения ингушских классиков, которые оставили после себя богатое творческое наследие. Ребята при этом испытывали чувство гордости за своих земляков-писателей, когда узнавали, что книги ингушских мастеров пера читают не только в России, но и за рубежом. Подытоживая громкие чтения, мы поняли, что разные по своему настроению и смыслу истории — смешные, грустные, поучительные — настраивали детей на позитивный лад и яркие эмоции. Поэтому хотела бы посоветовать всем читать самим, читать своим детям, а лучше всего — читать вместе с детьми!»
Как рассказали нам в министерстве образования, вся школьная программа российских общеобразовательных учреждений рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам, по мнению специалистов, необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество ещё не придумало.
По словам Розы Мухарбековны, любые уроки нужно ограничить в зубрешке и научить детей читать выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли.
«Все незнакомые и непонятные слова для полной ясности нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования, — говорит она. — Причем учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать».
Как правильно читать вслух? С таким вопросом мы обратились к одной из представительниц молодого поколения учителей Амине Мурзабековой, которая преподает в Плиевской сельской школе и занимается репетиторством.
«Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту. Во-вторых, четко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером», — сделала свое заключение педагог.
Также Амина Хаджиумаровна отметила, что очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли. «Читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать», — пояснила она.
Что читать? Отвечая на этот вопрос, наша собеседница сделала акцент на лирических стихах, романах, статьях, рассказах и сказках для детей.
«Но лучше выбрать те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию. Причем, чем больше, тем лучше. Оптимально — полчаса в день, тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты — шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей», — сказала она.
Безусловно, устное чтение развивает речь. Но только в процессе чтения вслух ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с какими еще словами можно его употреблять.
Дело в том, что в процессе громкого чтения учитель всегда может остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.
Кстати, работники телевидения и радио, особенно дикторы, утверждают, что очень полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи — как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет скорректировать речь и улучшать ее качество.
Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей, и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно.
С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга «в форме».
В лабораториях Всемирной организации здравоохранения уже давно доказано, что мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.
Если при чтении про себя основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах, то громкое чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей интонации и правильности речи.
Таким образом, можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как «развивающие» компьютерные игры показали себя как весьма сомнительные «тренажеры для ума».
Для того чтобы понять, почему так важно читать именно вслух с медицинской точки зрения, мы обратились к доктору, который практикуется на болезнях речевого аппарата. Амирхан Гостемиров, лор-врач с большим опытом работы, отметил, что чтение вслух — одно из лучших упражнений для лечения сложных патологий челюстно-лицевой области.
«Это одно из немногих занятий, активизирующих практически все отделы мозга одновременно, и самое бюджетное средство по профилактике неврозов, депрессивных состояний, нарушений памяти и даже болезни Альцгеймера, — отметил доктор. — Упражняясь в ораторском искусстве, вы заодно улучшите кровообращение в сосудах головы, задействуете важнейшие нервные пути и тем самым обеспечите бесперебойную работу мозга на долгие годы. Думаю, не обязательно быть врачом, чтобы понять, что при чтении вслух мы не только развиваем правильную речь, память и обогащаем свой словарный запас, но также нормализуем работу всего челюстно-лицевого аппарата. Но, как вы знаете, в условиях современного ритма жизни на чтение вслух практически не остается времени, а ведь это очень полезное занятие! Достаточно сказать о том, что даже дети, которым родители с раннего возраста читали книги вслух, лучше владеют речью, более грамотно пишут и быстрее усваивают информацию».
Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Этот вопрос мы задали врачу-терапевту высшей категории Томе Цолоевой, которая ответила, что, безусловно, это так.
«Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как картавость, заикание, гулкость голоса, региональный или иностранный акцент, является чтение, — отметила доктор. — И, кстати, чтение вслух — лучший способ уснуть, если у вас легкая бессонница. Собственная монотонная речь убаюкивает лучше всяких мелодичных напевов со стороны. Только нужно учесть, что не всякая литература подойдет для ночного прочитывания: это должны быть такие произведения лирического характера, которые могут оказать эмоционально-успокаивающий эффект. Прекрасно подойдут эссе, естественно, поэзия. Хорошо идут рассказы, полные смачных фантастических описаний. Изредка — что-нибудь философское, но лаконичное».
В итоге мы можем сказать, что многолетняя практика работы различных проектов показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали. Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека.
Считается, что с ребенком с самого рождения нужно разговаривать на своем родном языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления необходимо как можно скорее научить его выразительно читать вслух. Непременно — вслух! Причем обучение чтению нужно начинать в трехлетнем возрасте.
Каждый ребенок начинает обучение чтению с того, что вслух пытается складывать слоги в слова. Нам этот процесс может показаться простым, но на самом деле он затрагивает несколько отделов мозга и требует от дошкольников огромных усилий. Чтобы освоить навык чтения, детям приходится учиться соотносить слово печатное и звучащее, тренировать слуховую и зрительную память и концентрироваться на поставленной задаче намного дольше, чем они привыкли. Но если все идет хорошо и взрослые поддерживают их, а не торопят, то постепенно становятся заметны изменения в интеллектуальном развитии: увеличивается словарный запас и расширяется кругозор, возрастают возможности внимания, речь звучит более плавно и правильно, а сам ребенок начинает лучше понимать и запоминать то, что ему говорят.
Правильно подобранные книги также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Переживая за любимых персонажей, дошколята и младшие школьники знакомятся с проявлениями различных эмоций и начинают чаще замечать их у себя и других, что впоследствии облегчает им общение со сверстниками и близкими.
Хорошо, если первое время у детей будет возможность читать по очереди с остальными членами семьи. Так они научатся не только любить книги и читать с выражением, но и внимательно слушать других людей.
Чтение вслух помогает родителям привить детям любовь к книгам, обсудить многие важные вопросы и сделать отношения в семье более теплыми и доверительными. И хотя чаще всего взрослые перестают читать детям, когда те уже научились делать это самостоятельно, большая часть школьников с теплотой вспоминает об этом виде совместного досуга.
Так, по данным российских исследователей, более 80% учащихся старших классов признались, что любили или до сих пор любят, когда им читают. Это говорит о том, что для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.
Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что, приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может, был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите ваше чадо почитать для вас его самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.
Между тем регулярно читать вслух полезно не только детям, но и взрослым. Причем для каждого возраста «громкое» чтение обладает своими преимуществами. Такой метод знакомства с хорошей книгой позволяет прочувствовать каждую метафору, каждый закидончик автора, каждую эмоцию. Вдруг начинаешь понимать, насколько же певучей и плавной оказывается речь в книгах с хорошей стилистикой.
Большой плюс чтения вслух — жестикуляция. Читая про себя, вряд ли попытаешься жестикулировать свободной рукой, однако когда человек читает не про себя — движение руки или мимика лица происходят непроизвольно. Герой хватается за голову — и ты сам невольно прикладываешь к ней руку. Отзывается о ком-то с презрением — и рука делает пренебрежительный жест. Все это получается спонтанно, и оттого иногда начинает казаться, что раньше, читая тихо и сидя спокойно, мы лишали себя некой важной доли удовольствия от книги.
Трудно переоценить пользу чтения для подростков, ведь без чтения невозможно формирование гармоничного человека. Читая хотя бы иногда вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление, но и расширяют свой кругозор и развивают другие когнитивные процессы: они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков.
Для многих людей нет ничего лучше, чем сесть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот, потому что чтение — отличный способ заполнить свободное время, вместо того чтобы бездарно его убивать. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день. Рекомендуется читать неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы.
Конечно, читать или нет — выбор абсолютно каждого человека. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием. Но учитывая то, что полезнее занятия, чем чтение книги, не найти, выработайте в себе эту полезную привычку, и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.
Почему читать вслух полезнее, нежели чем про себя? — Образование на vc.
ruКаждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным, например, когда вы едите в вагоне метро, или вдумчивым и артистичным, когда вы находитесь в комфортных условиях и произносите реплики героев повествования вслух.
2617 просмотров
Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики.
И всё-таки, почему полезно читать и чем особенно полезно чтение вслух?
1. Тренировка памяти
Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам.
Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.
Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора.
2. Пополнение словарного запаса
Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации.
Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется).
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты.
По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.
3. Развитие актерских способностей
Для отточки свой профессионализм, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки.
Таким же образом, стоит поступать любому другому человеку, будь то ребенок, подросток или взрослый, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей.
На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель вы почувствуете ощутимый результат. Ваша речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе.
Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям.
4. Улучшение дикции
Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, а стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным.
Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.
5. Снятие стресса
Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета.
В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни.
Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом.
Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями.
6. Практика образного мышления
Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле.
Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.
7. Проявление эмпатии
Чтение вслух заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны. В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку.
Ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия.
Чтение отлично прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире, развивает многие другие навыки.
Чтение вслух для развития понимания
Спокойной ночи, луна Маргарет Уайз Браун — любимая детская сказка на ночь. Маленькие дети сразу же относятся к борьбе маленького кролика, пытающегося заснуть. Такие истории запоминаются, потому что они трогают детей и позволяют им устанавливать личные связи, которые вдохновляют их на более глубокие размышления, более искренние чувства и становятся более любопытными слушателями.
Многие из нас по собственному опыту помнят, как драгоценное время мы тратили на то, чтобы делиться историями и рассказывать о них. Мы помним рассказ о дружбе между маленькой девочкой и плюшевым мишкой по имени Кордрой в одноименной книге Дона Фримена. Мы также рассказали о дружбе паука и ее друга-свиньи Уилбура в рассказе Э.Б. Уайт Паутина Шарлотты .
Мы подключились к персонажам, их ситуациям или обстановке, в которой происходили истории. Мы и не подозревали, что, устанавливая такие связи, мы учились думать и действовать как хорошие читатели. Поскольку чтение вслух дает детям образец уверенного и профессионального чтения, многие родители и учителя делают его жизненно важной частью своей педагогической практики.
Как помочь детям понять то, что они читают
В этой статье восхваляется сила чтения вслух, а также восхваляется сила мысли вслух при чтении детям. Это простой способ выделить стратегии, используемые вдумчивыми читателями.
Кэтрин Патерсон, автор книги « Мост в Терабитию », однажды сказала семикласснику: «Книга — это совместное предприятие. Писатель может написать историю, но книга никогда не будет завершена, пока читатель, независимо от возраста , берет эту книгу и привносит в нее свою собственную историю». Чтобы стать таким читателем, дети должны осознать несколько стратегий понимания, которые позволяют им глубоко понимать материал и взаимодействовать с ним.
Эта статья посвящена трем конкретным стратегиям понимания:
- Связь книг с собственным жизненным опытом детей
- Связь книг, которые читают дети, с другой прочитанной ими литературой
- Связь того, что читают дети, с универсальными понятиями
В первых трех разделах этой статьи представлены текущие исследования и практики, связанные с чтением вслух. Последний раздел показывает, как применить это исследование к вашей работе с детьми. Мы обсудим важные преимущества чтения вслух; как выбрать хорошие книги для чтения вслух; как моделировать или обучать стратегиям понимания во время чтения вслух; и примеры того, как использовать эти стратегии понимания с двумя наборами книг.
Польза чтения вслух
Чтение вслух является основой для развития грамотности. Это самое важное занятие для успешного чтения (Bredekamp, Copple, & Neuman, 2000). Это дает детям возможность продемонстрировать фразовое беглое чтение (Fountas & Pinnell, 1996). Это раскрывает преимущества чтения и развивает у слушателя интерес к книгам и желание быть читателем (Mooney, 1990).
Слушание того, что читают другие, развивает ключевые навыки и понимание, такие как понимание того, как написана история, и знакомство с книжными условностями, такими как «жили-были» и «долго и счастливо» (Bredekamp et al., 2000) . Чтение вслух демонстрирует связь между печатным словом и смыслом — дети понимают, что печатное слово рассказывает историю или передает информацию — и приглашает слушателя к беседе с автором.
Дети могут слушать на более высоком уровне языка, чем читать, поэтому чтение вслух делает сложные идеи более доступными и знакомит детей со словарным запасом и языковыми моделями, которые не являются частью повседневной речи. Это, в свою очередь, помогает им понять структуру книг при самостоятельном чтении (Fountas & Pinnell, 1996). Он знакомит менее способных читателей с теми же богатыми и увлекательными книгами, которые беглые читатели читают самостоятельно, и побуждает их стать лучшими читателями. Учащимся любого возраста полезно услышать опыт чтения замечательной книги.
Выбор хороших книг
Детям нужно знакомить с разнообразными историями и книгами. Им нужно видеть себя, а также других людей, культуры, сообщества и проблемы в книгах, которые мы им читаем. Им нужно увидеть, как персонажи книг справляются с теми же страхами, интересами и опасениями, которые испытывают они сами (Barton & Booth, 1990). Выбор широкого круга культурно разнообразных книг поможет всем детям найти и установить связь со своим собственным жизненным опытом, другими прочитанными книгами и универсальными концепциями.
Дети используют реальную жизнь, чтобы понять книги, а книги помогают детям понять реальную жизнь. Выбирайте книги, которые побуждают детей реагировать с энтузиазмом и пониманием. Ищите книги с богатым языком, осмысленными сюжетами, убедительными персонажами и привлекательными иллюстрациями (Gambrell & Almasi, 1996).
Запомните два простых вопроса: хорошая ли это история? Стоит ли делиться с моим учеником? Другие идеи, которые следует учитывать при выборе хороших книг, включают:
- Достойна ли книга времени читателя и слушателя?
- Хорошо ли звучит рассказ при чтении вслух?
- Понравится ли это вашей аудитории?
- Сочтут ли дети, что книга имеет отношение к их жизни и культуре?
- Будет ли книга вызывать разговор?
- Будет ли книга способствовать более глубокому пониманию темы?
- Вдохновляет ли книга детей на то, чтобы найти или прослушать другую книгу на ту же тему? Тот же автор? Написано в том же жанре?
- История запоминающаяся?
- Захотят ли дети снова услышать эту историю?
«Думай вслух», чтобы смоделировать, как устанавливать связи
Путем моделирования того, как беглые читатели думают о тексте и решают проблемы во время чтения, мы делаем невидимый процесс чтения видимым. Моделирование побуждает детей развивать «привычки ума», которыми пользуются опытные читатели.
Чтобы помочь детям найти и установить связи между историями и книгами, им необходимо соотнести незнакомый текст с их соответствующими предыдущими знаниями. Есть несколько стратегий понимания, которые помогают детям стать знающими читателями. Три:
- Связь книги со своим жизненным опытом
- Связь книги с другой прочитанной литературой
- Подключение того, что они читают, к универсальным понятиям
- (Кин и Циммерманн, 1997)
Помощь детям в обнаружении этих связей требует планирования и моделирования. Родители и учителя могут поощрять и поддерживать размышления, слушание и обсуждение, а также моделировать «мысли вслух», которые раскрывают внутренний диалог читателей с текстом во время чтения (Harvey & Goudvis, 2000). Родители и учителя могут указать на связь между предыдущим опытом и рассказом, сходство между книгами и любую связь между книгами и более широкой концепцией.
Вот несколько примеров «думать вслух»:
- Чтобы установить связь между книгой и собственной жизнью, думайте вслух, когда делитесь. Например, когда вы читаете начало книги Аллена Сэя «: Речной сон », вы можете прокомментировать: «Эта книга напоминает мне о том времени, когда мой отец брал меня на рыбалку. Вы когда-нибудь рыбачили?»
- Чтобы установить связи между связанными книгами с одним и тем же автором или похожими настройками, персонажами и концепциями, произнесите « Прекрасные дочери Муфаро 9».0004 Джона Степто — африканская сказка, похожая на сказку о Золушке . Обе истории о сестрах – одна добрая, а другая злобная. Знаете ли вы какие-нибудь истории о хороших и злых сестрах или братьях? Давайте продолжим чтение, чтобы узнать, чем похожи истории».
- Чтобы связать книгу с большим миром или универсальной концепцией, вы можете сказать своему ученику: « Stellaluna Джанелл Кэннон помогает мне понять, что мы все одинаковы во многих отношениях, но наши различия делают нас особенными».
В то время как беглые читатели легко устанавливают такие связи, многие читатели этого не делают. Детям нужно показать этот тип мышления, а затем попросить присоединиться и участвовать в беседах о книгах. Это активное участие дает вам, учителю, представление о мыслях каждого читателя.
Собираем все вместе
Мы обнаружили, что многие детские книги основаны на классических или универсальных концепциях, которые возникают снова и снова: понимание самих себя, изучение отношений с семьей и друзьями, изучение других сообществ, людей и идей. Эти концепции помогают детям лучше понять социальную ткань, из которой состоит наш мир.
Один из способов начать обучение родителей навыкам «думать вслух» — принести набор книг на универсальную тему, например о дружбе или семейных традициях, и попросить родителей прочитать их друг другу вслух. Предложите родителям подумать о стратегиях понимания, которые они используют, и установить те же связи, которые они хотят, чтобы установили дети.
Ниже приведены две подборки книг, которые особенно подходят для «подумывания вслух».
Читать вслух сборник 1: Мы можем быть кем угодно
Этот набор книг передает идею о том, что мы можем быть кем угодно. По мере того как дети развивают чувство собственного достоинства, они часто сомневаются в своих способностях. Эти истории позволяют детям поделиться такими сомнениями и показывают, как дети могут достичь своих целей.
- Концепция: Мы можем быть кем угодно.
- Anchor book: Amazing Grace Мэри Хоффман
- Сопутствующая книга: Сюрприз в среду от Евы Бантинг
- Сопутствующая книга: City Green by DyAnne DiSalvo-Ryan
- Возрастной диапазон: Все
Amazing Grace открывает диалог. Начните с открытого вопроса, чтобы помочь слушателю установить связь между книгой и его собственным жизненным опытом. Например, «Грейс любит притворяться персонажами сказок. Кем вам нравится быть, когда вы притворяетесь?»
Затем история показывает, что Грейс хочет сыграть Питера в постановке своего класса «9».0003 Питер Пэн , но другие дети говорят ей, что она не может — Питер не афроамериканец и не девочка. Смоделируйте мысли вслух со связью, например: «Это напоминает мне случай, когда мне сказали, что я не могу играть в футбол, потому что я не могу бегать достаточно быстро». Это помогает привлечь слушателя к общению.
Попросите слушателя поделиться собственным опытом и предсказать, что Грейс может сделать дальше. Как и многие дети, Грейс обращается к своей семье. Нана, бабушка Грейс, ведет ее на афроамериканскую балерину, исполняющую Джульетту из 9.0003 Ромео и Джульетта . Хотя эта ссылка может быть потеряна для некоторых детей, они будут относиться к строке из рассказа: «Я могу быть всем, чем захочу?»
Дети будут стремиться предсказать окончание истории — на пробах для пьесы класс соглашается, что Грейс лучше всех — и будут относиться к последней строке книги: «Если Грейс задумала это, она может делать все, что захочет».
В Сюрприз по средам Анна и бабушка работают каждую среду вечером над сюрпризом на день рождения папы. В начале рассказа попросите своего ученика рассказать о своем опыте посещения вечеринок-сюрпризов, присмотра за няней, о том, что бабушка и дедушка живут поблизости, или просто о чтении книг с кем-то, в том числе с вами.
Пока история продолжается, смоделируйте связь между книгами. Например, «Эта история об отношениях между бабушкой и ее внучкой. В Amazing Grace также были бабушка и внучка. Как вы думаете, эти две истории будут похожи? Давайте продолжим читать, чтобы узнать».
Предложите своему ученику подумать о том, какое отношение чтение каждую среду вечером может иметь к сюрпризу. История показывает, что Анна учит свою бабушку читать. Хотя папа думает, что получил все свои подарки, бабушка дарит ему лучший из всех — она читает вслух истории, которым ее научила Анна.
Нарисуйте связь между книгами: «Когда я прочитал, что бабушка Анны хотела стать читательницей, я подумал, что эта история о том, как мы можем быть теми, кем захотим. Это напоминает мне историю Удивительная Грейс . Грейс также считала, что может быть кем угодно. Кроме того, как и в этой истории, в этой показаны отношения между бабушкой и внуком». Затем задайте открытый вопрос своему ученику: «Чем отношения Анны с бабушкой отличаются от отношений Грейс?»
Зеленый город — последняя книга в этом наборе. Как и другие, он хорошо написан и поддерживает универсальную концепцию самоопределения.
Когда молодая девушка и ее пожилая подруга создают общественный сад, пустой участок в городском районе превращается в прекрасное место, заполненное цветами и овощами. Хотя многие дети, возможно, не имели опыта работы в общественных садах, они могут быть связаны с городской сценой и идеей о том, что место, где вы живете, должно быть красивым.
К этому времени ваша ученица может захотеть поделиться своими мыслями о связях между книгами. Во всех трех историях изображены фигура бабушки и дедушки и молодая девушка. Все три показывают, как они работают вместе, чтобы что-то сделать. И в Amazing Grace , и в City Green персонажи не верили во что-то, но передумали.
Связи между книгами и универсальными понятиями устанавливаются при чтении каждого рассказа и углубляются после последнего рассказа. Вы можете смоделировать, как все три истории поддерживают идею о том, что мы можем быть кем угодно. «Грейс хотела быть Питером Пэном. Бабушка Анны хотела быть читательницей. Кем Марси хотела быть в 9 лет?0003 Зеленый город ? Кем ты хочешь быть? Кто поможет вам стать тем, кем вы хотите быть?»
Прочтите вслух сборник 2: Быть новичком
Этот сборник позволяет детям поделиться своими историями о том, как они были новичками в ситуации, и узнать об опыте других новичков. , Кроме того, эти истории позволяют вам обсудить идеи о разнообразии и принятии со своим учеником.0024
Нарисованные слова/произнесенные воспоминания — основная книга по этой теме. Это книжка с картинками, которая показывает два аспекта иммигрантского опыта, оба с точки зрения ребенка. Первая история, «Нарисованные слова», повествует о Марианте или Мари, которая недавно приехала в Соединенные Штаты, и ее матери в ужасный первый день в школе.
У некоторых детей есть личные истории о том, что они впервые попали в эту страну; у других есть истории о том, что они были новичками в классе, школе или районе. Этот опыт поможет связать прочитанное с темой. Ваши разговоры с учащимся могут включать такие темы, как переезд в новый дом, новые друзья или изучение нового языка.
В разделе «Разговорные воспоминания» Мари рассказывает историю своей жизни через искусство. Поощряйте вашего ученика делиться частями истории своей жизни, показывая, как это сделать. «Моя мама рассказывала мне истории о том, каково это было покинуть свой дом на Ямайке. Ваша семья всегда жила в этом районе или они переехали сюда из другого места?» Постарайтесь проявить чуткость, если ребенку неудобно делиться. Ваша ученица увидит себя рассказчиком и сразу же коснется этого аспекта книги.
Как и «Painted Words», Going Home рассказывает о семье, покидающей одну страну, чтобы жить в другой. Попросите своего ученика установить эту связь между двумя книгами. В этой книге также представлена идея о том, что родители могут называть домом одно место, а дети — другое. Когда Карлос и его семья едут в деревню его родителей на Рождество, он понимает, на какие жертвы пошли его родители, чтобы их дети могли жить лучше.
Сделайте паузу, чтобы выслушать мысли вашего ученика о работе, семейных ценностях и так далее. Перечитайте строки из «Разговорных воспоминаний»: «Люди покидали нашу бедную деревню. Ехали в новую землю, надеясь на лучшую жизнь». Эта строка подчеркнет связь между двумя книгами.
По сравнению с первыми двумя, остальные книги в этой коллекции могут быть более абстрактными (для некоторых детей). Пальто Памяти начинается на рубеже веков в родной стране персонажей и заканчивается в Соединенных Штатах. Герой Гриша, потерявший родителей, не отдаст рваное пальто, которое мать сшила ему перед смертью.
Если у вашего ученика нет личного опыта иммиграции, ему или ей будет интересна куртка. Ваш ученик, скорее всего, проведет связь между сентиментальной или любимой вещью, с которой он или она не может расстаться, и потребностью персонажа цепляться за пальто.
Моя поездка на свободу — последняя книга-компаньон в этой коллекции. В отличие от других книг, персонажи этой книги не иммигрируют в Соединенные Штаты. Они бегут из Северной Кореи в поисках лучшей жизни в Южной Корее.
Ваш ученик может сравнить и сопоставить эту историю с другими для лучшего понимания. Исследуйте идею о том, что многие люди покидают свои страны или общины в поисках лучшей жизни, и лучшая жизнь не обязательно должна происходить в Соединенных Штатах. Вы также можете спросить: «Что делает жизнь лучше?» Благодаря этому насыщенному обсуждению вы можете помочь своему ученику установить связь между книгами и основной концепцией коллекции — быть новичком наполнено проблемами и воспоминаниями.
Заключительные мысли
Разработка стратегий понимания посредством чтения вслух требует планирования и создания среды для размышлений, слушания и обсуждения. Вскоре вы научитесь следовать примеру своего ученика: моделировать связи, задавать вопросы, поощрять обсуждение и использовать литературу, чтобы побудить к личному рассказу.
Освойтесь с небольшими развлечениями. Благодаря разговорам и развлечениям дети обретают смысл и делятся важными для них связями. Чтение вслух детям дает им возможность примерить язык и опыт других. Это помогает им наладить связь со своей жизнью и информирует их мнение о себе и других. Мысли вслух помогают детям научиться использовать стратегии понимания, которые важны при самостоятельном чтении.
Примеры сборников для чтения вслух
Семейные традиции (Возрастной диапазон: все)
- Куриное воскресенье Патриция Полакко
- Суп с клецками от Джамы Ким Раттиган
- Луна-сова Джейн Йолен
Дружба (Возрастной диапазон: все)
- Chester’s Way Кевин Хенкес
- Генри Хайкс в Фитчбург Д. Б. Джонсон
- Мэтью и Тилли Ребекка С. Джонс
- Генри и Эми (правосторонний и перевернутый Стивена Майкла Кинга
- Ира спит более Бернар Вабер
Иммиграция (Возрастной диапазон: второй класс и старше)
- Нарисованные слова/произнесенные воспоминания Алики
- Иду домой Ева Бантинг
- Сколько дней до Америки? История благодарения Евы Бантинг
- Моя поездка к свободе Фрэнсис Парк и Джинджер Парк
- Пальто с эффектом памяти от Эльвиры Вудрафф
Чудеса грамотности (Возраст: второй класс и старше)
- Больше, чем что-либо еще Мари Брэдби
- Папины истории Долорес Джонсон
- Янтарь на горе Роберта Джонстона
- Томас и библиотекарь Пэт Мора
- Спасибо, мистер Фалькер Патриция Полакко
5 преимуществ чтения вслух в классе
На этой неделе мы отмечаем Всемирный день чтения вслух, но вы можете поддерживать магию чтения вслух в своем классе в течение всего года.
Вы отмечали Всемирный день чтения вслух, будучи студентом? Это традиция, которой вы придерживаетесь как педагог?
У меня остались теплые воспоминания о Всемирном дне чтения вслух, когда я учился в старшей школе. Один год, мы читаем Ромео и Джульетта . Сцена на балконе в исполнении капитана женской баскетбольной команды и крохотной, но бесстрашной семиклассницы навсегда врезалась мне в память. В другом году мы читаем отрывки из Сказки братьев Гримм . В тот день так много студентов пошли домой, удивляясь тому, как много в диснеевских версиях было приукрашено или полностью исключено.
Эти воспоминания до сих пор теплые и нечеткие, потому что происходит что-то волшебное, когда группы людей вместе читают вслух. Он создает общий опыт, освещает истории, формирующие наши ценности, и ставит литературу в центр нашей жизни, пусть даже всего на один день. Каждый год в течение 16 лет моей работы учителем ELA мы с учениками с нетерпением ждали празднования Всемирного дня чтения вслух.
Но чтение вслух — это не просто волшебство. Это также развивает важные навыки у читателей на всех уровнях обучения. Вот пять причин, подкрепленных исследованиями в области науки о чтении, почему вы и ваши ученики должны читать вслух вместе.
1. Чтение вслух расширяет словарный запас
Когда мы читаем вслух, учащиеся сталкиваются с новыми словами. Они также учатся произносить незнакомые слова, а это не то, чему они обязательно учатся, читая про себя. Вы также можете остановиться на сложных словах и попросить определения. Если ни у кого нет, найдите их как класс. Это показывает учащимся, что стоит искать новые знания при самостоятельном чтении. Несколько исследований показали, что хорошо развитый словарный запас связан с лучшей успеваемостью в школе.
2. Чтение вслух улучшает понимание и активное слушание
Когда вы читаете вслух или слушаете, как это делают другие, ваш разум концентрируется как на звуках, издаваемых словами, так и на их значении, и это серьезная когнитивная тренировка, которая укрепляет понимание.
В ходе исследования, проведенного учеными из Университета Перуджи, студенты читали вслух взрослым с деменцией в течение 60 занятий. Слушатели показали лучшие результаты в тестах памяти после сеансов, чем до. «Похоже, что прослушивание истории приводит к более интенсивной и глубокой обработке информации», — заключили исследователи.
Чтение вслух развивает активное слушание, которое выходит за рамки простого слушания слов и их действительного усвоения. Активное слушание позволяет учащимся достаточно глубоко собирать информацию, чтобы анализировать ее и размышлять над ней. В качестве бонуса новые исследования показывают, что умение слушать является важным элементом в обучении тому, как хорошо читать.
3. Чтение вслух снижает стресс и делает нас счастливыми
Развитие навыков SEL в последнее время занимает центральное место в большинстве классов, а чтение вслух приносит ощутимую пользу для нашего психического и эмоционального здоровья. Джим Трелиз, автор В Руководстве по чтению вслух говорится, что «каждый раз, когда мы читаем ребенку вслух, мы посылаем в его мозг «сообщение об удовольствии». Тререлиз говорит, что эта реакция частично вызвана чувством счастья и самоуважения, вызванным тем, что кто-то другой тратит время на наше удовольствие.
Д-р Кейша Сирибо также отмечает, что чтение вслух снижает уровень стресса и в целом заставляет нас чувствовать себя более благодарными и расслабленными. Один из способов сделать это — через повествовательный перенос, который происходит, когда мы настолько поглощены историей, что забываем о том, что нас окружает, и участвуем в визуальном, слуховом, кинестетическом и эмоциональном путешествии во времени. Вспомните, когда вы в последний раз плакали во время просмотра фильма, и вы поймете, о чем идет речь. В этом состоянии мы не только более восприимчивы к более глубокому обучению, но и практикуем эмпатию и развиваем эмоциональную устойчивость.
4. Чтение вслух укрепляет беглость
Беглость – это слово, которое мы часто слышим, но его трудно определить применительно к чтению. Беглое чтение означает чтение без усилий, в нужном темпе, точно, с соответствующим ритмом и выражением. Беглость часто считается связующим звеном между декодированием (пониманием связи между буквами и звуками) и пониманием. Когда мы читаем вслух нашим ученикам, мы даем им образец беглого чтения, которому они могут подражать. Они также будут учиться, слушая чтение друг друга. Согласно теории социального обучения, разработанной психологом Альбертом Бандурой, наблюдение за другими играет жизненно важную роль в том, как мы приобретаем новые знания и навыки.
5. Чтение вслух может улучшить рабочую память
Рабочая память значительно влияет на то, как мы учимся читать, и во многих исследованиях было показано, что чтение вслух улучшает память. Колин Маклауд, психолог из Университета Ватерлоо, исследовал влияние чтения вслух на память и неоднократно показывал, что люди всегда лучше запоминают слова, если читают их вслух.
Эти результаты были воспроизведены в ходе многочисленных исследований, проводившихся более десяти лет. В одном исследовании группе детей в возрасте от 7 до 10 лет был представлен список слов, и их попросили прочитать одни слова про себя, а другие вслух. После этого они правильно распознавали 87% слов, прочитанных вслух, и только 70% слов, прочитанных про себя. В другом исследовании взрослым в возрасте от 67 до 88 лет давали одно и то же задание — читать слова про себя или вслух, а затем записывать все слова, которые они могли вспомнить. Они смогли вспомнить 27% слов, прочитанных вслух, и только 10% слов, прочитанных про себя.
Облегчить чтение вслух для борющихся читателей
Несмотря на все преимущества чтения вслух, борющиеся читатели могут испугаться этой проблемы. Я помню, как один ученик сказал мне, что как только его учитель просил кого-нибудь читать вслух, он подсчитывал количество предложений до тех пор, пока не подходила его очередь, чтобы он мог начать практиковать свою реплику. Он не сосредотачивался на истории, расширении словарного запаса или извлечении выгоды из общего опыта.
Особенно для учащихся с дислексией и другими отклонениями в обучении чтение вслух может быть проблемой, рутинной работой и убийцей уверенности в себе. Но это не обязательно.
Fast ForWord®, решение для чтения и языка, основанное на науке о чтении, является единственным программным обеспечением, включающим Reading Assistant Plus™️, управляемый инструмент для чтения, который использует запатентованную технологию распознавания речи для обеспечения обратной связи в режиме реального времени. В отличие от других цифровых ресурсов для чтения, которые позволяют учащимся записывать только себя, Reading Assistant Plus на самом деле слушает и помогает учащимся, когда они затрудняются или неправильно произносят слово, укрепляя новые навыки, словарный запас и беглость речи.
Истории обладают силой. Давайте работать над тем, чтобы в будущем все ученики чувствовали себя комфортно, делясь ими!
Автор
- Эмили Андерсон, доктор философии
- Копирайтер
- Карнеги Обучение, Инк.